Вардо (цыганский повозка)
![]() |
Вардо , (также цыганский ваг(г)он , цыганский фургон , живая повозка караван , фургон и дом на колесах ) — это четырехколесное транспортное средство, запряженное лошадьми, которое традиционно используется путешествующими романичалами в качестве своего дома. [1] : 89–90, 168 [2] : 138 Имя v ardo — это цыганский термин, который, как полагают, произошел от осетинского wærdon, означающего телегу или повозку. [3] Его тянет одна лошадь в оглоблях, иногда со второй лошадью (называемой сайдлайнером или боковым лайнером ), прицепленной с правой стороны за оглоблями, чтобы помочь тянуть более тяжелые грузы или помочь подняться на холм. [1] : 89–90, 168 [4] : 20 Транспортное средство обычно богато украшено, украшено сложной резьбой, ярко окрашено и даже позолочено. Романихальная традиция вардо рассматривается как высшая культурная точка как художественного дизайна, так и шедевра искусства мастера по дереву. [5]
Расцвет каравана длился около 70 лет, с середины девятнадцатого века до первых двух десятилетий двадцатого века. Сегодня они не используются для круглогодичного проживания, их показывают на культурных мероприятиях, проводимых в течение года, самым известным из которых является конная ярмарка Эпплби в городе Эпплби-ин-Уэстморленд в Камбрии , на северо-западе Англии. [6]
Дизайн
[ редактировать ]Конструкция вардо включает в себя большие колеса, расположенные снаружи корпуса, стороны которых значительно наклонены наружу по мере подъема к карнизу . Помимо этой характеристики, шесть типов караванов различаются по форме, размеру, расположению колес относительно кровати, месту изготовления и производителю. [7] Крыши носового и открытого типа представляют собой холст, натянутый на изогнутые деревянные рамы; остальные имеют деревянную крышу. [8] К середине девятнадцатого века конструкции были почти полностью стандартизированы, а некоторые особенности были общими для всех типов. Дверь почти всегда находится спереди. [9]
Небольшая чугунная кухонная плита была изобретена в Америке и продавалась там и в Великобритании примерно с 1830 года и является обычным приспособлением для повозок. [10] Для приготовления пищи необходим дымоход для отвода дыма. Дымоход каравана всегда находится с левой стороны, если смотреть со стороны входной двери; поскольку караван движется по левой стороне дороги, в этом положении дымоход подвергается меньшей опасности из-за низко свисающих ветвей деревьев. [11] Печь стоит в деревянном камине.
Интерьер фургона обычно оборудован встроенными сиденьями, шкафами, шкафом, койками в задней части фургона, комодом и фарфоровым шкафом со стеклянной передней панелью. [12] Окна есть слева и сзади. У некоторых типов есть фонари , пропускающие свет и воздух. [13] Кронштейн для масляной лампы крепится над комодом напротив камина; верхняя часть сундука выполняет роль стола. [11] Внешний вид повозок может варьироваться от довольно простого до затейливой резьбы, окрашенной в яркие цвета и местами покрытой сусальным золотом. [14]
История
[ редактировать ]
Романичалы . начали жить в Вардосе около 1850 года [15] До этого они путешествовали на опрокинутых повозках или пешком и спали либо под этими повозками, либо в них, либо в небольших палатках. [16] Первоначально романичал путешествовал пешком или на легких повозках, запряженных лошадьми, что было типично для других групп цыган, или строил «гибкие» палатки ; Названы так потому, что делались из гибких ветвей, которые изгибались внутрь, чтобы поддерживать водонепроницаемое покрытие. Расцвет цыганского каравана пришелся на вторую половину XIX века. [17]
Первоначально романичалы использовали дешевых или бракованных лошадей для перевозки своих живых повозок с дымоходами, а затем постепенно вывели свою собственную породу лошадей. [18] : 62–63 (См. Цыганская лошадь )
Вагоны впервые были использованы в качестве жилого помещения (а не для перевозки людей или грузов) во Франции в 1810 году нецыганскими цирковыми труппами. [19] Большие транспортные повозки объединяли в одном транспортном средстве складские и жилые помещения и тянули упряжки лошадей. К 19 веку повозки стали меньше, что привело к уменьшению количества необходимых лошадей, а примерно в середине-конце 19 века (1840–1870) романичал в Британии начал использовать повозки, в которых были жилые помещения внутри, а также добавлены собственные. характерный стиль оформления. В «Старом магазине редкостей» (гл. xxvii) Чарльз Диккенс описал хорошо оборудованный фургон миссис Джарли:
Одна его половина... была покрыта коврами и отделена в дальнем конце перегородкой, чтобы вместить спальное место, построенное по образцу койки на борту корабля, затененное, как и окна, светлыми белыми занавесками. .. Другая половина служила кухней и была оборудована печью, небольшой дымоход которой проходил через крышу. Здесь также находился чулан или кладовая, несколько сундуков, большой кувшин с водой, несколько кухонных принадлежностей и посуды. Эти последние предметы первой необходимости висели на стенах, которые в той части помещения, которая была посвящена хозяйке каравана, были украшены такими яркими и легкими украшениями, как треугольник и пара хорошо набранных бубнов.
Эти меньшие повозки на цыганском языке назывались «вардо» (происходящим от осетинского слова вурдон ), что означает телега. [20] Цыганские вардо превратились в одни из самых совершенных форм дорожных повозок, которые ценятся за свою практичность, а также за эстетический дизайн и красоту. Нет более знакового или узнаваемого цыганского символа, чем богато украшенное романичалское вардо, и время его использования романичалские путешественники часто ласково называют «временем повозки». Вардо обычно заказывали семьи или молодожены у профессиональных строителей автобусов. Строительство вардо заняло от шести месяцев до года; различные породы древесины, включая дуб , ясень , вяз , кедр и сосну При его строительстве использовались . Ценимые цыганами, а затем и нецыганами, включая другие группы путешественников, за их практичность, а также эстетическую красоту, вардо можно разделить на шесть основных стилей; это фургон Brush , Reading , Ledge , Bow Top , Open Lot и Burton . Общий дизайн со временем менялся и был назван в честь владельцев дома, их традиционного стиля (Ледж), города, в котором он был построен (Рединг), или имени строителя.
Бертон универсал
[ редактировать ]Популярный среди цыган, а также среди семей шоуменов и циркачей, фургон Бертона является старейшим образцом фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Первоначально не украшенный, универсал Burton превратился в тщательно продуманный цыганский вардо, но из-за меньших колес он не подходил для использования на бездорожье.
Щеточный вагон
[ редактировать ]Повозка Браш или болотная повозка , как ее еще называли, состоит из стандартного цыганского вардо с прямыми боками и колесами, расположенными снаружи корпуса. По конструкции «Бруша» была похожа на вардо «Рединг», но, в отличие от других стилей, фургон для щеток имел две отличительные особенности: полудверь с застекленными ставнями, расположенную в задней части вардо, со ступенями, обе расположены вокруг вардо. в противоположную сторону от других вагонов [21] и отсутствовал молликрофт (световой люк) на крыше. Внешняя часть оснащена стойками и ящиками, установленными на внешней раме и погонах повозки, позволяющими владельцу перевозить такие предметы, как щетки, метлы, плетеные стулья и корзины. Кроме того, по всей крыше проходили три легких железных рельса, которые использовались для размещения более громоздких грузов, а иногда и досок с торговыми марками. Вагоны были тщательно и красочно раскрашены.
Чтение вагон
[ редактировать ]Рединг ; или кайт-фургон назван так из-за его прямых сторон, наклоненных наружу к карнизу, высоких арочных колес и относительного легкого веса нет другого вардо, которое олицетворяло бы золотой век цыганских конных путешествий. Он датируется 1870 годом и является синонимом первоначального строителя «Дантон и сыновья Рединга», откуда вардо получил свое название. Цыгане высоко ценили этот фургон за его эстетичный дизайн, красоту и практичность, позволяющую преодолевать броды, преодолевать бездорожье и пересеченную местность, чего не могли сделать фургоны с меньшими колесами, такие как Burton. Фургон Ридинга имеет длину 10 футов, с крыльцом спереди и сзади. Задние колеса были на 18 дюймов больше передних. В начале 20 века в проект были включены приподнятые световые люки.
По обе стороны от кровати обычно стояли зеркала со скошенной кромкой толщиной в четверть дюйма, которые были богато украшены. Шкафы и рундуки были встроены, чтобы предотвратить движение во время путешествия. Боковые и задние окна были украшены и закрыты ставнями, а корпус самого вардо изначально должен был быть сделан из шпунтованной доски, расшитой бисером, окрашенной в красный цвет с желтыми и зелеными оттенками. Как и в случае с другими вардо, масштабы тщательно продуманного украшения отражали богатство семьи: резные головы львов и горгульи; они были бы выкрашены в золото или богато украшены сусальным золотом. [19] Сегодня уцелевшие фургоны Ридинга являются ценными экспонатами в музеях и частных коллекциях. Прекрасный экземпляр находится в Рединга Университета Музее английской сельской жизни . [22]
Каркасный вагон
[ редактировать ]
Характерная конструкция фургона в форме выступа или коттеджа включала в себя более прочную раму и жилую зону, простирающуюся над большими задними колесами фургона. Латунные кронштейны поддерживали раму фургона и прочную арочную крышу, обычно высотой 12 футов, простиравшуюся по длине фургона, образующую крыльца с обоих концов и обшитую панелями с шпунтом в пазах. Крыша крыльца поддерживалась железными кронштейнами, а стены были богато украшены богато украшенными завитками и резьбой по всей длине повозки.
Топ с бантом
[ редактировать ]Основанный на конструкции универсала Ledge, Bow Top значительно легче и с меньшей вероятностью перевернется при сильном ветре. Конструкция включала в себя легкий брезентовый верх, поддерживаемый деревянной рамой: конструкция напоминает старые «палатки для гибки», используемые романичалами. [19] И задняя, и передняя стенки повозки были украшены завитками и шпунтами, а повозка была выкрашена в зеленый цвет, чтобы быть менее заметной в лесу. Внутри лук-топа также была такая же высокая ткань с завитками или синель , а также печь, стол и двуспальная кровать.
Обычно считается, что носовая часть покрыта холстом бирюзового цвета. Говорят, что теперь это традиция, которая началась еще до Второй мировой войны, когда хлопчатобумажная утка была дешевой и ее было много. [4] : 76
Открытый лот
[ редактировать ]Почти идентичный по размеру и конструкции носовому вагону, открытая площадка, или «Йоркширский лук», имела тот же дизайн, но с занавеской вместо двери, характерной для других вагонов. [23] Вход в фургон был закрыт занавеской для приватности.
Декорирование и покраска
[ редактировать ]Вардос были искусно украшены, украшены ручной резьбой и богато расписаны традиционными цыганскими символами. Примерами известных художников-повозок, ответственных за раннее развитие искусства вардо, являются Джим Берри, Джон Покетт, Том Стивенс, Томми Гаскин, Джон Пикетт, а современные современные декораторы, продолжающие формировать эту красочную традицию, включают таких художников, как Йорки Гринвуд и Лол Томпсон.
Большая часть богатства вардо была продемонстрирована в резных фигурках, которые отражали аспекты цыганского образа жизни, такие как лошади и собаки , а также стандартные декоративные изображения птиц , львов , грифонов , цветов, виноградных лоз и сложных завитков. Резные детали часто подчеркивались золотом, либо окрашивались, либо, в самых дорогих фургонах, в качестве украшения использовались от 4 до 15 книг из сусального золота . [19] Многие отдельные производители отличались своим особым дизайном.
Похоронные обряды
[ редактировать ]романичалов Похоронный обряд в повозное время XIX и XX веков включал сжигание повозки и вещей после смерти владельца. [24] По обычаю ничего не продавалось, хотя часть имущества умершего, драгоценности , фарфор или деньги оставлялись семье. Остальное, включая вагон, было уничтожено.
Современное традиционное использование
[ редактировать ]Цыганские путешественники в 1920-х годах гордо цеплялись за свои декоративные вардо, хотя экономика их образа жизни находилась в кризисе из-за спада в индустрии торговли лошадьми и изменения их традиционных ремесел. [25] В настоящее время романичалы чаще живут в караванах . Было подсчитано, что к 1940 году только около 1% цыганских путешественников все еще жили в традиционном конном вардо. [25]
Сегодняшние романичали все еще посещают конные ярмарки. [26] Самая известная из них — конная ярмарка Эпплби в городе Эпплби-ин-Уэстморленд в Камбрии , на северо-западе Англии. [27] Некоторые посетители ярмарок добираются туда традиционным способом на конных вардосах. [28] Американский фотограф Джон С. Хокенсмит задокументировал такое путешествие в 2004 году, путешествуя и фотографируя 60-мильное путешествие семьи Харкер в Эпплби в носовых жилых фургонах. [4] : 12–13
Другое использование
[ редактировать ]Британский писатель Роальд Даль приобрел традиционное вардо в 1960-х годах, которое использовалось как игровой домик для его детей; позже он использовал вардо как письменную комнату, в которой написал Дэнни, Чемпиона Мира . [29]
Психоделический Rolls-Royce Джона Леннона был нарисован в стиле цыганской повозки художником Стивом Уивером из частной компании JP Fallon Ltd. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Смит, DJM (1988). Словарь конных повозок . JA Allen & Co. Ltd. ISBN 0851314686 . ОЛ 11597864М .
- ^ Уолронд, Салли (1979). Энциклопедия вождения . Книги деревенской жизни. ISBN 0600331822 . ОЛ 4175648М .
- ^ Чунг, Джонни (2007). Этимологический словарь иранского глагола . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден: Брилл. стр. 423–425. ISBN 978-90-04-15496-4 . OCLC 71747954 .
- ^ Jump up to: а б с Хокенсмит, Джон Стивен (2006). Цыганские лошади и путь путешественников: Дорога на ярмарку Эпплби . Издания изобразительного искусства. ISBN 9781599755977 .
- ^ Торберн и Бакстер 2007 .
- ^ «Ярмарка лошадей Эпплби» . Стратегическая группа Appleby Fair. Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 года . Проверено 17 сентября 2017 г.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 73–95.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 84, 88.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 41.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 75.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 74–75.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 49–52.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 168–184.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 22.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 29.
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 51.
- ^ Харт, Эдвард (1993). «Цыганский тип цветного пони». Цветная лошадь и пони . Серия Аллен Брид. Лондон: JA Allen & Co. Limited. стр. 58–71. ISBN 0-85131-572-0 . ОЛ 11597914М .
- ^ Jump up to: а б с д Лемке 2007 .
- ^ Фрейзер 1995 .
- ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 .
- ^ «Семейный историк BerksFHS, сентябрь 2002 г. - Читающий фургон Джанет Кит-Блэк» . www.berksfhs.org.uk .
- ^ «Вардос Библиотеки изображений Соединенного Королевства» . gypsywaggons.co.uk . Архивировано из оригинала 9 марта 2019 года.
- ^ Вуд 1979 , стр. 109–10.
- ^ Jump up to: а б Цыганские караваны в Журнале ГЛС (3-я серия), 19 (4), стр. 114-146, Ф. Г. Хут, 1940 г.
- ^ Джонс 2002 .
- ^ Кэпстик и Донохью 2002 .
- ^ «Ярмарка лошадей Эпплби» . applebyfair.org. Архивировано из оригинала 5 июля 2012 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ «Вардос Соединенного Королевства» . Цыганские повозки Великобритании . Долина Стрим Медиа . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Рунта, Иордания (27 июля 2017 г.). «Призрак V Джона Леннона: история психоделического битл-мобиля» . Роллинг Стоун . Проверено 20 марта 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Кэпстик, Тони; Донохью, Пол (2002). Конная ярмарка Эпплби: Сборник рассказов, стихов и фотографий . Северный Йоркшир, Англия: Компания Appleby Fair. ASIN B008QXQE4O .
- Фрейзер, Ангус (1995). Цыгане . Уайли-Блэквелл. ISBN 0631196056 .
- Джонс, Э. Алан (2002) [1986]. Йоркширские цыганские ярмарки, таможня и караваны: с 1885 года по настоящее время . Северный Йоркшир, Англия: Компания Appleby Fair. ISBN 0907033431 .
- Лемке, Тимоти (2007). Новый цыганский караван . Лулу.com. ISBN 978-1430302704 .
- Торберн, Гордон; Бакстер, Джон (2007). Искусство путешествия: цыгане и баржи по каналам . компании History Press Ltd. ISBN 978-0752455020 .
- Уорд-Джексон, Швейцария; Харви, Денис Э. (1973) [1972]. Английский цыганский караван: его происхождение, строители, технологии и сохранение . Дэвид и Чарльз Паблишер Лимитед. ISBN 0715356801 . ОЛ 5287914М .
- Вуд, Манфри Фредерик (1979). Из жизни цыганки . Книги Рутледжа и Кегана Пола. ISBN 0710075952 . ОЛ 5437826М .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харви, Денис Э. (1979). Цыгане: Время повозки и после . Бэтсфорд. ISBN 0713415487 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видеообразец фургона Dunton Reading около 1914 года. часть 1
- Видеообразец оригинального интерьера фургона Dunton Reading около 1914 года. часть 3
- Видео Ника Доу, традиционного художника-вардо и реставратора повозок.
- Как построить современную цыганскую повозку
- Цыганские повозки в музее графства Вустершир