Первая женщина
В опере или комедии дель примадонна арте ( Итальянский: [ˈpriːma ˈdɔnna] ; По-итальянски «первая леди»; пл. : prime donne ) — ведущая певица в компании, человек, которому главные будут отдаваться роли.
Прайм-донн часто отличался выдающейся личностью за сценой и считался требовательным к своим коллегам. Из-за этого этот термин распространился в современном использовании: от его первоначального использования в опере до обозначения любого, кто ведет себя требовательно или темпераментно или имеет завышенное представление о себе.
Примадонной было в опере обычно, но не обязательно, сопрано . Соответствующий термин для главного мужчины (обычно кастрата в 17 и 18 веках, позже тенора ) — primo uomo . [1]
Опера
[ редактировать ]В Италии 19-го века ведущая женщина в труппе оперы или комедии дель арте была известна как примадонна , буквально «первая леди». Эта женщина, обычно главное сопрано труппы, обычно исполняла ведущие роли и обычно пела больше музыки, чем другие женщины в труппе. [1] Известные оперные премьеры часто заставляли любителей оперы разделяться на противоборствующие «клубы», поддерживающие одного певца над другим. Соперничество поклонников Марии Каллас и Ренаты Тебальди , например, было одним из самых известных, несмотря на дружбу двух певиц. [2]
Звание primadonna assoluta (абсолютная первая леди) иногда применяется к примадонне выдающегося совершенства. [3] Его также использовали для описания создателей героических колоратурных ролей первой половины XIX века. [4]
Женщину, которая пела вторую главную партию в опере, соответственно называли секундантой ; к концу 18 века эту роль иногда называли альтра-примадонной . [5]
Личность
[ редактировать ]Временами эти премьер-донны проявляли грандиозную индивидуальность за сценой и предъявляли строгие требования к коллегам по труппе, музыкантам, художникам-декораторам и гардеробам, продюсерам и другому персоналу. Однако их почтительно терпели из-за их непревзойденного таланта и кассовых сборов. Благодаря этому опыту термин «примадонна» стал широко использоваться в любой области, обозначая человека, который ведет себя требовательно, часто темпераментно, демонстрируя завышенное представление о себе, своем таланте и своей значимости. [6] Из-за этой ассоциации современное значение этого слова приобрело негативный оттенок тщеславного , недисциплинированного, эгоистичного , неприятного или темпераментного человека, которому трудно работать под руководством или в составе команды, но чей вклад важен для достижения успеха. успех команды. [7] [8]
См. также
[ редактировать ]Словарное определение примадонны в Викисловаре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Х. Розенталь, Х. и Дж. Варрак, Краткий Оксфордский оперный словарь , 2-е издание, Oxford University Press, 1979. с. 398. ISBN 0-19-311321-X
- ^ См., например, Джордж Еллинек, Каллас: Портрет Примадонны , Дувр, 1986, с. 96 и пассим . ISBN 0486250474 .
- ^ Оксфордский словарь английского языка (проект редакции 2009 г.).
- ^ Риггс, Джеффри (2003). Голос Ассолюты в опере, 1797–1847 , с. 1. МакФарланд. ISBN 0786414014 .
- ^ Вторая женщина . Оксфордская музыка онлайн , 2002.
- ^ Сьюзан Резерфорд, Примадонна и опера, 1815–1930 , Cambridge University Press, 2006. ISBN 0-521-85167-X .
- ^ Оксфордский карманный словарь современного английского языка (2009). «примадонна» . Энциклопедия.com. 12 сентября 2010 г.
- ^ Мерриам-Вебстер . «примадонна» . Мерриам-Вебстер.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руперт Кристиансен . Примадонна: История , Лондон: Голова Бодли, 1984. ISBN 0-370-30550-7 ; Нью-Йорк: Викинг, 1985. ISBN 0-670-80482-7 .
- Ричард Сомерсет-Уорд. Ангелы и монстры: мужчины и женщины-сопрано в истории оперы, 1600–1900 , издательство Йельского университета, 2004. ISBN 0-300-09968-1 .