Бига (колесница)

Бига bigae ( лат .; мн .: двумя лошадьми ) — колесница, запряженная , которая использовалась в Древнем Риме для спорта, транспорта и церемоний. Другие животные могут заменять лошадей в искусстве, а иногда и в реальных церемониях. Термин бига также используется современными учеными для обозначения подобных колесниц других индоевропейских культур, особенно колесницы с двумя лошадьми древних греков и кельтов . Водитель биги – бигарий . [1]
Другими латинскими словами, которые различают колесницы по количеству животных, запряженных в упряжку, являются квадрига , колесница с четырьмя лошадьми, используемая для скачек и связанная с римским триумфом ; трига , или колесница с тремя лошадьми, вероятно, используемая для церемоний чаще, чем для скачек (см. Тригариум ); и сейугис или сейуга , колесница с шестью лошадьми, реже участвовавшая в гонках и требующая от возницы высокой степени мастерства. Бига — и квадрига наиболее распространенные виды.
Колесницы с двумя лошадьми — обычное изображение на римских монетах ; см . бигатус , разновидность денария, названная так потому, что на ней изображалась бига . [2] В иконографии религии квадрига и космологии бига — представляет луну, а солнце . [3]
Греческое и индоевропейское происхождение
[ редактировать ]
Самое раннее упоминание о гонках на колесницах в западной литературе — это событие в погребальных играх Патрокла » в « Илиаде . [4] В гомеровской войне элитные воины доставлялись на поле боя на колесницах, запряженных двумя лошадьми, но сражались пешими; тогда колесницу использовали для преследования или бегства. [5] Большинство колесниц бронзового века , обнаруженных археологами в Пелопоннесской Греции, представляют собой биги . [6]
Дата, когда гонки на колесницах были представлены на Олимпийских играх, в более поздних источниках записана как 680 г. до н. э., когда квадриги соревновались . Скачки на лошадях были добавлены в 648 году. В Афинах гонки на колесницах с двумя лошадьми были частью спортивных соревнований с 560-х годов, но все еще не были частью Олимпийских игр. [7] Биги , запряженные мулами, участвовали в 70-й Олимпиаде (500 г. до н. э.), но после 84-й Олимпиады (444 г. до н. э.) они больше не участвовали в играх. [8] Лишь в 408 г. до н.э. на бигах . в Олимпии начали проводиться скачки [9]
В мифах бига часто действует структурно , создавая дополнительную пару или соединяя противоположности. Колесница Ахилла в «Илиаде» (16.152) была запряжена двумя бессмертными лошадьми и третьей, смертной; на 23.295 кобыла в упряжке с жеребцом. В команду Адрастоса входили бессмертный «суперконь» Арион и смертный Кайрос. [10] Упряжь двух лошадей связана с индоевропейским представлением о Небесных Близнецах, один из которых смертен, представлен у греков Кастором и Поллуксом , Диоскурами, известными искусством верховой езды. [11]
Биге на скачках
[ редактировать ]
Скачки на лошадях и колесницах были частью луди , священных игр, проводимых во время римских религиозных праздников , с архаических времен . Судья , представлявший игры, имел право кататься на биге . [13] Сакральное значение рас, хотя и уменьшилось с течением времени, [14] сохранилась иконография в Большом цирке , главном ипподроме Рима.
Надписи, относящиеся к бигарию молодому [15] предполагают, что автогонщик должен был набраться опыта работы с упряжкой из двух лошадей, прежде чем перейти в квадригу . [16]
Строительство
[ редактировать ]Основным источником для изготовления гоночных биг является ряд бронзовых статуэток, найденных по всей Римской империи, особенно подробный образец которых хранится в Британском музее . Другими источниками являются рельефы и мозаики . На них изображена легкая рама, к которой была прикреплена минимальная оболочка из ткани или кожи. Центр тяжести был низким, а колеса относительно небольшими, около 65 см в диаметре по сравнению с корпусом шириной 60 см и глубиной 55 см, с бруствером высотой около 70 см. Колеса могли быть ободами из железа, но в остальном количество металлических деталей сведено к минимуму. Конструкция обеспечивала скорость, маневренность и устойчивость. [17]

Масса машины оценивается в 25–30 кг, максимальная пилотируемая масса — 100 кг. [18] Бига обычно используются два шеста состоит из одного тягового шеста для двойного ярма, а для квадриги . [19] Считается, что колесница скаковой упряжки из двух лошадей ничем не отличается от колесницы, запряженной упряжкой из четырех лошадей, поэтому лошади биги тянули по 50 кг каждая, а лошади квадриги - по 25 кг каждая. [20]
Модели или статуэтки бига были предметами искусства , игрушками или предметами коллекционирования . Возможно, их можно сравнить с современным увлечением моделями поездов . [21]
Мифологическое и церемониальное использование
[ редактировать ]

В своей «Этимологии » Исидор Севильский объясняет космический символизм гонок на колесницах и отмечает, что в то время как квадрига , или колесница с четырьмя лошадьми, представляет солнце и его путь через четыре времени года, бига представляет луну, «потому что она путешествует по двойной курс с солнцем, или потому, что оно видно и днем, и ночью, ибо они впрягают одного вороного коня и одного белого». [22] Колесницы часто появляются в римском искусстве как аллегории Солнца и Луны, особенно в рельефах и мозаиках , в контекстах, которые легко отличить от изображений реальных возничих в цирке. [23]
Луна в своей биге, запряженной лошадьми или волами, была элементом митраистской иконографии, обычно в контексте тавроктонии . В Митреуме Санта-Мария-Капуа-Ветере на настенной росписи, которая уникально фокусируется только на Луне, изображена одна из лошадей упряжки светлого цвета, а другая - темно-коричневая. Было высказано предположение, что двойственность лошадей, тянущих бигу, может также представлять собой Платона разделенной метафору о возничем, который должен управлять душой, генезисом и апогенезом . [24]
Греческое и римское искусство изображает божеств, управляющих колесницами с двумя упряжками, запряженными множеством животных. Бига . быков управляла Гекатой , хтоническим аспектом Тройной Богини в сочетании с «рогатой» или увенчанной полумесяцем Дианой и Луной, для которых бига была священной [25] Триптолем изображается на римских монетах управляющим бигой, запряженной змеем, когда он сеет зерно в ответ на призыв Деметры к нему научить человечество навыкам земледелия, например, на александрийской драхме .
- , нарисованная леопардом, Бига в сцене из Мистерий (апулийский краснофигурный завиток-кратер, ок. 340 г. до н. э.)
- Пара тигров, тянущих колесницу Диониса (мозаика, Римская Испания )
- запряженная быком Бига Луны или Дианы, ( Parabiago patera , 4 век)
В своей главе о драгоценных камнях Плиний описывает ритуальное использование биги, говоря, что те, кто ищет draconitis или draconitias , «змеиный камень», ездят на биге. [26]
Бигатус
[ редактировать ]Бигатус изображалась — серебряная монета, названная так потому, что на ней бига . Луна в своей колеснице, запряженной двумя лошадьми, была изображена в первом выпуске « Бигатуса» . Позже была показана победа в ее биге . [27]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CIL 6.10078 и 6.37836. Общий термин для колесничного — аурига .
- ^ Это оспаривается.
- ^ Доро Леви , «Айон», Hesperia 13.4 (1944), с. 287.
- ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 5.
- ^ Дональд Г. Кайл, Спорт и зрелища в древнем мире (Блэквелл, 2007), стр. 161–162.
- ^ Мэри Эйкен Литтауэр, «Военное использование колесниц в Эгейском море в позднем бронзовом веке», в « Избранных сочинениях о колесницах, других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи» (Brill, 2002), стр. 90.
- ^ Кайл, Спорт и зрелища в древнем мире , с. 161.
- ^ Эдвард М. Пламмер, Легкая атлетика и игры древних греков (Кембридж, Массачусетс, 1898), стр. 38.
- ^ Хамфри, Римские цирки , стр. 6–7.
- ^ Антимах апуд Павсаний 8.25.9. Психоаналитическое обсуждение этого ига дано Джорджем Деверо , «Сны в греческой трагедии: этнопсихоаналитическое исследование» (University of California Press, 1976), с. 12 [1]
- ^ Роберт Дрюс , Пришествие греков: индоевропейские завоевания в Эгейском море и на Ближнем Востоке (Princeton University Press, 1988), стр. 152.
- ^ Как указано Кэтрин М.Д. Данбабин, «Победоносный возничий о мозаиках и связанных с ними памятниках», Американский журнал археологии 86.1 (1982), стр. 71.
- ^ Фрэнк Бернштейн, «Сложные ритуалы: игры и шествия в республиканском Риме», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 224. Пример, записанный в надписи, см. в CIL 10.7295 = ILS 5055.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), стр. 262. Отцы Церкви признавали религиозное значение луди , включая как спортивные мероприятия, так и театр, и поэтому предписывали христианам не участвовать; см., например, Тертуллиан , De spectaculis .
- ^ Puerilis в CIL 6.100078 = шекелей 9348 ; ребенок – 5300 шек .
- ^ Жан-Поль Тюилье, «Перистые волосы и борода. Вопросы римской спортивной иконографии», « Смеси французской римской школы» , Antiquity 110.1 (1998), стр. 377, отмечая, что «большие и второстепенные» гонки, проводимые для Робигалии, могут относиться к младшим и старшим дивизионам.
- ^ Маркус Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром: гонки на колесницах в Большом цирке», в «Гладиаторах и Цезарях » (University of California Press, 2000), стр. 91–92.
- ^ Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром», стр. 91–92.
- ^ Дж. Х. Кроуэлл, «Колесницы на Кипре железного века», в « Избранных сочинениях о колесницах, других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи» (Brill, 2002), стр. 153 и след.
- ^ Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром», стр. 91–92.
- ↑ Римский историк Светоний записывает, что «В начале своего правления [Нерон] каждый день играл на доске колесницами из слоновой кости» (Sed cum inter initia imperii eburneis Quadrigis cotidie in abaco luderet) . Игра в абако («на игровой доске») может подразумевать стратегическую игру с правилами; другие римские настольные игры см. в ludus duodecim scriptorum и ludus latrunculorum . из слоновой кости Квадриги могли быть настоящими миниатюрами или игровыми фигурками, изображавшими колесницы. См. Юнкельманн, «На стартовой линии», с. 89.
- ^ Исидор, Этимологии 18.26, в переводе Стивена А. Барни и др. , Этимология Исидора Севильского (Издательство Кембриджского университета, 2006), стр. 368 онлайн.
- ^ Данбабин, «Победоносный возничий о мозаиках и связанных с ними памятниках», стр. 85.
- ^ MJ Вермасерен, Митраика I: Митреум в Санта-Мария-Капуа-Ветере (Брилл, 1971), стр.–15. 14; Платон, Федр 246 .
- ^ Пруденций , Contra Symmachum 733 (Минь); Фридрих Зольмсен , «Силы тьмы в Contra Symmachum Пруденция : исследование его поэтического воображения», Vigiliae Christianae 19.4 (1965), с. 248. См. Сервий , примечание к Энеиде 6.118 об отождествлении Гекаты триморфной с Луной, Дианой и Прозерпиной . Согласно Гесиоду , Теогония 413 и далее, Геката изначально имела власть над небом, землей и морем, а не небом, землей и подземным миром.
- ^ Плиний Старший , Естественная история 37.158 ( Лёб номер 57).
- ^ Майкл Х. Кроуфорд , Римская республиканская чеканка (издательство Кембриджского университета, 1974), стр. 720–721.