Нарциссический восторг
Нарциссический восторг или нарциссическая коэнестетическая экспансия — термины, использованные венгерским психоаналитиком Белой Грюнбергером , чтобы подчеркнуть «нарциссическую ситуацию первичного Я в нарциссическом союзе с матерью». [1]
Нарциссический восторг также использовался более широко для описания различных состояний, включая состояния влюбленности , триумфа и обретения самопонимания.
Определение Грюнбергера [2]
[ редактировать ]Этот термин был придуман для описания состояния пренатального блаженства, которое, по его мнению, характеризует жизнь плода: состояние маниакального счастья, равное идеальному гомеостазу, лишенному потребностей и желаний. Идеалом здесь является блаженство, испытываемое в абсолютном отстранении от объекта и от внешнего мира.
Нарциссический восторг — это одновременно воспоминание об этом уникальном и привилегированном состоянии восторга; чувство благополучия, полноты и всемогущества, связанное с этим воспоминанием, и гордость за то, что мы пережили это состояние, гордость за его (иллюзорное) единство. Нарциссический восторг характерен для объектных отношений, которые в своей негативной версии разыгрываются как состояние великолепной изоляции, а в позитивной версии — как отчаянное стремление к слиянию с другим, к отношениям зеркального отображения. Оно предполагает возвращение в потерянный рай и все, что с этой идеей связано: слияние, себялюбие, манию величия, всемогущество, бессмертие и неуязвимость.
После рождения младенец продолжает, как и прежде, наслаждаться протонарциссическим существованием, и это подкрепляется тем, что окружающие его люди, в частности мать, удовлетворяют все его потребности и желания. Однако это состояние иллюзии вскоре разрушается, поскольку начинают происходить неизбежные разочарования. Следы этого состояния восторга и мании величия, основанные на представлениях о гармонии и всемогуществе, тем не менее дают источник психической энергии, которая останется активной на протяжении всей жизни. Ребенок, а позже и взрослый, будут стремиться сохранить и вернуться к этому нарциссическому способу существования, особенно посредством музыки, страстной любви или мистического экстаза.
Возможно, в конце концов, что очаровало Нарцисса, так это вид – за пределами его собственного отражения – околоплодных вод и глубокое, регрессивное обещание счастья, которое они давали. После начального периода восторга, известного как «медовый месяц», психоаналитическое лечение должно добиться успеха в объединении нарциссических элементов самости путем интеграции их в интерпретации реальности: эго-либидо и объект-либидо должны прийти к удовлетворительному компромиссу.
Океаническое происхождение
[ редактировать ]Фрейд использовал термин «океаническое чувство» для описания «ранней фазы эго-чувства… океанического чувства, которое могло бы стремиться к чему-то вроде восстановления безграничного нарциссизма ». [3]
Грюнбергер и Андре Грин впоследствии «проследили нарциссизм до внутриутробных состояний восторга, сделав его биологическим и управляемым побуждениями». [4] Основываясь на «состоянии пренатального блаженства, которое, по его мнению, характеризует жизнь плода», Грюнбергер поэтому считал, что «нарциссический восторг является одновременно воспоминанием об этом уникальном и привилегированном состоянии восторга; чувство благополучия, полноты и всемогущества, связанное с этим воспоминанием, и гордость за то, что мы пережили это состояние, гордость за его (иллюзорное) единство».
Ego ideal
[ редактировать ]Фрейд также исследовал, как «в случаях мании эго и эго - идеал сливаются воедино... в настроении триумфа и самоудовлетворения». [5] Грюнбергер считал, что такие состояния восходят к первичному нарциссическому восторгу и основаны на «следах этого состояния восторга и мании величия, основанных на представлениях о гармонии и всемогуществе».
Основываясь на своей работе, Жанин Шассге-Смиржель утверждает, что «действительно, именно нарциссический восторг, встреча эго и идеала растворяет суперэго » . [6] В целом можно считать, что «чувство триумфа... приносит с собой «океанические» чувства, поскольку оно представляет собой воссоединение со всемогущим». [7]
малыш
[ редактировать ]Что касается несколько более поздней фазы раннего развития, Маргарет Малер практикующего малыша » . «описывает всемогущее возбуждение (волнение) и нарциссический восторг (радость) [8] при обучении ходьбе — «чрезвычайно волнующий, поистине драматический эффект, который оказало прямохождение» — отмечая, однако, что «именно в тот момент, когда ребенок находится на пике своей мании всемогущества… его нарциссизм особенно уязвим» к дефляции». [9]
После нового достижения малыша «от рассвета до заката он марширует в экстатическом пьяном танце... совершенно влюблен в себя за то, что он такой умный». [10]
Самопонимание
[ редактировать ]Нарциссический восторг впоследствии может быть реактивирован в терапевтическом контексте. Эдмунд Берглер писал о «нарциссическом восторге, возникающем от самопонимания»; [11] в то время как Герберт Розенфельд описал то, что он назвал повторным появлением «нарциссических всемогущих объектных отношений»... в клинической ситуации. [12]
Примерно так же Лакан говорил о «мании величия, которая... является показателем прекращения анализа в современной практике». [13]
Любовь
[ редактировать ]В более позднем возрасте взрослый может попытаться «вернуться к этому нарциссическому способу существования, особенно через музыку, страстную любовь или мистический экстаз». Для некоторых вся «цель любви… [является] равным обменом в атмосфере общего нарциссического восторга». [14]
Другие могут считать в конечном счете тщетным этот «поиск чистой нарциссической экзальтации, восторга, доставляемого воображаемым созерцанием объекта»; [15] и все же признать силу «чара любви… как возвышения другого… этой одышки, которая вместе с другим создала самое ложное из требований – требование нарциссического удовлетворения». [16]
Культурные примеры
[ редактировать ]В «Портрете художника в юности » «холодное интеллектуальное высокомерие и нарциссический восторг» были идентифицированы в «весьма амбициозных рассуждениях, приписываемых Стивену — главному герою — в отношении эстетики». [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Фиглио, Психоанализ, наука и мужественность (2001), с. 103
- ^ Грюнбергер, Бела. «Нарциссизм и аналитическая ситуация» . doi : 10.4324/9780429475047-11/narcissism-analytic-situation-béla-grünberger (неактивен 15 июля 2024 г.).
{{cite web}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), с. 259-60
- ^ Бенджамин Килборн, Исчезающие люди (2002), с. 99
- ^ Фрейд, Цивилизация , с. 165
- ^ Жанин Шассе-Смиржель, Идеал Эго (1985), с. 78
- ^ Ральф Р. Гринсон, «Об азартных играх», в Дж. Холлидее / П. Под ред. Фуллера, «Психология азартных игр» (Лондон, 1974), с. 210
- ^ Аллан Н. Шор, Регулирование аффектов и происхождение личности (1999), с. 93
- ^ Маргарет С. Малер, Психологическое рождение человеческого младенца (Лондон, 1975), с. 74 и с. 228
- ^ Сельма Х. Фрайберг, Волшебные годы (Нью-Йорк, 1996), с. 61
- ^ Альфред Линдсмит, Наркомания и опиаты (2008), с. 175
- ^ Дж. Гротштейн, «Предисловие», в Невилле Симингтоне , Нарциссизм: новая теория (Лондон, 1993), с. xiv
- ^ Жак Лакан, Ecrits: A Selection (Лондон, 1997 (стр. 139)
- ^ Жан Старобински, Скрытые благословения (1993), с. 43-4
- ^ Шассге-Смиргал, с. 58
- ^ Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (Лондон, 1993), с. 61
- ^ Андре Блейкастен, Самый великолепный провал (1976), с. 29
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андре Грин, О личном безумии (1997)
- Бела Грюнбергер, Нарциссизм: психоаналитические очерки (1979)