Армида (Глюк)
«Армида» — опера Кристофа Виллибальда Глюка на либретто Филиппа Кино . Пятая постановка Глюка для парижской сцены и любимое произведение композитора среди его произведений. Впервые она была исполнена 23 сентября 1777 года Королевской академией музыки во втором зале Пале-Рояль в Париже.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]Глюк поставил то же либретто, которое Филипп Кино написал для Люлли в 1686 году, на основе » Торквато Тассо Освобожденного « Иерусалима . Глюк, казалось, легко столкнулся с французскими традициями, когда сочинял «Армиду» . Люлли и Кино были основоположниками серьезной оперы во Франции, а «Армида» была общепризнанным их шедевром, поэтому со стороны Глюка было смелым шагом написать новую музыку на слова Кино. Подобная попытка написать новую оперу на либретто « Тезеи » Жана -Жозефа де Мондонвиля в 1765 году закончилась катастрофой: зрители потребовали заменить ее оригиналом Люлли. Используя Армиду , Глюк бросил вызов давним и, казалось бы, нерушимым идеалам французской практики, и в процессе он раскрыл эти ценности, способные к обновлению через «современную» композиционную чувствительность. Критическая реакция и последующая полемика привели к одной из тех грандиозных путаниц, обычных для французской интеллектуальной жизни. Глюк задел чувствительные чувства французов, и тогда как «Армида» не была одним из его самых популярных произведений, она оставалась критическим критерием французской оперной традиции и получила горячую оценку Берлиоза в его «Мемуарах» . Глюк также установил небольшую моду на перезапуск опер Люлли/Кино: соперник Глюка Пиччинни последовал его примеру с Роландом в 1778 году и Атисом в 1780 году; в том же году Филидор выпустил новый «Персе» ; и Госсек предложил свою версию «Тезее» в 1782 году. Говорят, что сам Глюк работал над оперой по мотивам Роланда , но отказался от нее, когда услышал, что Пиччинни взял на себя то же либретто.

Армида оставалась в репертуаре парижской Национальной академии музыки на протяжении всего конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века, возрождения проводились в 1805, 1811, 1818, 1819 и 1825 годах. В новой постановке, поставленной Эмилем Перреном в 1866 году, были представлены декорации Эдуарда Деплешена ( Акт II), Огюст Альфред Рубе и Филипп Шаперон (акт III) и Шарль-Антуан Камбон (акты IV и V). Еще одна крупнобюджетная постановка была поставлена в Опере 12 апреля 1905 года с Люсьен Бреваль в главной роли, Алисой Верле , Агустарелло Аффре , Динь Гилли и Женевьевой Викс . [ 1 ] Костюмы разработали Шарль Бьянкини и Шарль Бету; декорации были созданы учеником Камбона Эженом Карпеза (акт I), Амабле (акты II и V), а также Марселем Жамбоном и Александром Байи (акты III и IV).
За постановкой Оперы 1905 года 7 ноября 1905 года последовала крупнобюджетная постановка в Театре де ла Монне в Брюсселе. Под руководством знатока Глюка Франсуа-Огюста Жевара в главной роли была Фелия Литвинн , костюмы художника-символиста Фернана Кнопфа и восемь декораций Альберта Дюбоска. Эта роскошная постановка, получившая огромный успех, впервые была представлена в сорока представлениях с последующими возрождениями в 1909, 1924 и 1948 годах.
Метрополитен -опера поставила спектакль к открытию сезона 1910–1911 годов. Тосканини руководил актерским составом во главе с Олив Фремстад , Луизой Гомер и Энрико Карузо . [ 2 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 23 сентября 1777 г. [ 3 ] (дирижер) |
---|---|---|
Армида, волшебница, Принцесса Дамаска |
сопрано | Розали Левассер |
, крестоносец Рено | высокий против | Джозеф Легро |
Финики, доверенное лицо Армиды | сопрано | Мадемуазель Ле Буржуа |
Сидони, они доверяют Армиде. | сопрано | Мисс Шатонеф |
Хидраот, волшебник, Король Дамаска |
баритон | Николя Гелин |
Ненавидеть | контральто [ 4 ] | Селеста [Селестина] Дюранси [ 5 ] |
Датский рыцарь, крестоносец | тенор | Этьен Ленез (также пишется Лене) |
Убальде, крестоносец | баритон | Анри Ларриви |
Демон в образе Люсинды, возлюбленная датского рыцаря |
сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «старшая» [ 6 ] |
Демон в образе Мелиссы, возлюбленная Убальде |
сопрано | Антуанетта Сесиль де Сент-Юберти |
Аронте, отвечающий за Армиду заключенные |
баритон | Жорж Дюран |
Артемидор, крестоносец | тенор | Тирот |
И племянник | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «старшая» [ 7 ] |
пастушка | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан «старшая» [ 6 ] |
удовольствие | сопрано | Антуанетта Сесиль де Сент-Юберти [ 7 ] |
Дамаскины, нимфы, пастухи и пастушки, свита Ненависти, демоны, Наслаждения, корифеи |
Краткое содержание
[ редактировать ]
Сюжетную линию см. в «Армиде Люлли » . Глюк сохранил либретто без изменений, хотя и сократил аллегорический пролог и добавил в конец третьего акта несколько строк собственного сочинения. Точно так же роли и расположение голосов такие же, как и в опере Люлли.

Записи
[ редактировать ]- Аудио дирижирование Росси с Макнайтом/Гардино/Пикки/Моллетом (Melodram, записано вживую в Турине в 1958 году)
- Армида ( Фелисити Палмер ), Рено ( Энтони Рольф Джонсон ), Ла Хейн ( Линда Финни ), Хидраот ( Раймунд Херинкс ); City of London Sinfonia , Ричард Хикокс (EMI, записано вживую в Лондоне в июне 1982 года)
- Видео дирижирует Рамин с Кабалье /Сирмаем/Линдроосом/Бакерисо (YouTube, снято в Мадриде 16 апреля 1985 г.)
- Армида ( Мирей Делунш ), Рено ( Шарль Уоркман ), Ла Эн ( Ева Подлесь ), Хидраот ( Лоран Наури ); Les Musiciens du Louvre , Марк Минковский (Архив, записанный вживую в Париже в ноябре и декабре 1996 года)
- Аудио дирижирует Мути с Антоначчи /Урманой/Коулом/ Альбертом (Оперный театр, запись вживую в Милане 7 декабря 1996 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Жиру, Винсент, аннотации к Marston 52059-2, Ранние французские теноры, Том 1: Эмиль Скарамберг, Пьер Корнубер и Жюльен Лепрестр , по состоянию на 3 декабря 2009 г. Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Энтони Томмазини (19 ноября 1999 г.). «Оперное обозрение; Любовь, увы, а не чародейство, было ее истинным призванием» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Роли и премьерный состав из «Новой оперной книги Коббеса» ; Джереми Хейс, Армида (ii) , в словаре New Grove Dictionary , I, стр. 202; Питу, с. 52; Лахарте, с. 291; Казалья, Герардо (2005). « Армида , 23 сентября 1777 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ↑ Эта роль, хотя часто приписывалась контральто, была записана, как обычно во французской опере того периода, в ключе сопрано (ср. оригинальную печатную партитуру ).
- ^ сценическое имя Мадлен-Селеста Фьезал (или Фьезак) де Фроссак
- ^ Перейти обратно: а б Источник: «Mercure de France» (октябрь 1777 г.), цитируется Артуром Пуженом ( Комические фигуры d'Opéra , Париж, Tresse 1875, стр. 151–152; доступно бесплатно онлайн на archive.org ).
- ^ Перейти обратно: а б Источник: Армида. Лирическая трагедия Кино (партитура для фортепиано и вокала с сокращениями и аннотациями Ф.-А. Геварта), Париж/Брюссель, Лемуан, 1902, с. XVII (копия в Интернет-архиве ).
Источники
- Джордж Ласеллес и Энтони Питти , редакторы, Новая оперная книга Коббеса , Сыновья Г. П. Патнэма, Нью-Йорк, 1997 ( ISBN 0091814103 )
- Теодор де Лахарт, Музыкальная библиотека Театра оперы. Исторический, хронологический, анекдотический каталог , Париж, Librairie des bibliophiles, 1878, том I, ad nomen , стр. 290–293 (на французском языке) (доступно в Интернете в Интернет-архиве )
- Шпиль Питу, Парижская опера. Энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей – рококо и романтика, 1715–1815 гг ., Greenwood Press, Вестпорт/Лондон, 1985 ( ISBN 0-313-24394-8 )
- Стэнли Сэди (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Гроув (издательство Оксфордского университета), Нью-Йорк, 1997 ( ISBN 978-0-19-522186-2 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Армида : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (на французском языке)
- Оригинальное либретто в Галлике, Национальная библиотека Франции (на французском языке)
- Оригинал напечатанной партитуры в Галлике, Национальной библиотеке Франции (на французском языке)