Хай-против
Haute -contre (множественное число hautes-contre) был основным французским оперным тенором , преобладавшим во французском барокко и классической опере с середины семнадцатого века до второй половины восемнадцатого века.
История
[ редактировать ]Этот голос преимущественно использовался в мужских сольных ролях, обычно героических и любовных, но также и в комических ролях, даже в травести (см. По поводу портрета, воспроизведенного ниже и изображающего Пьера Желиота, составленного для главной женской роли в Рамо » «Плате ). Люлли написал для озвучки 8 из 14 главных мужских ролей; Шарпантье , который сам был haute-contre, много сочинял для голосовой партии, как и Рамо, а позже и Глюк .
Ведущими hautes-contre Королевской академии музыки , создавшей главные роли в операх Люлли в конце семнадцатого века, были Бернар Кледьер (начинавший как Taille , нижний теноровый голосовой тип) и Луи Голар Дюмени . Среди известных hautes-contre первой половины восемнадцатого века были, во-первых, Жак Кошеро , Луи/Клод Мюрайр и Дени-Франсуа Трибу , которые возродили стиль и оперы Люлли в двадцатых и тридцатых годах. [ 1 ] затем упомянутый Пьер Желиотт и его заместители, Франсуа Пуарье и Жан-Поль Спесоллер де Латур , все из которых пели оперы Рамо и возрождения Люлли для Королевской академии музыки , и, наконец, Марк-Франсуа Беш , который занимался главным образом выступления в суде. [ 2 ] После них появился Жозеф Легро , для которого Глюк написал свои главные партии haute-contre , в том числе главную роль в версии 1774 года «Орфеи и Эвридики» и Ахилла в «Ифигении в Авлиде» . Обширен также репертуар музыки для этого голоса во французских airs de cour и во французских сольных кантатах периода барокко; hautes-contre также пели в хорах, исполняя партию над хвостом .

Вокальные особенности
[ редактировать ]Природа голоса haute-contre была предметом многочисленных споров. Исторически английские писатели переводили этот термин как « контртенор », что не особенно полезно, поскольку значение этого последнего термина также было предметом серьезных музыковедческих споров; оба термина в конечном итоге произошли от латинского contratenor (см. контртенор ). В настоящее время общепринято, что hautes-contre пели тем голосом, который ученые называют «модальным» (то есть «говорящим» голосом), возможно, используя фальцет для своих самых высоких нот. Типичный диапазон соло для этого голоса составлял от C 3 до D 5, во Франции восемнадцатого века учитывая, что высота звука была на целый тон ниже, чем сегодня. [ 2 ] Хотя этот высокий диапазон может заставить думать о haute-contre как о легком голосе, исторические свидетельства этого не подтверждают: Желиотта очень хвалили за силу его высокого регистра; [ 3 ] астроном и путешественник Жозеф Жером Лефрансуа де Лаланд комментирует, что «приятнее слышать большой голос, чем тихий». Лаланд заявил, что диапазон Желиотта идентичен диапазону знаменитого тенора Анджело Амореволи . Он также заметил, что «всем, кто сменил Легро, приходилось кричать, чтобы достичь тонов haute-contre, за исключением Руссо , но у него был самый слабый звук». [ 4 ]
Некоторые авторитеты считают, что haute -contre похож на голосовой тип, описываемый в итальянском языке как tenore contraltino , или даже тождественен ему . Хотя это и не было известно раньше (например, заглавная роль в Моцарта » «Митридате ), роли этого голоса были особенно многочисленны в начале девятнадцатого века: например, Линдоро в Россини » «Итальянке в Алжире или Родриго. в Отелло . Россини также писал партии для этого типа голоса на французском языке, что, таким образом, можно рассматривать как прямое продолжение более ранней традиции haute-contre . К ним относятся главный герой «Графа Ори» , Неокла в «Осаде Коринта» и Арнольда в «Гийоме Телле» , все из которых были написаны для великого французского тенора Адольфа Нурри .
Современные спектакли
[ редактировать ]В последнее время, с возрождением интереса к репертуару французского барокко и его исполнению, несколько высоких теноров заняли видное место в репертуаре haute-contre . К ним относятся Марк Пэдмор , [ 5 ] Андерс Дж. Далин, Роджерс Кови-Крамп , Жан-Поль Фушекур , Пол Агнью и Сирил Овити . Ни один из них не поет репертуар французского барокко, исключая всех остальных, и все они в большей или меньшей степени участвуют в исполнении основного тенорового репертуара.
Репертуар
[ редактировать ]См. Список французских ролей haute-contre.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веллер, соч. цитируется
- ^ Jump up to: а б Сокинс, соч. цит.
- ^ Сир, соч. цит. , стр 292
- ^ цитируется Мэри Сир ( там же ) из «Путешествия де Лаланда по Италии» (2/1786), стр. 204-5. Дата, когда Сир относит заявления де Лаланда к 1768 году, очевидно, является опечаткой, поскольку она значительно предшествует сообщаемым фактам: Жан-Жозефу Руссо тогда было всего семь лет, а Легро только начал свою карьеру и был очень далек от выхода на пенсию. Предполагаемая дата публикации « Путешествия по Италии» де Лаланда , или, скорее, его (второго) издания, откуда, как сообщается, взята цитата, — 1786 год, — скорее всего, является верной.
- ^ Великий коммуникатор - статья на Telegraph.co.uk, 10 октября 2002 г. [ мертвая ссылка ]
- Сир, М.: «Об исполнении ролей Haute-Contre 18-го века», Musical Times , том 118, 1997, стр. 291–5, позже воспроизведенный в книге Сир, М., «Очерки исполнения музыки барокко». Оперная и камерная музыка во Франции и Англии , Ashgate Variorum, Олдешот (Великобритания)/Берлингтон, Вирджиния (США), 2008 г., ISBN 978-0-7546-5926-6 (эссе № IX)
- Сокинс, Лайонел (2001). «Верхний контрэ». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . [Стэнли Сэди (редактор), Новый оперный словарь Гроува , Oxford University Press, 1992, vol. 4]
- Филип Веллер, «Трибу, Дени-Франсуа», в Сэди, Стэнли (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Гроув (издательство Оксфордского университета), Нью-Йорк, 1997, ISBN 978-0-19-522186-2 (IV, стр. 808)