Праведное негодование
Праведное негодование , также называемое праведным гневом, — это гнев, который в первую очередь мотивирован ощущением несправедливости или другим глубоким моральным упущением. Его отличают от гнева, вызванного чем-то более личным, например оскорблением.
В некоторых христианских доктринах это считается единственной негреховной формой гнева. Согласно этим доктринам, примером праведного гнева может служить то, когда Иисус выгнал ростовщиков из храма ( Матфея 21:12–13 ).
Элементы
[ редактировать ]![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( Август 2014 г. ) |
«Праведный» означает действовать в соответствии с божественным или моральным законом . «Негодование» — это возмущенное чувство неодобрения. Стандартный словарь описывает возмущение как «чувство гнева, смешанное с презрением или отвращением». [ нужна ссылка ]
Классические примеры
[ редактировать ]Аристотель считал праведное негодование [немезиду] одной из добродетелей среднего: «Праведное негодование достигает середины между завистью и злорадством ... кто-то справедливо возмущается, когда он огорчается при виде незаслуженной удачи». [1]
Ювенал утверждал, что моральное негодование побудило его писать сатиру. [2]
В Библии
[ редактировать ]Комментарий к Ветхому Завету
[ редактировать ]В Ефесянам комментарии Скотта к 4:26 : «Гневайтесь, но не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем», он отмечает, что «…во многих случаях, управляя семьями, при обличении греха и даже при решении своих мирских проблем христианам дозволяется гнев. Тем не менее, Скотт предупреждает, что христиане должны стремиться «…быть очень осмотрительными и бдительными, чтобы сдерживать эту опасную страсть в пределах разумного, кротости, благочестия и милосердия; не гневаться без причины или сверх причины, или в гордая, эгоистичная и раздражительная манера поведения». Скотт утверждает, что христианам не следует выражать гнев «языком негодования». [ нужна ссылка ]
В «Комментарии Предтеч» к Псалмам 136:2–6 утверждается, что эти псалмы повествуют о «горечь изгнания, в которое Бог принудил Иуду», якобы с целью превратить горе в рвение, чтобы «гнев можно было использовать для искоренения греха». ", становясь "праведно возмущённым". [3] В комментариях Джона В. Ритенбо к Притчам 15:18 в книге « Как выжить в изгнании » он утверждает, что «для нас можно праведно негодовать, пока мы не грешим». [3]
В Джеймса МакКоша книге «Движущие силы » он отмечает, что «Мы можем злиться и не грешить; но эта склонность может стать греховной, и это в высшей степени. Так бывает, когда она чрезмерна, когда она является яростью и заставляет нас терять Это так и может стать пороком, когда оно заставляет нас желать зла тем, кто нас обидел. Это обида, когда она побуждает нас ответить на зло злом. Это месть, когда она побуждает нас. сокрушать тех, кто причинил нам вред. Это мстительность, когда она изобретательно и кропотливо ищет средства и инструменты, чтобы причинить боль тем, кто уже помешал нам. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В Исходе 4:14 Бог был возмущен работой Моисея. Моисей предал веру Бога и не повиновался Его воле. Он приказал народу Божьему идти на битву с фараоном Египта. Народ Божий повиновался Его повелениям и ушел навсегда. В Исходе 22:21–24 гонениям подвергались беспомощные люди, странники, вдовы и сироты. Бог возмутился, когда стал свидетелем таких жестоких действий. В Исходе 32:10 Бог возмутился, когда узнал, что его народ больше не верил и не поклонялся ему, а обратился к идолопоклонству.
Комментарий к Новому Завету
[ редактировать ]Дэниел Уитби утверждает, что «гнев не всегда греховен», поскольку он свойственен негрешникам. Например, Иисус «прогневался на фарисеев за жестокосердие их; однако Он не имел желания отомстить им за этот грех, но питал к ним великое сострадание». [4]
Богословский комментарий
[ редактировать ]Св. Фома Аквинский в вопросе о гневе в своей Summa Theologiae цитирует Opus Imperfectum в Matthaeum : «тот, кто гневается без причины, будет в опасности; но тот, кто гневается по причине, не будет в опасности: ибо без гнева обучение будет бесполезным, суждения нестабильными, преступления необузданными», и в заключение говорит, что «гнев, следовательно, не всегда является злом». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
См. также
[ редактировать ]- Адрастея – греческая нимфа
- Отмена культуры – современная форма остракизма
- Возмущение —
- Обида – эмоция, состоящая из смеси разочарования, отвращения и гнева.
- Эпитафия Свифта - Стихотворение У.Б. Йейтса о Джонатане Свифте
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аристотель. Никомахова этика . II.7 .
- ^ Ювенал (1925). Дафф, Джей Ди (ред.). Четырнадцать сатир . Кембридж. п. xxxiii.
- ^ Перейти обратно: а б «Что говорит Библия о праведном негодовании» . Библейские инструменты . 19 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 года . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ Уитби, Дэниел (1845). Комментарий к Евангелиям и посланиям Нового Завета . Критический комментарий и парафраз Ветхого и Нового Завета и апокрифов. Том. IV. Нью-Йорк: Уайли и Патнэм. Марка 3:5 (с. 212, f2) .