Ашва

Ашва ( санскрит : अश्व , IAST : Aśva ) — санскритское слово, обозначающее лошадь , одно из важных животных, упоминания о котором встречаются в Ведах , а также в более поздних индуистских писаниях . Слово родственно авестийскому 𐬀𐬯𐬞𐬀 ( аспа ), латинскому equus , древнегреческому ἵππος ( бегемоты ), прагерманскому * ehwaz , устаревшему прусско -литовскому ašvà (от прабалто-славянского *éśwāˀ ), все от праиндоевропейского * h₁éḱвос .
Использование в Ведах и индуистской мифологии.
[ редактировать ]
Веды
[ редактировать ]Есть неоднократные упоминания о лошади в Ведах (ок. 1500 – 500 гг. до н.э.). В частности, в Ригведе много сцен верховой езды, часто связанных с колесницами . [ 1 ] [ 2 ]
Ашвины названные — божественные близнецы, в честь их искусства верховой езды. Хотя обычно предполагалось, что индоарийская миграция в значительной степени зависела от всадников, которые, возможно, завезли на субконтинент одомашненную лошадь, , есть несколько явных упоминаний о реальной верховой езде в их самом раннем тексте, Ригведе , наиболее четко в RV 5.61.2-3, где маруты описываются как наездники:
- Где ваши лошади, где поводья? Как вы пришли? откуда у тебя была сила? Рейн был на носу и на спине.
- Кнут лежит на фланге. Герои раздвигают бедра, как женщины при рождении младенца. (пер. Гриффит)
Согласно РВ 7.18.19, племена дасью (аджас, шигру и якшусы) имели также лошадей. Макдоннелл и Кейт отмечают, что Ригведа не описывает людей, едущих на лошадях в бою. [ 3 ] Это согласуется с обычной датировкой Ригведы поздним бронзовым веком, когда лошади играли роль транспортного средства прежде всего в качестве тягловых животных (в то время как появление кавалерии датируется ранним железным веком , возможно, иранским (точнее парфянским ) нововведение примерно 9 века до нашей эры).
RV 1.163.2 мифологически намекает на появление лошади и верховой езды:
- Этот конь, которого Яма дал , запрягал Триту , и на нем первым посадил Индру .
- схватил его за уздечку Гандхарва . О Васу , из Солнца ты создал Скакуна . (пер. Гриффит)
В RV 1.162.18 жертвенный конь описан , имеющий 34 (2х17) ребра:
- Топор убийцы пронзает тридцать четыре ребра Быстрого Скакуна, родственного Богам.
- Режьте умело, чтобы части были безупречны, и по частям, объявляя их, разбирайте их. (пер. Гриффит)
Ашвамедха или жертвоприношение коня — известный ритуал Яджурведы .
Индуистская мифология
[ редактировать ]Один из знаменитых аватаров Вишну , Хаягрива, изображен с головой лошади. Хаягриве поклоняются как Богу Знания.
Легенда об Уччайхшравах гласит, что первая лошадь появилась из глубин океана во время пахтанья океанов . Это была лошадь белого окраса и с двумя крыльями. Он был известен под именем Уччайхшравас . Легенда продолжает, что Индра , один из богов индусов , увез мифического коня в свою небесную обитель, сваргу (небеса). Впоследствии Индра отрубил крылья коня и подарил их человечеству. Крылья были отрезаны, чтобы лошадь оставалась на земле ( притхви ) и не улетела обратно в суваргу Индры.
Современные интерпретации
[ редактировать ]Согласно Ауробиндо («Тайны Вед», стр. 44), Ашва не всегда может обозначать лошадь. Ауробиндо утверждал, что слова асва и асвавати символизируют энергию. [ 4 ] Асва или Ратха также иногда интерпретировалась как «психофизическая совокупность, на которой стоит или в которой сидит Атман». [ 5 ] В другой символической интерпретации, основанной на РВ 1.164.2 и Нирукте 4.4.27, асва также может иногда символизировать солнце. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Ашвамедха - ритуал жертвоприношения коня, сопровождаемый традицией Шраута ведической религии.
- Ашвины – индуистские боги-близнецы медицины.
- Ратха - индоиранский термин, обозначающий колесницу со спицами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (27 августа 2021 г.). «Ригведа 10.75.8 [английский перевод]» . www.wisdomlib.org . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ www.wisdomlib.org (27 августа 2021 г.). «Ригведа 5.57.7 [английский перевод]» . www.wisdomlib.org . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Брайант 2001 , с. 117)
- ^ Ауробиндо, Тайна Веды (Арья, декабрь 1914 г.)
- ^ Кумарасвами 1942 .
- ^ Субхаш Как. Рождение и раннее развитие индийской астрономии. В «Астрономии в разных культурах: История незападной астрономии» , Хелейн Селин (редактор), Клювер, 2000 г.
Источники
[ редактировать ]
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513777-9 .
- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола
- Словарь литовского языка. Архивировано 9 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- Кумарасвами, Ананда (1942). «Верховая езда в Ригведе и Атхарваведе». Журнал Американского восточного общества . 62 (2).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Как, Субхаш (2004). Ашвамедха: обряд и его логика . Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120818774 .
- Казанас, Н. Анатолийский бык и ведическая лошадь в индоевропейском распространении. 2005. Бюллетень библиотеки Адьяра (2003).