Патриотизм
![]() | Примеры и перспективы в этой статье касаются в первую очередь западной культуры и не отражают мировой взгляд на эту тему . ( Июль 2020 г. ) |
Часть серии о |
Национализм |
---|
![]() |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
![]() |

Патриотизм – это чувство любви, преданности и чувства привязанности к стране или государству. Эта привязанность может представлять собой комбинацию различных чувств к таким вещам, как язык своей родины и его этнические, культурные, политические или исторические аспекты. Оно может охватывать ряд концепций, тесно связанных с национализмом , в основном гражданским национализмом , а иногда и культурным национализмом . [1] [ нужна страница ] [2]
Терминология и использование [ править ]
Избыток патриотизма называется шовинизмом ; другой родственный термин — ура-патриотизм .
Английское « слово «патриот» в 1590-х годах произошло от слова «соотечественник» от среднефранцузского патриот» 15 века. Французские слова «соотечественник» и «патриот» произошли непосредственно от позднелатинского слова «соотечественник» VI века. От греческих патриотов «земляк», от патриотов «отцов», patris «отечество». Термин «патриот» «применялся к варварам, которые считались либо нецивилизованными, либо примитивными и у которых был только общий патри или отечество». Исходное европейское значение слова «патриот» относилось ко всем, кто был земляком, независимо от социально-экономического статуса. [3]
История [ править ]

Понятия гражданской добродетели и групповой преданности можно найти в культурах по всему миру на протяжении всей истории. [4] [ нужен лучший источник ] Для европейских мыслителей эпохи Просвещения 18-го века лояльность государству главным образом рассматривалась в отличие от лояльности церкви . Утверждалось, что священнослужителям не следует разрешать преподавать в государственных школах, поскольку их родиной является рай, поэтому они не могут внушить своим ученикам любовь к родине. Одним из наиболее влиятельных сторонников этого понятия патриотизма был Жан-Жак Руссо . [1] [ нужна страница ]
Мыслители эпохи Просвещения также критиковали то, что они считали чрезмерным патриотизмом. В 1774 году Сэмюэл Джонсон опубликовал «Патриот» — критику того, что он считал ложным патриотизмом. Вечером 7 апреля 1775 года он сделал знаменитое заявление: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». [5] Джеймс Босуэлл , который сообщил об этом комментарии в своей книге «Жизнь Джонсона» , не дает контекста цитаты, и поэтому утверждается, что Джонсон на самом деле критиковал ложное использование «патриотизма» такими современниками, как Джон Стюарт, 3-й граф Бьют (патриот-министр) и его сторонники; В другом месте Джонсон высказывался в пользу того, что он считал «истинным» патриотизмом. [6] Однако нет прямых доказательств, опровергающих широко распространенное мнение о том, что знаменитое высказывание Джонсона было критикой самого патриотизма. [ нужна ссылка ]
Культурные аспекты
Многие патриотически настроенные люди гордятся тем, что имеют особую, общую культуру, считая ее центральным элементом своей национальной идентичности и единства. Многие из них привержены сохранению своей традиционной культуры и поощряют культурную ассимиляцию людей из других культур. Однако некоторые из более гражданских форм патриотизма склонны преуменьшать значение этнической культуры в пользу общей политической культуры . [7]
Философские проблемы [ править ]
Патриотизм может быть усилен приверженностью национальной религии ( гражданской религии или даже теократии ). Это противоположность разделению церкви и государства, которого требовали мыслители Просвещения, которые считали патриотизм и веру схожими и противоположными силами. Майкл Биллиг и Джин Бетке Эльштайн утверждали, что разницу между патриотизмом и верой трудно различить, и она во многом зависит от отношения того, кто навешивает ярлыки. [8]
Кристофер Хит Веллман , профессор философии Вашингтонского университета в Сент-Луисе , говорит, что популярный взгляд на «патриотическую» позицию заключается в твердых обязательствах перед соотечественниками и лишь в минимальной самаритянской ответственности перед иностранцами. [9] Веллман называет эту позицию «патриотической», а не «националистической», чтобы выделить членов территориальных, политических единиц, а не культурных групп. [9]
Джордж Оруэлл в своем влиятельном эссе « Заметки о национализме» отличал патриотизм от родственной ему концепции национализма :
Под «патриотизмом» я подразумеваю преданность определенному месту и определенному образу жизни, который человек считает лучшим в мире, но не желает навязывать другим людям. Патриотизм по своей природе является защитным, как в военном, так и в культурном отношении. Национализм, с другой стороны, неотделим от стремления к власти. Непреходящей целью каждого националиста является обеспечение большей власти и большего престижа не для себя, а для нации или другой единицы, в которой он решил утопить свою индивидуальность. [10]
Оппозиция [ править ]
Вольтер заявил: «Прискорбно, что, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом остального человечества». [11] Артур Шопенгауэр писал: «Самый дешевый вид гордости — это национальная гордость; ибо, если человек гордится своей нацией, это доказывает, что у него нет собственных качеств, которыми человек мог бы гордиться». [12]
Котоку Сюсуи , известный японский анархист конца 19 – начала 20 века, посвятил большую часть своей широко читаемой книги «Империализм, монстр двадцатого века» осуждению патриотизма. [13] : 5 Один из многих аргументов основан на конфуцианской ценности сочувствия: «Я так же убежден, как и Мэн-цзы , что любой человек без колебаний бросится спасать ребенка, который вот-вот упадет в колодец... Человек, тронутый таким самоотверженным любовь и милосердие не задумываются о том, является ли ребенок членом семьи или близким родственником. Когда он спасает ребенка от опасности, он даже не задается вопросом, его ли ребенок или принадлежит другому». [13] : 143 Патриотизм используется для дегуманизации тех, кому мы, естественно, сочувствуем. Он утверждает: «[П]атриотизм - это дискриминационное и произвольное чувство, свойственное тем, кто принадлежит к одному национальному государству или живет вместе в пределах общих национальных границ». [13] : 59 чувство, культивируемое и используемое милитаристами в их стремлении к войне.
Марксисты заняли различные позиции в отношении патриотизма. С одной стороны, Карл Маркс заявил, что «у трудящихся нет страны». [14] и что «господство пролетариата приведет к еще более быстрому исчезновению [национальных различий]». Той же точки зрения придерживаются современные троцкисты , такие как Алан Вудс , который «за снос всех границ и создание мирового социалистического содружества». [15] С другой стороны, марксисты-ленинцы и маоисты обычно выступают за социалистический патриотизм, основанный на теории социализма в одной стране . [16] [ нужна страница ]
Против первобытных аргументов в пользу национального патриотизма Эрик Хобсбаум писал, что такая концепция была - на протяжении большей части человеческой истории - "настолько далека от реального опыта большинства людей". [17]
Анархисты выступают против патриотизма. [18] Это было продемонстрировано Эммой Гольдман , которая заявила:
Действительно, тщеславие, высокомерие и эгоизм составляют основу патриотизма. Позвольте мне проиллюстрировать. Патриотизм предполагает, что наш земной шар разделен на маленькие точки, каждая из которых окружена железными воротами. Те, кому посчастливилось родиться в каком-то определенном месте, считают себя лучше, благороднее, величественнее и умнее живых существ, населяющих любое другое место. Следовательно, долг каждого, живущего в выбранном месте, — сражаться, убивать и умирать, пытаясь навязать свое превосходство всем остальным. [19]
Проблемы, специфичные для региона [ править ]
В Европейском Союзе такие мыслители, как Юрген Хабермас , пропагандировали « европатриотизм », но патриотизм в Европе обычно направлен на национальное государство и чаще всего совпадает с « евроскептицизмом ». [20]
Опросы [ править ]
В нескольких исследованиях пытались измерить патриотизм, например, проект «Корреляты войны» , который обнаружил некоторую корреляцию между склонностью к войне и патриотизмом. Результаты различных исследований зависят от времени. Например, согласно проекту, патриотизм в Германии перед Первой мировой войной находился на самом верху или около него. [ по сравнению с? ] . По данным исследования Identity Foundation, в 2009 году 60% немцев гордились своей страной. [21] По данным Statista , этот показатель достигал 83%. [22] В опросе Pew Research Center 2020 года 53% участников, опрошенных в Германии, заявили, что гордятся своей страной, это самый высокий показатель среди опрошенных стран ( Франция (45 %), Великобритания (41 %), США (39 %)) ). [23]
С 1981 года [update], опросы World Values Survey на предмет национальных ценностей и убеждений. Опрос включает в себя вопрос «Гордитесь ли вы тем, что вы [укажите национальность]?»; ответы на которые варьируются от 1 (не горжусь) до 4 (очень горжусь). Затем они используют полученный средний ответ для сравнения не только стран, но и граждан с высокими и низкими доходами. [24]
, в 2022 году количество взрослых американцев, заявивших, что они «чрезвычайно гордятся» тем, что они американцы, достигло рекордно низкого уровня Согласно опросу Gallup . [25]
См. также [ править ]
- Коллективный нарциссизм - психологическая тенденция преувеличивать положительный имидж своей социальной группы.
- Культурная идентичность - идентичность или чувство принадлежности к группе.
- Патриотическое движение - американское консервативное политическое движение.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харви Чизик (10 февраля 2005 г.). Исторический словарь эпохи Просвещения . Пугало Пресс. ISBN 9780810865488 . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^
- Мишцевич, Ненад (02 сентября 2020 г.). «Национализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 ноября 2013 г.
- Приморац, Игорь (16 декабря 2020 г.). «Патриотизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Кемиляйнен, Айра (1989). «Идея патриотизма в первые годы Французской революции» . История европейских идей . 11 (1–6): 11–19. дои : 10.1016/0191-6599(89)90193-9 . ISSN 0191-6599 .
- ^ «Патриотизм – 401 слово» . Режим обучения . Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ Босуэлл, Джеймс (1791), Жизнь Сэмюэля Джонсона , Нью-Йорк: Современная библиотека, стр. 525
- ^ Гриффин, Дастин (2005), Патриотизм и поэзия в Британии восемнадцатого века , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-00959-1
- ^
- Баумайстер, Андреа (4 июля 2023 г.). «Патриотизм» . Британская энциклопедия . США: Британская энциклопедия, Inc.
- Шмидт, Ройял Дж. (1956). «Культурный национализм у Гердера» . Журнал истории идей . 17 (3). Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета: 407–417. дои : 10.2307/2707552 . JSTOR 2707552 .
- ^ Биллиг, Майкл (1995). Банальный национализм . Лондон: Издательство Sage. стр. 56–58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Веллман, Кристофер Хит (2014). Либеральные права и обязанности: очерки гражданства и суверенитета . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 32 , 50 . ISBN 9780199982189 .
- ^ Оруэлл, Джордж (1994). «Заметки о национализме». Эссе . Нью-Йорк: Пингвин. стр. 300–301 . ISBN 9780140188035 .
- ^ Вольтер (1824) [1764]. "Страна". Философский словарь . Том. II. Лондон: Джон и Х.Л. Хант. п. 327.
- ^ Шопенгауэр, Артур (1901) [1851]. «Мудрость жизни» . Мудрость жизни и другие очерки . Универсальная библиотека классической литературы. Перевод Сондерса, Бейли; Бакс, Эрнест Белфорт. Лондон: М. Уолтер Данн. п. 52 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Котоку, Сюсуй (1901). Империализм: монстр двадцатого века . Перевод Тирни, Роберт.
- ^ «II. Пролетарии и коммунисты» . Манифест Коммунистической партии . Марксисты.орг. 1848 год . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Аль-Джазаири, Иса (2 ноября 2012 г.). «Алан Вудс описывает сопротивление капитализму в Университете Конкордия в Монреале» . В защиту марксизма . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года.
- ^ Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. ISBN 978-0-12-227230-1 .
- ^ Хобсбаум, Эрик (1992). Нации и национализм с 1780 г. (2-е изд.). п. 46.
- ^ Приморац, Игорь; Павкович, Александр (2016). Павкович, Александр (ред.). Философские и политические перспективы . дои : 10.4324/9781315599724 . ISBN 9781317083177 .
- ^ Гольдман, Эмма (1917). «Патриотизм: угроза свободе» . Анархическая библиотека . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Григель, Якуб (3 октября 2016 г.). «Возвращение европейских национальных государств» . Журнал иностранных дел . Компания Хейн . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20161005112907/http://www.identity-foundation.de/images/stories/downloads/Studie_Deutsch-Sein_final_klein.pdf
- ^ «Горжусь тем, что я немец» . Статиста (на немецком языке) . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Мордекай, Лора Сильвер, Мойра Фэган, Эйдан Коннотон и Мара (05 мая 2021 г.). «5. Национальная гордость и стыд» . Исследовательский центр Пью . Проверено 3 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Морс, Адэр; Шайв, Софи Энн (2011). «Патриотизм в вашем портфолио» (PDF) . Журнал финансовых рынков . 14 (2): 411–40. дои : 10.1016/j.finmar.2010.10.006 . hdl : 2027.42/35931 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 года.
- ^ Бренан, Меган (29 июня 2023 г.). «Чрезвычайная гордость за то, что ты американец, остается почти на рекордно низком уровне» . Gallup.com . Проверено 29 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]




- Бар-Тал, Дэниел; Стауб, Эрвин (1999). Патриотизм в жизни людей и народов . Издательская компания Уодсворт. ISBN 0-8304-1410-Х .
- Блатберг, Чарльз (2000). От плюрализма к патриотической политике: практика прежде всего . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-829688-6 .
- Калхун, Крейг (2004). «Пришло ли время быть постнациональным?». В мае Стивен; Модуд, Тарик; Сквайрс, Джудит (ред.). Этническая принадлежность, национализм и права меньшинств . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 231–56. ISBN 9780511489235 .
- Коэн, Джошуа; Нуссбаум, Марта К. (1996). Из любви к Родине: обсуждение границ патриотизма . Маяк Пресс. ISBN 0-8070-4313-3 .
- Гомберг, Пол (2002). «Патриотизм подобен расизму». В Примораце, Игорь (ред.). Патриотизм . Книги о человечности. стр. 105–12. ISBN 1-57392-955-7 .
- Хабермас, Юрген (1996). «Приложение II: Гражданство и национальная идентичность». Между фактами и нормами: вклад в дискурсивную теорию права и демократии . Перевод Рега, Уильяма. МТИ Пресс.
- Хейзинга, Йохан (1959). «Патриотизм и национализм в европейской истории». Мужчины и идеи. История, Средние века, Возрождение . Перевод Холмса, Джеймса С.; Ван Марле, Ганс. Нью-Йорк: Книги Меридиана.
- Макинтайр, Аласдер (1995). «Является ли патриотизм добродетелью?». В Байнер, Р. (ред.). Теоретизирование гражданства . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 209–28.
- Оруэлл, Джордж (1953). «Заметки о национализме» . Англия Ваша Англия и другие очерки . Секер и Варбург.
- Приморац, Игорь, изд. (2002). Патриотизм . Гуманитарная пресса Интернешнл. ISBN 1-57392-955-7 .
- Вироли, Маурицио (1997). Из любви к Родине: Очерк патриотизма и национализма . Издательство Оксфордского университета по запросу. ISBN 0-19-829358-5 .
- Уизерспун, Джон (17 мая 1776 г.). «Владычество Провидения над страстями человека» . Принстон.
- Корнелия Кончал и А. Дирк Мозес (ред.), «Патриотическая история» и (ре)национализация памяти , в: Журнал исследований геноцида, 24 (2), 2022.