Jump to content

Бига (колесница)

Бронзовая фигурка биги из Римской Галлии ; у самой колесницы отсутствует бруствер

Бига bigae ( лат .; мн .: двумя лошадьми ) — колесница, запряженная , которая использовалась в Древнем Риме для спорта, транспорта и церемоний. Другие животные могут заменять лошадей в искусстве, а иногда и в реальных церемониях. Термин бига также используется современными учеными для обозначения подобных колесниц других индоевропейских культур, особенно колесницы с двумя лошадьми древних греков и кельтов . Водитель биги бигарий . [1]

Другими латинскими словами, которые различают колесницы по количеству животных, запряженных в упряжку, являются квадрига , колесница с четырьмя лошадьми, используемая для скачек и связанная с римским триумфом ; трига , или колесница с тремя лошадьми, вероятно, используемая для церемоний чаще, чем для скачек (см. Тригариум ); и сейугис или сейуга , колесница с шестью лошадьми, реже участвовавшая в гонках и требующая от возницы высокой степени мастерства. Бига и квадрига наиболее распространенные виды.

Колесницы с двумя лошадьми — обычное изображение на римских монетах ; см . бигатус , разновидность денария, названная так потому, что на ней изображалась бига . [2] В иконографии религии квадрига и космологии бига представляет луну, а солнце . [3]

Греческое и индоевропейское происхождение

[ редактировать ]
Шествие колесниц, запряженных двумя лошадьми, на лутрофоросе , ок. 690 г. до н.э.

Самое раннее упоминание о гонках на колесницах в западной литературе — это событие в погребальных играх Патрокла » в « Илиаде . [4] В гомеровской войне элитные воины доставлялись на поле боя на колесницах, запряженных двумя лошадьми, но сражались пешими; тогда колесницу использовали для преследования или бегства. [5] Большинство колесниц бронзового века , обнаруженных археологами в Пелопоннесской Греции, представляют собой биги . [6]

Дата, когда гонки на колесницах были представлены на Олимпийских играх, в более поздних источниках записана как 680 г. до н. э., когда квадриги соревновались . Скачки на лошадях были добавлены в 648 году. В Афинах гонки на колесницах с двумя лошадьми были частью спортивных соревнований с 560-х годов, но все еще не были частью Олимпийских игр. [7] Биги , запряженные мулами, участвовали в 70-й Олимпиаде (500 г. до н. э.), но после 84-й Олимпиады (444 г. до н. э.) они больше не участвовали в играх. [8] Лишь в 408 г. до н.э. на бигах . в Олимпии начали проводиться скачки [9]

В мифах бига часто действует структурно , создавая дополнительную пару или соединяя противоположности. Колесница Ахилла в «Илиаде» (16.152) была запряжена двумя бессмертными лошадьми и третьей, смертной; на 23.295 кобыла в упряжке с жеребцом. В команду Адрастоса входили бессмертный «суперконь» Арион и смертный Кайрос. [10] Упряжь двух лошадей связана с индоевропейским представлением о Небесных Близнецах, один из которых смертен, представлен у греков Кастором и Поллуксом , Диоскурами, известными искусством верховой езды. [11]

Биге на скачках

[ редактировать ]
Консул . продвигается в своей биге к pompa circensis [12] (IV век, сектильный опус из базилики Юния Басса )

Скачки на лошадях и колесницах были частью луди , священных игр, проводимых во время римских религиозных праздников , с архаических времен . Судья , представлявший игры, имел право кататься на биге . [13] Сакральное значение рас, хотя и уменьшилось с течением времени, [14] сохранилась иконография в Большом цирке , главном ипподроме Рима.

Надписи, относящиеся к бигарию молодому [15] предполагают, что автогонщик должен был набраться опыта работы с упряжкой из двух лошадей, прежде чем перейти в квадригу . [16]

Строительство

[ редактировать ]

Основным источником для изготовления гоночных биг является ряд бронзовых статуэток, найденных по всей Римской империи, особенно подробный образец которых хранится в Британском музее . Другими источниками являются рельефы и мозаики . На них изображена легкая рама, к которой была прикреплена минимальная оболочка из ткани или кожи. Центр тяжести был низким, а колеса относительно небольшими, около 65 см в диаметре по сравнению с корпусом шириной 60 см и глубиной 55 см, с бруствером высотой около 70 см. Колеса могли быть ободами из железа, но в остальном количество металлических деталей сведено к минимуму. Конструкция обеспечивала скорость, маневренность и устойчивость. [17]

Современная реконструкция бига гонок

Масса машины оценивается в 25–30 кг, максимальная пилотируемая масса — 100 кг. [18] Бига обычно используются два шеста состоит из одного тягового шеста для двойного ярма, а для квадриги . [19] Считается, что колесница скаковой упряжки из двух лошадей ничем не отличается от колесницы, запряженной упряжкой из четырех лошадей, поэтому лошади биги тянули по 50 кг каждая, а лошади квадриги - по 25 кг каждая. [20]

Модели или статуэтки бига были предметами искусства , игрушками или предметами коллекционирования . Возможно, их можно сравнить с современным увлечением моделями поездов . [21]

Мифологическое и церемониальное использование

[ редактировать ]
Биги гидрия Ахилла Мемнона и ) , запряженные по одному белому коню и одному вороному коню ( , 575–550 до н. э.
Мозаика из виллы Романа дель Казале, изображающая мальчиков, мчащихся на бигах, нарисованных птицами, по цирковой трассе.

В своей «Этимологии » Исидор Севильский объясняет космический символизм гонок на колесницах и отмечает, что в то время как квадрига , или колесница с четырьмя лошадьми, представляет солнце и его путь через четыре времени года, бига представляет луну, «потому что она путешествует по двойной курс с солнцем, или потому, что оно видно и днем, и ночью, ибо они впрягают одного вороного коня и одного белого». [22] Колесницы часто появляются в римском искусстве как аллегории Солнца и Луны, особенно в рельефах и мозаиках , в контекстах, которые легко отличить от изображений реальных возничих в цирке. [23]

Луна в своей биге, запряженной лошадьми или волами, была элементом митраистской иконографии, обычно в контексте тавроктонии . В Митреуме Санта-Мария-Капуа-Ветере на настенной росписи, которая уникально фокусируется только на Луне, изображена одна из лошадей упряжки светлого цвета, а другая - темно-коричневая. Было высказано предположение, что двойственность лошадей, тянущих бигу, может также представлять собой Платона разделенной метафору о возничем, который должен управлять душой, генезисом и апогенезом . [24]

Греческое и римское искусство изображает божеств, управляющих колесницами с двумя упряжками, запряженными множеством животных. Бига . быков управляла Гекатой , хтоническим аспектом Тройной Богини в сочетании с «рогатой» или увенчанной полумесяцем Дианой и Луной, для которых бига была священной [25] Триптолем изображается на римских монетах управляющим бигой, запряженной змеем, когда он сеет зерно в ответ на призыв Деметры к нему научить человечество навыкам земледелия, например, на александрийской драхме .

В своей главе о драгоценных камнях Плиний описывает ритуальное использование биги, говоря, что те, кто ищет draconitis или draconitias , «змеиный камень», ездят на биге. [26]

Бигатус изображалась — серебряная монета, названная так потому, что на ней бига . Луна в своей колеснице, запряженной двумя лошадьми, была изображена в первом выпуске « Бигатуса» . Позже была показана победа в ее биге . [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ CIL 6.10078 и 6.37836. Общий термин для колесничного — аурига .
  2. ^ Это оспаривается.
  3. ^ Доро Леви , «Айон», Hesperia 13.4 (1944), с. 287.
  4. ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 5.
  5. ^ Дональд Г. Кайл, Спорт и зрелища в древнем мире (Блэквелл, 2007), стр. 161–162.
  6. ^ Мэри Эйкен Литтауэр, «Военное использование колесниц в Эгейском море в позднем бронзовом веке», в « Избранных сочинениях о колесницах, других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи» (Brill, 2002), стр. 90.
  7. ^ Кайл, Спорт и зрелища в древнем мире , с. 161.
  8. ^ Эдвард М. Пламмер, Легкая атлетика и игры древних греков (Кембридж, Массачусетс, 1898), стр. 38.
  9. ^ Хамфри, Римские цирки , стр. 6–7.
  10. ^ Антимах апуд Павсаний 8.25.9. Психоаналитическое обсуждение этого ига дано Джорджем Деверо , «Сны в греческой трагедии: этнопсихоаналитическое исследование» (University of California Press, 1976), с. 12 [1]
  11. ^ Роберт Дрюс , Пришествие греков: индоевропейские завоевания в Эгейском море и на Ближнем Востоке (Princeton University Press, 1988), стр. 152.
  12. ^ Как указано Кэтрин М.Д. Данбабин, «Победоносный возничий о мозаиках и связанных с ними памятниках», Американский журнал археологии 86.1 (1982), стр. 71.
  13. ^ Фрэнк Бернштейн, «Сложные ритуалы: игры и шествия в республиканском Риме», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 224. Пример, записанный в надписи, см. в CIL 10.7295 = ILS 5055.
  14. ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), стр. 262. Отцы Церкви признавали религиозное значение луди , включая как спортивные мероприятия, так и театр, и поэтому предписывали христианам не участвовать; см., например, Тертуллиан , De spectaculis .
  15. ^ Puerilis в CIL 6.100078 = шекелей 9348 ; ребенок 5300 шек .
  16. ^ Жан-Поль Тюилье, «Перистые волосы и борода. Вопросы римской спортивной иконографии», « Смеси французской римской школы» , Antiquity 110.1 (1998), стр. 377, отмечая, что «большие и второстепенные» гонки, проводимые для Робигалии, могут относиться к младшим и старшим дивизионам.
  17. ^ Маркус Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром: гонки на колесницах в Большом цирке», в «Гладиаторах и Цезарях » (University of California Press, 2000), стр. 91–92.
  18. ^ Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром», стр. 91–92.
  19. ^ Дж. Х. Кроуэлл, «Колесницы на Кипре железного века», в « Избранных сочинениях о колесницах, других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи» (Brill, 2002), стр. 153 и след.
  20. ^ Юнкельманн, «На старте с Беном Гуром», стр. 91–92.
  21. Римский историк Светоний записывает, что «В начале своего правления [Нерон] каждый день играл на доске колесницами из слоновой кости» (Sed cum inter initia imperii eburneis Quadrigis cotidie in abaco luderet) . Игра в абако («на игровой доске») может подразумевать стратегическую игру с правилами; другие римские настольные игры см. в ludus duodecim scriptorum и ludus latrunculorum . из слоновой кости Квадриги могли быть настоящими миниатюрами или игровыми фигурками, изображавшими колесницы. См. Юнкельманн, «На стартовой линии», с. 89.
  22. ^ Исидор, Этимологии 18.26, в переводе Стивена А. Барни и др. , Этимология Исидора Севильского (Издательство Кембриджского университета, 2006), стр. 368 онлайн.
  23. ^ Данбабин, «Победоносный возничий о мозаиках и связанных с ними памятниках», стр. 85.
  24. ^ MJ Вермасерен, Митраика I: Митреум в Санта-Мария-Капуа-Ветере (Брилл, 1971), стр.–15. 14; Платон, Федр 246 .
  25. ^ Пруденций , Contra Symmachum 733 (Минь); Фридрих Зольмсен , «Силы тьмы в Contra Symmachum Пруденция : исследование его поэтического воображения», Vigiliae Christianae 19.4 (1965), с. 248. См. Сервий , примечание к Энеиде 6.118 об отождествлении Гекаты триморфной с Луной, Дианой и Прозерпиной . Согласно Гесиоду , Теогония 413 и далее, Геката изначально имела власть над небом, землей и морем, а не небом, землей и подземным миром.
  26. ^ Плиний Старший , Естественная история 37.158 ( Лёб номер 57).
  27. ^ Майкл Х. Кроуфорд , Римская республиканская чеканка (издательство Кембриджского университета, 1974), стр. 720–721.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 341aac44630b908c5902f42d155fb31a__1716843060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/1a/341aac44630b908c5902f42d155fb31a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biga (chariot) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)