Полночная месса на Рождество
Полночная месса на Рождество | |
---|---|
Месса Марка -Антуана Шарпантье | |
![]() Портрет, возможно, Шарпантье | |
Каталог | Х. 9 |
Текст | Массовый обыкновенный |
Язык | латинский |
На основе | Французские рождественские гимны |
Составленный | в. 1694 г. |
Подсчет очков |
|
Полночная месса на Рождество , [ 1 ] Х.9, [ а ] — месса для четырёх голосов и оркестра Марка-Антуана Шарпантье , написанная в 1694 году на основе мелодий десяти французских рождественских гимнов . Шарпантье призвал восемь солистов, дуэт из двух сопрано и двух трио альта , тенора и баса , но его могут исполнить пять солистов. Хор и оркестр состоят из четырех частей, написанных для флейты, струнных (скрипки и альты ), органа и бассо континуо . Месса считается уникальной как в творчестве композитора, так и в жанре. [ 2 ] Если во времена Шарпантье мессу исполняли исключительно мужские хоры, то позже ее исполняли и записывали также смешанные хоры с современными инструментами.
История
[ редактировать ]
Шарпантье сочинил Messe de minuit pour Noël ок. 1694 г. для иезуитской церкви церкви Сен-Луи в Париже, где он был музыкальным руководителем. Он поддержал давнюю традицию праздновать эту мессу около полуночи как первую из трех на Рождество: в основу музыки легли мелодии французских ноэлей ( рождественских гимнов ). Некоторые из этих мелодий имели светское происхождение, и теоретически использование светского материала в церковной музыке было запрещено Тридентским собором , но давние традиции допускались. Шарпантье написал инструментальную версию девяти гимнов, семь из которых он использовал также для мессы. [ 2 ] Тексты мессы сопровождались десятью колядками. Музыка рассчитана на четыре вокальные партии и небольшой оркестр из двух флейт, струнных и органа. [ 1 ] [ 3 ]
Публикация
[ редактировать ]Рукопись Шарпантье хранится в Национальной библиотеке Франции . Эйленберг выпустил издание в 1996 году. Утверждалось, что это urtext-издание , хотя это описание оспаривается. [ 4 ] было Критическое издание выпущено Carus-Verlag в 2016 году. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Шарпантье структурировал массу в несколько частей . [ 2 ] : 2 Он написал ее для солистов и хора, двух флейт, двух скрипок, двух альтов, баса, органа и бассо континуо. [ 1 ] В его формулировке это голоса dessus , haute-contre (высокий тенор ), Taille (тенор) и бас , которые в его время были певцами-мужчинами. В современных выступлениях также используются SATB . смешанные хоры [ 2 ] Шарпантье призвал к инструментам: «2 флейты, 2 скрипки, 2 альта, басы, орг и так далее. Флейты могут быть блокфлейтами , которые могут соответствовать пасторальной музыке , но диапазон лучше подходит для flauto traverso ; «скрипки» — это скрипки». Alts и Tailles обозначают альты-альт и тенор; басы или «bass de choeur» означают басовую виолончель , сочетающуюся с вокалом; бас в хоровых частях. [ 2 ] : 12 Инструментальная музыка состоит из четырех частей и бассо континуо, флейты и скрипки играют в диапазоне сопрано. Некоторые вокальные партии отмечены для солистов («сеуле»), всегда в группах: дуэт двух сопрано , или трио альта , тенора и баса . Он думал о двух группах трио, то есть о восьми солистах, но музыку также может исполнять только одно трио, то есть пять солистов, SSATB. [ 2 ] : 12 Проведение мессы занимает около 25 минут. [ 1 ]
- Кирие
- 1. Кирие I «Иосиф хорошо женат» (« Когда Бирон хотел танцевать ») [ 2 ] : 15, 73
- 2. Christe eleison «Or nous dites, Marie» [ 2 ] : 19, 73–74
- 3. Кирие II «Молодая дева» [ 2 ] : 20, 74
- Глория
- 4. И мир на земле
- 5. Мы восхваляем вас «Все буржуа де Шатр». [ 2 ] : 26, 74–75
- 6. Мы благодарим вас
- 7. Господь Бог, Царь Небесный
- 8. Quoniam tu Solus Sanctus « Куда идут эти веселые пастухи » (« Вот, пастухи, соберемся ») [ 2 ] : 33, 75
- 9. Аминь
- Я считаю
- 10. Всемогущий Отец
- 11. Деум де Део «Ты, желающий» [ 2 ] : 40, 75
- 12. Рождённый не сделанный
- 13. И он воплотился
- 14. Распятие «Это торжественный день Рождества» [ 2 ] : 48, 75
- 15. И он вознесся на небо
- 16. И в Святом Духе «А ля место Ноэля» [ 2 ] : 57, 76
- 17. И один святой
- Святой Бенедикт
- 18. Санктус «О боже! Если бы я не был жив» [ 2 ] : 64, 76
- 19. Благословенный
- Агнус Деи
- 20. Agnus Dei «В полночь произошло пробуждение» [ 2 ] : 70, 76
В некоторых разделах используется один гимн, в том числе Кирие I, для которого Шарпантье цитировал веселый гимн сначала без изменений и повторений, затем с разными инструментами и некоторой имитацией , а затем еще в двух разных обработках. В «Kyrie II» он не цитирует гимн полностью, а только начало подражания музыке. Он не писал Kyrie III, но орган повторял гимн из Kyrie 1. [ 2 ] : 12
Записи
[ редактировать ]Messe de minuit pour Noël H.9 была записана хором Королевского колледжа в Кембридже и английским камерным оркестром под управлением Дэвида Уиллкокса в 1967 году. [ 5 ] [ 6 ] а в 1988 году — хор Колледжа Святого Иоанна в Кембридже и Симфонии лондонского Сити под управлением Джорджа Геста . [ 3 ] [ 7 ]
Месса была записана Шарпантье вместе с другой рождественской музыкой (H.416), включая четыре инструментальные настройки (H.531 № 2, H.534 № 3,4,6) гимнов, использованных в мессе, в 2002 году Лесом. Arts Florissants Хор и оркестр под управлением Уильяма Кристи . [ 8 ] [ 9 ]
Messe de minuit H.9 был записан Шарпантье вместе с другой рождественской музыкой (H.416, H.421, H.44, H.147), включая две инструментальные настройки (H.534 n°3 и H.531 n°). 2) гимнов, используемых в мессе, в 2023 году L'Ensemble Corresondances под управлением Себастьяна Досе . Компакт-диск Гармония Мунди.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Композиции Шарпантье были каталогизированы Х. Уайли Хичкоком в его Les œuvres de Marc-Antoine Charpentier: Catalog Raisonné (Париж: Пикард, 1982); ссылки на работы часто сопровождаются их номером H (по Хичкоку).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Марк-Антуан Шарпантье / Messe de Minuit pour Noël / Полночная месса на Рождество H 9» . Карус Верлаг . 2022 . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Рыщавы, Ганс (2016). «Марк-Антуан Шарпантье / Messe de Minuit pour Noël / Полуночная месса на Рождество H 9» (PDF) . Карус Верлаг . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Марк-Антуан Шарпантье / Полуночная месса на Рождество » (PDF) . Чандос Рекордс . 1988 год . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Сокинс, Лайонел (1996). «Шарпантье в полночь». Ранняя музыка . 24 (4). Издательство Оксфордского университета: 706–707. дои : 10.1093/earlyj/XXIV.4.706 . JSTOR 3128071 .
- ^ «МА Шарпантье: Te Deum , Полуночная месса на Рождество (переиздание на компакт-диске)» . isrbx.net . 2019 . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Шарпантье, Марк-Антуан; Лотт, Фелисити; Харри, Эйддвен; Бретт, Чарльз; Партридж, Ян; Робертс, Стивен; Троттер, Томас; Сэнсом, Мэрилин; Кантело, апрель; Гельмар, Хелен (2001), Te Deum; Полуночная месса на Рождество (на латыни), [Англия]: EMI Classics, OCLC 53256417
- ^ Шарпантье, Марк-Антуан; Гость, Джордж; Пуленк, Фрэнсис; Колледж Святого Иоанна (Кембриджский университет); Симфония лондонского Сити (2007), Messe de minuit pour Noël (на латыни), Колчестер, Англия: Chandos Classics, OCLC 811241102
- ^ «Шарпантье в рождественской песне ; Messe de Minuit ; Ноэль » . Граммофон Январь 2002 г. Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Шарпантье, Марк-Антуан; Кристи, Уильям; Искусство флориссантов (Музыкальная группа) (2006), « В рождественской песне»; Урожай снижается; Noëls sur les Instruments (на латыни), [Париж]: Erato, OCLC 1252713038