Ратха

Ратха ( праиндоиранский : *Hrátʰas , ведический санскрит : रथ, IAST : rátha ; авестийский : raθa ) — индоиранский обозначающий со спицами колесницу термин , . Этот термин использовался с древности как для быстрых колесниц, так и для других колесных транспортных средств, запряженных животными или людьми, в частности, для больших храмовых машин или процессийных повозок, которые до сих пор используются в индийских религиозных процессиях для перевозки изображений божества.
Хараппская цивилизация
[ редактировать ]

На территории цивилизации долины Инда в Даймабаде и Хараппе на Индийском субконтиненте есть свидетельства использования терракотовых моделей тележек еще в 3500 году до нашей эры во время фазы Рави. Есть свидетельства существования колесных транспортных средств (особенно миниатюрных моделей) в цивилизации долины Инда, но не колесниц. [1] По словам Кенойера,
В течение Хараппского периода (Хараппская фаза, 2600–1900 гг. до н.э.) произошло резкое увеличение количества типов терракотовых тележек и колес в Хараппе и других местах по всему региону Инда. Разнообразие тележек и колес, включая изображения колес со спицами, в этот период расширения городов и торговли может отражать различные функциональные потребности, а также стилистические и культурные предпочтения. Уникальные шрифты и раннее появление повозок в регионе долины Инда позволяют предположить, что они являются результатом местного технологического развития, а не распространения из Западной или Центральной Азии, как предполагали более ранние ученые. [2]
Самые ранние останки повозок медно-бронзового века, найденные в Синаули , датируются 1900 годом до нашей эры и некоторые интерпретируют их как запряженные лошадьми «колесницы», предшествовавшие приходу индоарийцев, ориентированных на лошадей. [3] [4] [5] Другие возражают, отмечая, что цельные колеса принадлежат телегам, а не колесницам. [3] [4]
Индоарийцы
[ редактировать ]Протоиндоиранцы
[ редактировать ]
Колесницы, запряженные лошадьми, а также их культ и связанные с ними ритуалы были распространены индоиранцами, [6] а лошади и колесницы, запряженные лошадьми, были завезены в Индию индоарийцами. [7] [8] [9] [примечание 1]
Самые ранние свидетельства существования колесниц на юге Центральной Азии (на реке Окс ) относятся к периоду Ахеменидов (не считая колесниц, запряженных волами, как видно на петроглифах ). [14] не обнаружено захоронений андроновских колесниц К югу от Окса . [15]
Текстовые доказательства
[ редактировать ]
Колесницы занимают видное место в Ригведе , что свидетельствует об их присутствии в Индии во 2-м тысячелетии до нашей эры. Примечательно, что Ригведа проводит различие между Ратхой (колесницей) и Анасом (часто переводится как « телега »). [16] Ригведические колесницы описываются как сделанные из древесины деревьев салмали ( Bombax ceiba ; RV 10.85.20), хадира и симсапа (RV 3.53.19). Хотя количество колес варьируется, размеры колесниц для каждой конфигурации можно найти в « Шульба-сутрах» .
Колесницы также занимают видное место в более поздних текстах, в том числе в других Ведах , Пуранах и великих эпосах Рамаяны и Махабхараты . Действительно, большинство индуистских божеств изображаются верхом на них. Среди ригведических божеств особенно выделяются Ушас «Заря», ездящая на колеснице, а также Агни, выполняющий функцию посланника между богами и людьми. В RV 6.61.13 река Сарасвати описывается как широкая и быстрая, как колесница.
Останки
[ редактировать ]есть несколько изображений колесниц Среди петроглифов в песчанике хребта Виндхья . Два изображения колесниц встречаются в Морхана Пахаре , Мирзапур . На одной изображена упряжка из двух лошадей, видна голова одного возницы. Другой запряжен четырьмя лошадьми, имеет колеса с шестью спицами и изображает возницу, стоящую в большой фургоне для колесницы. На эту колесницу нападают: фигура со щитом и булавой стоит на ее пути, а другая фигура, вооруженная луком и стрелами, угрожает ее правому флангу. Было высказано предположение (Sparreboom 1985:87), что рисунки фиксируют историю, датируемую, скорее всего, первыми веками до нашей эры, из какого-то центра в районе равнины Ганг - Ямуна на территорию еще неолитических охотничьих племен. Тогда рисунки будут представлять собой изображение иностранных технологий, сравнимое с Арнемленда наскальными рисунками аборигенов , изображающими жителей Запада. Очень реалистичные колесницы, вырезанные в Санчи ступах , датируются примерно I веком до нашей эры.
На фестивалях в индуистских храмах
[ редактировать ]Ратха или Ратх также означает большую, часто очень большую деревянную тележку на колесах, на которой мурти божества везут во время религиозных процессий, некоторые из которых являются очень важными праздниками. Ратху могут тянуть преданные за веревку, лошади или слоны. Ратхи используются в основном в индуистских храмах Южной Индии для проведения Ратхутсавы ( фестиваля храмовых автомобилей ). Во время фестиваля храмовые божества проезжают по улицам под пение мантр , шлок или бхаджанов . [ нужна ссылка ]
Ратха-ятра — это огромный индуистский фестиваль , связанный с Господом Джаганнатхом, который проводится в Пури в штате Орисса , Индия, в июне или июле. [17]
- Ратха или колесницы
- Ратха-джатра на Большой авеню храма Джаганнатхи, Пури , 2007 год.
- Возвышающийся Раджагопурам с одной из храмовых Ратх.
- Великий Теар Шри Тьягараджасвами, Тируварур
- Изображение Храма Тирунелвели Неллааппар Золотая Ратха
- ИСККОН Ратха Ятра в Тируванантапураме , Индия.
- Тируварур Самый большой автомобиль Храмовой Ратхи в Тамил Наду.
- Шривиллипуттур Андал Тер — второй по величине храм Ратх в Тамил Наду.
- Храмовая машина Тирунелвели Неллаиппар — третий по величине храм Ратха в Тамил Наду.
- Фестиваль Ратх Ятра в Нью-Йорке, организованный ИСККОН.
- Строительство ратхи
- Банашанкари Амма , Бадами, Карнатака Деревянная Ратха храма
- Украшенный Ратха, Мундкур , район Удупи, Карнатака.
- Колесница Джагадишпура в Западной Бенгалии .
Здания Ратхов
[ редактировать ]В некоторых индуистских храмах есть святыни или здания, называемые ратхами, потому что они имеют форму огромной колесницы или потому, что в них заключено божество, как в храмовой колеснице. [ нужна ссылка ]
Наиболее известны Панча Ратхи (=5 ратх) в Махабалипураме , хотя и не имеют формы колесницы.
Другой пример - Джага-мохан Храма Солнца в Конараке, построенный на платформе с двенадцатью скульптурами колес как символ колесницы Солнца.
- Здания
- «Пять Ратх» в Мамаллапураме, Тамил Наду .
- Храмовая колесница храма Айраватешвара в Дарасураме , Тамил Наду
- Храма Солнца в Конарке Колесо Ратхи
Ратхи в архитектуре
[ редактировать ]
В индуистской храмовой архитектуре ратха — это фасет или вертикальный смещенный выступ на башне (обычно это Шикхара ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По мнению Раульвинга, колесницу не обязательно следует рассматривать как маркер индоевропейского или индоиранского присутствия. [10] По мнению Раульвинга, неоспоримым фактом является то, что только сравнительное индоевропейское языкознание способно дать методологические основы гипотезы «пирожной колесницы», иными словами: «Ausserhalb der Sprachwissenschaft winkt keine Rettung! [11] " [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брайант 2001
- ^ Кенойер, Джонатан Марк (2004), « Колесные транспортные средства цивилизации долины Инда в Пакистане и Индии», в Фансе, М.; Бурмейстер С. (ред.), Колесо и повозка: происхождение инновационной повозки на Ближнем Востоке и в Европе [ Колесо и повозка – истоки инновации ], Verlagg Philipp von Zabem , получено 23 января 2015 г. – через a. Harappa.com
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Витцель 2019 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Parpola 2020Парпола
- ^ Дэниел 2018 .
- ^ Kuz'mina 2007 , p. 321-322.
- ^ Наводнение 1996 , с. 34.
- ^ Витцель 2019 , с. 12, 21.
- ^ Олсон 2007 , с. 11.
- ^ См. Раульвинг 2000
- ^ Т. е. «Вне лингвистики нет надежды».
- ^ Раулвинг 2000:83
- ^ См. Анри Поль Франкфурт в Фуссмане, Г.; Келленс, Дж.; Франкфурт, HP; Трамбле, X. (2005), с. 272-276
- ^ Они не использовались для ведения войны. HP Франкфурт , Раскопки Шортугая, Исследование протоисторической Центральной Азии, Париж: распространение Боккара, 1989, с. 452. См. Анри Поль Франкфурт в Фуссмане, Г.; Келленс, Дж.; Франкфурт, HP; Трамбле, X. (2005), стр.272.
- ^ HP Франкфурт в Фуссмане, Г.; Келленс, Дж.; Франкфурт, HP; Трамбле, X. (2005), с. 220 – 272; Х.-П. Франкфурт, раскопки Шортугай
- ^ Обсуждение разницы между ратхой и анасом можно найти, например, у Казанаса, Николая. 2001. МТА и стипендия.
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Розен. п. 567. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
Источники
[ редактировать ]
- Эдвин Брайант (2001). Поиски истоков ведической культуры. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513777-9
- Даниял, Шоаиб (14 июня 2018 г.). «Поставить лошадь впереди телеги: что означает обнаружение 4000-летней «колесницы» в УП» . Прокрутка.в .
- Флуд, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- Фуссман, Г .; Келленс, Дж.; Франкфурт, Х.-П .; Трамбле, X. (2005). Арии, арийцы и иранцы в Средней Азии. Институт индийской цивилизации ISBN 2-86803-072-6
- Кузьмина (2007), Мэллори, Дж. (ред.), Происхождение индоиранцев , Брилл, doi : 10.1163/ej.9789004160545.i-763 , ISBN 9789047420712
- Олсон, Карл (2007), «Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение» , издательство Rutgers University Press
- Парпола, Аско (2020). «Царские захоронения «Колесницы» в Санаули близ Дели и археологические корреляты доисторических индоиранских языков» . Студия Восточной Электроники . 8 : 176. дои : 10.23993/store.98032 .
- Питер Раулвинг (2000). Лошади, колесницы и индоевропейцы: основы и методы исследования колесниц с точки зрения сравнительной индоевропейской лингвистики. Археолингва, Серия Minor 13, Будапешт.
- Бюро инопланетян Васудхи Венугопала, https:// Economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/mahabharata-much-older-say-asi-archaeologies/articleshow/71658119.cms Махабхарата намного старше, говорят археологи ASI , The Economic Время
- Витцель, Майкл (2019), «Ранние «арийцы» и их соседи за пределами и внутри Индии», Journal of Biosciences , 44 (3): 58, doi : 10.1007/s12038-019-9881-7 , PMID 31389347 , S2CID 195804491