Армида (Гайдн)
Армида | |
---|---|
Опера Йозефа Гайдна | |
![]() Портрет композитора работы Томаса Харди , 1791 год, когда Гайдн сочинил произведение, свою последнюю оперу. | |
Язык | итальянский |
На основе | Тассо Торквато Джерусалемме Либерата |
Премьера | 26 февраля 1784 г. Эстерхаза Придворный театр |
Армида ( Hob. XXVIII/12) — опера ( эроическая драма в трёх действиях австрийского композитора Йозефа Гайдна , поставленная на итальянское либретто, взятое из оперы Антонио Тоцци 1775 года Ринальдо » с поправками Порта « в конечном итоге основан на истории Армиды и Ринальдо в Торквато Тассо « стихотворении Джерусалемме Либерата » ( «Освобожденный Иерусалим »). [ 1 ] [ 2 ]
Либретто
[ редактировать ]Текст либретто Нунциато Порты для «Армиды » Гайдна был в основном взят из оперы Антонио Тоцци «Ринальдо» , впервые исполненной во время Вознесения 1775 года в театре Сан-Сальваторе в Венеции с либретто неизвестного адаптера, который был главным образом основан на « Армиде», написанной Дуранди и положен на музыку Паскуале Анфосси для Турина в 1770 году (см. Список опер Паскуале Анфосси ) и Антонио Саккини для Милана в 1772 году (см. Армида (Саккини) ). Ринальдо также включил элементы из оперы Никколо Джоммелли «Армида отброшенная» , впервые исполненной в 1770 году в театре Сан-Карло в Неаполе на либретто Франческо Саверио Де Рогати » Тассо , который адаптировал ее из своей более ранней драмы, основанной на «Освобожденном Иерусалиме . Опера Джоммелли включала в себя балет, хор и машинное зрелище. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Речитатив в третьем акте, повествующий о посещении Ринальдо заколдованного леса Армиды, был поставлен несколькими другими композиторами до того, как он был включен в оперу Гайдна. [ 7 ] Ринальдо также включил материал из Джованни Бертати либретто для оперы Иоганна Готлиба Науманна 1773 года «Армида» , который также использовался в версии Гайдна. [ 3 ]
История выступлений
[ редактировать ]Гайдна Первое представление «Армиды» состоялось 26 февраля 1784 года, а с 1784 по 1788 год было представлено 54 спектакля в Придворном театре Эстерхазы . При жизни композитора она также исполнялась в Прессбурге , Будапеште, Турине и Вене. Сам Гайдн считал «Армиду» своей лучшей оперой. [ 8 ] Затем Армида исчезла из общего оперного репертуара; он был возрожден в 1968 году в концертном исполнении в Кельне, а затем в постановке в Берне. [ 9 ] Премьера оперы в США состоялась в Palace Theater в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир, с Симфоническим оркестром Нью-Гэмпшира на музыкальном фестивале Монаднок в сентябре 1981 года. Сара Риз исполнила главную партию; Режиссер Питер Селларс поставил постановку во время войны во Вьетнаме . [ 10 ] [ 11 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 2 ] | Премьера актерского состава, 26 февраля 1784 г. (Дирижер: Йозеф Гайдн) |
---|---|---|
Армида , волшебница | сопрано | Метильда Болонья |
Ринальдо, рыцарь | тенор | Просперо Брегетти |
Зельмира, сообщница Армиды | сопрано | Костанца Вальдестурла |
Идрено, король сарацин | бас | Паоло Мандини |
Убальдо, друг Ринальдо | тенор | Антонио Спесиоли |
Клотарко, рыцарь | тенор | Леопольдо Дихтлер |
Произведение написано для флейты, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, двух валторн/труб, литавр, струнных, континуо.
Краткое содержание
[ редактировать ]Чтобы предотвратить захват Иерусалима рыцарями Первого крестового похода , Князь Тьмы послал в мир чародейку Армиду, чтобы она соблазнила христианских героев и отвратила их от долга. Самый храбрый из них, Ринальдо, попал под чары Армиды. Она полюбила его так сильно, что не могла заставить себя уничтожить его.
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1: Зал совета в царском дворце Дамаска . Король Идрено встревожен тем, что крестоносцы перешли реку Иордан . Языческая волшебница Армида вроде бы одержала победу над крестоносцами, но опасается, что ее завоевание не будет полным без завоевания любви христианского рыцаря Ринальдо. Теперь Ринальдо одержим Армидой и обещает сражаться против своих собратьев-христиан, если победоносный король Идрено предложит ему королевство и руку Армиды. Армида молится за безопасность Ринальдо.
Сцена 2: Крутая гора с крепостью Армиды на вершине. Рыцари Убальдо и Клотарко планируют освободить Ринальдо из лап Армиды. Идрено посылает Зельмиру, дочь султана Египта, заманить христиан в ловушку, но, встретив Клотарко, она влюбляется в него и предлагает отвести его в безопасное место.
Сцена 3: Апартаменты Армиды. Ринальдо восхищается храбростью приближающихся рыцарей. Убальдо предупреждает Ринальдо остерегаться чар Армиды и упрекает его в пренебрежении своим христианским долгом. Несмотря на раскаяние, Ринальдо не может избежать чар Армиды.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1: Сад во дворце Армиды. Зельмире не удается отговорить Идрено от планирования засады на крестоносцев. Идрено делает вид, что согласен с требованием Клотарко освободить христианских рыцарей, очарованных Армидой. Неохотно Ринальдо уходит вместе с Убальдо. Армида выражает свою ярость.
Сцена 2: Лагерь крестоносцев. Убальдо приветствует Ринальдо, который готовится идти в бой. Армида просит убежища и любви Ринальдо. Ринальдо отправляется в бой с Убальдо и другими солдатами.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1: Темная, неприступная роща с большим миртовым деревом. Ринальдо, зная, что дерево хранит тайну сил Армиды, входит в лес, намереваясь срубить его. Появляется Зельмира с группой нимф , и они пытаются уговорить его вернуться к Армиде. Когда он собирается ударить мирт, из него появляется растрепанная Армида и противостоит ему. Армида не может заставить себя убить его; Ринальдо ударяет по дереву, и волшебное дерево исчезает.
Сцена 2: Лагерь крестоносцев. Крестоносцы готовятся к битве с сарацинами. Появляется Армида и клянется преследовать Ринальдо повсюду. Когда Ринальдо уходит, она посылает за Ринальдо адскую колесницу.
Музыка
[ редактировать ]Карл Гейрингер прокомментировал, как Гайдн перенял «принципы и методы» Кристофа Виллибальда Глюка оперы в этой опере и как одна только увертюра воплощает сюжет оперы в чисто инструментальном плане. [ 12 ]
Музыка Гайдна к опере также время от времени содержит отголоски оперы Сарти « Джулио Сабино» , сыгранной в Эстерхазе в 1783 году. [ 13 ] [ 14 ]
Записи
[ редактировать ]- 1978 - Джесси Норман (Армида), Клаас Х. Аншо (Ринальдо), Норма Берроуз (Зельмира), Сэмюэл Рэми (Идрено), Робин Леггейт (Убальдо), Энтони Рольф Джонсон (Клотарко) - Камерный оркестр Лозанны , Антал Дорати - 2 компакт-диска ( Philips Records )
- 2000 — Сесилия Бартоли (Армида), Кристоф Прегардиен (Ринальдо), Патрисия Петибон (Зельмира), Оливер Видмер (Идрено), Скот Вейр (Убальдо), Маркус Шефер (Клотарко) — Concentus Musicus Wien , Николаус Арнонкур — 2 компакт-диска ( Teldec ) [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Вин Джонс (2001). «Йозеф Гайдн. Армида», стр. 395–396, в The New Penguin Opera Guide под редакцией Аманды Холден . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-140-29312-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэри Хантер (1992). Армида (в). «Эроическая драма в трех действиях Йозефа Гайдна» , том 1, стр. 198–199, в Оперном словаре Нью-Гроув , четыре тома, под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-48552-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Стивенсон в редакции Мариты П. МакКлимондс (1992). «Тоцци, Антонио» , т. 4, с. 775–776, в Оперном словаре Нью-Гроув .
- ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Дуранди [Дурани, Джакомо], Якопо» , т. 1, с. 1283, в Оперном словаре Нью-Гроув .
- ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Де Рогатис [Рогати], Франческо Саверио» , т. 1, стр. 1128–1129, в Оперном словаре Нью-Гроув .
- ^ Дэвид Дж. Бух (2008). Волшебные флейты и зачарованные леса: Сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века (Чикаго и Лондон: The University of Chicago Press), стр. 185–188.
- ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Брошенная Армида» , т. 1, с. 200, в Оперном словаре Нью-Гроув .
- ^ Ланг, Пол Генри, «Гайдн и опера» (апрель 1932 г.). The Musical Quarterly , 18 (2): стр. 274–281.
- ^ Грэм, Роланд (2002). « Армида . Йозеф Гайдн». Ежеквартальный журнал «Опера» . 18 (1): 110–114. дои : 10.1093/oq/18.1.110 . (требуется подписка)
- ^ Питер Дж. Дэвис (6 сентября 1981 г.). «Опера: Гайдн переехал во Вьетнам» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Шварц, Ллойд (15 сентября 1981 г.). «Питер Селларс идет на войну» . Бостон Феникс . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Гейрингер, Карл, «Гайдн как оперный композитор» (1939–1940). Труды Музыкальной ассоциации , 66-я сессия. : стр. 23–32.
- ^ Райс, Джон А. «Армида», Дэвид Вин Джонс (редактор), Гайдн (Oxford Composer Companions) , Оксфорд, Oxford University Press, 2002, ISBN 978-0199554522 .
- ^ Харц, Дэниел (2009). « Армида », с. 334–341, в «Моцарте, Гайдне и раннем Бетховене 1781–1802» . Нью-Йорк; Лондон: WW Нортон. ISBN 978-0-393-06634-0 .
- ^ Армида , подробности записи; архивная копия .