Jump to content

Римское искусство

Римское искусство
Фреска с изображением свадьбы. В центре юную невесту утешает и поддерживает Венера . I век до нашей эры, Рим.

Искусство Древнего Рима и территорий его Республики , а затем и Империи , включает в себя архитектуру , живопись , скульптуру и мозаику . Роскошные предметы из металла , гравюры на драгоценных камнях , резьбы по слоновой кости и стекла иногда считаются второстепенными формами римского искусства . [1] хотя в то время они таковыми не считались. Скульптура, пожалуй, считалась римлянами высшей формой искусства, но фигурная живопись также высоко ценилась. Примерно с I века до нашей эры сохранилось очень большое количество скульптур, хотя от прежних времен осталось очень мало, но сохранилось очень мало живописи и, вероятно, ничего, что современник мог бы посчитать высочайшим качеством. [ нужна ссылка ]

Древнеримская керамика не была предметом роскоши, но обширное производство «прекрасных изделий» на terra sigillata было украшено рельефами, отражавшими новейший вкус, и обеспечивало большую группу общества стильными предметами по, очевидно, доступной цене. Римские монеты были важным средством пропаганды. [ нужна ссылка ] и сохранились в огромном количестве.

Введение [ править ]

Изображение слева: римская фреска из Помпеи , изображающая Менаду в шелковом платье , I век нашей эры.
Изображение справа: фреска юноши с виллы ди Арианна, Стабии , I век нашей эры.

Хотя традиционное мнение о древнеримских художниках состоит в том, что они часто заимствовали и копировали греческие прецеденты (большая часть известных сегодня греческих скульптур выполнена в форме римских мраморных копий), более поздние исследования показали, что римское искусство представляет собой в высшей степени творческая стилизация, в значительной степени основанная на греческих моделях, но также охватывающая этрусскую , родную италийскую и даже египетскую визуальную культуру. Стилистический эклектизм и практическое применение являются отличительными чертами большей части римского искусства.

Плиний , самый важный историк искусств Древнего Рима, записал, что почти все формы искусства – скульптура, пейзаж, портретная живопись и даже жанровая живопись – были развиты в греческие времена, а в некоторых случаях даже более развиты, чем в Риме. Хотя от греческой настенной живописи и портретной живописи осталось очень мало, греческая скульптура и вазопись, безусловно, подтверждают это. Римские художники вряд ли превзошли эти формы по совершенству замысла и исполнения. В качестве еще одного примера утраченного « Золотого века » он выделил Пейрайкоса , «чье мастерство превосходят лишь очень немногие... Он рисовал парикмахерские и сапожные ларьки, ослов, овощи и тому подобное, и по этой причине пришел к его можно назвать «художником вульгарных сюжетов», однако эти работы в целом восхитительны и продавались по более высоким ценам, чем величайшие картины многих других художников». [2] Прилагательное «вульгарный» использовано здесь в своем первоначальном определении, означающем «обычный».

О греческих предшественниках римского искусства ходили легенды. В середине V века до нашей эры самыми известными греческими художниками были Полигнотос , известный своими настенными фресками, и Аполлодор , создатель светотени . Развитие реалистической техники приписывают Зевксису и Паррасию , которые, согласно древнегреческой легенде, как говорят, когда-то соревновались в бравурной демонстрации своих талантов, что является самым ранним в истории описанием живописи -тромплей . [3] В скульптуре Скопас , Пракситель , Фидий и Лисипп выдающимися скульпторами были . Похоже, что римским художникам было что копировать из древнегреческого искусства, поскольку торговля произведениями искусства была оживленной по всей империи, и большая часть греческого художественного наследия проникла в римское искусство через книги и преподавание. Известно, что древнегреческие трактаты об искусстве существовали во времена Римской империи, но сейчас они утеряны. [4] Многие римские художники были выходцами из греческих колоний и провинций. [5]

Приготовление жертвоприношения животного ; мрамор, фрагмент архитектурного рельефа , первая четверть II в. н. э.; из Рима, Италия

Большое количество римских копий греческого искусства также говорит об уважении, которое римские художники испытывали к греческому искусству, и, возможно, о его более редком и высоком качестве. [5] Многие формы и методы искусства, используемые римлянами, такие как высокий и низкий рельеф, отдельно стоящая скульптура, бронзовое литье, вазоискусство, мозаика , камея , монетное искусство, ювелирные изделия и изделия из металла, погребальная скульптура, перспективный рисунок, карикатура , жанровая и портретная живопись , пейзажная живопись , архитектурная скульптура и живопись -тромплей – все они были разработаны или усовершенствованы древнегреческими художниками. [6] Единственным исключением является римский бюст, в котором не было плеч. Традиционный бюст с головой и плечами мог иметь этрусскую или раннеримскую форму. [7] Практически все художественные техники и методы, использованные художниками эпохи Возрождения 1900 лет спустя, были продемонстрированы древнегреческими художниками, за заметными исключениями масляных красок и математически точной перспективы. [8] Если греческие художники пользовались большим уважением в обществе, то большинство римских художников были анонимными и считались торговцами. Здесь нет записей о великих мастерах римского искусства, как в Древней Греции, и практически нет подписанных произведений. В то время как греки поклонялись эстетическим качествам великого искусства и много писали по теории искусства, римское искусство было более декоративным и свидетельствовало о статусе и богатстве и, по-видимому, не было предметом изучения ученых или философов. [9]

Римская фреска, изображающая Амфиона и Зета, подчиняющих Дирце быку (из Дома Веттиев , Помпеи )

Отчасти потому, что римские города были намного больше по численности населения, чем греческие города-государства, и, как правило, менее провинциальны, искусство в Древнем Риме имело более широкую, а иногда и более утилитарную цель. Римская культура ассимилировала многие культуры и по большей части была терпима к образу жизни завоеванных народов. [5] Римское искусство заказывали, выставляли и владели в гораздо больших количествах и адаптировали для большего числа применений, чем в греческие времена. Богатые римляне были более материалистичными; они украшали свои стены произведениями искусства, свой дом декоративными предметами, а себя прекрасными украшениями.

В христианскую эпоху поздней Империи, с 350 по 500 гг. н. э., процветали настенная живопись, мозаичные потолочные и напольные работы , а также погребальная скульптура, в то время как полноразмерная круглая и панельная скульптура вымерла, скорее всего, по религиозным причинам. [10] Когда Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), римское искусство включило в себя восточные влияния, чтобы создать византийский стиль поздней империи. Когда Рим был разграблен в V веке, ремесленники переехали в восточную столицу и нашли там работу. В церкви Святой Софии в Константинополе работало около 10 000 рабочих и ремесленников, что стало последним всплеском римского искусства при императоре Юстиниане (527–565 гг. Н.э.), который также приказал создать знаменитые мозаики базилики Сан-Витале в городе Равенна. . [11]

Живопись [ править ]

Женщина-художница сидит на походном табурете и рисует статую Диониса или Приапа на панели, которую держит мальчик. Фреска из Помпеи , I век.

Из обширного массива римской живописи сейчас у нас осталось лишь очень мало сохранившихся экземпляров, причем многие документированные типы вообще не сохранились или сохранились только с самого конца периода.

Самый известный и самый важный карман — это настенные росписи из Помпеи , Геркуланума и других близлежащих мест, которые показывают, как жители богатого морского курорта украшали свои стены примерно за столетие до фатального извержения Везувия в 79 году нашей эры . датированных стилей были определены и проанализированы историками современного искусства, начиная с Августа Мау , демонстрируя возрастающую проработку.

Настенные росписи того же периода были также найдены в руинах известных аристократических домов в самом Риме. Большая часть дворца Нерона в Риме, Domus Aurea , построенного в 60-х годах нашей эры, сохранилась в виде гротов; их картины вдохновили гротескный стиль живописи, популярный в эпоху Возрождения. У нас также есть фрески из домов, отождествляемых с императором Августом и его женой Ливией , датируемые началом первого века нашей эры . Casa della Farnesina — еще одно выдающееся пережиток ранней Империи, отказавшейся от многих картин.

За пределами Италии по всей Империи было найдено множество фрагментов расписных стен, но целых лишь несколько. В западных провинциях Империи большинство фрагментов датируется после 200 года нашей эры.

Из римского Египта сохранилось большое количество так называемых портретов мумий Фаюма — бюстных портретов на дереве, добавленных к внешней стороне мумий романизированным средним классом; несмотря на свой ярко выраженный местный характер, они, вероятно, широко представляют римский стиль в нарисованных портретах, которые в остальном полностью утрачены.

Геракл и Омфала , римская фреска Помпейского четвертого стиля (45-79 гг. н.э.), Национальный археологический музей Неаполя , Италия

Начиная с 3-го века нашей эры и заканчивая примерно 400 г., мы имеем большое количество картин из катакомб Рима , ни в коем случае не полностью христианских, показывающих более позднее продолжение отечественной декоративной традиции в версии, адаптированной - вероятно, не очень адаптированной - для использование в погребальных камерах, вероятно, в более скромной социальной среде, чем самые большие дома в Помпеях.

Портрет IV века, найденный в Трире , Германия , на котором может быть изображена Констанция , сводная сестра императора Константина .

Ничего не осталось от греческих картин, импортированных в Рим в IV и V веках, или от росписи по дереву, выполненной в Италии в тот период. [4] В целом диапазон образцов ограничивается лишь примерно 200 годами из примерно 900 лет римской истории. [12] провинциальные и декоративные картины.

Большая часть этой настенной росписи была выполнена методом секко (сухим), но некоторые фрески существовали и во времена Римской империи. . Мозаики и несколько надписей свидетельствуют о том, что некоторые римские картины были адаптацией или копиями более ранних греческих произведений [12] Однако путаницу усугубляет тот факт, что в надписях могут быть записаны имена греческих художников-иммигрантов римских времен, а не скопированные с древнегреческих оригиналов. [8] У римлян полностью отсутствовала традиция фигуративной росписи ваз, сравнимая с традицией древних греков, которой подражали этруски.

Разнообразие тем [ править ]

Свадьба Зефира и Хлорисы (54–68 гг. Н.э., Четвертый помпейский стиль ) на расписных архитектурных панно из Каса-дель-Навильо.

Римская живопись представлена ​​самыми разнообразными темами: животные, натюрморты, сцены из повседневной жизни, портреты и некоторые мифологические сюжеты. В эллинистический период он напоминал деревенские радости и представлял сцены пастухов, стад, деревенских храмов, сельских горных пейзажей и загородных домов. [8] Эротические сцены также относительно распространены. В поздней империи, после 200 года нашей эры, на стенах катакомб сохранились раннехристианские темы, смешанные с языческими образами. [13]

Пейзаж и виды [ править ]

Вилла Агриппы Постума , Боскотреказе , Третий стиль.

Главным нововведением римской живописи по сравнению с греческим искусством было развитие пейзажей, в частности использование техники перспективы, хотя истинная математическая перспектива возникла 1500 лет спустя. Текстуры поверхности, тени и цвета применены хорошо, но масштаб и пространственная глубина по-прежнему не воспроизводятся точно. Некоторые пейзажи представляли собой чистые сцены природы, особенно сады с цветами и деревьями, тогда как другие представляли собой архитектурные виды, изображающие городские здания. Другие пейзажи показывают эпизоды из мифологии, наиболее известные демонстрирующие сцены из « Одиссеи» . [14]

С культурной точки зрения искусство Древнего Востока знало пейзажную живопись лишь как фон для гражданских или военных повествовательных сцен. [15] Эта теория, защищаемая Францем Викхоффом , является дискуссионной. Свидетельства греческих знаний об изображении пейзажей можно увидеть в «Критии» Платона (107b–108b):

... и если мы посмотрим на портреты божественных и человеческих тел, выполненные художниками, с учетом легкости или трудности, с которой им удается имитировать свои сюжеты в глазах зрителей, мы прежде всего заметим, что что же касается земли, гор, рек, лесов и всего неба и всего, что существует и движется на нем, то мы довольны, если человек способен представить их хотя бы с малой степенью сходства... [16]

Натюрморт [ править ]

Предметы римских натюрмортов часто размещаются в нишах или полках иллюзионистов и изображают различные предметы повседневного обихода, включая фрукты, живых и мертвых животных, морепродукты и ракушки. Примеры темы стеклянной банки, наполненной водой, были искусно нарисованы и позже служили моделями для того же сюжета, который часто рисовали в периоды Возрождения и Барокко . [17]

Портреты [ править ]

Северан Тондо , панно императорской семьи, ок. 200 г. н.э.; Антикенсаммлунг, Берлин
Фаюмский мумический портрет женщины из римского Египта с прической в ​​виде локонов. Королевский музей Шотландии .

Плиний жаловался на упадок римского портретного искусства: «Портретная живопись, которая на протяжении веков передавала точные изображения людей, полностью угасла… Праздность разрушила искусство». [18] [19]

В Греции и Риме настенная живопись не считалась высоким искусством. Самым престижным видом искусства, помимо скульптуры, была панно , то есть темперная или энкаустическая роспись по деревянным панелям. К сожалению, поскольку дерево является скоропортящимся материалом, сохранилось лишь несколько примеров таких картин, а именно Северан Тондо ок . 200 г. н. э. , очень обычный официальный портрет из какого-то провинциального правительственного учреждения, а также известные портреты мумий Фаюма , все из римского Египта и почти наверняка не самого высокого современного качества. Портреты были прикреплены к погребальным мумиям у лица, от которых сейчас почти все отделены. Обычно они изображают одного человека, показывая голову или голову и верхнюю часть груди, если смотреть фронтально. Фон всегда однотонный, иногда с декоративными элементами. [20] С точки зрения художественной традиции изображения явно больше восходят к греко-римским традициям, чем к египетским. Они удивительно реалистичны, хотя и различаются по художественному качеству, и могут указывать на то, что подобное искусство было широко распространено в других местах, но не сохранилось. Сохранилось несколько портретов, написанных на стекле и медалях более поздней империи, а также портреты на монетах, некоторые из которых также считаются очень реалистичными. [21]

Золотое стекло [ править ]

Деталь золотого стеклянного медальона в Брешии ( Museo di Santa Giulia ), скорее всего, Александрийский , III век нашей эры. [22]

Золотое стекло , или золотое сэндвич-стекло, представляло собой технику крепления слоя сусального золота с рисунком между двумя сплавленными слоями стекла, разработанную в эллинистическом стекле и возрожденную в III веке нашей эры. Существует очень мало крупных рисунков, в том числе прекрасная группа портретов III века с добавлением краски, но подавляющее большинство из примерно 500 сохранившихся образцов представляют собой круглые детали, представляющие собой обрезанные донышки винных чашек или стаканов, используемые для маркировки и маркировки. украшать могилы в катакомбах Рима , вдавливая их в раствор. Преимущественно они датируются IV и V веками. Большинство из них христиане, хотя есть много языческих и несколько еврейских представителей. Вероятно, изначально их дарили на свадьбу или по праздникам, например, на Новый год. Их иконография хорошо изучена, хотя художественно они относительно просты. [23] Их сюжеты похожи на катакомбные картины, но с разным балансом, включая больше портретной живописи. Со временем количество изображений святых росло. [24] Та же техника начала использоваться для золотых мозаик в середине I века в Риме, а к V веку они стали стандартным фоном для религиозных мозаик.

Более ранняя группа является «одними из самых ярких портретов, сохранившихся с раннехристианских времен. Они смотрят на нас с необычайной суровостью и меланхолией». [25] и представляют собой лучшее из сохранившихся свидетельств того, чего могла достичь высококачественная римская портретная живопись в красках. Медальон Геннадия в Метрополитен-музее в Нью-Йорке представляет собой прекрасный образец александрийского портрета на синем стекле, в котором использована гораздо более сложная техника и натуралистический стиль, чем в большинстве позднеримских образцов, включая рисование по золоту для создания теней и с греческой надписью, показывающей особенности местного диалекта . Возможно, ему подарили или заказали это произведение в честь победы на музыкальном конкурсе. [26] Один из самых известных портретных медальонов в александрийском стиле с надписью на египетском греческом языке позже был установлен в раннесредневековой crux gemmata в Брешии , поскольку ошибочно полагали, что на нем изображены благочестивая императрица и готская королева Галла Плацида и ее дети; [27] на самом деле узел на платье центральной фигуры может указывать на приверженца Исиды . [28] Это одно из 14 произведений, датируемых III веком нашей эры, и все они представляют собой индивидуальные светские портреты высокого качества. [29] Надпись на медальоне написана на александрийском диалекте греческого языка и, следовательно, скорее всего, изображает семью из римского Египта . [30] Медальон также сравнивают с другими произведениями современного римско-египетского искусства, такими как портреты мумии Фаюма . [22] Считается, что мельчайшие детали подобных произведений можно было достичь только с помощью линз . [31] Более поздние очки из катакомб имеют рудиментарный уровень портретной живописи: черты лица, прически и одежда соответствуют стереотипным стилям. [32]

Жанровые сцены [ править ]

Римские жанровые сцены обычно изображают римлян на досуге и включают азартные игры, музыку и сексуальные контакты. [ нужна ссылка ] Некоторые сцены изображают богов и богинь на досуге. [8] [12]

Триумфальные картины [ править ]

Римская фреска с виллы Боскореале , 43–30 до н.э., Метрополитен-музей .
Римская фреска со сценой банкета из Каса деи Касти Аманти, Помпеи.

С III века до нашей эры появляется особый жанр, известный как «Триумфальные картины» , на что указывает Плиний (XXXV, 22). [33] Это были картины, на которых были изображены триумфальные выходы после военных побед, эпизоды войны, завоевания регионов и городов. Были составлены сводные карты, чтобы выделить ключевые моменты кампании. Иосиф Флавий описывает картину, написанную по случаю Веспасианом и Титом разграбления Иерусалима :

Все они были также украшены кованым золотом и слоновой костью; и множество сходств с войной, причем разными способами и множеством приспособлений, дающих самое живое ее изображение. Ибо можно было увидеть опустошенную счастливую страну и убитые целые эскадроны врагов; при этом некоторые из них убежали, а некоторые были уведены в плен; со стенами огромной высоты и величины, свергнутыми и разрушенными машинами; были взяты самые сильные укрепления, захвачены стены самых густонаселенных городов на вершинах холмов, и армия влилась в стены; а также всякое место, полное кровопролития и мольбы врагов, когда они уже не могли поднять руки свои для сопротивления. Здесь также был представлен огонь, посланный на храмы, разрушенные дома и обрушившиеся на своих владельцев; скот, но через землю, все еще горящую со всех сторон; ибо евреи рассказывали, что подобное они пережили во время этой войны. Качество изготовления этих изображений было столь великолепно и живо в построении вещей, что они показывали то, что было сделано, для тех, кто этого не видел, как если бы они действительно присутствовали там. На вершине каждого из этих зрелищ был изображен командующий взятым городом и способ его взятия. [34]

Эти картины исчезли, но они, вероятно, повлияли на композицию исторических рельефов, высеченных на военных саркофагах , Арке Тита и Колонне Траяна . Это свидетельство подчеркивает значение пейзажной живописи, которая иногда тяготела к перспективным планам.

Рануччо также описывает самую старую картину, найденную в Риме, в гробнице на Эсквилинском холме :

Он описывает историческую сцену на чистом фоне, нарисованную в четырех наложенных друг на друга частях. Идентифицированы несколько человек, в том числе Марк Фанний и Марк Фабиус. Они крупнее остальных фигур... Во второй зоне слева расположен город, окруженный зубчатыми стенами, перед которым стоит крупный воин, вооруженный овальным баклером и пернатым шлемом; возле него человек в короткой тунике, вооруженный копьем... Вокруг этих двоих солдаты поменьше в коротких туниках, вооруженные копьями... В нижней зоне происходит бой, где воин с овальным баклером и шлем с перьями показан крупнее остальных, вооружение которых позволяет предположить, что это, вероятно, самниты.

Этот эпизод сложно определить. Одна из гипотез Рануччо состоит в том, что речь идет о победе консула Фабия Максима Руллиана во время второй войны против самнитов в 326 г. до н.э. Изображение фигур с размерами, пропорциональными их важности, типично римское и встречается в плебейских рельефах. Эта картина находится в зачаточном состоянии триумфальной живописи и должна была быть создана к началу III века до нашей эры для украшения гробницы.

Скульптура [ править ]

Фрагмент рельефа Агенобарба с изображением двух римских солдат , ок. 122 г. до н.э.
Часть колонны Траяна , 113 год нашей эры, со сценами Дакийских войн.

Раннеримское искусство находилось под влиянием искусства Греции и соседних этрусков , которые сами находились под сильным влиянием своих греческих торговых партнеров. Особенностью этрусков были терракотовые изображения гробниц в натуральную величину , обычно лежащие на крышке саркофага, подпертые на один локоть, в позе обедающего в тот период. Когда расширяющаяся Римская республика начала завоевывать территорию Греции, сначала в Южной Италии, а затем во всем эллинистическом мире, за исключением парфянского Дальнего Востока, официальная и патрицианская скульптура стала в значительной степени продолжением эллинистического стиля, из которого трудно выделить конкретно римские элементы. распутать, тем более, что большая часть греческой скульптуры сохранилась только в копиях римского периода. [35] Ко II веку до нашей эры «большинство скульпторов, работавших в Риме», были греками. [36] часто порабощались во время завоеваний, таких как завоевание Коринфа (146 г. до н.э.), а скульпторы по-прежнему оставались в основном греками, часто рабами, имена которых очень редко записываются. Огромное количество греческих статуй было импортировано в Рим либо в качестве добычи, либо в результате вымогательства или торговли, а храмы часто украшались повторно использованными греческими произведениями искусства. [37]

Родной итальянский стиль можно увидеть в надгробных памятниках зажиточных римлян среднего класса, на которых очень часто присутствовали портретные бюсты, а портретная живопись, возможно, является основной силой римской скульптуры. Не сохранилось традиций масок предков, которые носили в процессиях на похоронах великих семей и иным образом выставляли дома, но многие из сохранившихся бюстов, должно быть, изображают фигуры предков, возможно, из больших семейных гробниц, таких как Гробница Сципионов или более поздняя мавзолея за пределами города. Знаменитая бронзовая голова, предположительно Луция Юния Брута, датирована очень по-разному, но считается очень редким пережитком италийского стиля времен Республики, выполненным из предпочтительной бронзы. [38] Столь же суровые и сильные головы можно увидеть на монетах консулов, а в имперский период монеты и бюсты, разосланные по Империи для размещения в базиликах провинциальных городов, были основной визуальной формой имперской пропаганды; даже в Лондиниуме была почти колоссальная статуя Нерона , хотя и намного меньшая, чем 30-метровый Колосс Нерона в Риме, ныне утерянный. [39] Могила Эврисака Пекаря , успешного вольноотпущенника (ок. 50-20 гг. до н.э.), имеет фриз , который представляет собой необычайно крупный образец «плебейского» стиля. [40] Императорская портретная живопись изначально была эллинизированной и сильно идеализированной, как в « Камее Блакаса» и других портретах Августа .

Арка Константина , 315 год: Адриан охотится на львов (слева) и приносит жертвоприношения (справа), над частью Константиновского фриза, демонстрируя контраст стилей.

Римляне, как правило, не пытались конкурировать с отдельно стоящими греческими произведениями о героических подвигах из истории или мифологии, но с самого начала создавали рельефные исторические произведения , кульминацией которых стали великие римские триумфальные колонны с непрерывными повествовательными рельефами, вьющимися вокруг них, из которых те в честь Траяна (113 г. н. э.) и Марка Аврелия (к 193 г.) сохранились в Риме, где Ara Pacis («Алтарь мира», 13 г. до н. э.) представляет официальный греко-римский стиль в его самом классическом и изысканном виде, а скульптуры Сперлонги - это в его самом барочном исполнении. Некоторые позднеримские общественные скульптуры разработали массивный, упрощенный стиль, который иногда предвосхищает советский социалистический реализм . Среди других важных примеров - ранее повторно использованные рельефы на Арке Константина и основании Колонны Антонина Пия (161 г.), [41] Рельефы Кампаны были более дешевыми керамическими версиями мраморных рельефов, и вкус к рельефам с имперского периода распространился на саркофаги.

Все формы роскошной небольшой скульптуры продолжали пользоваться покровительством, а качество могло быть чрезвычайно высоким, как в серебряной чашке Уоррена , стеклянной чаше Ликурга и больших камеях, таких как Джемма Августа , Камея Гонзаги и « Великая камея Франции ». [42] Для гораздо более широкой части населения лепные рельефные украшения керамических сосудов и небольшие статуэтки. в большом количестве и зачастую значительного качества производились [43]

Пройдя через фазу «барокко» конца II века, [44] в III веке римское искусство в значительной степени отказалось или просто стало неспособным создавать скульптуру в классической традиции, и причины этого изменения до сих пор широко обсуждаются. Даже самые важные императорские памятники теперь изображали приземистые, большеглазые фигуры в суровом фронтальном стиле, в простых композициях, подчеркивающих мощь в ущерб изяществу. Контраст хорошо иллюстрируется Аркой Константина 315 года в Риме, которая сочетает в себе секции в новом стиле с медальонами в более раннем греко-римском стиле, взятыми из других мест, и четырьмя тетрархами (около 305 года) из новой столицы Рима. Константинополь , ныне Венеция . Эрнст Китцингер обнаружил в обоих памятниках одни и те же «короткие пропорции, угловатые движения, расположение частей посредством симметрии и повторения, а также передачу черт и складок драпировки посредством разрезов, а не моделирования... Отличительной чертой стиля, где бы он ни появлялся, является подчеркнутая жесткость, тяжесть и угловатость – словом, почти полный отказ от классической традиции». [45]

Эта революция стиля незадолго до того предшествовала периоду, когда христианство было принято римским государством и подавляющим большинством народа, что привело к концу большой религиозной скульптуры, когда большие статуи теперь использовались только для императоров, как в знаменитых фрагментах колоссальная акролитическая статуя Константина и Колосс Барлетты IV или V веков . Однако богатые христиане продолжали заказывать рельефы для саркофагов, как в саркофаге Юния Басса , а очень маленькие скульптуры, особенно из слоновой кости, были продолжены христианами, основываясь на стиле консульского диптиха . [46]

Бюст Антиноя , ок. 130 г. н.э.

Традиционная римская скульптура разделена на пять категорий: портретная живопись, исторический рельеф, погребальные рельефы, саркофаги и копии древнегреческих произведений. [49] Вопреки мнению ранних археологов, многие из этих скульптур представляли собой большие полихромные терракотовые изображения, такие как Аполлон Вейский (Вилла Гивлия, Рим), но окрашенная поверхность многих из них со временем стерлась.

Сюжетные рельефы [ править ]

В то время как греческие скульпторы традиционно иллюстрировали военные подвиги с помощью мифологических аллегорий, римляне использовали более документальный стиль. Римские рельефы батальных сцен, такие как те, что на Колонне Траяна , были созданы для прославления римской мощи, но также обеспечивают непосредственное представление военных костюмов и военной техники. Колонка Траяна описывает различные дакийские войны, вел которые Траян на территории современной Румынии . Это выдающийся образец римского исторического рельефа и одно из величайших художественных сокровищ древнего мира. Это беспрецедентное достижение, длиной более 650 футов по спирали, представляет не только реалистично изображенных людей (их более 2500), но и пейзажи, животных, корабли и другие элементы в непрерывной визуальной истории – по сути, древний предшественник документального фильма. Он пережил разрушение, когда его использовали в качестве основы для христианской скульптуры. [50] В христианскую эпоху после 300 г. н. э. украшение дверных панелей и саркофагов продолжалось, но полноразмерные скульптуры вымерли и, по-видимому, не были важным элементом в ранних церквях. [10]

Декоративное искусство [ править ]

Блакасская камея Августа . , сделанная в последние годы его жизни или вскоре после этого

Керамика и терракоты [ править ]

Римляне унаследовали традиции искусства в широком диапазоне так называемых «малых искусств» или декоративного искусства . Большинство из них наиболее впечатляюще процветали на уровне роскоши, но большое количество терракотовых статуэток, как религиозных, так и светских, продолжало производиться дешево, а также некоторые более крупные рельефы Кампаны из терракоты. [51] Римское искусство не использовало роспись ваз, как древние греки, но сосуды древнеримской керамики часто стильно украшались лепным рельефом. [52] Производители миллионов проданных небольших масляных ламп , похоже, полагались на привлекательный декор, чтобы победить конкурентов, и каждый предмет римского искусства, кроме пейзажа и портретной живописи, представлен на них в миниатюре. [53]

Стекло [ править ]

Различные римские стеклянные изделия на выставке в Метрополитен-музее.

Роскошное искусство включало в себя причудливое римское стекло в самых разных техниках, многие более мелкие виды которого, вероятно, были доступны значительной части римской публики. Это определенно не относится к самым экстравагантным типам стекла, таким как чашки-клетки или диатрета , из которых Чаша Ликурга в Британском музее представляет собой почти уникальный образный образец стекла, которое меняет цвет, если смотреть на проходящий через него свет. . Августа Портлендская ваза — шедевр римского камео-стекла . [54] и имитировал стиль больших гравированных драгоценных камней ( Камея Блакас , Джемма Августа , Великая камея Франции ) и других резных изделий из твердого камня , которые также были наиболее популярны в это время. [55]

Мозаика [ править ]

Римская мозаика с изображением спортсменок, играющих в мяч на вилле Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина , римская Сицилия , IV век нашей эры.

Римская мозаика была второстепенным искусством, хотя часто и в очень больших масштабах, до самого конца периода, когда христиане конца IV века начали использовать ее для создания больших религиозных изображений на стенах в своих новых больших церквях; В более раннем римском искусстве мозаика в основном использовалась для полов, изогнутых потолков, а также внутренних и внешних стен, которые могли намокнуть. Знаменитая копия эллинистической картины Александровской мозаики в Неаполе первоначально была помещена в пол в Помпеях ; это работа гораздо более высокого качества, чем большая часть римской мозаики, хотя очень тонкие панно, часто изображающие натюрморты в небольших или микромозаичных мозаиках сохранились и . Римляне различали обычный opus tessellatum с мозаикой диаметром более 4 мм, которая укладывалась на месте, и более тонкий opus vermiculatum для небольших панелей, которые, как полагают, производились за пределами мастерской и привозились на место в готовом виде. панель. Последний был эллинистическим жанром, который встречается в Италии примерно между 100 г. до н.э. и 100 г. н.э. Большинство подписанных мозаик имеют греческие имена, что позволяет предположить, что художники оставались в основном греками, хотя, вероятно, часто это были рабы, прошедшие обучение в мастерских. Конец 2 века до нашей эры. Нильская мозаика Палестрины является очень крупным примером популярного жанра нилотского пейзажа IV века , а мозаика гладиаторов в Риме изображает несколько крупных фигур в бою. [56] Мозаики Орфея , часто очень большие, были еще одним излюбленным предметом для вилл: несколько свирепых животных, прирученных . музыкой Орфея При переходе к византийскому искусству сцены охоты стали заменять большие сцены с животными.

Металлообработка [ править ]

Металлообработка была высокоразвита и, очевидно, являлась неотъемлемой частью домов богатых людей, которые обедали из серебра, часто пили из стекла, и имели сложную литую фурнитуру на своей мебели, украшениях и небольших статуэтках. Ряд важных кладов, найденных за последние 200 лет, в основном в наиболее жестоких краях поздней империи, дали нам гораздо более четкое представление о римской серебряной тарелке. и Сокровища Милденхолла Клад Хоксна происходят из Восточной Англии в Англии. [57] сохранилось немного Элитной древнеримской мебели , но она демонстрирует изысканный и элегантный дизайн и исполнение.

Монеты и медали [ править ]

Адриан с надписью «RESTITVTORI ACHAIAE» на реверсе отмечает свои расходы в Ахайе (Греция) и демонстрирует качество обычных бронзовых монет, которые использовались массовым населением, отсюда и износ на более высоких территориях.

Лишь немногие римские монеты достигают художественного пика лучших греческих монет, но они сохранились в огромных количествах, а их иконография и надписи служат важнейшим источником для изучения римской истории и развития имперской иконографии, а также содержат множество прекрасных примеров портретная живопись. Они проникли к сельскому населению всей Империи и за ее пределами, а варвары на окраинах Империи делали свои собственные копии. В Империи медальоны из драгоценных металлов стали производить небольшими тиражами как императорские подарки, похожие на монеты, но крупнее и обычно более изящные по исполнению. Первоначально изображения на монетах следовали греческому стилю, с богами и символами, но в предсмертные агонии республики на монетах появились сначала Помпей , а затем Юлий Цезарь , а портреты императора или членов его семьи стали стандартом имперской чеканки. Надписи использовались для пропаганды, а в более поздней Империи армия присоединилась к императору в качестве бенефициара.

Архитектура [ править ]

Акведук в Сеговии .

Именно в области архитектуры римское искусство произвело свои величайшие новшества. Поскольку Римская империя занимала столь большую территорию и включала в себя так много урбанизированных территорий, римские инженеры разработали методы крупномасштабного городского строительства, включая использование бетона . Массивные здания, такие как Пантеон и Колизей, никогда не могли быть построены с использованием прежних материалов и методов. Хотя бетон был изобретен на Ближнем Востоке на тысячу лет раньше, римляне распространили его использование от укреплений до самых впечатляющих зданий и памятников, извлекая выгоду из прочности и низкой стоимости материала. [58] Бетонное ядро ​​покрывалось штукатуркой, кирпичом, камнем или мрамором, а также часто добавлялась декоративная полихромная и позолоченная скульптура, чтобы создать ослепительный эффект власти и богатства. [58]

Благодаря этим методам римская архитектура славится долговечностью своих построек; многие здания все еще стоят, а некоторые все еще используются, в основном здания, преобразованные в церкви в христианскую эпоху. Однако многие руины были лишены мраморной облицовки и оставлены с обнаженным бетонным ядром, поэтому они кажутся несколько уменьшенными в размерах и величии по сравнению с их первоначальным видом, как, например, в случае с базиликой Константина. [59]

В республиканскую эпоху римская архитектура сочетала греческие и этрусские элементы и создавала такие инновации, как круглый храм и изогнутая арка. [60] По мере того как римская власть росла в ранней империи, первые императоры начали массовое выравнивание трущоб для строительства величественных дворцов на Палатинском холме и в близлежащих районах, что требовало достижений в инженерных методах и крупномасштабном проектировании. Затем римские здания были построены в коммерческой, политической и социальной группе, известной как форум, причем здание Юлия Цезаря было первым, а несколько добавленных позже, причем самым известным был Форум Романум. Величайшая арена римского мира, Колизей , была построена около 80 г. н. э. в дальнем конце этого форума. Он вмещал более 50 000 зрителей, имел выдвижные тканевые покрытия для создания тени и мог устраивать массовые зрелища, включая огромные гладиаторские бои и имитацию морских сражений. Этот шедевр римской архитектуры олицетворяет эффективность римской инженерной мысли и включает в себя все три архитектурных ордера – дорический, ионический и коринфский. [61] Менее известным, но столь же важным, если не более важным для большинства римских граждан, был пятиэтажный остров или городской квартал, римский эквивалент многоквартирного дома, в котором проживали десятки тысяч римлян. [62]

Римский театр в Мериде

Именно во время правления Траяна (98–117 гг. н. э.) и Адриана (117–138 гг. н. э.) Римская империя достигла своего наибольшего размера, а сам Рим находился на пике своей художественной славы, достигнутой благодаря масштабным программам строительства памятников, дома собраний, сады, акведуки, бани, дворцы, павильоны, саркофаги и храмы. [50] Использование римлянами арки , использование бетонных методов строительства, использование купола - все это позволило построить сводчатые потолки и позволило построить эти общественные пространства и комплексы, включая дворцы, общественные бани и базилики «Золотого века». империи. Выдающиеся примеры купольного строительства включают Пантеон , Термы Диоклетиана и Термы Каракаллы . Пантеон (посвященный всем планетарным богам) — наиболее хорошо сохранившийся храм древних времен с неповрежденным потолком и открытым «глазом» в центре. Высота потолка точно равна внутреннему радиусу здания, создавая полусферическое ограждение. [59] Эти величественные здания позже послужили вдохновляющими моделями для архитекторов итальянского Возрождения, таких как Брунеллески . К эпохе Константина (306-337 гг. н.э.) в Риме были осуществлены последние великие строительные программы, в том числе возведение Арки Константина, построенной рядом с Колизеем , в которой использовались некоторые каменные изделия с форума неподалеку, чтобы создать эклектичную смесь. стилей. [13]

Римские акведуки , также основанные на арках, были обычным явлением в империи и были важными транспортерами воды в крупные городские районы. Особенно впечатляют остатки их стоячей каменной кладки, такие как Пон-дю-Гар (с тремя ярусами арок) и акведук Сеговии , которые служат немым свидетельством качества их проектирования и строительства. [61]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Тойнби, JMC (1971). «Римское искусство». Классический обзор . 21 (3): 439–442. дои : 10.1017/S0009840X00221331 . JSTOR   708631 . S2CID   163488573 .
  2. ^ Сибилла Эберт-Шифферер, Натюрморт: История , Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1998, с. 15, ISBN   0-8109-4190-2
  3. ^ Эберт-Шифферер, с. 16
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайпер, с. 252
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янсон, с. 158
  6. ^ Пайпер, с. 248–253
  7. ^ Пайпер, с. 255
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пайпер, с. 253
  9. ^ Пайпер, с. 254
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайпер, с. 261
  11. ^ Пайпер, с. 266
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янсон, с. 190
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайпер, с. 260
  14. ^ Янсон, с. 191
  15. ^ по словам Эрнста Гомбриха .
  16. ^ Платон. Критий (107b–108b), транс WRM Lamb 1925 г. в проекте «Персей», по состоянию на 27 июня 2006 г.
  17. ^ Янсон, с. 192
  18. ^ Джон Хоуп-Хеннесси, Портрет в эпоху Возрождения , Фонд Боллингена , Нью-Йорк, 1966, стр. 71–72.
  19. ^ Плиний Старший , Естественная история XXXV: 2, перевод Х. Рэкхема, 1952. Классическая библиотека Леба
  20. ^ Янсон, с. 194
  21. ^ Янсон, с. 195
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэниел Томас Хауэллс (2015). « Каталог позднеантичного золотого стекла в Британском музее (PDF) ». Лондон: Британский музей (Совет по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук). По состоянию на 2 октября 2016 г., с. 7: «Другой важный вклад в науку включал публикацию обширного резюме стипендий по золотому стеклу под статьей «Fonds de coupes» у Фернана Каброля и всеобъемлющего словаря Христианской археологии и литургии Анри Леклера в 1923 году. Леклерк обновил каталог Вопеля, записи 512 золотых очков, считавшиеся подлинными, составили типологическую серию, состоящую из одиннадцати иконографических сюжетов: изображения Христа и святых; светские сюжеты; женские портреты; животные и еврейские символы. на самом деле это подделки. В следующем году гипотеза де Мели была поддержана и развита в двух статьях разных ученых. Доводы в пользу подлинности медальона Брешии приводились не на основании его иконографического и орфографического сходства с предметами из Рима (ключевая причина увольнения Гарруччи), а на основании его близкого сходства с портретами мумий Файюма из Египта. Действительно, это сравнение получило дополнительную достоверность благодаря утверждению Уолтера Крама о том, что греческая надпись на медальоне была написана на александрийском диалекте Египта. Де Мели отметил, что о медальоне и надписи на нем сообщалось еще в 1725 году, что было слишком рано, чтобы фальсификаторы могли понять особенности греко-египетских окончаний слов».«Сравнивая иконографию медальона Брешии с другими более датированными предметами из Египта, Хейфорд Пирс затем предположил, что медальоны с шлифованной техникой были изготовлены в начале III века, в то время как сам де Мели выступал за более общую дату III века. Поскольку медальон более прочно утвердился, Джозеф Брек был готов предложить дату конца III - начала IV века для всех портретных медальонов с кобальтовой синей основой, выполненных в технике шлифовки, некоторые из которых также имели греческие надписи на александрийском диалекте, хотя они считались подлинными. По мнению большинства ученых к этому моменту, однозначная подлинность этих очков не была полностью установлена ​​до 1941 года, когда Герхарт Ладнер обнаружил и опубликовал фотографию одного такого медальона, который все еще находится на месте, где он остается по сей день, впечатанным в гипсовую пломбу в индивидуальном loculus в катакомбах Панфило в Риме (табл. 2). Вскоре после этого, в 1942 году, Мори использовал фразу «техника шлифовки», чтобы классифицировать этот тип золотого стекла, иконография создавалась посредством серии небольших надрезов, выполненных с точностью огранщика драгоценных камней. и создают эффект светотени, подобный эффекту тонкой гравюры на стали, имитирующей мазки кисти».
  23. ^ Беквит, 25–26,
  24. ^ Григ, повсюду
  25. ^ Хонор и Флеминг, Часть 2, «Катакомбы» на иллюстрации 7.7.
  26. ^ Вайцманн, нет. 264, запись JDB; см. также нет. 265; Медальон с портретом Геннадия , Метрополитен-музей, с лучшим изображением.
  27. ^ Бордман, 338-340; Беквит, 25 лет
  28. ^ Викерс, 611
  29. ^ Грей, 207
  30. ^ Яс Эльснер (2007). «Изменяющаяся природа римского искусства и искусствоведческая проблема стиля», в книге Евы Р. Хоффман (редактор), « Позднеантичное и средневековое искусство средневекового мира» , стр. 11–18. Оксфорд, Молден и Карлтон: Blackwell Publishing. ISBN   978-1-4051-2071-5 , с. 17, рисунок 1.3 на с. 18.
  31. Синес и Сакелларакис, 194–195.
  32. ^ Григ, 207; Лутраан, 29–45, подробно описывает
  33. ^ Естественная история (Плиний) онлайн в проекте Персей.
  34. ^ Иосиф Флавий, Еврейские войны VII, 143–152 (гл. 6, абзац 5). Пер. Уильям Уистон Онлайн, доступ 27 июня 2006 г.
  35. ^ Стронг, 58–63; Хениг, 66–69
  36. ^ Хениг, 24 года.
  37. ^ Хениг, 66–69; Стронг, 36–39, 48; На суде над Верресом , бывшим губернатором Сицилии , обвинение Цицерона подробно описывает его грабежи коллекций произведений искусства.
  38. ^ Хениг, 23–24.
  39. ^ Хениг, 66–71.
  40. ^ Хениг, 66 лет; Стронг, 125
  41. ^ Хениг, 73–82; Стронг, 48–52, 80–83, 108–117, 128–132, 141–159, 177–182, 197–211.
  42. ^ Хениг, Глава 6; Стронг, 303–315
  43. ^ Хениг, Глава 8
  44. ^ Стронг, 171–176, 211–214.
  45. ^ Китцингер, 9 (обе цитаты), в более общем смысле, его глава 1; Сильный, 250–257, 264–266, 272–280
  46. ^ Стронг, 287–291, 305–308, 315–318; Хениг, 234–240
  47. ^ Д.Б. Саддингтон (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в Поле Эрдкампе (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN   978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
  48. ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
  49. ^ Газда, Элейн К. (1995). «Римская скульптура и идеалы подражания: новый взгляд на повторение». Гарвардские исследования по классической филологии . 97 (Греция в Риме: влияние, интеграция, сопротивление). Кафедра классической литературы Гарвардского университета: 121–156. дои : 10.2307/311303 . JSTOR   311303 . Согласно традиционной историко-художественной таксономии , римская скульптура делится на ряд отдельных категорий — портрет, исторический рельеф, погребальные рельефы, саркофаги и копии.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайпер, с. 256
  51. ^ Хениг, 191-199.
  52. ^ Хениг, 179-187.
  53. ^ Хениг, 200-204.
  54. ^ Хениг, 215-218.
  55. ^ Хениг, 152-158.
  56. ^ Хениг, 116-138.
  57. ^ Хениг, 140–150; украшения, 158-160
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсон, с. 160
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсон, с. 165
  60. ^ Янсон, с. 159
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсон, с. 162
  62. ^ Янсон, с. 167

Источники [ править ]

  • Беквит, Джон. Раннехристианское и византийское искусство . Хармондсворт: Пингвин, 1970.
  • Бордман, Джон , Оксфордская история классического искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1993.
  • Григ, Люси. «Портреты, понтифики и христианизация Рима четвертого века». Документы Британской школы в Риме 72 (2004): 203–379.
  • --. Римское искусство, религия и общество: новые исследования на семинаре по римскому искусству, Оксфорд, 2005 г. Оксфорд: Археопресс, 2006.
  • Янсон, Х.В., и Энтони Ф. Янсон. История искусства . 6-е изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 2001.
  • Китцингер, Эрнст. Византийское искусство в процессе становления: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III-VII веков . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1995.
  • Хениг, Мартин. Справочник по римскому искусству: всесторонний обзор всех искусств римского мира . Итака: Издательство Корнельского университета, 1983.
  • Пайпер, Дэвид . Иллюстрированная библиотека искусств , Портленд-Хаус, Нью-Йорк, 1986. ISBN   0-517-62336-6
  • Стронг, Дональд Эмрис, Дж. М. Тойнби и Роджер Линг. Римское искусство . 2-е изд. Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин, 1988.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Андреэ, Бернард. Искусство Рима . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, 1977.
  • Бирд, Мэри и Джон Хендерсон. Классическое искусство: от Греции до Рима . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001.
  • Бьянки Бандинелли, Рануччо. Рим, центр власти: 500 г. до н. э. — 200 г. н. э . Нью-Йорк: Г. Бразиллер, 1970.
  • Борг, Барбара. Спутник римского искусства . Чичестер, Западный Суссекс: John Wiley & Sons, 2015.
  • Великолепно, Ричард. Римское искусство от республики до Константина . Ньютон Эббот, Девон: Phaidon Press, 1974.
  • Д'Амбра, Ева. Искусство и идентичность в римском мире . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1998.
  • --. Римское искусство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
  • Кляйнер, Фред С. История римского искусства . Бельмонт, Калифорния: Томсон/Уодсворт , 2007.
  • Рэймидж, Нэнси Х. Римское искусство: от Ромула до Константина . 6-е изд. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон, 2015.
  • Стюарт, Питер. Римское искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004.
  • Синдикус, Эдуард. Раннехристианское искусство . 1-е изд. Нью-Йорк: Книги Боярышника, 1962.
  • Так, Стивен Л. История римского искусства . Молден: Уайли Блэквелл, 2015.
  • Занкер, Пол. Римское искусство . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2010.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5ad21837a0233974aacb4c3665b7b76__1712056260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/76/c5ad21837a0233974aacb4c3665b7b76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)