Конный автобус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
Конный автобус или конный омнибус представлял собой большое закрытое и подрессоренное конное транспортное средство, использовавшееся для пассажирских перевозок до появления автомобилей . В основном он использовался в конце 19 века как в Соединенных Штатах, так и в Европе и был одним из наиболее распространенных видов транспорта в городах. В типичной компоновке две деревянные скамейки по бокам пассажирского салона удерживали нескольких сидящих пассажиров лицом друг к другу. Водитель сидел на отдельной скамье, обращенной вперед, обычно на возвышении за пределами закрытой пассажирской кабины. В эпоху конных автобусов многие из них были двухэтажными . На открытой верхней палубе продольные скамейки были расположены впритык.
Подобные, хотя и меньшего размера, транспортные средства часто содержались в загородных домах (а также в некоторых отелях и железнодорожных компаниях) для перевозки прислуги и багажа на железнодорожную станцию и обратно. Эти автомобили, особенно популярные в 1870–1900 годах, были известны как «частные омнибусы» или «станционные автобусы»; Управляемые кучером , они обычно вмещали внутри от четырех до шести пассажиров, с местом для багажа (а иногда и дополнительными сиденьями) на крыше. [1]
Небольшая открытая повозка с верхом или без него, но с расположением сидений, подобным гужевым омнибусам, называлась вагонеткой .
Этимология
[ редактировать ]Автобус — это сокращенная форма латинского слова omnibus . Легенда , продвигаемая веб-сайтом Французского музея транспорта, гласит , что название произошло от шляпной мастерской семьи Омнес перед первой станцией, открытой в Нанте Станисласом Бодри в 1823 году. «Omnes Omnibus» — игра слов на латыни. Звучное имя этого шляпника Омнес: omnes (именительный падеж множественного числа), означающий «все» и omnibus (дательный падеж множественного числа), означающий «для всех» на латыни . Отсюда, как заключает легенда, жители Нанта дали этому транспортному средству прозвище «Омнибус». [2]
Хотя бесспорно, что этот термин возник в компании Станисласа Бодри, нет никаких записей о том, что на этой улице проживал какой-либо шляпник Омнес. В 1892 году сын бухгалтера Бодри написал в « Бюллетене археологического общества Нанта» , что омнибус имел более простое происхождение. Бодри называл свои конки Dames blanches («Белые дамы»), и это имя, как говорили ему критики, не имело смысла. Затем он ответил латинским словом: «Значит, это омнибусы !» (авто для всех). Название прижилось сразу. Другие истории о происхождении названия быстро распространились.
Термин «омнибус» перешел и на автомобили. В книге Кристофера Уильяма Терри «Автомобильное кузовостроение во всех его отраслях» , вышедшей в 1914 году, описывается омнибус как имеющий продольные сиденья, расположенные рядами, с задней дверью или боковыми дверями. [3]
История
[ редактировать ]Первой известной линией общественного автобуса (известной в то время как «Карета») была carrosses à cinq sols, запущенная Блезом Паскалем в 1662 году в Париже . Он был довольно популярен до тех пор, пока не были повышены тарифы и согласно законодательству доступ к услуге не был ограничен членам высшего общества. Услуги прекратились через 15 лет. [2] [4]
В Великобритании Джон Гринвуд открыл первую автобусную линию в Великобритании в Манчестере в 1824 году. Его новаторская идея заключалась в том, чтобы предложить услугу, при которой, в отличие от дилижанса , не требовалось предварительное бронирование, и водитель мог подбирать или высаживать пассажиров в любом месте по запросу. . Первый омнибус появился в Лондоне в 1831 году. [5] В 1833 году был принят закон, разрешавший этим длиннофюзеляжным автомобилям курсировать по улицам города при условии, что водители и кондукторы имели права и носили значок с номером.
Парижский омнибус был основан в 1828 году бизнесменом по имени Станислас Бодри, который в 1826 году открыл первую французскую линию омнибусов в Нанте , используя два вагона на пружинной подвеске, каждый на 16 пассажиров. [6] После успеха в Нанте Бодри переехал в Париж и основал Enterprise des Omnibus на улице Ланкр с мастерскими на набережной Жеммапе. В 1827 году он поручил английскому каретному мастеру Джорджу Шиллиберу спроектировать устойчивое транспортное средство, способное перевозить большое количество пассажиров. План Шиллибера сработал. 28 апреля 1828 года начал курсировать первый парижский омнибус, курсировавший каждые пятнадцать минут между Мадлен и Бастилией. Вскоре в эксплуатации было уже сто омнибусов с восемнадцатью различными маршрутами. Поездка стоила двадцать пять сантимов. Омнибусы курсировали с семи утра до семи вечера; каждый омнибус мог перевозить от двенадцати до восемнадцати пассажиров. Самая загруженная линия была вдоль Больших бульваров; он длился с восьми утра до полуночи. [7]
Парижский омнибус сразу же завоевал популярность: за первые шесть месяцев его перевезли более двух с половиной миллионов пассажиров. Не было надежного способа получить деньги от пассажиров, или сборщики билетов оставляли большую часть денег себе; В первые годы своего существования компания постоянно находилась на грани банкротства, и в отчаянии Бодри покончил жизнь самоубийством в феврале 1830 года. Партнеры Бодри реорганизовали компанию и сумели сохранить ее в бизнесе. [7]
В сентябре 1828 года конкурирующая компания Dames-Blanches начала использовать собственные автомобили. В 1829 году и в последующие годы в бизнес вошли новые компании с поэтическими названиями; Цитадинцы, Трехколесные велосипеды, Орлеанцы, Дилижанты, Шотландцы, Беарнезцы, Каролинцы, Батиньольцы, Парижане, Ирондели, Жозефины, Эксклюзивные, Сильфиды, Константины, Франсезские дамы, Алжирцы, Дамы-Реюни и Газели. Омнибус оказал глубокое влияние на жизнь Парижа, позволив парижанам работать и вести общественную жизнь за пределами своих районов. [8]
К 1845 году 13 компаний в Париже управляли 20 или 23 омнибусными линиями. В 1855 году Наполеон III объединил их в единую компанию Compagnie générale des omnibus с монополией на общественный транспорт Парижа. Начиная с 1873 года их постепенно заменяли трамваи, а с 1906 года — автомобильные омнибусы , или моторные автобусы. Последний парижский омнибус, запряженный лошадьми, курсировал 11 января 1913 года из Сен-Сюльписа в Ла-Виллет. [7]
Автобусы используются на улицах Лондона с 1829 года. Джордж Шиллибир увидел успех парижского омнибуса в эксплуатации и пришел к выводу, что эксплуатация аналогичных транспортных средств в Лондоне будет коммерчески успешной. Его первый лондонский «Омнибус», использовавший тот же дизайн и название, что и парижский автомобиль, поступил в эксплуатацию 4 июля 1829 года на маршруте между Паддингтоном , Йоркширским Стинго и Банком через Нью-Роуд (ныне Мэрилебон-Роуд ), Сомерс-Таун и Городская дорога . Ежедневно в каждом направлении оказывалось по четыре услуги. Успех Shillibeer побудил многих конкурентов выйти на рынок, и какое-то время автобусы называли «Shillibeers». [9] Шиллибир построил еще один автобус для Квакера Академии для девочек Ньюингтона недалеко от Лондона; Всего в нем было 25 мест, и он вошел в историю как первый школьный автобус . В лондонских омнибусах введение в 1847 году крыши с фонарем, чтобы обеспечить больше места для головы внутри, позволило установить продольное сиденье на верхней палубе. Стоимость проезда за пределами города была, как и в дилижансе, дешевле, чем проезд внутри. [10]
В 1850 году Томас Тиллинг открыл конные автобусы . [11] а в 1855 году была основана Лондонская генеральная омнибусная компания или LGOC для объединения и регулирования услуг конных омнибусов, действовавших тогда в Лондоне. [12]
Система общественного транспорта Берлина является старейшей в Германии. первую автобусную линию от Бранденбургских ворот до Шарлоттенбурга В 1825 году Симон Кремзер открыл по расписанию . [13] Первое автобусное сообщение внутри города действовало с 1840 года между Александерплац и Потсдамским вокзалом . Им управлял Исраэль Мозес Хенох, который организовал службу извозчиков с 1815 года. [14] [15] 1 января 1847 года Concessionierte Berliner Omnibus Compagnie (Берлинская автобусная концессионная компания) запустила свою первую линию конных автобусов. На растущем рынке появилось множество дополнительных компаний: к 1864 году в Берлине было 36 автобусных компаний.
курсировали первые конные омнибусы С конца 1820-х годов по улицам Нью-Йорка . [16] содействие маршу в центре города .
Лошади, тянущие автобусы, могли работать только ограниченное количество часов в день, их нужно было содержать, холить, кормить и ухаживать каждый день, и они производили большое количество навоза, который омнибусная компания должна была хранить и утилизировать. Поскольку типичная лошадь тянула автобус по четыре-пять часов в день, преодолевая около дюжины миль, во многих системах для каждого автобуса требовалось десять или более лошадей в конюшне.
С появлением массового производства стали примерно в 1860 году конные автобусы были поставлены на рельсы, поскольку одна и та же лошадь могла перевезти в 3–10 раз больше людей. Это было не только более эффективно, но и быстрее и в эпоху грунтовых улиц обеспечивало гораздо лучшую езду. Эти конные трамваи были преобразованы в канатные вагоны в некоторых крупных городах, которые до сих пор существуют в Сан-Франциско, где подземный кабель приводится в движение стационарными паровыми двигателями.
Примерно в 1890 году электрическая тяга стала практичной и заменила лошадь и трос, а количество трамвайных линий увеличилось в геометрической прогрессии. В то время это рассматривалось как огромный прогресс в развитии городского транспорта и считалось разумной инвестицией. Они стали известны как трамваи, трамваи или троллейбусы и до сих пор существуют во многих городах, хотя их часто заменяют менее инфраструктурно-интенсивные автобусы.
С начала ХХ века оставшиеся конные автобусы, не переоборудованные в железнодорожные, стали заменять бензиновыми мотор- бусами , или автобусами. Последним зарегистрированным конным омнибусом в Лондоне был автобус Тиллинга, который последний раз курсировал между Пекхэмом и таверной Honor Oak 4 августа 1914 года. [17] Последний конный омнибус по Берлину курсировал 25 августа 1923 года. Некоторые конные автобусы до сих пор используются для туристических экскурсий.
См. также
[ редактировать ]- Автобус или автобус, более позднее моторизованное многоместное транспортное средство.
- Транспортное средство, запряженное лошадьми
- Конская упряжь
- Дилижанс - еще один тип конного пассажирского экипажа для дальних расстояний.
Библиография
[ редактировать ]- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221-07862-4 .
- Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, ди-джей (1974). Открытие конных экипажей . Эйлсбери, Бакс: Shire Books Lts.
- ^ Jump up to: а б «Общая история транспорта» (на французском языке). Сайт музея французского транспорта. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Моторное бодибилдинг во всех его отраслях, Кристофер Уильям Терри, 1914, с. 6 . Э.&Ф.Н. Спон Лимитед, Лондон.
- ^ «Время революций» (на французском языке). Геродот.нет . Проверено 16 сентября 2010 г. Проверено 13 июня 2008 г.
- ^ Национальная циклопедия полезных знаний (изд. Том IV). Лондон: Чарльз Найт. 1848. с. 676.
- ^ Вэнс, Джеймс Э. (1986). Захват горизонта: историческая география транспорта со времен транспортной революции шестнадцатого века . Харпер и Роу.
- ^ Jump up to: а б с Фиерро 1996 , стр. 1031–1032.
- ^ Эрон де Вильфосс 1959 , с. 317.
- ^ «Лондонский омнибус» . Knowledgeoflondon.com .
- ^ Ли, Чарльз Э. (1974). Конный автобус как транспортное средство . Лондон: Лондонский транспорт. п. 6. ISBN 0 85329 053 9 .
- ^ «Томас Тиллинг 1825–1893 и Thomas Tilling Ltd. 1897–1969 - История местного транспорта» .
- ^ «От омнибуса к экобусу, 1829–1850» . Лондонский музей транспорта . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ «Саймон Кремзер (1775-1851)» . www.textagentur-grimm.de .
- ^ Эльфи Бендикат: Политика местного общественного транспорта в Берлине и Париже с 1839 по 1914 год , с. 103, в Google Книгах (Вальтер де Грюйтер), стр. 103.
- ^ http://www.ceciliengaerten-berlin.de/web/zeitFRAME/1800_1899.html Архивировано 9 ноября 2014 г. в Wayback Machine Cecilengarten Berlin: ZeitFRAME.
- ^ «Нью-Йоркский транспортный музей - Ресурсный центр для учителей - История общественного транспорта в Нью-Йорке» . 9 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Езда на ножевой доске» . Лондонский музей . Архивировано из оригинала 2 декабря 2012 года.