Комедия-балет
Комедия-балет — жанр французской драмы, в котором устная пьеса сочетается с музыкально-танцевальными интерлюдиями.
История
[ редактировать ]Первым примером жанра считается «Les fâcheux » на слова Мольера , исполненная в честь Людовика XIV в Во-ле-Виконт , резиденции Николя Фуке , в 1661 году. Музыка и хореография были написаны Пьером Бошаном , но Жан-Батист Люлли позже исполнил спетую куранту для акта I, сцены 3. Мольер, Люлли и Бошан. сотрудничал еще в нескольких примерах комедии-балета , кульминацией которых стал шедевр жанра «Буржуа джентильхом» в 1670 году и живописно зрелищная «Психея» января 1671 года, трагикомедия и балет , которая вышла далеко за рамки более ранних образцов жанра. [ 1 ]
После ссоры с Люлли Мольер воспользовался услугами Бошана в качестве хореографа. Премьера его одноактной прозаической комедии «Графиня д'Эскарбаньяс» состоялась в декабре 1671 года в замке Сен-Жермен-ан-Ле как часть более крупного развлечения, известного как «Балет балета». [ 2 ] Мольера В спектакле переработаны музыкальные эпизоды из нескольких более ранних комедий-балетов , в том числе «Музыкальная пастораль» , «Жорж Данден» , «Буржуа-джентильом» , «Психея» . [ 3 ] Его «иногда характеризуют как не более чем площадку для песен и танцев». [ 2 ]
Мольер обратился к композитору Марку-Антуану Шарпантье за музыкой для «Воображаемого недуга» в 1673 году. Во время выступления в «Лебеди » Мольер заболел на сцене и вскоре умер.
В XVIII веке комедия-балет почти полностью устарела, но все еще оказывала длительное влияние на использование музыки во французском театре. Поздним образцом подлинного комеди-балета является «Принцесса Наваррская» , Вольтера исполненная в Версале 23 февраля 1745 года. Она состояла из пролога и трёх актов с добавлением увертюры и трёх музыкальных дивертисментов, по одному на акт. , написанный Жаном-Филиппом Рамо . Вокальная музыка особенно сложна для исполнения и включает в себя виртуозный дуэт hautes-contre .
Комедия-балет и лирическая комедия
[ редактировать ]Хотя ученые склонны ограничивать использование термина «комедия-балет» описанной выше формой, в XVIII веке некоторые авторы также применяли его к другим видам сценических произведений, в частности к типу комической оперы, обычно в трех или четырех действиях. без устного диалога. Он отличался от оперы-балета (еще одного жанра, сочетающего оперу и танец) тем, что содержал непрерывный сюжет (а не отдельный сюжет для каждого действия), а также часто имел комические или сатирические элементы. По сути, это было то же самое, что и лирическая комедия . Примеры включают «Карнавал и безумие » (1703) Андре Кардинала Детуша и «Венетьен» (1768) Антуана Доверня , позднюю переработку одноименного балета 1705 года Мишеля де ла Барра . Совершенно другое использование термина «лирическая комедия» как своего рода современное возрождение комедии -балета — это «Le piège de Méduse» (1913) пьеса Эрика Сати , которая представляет собой одноактную пьесу с семью короткими танцами, первоначально написанную для фортепиано.
Список комедийных балетов
[ редактировать ]Комедии-балеты Мольера-Люлли-Бошампа
[ редактировать ]- Раздражающие (1661)
- Комическая пастораль (1667)
- Сицилийский (1667)
- Любовь доктора (1665)
- Джордж Данден (1668)
- Господин де Пурсоньяк (1669)
- Великолепные любовники (1670)
- Буржуазный господин (1670)
- Психея (1671) [ 1 ]
- Графиня Эскарбаньяс (1671 г.) [ 2 ]
Комедия-балет Мольера-Шарпантье-Бошампа
[ редактировать ]- Воображаемый больной (1673)
Комедия-балет, созданная Вольтером и Рамо.
[ редактировать ]- Принцесса Наваррская (1745 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Гейнс 2002, с. 394.
- ^ Jump up to: а б с Гейнс 2002, с. 97. Оригинальная прозаическая пьеса, использованная в семи спектаклях в Сен-Жермен-ан-Ле, теперь утеряна. В более поздних парижских спектаклях ее заменила другая короткая пьеса.
- ^ Пауэлл 2000, стр. 215, 223.
Источники
- Бартлет, М. Элизабет К., «Лирическая комедия» и «Комедия-балет», в Стэнли, Сэди (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув (I, стр. 910–909), Grove (Oxford University Press) , Нью-Йорк, 1997 ( ISBN 978-0-19-522186-2 )
- Каруселли, Сальваторе (редактор), Большая энциклопедия делла музыкальной оперы (III, статья: «Люлли, Джованни Баттиста»), Longanesi & C. Periodici SpA, Рим
- Гейнс, Джеймс Ф., редактор (2002). Энциклопедия Мольера . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313312557 .
- Барочный оперный магазин
- Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции 1600–1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165996 .
- Сокинс, Лайонел, «Haute-contre», в Оперном словаре Нью-Гроув ( цит. , II, стр. 668–69)
Части этой статьи представляют собой перевод эквивалентной страницы итальянской Википедии.