Jump to content

Армида (Гайдн)

Армида
Опера Йозефа Гайдна
Портрет композитора работы Томаса Харди , 1791 год, когда Гайдн сочинил произведение, свою последнюю оперу.
Язык итальянский
На основе Тассо Торквато Джерусалемме Либерата
Премьера
26 февраля 1784 г. ( 26 февраля 1784 г. )
Эстерхаза Придворный театр

Армида ( Hob. XXVIII/12) — опера ( эроическая драма в трёх действиях австрийского композитора Йозефа Гайдна , поставленная на итальянское либретто, взятое из оперы Антонио Тоцци 1775 года Ринальдо » с поправками Порта Нунциато ) 1784 года . « в конечном итоге основан на истории Армиды и Ринальдо в Торквато Тассо « стихотворении Джерусалемме Либерата » ( «Освобожденный Иерусалим »). [ 1 ] [ 2 ]

Либретто

[ редактировать ]

Текст либретто Нунциато Порты для «Армиды » Гайдна был в основном взят из оперы Антонио Тоцци «Ринальдо» , впервые исполненной во время Вознесения 1775 года в театре Сан-Сальваторе в Венеции с либретто неизвестного адаптера, который был главным образом основан на « Армиде», написанной Дуранди . Якопо ] и положен на музыку Паскуале Анфосси для Турина в 1770 году (см. Список опер Паскуале Анфосси ) и Антонио Саккини для Милана в 1772 году (см. Армида (Саккини) ). Ринальдо также включил элементы из оперы Никколо Джоммелли «Армида отброшенная» , впервые исполненной в 1770 году в театре Сан-Карло в Неаполе на либретто Франческо Саверио Де Рогати [ it ] » Тассо , который адаптировал ее из своей более ранней драмы, основанной на «Освобожденном Иерусалиме . Опера Джоммелли включала в себя балет, хор и машинное зрелище. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Речитатив в третьем акте, повествующий о посещении Ринальдо заколдованного леса Армиды, был поставлен несколькими другими композиторами до того, как он был включен в оперу Гайдна. [ 7 ] Ринальдо также включил материал из Джованни Бертати либретто для оперы Иоганна Готлиба Науманна 1773 года «Армида» , который также использовался в версии Гайдна. [ 3 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Гайдна Первое представление «Армиды» состоялось 26 февраля 1784 года, а с 1784 по 1788 год было представлено 54 спектакля в Придворном театре Эстерхазы . При жизни композитора она также исполнялась в Прессбурге , Будапеште, Турине и Вене. Сам Гайдн считал «Армиду» своей лучшей оперой. [ 8 ] Затем Армида исчезла из общего оперного репертуара; он был возрожден в 1968 году в концертном исполнении в Кельне, а затем в постановке в Берне. [ 9 ] Премьера оперы в США состоялась в Palace Theater в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир, с Симфоническим оркестром Нью-Гэмпшира на музыкальном фестивале Монаднок в сентябре 1981 года. Сара Риз исполнила главную партию; Режиссер Питер Селларс поставил постановку во время войны во Вьетнаме . [ 10 ] [ 11 ]

Роль Тип голоса [ 2 ] Премьера актерского состава, 26 февраля 1784 г.
(Дирижер: Йозеф Гайдн)
Армида , волшебница сопрано Метильда Болонья
Ринальдо, рыцарь тенор Просперо Брегетти
Зельмира, сообщница Армиды сопрано Костанца Вальдестурла
Идрено, король сарацин бас Паоло Мандини
Убальдо, друг Ринальдо тенор Антонио Спесиоли
Клотарко, рыцарь тенор Леопольдо Дихтлер

Произведение написано для флейты, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, двух валторн/труб, литавр, струнных, континуо.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Чтобы предотвратить захват Иерусалима рыцарями Первого крестового похода , Князь Тьмы послал в мир чародейку Армиду, чтобы она соблазнила христианских героев и отвратила их от долга. Самый храбрый из них, Ринальдо, попал под чары Армиды. Она полюбила его так сильно, что не могла заставить себя уничтожить его.

Сцена 1: Зал совета в царском дворце Дамаска . Король Идрено встревожен тем, что крестоносцы перешли реку Иордан . Языческая волшебница Армида вроде бы одержала победу над крестоносцами, но опасается, что ее завоевание не будет полным без завоевания любви христианского рыцаря Ринальдо. Теперь Ринальдо одержим Армидой и обещает сражаться против своих собратьев-христиан, если победоносный король Идрено предложит ему королевство и руку Армиды. Армида молится за безопасность Ринальдо.

Сцена 2: Крутая гора с крепостью Армиды на вершине. Рыцари Убальдо и Клотарко планируют освободить Ринальдо из лап Армиды. Идрено посылает Зельмиру, дочь султана Египта, заманить христиан в ловушку, но, встретив Клотарко, она влюбляется в него и предлагает отвести его в безопасное место.

Сцена 3: Апартаменты Армиды. Ринальдо восхищается храбростью приближающихся рыцарей. Убальдо предупреждает Ринальдо остерегаться чар Армиды и упрекает его в пренебрежении своим христианским долгом. Несмотря на раскаяние, Ринальдо не может избежать чар Армиды.

Сцена 1: Сад во дворце Армиды. Зельмире не удается отговорить Идрено от планирования засады на крестоносцев. Идрено делает вид, что согласен с требованием Клотарко освободить христианских рыцарей, очарованных Армидой. Неохотно Ринальдо уходит вместе с Убальдо. Армида выражает свою ярость.

Сцена 2: Лагерь крестоносцев. Убальдо приветствует Ринальдо, который готовится идти в бой. Армида просит убежища и любви Ринальдо. Ринальдо отправляется в бой с Убальдо и другими солдатами.

Сцена 1: Темная, неприступная роща с большим миртовым деревом. Ринальдо, зная, что дерево хранит тайну сил Армиды, входит в лес, намереваясь срубить его. Появляется Зельмира с группой нимф , и они пытаются уговорить его вернуться к Армиде. Когда он собирается ударить мирт, из него появляется растрепанная Армида и противостоит ему. Армида не может заставить себя убить его; Ринальдо ударяет по дереву, и волшебное дерево исчезает.

Сцена 2: Лагерь крестоносцев. Крестоносцы готовятся к битве с сарацинами. Появляется Армида и клянется преследовать Ринальдо повсюду. Когда Ринальдо уходит, она посылает за Ринальдо адскую колесницу.

Карл Гейрингер прокомментировал, как Гайдн перенял «принципы и методы» Кристофа Виллибальда Глюка оперы в этой опере и как одна только увертюра воплощает сюжет оперы в чисто инструментальном плане. [ 12 ]

Музыка Гайдна к опере также время от времени содержит отголоски оперы Сарти « Джулио Сабино» , сыгранной в Эстерхазе в 1783 году. [ 13 ] [ 14 ]

  1. ^ Дэвид Вин Джонс (2001). «Йозеф Гайдн. Армида», стр. 395–396, в The New Penguin Opera Guide под редакцией Аманды Холден . Лондон: Книги Пингвина. ISBN   0-140-29312-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Мэри Хантер (1992). Армида (в). «Эроическая драма в трех действиях Йозефа Гайдна» , том 1, стр. 198–199, в Оперном словаре Нью-Гроув , четыре тома, под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Макмиллан. ISBN   0-333-48552-1 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Роберт Стивенсон в редакции Мариты П. МакКлимондс (1992). «Тоцци, Антонио» , т. 4, с. 775–776, в Оперном словаре Нью-Гроув .
  4. ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Дуранди [Дурани, Джакомо], Якопо» , т. 1, с. 1283, в Оперном словаре Нью-Гроув .
  5. ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Де Рогатис [Рогати], Франческо Саверио» , т. 1, стр. 1128–1129, в Оперном словаре Нью-Гроув .
  6. ^ Дэвид Дж. Бух (2008). Волшебные флейты и зачарованные леса: Сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века (Чикаго и Лондон: The University of Chicago Press), стр. 185–188.
  7. ^ Марита П. МакКлимондс (1992). «Брошенная Армида» , т. 1, с. 200, в Оперном словаре Нью-Гроув .
  8. ^ Ланг, Пол Генри, «Гайдн и опера» (апрель 1932 г.). The Musical Quarterly , 18 (2): стр. 274–281.
  9. ^ Грэм, Роланд (2002). « Армида . Йозеф Гайдн». Ежеквартальный журнал «Опера» . 18 (1): 110–114. дои : 10.1093/oq/18.1.110 . (требуется подписка)
  10. ^ Питер Дж. Дэвис (6 сентября 1981 г.). «Опера: Гайдн переехал во Вьетнам» . Нью-Йорк Таймс .
  11. ^ Шварц, Ллойд (15 сентября 1981 г.). «Питер Селларс идет на войну» . Бостон Феникс . Проверено 25 апреля 2024 г.
  12. ^ Гейрингер, Карл, «Гайдн как оперный композитор» (1939–1940). Труды Музыкальной ассоциации , 66-я сессия. : стр. 23–32.
  13. ^ Райс, Джон А. «Армида», Дэвид Вин Джонс (редактор), Гайдн (Oxford Composer Companions) , Оксфорд, Oxford University Press, 2002, ISBN   978-0199554522 .
  14. ^ Харц, Дэниел (2009). « Армида », с. 334–341, в «Моцарте, Гайдне и раннем Бетховене 1781–1802» . Нью-Йорк; Лондон: WW Нортон. ISBN   978-0-393-06634-0 .
  15. ^ Армида , подробности записи; архивная копия .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39e5473220b67c6b4307384e2a49e4cc__1714054080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/cc/39e5473220b67c6b4307384e2a49e4cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armida (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)