Коллективный нарциссизм
В социальной психологии коллективный нарциссизм (или групповой нарциссизм ) — это тенденция преувеличивать положительный имидж и важность группы, к которой человек принадлежит. [1] [2] Группа может определяться идеологией, расой, политическими убеждениями/позицией, религией, сексуальной ориентацией , социальным классом, языком, национальностью , статусом занятости, уровнем образования, культурными ценностями или любой другой группой . [1] [2] В то время как классическое определение нарциссизма фокусируется на личности, коллективный нарциссизм расширяет эту концепцию до аналогичных чрезмерно высоких мнений о социальной группе человека и предполагает, что группа может функционировать как нарциссическая сущность. [1]
Коллективный нарциссизм связан с этноцентризмом . ингруппы В то время как этноцентризм — это утверждение превосходства , коллективный нарциссизм — это самозащитная тенденция вкладывать нереализованные права на себя в веру в уникальность и величие ингруппы. Таким образом, ожидается, что ингруппа станет средством реализации разочарованного чувства собственного достоинства. [2] Кроме того, этноцентризм в первую очередь фокусируется на эгоцентризме на этническом или культурном уровне, тогда как коллективный нарциссизм распространяется на любой тип ингруппы. [1] [3]
Коллективный нарциссизм связан с межгрупповой враждебностью. [2]
Разработка концепции
[ редактировать ]В исследовании Зигмунда Фрейда 1922 года « Групповая психология и анализ эго» он отметил, что каждый маленький кантон смотрит на других свысока и с презрением: [4] как пример того, что позже будет названо теорией коллективного нарциссизма Фрейда. [5] Вильгельм Райх и Исайя Берлин исследовали то, что последний назвал подъемом современного национального нарциссизма: самообожание народов. [6] «Групповой нарциссизм» описан в книге «Анатомия человеческой деструктивности» психолога Эриха Фромма 1973 года . [7] В 1990-х годах Пьер Бурдье писал о своего рода коллективном нарциссизме, затрагивающем интеллектуальные группы, склоняющем их обратить самодовольный взгляд на самих себя. [8] Отмечая, как желание людей видеть свои группы лучше, чем другие группы, может привести к межгрупповым предубеждениям , Анри Тайфель подошел к тому же феномену в семидесятых и восьмидесятых годах, чтобы создать теорию социальной идентичности , которая утверждает, что мотивация людей к получению позитивного самоопределения уважение со стороны членов группы является одной из движущих сил внутригрупповой предвзятости . [9] Сэм Вакнин написал эссе о «коллективном нарциссизме» в 2002 году в своей книге «Злокачественная любовь к себе: новый взгляд на нарциссизм». [10] Термин «коллективный нарциссизм» вновь выделила исследовательница Агнешка Голец де Завала. [11] [1] [2] [12] [13] автор шкалы коллективного нарциссизма [1] и разработал исследование межгрупповых и политических последствий коллективного нарциссизма. Люди, получившие высокие баллы по шкале коллективных нарциссов, согласны с тем, что важность и ценность их группы недостаточно признаются другими и что их группа заслуживает особого отношения. Они настаивают на том, что их группа должна получить особое признание и уважение.
Шкала была смоделирована на основе опросника нарциссической личности . Однако коллективный и индивидуальный нарциссизм умеренно коррелируют. Только коллективный нарциссизм предсказывает межгрупповое поведение и отношения. Коллективный нарциссизм связан с уязвимым нарциссизмом (индивидуальный нарциссизм, проявляющийся как недоверчивый и невротический стиль межличностного общения), грандиозным нарциссизмом (индивидуальный нарциссизм, проявляющийся как чрезвычайно самовозвышающийся стиль межличностного общения) и с низкой самооценкой. [11] [14] Это соответствует теории Теодора Адорно , который предположил, что коллективный нарциссизм мотивировал поддержку нацистской политики в Германии и был реакцией на подорванное чувство собственного достоинства. [15]
Характеристики и последствия
[ редактировать ]Коллективный нарциссизм характеризуется тем, что члены группы придерживаются завышенного взгляда на свою внутреннюю группу, что требует постоянного внешнего подтверждения. [16] Коллективный нарциссизм может проявляться человеком от имени любой социальной группы или группы в целом. Участники исследования обнаружили, что они могут применять утверждения шкалы коллективного нарциссизма к различным группам: национальным, этническим, религиозным, идеологическим, политическим, студентам одного университета, болельщикам одной футбольной команды, профессиональным группам и организациям. [1] Коллективные нарциссические группы требуют внешнего подтверждения, так же, как и отдельные нарциссы. [17] Организации и группы, демонстрирующие такое поведение, обычно пытаются защитить свою идентичность, поощряя поведение по построению группы (это положительное подкрепление ). [17]
Коллективный нарциссизм предсказывает ответную враждебность к прошлым, настоящим, реальным и воображаемым оскорблениям внутренней группы, а также негативное отношение к группам, воспринимаемым как угрожающие. [2] [12] Он предсказывает постоянное чувство угрозы в межгрупповых ситуациях, которые требуют напряжения воображения, чтобы быть воспринятыми как оскорбление или угроза. Например, в Турции коллективные нарциссы чувствовали себя униженными из-за ожидания принятия Турции в Европейский Союз. После столь мелкого проступка, как шутка польской знаменитости о правительстве страны, польские коллективные нарциссы пригрозили физической расправой и открыто порадовались несчастьям «обидчика». [12] Коллективный нарциссизм предсказывает конспирологическое мышление о скрытных злонамеренных действиях чужих групп. [18]
Индивидуалисты о себе | Индивидуалисты о коллективистах |
---|---|
Вы хотите, чтобы люди признали ваш авторитет . | Они желают, чтобы другие признали авторитет их группы. |
У вас природный талант влиять на людей. | Их группа имеет все предрасположенности влиять на других. |
Если бы вы правили миром, он был бы намного лучше. | Если бы их группа правила миром, это было бы намного лучше. |
Вы необыкновенны. | Их группа необычна. |
Вам нравится быть в центре внимания. | Им нравится, когда их группа находится в центре внимания. |
Вы никогда не будете удовлетворены, пока не получите все, что заслуживаете. | Они никогда не будут удовлетворены, пока их группа не получит всего, чего заслуживает. |
Вы настаиваете на том, чтобы добиться уважения причитающегося вам . | Они настаивают на том, чтобы их группа получала заслуженное уважение. |
Вы хотите чего-то добиться в глазах мира. | Они хотят, чтобы их группа что-то значила в глазах мира. |
Люди никогда не дают вам достаточного признания за то, что вы сделали. | Кажется, не многие люди понимают всю важность своей группы. |
Коллективный против индивидуального
[ редактировать ]Существует несколько связей и сложных отношений между коллективным и индивидуальным нарциссизмом или между индивидуальным нарциссизмом, вытекающим из групповой идентичности или деятельности, однако ни одна связь между группами и людьми не является окончательной или универсально применимой. индивидом В некоторых случаях коллективный нарциссизм представляет собой идеализацию ингруппы, к которой он принадлежит. [20] в то время как в другом идеализация группы происходит на более групповом уровне, а не внушение каждому отдельному члену группы. [1] В некоторых случаях можно проецировать идеализацию самого себя на свою группу. [21] в то время как в другом случае развитие индивидуального нарциссизма может происходить из-за связи с престижной, состоявшейся или выдающейся группой. [1] [22]
Примером первого случая, перечисленного выше, является вопрос национальной идентичности. Человек может испытывать огромное чувство любви и уважения к своей нации, флагу, народу, городу или правительственной системе в результате коллективной нарциссической точки зрения. [20] Следует помнить, что эти чувства не являются явным результатом коллективного нарциссизма, и что коллективный нарциссизм не является явной причиной патриотизма или любого другого выражения, идентифицирующего группу. Однако прославление своей группы (например, нации) в некоторых случаях можно рассматривать как проявление коллективного нарциссизма. [20]
В случае, когда идеализация себя проецируется на группу, нарциссизм на групповом уровне имеет тенденцию быть менее обязательным, чем в других случаях. [21] Обычно в этой ситуации человек — уже индивидуально нарциссический — использует группу для повышения своего собственного качества самовосприятия, и, позитивно идентифицируя себя с группой и активно создавая ее, нарцисс одновременно повышает как свою собственную самооценку, так и свою самооценку. ценность группы. [21] Однако, поскольку связь имеет тенденцию быть более слабой, отдельные нарциссы, стремящиеся подняться через группу, обычно дистанцируются от группы, которая, по их мнению, наносит ущерб их имиджу или которая не улучшается пропорционально объему поддержки, в которую они вкладывают средства. группа. [21]
Было также показано, что вовлеченность в свою группу является фактором уровня коллективного нарциссизма, проявляемого членами группы. Обычно более вовлеченный член группы с большей вероятностью проявит более высокое мнение о группе. [23] Это является результатом возросшей привязанности к группе по мере того, как человек становится более вовлеченным, а также чувства вклада или вклада в успех группы. [23] Кроме того, другая точка зрения утверждает, что индивидуальный нарциссизм связан с коллективным нарциссизмом, проявляемым отдельными членами группы. [3] Личностные нарциссы, рассматривающие свою группу как определяющее продолжение самих себя, будут защищать свою группу (коллективный нарциссизм) более рьяно, чем ненарциссы, чтобы сохранить свое собственное воспринимаемое социальное положение наряду с положением своей группы. [3] В этом ключе представлена проблема; Хотя отдельный нарцисс будет героически защищать свою внутреннюю группу во время межгрупповых конфликтов , он или она может быть большим бременем для внутренней группы во внутригрупповых ситуациях, требуя восхищения и демонстрируя более эгоистичное поведение на внутригрупповом уровне — индивидуальный нарциссизм. [3]
И наоборот, другая связь между коллективным нарциссизмом и личностью может быть установлена с людьми, которые имеют низкое или поврежденное эго, вкладывая свой имидж в благополучие своей группы, что очень похоже на «жаждущих идеалов» последователей харизматического лидера. -отношения подписчиков. [1] [24] Как уже говорилось, эти групповые инвесторы с поврежденным эго ищут утешения в принадлежности к группе; [24] однако сильный харизматический лидер не всегда необходим слабому человеку, чтобы почувствовать силу, формируя нарциссическое мнение о своей собственной группе. [21]
Харизматические отношения лидер-последователь
[ редактировать ]Еще одна подконцепция, охватываемая коллективным нарциссизмом, — это «харизматические отношения лидера и последователей», теоретизированные политическим психологом Джерролдом Постом . [24] Пост придерживается точки зрения, что коллективный нарциссизм проявляется как совокупность отдельных нарциссов, и обсуждает, как этот тип отношений возникает, когда нарциссический харизматический лидер обращается к нарциссическим «жаждущим идеалов» последователям. [24]
Важной характеристикой отношений лидер-последователь являются проявления нарциссизма как со стороны лидера, так и со стороны последователя группы. [24] В рамках этих отношений существуют две категории нарциссов: нарцисс, жаждущий зеркала , и нарцисс, жаждущий идеалов — лидер и последователи соответственно. [24] Жаждущий зеркала человек обычно ищет непрерывного потока восхищения и уважения со стороны своих последователей. И наоборот, жаждущий идеалов нарцисс находит утешение в харизме и уверенности своего жаждущего зеркала лидера. Отношения в некоторой степени симбиотические; ведь в то время как последователи обеспечивают постоянное восхищение, необходимое жаждущему зеркала лидеру, харизма лидера дает последователям чувство безопасности и цели, к которым стремится их жаждущий идеалов нарциссизм. [24] По сути, и лидер, и последователи демонстрируют сильные коллективные нарциссические чувства — обе стороны ищут большего оправдания и причины любить свою группу как можно сильнее. [1] [24]
Возможно, наиболее ярким примером этого явления является нацистская Германия. [24] Харизма и противоречивые речи Адольфа Гитлера удовлетворили голод немецкого народа по сильному лидеру. [24] Речи Гитлера характеризовались акцентом на «силе» (имея в виду Германию) и «слабости» (имея в виду еврейский народ). [25] Некоторые даже описывали речи Гитлера как «гипнотические» — даже для тех, кто не говорил по-немецки. [24] - и его митинги как «наблюдение за гипнозом в больших масштабах». [24] Харизма Гитлера убедила немецкий народ поверить в то, что он не слаб и что, уничтожив кажущуюся слабость среди них (евреев), они увеличат свою собственную силу - удовлетворив свое жаждущее идеалов стремление к силе и доставив удовольствие своему зеркалу. -голодный харизматичный лидер. [24]
Межгрупповая агрессия
[ редактировать ]Было показано, что коллективный нарциссизм является фактором межгрупповой агрессии и предвзятости. [1] Первичные компоненты коллективно-нарциссических межгрупповых отношений включают агрессию против чужих групп, которую коллективные нарциссы воспринимают как угрозу. [26] [1] [2] [12] [27] Коллективный нарциссизм помогает объяснить необоснованные проявления мести между группами. Нарциссическая группа более чувствительна к воспринимаемой критике со стороны внешних групп и поэтому с большей вероятностью ответит. [28] Коллективный нарциссизм также связан с негативностью между группами, которые имеют общую историю тревожного опыта. Члены нарциссической ингруппы, скорее всего, будут предполагать угрозы или негатив по отношению к своей ингруппе, хотя угрозы или негатив не обязательно подразумевались или проявлялись. [1] [2] [12] Считается, что эта повышенная чувствительность к негативным чувствам по отношению к внутренней группе является результатом скрытых сомнений в величии внутренней группы, которых придерживаются ее члены. [24]
Подобно другим элементам коллективного нарциссизма, межгрупповая агрессия, связанная с коллективным нарциссизмом, проводит параллели с ее индивидуально нарциссическими аналогами. Отдельный нарцисс может агрессивно реагировать на унижение , раздражение или что-либо, угрожающее его самооценке. [29] Аналогично, коллективный нарцисс или коллективно-нарциссическая группа могут агрессивно реагировать, когда имидж группы находится под угрозой или когда группа коллективно унижается. [1]
Исследование, проведенное Джудит Гриффитс среди детей в возрасте от 6 до 9 лет, показало, что внутренние и внешние группы среди этих детей функционировали относительно идентично другим известным коллективно нарциссическим группам с точки зрения межгрупповой агрессии. Исследование отметило, что дети, как правило, имели значительно более высокое мнение о своей внутренней группе, чем об окружающих внешних группах, и что такие внутренние группы косвенно или прямо проявляли агрессию по отношению к окружающим внешним группам. [30]
Этноцентризм
[ редактировать ]Коллективный нарциссизм и этноцентризм тесно связаны; они могут быть положительно коррелированы и часто показаны как сосуществующие, но они независимы в том смысле, что любой из них может существовать без присутствия другого. [3] В исследовании, проведенном Борисом Бизумиком, было показано, что некоторый этноцентризм является выражением нарциссизма на групповом уровне. [3] Было отмечено, однако, что не все проявления этноцентризма имеют нарциссическую основу, и, наоборот, не все случаи группового нарциссизма каким-либо образом являются этноцентрическими. [3]
Было высказано предположение, что этноцентризм - когда речь идет о дискриминации или агрессии, основанной на любви к своей группе; или, другими словами, основанное на исключении из самовоспринимаемой высшей группы – это выражение коллективного нарциссизма. [1] В этом смысле можно сказать, что коллективный нарциссизм пересекается с этноцентризмом, в зависимости от данных определений и широты их принятия.
В мире
[ редактировать ]В целом коллективный нарциссизм наиболее сильно проявляется в «самозначимых» группах, таких как религия, национальность, сексуальная или гендерная идентичность или этническая принадлежность. [21] Как обсуждалось ранее, такие явления, как национальная идентичность (национальность) и нацистская Германия (этническая принадлежность и национальность), являются проявлениями коллективного нарциссизма среди групп, которые критически определяют людей, которые им принадлежат.
В дополнение к этому, существующий коллективный нарциссизм группы, вероятно, будет обостряться во время конфликта и агрессии. [1] А с точки зрения культурного воздействия, культуры, которые делают акцент на личности, по-видимому, с большей вероятностью увидят проявления воспринимаемого индивидуального величия, проецируемые на социальные группы внутри этой культуры. [1] И, наконец, нарциссические группы не ограничиваются каким-либо одним однородным составом коллективных или индивидуально-коллективных или индивидуальных нарциссов. [3] Цитата Гитлера почти идеально суммирует действительную природу коллективного нарциссизма в том виде, в каком он реально проявляется, и может быть найдена напоминающей почти каждую идею, представленную здесь: «Моя группа лучше и важнее, чем другие группы, но все же не достойна меня». ". [3] Хотя это несовместимо с интерпретацией коллективного нарциссизма Голеком де Завалой и его коллегами. Эти авторы предполагают, что коллективные нарциссы вкладывают свою уязвимую самооценку в преувеличенный образ своей группы и, следовательно, не могут дистанцироваться от группы, благодаря которой они достигают собственной значимости. [11] [14]
См. также
[ редактировать ]- Американская исключительность
- Кабал
- Нажмите
- Коллективизм и индивидуализм
- кумовство
- Культ
- Элитизм
- Эмоциональное заражение
- европоцентризм
- Исключительность
- Банда
- Групповая динамика
- Групповая эмоция
- Групповое мышление
- Высокомерие и групповая гордость
- Отметка собственного домашнего задания
- Издевательства
- Нарциссизм маленьких различий
- кумовство
- Сеть старых парней
- Давление со стороны сверстников
- Социальная группа
- Подход к социальной идентичности
- Социальная проекция
- Супрематизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Golec de Zavala et al. 2009Голек де Завала и др. 2009
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Голец де Завала 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бизумик и Дакитт 2008 .
- ^ Фрейд 1991 , с. 131.
- ^ Хоэндал 1997 , с. 56.
- ^ Уивер 2006 , с. 62.
- ^ Фромм 1973 .
- ^ Бурдье 1996 , с. 385.
- ^ Смит и Маки 2007 , стр. 205, 491.
- ^ Коллективный нарциссизм: нарциссизм, культура и общество https://web.archive.org/web/20021014112738/http://samvak.tripod.com/14.html
- ^ Jump up to: а б с Голец де Завала, Дидух-Хазар и Лантос 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и Golec de Zavala et al. 2016Голек де Завала и др. 2016
- ^ Лайонс, Кенуорти и Попан 2010 .
- ^ Jump up to: а б Голек де Завала и др. 2019 .
- ^ Голек де Завала и др. 2009 , с. 4.
- ^ Голек де Завала и др. 2009 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Дюшон и Дрейк 2009 .
- ^ Голец де Завала и Цихочка 2012 .
- ^ Голек де Завала и др. 2009 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с Роккас, Клар и Ливиатан 2006 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грамцов и Гертнер 2005 .
- ^ Уоррен и Каппони 1996 .
- ^ Jump up to: а б Бейлис, Чипперфилд и Хелгасон, 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Пост 1986 года .
- ^ Быховский 1948 .
- ^ Голец де Завала, Цихочка и Искра-Голец 2013 .
- ^ Лайонс, Курси и Кенворти, 2013 .
- ^ Бушман и Баумайстер 1998 .
- ^ Баумайстер, Бушман и Кэмпбелл 2000 .
- ^ Несдейл и др. 2009 .
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бурдье, Пьер (1996). Правила искусства: генезис и структура литературного поля . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2568-2 .
- Быховский, Густав (1948). Диктаторы и ученики . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. ISBN 978-0823680290 .
- Фрейд, Зигмунд (1991) [1930]. Цивилизация, общество и религия . Библиотека Пингвина Фрейда. Том. 12. Перевод Стрейчи, Джеймс. Пингвин. ISBN 978-0140137910 .
- Фромм, Эрик (1973). Анатомия человеческой деструктивности . Нью-Йорк: Нью-Йорк, Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 978-0-03-007596-4 .
- Хоэндал, Питер Уве (1997). Призматическая мысль: Теодор В. Адорно . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0803273054 .
- Смит, Элиот Р.; Маки, Дайан М. (2007). Социальная психология (3-е изд.). Психология Пресс. ISBN 9781841694092 .
- Уивер, Эрик Беккет (2006). Национальный нарциссизм: пересечение националистического культа и гендера в Венгрии . Питер Ланг АГ. ISBN 978-3039107261 .
Статьи
[ редактировать ]- Бейлис, Дэниел; Чипперфилд, Джудит; Хельгасон, Тиффани (май 2008 г.). «Коллективная самооценка, возникновение хронических заболеваний и снижение активности в продольном исследовании старения». Социальные науки и медицина . 66 (8): 1817–27. doi : 10.1016/j.socscimed.2007.12.028 . ПМИД 18243457 .
- Баумайстер, Рой Ф .; Бушман, Брэд Дж.; Кэмпбелл, В. Кейт (февраль 2000 г.). «Самооценка, нарциссизм и агрессия: является ли насилие результатом низкой самооценки или угрожающего эгоизма?». Современные направления психологической науки . Сборник психологии и поведенческих наук. 9 (1). ЭБСКО : 26–29. дои : 10.1111/1467-8721.00053 . S2CID 29914472 .
- Бизумич, Борис; Дакитт, Джон (май 2008 г.). « Моя группа меня не достойна: нарциссизм и этноцентризм». Политическая психология . 29 (3). ЭБСКО : 437–453. дои : 10.1111/j.1467-9221.2008.00638.x .
- Бушман, Брэд Дж.; Баумайстер, Рой Ф. (август 1998 г.). «Угрожающий эгоизм, нарциссизм, чувство собственного достоинства, а также прямая и смещенная агрессия: любовь к себе или ненависть к себе приводят к насилию?». Журнал личности и социальной психологии . 75 (1): 219–229. CiteSeerX 10.1.1.337.396 . дои : 10.1037/0022-3514.75.1.219 . ПМИД 9686460 .
- Дюшон, Деннис; Дрейк, Брайан (март 2009 г.). «Организационный нарциссизм и добродетельное поведение» . Журнал деловой этики . 85 (3): 301–308. дои : 10.1007/s10551-008-9771-7 . S2CID 3563536 .
- Голец де Завала, Агнешка; Цихочка, Александра; Эйдельсон, Рой; Джаявикреме, Нуван (2009). «Коллективный нарциссизм и его социальные последствия» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 97 (6). ЭБСКО : 1074–1096. дои : 10.1037/a0016904 . ПМИД 19968420 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 г. Проверено 30 сентября 2022 г.
- Голец де Завала, Агнешка (1 июня 2011 г.). «Коллективный нарциссизм и межгрупповая враждебность: темная сторона «внутригрупповой любви» » (PDF) . Компас социальной и личностной психологии . 5 (6): 309–320. дои : 10.1111/j.1751-9004.2011.00351.x . ISSN 1751-9004 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2017 г. Проверено 26 января 2019 г.
- Голец де Завала, Агнешка; Цихоцкая, Александра (март 2012 г.). «Коллективный нарциссизм и антисемитизм в Польше» (PDF) . Групповые процессы и межгрупповые отношения . 15 (2): 213–229. дои : 10.1177/1368430211420891 . S2CID 143576887 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2018 г. Проверено 26 января 2019 г.
- Голец де Завала, Агнешка; Цихочка, Александра; Искра-Голец, Ирена (2013). «Коллективный нарциссизм смягчает влияние угрозы внутригруппового имиджа на межгрупповую враждебность» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 104 (6): 1019–1039. дои : 10.1037/a0032215 . hdl : 10071/7344 . ПМИД 23586408 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июля 2018 г. Проверено 26 января 2019 г.
- Голец де Завала, Агнешка; Дидух-Хазар, Каролина; Лантос, Дороттья (2019). «Коллективный нарциссизм: политические последствия инвестирования самооценки в имидж ингруппы» (PDF) . Политическая психология . 40 (С1): 37–74. дои : 10.1111/pops.12569 . ISSN 1467-9221 .
- Голец де Завала, Агнешка; Федерико, Кристофер; Седикид, Константин; Герра, Рита (июль 2019 г.). «Низкая самооценка предсказывает унижение чужой группы через коллективный нарциссизм, но эти отношения затемняются внутригрупповым удовлетворением» . Журнал личности и социальной психологии . 119 (3): 741–764. дои : 10.1037/pspp0000260 . hdl : 10071/19067 . ПМИД 31448939 . S2CID 198679668 . Проверено 29 сентября 2022 г.
- Голец де Завала, Агнешка; Пекер, Мюйде; Герра, Рита; Баран, Томаш (01 ноября 2016 г.). «Коллективный нарциссизм предсказывает гиперчувствительность к внутригрупповому оскорблению, а также прямую и косвенную ответную межгрупповую враждебность» (PDF) . Европейский журнал личности . 30 (6): 532–551. дои : 10.1002/пер.2067 . hdl : 10071/12977 . ISSN 1099-0984 . S2CID 54186348 .
- Грамцов, Ричард; Гертнер, Лоуэлл (июнь 2005 г.). «Самооценка и фаворитизм в отношении новых групп: Самость как оценочная база». Журнал личности и социальной психологии . 88 (5): 801–15. дои : 10.1037/0022-3514.88.5.801 . ПМИД 15898876 .
- Костерман, Рик; Фешбах, Сеймур (1989). «К мере патриотических и националистических настроений». Политическая психология . 10 (2): 257–274. дои : 10.2307/3791647 . JSTOR 3791647 .
- Лайонс, Патрисия А.; Курси, Лорен Э.; Кенворти, Джаред Б. (15 мая 2013 г.). «Национальная идентичность и групповой нарциссизм как предсказатели межгруппового отношения к нелегальным латиноамериканским иммигрантам в Соединенных Штатах». Латиноамериканский журнал поведенческих наук . 35 (3): 323–335. дои : 10.1177/0739986313488090 . ISSN 0739-9863 . S2CID 145799478 .
- Лайонс, Патрисия А.; Кенворти, Джаред Б.; Попан, Джейсон Р. (10 августа 2010 г.). «Ингрупповая идентификация и нарциссизм на групповом уровне как предсказатели отношения и поведения граждан США по отношению к арабским иммигрантам». Бюллетень личности и социальной психологии . 36 (9): 1267–1280. дои : 10.1177/0146167210380604 . ISSN 0146-1672 . ПМИД 20699406 . S2CID 23909820 .
- Несдейл, Дрю; Весло, Элла; Даффи, Аманда; Гриффитс, Джудит А. (май 2009 г.). «Членство в группе, групповые нормы, сочувствие и намерения маленьких детей к агрессии». Агрессивное поведение . Сборник психологии и поведенческих наук. 35 (3): 244–258. дои : 10.1002/ab.20303 . ПМИД 19309004 .
- Пост, Джеррольд (1986). «Нарциссизм и харизматические отношения лидера и последователя». Политическая психология . 7 (4). Международное общество политической психологии: 675–688. дои : 10.2307/3791208 . JSTOR 3791208 .
- Роккас, Соня; Клар, Йехиэль; Ливиатан, Идо (ноябрь 2006 г.). «Парадокс групповой вины: способы национальной идентификации, интенсивность конфликта и реакция на моральные нарушения внутри группы». Журнал личности и социальной психологии . 91 (4): 698–711. дои : 10.1037/0022-3514.91.4.698 . ПМИД 17014294 .
- Уоррен, Мюриэл П.; Каппони, Аттилио (1996). «Роль культуры в развитии нарциссических расстройств личности в Америке, Японии и Дании». Журнал прикладной социальной науки . 20 (1): 77–82.