Восхищение
Часть серии о |
Эмоции |
---|
![]() ![]() |

Восхищение — это социальная эмоция, которую испытывают люди, обладающие компетентностью, талантом или навыками, превосходящими стандарты. [1] Восхищение облегчает социальное обучение в группах. [2] Восхищение мотивирует к самосовершенствованию посредством обучения на образцах для подражания. [3]
Определение
[ редактировать ]Сара Алго и Джонатан Хайдт [1] включите восхищение в категорию эмоций восхваления других , наряду с трепетом , возвышением и благодарностью . Они предполагают, что восхищение — это эмоция, которую мы испытываем по отношению к неморальному совершенству (т. е. когда мы являемся свидетелями совершения превосходного действия), тогда как возвышение — это эмоция, которую мы испытываем по отношению к моральному совершенству (т. е. когда мы наблюдаем, как кто-то совершает поступок, превосходящий добродетель). Другие авторы называют обе эти эмоции восхищением , различая восхищение мастерством и восхищение добродетелью . [4] Ричард Смит [3] классифицирует восхищение как ассимиляционную эмоцию, ориентированную на других, побуждающую людей стремиться походить на тех, кем они восхищаются (ассимилироваться с ними). Он противопоставляет восхищение завистью (контрастная эмоция, ориентированная на других), предполагая, что зависть заставляет нас чувствовать разочарование по поводу компетентности других, в то время как восхищение поднимает настроение и мотивирует.
Функция
[ редактировать ]Обучение навыкам было настолько важно для нашей эволюции, что мы стали положительно относиться к талантливым и умелым людям, чтобы приближаться к ним и копировать их действия. [5] Восхищение – это эмоция, которая облегчает обучение в социальных группах. [2]
Отношение к достижимости
[ редактировать ]Следуя точке зрения, что функция восхищения – это обучение и самосовершенствование, [2] некоторые авторы предполагают, что восхищение активируется только тогда, когда мы верим, что улучшение возможно для нас. [1] [3] однако одно эмпирическое исследование показало обратное: восхищение сродни пассивному созерцанию превосходства другого, в то время как зависть — это мотивирующая эмоция, которая активируется, когда нам достижима лучшая производительность. [6]
Связанное поведение
[ редактировать ]Поведение в отношении себя
[ редактировать ]Было показано, что наблюдение за достойными восхищения поступками повышает мотивацию к самосовершенствованию в области очевидных успехов (например, спортивные достижения), а также более общую мотивацию работать над достижением собственных жизненных целей. [1] С помощью фМРТ было показано, что восхищение связано с когнитивными процессами более высокого уровня, участвующими в мотивации (например, планирование, достижение целей), но также связано с активирующими механизмами более низкого уровня, демонстрируя, что восхищение является физически возбуждающей эмоцией. [4]
Поведение в отношениях
[ редактировать ]Восхищение также связано с тенденцией хвалить других за поступок, которым восхищаются. [1] и стремление к контакту и близости с объектами восхищения. [7]
Групповой
[ редактировать ]Восхищение также изучалось в межгрупповом контексте Сьюзен Фиске и ее коллегами. Они предполагают, что восхищение — это эмоция, которую мы испытываем по отношению к тем социальным группам, которые мы воспринимаем как компетентные (или высокостатусные) и теплые (дружественные и готовые к сотрудничеству) (например, в исследованиях с участием студентов в США приведен пример группы, воспринимаемой как компетентная и склонная к сотрудничеству). теплый – британский ). [8] Восхищение связано с намерением общаться, сотрудничать и помогать членам групп, которыми восхищаются. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Jump up to: а б с д и Алго, С.Б., и Хайдт, Дж. (2009). Свидетельство совершенства в действии: эмоции «восхваления других»: возвышение, благодарность и восхищение. Журнал позитивной психологии, 4 (2), 105–127.
- ^ Jump up to: а б с Хайдт Дж. и Седер П. (2009). Восхищение и трепет. Oxford Companion to Affective Science (стр. 4–5). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Р.Х. (2000). Ассимилятивные и контрастирующие эмоциональные реакции на восходящие и нисходящие социальные сравнения. Справочник социального сравнения: Теория и исследования, 173–200.
- ^ Jump up to: а б Иммордино-Янг, М.Х., МакКолл, А., Дамасио, Х. и Дамасио, А. (2009). Нейронные корреляты восхищения и сострадания. Труды Национальной академии наук, 106 (19), 8021.
- ^ Генрих Дж. и Гил-Уайт Ф.Дж. (2001). Эволюция престижа: Свободно оказываемое почтение как механизм увеличения выгод от передачи культуры. Эволюция и поведение человека, 22(3), 165–196.
- ^ Ван Де Вен, Н., Зеленберг, М., и Питерс, Р. (2011). Почему зависть превосходит восхищение. Бюллетень личности и социальной психологии, 37 (6), 784–795.
- ^ Jump up to: а б Кадди, А.Дж., Фиске, С.Т., и Глик, П. (2007). Карта BIAS: поведение, обусловленное межгрупповым аффектом и стереотипами. Журнал личности и социальной психологии, 92 (4), 631.
- ^ Фиск, С.Т., Кадди, AJC, Глик, П. и Сюй, Дж. (2002). Модель содержания стереотипов (часто смешанного): компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции. Журнал личности и социальной психологии, 82 (6), 878–902.