Jump to content

Вардо (цыганский повозка)

Интерьер Ридинг-вардо, которым пользовался Романичал, подаренный транспортному музею в Глазго семьей из шотландской деревни Ру .

Вардо , (также цыганский ваг(г)он , цыганский фургон , живая повозка караван , фургон и дом на колесах ) — это четырехколесное транспортное средство, запряженное лошадьми, которое традиционно используется путешествующими романичалами в качестве своего дома. [1] : 89–90, 168  [2] : 138  Имя v ardo — это цыганский термин, который, как полагают, произошел от осетинского wærdon, означающего телегу или повозку. [3] Его тянет одна лошадь в оглоблях, иногда со второй лошадью (называемой сайдлайнером или боковым лайнером ), прицепленной с правой стороны за оглоблями, чтобы помочь тянуть более тяжелые грузы или помочь подняться на холм. [1] : 89–90, 168  [4] : 20  Транспортное средство обычно богато украшено, украшено сложной резьбой, ярко окрашено и даже позолочено. Романихальная традиция вардо рассматривается как высшая культурная точка как художественного дизайна, так и шедевра искусства мастера по дереву. [5]

Расцвет каравана длился около 70 лет, с середины девятнадцатого века до первых двух десятилетий двадцатого века. Сегодня они не используются для круглогодичного проживания, их показывают на культурных мероприятиях, проводимых в течение года, самым известным из которых является конная ярмарка Эпплби в городе Эпплби-ин-Уэстморленд в Камбрии , на северо-западе Англии. [6]

Конструкция вардо включает в себя большие колеса, расположенные снаружи корпуса, стороны которых значительно наклонены наружу по мере подъема к карнизу . Помимо этой характеристики, шесть типов караванов различаются по форме, размеру, расположению колес относительно кровати, месту изготовления и производителю. [7] Крыши носового и открытого типа представляют собой холст, натянутый на изогнутые деревянные рамы; остальные имеют деревянную крышу. [8] К середине девятнадцатого века конструкции были почти полностью стандартизированы, а некоторые особенности были общими для всех типов. Дверь почти всегда находится спереди. [9]

Небольшая чугунная кухонная плита была изобретена в Америке и продавалась там и в Великобритании примерно с 1830 года и является обычным приспособлением для повозок. [10] Для приготовления пищи необходим дымоход для отвода дыма. Дымоход каравана всегда находится с левой стороны, если смотреть со стороны входной двери; поскольку караван движется по левой стороне дороги, в этом положении дымоход подвергается меньшей опасности из-за низко свисающих ветвей деревьев. [11] Печь стоит в деревянном камине.

Интерьер фургона обычно оборудован встроенными сиденьями, шкафами, шкафом, койками в задней части фургона, комодом и фарфоровым шкафом со стеклянной передней панелью. [12] Окна есть слева и сзади. У некоторых типов есть фонари , пропускающие свет и воздух. [13] Кронштейн для масляной лампы крепится над комодом напротив камина; верхняя часть сундука выполняет роль стола. [11] Внешний вид повозок может варьироваться от довольно простого до затейливой резьбы, окрашенной в яркие цвета и местами покрытой сусальным золотом. [14]

Тележка для рыси в романичалском стиле

Романичалы . начали жить в Вардосе около 1850 года [15] До этого они путешествовали на опрокинутых повозках или пешком и спали либо под этими повозками, либо в них, либо в небольших палатках. [16] Первоначально романичал путешествовал пешком или на легких повозках, запряженных лошадьми, что было типично для других групп цыган, или строил «гибкие» палатки ; Названы так потому, что делались из гибких ветвей, которые изгибались внутрь, чтобы поддерживать водонепроницаемое покрытие. Расцвет цыганского каравана пришелся на вторую половину XIX века. [17]

Первоначально романичалы использовали дешевых или бракованных лошадей для перевозки своих живых повозок с дымоходами, а затем постепенно вывели свою собственную породу лошадей. [18] : 62–63  (См. Цыганская лошадь )

Вагоны впервые были использованы в качестве жилого помещения (а не для перевозки людей или грузов) во Франции в 1810 году нецыганскими цирковыми труппами. [19] Большие транспортные повозки объединяли в одном транспортном средстве складские и жилые помещения и тянули упряжки лошадей. К 19 веку повозки стали меньше, что привело к уменьшению количества необходимых лошадей, а примерно в середине-конце 19 века (1840–1870) романичал в Британии начал использовать повозки, в которых были жилые помещения внутри, а также добавлены собственные. характерный стиль оформления. В «Старом магазине редкостей» (гл. xxvii) Чарльз Диккенс описал хорошо оборудованный фургон миссис Джарли:

Одна его половина... была покрыта коврами и отделена в дальнем конце перегородкой, чтобы вместить спальное место, построенное по образцу койки на борту корабля, затененное, как и окна, светлыми белыми занавесками. .. Другая половина служила кухней и была оборудована печью, небольшой дымоход которой проходил через крышу. Здесь также находился чулан или кладовая, несколько сундуков, большой кувшин с водой, несколько кухонных принадлежностей и посуды. Эти последние предметы первой необходимости висели на стенах, которые в той части помещения, которая была посвящена хозяйке каравана, были украшены такими яркими и легкими украшениями, как треугольник и пара хорошо набранных бубнов.

Эти меньшие повозки на цыганском языке назывались «вардо» (происходящим от осетинского слова вурдон ), что означает телега. [20] Цыганские вардо превратились в одни из самых совершенных форм дорожных повозок, которые ценятся за свою практичность, а также за эстетический дизайн и красоту. Нет более знакового или узнаваемого цыганского символа, чем богато украшенное романичалское вардо, и время его использования романичалские путешественники часто ласково называют «временем повозки». Вардо обычно заказывали семьи или молодожены у профессиональных строителей автобусов. Строительство вардо заняло от шести месяцев до года; различные породы древесины, включая дуб , ясень , вяз , кедр и сосну При его строительстве использовались . Ценимые цыганами, а затем и нецыганами, включая другие группы путешественников, за их практичность, а также эстетическую красоту, вардо можно разделить на шесть основных стилей; это фургон Brush , Reading , Ledge , Bow Top , Open Lot и Burton . Общий дизайн со временем менялся и был назван в честь владельцев дома, их традиционного стиля (Ледж), города, в котором он был построен (Рединг), или имени строителя.

Бертон универсал

[ редактировать ]

Популярный среди цыган, а также среди семей шоуменов и циркачей, фургон Бертона является старейшим образцом фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Первоначально не украшенный, универсал Burton превратился в тщательно продуманный цыганский вардо, но из-за меньших колес он не подходил для использования на бездорожье.

Щеточный вагон

[ редактировать ]

Повозка Браш или болотная повозка , как ее еще называли, состоит из стандартного цыганского вардо с прямыми боками и колесами, расположенными снаружи корпуса. По конструкции «Бруша» была похожа на вардо «Рединг», но, в отличие от других стилей, фургон для щеток имел две отличительные особенности: полудверь с застекленными ставнями, расположенную в задней части вардо, со ступенями, обе расположены вокруг вардо. в противоположную сторону от других вагонов [21] и отсутствовал молликрофт (световой люк) на крыше. Внешняя часть оснащена стойками и ящиками, установленными на внешней раме и погонах повозки, позволяющими владельцу перевозить такие предметы, как щетки, метлы, плетеные стулья и корзины. Кроме того, по всей крыше проходили три легких железных рельса, которые использовались для размещения более громоздких грузов, а иногда и досок с торговыми марками. Вагоны были тщательно и красочно раскрашены.

Чтение вагон

[ редактировать ]
Романичал Ридинг вардо, начало 20 века.

Рединг ; или кайт-фургон назван так из-за его прямых сторон, наклоненных наружу к карнизу, высоких арочных колес и относительного легкого веса нет другого вардо, которое олицетворяло бы золотой век цыганских конных путешествий. Он датируется 1870 годом и является синонимом первоначального строителя «Дантон и сыновья Рединга», откуда вардо получил свое название. Цыгане высоко ценили этот фургон за его эстетичный дизайн, красоту и практичность, позволяющую преодолевать броды, преодолевать бездорожье и пересеченную местность, чего не могли сделать фургоны с меньшими колесами, такие как Burton. Фургон Ридинга имеет длину 10 футов, с крыльцом спереди и сзади. Задние колеса были на 18 дюймов больше передних. В начале 20 века в проект были включены приподнятые световые люки.

По обе стороны от кровати обычно стояли зеркала со скошенной кромкой толщиной в четверть дюйма, которые были богато украшены. Шкафы и рундуки были встроены, чтобы предотвратить движение во время путешествия. Боковые и задние окна были украшены и закрыты ставнями, а корпус самого вардо изначально должен был быть сделан из шпунтованной доски, расшитой бисером, окрашенной в красный цвет с желтыми и зелеными оттенками. Как и в случае с другими вардо, масштабы тщательно продуманного украшения отражали богатство семьи: резные головы львов и горгульи; они были бы выкрашены в золото или богато украшены сусальным золотом. [19] Сегодня уцелевшие фургоны Ридинга являются ценными экспонатами в музеях и частных коллекциях. Прекрасный экземпляр находится в Рединга Университета Музее английской сельской жизни . [22]

Каркасный вагон

[ редактировать ]
Назван в честь выступа в стиле Ромнихала.

Характерная конструкция фургона в форме выступа или коттеджа включала в себя более прочную раму и жилую зону, простирающуюся над большими задними колесами фургона. Латунные кронштейны поддерживали раму фургона и прочную арочную крышу, обычно высотой 12 футов, простиравшуюся по длине фургона, образующую крыльца с обоих концов и обшитую панелями с шпунтом в пазах. Крыша крыльца поддерживалась железными кронштейнами, а стены были богато украшены богато украшенными завитками и резьбой по всей длине повозки.

Топ с бантом

[ редактировать ]

Основанный на конструкции универсала Ledge, Bow Top значительно легче и с меньшей вероятностью перевернется при сильном ветре. Конструкция включала в себя легкий брезентовый верх, поддерживаемый деревянной рамой: конструкция напоминает старые «палатки для гибки», используемые романичалами. [19] И задняя, ​​и передняя стенки повозки были украшены завитками и шпунтами, а повозка была выкрашена в зеленый цвет, чтобы быть менее заметной в лесу. Внутри лук-топа также была такая же высокая ткань с завитками или синель , а также печь, стол и двуспальная кровать.

Обычно считается, что носовая часть покрыта холстом бирюзового цвета. Говорят, что теперь это традиция, которая началась еще до Второй мировой войны, когда хлопчатобумажная утка была дешевой и ее было много. [4] : 76 

Открытый лот

[ редактировать ]

Почти идентичный по размеру и конструкции носовому вагону, открытая площадка, или «Йоркширский лук», имела тот же дизайн, но с занавеской вместо двери, характерной для других вагонов. [23] Вход в фургон был закрыт занавеской для приватности.

Декорирование и покраска

[ редактировать ]
Дверная резьба традиционного романичалского чирикло (птицы). Читая вардо, начало 20 века.

Вардос были искусно украшены, украшены ручной резьбой и богато расписаны традиционными цыганскими символами. Примерами известных художников-повозок, ответственных за раннее развитие искусства вардо, являются Джим Берри, Джон Покетт, Том Стивенс, Томми Гаскин, Джон Пикетт, а современные современные декораторы, продолжающие формировать эту красочную традицию, включают таких художников, как Йорки Гринвуд и Лол Томпсон.

Большая часть богатства вардо была продемонстрирована в резных фигурках, которые отражали аспекты цыганского образа жизни, такие как лошади и собаки , а также стандартные декоративные изображения птиц , львов , грифонов , цветов, виноградных лоз и сложных завитков. Резные детали часто подчеркивались золотом, либо окрашивались, либо, в самых дорогих фургонах, в качестве украшения использовались от 4 до 15 книг из сусального золота . [19] Многие отдельные производители отличались своим особым дизайном.

Похоронные обряды

[ редактировать ]

романичалов Похоронный обряд в повозное время XIX и XX веков включал сжигание повозки и вещей после смерти владельца. [24] По обычаю ничего не продавалось, хотя часть имущества умершего, драгоценности , фарфор или деньги оставлялись семье. Остальное, включая вагон, было уничтожено.

Современное традиционное использование

[ редактировать ]

Цыганские путешественники в 1920-х годах гордо цеплялись за свои декоративные вардо, хотя экономика их образа жизни находилась в кризисе из-за спада в индустрии торговли лошадьми и изменения их традиционных ремесел. [25] В настоящее время романичалы чаще живут в караванах . Было подсчитано, что к 1940 году только около 1% цыганских путешественников все еще жили в традиционном конном вардо. [25]

Сегодняшние романичали все еще посещают конные ярмарки. [26] Самая известная из них — конная ярмарка Эпплби в городе Эпплби-ин-Уэстморленд в Камбрии , на северо-западе Англии. [27] Некоторые посетители ярмарок добираются туда традиционным способом на конных вардосах. [28] Американский фотограф Джон С. Хокенсмит задокументировал такое путешествие в 2004 году, путешествуя и фотографируя 60-мильное путешествие семьи Харкер в Эпплби в носовых жилых фургонах. [4] : 12–13 

Другое использование

[ редактировать ]

Британский писатель Роальд Даль приобрел традиционное вардо в 1960-х годах, которое использовалось как игровой домик для его детей; позже он использовал вардо как письменную комнату, в которой написал Дэнни, Чемпиона Мира . [29]

Психоделический Rolls-Royce Джона Леннона был нарисован в стиле цыганской повозки художником Стивом Уивером из частной компании JP Fallon Ltd. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Смит, DJM (1988). Словарь конных повозок . JA Allen & Co. Ltd. ISBN  0851314686 . ОЛ   11597864М .
  2. ^ Уолронд, Салли (1979). Энциклопедия вождения . Книги деревенской жизни. ISBN  0600331822 . ОЛ   4175648М .
  3. ^ Чунг, Джонни (2007). Этимологический словарь иранского глагола . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден: Брилл. стр. 423–425. ISBN  978-90-04-15496-4 . OCLC   71747954 .
  4. ^ Jump up to: а б с Хокенсмит, Джон Стивен (2006). Цыганские лошади и путь путешественников: Дорога на ярмарку Эпплби . Издания изобразительного искусства. ISBN  9781599755977 .
  5. ^ Торберн и Бакстер 2007 .
  6. ^ «Ярмарка лошадей Эпплби» . Стратегическая группа Appleby Fair. Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 года . Проверено 17 сентября 2017 г.
  7. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 73–95.
  8. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 84, 88.
  9. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 41.
  10. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 49.
  11. ^ Jump up to: а б Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 75.
  12. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 74–75.
  13. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 49–52.
  14. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , стр. 168–184.
  15. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 22.
  16. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 29.
  17. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 , с. 51.
  18. ^ Харт, Эдвард (1993). «Цыганский тип цветного пони». Цветная лошадь и пони . Серия Аллен Брид. Лондон: JA Allen & Co. Limited. стр. 58–71. ISBN  0-85131-572-0 . ОЛ   11597914М .
  19. ^ Jump up to: а б с д Лемке 2007 .
  20. ^ Фрейзер 1995 .
  21. ^ Уорд-Джексон и Харви 1973 .
  22. ^ «Семейный историк BerksFHS, сентябрь 2002 г. - Читающий фургон Джанет Кит-Блэк» . www.berksfhs.org.uk .
  23. ^ «Вардос Библиотеки изображений Соединенного Королевства» . gypsywaggons.co.uk . Архивировано из оригинала 9 марта 2019 года.
  24. ^ Вуд 1979 , стр. 109–10.
  25. ^ Jump up to: а б Цыганские караваны в Журнале ГЛС (3-я серия), 19 (4), стр. 114-146, Ф. Г. Хут, 1940 г.
  26. ^ Джонс 2002 .
  27. ^ Кэпстик и Донохью 2002 .
  28. ^ «Ярмарка лошадей Эпплби» . applebyfair.org. Архивировано из оригинала 5 июля 2012 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
  29. ^ «Вардос Соединенного Королевства» . Цыганские повозки Великобритании . Долина Стрим Медиа . Проверено 18 июня 2012 г.
  30. ^ Рунта, Иордания (27 июля 2017 г.). «Призрак V Джона Леннона: история психоделического битл-мобиля» . Роллинг Стоун . Проверено 20 марта 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ebc344efec0b621583fec11052dcf61__1722450600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/61/2ebc344efec0b621583fec11052dcf61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vardo (Romani wagon) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)