Раса (эстетика)
В индийской эстетике ( раса санскрит : रस ) буквально означает «сок, эссенция или вкус». [1] [2] Это концепция в индийском искусстве, обозначающая эстетический оттенок любого визуального, литературного или музыкального произведения, которое вызывает эмоции или чувства у читателя или аудитории, но не может быть описано. [2] Это относится к эмоциональным оттенкам/сущности, вложенным в произведение писателем или исполнителем и наслаждающимся «чувствительным зрителем» или сахридайей, буквально тем, у кого «есть сердце», и кто может подключиться к произведению эмоционально, без сухости.
Расы создаются бхавой человека : [3] состояние души.
Теории расы есть специальный раздел (глава 6) в санскритском тексте Натья Шастра , древнем тексте об искусстве I тысячелетия до нашей эры, приписываемом Бхарате Муни . [4] Однако наиболее полное его изложение в драме, песне и других исполнительских искусствах можно найти в работах кашмирского шиваитского философа Абхинавагупты (ок. 1000 г. н.э.), демонстрирующих устойчивость давней эстетической традиции древней Индии. [2] [5] [6] Согласно теории Раса Натья Шастры , развлечение — это желаемый эффект исполнительского искусства, а не основная цель. Вместо этого основная цель — перенести зрителей в другую, параллельную реальность, полную чудес и блаженства, где они познают суть своего собственного сознания и размышляют над духовными и моральными вопросами. [5] [6] [7]
Хотя концепция расы является фундаментальной для многих форм индийского искусства, включая танец , музыку , театр, живопись, скульптуру и литературу , интерпретация и реализация конкретной расы различаются в разных стилях и школах. [8] [9] [10] Индийская теория расы также встречается в индуистском искусстве и Рамаяны музыкальных произведениях на Бали и Яве (Индонезия), но с региональной творческой эволюцией. [11]
Индийская классическая музыка |
---|
![]() |
Концепции |
Роль в искусстве [ править ]
Согласно Натья Шастре , раса — это синтетическое явление и цель любого творческого исполнительского искусства, ораторского искусства, живописи или литературы. [11] [12] в древнем тексте Уоллес Дэйс переводит объяснение расы как «наслаждение элементарными человеческими эмоциями, такими как любовь, жалость, страх, героизм или тайна, которое формирует доминирующую ноту драматического произведения; эта доминирующая эмоция, ощущаемая аудиторией, имеет качество, отличное от того, которое возникает в реальной жизни; можно сказать, что раса — это изначальная эмоция, преображенная эстетическим наслаждением». [13]
Расы создаются с помощью самых разных средств, и в древнеиндийских текстах обсуждается множество таких средств. Например, один из способов – использование жестов и мимики актеров. [14] Выражение Расы в форме классического индийского танца называется Раса-абхиная .
Теория рас составляет эстетическую основу всех индийских классических танцев и театров, таких как Бхаратанатьям , Катхакали , Катхак , Кучипуди , Одисси , Манипури , Кудияттам и других. [8]
В индийской классической музыке каждая рага представляет собой вдохновенное творение для определенного настроения, в котором музыкант или ансамбль создает расу в слушателе. [12] Однако преимущественно все раги и музыкальные представления в индуистских традициях направлены на одну из шести рас , где музыка является формой создания «любви, сострадания, мира, героизма, комизма или чувства чуда» внутри слушателя. Гнев, отвращение, страх и подобные эмоции не являются предметом расы , но они являются частью индийских теорий драматического искусства. Каждая из шести рас , на которые направлена индийская музыка, имеет подкатегории. Например, любовная раса в индуистской литературе имеет множество музыкальных оттенков, таких как эротическая любовь ( шрингар ) и духовная преданная любовь ( бхакти ). [12] [15]
Раса – это сочетание слова и значения.
что омывает умы читателей,
со вкусом блаженства.
Это правда поэзии,
сияет не переставая.
Ясно сердцу,
это еще за пределами слов.
— Хришикеша [10]
В теориях индийской поэтики древние ученые утверждают, что эффективность литературного произведения зависит как от того, что изложено, так и от того, как оно изложено (слова, грамматика, ритм), и это создает его расу . [10] Среди наиболее знаменитых теорий поэтики и литературных произведений - Бхартрихари V века и Анандавардхана IX века, но теоретическая традиция интеграции расы в литературные произведения, вероятно, восходит к более древнему периоду. Обычно это обсуждается в рамках индийских концепций Дхвани , Сабдататтвы и Сфоты . [16] [10] [17]
Например, литературное произведение -пурана» использует расу , представляя бхакти Кришны « Бхагавата в эстетических терминах. Раса, которую оно представляет, — это эмоциональное наслаждение, настроение, называемое Стхайи Бхава. Это развитие к состоянию удовольствия создается посредством эмоциональных состояний, которые называются Вибхавы , Анубхавы и Санчари Бхавы . Вибхавас означает Карана, или причина: она бывает двух видов — Аламбана , личный или человеческий объект и субстрат, и Уддипана , возбуждающие факторы. Анубхава, как означает имя, означает последствия или последствия эмоций. Санчари Бхавы — это мимолетные чувства, вспомогательные по отношению к настроению. Позже ученые добавили больше эмоциональных состояний, таких как саттвика-бхавы . [18]
В индийских теориях скульптуры и архитектуры ( Шилпа Шастры ) теории раса отчасти управляют формами, очертаниями, расположением и выражением изображений и структур. [19] Некоторые индийские тексты о скульптуре предполагают девять рас . [20] [21]
Сахридаята [ править
Абхинавагупта дает определение сахридая в Лочане , своем комментарии к Дхваньялоке. Сардая -с – это те зрители, которые:
- «были по достоинству оценены литературным произведением и у которых вошло в привычку думать о литературном произведении» [22]
- «из-за этого предыдущего воздействия они настроили свой разум на создание отражения поэтических эмоций в своем сознании» [22]
В своих философских работах Абхинавагупта считал, что сахридаята (эстетическая чувствительность) имеет решающее значение в контексте музыки и бхакти. Абхинавгупта предполагает, что полнота удовольствия необходима для развития эстетической чувствительности. Это наслаждение не ограничивается приятными переживаниями, но включает и болезненные, поскольку и то, и другое может привести к расширению сознания. Он подчеркивает, что способность получать удовольствие тесно связана с восприимчивостью к высшему опыту, и называет тех, кто не способен оценить хорошую музыку, «ахрдайей» (бессердечными, бесчувственными). Эстетическая чувствительность рассматривается как необходимое условие духовной чувствительности, и то, и другое выражается термином сахрдаята. [23]
История [ править ]
Слово раса встречается в древней ведической литературе. В Ригведе оно означает жидкость, экстракт и аромат. [24] [примечание 1] В Атхарваведе во многих контекстах раса означает «вкус», а также смысл «сока зерна». По словам Даниэля Мейера-Динкгрефе, раса в Упанишадах относится к «сущности, самосветящемуся сознанию, квинтэссенции», но также и к «вкусу» в некоторых контекстах. [24] [примечание 2] [примечание 3] В постведической литературе это слово обычно означает «экстракт, эссенцию, сок или вкусную жидкость». [1] [24]
Раса в эстетическом смысле упоминается в ведической литературе, но самые старые сохранившиеся рукописи, описывающие теорию раса в индуизме , относятся к Натья Шастре . Айтарейя Брахман Например, в главе 6 утверждает:
Теперь (он) прославляет искусства,
искусство — это совершенствование личности ( атма -самскрти ).
С их помощью поклоняющийся воссоздает себя,
что состоит из ритмов, метров.- Айтарейя Брахман 6.27 (~ 1000 г. до н. э.), Переводчик: Ариндам Чакрабарти [27]
В главе 6 Натья -шастра представляет теорию раса . [4] Текст начинается с сутры, называемой раса-сутрой : [28]
Раса возникает из комбинации Детерминант ( вибхава ), Последствий ( анубхава ) и Переходных состояний ( вьябхичарибхава ).
- Натьяшастра 6.109 (~ 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), Переводчик: Даниэль Мейер-Динкгрефе. [24]
Согласно Натья-шастре , цели театра – усилить эстетические переживания и передать эмоциональную расу . В тексте говорится, что цели искусства многообразны. Во многих случаях его цель – дать отдых и облегчение тем, кто изнурен трудом, обезумел от горя, обременен страданиями или поражен суровыми временами. [27] , развлечение — это эффект, но не основная цель искусства Однако, согласно Натья-шастре . Основная цель — создать расу , чтобы поднять и перенести зрителей к выражению высшей реальности и трансцендентных ценностей. [5] [29]
Абхинавабхарати Абхинавагуптой — наиболее изученный комментарий к Натьяшастре , написанный . ) называл Натьяшастру Натьяведой . (950–1020 гг. н. э , который также [30] [31] проведенный Абхинавагуптой, Анализ Натьяшастры, примечателен обширным обсуждением эстетических и онтологических вопросов. [31] По мнению Абхинавагупты, успех художественного представления измеряется не рецензиями, наградами или признанием, которые получает произведение, а только тогда, когда оно исполняется с искусной точностью, преданной верой и чистой концентрацией, так что артист эмоционально погружает публику в искусство и погружает зрителя в чистую радость переживания расы . [32]
Элементы [ править ]


Бхарата Муни изложил восемь рас в Натьяшастре , древнем санскритском тексте по теории драмы и других исполнительских искусств, написанном между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [4] В индийском исполнительском искусстве раса — это чувство или эмоция, вызываемая искусством у каждого члена аудитории. Натья Шастра упоминает шесть рас в одном разделе, но в специальном разделе, посвященном расе, говорится и обсуждается восемь основных рас . [24] [13] Согласно Натьяшастре, каждая раса имеет главенствующее божество и определенный цвет. Существует 4 пары рас. Например, Хасья возникает из Шрингары . Аура испуганного человека черная, а аура разгневанного человека красная. Бхарата Муни установил следующее: [33]
- Шрингарах (शृङ्गारः): Романтика, Любовь, привлекательность. Верховное божество: Вишну . Цвет: Шьяма (темно-голубоватый).
- Хасьям (हास्यं): Смех, веселье, комедия. Верховное божество: Шива . Цвет: белый
- Раудрам (रौद्रं): Ярость. Верховное божество: Рудра . Цвет: красный
- Каруньям (сострадание): Сострадание, милосердие. Верховное божество: Яма . Цвет: серый
- Бибхатсам (बीभत्सं): отвращение, отвращение. Верховное божество: Махакал . Цвет: синий
- Бхайанакам (भयानकं): Ужас, ужас. Верховное божество: Кала . Цвет: черный
- Вирам (वीरं): Героизм. Верховное божество: Индра . Цвет: Ярко-белый
- Адбхутам (अद्भुतं): Чудо, изумление. Верховное божество: Брахма . Цвет: желтый [34]
Шантам раса [ править ]
Девятая раса была добавлена более поздними авторами. Это добавление должно было претерпеть немало усилий между шестым и десятым веками, прежде чем оно могло быть принято и выражение « Навараса » (девять рас) могло утвердиться.
Шанта-раса функционирует как равноправный член множества рас, но в то же время она отличается как наиболее яркая форма эстетического блаженства. Абхинавагупта сравнивает его с нитью драгоценного ожерелья; хотя для большинства людей она, возможно, и не самая привлекательная, именно нить придает ожерелью форму, позволяя наслаждаться драгоценностями остальных восьми рас. Наслаждение расами и особенно шанта-расой подразумевается почти таким же, но никогда не равным блаженству самореализации, испытываемому йогами .
Список бхав [ править ]
Согласно Натьяшастре , бхавы бывают трех типов: стхайи (стабильные), санчари (путешествующие) и саттвика (чистые). [ нужны разъяснения ] . Эти классификации основаны на том, как расы развиваются или проявляются во время эстетического переживания. Это видно из следующего отрывка:
Я снова объявлю существ, рожденных от постоянных и движущихся существ. ( перевод: Я снова объявлю существ, рожденных от постоянных и движущихся существ. )
Оставайся [ править ]
В Натьяшастре перечислены восемь стхайибхав с восемью соответствующими расами :
- Рати (Любовь)
- Хася (Веселье)
- Сока (Печаль)
- Кродха (Гнев)
- Утсаха (Энергия)
- Брат (Террор)
- Джугупса (Отвращение)
- Висмайя (Удивление)
Саттвика [ править ]
выделяются В Натьяшастре восемь анубхав или саттвика-бхав : [36]
- Стамбха (Ошеломление)
- Сведа (Потоотделение)
- Романча (Чувство восторга)
- Сварабхеда (перерыв в голосе)
- Вепату (Дрожание)
- Вайваранья (Бледность)
- Ашру (Слезы)
- Пралайя (Обморок или смерть)
Влияние на кино [ править ]
Раса оказал большое влияние на кинематограф Индии . Сатьяджит Рэй применил метод классической санскритской драмы Раса к фильмам, например, в «Трилогии Апу» (1955–1959). [37]
В хинди-кино это тема фильма « Ная Дин Найи Раат» , где Санджив Кумар играет девять персонажей, соответствующих девяти расам . [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Ригведические гимны 1.187.4–5, сочиненные Агастьей См. , например, . Весь гимн восхваляет жидкие экстракты пищевых продуктов как духов великих богов, источник великой силы в людях, как Агастья прославляет пищу. твоего отца Санскрит: Соки осели в пыли. Они подобны ветрам в небе. Твой отец дает тебе лучшую еду, и твой отец самый лучший. вкусовых Они подобны шейкам вкусовых рецепторов рецепторов . [25]
- ^ Многие Упанишады используют слово раса . Например, в разделе «Ананда Валли» Тайттирия-упанишады говорится: «Раса - это превосходная сущность, универсальная сущность / блаженство». ( вкус Это . Он счастлив иметь этот вкус .) [26]
- ^ Философское или мистическое значение расы часто встречается в бхашье или комментариях к основным Упанишадам индуизма. Например, Ади Шанкара комментирует, что раса означает «блаженство, которое заложено в самом человеке и проявляется даже при отсутствии внешних раздражителей», поскольку блаженство — это нематериальное состояние, которое является духовным, субъективным и внутренним состоянием человека. Счастье, по мнению Шанкары, не зависит от других или внешних, материальных вещей; это состояние, которое человек обнаруживает и достигает внутри себя посредством атма-гьяны (самопознания). [24]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1899), Раса , санскритский словарь английского языка с этимологией, Мотилал Банарсидасс (первоначально опубликовано: Оксфорд)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раса: индийская эстетическая теория , Британская энциклопедия (2013)
- ^ Фарли Ричмонд. «Индия» в Кембриджском путеводителе по азиатскому театру . ред. Джеймс Р. Брэндон ( Издательство Кембриджского университета , 1993), с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Наталья Лидова 2014
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сьюзан Л. Шварц (2004). Раса: проявление Божественного в Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 12–17 . ISBN 978-0-231-13144-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 73, 102–106, 120. ISBN. 978-1-4411-0381-9 .
- ^ Кету Х. Катрак; Анита Ратнам (2014). Путешествия тела и души: избранные женские иконы Индии и за ее пределами . Издательство Кембриджских ученых. п. 45. ИСБН 978-1-4438-6115-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес Дэйс 1963 , стр. 249–252.
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 327–333.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д WS Хэнли (2012). Анна-Тереза Тименецка (ред.). Аналекта Гуссерлиана, Ингардениана III: Исполнительское искусство, изобразительное искусство и литература . Спрингер. стр. 299–300, 295–309. ISBN 978-94-011-3762-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марк Бенаму (2010). RASA: Аффект и интуиция в яванской музыкальной эстетике . Издательство Оксфордского университета. стр. 122, 172–194. ISBN 978-0-19-971995-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Питер Лавеццоли (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Академик Блумсбери. п. 23. ISBN 978-0-8264-1815-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес Дэйс 1963 , стр. 249–250.
- ^ Фарли Ричмонд, «Индия», в Кембриджском путеводителе по азиатскому театру , изд. Джеймс Р. Брэндон ( Издательство Кембриджского университета , 1993), стр.69.
- ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 34–42.
- ^ Себастьян Алакапалли (2002). Бытие и смысл: реальность и язык у Бхартрихари и Хайдеггера . Мотилал Банарсидасс. стр. 78–97. ISBN 978-81-208-1803-3 .
- ^ Гарольд Г. Кауард (1980). Сфота-теория языка: философский анализ . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 17–23. ISBN 978-81-208-0181-3 .
- ^ К.Рамануджачари и доктор В. Рагхаван. Духовное наследие Тьягараджи .
- ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма; Беттина Боймер (1996). Сущность формы в сакральном искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 72–78, 45–46, 57–58, 115–116, 121–122. ISBN 978-81-208-0090-8 .
- ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма; Беттина Боймер (1996). Сущность формы в сакральном искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 73–74. ISBN 978-81-208-0090-8 .
- ^ Ариэль Глюклих (1994). Чувство Адхармы . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–31. ISBN 978-0-19-508341-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардикар, Арканзас (1994). «Эстетический ценитель или Сахридая» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 75 (1/4): 265–272. ISSN 0378-1143 .
- ^ Боймер, Беттина (1 января 2008 г.). «Владыка сердца: эстетика Абхинавагупты и кашмирский шиваизм» . Религия и искусство . 12 (1–3): 214–229. дои : 10.1163/156852908X271033 . ISSN 1079-9265 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 102–103. ISBN 978-1-4411-0381-9 .
- ^ Лори Л. Паттон (2005). Напоминая о богах: мантра и ритуалы ранних индийских жертвоприношений . Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–101. ISBN 978-0-520-93088-9 . ; Оригинальный текст: Ригведа 1.187 , Wikisource (на санскрите).
- ^ Динкграф Дэниел Мейер (2011). Сознание, театр, литература и искусство . Издательство Кембриджских ученых. п. 243. ИСБН 978-1-4438-3491-9 . ; Оригинал на санскрите см.: Тайтрия Упанишад Брахманандавалли , Wikisource.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариндам Чакрабарти (2016). Справочник Блумсбери по исследованиям индийской эстетики и философии искусства . Академик Блумсбери. стр. 1–2. ISBN 978-1-4725-2430-0 .
- ^ Нарендра Натх Сарма (1994). Пандитараджа Джаганнатха, известный санскритский поэт средневековой Индии . Публикации Миттала. п. 75. ИСБН 978-81-7099-393-3 .
- ^ Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 102–104, 155–156. ISBN 978-1-4411-0381-9 .
- ^ Гош, Маномохан (2002). Натьяшастра . п. 2 примечание 3. ISBN 81-7080-076-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ананда Лал 2004 , стр. 308, 492.
- ^ Поле Мехта 1995 , с. 24.
- ^ Гош, Маномохан (2002). Натьяшастра . ISBN 81-7080-076-5 .
- ^ «Навараса» . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Поллок, Шелдон (26 апреля 2016 г.). Читатель расы: классическая индийская эстетика . Издательство Колумбийского университета. п. 48. ИСБН 978-0-231-54069-8 .
- ^ Лонг, Джеффри Д.; Шерма, Рита Д.; Джайн, Панкадж; Кханна, Мадху, ред. (2022). Индуизм и племенные религии . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 100-1 85–86. дои : 10.1007/978-94-024-1188-1 . ISBN 978-94-024-1187-4 .
- ^ Купер, Дариус (2000), Кино Сатьяджита Рэя: между традициями и современностью , Cambridge University Press , стр. 1–4 , ISBN 0-521-62980-2
Библиография [ править ]
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- Рене Домаль (1982). Раса, или Познание себя: очерки индийской эстетики и избранные исследования санскрита . Перевод Луизы Ландес Леви. ISBN 978-0-8112-0824-6 .
- Natalia Lidova (2014). "Natyashastra". Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Ананда Лал (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564446-3 .
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- Раса (чувства) в Натья-шастре , перевод на английский Маномохана Гоша
- «Расы» как источники искусства в индийской эстетике , Радхакамал Мукерджи ( Архив )
- «Раса» как эстетический опыт , ГБ Мохан Тампи ( Архив )
- Теория Расы , П. Дж. Чаудхури.
- Эстетика древнеиндийской драмы , В. Рагхаван