Баналинга
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Баналинга , камень, найденный в природе в русле реки Нармада в штате Мадхья-Прадеш , Индия , является культовым символом поклонения, основанным либо на священных писаниях, либо на культурных традициях индуистов , особенно шиваитов и смарта - брахманов. Это гладкий эллипсоидный камень, который представляет собой лингам , анионную форму божества Шивы .
Баналингу также называют лингамом Сваямбху (саморожденным), поскольку он скорее естественный, чем искусственный. [ 1 ]
Формы этого лингама могут варьироваться в деталях: от простого валика, примерно цилиндрического баналинга, до камня с тысячью граней (сахасралинга) или легкого рельефа в виде нескольких человеческих фигур (мукхалинга).
Камни баналинга довольно прочные, а твердость составляет 7 по шкале Мооса .
Значение
[ редактировать ]
Река Нармада , также называемая Рева, из-за ее скачкообразного движения (от корня через скалистое русло ), где найдены камни Баналинга, упоминалась Птолемеем и автором « Перипла» . Рамаяна Махабхарата , часто упоминают об и Пураны этом. Рева Кханд Ваю Пураны и Рева Кханд Сканда Пураны полностью посвящены истории зарождения и важности реки Нармады. Говорят, что он возник из тела Господа Шивы . Он был создан в виде прекрасной девушки, которая восхищалась богами и поэтому названа Господом Нармадой – дарующей наслаждение. Поэтому ее часто называют Шанкари, то есть дочерью Господа Шанкара ( Шивы ).
Говорят, что все камешки, катящиеся по его ложу, принимают форму Его эмблемы с высказыванием « Нармада Ке Канкер утте Санка» (популярное высказывание в поясе хинди Индии), что означает, что «галечные камни Нармады приобретают персонифицированную форму Шива'. Таким образом, эти камни в форме лингама , называемые Баналинга, используются индуистами для ежедневного поклонения.
Банналинга, как божественный аниконический символ поклонения, почитается шиваитами и смартха - браминами в такой же степени, как Салиграма- шила (мурти) почитается вайшнавами .
Кроме того, вид на реку Нармада считается эквивалентом омовения в Ганге . Во многих местах на его протяжении стоят храмы и проводятся ярмарки. Паломники совершают Прадакшину (обход), т. е. идут по южному берегу от истока до устья и возвращаются обратно по северному берегу. Спектакль считается обладающим высочайшей религиозной эффективностью.
В Брихат Вайварта Пуране (индуистском писании) описаны три вида лингамов. Эти три лингама называются Свамбхува [Самосуществующий], Баналинга [полученный из определенной реки] и Шайлалинга [сделанный из камня], и их также называют соответственно Вьякта, Авьякта и ВьяктаАвьякта. Говорят, что Вьякта дает спасение, Авьякта дает [мирское] счастье, а ВьяктаАвьякта дает и счастье, и спасение.
Люди, принадлежащие к различным индуистским сектам, таким как Шайва, Капалик, Госави, Вирашайва и др., используют различные линги – глиняные (партхивлинга), линги в серебряной шкатулке, надеваемой на шею (кантастхалинга), линги из хрустального стекла (сфатиклинга), баналинги. , пятиструнный лингам (панчасутри), каменные лингамы (пашанлинга) и т. д.
Панчаятана
[ редактировать ]Баналинга является частью пятеричного семейства божеств ( Панчаятана ). Пять индуистских божеств ( Шива , Вишну , Деви , Сурья и Ганеша ) являются воплощением пяти бхутов/татв, которым поклоняются в бесформенных камнях, добытых из пяти рек, как указано в таблице ниже. Говорят, что форма поклонения панчаятана была введена Ади Шанкарой , индуистским философом 8-го века нашей эры, чтобы дать человеку возможность поклоняться своему Ишта-девате (почитаемому или желаемому божеству), обратиться к каждой сектантской форме поклонения и, таким образом, вызвать терпимость среди все секты. В зависимости от традиции, которой следуют семьи Смарта , одно из этих божеств хранится в центре, обращенном на восток, а остальные четыре расположены в четырех углах, окружающих его, как показано на схеме ниже; всем божествам поклоняются с одинаковым рвением и преданностью.
Имя Божества | Бхута (Татва) | Имя Камня
(Они) |
Название реки | Название штата, где найдено в Индии | Названия цветов и листьев, используемых для поклонения |
---|---|---|---|---|---|
Ганеша | Акаша (Космос) | Красный Сонабхадра | Соне | Бихар | Цветы лотоса и бандука |
Сурья (Солнце) | Агни/Теджа (Огонь) | Кристалл | Валлам | Тамилнад (Танджавур) | Цветок бандука и дерево подорожника |
Вишну | Притхиви (Земля) | Салиграма | Гандаки | Непал | Тулси (базилик), Ашватха и
Амалаки уходит. Бархатцы, Пуннага и желтые цветы |
Шива | Апу (Вода) | Баналинга | Нармада (Омкара-кунда) | Мадхья-Прадеш | Цветок дерева золотого дождя , листья Бела и листья Амалаки.
Акунд (Calotropis gigantea), Корончатый цветок Цветок Нагалингама |
Амбика (Деви) | Вайю (Вода) | Сварна Мухи (Рекха Шила) | Сварнамукхи | Андхра-Прадеш | Красные цветы – гибискус или китайская роза.
и Ним уходит |
Люди обычно сидят лицом на восток, размещая божества/деваты и совершая Панчаятана пуджу в следующем порядке:
Центр | Северо-Восток | Юго-Восток | Юго-Запад | Северо-Запад |
---|---|---|---|---|
Ганапати | Вишну | Шива | Сурья (Солнце) | Дурга |
Сурья (Солнце) | Шива | Ганапати | Вишну | Дурга |
Вишну | Шива | Ганапати | Сурья (Солнце) | Дурга |
Шива | Вишну | Сурья (Солнце) | Ганапати | Дурга |
Дурга (Деви) | Вишну | Шива | Ганапати | Сурья (Солнце) |
ШИВА
СЕВЕРО-ВОСТОК |
ДУРГА
СЕВЕРО-ЗАПАД | |
---|---|---|
Татпуруша | ||
ВАМАДЕВА | ИШАНА
ВИШНУ |
СЕЙЧАС
(РУДРА) |
САДЬЁДЖАТА | ||
ЮГО-ВОСТОК
ГАНАПАТИ |
ЮГО-ЗАПАД
СУРЬЯ |
Схема выполнения Панчаятана Пуджи.
В дополнительной форме поклонения, называемой Шанмата , также основанной Ади Шанкарой , поклоняются шести божествам; шестым божеством в дополнение к пяти божествам, упомянутым в упомянутой выше Панчаятана пудже, является Сканда, также известный как Картикея и Муруган .
Храм Танджавур
[ редактировать ]В знаменитом храме Танджавур Брихадисварар находится один из самых больших баналингамов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сваямбху Линга: Индуистско-индуистский словарь по Сваямбху Линга» . Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. Проверено 16 марта 2008 г.