Jump to content

Мнимый инвалид

Мнимый инвалид
Написал Мольер
Дата премьеры 1673
Место премьеры Театр Пале-Рояль
Париж
Язык оригинала Французский
Жанр комедия-балет

«Мнимый инвалид» « Ипохондрик » или «Будущий инвалид» ( французское название Le Malade imaginaire , [lə madad imaʒinɛːʁ] ) — трёхактный комедийный балет французского , драматурга Мольера с танцевальными сценами и музыкальными интерлюдиями (H.495, H.495 a, H.495 b) Марка-Антуана Шарпантье . Премьера состоялась 10 февраля 1673 года в Театре Пале-Рояль в Париже. [1] и первоначально был поставлен хореографом Пьером Бошаном . [2]

Мольер поссорился с влиятельным придворным композитором Жаном-Батистом Люлли , с которым десять лет назад он впервые разработал комедийно-балетную форму, и выбрал сотрудничество с Шарпантье. [3] «Воображаемая болезнь» была последней работой Мольера. Он потерял сознание во время своего четвертого выступления в роли Аргана 17 февраля и вскоре умер.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Аргана , жестокий ипохондрик.
  • Туанетта , остроумная служанка Аргана.
  • Анжелика , дочь Аргана, влюблена в Клеанту.
  • Белин , вторая жена Аргана.
  • Клеант , любовник Анжелики. Добрый, но не очень умный.
  • Доктор Диафуарус , врач.
  • Томас Диафуарус , его сын, обрученный с Анжеликой ее отцом. Племянник доктора Пургона.
  • Луизон , младшая дочь Аргана, сестра Анжелики.
  • Беральде , брат Аргана.
  • Доктор Пургон , врач Аргана, эксплуатирующий его ипохондрию.
  • Господин Боннефой , нотариус.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Спектакль начинается с того, что Арган, жестокий ипохондрик , по пунктам просматривает счет своего аптекаря (фармацевта). Он выплачивает только половину суммы, указанной в счете. Сделав это, он зовет свою горничную Туанетту. Когда она не появляется сразу, он кричит и обзывает ее, пока она не придет. Туанетта не хочет мириться с вспыльчивостью Аргана, поэтому высмеивает его ярость. В конце концов он отказывается от попыток отругать ее и просит позвать его дочь Анжелику. Анжелика готова поговорить с ним, но Аргану приходится ненадолго покинуть комнату (предположительно, в результате только что сделанной ему «инъекции» [т. е. клизмы]).

Пока его нет, Анжелика пользуется возможностью поговорить с Туанеттой. Мы быстро обнаруживаем, что она почти безостановочно говорила о качествах молодого человека по имени Клеант с тех пор, как встретила его на спектакле шесть дней назад. Она ожидает, что Клеант через несколько дней спросит ее отца, может ли он жениться на ней.

Арган возвращается и надеется удивить свою дочь, когда скажет ей, что кто-то попросил жениться на ней. Он потрясен, обнаружив, что она не только знает об этом, но и очень счастлива. К сожалению, Анжелика думает, что он говорит о Клеанте, в то время как ее отец пообещал свою дочь Томасу Диафуарусу, сыну уважаемого парижского врача, который вскоре сам станет врачом.

Туанетта спрашивает его, почему при всех его деньгах Аргану нужен врач для зятя. Он отвечает, что, поскольку он постоянно болеет, он подумал, что было бы неплохо иметь в семье врача. Тогда он мог бы постоянно пользоваться услугами врача Томаса Диафуаруса, не говоря уже о бесплатных услугах своего отца и дяди. Туанетта не воспринимает его ипохондрию всерьез и говорит ему, что знает, что Анжелика никогда не согласится на этот брак. Более того, Туанетта категорически запрещает этот союз. Это потрясающая наглость для слуги, и Арган приходит в ярость и гоняется за Туанеттой по комнате, угрожая убить ее. Наконец он останавливается, измученный, и заявляет, что умирает.

Услышав шум, вбегает вторая жена Аргана Белин. Она успокаивает Аргана, разговаривая с ним, как с ребенком, впадающим в истерику. Как только его новая жена успокоила его, Арган спрашивает, обращалась ли она к нотариусу; он намерен изменить свое завещание, включив в него (и в значительной степени отдав ему предпочтение) Белин. Она резко умоляет его не думать о таких вещах, но случайно оказывается под рукой нотариус. Белин неоднократно утверждает, что деньги ее не волнуют, но все равно перепроверяет суммы. Нотариус предупреждает Аргана, что он не может ничего оставить жене, но инструктирует его о нескольких коварных и закулисных методах, с помощью которых Белин могла получить все деньги.

Тем временем за пределами кабинета Туанетта и Анжелика имеют возможность поговорить наедине. Туанетта предупреждает Анжелику, что ее мачеха замышляет получить ее наследство, но Анжелику это не волнует, пока ей разрешено выходить замуж по своему желанию. Она умоляет Туанетту помочь ей сорвать планы мачехи и отца, и Туанетта с радостью соглашается. Она также пытается найти способ рассказать Клеанте о предполагаемом браке.

В дверях появляется переодетый Клеант, удивляя Туанетту. Он пришел, притворившись заменой учителя музыки Анжелики, чтобы поговорить с ней наедине. Однако, когда Арган узнает о приезде «мастера музыки», он решает, что хочет посмотреть урок музыки, портя всем планы. Когда входит Анжелика, она потрясена, обнаружив там Клеанте, но ей удается скрыть свою реакцию. Затем Арган приглашает Клеанту остаться в качестве гостя, поскольку Анжелика знакомится со своим женихом Томасом Диафуарусом.

Когда входят г-н Диафуарус и его сын Томас, г-н Диафуарус приказывает Томасу начинать. Томас спрашивает, следует ли ему начать с Аргана, и, как только отец говорит ему об этом, он приветствует Аргана яркой подготовленной речью. Закончив, он спрашивает отца, удовлетворительно ли это и стоит ли ему продолжать. У него подготовлена ​​необычная речь для каждого члена семьи.

Все садятся, и Арган хвалит Томаса. Г-н Диафуарус говорит, что он очень доволен своим сыном. Он говорит, что в детстве он никогда не был умным или интересным, не отличался ни остроумием, ни живостью, но у него есть здравый смысл. Однако больше всего господина Диафуаруса радует в своем сыне то, что он слепо придерживается древних медицинских верований и отказывается верить новым современным идеям, таким как « циркуляция крови ».

Арган спрашивает, станет ли Томас врачом богатых при дворе. Г-н Диафуарус говорит, что он предпочитает лечить простых людей. Он добавляет, что с обычными людьми он менее подотчетен кому-либо, и, пока процедура соблюдается, нет необходимости так сильно беспокоиться о результатах; с богатыми дела обстоят гораздо сложнее, поскольку они, похоже, на самом деле надеются на выздоровление.

Затем Арган просит Клеанту помочь Анжелике спеть песню для вечеринки. Клеант дает ей нотный свиток без слов и говорит всем, что это короткий отрывок из импровизированной оперы. Затем Клеант поет Анжелике свою любовь и свои вопросы под видом этой оперы. Она отвечает ему в той же форме, говоря, что действительно любит его и презирает человека, за которого ее отец хочет, чтобы она вышла замуж. Их песня продолжается до тех пор, пока Арган не останавливает ее, посчитав ее совершенно неуместной. Он отсылает Клеанте.

Арган говорит Анжелике дать клятву Томасу, но она отказывается. Она предполагает, что им следует сначала познакомиться друг с другом. Однако Арган с этим не согласен. Он говорит, что у них будет достаточно времени, чтобы узнать друг друга, когда они поженятся. Что касается Фомы, то ему достаточно того, что отец велел ему влюбиться в нее. Анжелика пытается спорить с ним, но споры оказываются бесполезными.

Арган злится на своенравие Анжелики и на то, что все не обращают на него внимания во время боя. Он говорит Анжелике, что у нее есть четыре дня, чтобы принять решение. Либо она выходит замуж за Томаса, либо уходит в монастырь.

Анжелика выбегает, и Белин решает ненадолго съездить в город. Арган остается с двумя врачами и умоляет их осмотреть его. Совершенно очевидно, что они не знают, что делают. Однако они выдумывают ложь, которая достаточно хороша, чтобы убедить ипохондрика Аргана.

На выходе Белин останавливается, чтобы сказать Аргану, что видела, как Анжелика разговаривала с молодым человеком, который убежал, как только их заметили. Она рассказывает ему, что его младшая дочь Луизон все видела. Арган вызывает к себе Луизон на допрос. После долгих уговоров и того, что Луисон инсценировал собственную смерть, она рассказывает ему, что человек, утверждающий, что он учитель музыки Анжелики, подошел к ее окну и снова и снова говорил ей, как он ее любит.

Брат Аргана, Беральде, юрист, приезжает к нему в гости. Его не убедили заявления Аргана о том, насколько он болен. Беральде говорит своему брату, что у него есть пара для Анжелики. При упоминании имени дочери Арган приходит в ярость, и Беральда успокаивает его, рассказывая о танцевальной труппе, которая пришла его развлечь. Есть танцевальная пауза: цыгане танцуют и поют о радостях молодой любви и боли, когда она оказывается ложной.

«Мнимый инвалид» , рисунок Оноре Домье , ок. 1857.

Теперь, когда они оба получили удовольствие от перерыва, Беральде хочет поговорить со своим братом, но Арган настаивает, чтобы он сначала совершил небольшую прогулку (ему сделали еще одну «инъекцию»). Когда Аргана нет, Туанетта умоляет Беральду не отказываться от помощи его племяннице. Он говорит, что сделает все, что в его силах. Туанетта намекает, что у нее самой есть план, но не может сказать, какой именно, потому что ее хозяин вернулся.

Теперь, когда Арган вернулся, Беральде сначала спрашивает своего брата, почему он хочет отправить свою дочь в монастырь. Беральде отмечает, что отправить их в монастырь была идеей Белин, и предполагает, что она, возможно, хочет убрать детей с дороги по своим собственным причинам, но Арган злится и бросается на ее защиту. Тогда Беральде спрашивает Аргана, почему он хочет выдать свою дочь замуж за врача, столь ей не подходящего. Арган говорит, что если врач достаточно хорош для него, он достаточно хорош и для Анжелики. Беральде больше не хочет об этом слышать. Он указывает Аргану, что он (Арган) - один из самых здоровых людей, которых он (Беральде) знает, и что увлечение Аргана врачами и аптекарями вредно для него и всех остальных. Врачи, говорит он, ничего не знают о том, как работает человеческое тело, и поэтому ничего не могут сделать, чтобы его вылечить. Врачи достаточно образованы, чтобы давать причудливые латинские названия вещам, которых они не понимают. Они будут убивать своих пациентов из лучших побуждений, но они все равно будут мертвы. Беральде считает, что все, что нужно, — это отдохнуть и позволить природе идти своим чередом.

Господин Флеран, аптекарь и помощник Пургона, приходит с новым лекарством от Арганы. Беральде просит Аргана не принимать лекарство и отложить его до завтра, но это очень злит Флерана, и он бросается рассказывать доктору Пургону об этом вмешательстве. Беральде еще раз пытается убедить брата отказаться от пристрастия к врачам, но Арган утверждает, что слишком болен. В этот момент входит мистер Пургон в ярости, узнав, что его лекарство было отправлено обратно, и злится на Аргана. Он отказывается больше лечить Аргана и говорит, что через несколько дней Арган перейдет от одной ужасной болезни к другой и, наконец, умрет. С этими словами он выбегает.

Оставшись снова с Беральде, Арган плачет и говорит, что уже чувствует, как его система отключается, как и сказал ему мистер Пургон. Беральде думает, что он сумасшедший, и говорит ему об этом, но Арган не слушает. Он уверен, что уже умирает. Входит Туанетта и сообщает, что прибыл новый врач, который хочет вылечить Аргану. Она не знает, кто этот мужчина, но говорит, что он очень похож на нее. Арган в отчаянии и соглашается увидеться с ним.

Туанетт приходит в костюме врача и утверждает, что она один из величайших врачей в мире, пришедший на прием к Аргану, одному из самых выдающихся пациентов в мире. Она говорит Аргану, что все его предыдущие врачи были идиотами и поставили ему совершенно неверный диагноз. Арган рассказывает ему все, что прописали, а Туанетт (как врач) всем противоречит, говоря, что его врачи были невежественными шарлатанами. Далее она заставляет его осознать, что не все, что говорят ему врачи, правда; она винит его одну руку в том, что она забрала все питательные вещества, поэтому ему следует ампутировать ее, чтобы сделать другую руку сильнее. Она также говорит, что один из его глаз поглощает все поступающие в него питательные вещества, поэтому, если его удалить, оставшийся глаз будет видеть намного лучше. Высказав еще больше этой медицинской чепухи, «доктор» уходит, а Туанетта возвращается в образе самой себя, предположительно возмущенной тем, что уходящий «доктор» пытается позволить себе вольности с ней (желая «измерить [ее] пульс»).

Затем Беральде пытается убедить своего брата, что, поскольку он уже поссорился с Пургоном, ему следует подумать о другом браке для своей дочери. Но Арган хочет, чтобы ее отправили в монастырь в наказание за своеволие. Беральде предполагает, что настоящая причина в том, что Белин этого хочет. Арган снова начинает злиться, но вмешивается Туанетта и говорит, что у нее есть способ доказать Беральде, как сильно Белин любит своего мужа. Она предлагает Аргану лечь на диван и притвориться мертвым. Тогда все по своему горю увидят, как она на самом деле к нему относится. Все думают, что это отличный план.

Беральда прячется, когда входит Белин. Она находит плачущую Туанетту, и Туанетта сообщает ей, что Арган мертв. Белин не плачет, а вместо этого очень радуется тому, что Арган наконец мертв. Она называет его разными ужасными именами, а затем просит Туанетту помочь ей скрыть его смерть, пока она не получит его деньги. При этом Арган встает и удивляет Белин. Он кричит, что рад, что нашел ее, когда она убегает. В этот момент они слышат приближение Анжелики, и Туанетта предлагает ему сделать то же самое, чтобы узнать, что она чувствует.

Когда Анжелика узнает, что ее отец мертв, она безутешна. Она плачет и говорит, что потеряла одну из самых дорогих ей вещей на свете. Она расстроена еще больше, потому что потеряла его, когда он все еще злился на нее. Клеант приходит, чтобы утешить ее, но это бесполезно. Она говорит Клеанте, что теперь они никогда не смогут пожениться; поскольку последним желанием ее отца было, чтобы она стала монахиней, она так и сделает.

С этими словами Арган встает и обнимает свою дочь. Она и Клеант оба рады, что он жив. Арган соглашается на их брак, говоря, что они с Клеантой могут пожениться... если Клеант станет врачом. Он соглашается, но Беральде останавливает его. Он предлагает Аргану просто самому стать врачом, поскольку ни одна болезнь не посмеет напасть на врача. Арган одобряет эту идею, и Беральде говорит, что знает нескольких преподавателей медицинского факультета, которые могут сделать Аргана врачом в ту же ночь.

Он приглашает цыганских танцоров обратно, и они исполняют церемонию песни и танца, которая, как они утверждают, делает Аргана врачом (в переводе Джона Вуда у Аргана во время танца случается сердечный приступ и он умирает, после чего танцоры прекращают танцевать и принимают маски смертной головы) .

Сценические постановки

[ редактировать ]

Аудиозаписи

[ редактировать ]

Часовая версия, адаптированная Ричардом Макдональдом, транслировалась в радиосериале NBC «Великие пьесы» 15 декабря 1940 года.

В 1998 году LA Theater Works записала и выпустила постановку ( ISBN   978-1-58081-360-0 ) с адаптацией Бет Майлз (которая также руководила постановкой) на основе перевода Джона Вуда (без трагического финала; см. Выше) в исполнении The Actors' Gang. На сегодняшний день это единственная полноформатная запись этой пьесы на английском языке.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гарро 1984, с. 418.
  2. ^ Джон С. Пауэлл, «Пьер Бошам, хореограф Мольеровой труппы дю Руа », Music & Letters 76/2 (май 1995 г.): 168-186.
  3. ^ Джон С. Пауэлл, «Музыка Шарпантье для «Воображаемой болезни» Мольера и ее редакции», Журнал Американского музыковедческого общества 39/1 (весна 1986 г.): 87-142.
  4. ^ «Мнимый инвалид | IBDB: официальный источник бродвейской информации» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
  5. ^ «Мнимый инвалид | IBDB: официальный источник бродвейской информации» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
  6. ^ «Ах! великий врач «Воображаемый пациент» в Шатле с великолепием, музыкой и танцами Марка-Антуана Шарпантье» . Мир. 24 марта 1990 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
  7. ^ Вселенная: Воображаемый больной в театре Граслен

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b11eda8519594ae578bc8894247a89d3__1718899620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/d3/b11eda8519594ae578bc8894247a89d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Imaginary Invalid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)