Йог
Йог – это практикующий йогу , [1] включая санньясина или практикующего медитацию в индийских религиях . [2] Женская форма, иногда используемая в английском языке, — йогини .
Йоги с XII века нашей эры также обозначали членов натх- сиддхов традиции индуистской . [3] а в индуизме , буддизме и джайнизме — практик тантры . [4] [5] В индуистской мифологии бог Шива и богиня Парвати изображаются как символическая пара йоги и йогини. [6]
Этимология
Часть серии о |
индуизм |
---|
В классическом санскрите слово йоги ( санскрит : masc yogī , योगी ; fem yoginī ) происходит от слова yogin , которое относится к практикующему йогу. Формально йог — мужчина, а йогини — это термин, используемый для женщин-практикующих. [4] Эти два термина до сих пор используются в этом значении, но слово «йог» также используется в общем для обозначения как мужчин, так и женщин, практикующих йогу и связанных с ней медитативных практик, принадлежащих к любой религии или духовному методу.
Термин «йогини» также используется для обозначения божественных богинь и просветленных матерей, которые почитаются как аспекты матери богини - Деви . [7]
Йога не следует путать с человеком, практикующим аскетизм и чрезмерное самоуничижение. [2] : 297
индуизм
В индуизме термин «йог» относится к приверженцу йоги . [1]
Текстовые ссылки
Самые ранние свидетельства существования йогов и их духовной традиции, утверждает Карел Вернер , [8] встречается в гимне Кешина 10.136 Ригведы , [примечание 1] хотя и в терминологии Рудры , который превратился в Шиву, которому в более позднем индуизме поклонялись как господину йоги. [8] Индуистское писание Ригведа использует слова восхищения йогами, которых оно называет Кесин, и описывает их следующим образом (в сокращении): [8]
Неся в себе огонь и яд, небо и землю, от восторга и творчества до депрессии и агонии, от высот духовного блаженства до тяжести земного труда. Это верно в отношении человека в целом и [ведического] Кешина в частности, но последний овладел и трансформировал эти противоположные силы и является видимым воплощением совершенной духовности. Говорят, что он есть свет и само просветление. Кешины не живут обычной жизнью, основанной на условностях. Его волосы и борода становятся длиннее, он проводит долгие периоды времени в погружении, размышлениях и медитации, и поэтому его называют «мудрецом» (муни). Они носят одежду из желтых лохмотьев, развевающуюся на ветру, или, что более вероятно, они ходят обнаженными, одетыми только в желтую пыль индийской земли. Но их личности не привязаны к земле, поскольку они следуют путем таинственного ветра, когда в них входят боги. Он человек, погруженный в свои мысли: он находится за много миль отсюда.
Термин йогин появляется в Катьяяна Шраута-сутре и главе 6 Майтри Упанишады, где подразумеваемый контекст и значение - «последователь системы йоги, созерцательный святой». [9]
Этот термин иногда относится к человеку, принадлежащему к традиции натхов. [3] Обычно они принадлежат к шиваитской традиции, но некоторые натхи принадлежат к вайшнавской традиции. [10] В обоих случаях, утверждает Дэвид Лорензен, они практикуют йогу, и их главным богом, как правило, является Ниргуна , то есть бог, не имеющий формы и полумонистический . [10] В средневековую эпоху под влиянием Адвайта Веданта школы индуизма , школы буддизма Мадхьямаки , а также тантры и йогических практик. [11] [12]
Йога-Бхашья (400 г. н.э.), [13] Самый старый из сохранившихся комментариев к «Йога-сутре» предлагает следующую четырехчленную классификацию йогов: [14] [15]
- Пратхама-калпика (неофит/новичок, преданный)
- Мадху-бхумика (тот, кто начал без усилий наслаждаться духовными занятиями)
- Праджня-джьоти (продвинутый практик, знающий духовные концепции)
- Атикранта-бхавания (те, кто достиг того, чему можно научить, достигли сиддхов и находятся на своем личном пути к окончательному прозрению)
Сексуальность
Йог или йогиня стремится к Брахмачарье (санскрит: ब्रह्मचर्य), что означает целомудрие, если он одинок, или отказ от измены своему партнеру. [16] [17]
В индуистских текстах существовало два параллельных взгляда на сексуальность йога и йогини. Одна точка зрения утверждает сдержанность в сексуальной активности по отношению к асексуальности, подобной монахам и монахиням , как переход от мирских желаний на духовный путь. [18] Стюарт Соватски утверждает, что это не форма моралистического подавления, а личный выбор, который дает практикующему йогу возможность перенаправить свою энергию. [18] Вторая точка зрения, встречающаяся, в частности, в тантрических традициях, согласно Дэвиду Гордону Уайту , утверждает, что сексуальность является дополнительным средством для йога или йогини, чтобы достичь и испытать блаженство «осознанного осознания Бога для себя». [19] Согласно второй точке зрения, сексуальность — это йогическая практика. [20] и один широко почитаемый через лингам - йони иконографию Шивы - Парвати , божественной йогини-йогини в индуистской мифологии. [21]
Этические обязанности
И йог, и философ – искатели абсолютной истины. Но они различаются подходами. Философ продвигается по пути рациональной логики (теории) и хочет интеллектуально понять Истину. Йог продвигается по пути самодисциплины (практики) и стремится духовно осознать истину.
— Акшая Банерджиа, «Философия Горакхнатха». [2]
Йог или йогиня живет по другим добровольным этическим заповедям, называемым Яма и Нияма . [22] [23] К ним относятся: [24] [25] [26]
- Ахимса (अहिंसा): ненасилие , непричинение вреда другим живым существам. [27]
- Сатья : правдивость, неложность. [16] [27]
- Астея (Астея): не ворую [27]
- Дайя (दया): доброта, сострадание. [28]
- Арджава (अर्जव): отсутствие лицемерия, искренность. [29]
- Кшама (прощение): прощение. [28]
- Дхрити (धृति): стойкость
- Митахара (मितहार): умеренность в питании как по количеству, так и по качеству.
- Шаука (शौच): чистота, чистота.
- Тапас : аскеза, настойчивость и настойчивость в достижении своей цели. [30] [31]
- Сантоша : удовлетворенность, принятие других и своих обстоятельств такими, какие они есть, оптимизм в отношении себя. [32]
- Дана : щедрость, благотворительность, обмен с другими. [33]
Натх Сиддха
По словам Дэвида Уайта,
[С]иддха означает «реализованный, усовершенствованный», [примечание 2] термин, обычно применяемый к практикующему ( садхака , садху ), который посредством своей практики ( садхана ) реализовал свою двойную цель: сверхчеловеческие силы ( сиддхи , «реализации», «совершенства») и телесное бессмертие ( дживанмукти ). [35]
Уважать
Археологические данные свидетельствуют о том, что в некоторых контекстах и регионах йоги традиции Натх Сиддха пользовались уважением и признанием в Индии. Например, надписи предполагают, что генерал царя Ядавы Рамачандры подарил деревню йогу в 13 веке. [36] Рядом с Мангалором, который позже стал центром натх-йогов, в 10 веке в честь йогов был посвящен монастырь и храм. [36]
Дэвид Лорензен утверждает, что йоги Натхов были очень популярны среди сельского населения Южной Азии, а средневековые «сказки и истории о йогах Натхов, таких как Горакхнатх, Матсиендра, Джаландхар, Гопичанд, Бхартари, Канхапа и Чауранги», продолжают помнить в в наше время, в Декане, западных и северных штатах Индии и в Непале. [10]
Преследование
В некоторых контекстах, добавляет Уайт, термин «йог» также был уничижительным термином, использовавшимся в средневековой Индии для обозначения натх-сиддхов, особенно со стороны индийской социальной, культурной и религиозной элиты. [3] Термин «сиддхи» стал широким сектантским наименованием, применяемым к шайва-преданным в Декане ( Махешвара- сиддхи ), алхимикам в Тамилнаде ( сиддхары или ситтары ), группе ранних буддийских тантриков из Бенгалии ( махасиддхи , сиддхачарьи ), алхимикам средневековая Индия ( раса-сиддха ) и преимущественно североиндийская группа, известная как натх-сиддхи . [35] Натх-сиддхи — единственные до сих пор существующие представители средневековой тантрической традиции, исчезнувшей из-за ее излишеств. [37] Хотя натх-сиддхи пользовались неизменным успехом среди населения, они вызывали презрение со стороны элиты. [37]
По словам Уайта, термин «йог » «на протяжении по крайней мере восьмисот лет был универсальным термином, используемым для обозначения тех специалистов по шиваитизму, которых ортодоксальные индуисты считали подозрительными, неортодоксальными и даже еретическими в своих учениях и практиках». [1] Йога, практикуемая этими йогами, утверждает Уайт, в глазах этих критиков более тесно отождествляется с черной магией, колдовством и сексуальными извращениями, чем с йогой в общепринятом смысле этого слова. [39]
Натх-йоги были объектами исламских преследований в Империи Великих Моголов . В текстах традиций йогов этого периода, как утверждает Шаил Маярам, упоминаются притеснения со стороны могольских чиновников, таких как губернатор. Документы Великих Моголов подтверждают существование натх-йогов в каждой паргане (районе дома) и их преследование, в ходе которого натх-йоги были обезглавлены Аурангзебом . [40]
Сопротивление преследованиям
По словам Дэвида Лоренцена, религиозные группы в индуизме, которые милитаризировали и взяли в руки оружие после мусульманского завоевания Индии , чтобы противостоять преследованиям, появились среди йогов натхов или канпхата, часто называемых просто йогами или йогами. [41]
Воины- аскеты были институализированы Горакхнатхом как религиозный орден и начали расширяться в 13 веке, после основания первого исламского султаната в Индии. Они взаимодействовали и сотрудничали с факирами мусульман-суфиев. [42] Йоги занимают видное место в официальных документах Делийского султаната и Империи Великих Моголов, утверждает Дэвид Уайт, как с точки зрения впечатления на правящую элиту в мусульманской администрации, так и с точки зрения получения грантов на землю в некоторых случаях, таких как Акбар , а также тех йогов, которые Нацелились на элитных торговцев и разрушили бизнес административных исламских элит в городских районах. [42] [43] В других случаях йоги из традиций индуизма шиваизма, вайшнавизма и шактизма организовали вооруженное сопротивление могольским и британским колониальным армиям. [42] [43]
Вклад в культуру: основание индуистских храмов
История натх-йогов была разнообразной, например, в 11 и 12 веках, когда буддисты в Южной Индии обратились в традиции натх-сиддхов и помогли основать индуистские храмы и монастыри Шивы. [44]
См. также
Примечания
- ^ Оригинал на санскрите: ( Wikisource гимна Кешина); Ригведа 10.136, 2 тысячелетие до н.э.
- ^ Сравните Сиддхартха Гаутама, одно из имен Будды .
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с Белый 2012 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с А.К. Банерджиа (2014), Философия Горакхнатха с Горакша-Ваканой-Санграхой , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120805347 , стр. XXII, 297–299, 331
- ^ Jump up to: а б с Белый 2012 , с. 8-9.
- ^ Jump up to: а б Рита Гросс (1993), Буддизм после патриархата , SUNY Press, ISBN 978-0791414033 , страницы 85–88.
- ^ Дэвид Гордон Уайт (2013), Тантра на практике , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120817784 , стр. xiii–xv
- ^ Стелла Крамриш (1994), Присутствие Шивы , Princeton University Press , ISBN 978-0691019307 , стр. 305–309, 356
- ^ Видья Дехеджиа и Томас Б. Коберн (1999), Деви: Великая Богиня , Смитсоновский институт, ISBN 978-3791321295 , с. 386
- ^ Jump up to: а б с д Вернер, Карел (1977). «Йога и Риг Веда: Интерпретация гимна Кешин (RV 10, 136)». Религиоведение . 13 (3): 289–302. дои : 10.1017/S0034412500010076 . S2CID 170592174 .
Йоги ведических времен оставили мало свидетельств своего существования, практик и достижений. И те свидетельства, которые сохранились в Ведах, скудны и косвенны. Тем не менее, существование опытных йогов в ведические времена не подлежит сомнению.
- ^ йогин. Архивировано 7 июня 2019 г. в Wayback Machine , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Н. Лоренцен и Адриан Муньос (2012), Йоги-герои и поэты: истории и легенды натхов , SUNY Press, ISBN 978-1438438900 , стр. x – xi.
- ^ Дэвид Лоренцен (2004), Религиозные движения в Южной Азии, 600–1800 гг ., Oxford University Press, ISBN 978-0195664485 , стр. 310–311
- ^ Дэвид Н. Лоренцен и Адриан Муньос (2012), Йоги-герои и поэты: истории и легенды натхов , SUNY Press, ISBN 978-1438438900 , стр. 24–25
- ^ Розен 2012 , с. 72.
- ^ Фейерштейн 2000 , с. 343.
- ^ SH Aranya (1983), Философия йоги Патанджали , SUNY Press, ISBN 978-0873957281 , стр. 334–337
- ^ Jump up to: а б Арти Дханд (2002), «Дхарма этики, этика дхармы: исследование идеалов индуизма», Журнал религиозной этики , 30 (3), стр. 347–372.
- ^ Яджнавалкья говорит Гарги в стихе 1.55 Йоги Яджнавалкьи , что тот, кто совокупляется (मैथुन) только со своим сексуальным партнером и всегда со своим сексуальным партнером, является брахмачари; см. « योगयाज्ञवल्क्य १-५५. Архивировано 20 января 2016 г. в Wayback Machine » (санскритский текст «Йога Яджнавалкья»), Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б Стюарт Совацкий (1987), «Удовольствия безбрачия», Yoga Journal , мартовский/апрельский выпуск, стр. 41–47.
- ^ Уайт 2012 , стр. 1–6.
- ^ Машель Сейбель и Хари Каур Хальса (2002), Женская книга йоги , Пингвин, ISBN 978-1583331378 , стр. 108–109
- ^ Венди Донигер О'Флаэрти (1981), Шива: Эротический аскетик , Oxford University Press, ISBN 978-0195202502 , стр. 262–263
- ^ К. Н. Айяр (1914), Тридцать малых упанишад , Kessinger Publishing, ISBN 978-1164026419 , глава 22, стр. 173–176
- ^ Лоренцен, Дэвид (1972). Капалики и Каламукхи . Издательство Калифорнийского университета. стр. 186–190 . ISBN 978-0520018426 .
- ^ « Йога Яджнавалкья Пратхамодьяя. Архивировано 20 января 2016 года в Wayback Machine » (санскритский текст «Йога Яджнавалкья»), Архив санскритских документов (2009).
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна, Индия: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Сватмарама; Синх, Панчам (1997). Хатха-йога прадипика (5-е изд.). Забытые книги. п. 14. ISBN 9781605066370 .
Тогда законы Ямы — это ненасилие, правдивость, воровство, Брахма, обаяние, терпение, милосердие, честность, умеренность, чистота, чайва и десять Ям.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд, «Яма (2)», Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том. 2: N – Z, Rosen Publishing. ISBN 9780823931798 , с. 777
- ^ Jump up to: а б Стюарт Совацкий (1998), Слова души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтический нарратив , Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0791439494 , с. 21
- ^ Дж. Синха, Индийская психология , с. 142, в Google Книгах , Том 2, Мотилал Банарсидас, ОСЛК 1211693 , с. 142
- ^ В. О. Кельбер (1976). «Тапас, рождение и духовное возрождение в Ведах», История религий , 15 (4), стр. 343–386.
- ^ С.А. Бхагват (2008), «Йога и устойчивое развитие». Журнал йоги , осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
- ^ Н. Туммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь , ISBN 978-0736070164 , стр. 16–17.
- ^ Уильям Оуэн Коул (1991), Моральные проблемы в шести религиях , Хайнеманн, ISBN 978-0435302993 , стр. 104–105
- ^ Акшая Кумар Банерджиа (1983). Философия Горакхнатха с Горакша-Вачаной-Санграхой . Мотилал Банарсидасс. стр. XXI. ISBN 978-81-208-0534-7 .
- ^ Jump up to: а б Белый 2012 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Белый 2012 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Белый 2012 , с. 7.
- ^ Альф Хильтебейтель; Кэтлин М. Эрндл (2000). Является ли богиня феминисткой?: Политика южноазиатских богинь . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 40–41. ISBN 978-0-8147-3619-7 .
- ^ Белый 2012 , с. 9.
- ^ Шаил Маярам (2003), Против истории, Против государства , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231127301 , стр. 40–41, 39
- ^ Дэвид Лоренцен (2006), Кто изобрел индуизм? , Йода Пресс, ISBN 978-8190227261 , стр. 51–63
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Гордон Уайт (2011), Зловещие йоги , Издательство Чикагского университета, ISBN 978-0226895147 , стр. 198–207
- ^ Jump up to: а б Уильям Пинч (2012), Воины-аскеты и индийские империи , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1107406377 , стр. 4–9, 28–34, 61–65, 150–151, 189–191, 194–207.
- ^ Уайт 2012 , стр. 94–101.
Источники
- Фейерштейн, Георг (2000), Энциклопедия йоги Шамбалы , Публикации Шамбалы
- Розен, Ричард (2012), Оригинальная йога: новое открытие традиционных практик хатха-йоги , Shambhala Publications, ISBN 9780834827400
- Уайт, Дэвид Гордон (2012), Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии , University of Chicago Press, ISBN 9780226149349
Внешние ссылки
- Йога / Рассказы о йоге в Wikibooks
- СМИ, связанные с йогами, на Викискладе?