Эстетические эмоции
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
Эстетические эмоции — это эмоции , которые ощущаются во время эстетической деятельности или оценки. Эти эмоции могут быть повседневными (например, страх , удивление или сочувствие ) или могут быть специфичными для эстетического контекста. Примеры последнего включают возвышенное , прекрасное и китч . В каждом из этих отношений эмоция обычно составляет лишь часть общего эстетического переживания, но может играть более или менее определяющую функцию для этого состояния.
Типы [ править ]
Изобразительное искусство и кино [ править ]
Традиционно считается, что отношения между эстетическими эмоциями и другими эмоциями основаны на бескорыстии эстетического опыта (см. Кант). [ который? ] особенно). Эстетические эмоции не мотивируют практическое поведение так, как другие эмоции (например, как страх мотивирует избегающее поведение).
Способность произведений искусства вызывать такие эмоции, как страх, является предметом философских и психологических исследований. [1] Это поднимает такие проблемы, как парадокс художественной литературы , в которой человек реагирует на искусство иногда весьма сильными эмоциями, даже зная, что представленный сценарий является вымышленным (см., например, работу Кендалла Уолтона ). Другая проблема — это проблема воображаемого сопротивления , которая объясняет, почему мы можем представить себе множество надуманных вымышленных истин, но испытываем сравнительные трудности с представлением о том, что в вымышленном мире действуют другие моральные стандарты. Эта проблема была впервые поднята Дэвидом Юмом и возобновлена в нынешней дискуссии Ричардом Мораном , Кендаллом Уолтоном и Тамар Гендлер (которые представили этот термин в его нынешнем использовании в одноименной статье 2000 года). [2] Некоторые виды произведений искусства, кажется, посвящены пробуждению определенных эмоций. Например, фильмы ужасов стремятся вызвать чувство страха или отвращения; комедии стремятся вызвать развлечение или счастье, трагедии стремятся вызвать сочувствие или печаль, а мелодрамы пытаются вызвать жалость и сочувствие.
Музыка [ править ]
В философии музыки учёные спорили, является ли инструментальная музыка, такая как симфонии, просто абстрактными аранжировками и образцами музыкальных тонов (« абсолютная музыка »), или же инструментальная музыка изображает эмоциональные картины и настроения (« программная музыка »). Несмотря на утверждения философов, защищающих аргумент «абсолютной музыки», типичный любитель симфоний действительно интерпретирует ноты и аккорды оркестра эмоционально; начало симфонии эпохи романтизма, в которой минорные аккорды гремят над низкими басовыми нотами, часто интерпретируется непрофессионалами как выражение печали в музыке.
Абсолютная музыка, также называемая «абстрактной музыкой», — это музыка, которая ни о чем явно не говорит, нерепрезентативна или необъективна. Абсолютная музыка не имеет отсылок к историям, образам или какой-либо другой внемузыкальной идее. Эстетические идеи, лежащие в основе дебатов об абсолютной музыке, связаны с « эстетической незаинтересованностью Канта в его Критике эстетического суждения» и привели к многочисленным спорам, включая словесную войну между Брамсом и Вагнером . В 19 веке группа ранних романтиков, в том числе Иоганн Вольфганг фон Гете и ЭТА Гофман, породила идею того, что можно назвать духовным абсолютизмом. «Формализм» — это концепция «музыки ради музыки» и относится только к инструментальной музыке без слов. Музыкальный критик XIX века Эдуард Ханслик утверждал, что музыкой можно наслаждаться как чистым звуком и формой, что для ее существования не требуется никакого содержания внемузыкальных элементов.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Эстетические эмоции | Швейцарский центр аффективных наук. Архивировано 13 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Тамар Сабо Гендлер (2000). Загадка воображаемого сопротивления. Философский журнал 97 (2): 55-81.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чуа, Дэниел. Абсолютная музыка и построение смысла (Издательство Кембриджского университета, 1999)
- Клэй, Феликс. «Происхождение эстетической эмоции». Антологии Международного музыкального общества , 9-й год, выпуск 2 (январь — март 1908 г.), стр. 282–290. JSTOR 929289
- Пуиве, Роджер. «О когнитивном функционировании эстетических эмоций». Леонардо , Том. 33, № 1. (2000), стр. 49–53. JSTOR 1576761