Роланд (Люлли)

«Роланд» — опера на музыку Жана-Батиста Люлли и либретто Филиппа Кино . Впервые она была исполнена 8 января 1685 года в Версальском дворце Королевской академией музыки ( Парижская опера ), а затем, начиная с 8 марта 1685 года, в публичном театре труппы в Париже, Театре дю Пале-Рояль . История взята из Ариосто эпической поэмы «Орландо Фуриозо» . Опера представляет собой музыкальную трагедию с аллегорическим прологом и пятью действиями.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав 8 января 1685 г. (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Роланд (Орландо) | бас | Франсуа Бомавиль |
Анжелика (Анжелика) | сопрано | Мари Ле Рошуа |
Медор (Медоро) | высокий против | Луи Голар Дюмень |
По теме | сопрано | Мисс Арманд |
Астольф (Астольфо) | высокий против | |
Для Логиста (Логиста) | сопрано | |
Демогоргон | бас |
Есть еще хор Фей, Островитян, Пастухов и Пастушек, Героев и последователей Славы.
Краткое содержание
[ редактировать ]Опера открывается аллегорическим прологом, в котором Демогоргон, король фей, восхваляет Людовика XIV и просит посмотреть историю знаменитого паладина Роланда. Роланд, племянник Карла Великого , любит Анжелику, дочь короля Катаи , но, без его ведома, она влюблена в Медора, солдата африканской армии. В первом акте Роланд дарит Анжелике волшебный браслет в знак своей любви. Во втором акте Анжелика приближается к Фонтану Любви в лесу. Когда она замечает Роланда, она использует волшебное кольцо, чтобы стать невидимой, и Роланд в отчаянии уходит. Затем приходит Медор и в монологе показывает, что он тоже отчаянно любит Анжелику, настолько сильно, что планирует покончить с собой. В этот момент Анжелика раскрывается и признается ему в любви. Но она беспокоится, что Роланд придет в ярость, если узнает. В третьем акте Анжелика и Медор планируют сбежать из лап Роланда после поспешной свадьбы. Следующий акт приводит Роланда в отчаяние, когда Анжелики нигде нет. Он встречает имена Анжелики и Медора, вырезанные на стенах пещеры. Он слышит неподалеку шум деревенской свадьбы. Жители деревни рассказывают ему о побеге Медора и Анжелики и показывают ему браслет Роланда, который пара подарила им в благодарность за то, что они позволили им остаться в деревне. Роланд погружается в безумие. В заключительном акте под влиянием феи Логистилля спящего Роланда посещают сны античных героев, которые убеждают его отказаться от тщетной любви к Анжелике и вернуться в христианское войско. Роланд просыпается, обретя разум и стремление к славе, и отправляется в бой с общим триумфом.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]В отличие от большинства трагедий Люлли , «Роланд» основан не на классической мифологии, а на рассказах о средневековом рыцарстве. То же самое можно сказать и о операх, предшествовавших ему и последовавших за ним: «Амадис» (1684 г.) и «Армида» (1686 г.). Оперы Люлли и Кино в целом отражали мышление их покровителя Людовика XIV . Король недавно попал под влияние благочестивой мадам де Ментенон и подтвердил свою религиозную веру и желание навязать во Франции католическую ортодоксальность. Его даже назвали «новым Карлом Великим» в проповеди, произнесенной Боссюэ в том же месяце, когда состоялась премьера оперы. Таким образом, открытие христианским рыцарем Роландом своей священной миссии было идеальной темой для того времени. Был и патриотический мотив: хотя история была заимствована из итальянской поэмы, Роланд родился во Франции и был героем эпоса « Песнь о Роланде» , одного из самых ранних произведений французской литературы.
Премьера оперы состоялась в конюшнях Версаля, специально приспособленных к этому случаю. В марте того же года она была дана в театре Пале-Рояль в Париже и имела большой успех. Возрождения продолжались и в XVIII веке. 1778 году Мармонтель адаптировал либретто к новой постановке Пиччинни Рамо ( Глюк и В также рассматривали возможность создания новой версии). Тема «безумия Роланда» оказалась привлекательной и для более поздних композиторов. Известные примеры включают «Орландо финто-паццо» (1714 г.) и «Орландо фуриозо» (1727 г.) Вивальди , «Орландо» (1732 г.) Генделя и «Орландо паладино» (1782 г.) Гайдна .
Записи
[ редактировать ]- Ролан (в сборе): Николя Тесте (Роланд), Анна Мария Панцарелла (Анжелика), Оливье Дюмэ (Медор), Логистиль ( Саломе Аллер ); Les Talens Lyriques , Кристоф Руссе (Амбруази, 2004)
- Монолог Роланда в четвертом акте был записан басом Оливье Лалуэттом на Les Divertissements de Versailles , компакт-диске с музыкой Люлли группы Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи (Erato, 2002).
Ссылки
[ редактировать ]- Буклет с примечаниями Кристофа Руссе и Жана Дюрона к полной записи, упомянутой выше.