Jump to content

Раса (эстетика)

В индийской эстетике ( раса санскрит : रस ) буквально означает «сок, эссенция или вкус». [1] [2] Это концепция в индийском искусстве, обозначающая эстетический оттенок любого визуального, литературного или музыкального произведения, которое вызывает эмоции или чувства у читателя или аудитории, но не может быть описано. [2] Это относится к эмоциональным оттенкам/сущности, вложенным в произведение писателем или исполнителем и наслаждающимся «чувствительным зрителем» или сахридайей, буквально тем, у кого «есть сердце», и кто может подключиться к произведению эмоционально, без сухости.

Расы создаются бхавой человека : [3] состояние души.

Теории расы есть специальный раздел (глава 6) в санскритском тексте Натья Шастра , древнем тексте об искусстве I тысячелетия до нашей эры, приписываемом Бхарате Муни . [4] Однако наиболее полное его изложение в драме, песне и других исполнительских искусствах можно найти в работах кашмирского шиваитского философа Абхинавагупты (ок. 1000 г. н.э.), демонстрирующих устойчивость давней эстетической традиции древней Индии. [2] [5] [6] Согласно теории Раса Натья Шастры , развлечение — это желаемый эффект исполнительского искусства, а не основная цель. Вместо этого основная цель — перенести зрителей в другую, параллельную реальность, полную чудес и блаженства, где они познают суть своего собственного сознания и размышляют над духовными и моральными вопросами. [5] [6] [7]

Хотя концепция расы является фундаментальной для многих форм индийского искусства, включая танец , музыку , театр, живопись, скульптуру и литературу , интерпретация и реализация конкретной расы различаются в разных стилях и школах. [8] [9] [10] Индийская теория расы также встречается в индуистском искусстве и Рамаяны музыкальных произведениях на Бали и Яве (Индонезия), но с региональной творческой эволюцией. [11]

Роль в искусстве [ править ]

Согласно Натья Шастре , раса — это синтетическое явление и цель любого творческого исполнительского искусства, ораторского искусства, живописи или литературы. [11] [12] в древнем тексте Уоллес Дэйс переводит объяснение расы как «наслаждение элементарными человеческими эмоциями, такими как любовь, жалость, страх, героизм или тайна, которое формирует доминирующую ноту драматического произведения; эта доминирующая эмоция, ощущаемая аудиторией, имеет качество, отличное от того, которое возникает в реальной жизни; можно сказать, что раса — это изначальная эмоция, преображенная эстетическим наслаждением». [13]

Расы создаются с помощью самых разных средств, и в древнеиндийских текстах обсуждается множество таких средств. Например, один из способов – использование жестов и мимики актеров. [14] Выражение Расы в форме классического индийского танца называется Раса-абхиная .

Теория рас составляет эстетическую основу всех индийских классических танцев и театров, таких как Бхаратанатьям , Катхакали , Катхак , Кучипуди , Одисси , Манипури , Кудияттам и других. [8]

В индийской классической музыке каждая рага представляет собой вдохновенное творение для определенного настроения, в котором музыкант или ансамбль создает расу в слушателе. [12] Однако преимущественно все раги и музыкальные представления в индуистских традициях направлены на одну из шести рас , где музыка является формой создания «любви, сострадания, мира, героизма, комизма или чувства чуда» внутри слушателя. Гнев, отвращение, страх и подобные эмоции не являются предметом расы , но они являются частью индийских теорий драматического искусства. Каждая из шести рас , на которые направлена ​​индийская музыка, имеет подкатегории. Например, любовная раса в индуистской литературе имеет множество музыкальных оттенков, таких как эротическая любовь ( шрингар ) и духовная преданная любовь ( бхакти ). [12] [15]

Раса – это сочетание слова и значения.
что омывает умы читателей,
со вкусом блаженства.
Это правда поэзии,
сияет не переставая.
Ясно сердцу,
это еще за пределами слов.

Хришикеша [10]

В теориях индийской поэтики древние ученые утверждают, что эффективность литературного произведения зависит как от того, что изложено, так и от того, как оно изложено (слова, грамматика, ритм), и это создает его расу . [10] Среди наиболее знаменитых теорий поэтики и литературных произведений - Бхартрихари V века и Анандавардхана IX века, но теоретическая традиция интеграции расы в литературные произведения, вероятно, восходит к более древнему периоду. Обычно это обсуждается в рамках индийских концепций Дхвани , Сабдататтвы и Сфоты . [16] [10] [17]

Например, литературное произведение -пурана» использует расу , представляя бхакти Кришны « Бхагавата в эстетических терминах. Раса, которую оно представляет, — это эмоциональное наслаждение, настроение, называемое Стхайи Бхава. Это развитие к состоянию удовольствия создается посредством эмоциональных состояний, которые называются Вибхавы , Анубхавы и Санчари Бхавы . Вибхавас означает Карана, или причина: она бывает двух видов — Аламбана , личный или человеческий объект и субстрат, и Уддипана , возбуждающие факторы. Анубхава, как означает имя, означает последствия или последствия эмоций. Санчари Бхавы — это мимолетные чувства, вспомогательные по отношению к настроению. Позже ученые добавили больше эмоциональных состояний, таких как саттвика-бхавы . [18]

В индийских теориях скульптуры и архитектуры ( Шилпа Шастры ) теории раса отчасти управляют формами, очертаниями, расположением и выражением изображений и структур. [19] Некоторые индийские тексты о скульптуре предполагают девять рас . [20] [21]

Сахридаята [ править

Абхинавагупта дает определение сахридая в Лочане , своем комментарии к Дхваньялоке. Сардая -с – это те зрители, которые:

  1. «были по достоинству оценены литературным произведением и у которых вошло в привычку думать о литературном произведении» [22]
  2. «из-за этого предыдущего воздействия они настроили свой разум на создание отражения поэтических эмоций в своем сознании» [22]

В своих философских работах Абхинавагупта считал, что сахридаята (эстетическая чувствительность) имеет решающее значение в контексте музыки и бхакти. Абхинавгупта предполагает, что полнота удовольствия необходима для развития эстетической чувствительности. Это наслаждение не ограничивается приятными переживаниями, но включает и болезненные, поскольку и то, и другое может привести к расширению сознания. Он подчеркивает, что способность получать удовольствие тесно связана с восприимчивостью к высшему опыту, и называет тех, кто не способен оценить хорошую музыку, «ахрдайей» (бессердечными, бесчувственными). Эстетическая чувствительность рассматривается как необходимое условие духовной чувствительности, и то, и другое выражается термином сахрдаята. [23]

История [ править ]

Слово раса встречается в древней ведической литературе. В Ригведе оно означает жидкость, экстракт и аромат. [24] [примечание 1] В Атхарваведе во многих контекстах раса означает «вкус», а также смысл «сока зерна». По словам Даниэля Мейера-Динкгрефе, раса в Упанишадах относится к «сущности, самосветящемуся сознанию, квинтэссенции», но также и к «вкусу» в некоторых контекстах. [24] [примечание 2] [примечание 3] В постведической литературе это слово обычно означает «экстракт, эссенцию, сок или вкусную жидкость». [1] [24]

Раса в эстетическом смысле упоминается в ведической литературе, но самые старые сохранившиеся рукописи, описывающие теорию раса в индуизме , относятся к Натья Шастре . Айтарейя Брахман Например, в главе 6 утверждает:

Теперь (он) прославляет искусства,
искусство — это совершенствование личности ( атма -самскрти ).
С их помощью поклоняющийся воссоздает себя,
что состоит из ритмов, метров.

- Айтарейя Брахман 6.27 (~ 1000 г. до н. э.), Переводчик: Ариндам Чакрабарти [27]

В главе 6 Натья -шастра представляет теорию раса . [4] Текст начинается с сутры, называемой раса-сутрой : [28]

Раса возникает из комбинации Детерминант ( вибхава ), Последствий ( анубхава ) и Переходных состояний ( вьябхичарибхава ).

- Натьяшастра 6.109 (~ 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), Переводчик: Даниэль Мейер-Динкгрефе. [24]

Согласно Натья-шастре , цели театра – усилить эстетические переживания и передать эмоциональную расу . В тексте говорится, что цели искусства многообразны. Во многих случаях его цель – дать отдых и облегчение тем, кто изнурен трудом, обезумел от горя, обременен страданиями или поражен суровыми временами. [27] , развлечение — это эффект, но не основная цель искусства Однако, согласно Натья-шастре . Основная цель — создать расу , чтобы поднять и перенести зрителей к выражению высшей реальности и трансцендентных ценностей. [5] [29]

Абхинавабхарати Абхинавагуптой — наиболее изученный комментарий к Натьяшастре , написанный . ) называл Натьяшастру Натьяведой . (950–1020 гг. н. э , который также [30] [31] проведенный Абхинавагуптой, Анализ Натьяшастры, примечателен обширным обсуждением эстетических и онтологических вопросов. [31] По мнению Абхинавагупты, успех художественного представления измеряется не рецензиями, наградами или признанием, которые получает произведение, а только тогда, когда оно исполняется с искусной точностью, преданной верой и чистой концентрацией, так что артист эмоционально погружает публику в искусство и погружает зрителя в чистую радость переживания расы . [32]

Элементы [ править ]

Шрингара или романтика в Бхаратанатьям
Выражение Шрингары (романса) в Бхаратанатьям
Раудрам раса разрушительной ярости богини Дурги в Бхаратанатьям

Бхарата Муни изложил восемь рас в Натьяшастре , древнем санскритском тексте по теории драмы и других исполнительских искусств, написанном между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [4] В индийском исполнительском искусстве раса — это чувство или эмоция, вызываемая искусством у каждого члена аудитории. Натья Шастра упоминает шесть рас в одном разделе, но в специальном разделе, посвященном расе, говорится и обсуждается восемь основных рас . [24] [13] Согласно Натьяшастре, каждая раса имеет главенствующее божество и определенный цвет. Существует 4 пары рас. Например, Хасья возникает из Шрингары . Аура испуганного человека черная, а аура разгневанного человека красная. Бхарата Муни установил следующее: [33]

  • Шрингарах (शृङ्गारः): Романтика, Любовь, привлекательность. Верховное божество: Вишну . Цвет: Шьяма (темно-голубоватый).
  • Хасьям (हास्यं): Смех, веселье, комедия. Верховное божество: Шива . Цвет: белый
  • Раудрам (रौद्रं): Ярость. Верховное божество: Рудра . Цвет: красный
  • Каруньям (сострадание): Сострадание, милосердие. Верховное божество: Яма . Цвет: серый
  • Бибхатсам (बीभत्सं): отвращение, отвращение. Верховное божество: Махакал . Цвет: синий
  • Бхайанакам (भयानकं): Ужас, ужас. Верховное божество: Кала . Цвет: черный
  • Вирам (वीरं): Героизм. Верховное божество: Индра . Цвет: Ярко-белый
  • Адбхутам (अद्भुतं): Чудо, изумление. Верховное божество: Брахма . Цвет: желтый [34]

Шантам раса [ править ]

Девятая раса была добавлена ​​более поздними авторами. Это добавление должно было претерпеть немало усилий между шестым и десятым веками, прежде чем оно могло быть принято и выражение « Навараса » (девять рас) могло утвердиться.

Шанта-раса функционирует как равноправный член множества рас, но в то же время она отличается как наиболее яркая форма эстетического блаженства. Абхинавагупта сравнивает его с нитью драгоценного ожерелья; хотя для большинства людей она, возможно, и не самая привлекательная, именно нить придает ожерелью форму, позволяя наслаждаться драгоценностями остальных восьми рас. Наслаждение расами и особенно шанта-расой подразумевается почти таким же, но никогда не равным блаженству самореализации, испытываемому йогами .

Список бхав [ править ]

Согласно Натьяшастре , бхавы бывают трех типов: стхайи (стабильные), санчари (путешествующие) и саттвика (чистые). [ нужны разъяснения ] . Эти классификации основаны на том, как расы развиваются или проявляются во время эстетического переживания. Это видно из следующего отрывка:

Я снова объявлю существ, рожденных от постоянных и движущихся существ. ( перевод: Я снова объявлю существ, рожденных от постоянных и движущихся существ. )

Оставайся [ править ]

В Натьяшастре перечислены восемь стхайибхав с восемью соответствующими расами :

  • Рати (Любовь)
  • Хася (Веселье)
  • Сока (Печаль)
  • Кродха (Гнев)
  • Утсаха (Энергия)
  • Брат (Террор)
  • Джугупса (Отвращение)
  • Висмайя (Удивление)

Саттвика [ править ]

выделяются В Натьяшастре восемь анубхав или саттвика-бхав : [36]

  • Стамбха (Ошеломление)
  • Сведа (Потоотделение)
  • Романча (Чувство восторга)
  • Сварабхеда (перерыв в голосе)
  • Вепату (Дрожание)
  • Вайваранья (Бледность)
  • Ашру (Слезы)
  • Пралайя (Обморок или смерть)

Влияние на кино [ править ]

Раса оказал большое влияние на кинематограф Индии . Сатьяджит Рэй применил метод классической санскритской драмы Раса к фильмам, например, в «Трилогии Апу» (1955–1959). [37]

В хинди-кино это тема фильма « Ная Дин Найи Раат» , где Санджив Кумар играет девять персонажей, соответствующих девяти расам . [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Ригведические гимны 1.187.4–5, сочиненные Агастьей См. , например, . Весь гимн восхваляет жидкие экстракты пищевых продуктов как духов великих богов, источник великой силы в людях, как Агастья прославляет пищу. твоего отца Санскрит: Соки осели в пыли. Они подобны ветрам в небе. Твой отец дает тебе лучшую еду, и твой отец самый лучший. вкусовых Они подобны шейкам вкусовых рецепторов рецепторов . [25]
  2. ^ Многие Упанишады используют слово раса . Например, в разделе «Ананда Валли» Тайттирия-упанишады говорится: «Раса - это превосходная сущность, универсальная сущность / блаженство». ( вкус Это . Он счастлив иметь этот вкус .) [26]
  3. ^ Философское или мистическое значение расы часто встречается в бхашье или комментариях к основным Упанишадам индуизма. Например, Ади Шанкара комментирует, что раса означает «блаженство, которое заложено в самом человеке и проявляется даже при отсутствии внешних раздражителей», поскольку блаженство — это нематериальное состояние, которое является духовным, субъективным и внутренним состоянием человека. Счастье, по мнению Шанкары, не зависит от других или внешних, материальных вещей; это состояние, которое человек обнаруживает и достигает внутри себя посредством атма-гьяны (самопознания). [24]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1899), Раса , санскритский словарь английского языка с этимологией, Мотилал Банарсидасс (первоначально опубликовано: Оксфорд)
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раса: индийская эстетическая теория , Британская энциклопедия (2013)
  3. ^ Фарли Ричмонд. «Индия» в Кембриджском путеводителе по азиатскому театру . ред. Джеймс Р. Брэндон ( Издательство Кембриджского университета , 1993), с. 69.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Наталья Лидова 2014
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сьюзан Л. Шварц (2004). Раса: проявление Божественного в Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 12–17 . ISBN  978-0-231-13144-5 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 73, 102–106, 120. ISBN.  978-1-4411-0381-9 .
  7. ^ Кету Х. Катрак; Анита Ратнам (2014). Путешествия тела и души: избранные женские иконы Индии и за ее пределами . Издательство Кембриджских ученых. п. 45. ИСБН  978-1-4438-6115-1 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес Дэйс 1963 , стр. 249–252.
  9. ^ Роуэлл 2015 , стр. 327–333.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д WS Хэнли (2012). Анна-Тереза ​​Тименецка (ред.). Аналекта Гуссерлиана, Ингардениана III: Исполнительское искусство, изобразительное искусство и литература . Спрингер. стр. 299–300, 295–309. ISBN  978-94-011-3762-1 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марк Бенаму (2010). RASA: Аффект и интуиция в яванской музыкальной эстетике . Издательство Оксфордского университета. стр. 122, 172–194. ISBN  978-0-19-971995-2 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Питер Лавеццоли (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Академик Блумсбери. п. 23. ISBN  978-0-8264-1815-9 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес Дэйс 1963 , стр. 249–250.
  14. ^ Фарли Ричмонд, «Индия», в Кембриджском путеводителе по азиатскому театру , изд. Джеймс Р. Брэндон ( Издательство Кембриджского университета , 1993), стр.69.
  15. ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 34–42.
  16. ^ Себастьян Алакапалли (2002). Бытие и смысл: реальность и язык у Бхартрихари и Хайдеггера . Мотилал Банарсидасс. стр. 78–97. ISBN  978-81-208-1803-3 .
  17. ^ Гарольд Г. Кауард (1980). Сфота-теория языка: философский анализ . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 17–23. ISBN  978-81-208-0181-3 .
  18. ^ К.Рамануджачари и доктор В. Рагхаван. Духовное наследие Тьягараджи .
  19. ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма; Беттина Боймер (1996). Сущность формы в сакральном искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 72–78, 45–46, 57–58, 115–116, 121–122. ISBN  978-81-208-0090-8 .
  20. ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма; Беттина Боймер (1996). Сущность формы в сакральном искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 73–74. ISBN  978-81-208-0090-8 .
  21. ^ Ариэль Глюклих (1994). Чувство Адхармы . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–31. ISBN  978-0-19-508341-5 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардикар, Арканзас (1994). «Эстетический ценитель или Сахридая» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 75 (1/4): 265–272. ISSN   0378-1143 .
  23. ^ Боймер, Беттина (1 января 2008 г.). «Владыка сердца: эстетика Абхинавагупты и кашмирский шиваизм» . Религия и искусство . 12 (1–3): 214–229. дои : 10.1163/156852908X271033 . ISSN   1079-9265 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 102–103. ISBN  978-1-4411-0381-9 .
  25. ^ Лори Л. Паттон (2005). Напоминая о богах: мантра и ритуалы ранних индийских жертвоприношений . Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–101. ISBN  978-0-520-93088-9 . ; Оригинальный текст: Ригведа 1.187 , Wikisource (на санскрите).
  26. ^ Динкграф Дэниел Мейер (2011). Сознание, театр, литература и искусство . Издательство Кембриджских ученых. п. 243. ИСБН  978-1-4438-3491-9 . ; Оригинал на санскрите см.: Тайтрия Упанишад Брахманандавалли , Wikisource.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариндам Чакрабарти (2016). Справочник Блумсбери по исследованиям индийской эстетики и философии искусства . Академик Блумсбери. стр. 1–2. ISBN  978-1-4725-2430-0 .
  28. ^ Нарендра Натх Сарма (1994). Пандитараджа Джаганнатха, известный санскритский поэт средневековой Индии . Публикации Миттала. п. 75. ИСБН  978-81-7099-393-3 .
  29. ^ Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 102–104, 155–156. ISBN  978-1-4411-0381-9 .
  30. ^ Гош, Маномохан (2002). Натьяшастра . п. 2 примечание 3. ISBN  81-7080-076-5 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ананда Лал 2004 , стр. 308, 492.
  32. ^ Поле Мехта 1995 , с. 24.
  33. ^ Гош, Маномохан (2002). Натьяшастра . ISBN  81-7080-076-5 .
  34. ^ «Навараса» . Проверено 22 апреля 2012 г.
  35. ^ Поллок, Шелдон (26 апреля 2016 г.). Читатель расы: классическая индийская эстетика . Издательство Колумбийского университета. п. 48. ИСБН  978-0-231-54069-8 .
  36. ^ Лонг, Джеффри Д.; Шерма, Рита Д.; Джайн, Панкадж; Кханна, Мадху, ред. (2022). Индуизм и племенные религии . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 100-1 85–86. дои : 10.1007/978-94-024-1188-1 . ISBN  978-94-024-1187-4 .
  37. ^ Купер, Дариус (2000), Кино Сатьяджита Рэя: между традициями и современностью , Cambridge University Press , стр. 1–4 , ISBN  0-521-62980-2

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d57570b623e4cd5ac18f62710ebfb309__1717220100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/09/d57570b623e4cd5ac18f62710ebfb309.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rasa (aesthetics) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)