Jump to content

Древнее южноаравийское искусство

Бронзовый лев со всадником, изготовленный катабанцами около 75–50 гг. до н.э.

Древнее южноаравийское искусство — это искусство доисламских культур Южной Аравии , которое создавалось с 3-го тысячелетия до нашей эры до 7-го века нашей эры. [1]

Храм Баррана в Марибе

История и развитие

[ редактировать ]
Староарабская надпись из Южной Аравии III века до нашей эры на старом южноаравийском языке . Стамбульские археологические музеи

Свой первый расцвет древнеаравийское искусство пережило в начале I тысячелетия до нашей эры, во времена южноаравийской классической культуры, [2] сосредоточено на царствах сабеев и минейцев в современном Йемене . V век до нашей эры ознаменовал золотой век Сабы, главными центрами которой были Мариб и Сирва . [1] Этот регион был известен римлянам как « Аравия Феликс » (Счастливая Аравия) из-за его богатства.

Геометрические стилизованные формы, типичные для древнего южноаравийского искусства, как в скульптуре, так и в архитектуре, с V века до нашей эры приобрели более плавные формы. [ нужна ссылка ] Царство Набатейцев , возникшее в северной части Аравийского полуострова в конце 4 в. до н. э., выступало посредником между арабскими культурами и культурами Средиземноморья .

Цари Химьяра получили контроль над Южной Аравией в конце III века нашей эры. С исламской экспансией во второй половине VI века нашей эры южноаравийское искусство было вытеснено ранним исламским искусством .

Периодизация

[ редактировать ]

Поскольку исследования древней Южной Аравии долгое время были сосредоточены на филологическом исследовании древнеюжноаравийских надписей, материальной культуре Южной Аравии уделялось мало внимания ученых, поэтому мало что было сделано по происхождению артефактов. Периодизация разработана только для некоторых регионов, а общая периодизация южноаравийского искусства пока невозможна. В результате древние южноаравийские артефакты классифицируются по стилистическим особенностям, а не по хронологии. Общее деление южноаравийского искусства на три периода было предложено Юргеном Шмидтом . По его словам, на первом этапе начинают развиваться отдельные мотивы, на втором — канонизация отдельных художественных форм, а в последний период наблюдается некоторое влияние иностранных стилей, особенно греческого искусства.

Архитектура

[ редактировать ]

Методы строительства

[ редактировать ]
Украшенная капитель колонны королевского дворца Шабва ; стратиграфический контекст: первая половина III в. до н.э.

В отличие от Месопотамии , в древней Южной Аравии преобладали каменные постройки. Только в прибрежных районах и Хадрамаута в столице Шабве также было большое количество построек из сырцового кирпича. Для монументальных зданий использовались большие тесаные каменные блоки, которые соединялись без раствора, и необтесанный камень, для которого требовался раствор. известковый раствор , грязь и асфальт В качестве вяжущих материалов использовался . В высокие стены также были вставлены вертикальные свинцовые подпорки и горизонтальные штыри и кронштейны. Сглаживалась только внешняя поверхность камней. Стены большего размера часто имели двойную оболочку, при этом шероховатые стороны камней примыкали друг к другу внутри стены. Возможно, по эстетическим соображениям стены монументальных сооружений были наклонными, а контрфорсы или небольшие бастионы помогали поддерживать устойчивость стены.

В V веке до нашей эры появился новый вид обработки камня, при котором края камней шлифовались, а центр обнаженных граней выкалывался. Этот «незначительно спроектированный» стиль со временем изменился, что сделало возможным хронологическое расположение стен, построенных в этом стиле. [3]

Внутренние стены были либо оштукатурены (иногда с росписью), либо покрыты каменной облицовкой с росписью, имитирующей тесаные блоки, а иногда даже с объемными фризами. О конструкции перекрытий известно немного, хотя своды в могилах-дотах сохранились — простые остроконечные крыши, украшенные изображениями. Окнами служили полупрозрачные листы мрамора или алебастра толщиной 3 см, иногда с резным декором.

Колонны были очень важным конструктивным элементом. До V века до нашей эры они представляли собой неукрашенные монолиты прямоугольного или квадратного сечения. Колонны такого типа можно найти, например, в вестибюле храма Аввам и Харам-Билкис в Марибе. С V века до нашей эры углы уменьшались, пока в конечном итоге они не превратились в круглые колонны. С V века колонны имели и капители — первоначально простые постаменты, впоследствии развившиеся в различные формы. [4] Начиная со II века до нашей эры, на эти формы значительное влияние оказала эллинистическая архитектура, а позже можно обнаружить сасанидское влияние.

Светская архитектура

[ редактировать ]
План внутреннего города Шабва

Археологические раскопки древних поселений Южной Аравии выявили высокоразвитую гражданскую культуру со сложными методами орошения. Например, плотина Мариб была построена в 9 веке до нашей эры, а остатки ее можно увидеть и сегодня. До сих пор можно увидеть существенные останки VI века до нашей эры. Были города с общественными зданиями из полированных известняковых блоков с надписями, называющими их строителей, а также городскими воротами, укреплениями, улицами, храмами, рынками и царскими резиденциями. [1]

Как показывают надписи, многочисленные города-крепости ( агари в доисламской Южной Аравии существовали ). Археология пока выявила только гражданские объекты; неукрепленные поселения археологически еще не исследованы. Города часто располагались в долинах на естественных или искусственных возвышенностях, защищавших их от наводнений. Города также основывались на плато или у подножия гор, как в случае с химьяритской столицей Зафаром . Большинство древних южноаравийских городов были прямоугольными или почти прямоугольными, как Мариб и Шабва. Ярким примером прямоугольного плана города является столица Минеи Карнаву . [5] В прямоугольном плане этого города есть главная улица, проходящая через центр, и боковые улицы, делящие его перпендикулярно через равные промежутки времени, что указывает на центральное планирование либо во время первоначального основания, либо после разрушения. Однако встречаются и круглые и совершенно неправильные планы города. По сравнению с другими городами Ближнего Востока древние города Южной Аравии имели относительно небольшую общую площадь; крупнейший город Южной Аравии Мариб занимал площадь всего 110 гектаров (270 акров).

Все города были защищены городской стеной (двумя последовательными стенами в случае Шабвы) как минимум с двумя воротами, которые могли быть защищены башнями. Ход стен, которые были либо просто структурированы, либо включали бастионы, должен был повторять рельеф местности, особенно в горных районах, и это создавало неправильные планы города. Иногда города были защищены цитаделями, как в Шабве, Райдане , Кане и Цитадели Рады . [6]

Руины Хор Рори

Из-за отсутствия археологических исследований общественные центры пока мало известны. В Тимне в Катабане внутри южных ворот было большое открытое пространство, от которого в разные стороны шли улицы. Помимо обычных жилых домов, в различных городах были обнаружены крепости, дворцы и храмы. Значительные раскопки проводились только в Хор Рори и Шабве. В Шабве также внутри ворот было большое открытое пространство, а по одну сторону от него располагался царский дворец. Из этого открытого пространства широкая улица шла прямо через город, а главную улицу под прямым углом пересекали улицы поменьше.

Помимо гражданских укреплений, существуют и другие укрепления, которые располагались на важных перекрестках или ключевых точках ирригационной системы. Значительные руины таких крепостей все еще существуют. [7] но ни один из них не был раскопан. Несмотря на это, ясно, что в этих крепостях находились жилые кварталы, а также храмы и источники воды. Чтобы обезопасить целые территории, были построены заградительные стены, которые блокировали перевалы и подобные узкие места, например стена Либны , которая должна была перекрыть дорогу из Каны в Шабву.

Из-за климата для сельского хозяйства были необходимы ирригационные системы. Простейшими элементами этих систем были различного рода колодцы и цистерны. Самые большие цистерны могли вмещать до 12 800 м³. Для эффективности этих колодцев и цитаделей необходима была сеть каналов. Они собирали и хранили воду из вади во время дождя. Наиболее впечатляющим примером таких сооружений является плотина Мариб, которая перекрывала Вади-Дхану пролетом почти 600 м и направляла ее воду через два шлюзовых шлюза в два «первичных канала», которые распределяли ее по полям посредством сети более мелких каналов. Подобные структуры были обнаружены или подтверждены надписями и в других местах. В Наджране в скалах были вырезаны акведуки , отводившие воду.

В различных местах Южной Аравии, особенно на горных перевалах ( манкаль ), строились мощеные дороги, длина которых иногда составляла многие километры, а ширину — несколько метров.

Религиозная архитектура

[ редактировать ]
3D-модель сабейского алтаря, найденного в окрестностях храма Барран в Марибе

По сравнению со светскими сооружениями храмы, как правило, более известны, что позволило разработать возможную типологию и историю развития. Далее описаны системы, предложенные Юргеном Шмидтом [ де ] и (более подробно) М. Юнгом, учитывающие как планы этажей, так и реальный вид сооружения. [8] На сегодняшний день раскопано сравнительно немного храмов, поэтому эти схемы остаются предварительными.

Самые старые южноаравийские святилища относятся к доисторическому периоду и представляли собой простые каменные монолиты , иногда окруженные каменными кругами или стенами из кладки без раствора . На втором этапе были построены настоящие храмы. Эти храмы представляли собой простые прямоугольные каменные сооружения без крыш. Их интерьеры изначально сильно отличались друг от друга. Некоторые культовые постройки в Джебель-Балак аль-Аусате к юго-западу от Мариба, состоящие из внутреннего двора и трехчастной целлы , отсылают к типу храмов, встречающемуся только в Сабе, который имел прямоугольный план и пропилон и был разделен на две части - внутренний двор с колоннами с трех сторон и трехчастная целла. Шмидт включает в этот тип храм бога луны Вадда, построенный около 700 г. до н. э. между Марибом и Сирвой в Вадд-Ху-Масма, а также храм, построенный Ядаилом Дхарихом I в Аль-Масаджиде , окруженный прямоугольная стена. Более поздние примеры этой схемы можно найти в Карнаву (5 век до н. э.) и Аль-Хукке [ де ] (1 век до н. э.). Входной зал великого Храма Аввам в Марибе может принадлежать к этой группе. Этот храм датируется IX-V веками до нашей эры и представляет собой овальное каменное сооружение длиной более 100 метров (330 футов), соединенное с прямоугольным вестибюлем, окруженным перистилем, состоящим из 32 5-метровых (16 футов) высокие монолитные столбы. Сегодня осталось лишь несколько следов этой структуры. [1]

В других королевствах этот тип контрастировал с гипостильными «многоопорными храмами», которые были построены с квадратными, прямоугольными или даже асимметричными планами и окружены регулярно расположенными колоннами. В отличие от вышеупомянутых сабейских храмов, эти сооружения не располагались вокруг целлы или алтаря. Первоначально в этом храме было шесть или восемь столбов, но позже их число увеличилось до тридцати пяти. Клаус Шиппманн выделил еще один тип: хадрамитский «храм-террасу», семь примеров которого известны на сегодняшний день. [9] Доступ ко всем этим храмам осуществляется по большой лестнице, ведущей на закрытую террасу, на вершине которой находится целла с подиумом.

До сих пор неясно, существовали ли изображения божеств, но статуэтки людей, посвященные в святилище Мариба, показывают, что к середине I века существовали высокоразвитые бронзовые слепки, на которых индивидуальный донор фиксировался с помощью средств надписи. Каменные постаменты с дарственными надписями свидетельствуют о том, что вотивные статуэтки из драгоценных металлов и бронзы создавались в Химьяре вплоть до поздней античности. Встречались и алебастровые статуэтки — фигуры в гладких одеждах до колен, с раскинутыми руками. [1]

Скульптура

[ редактировать ]
Погребальная стела, в верхней полосе: сцена банкета с тремя персонами, в нижней полосе: погонщик с двумя верблюдами; I-III века нашей эры; алебастр ; высота: 55 см (21 1 дюйма ); Лувр-Ланс ( «Ланс» , Франция)

Самыми замечательными произведениями искусства доисламской Южной Аравии, помимо архитектуры, являются скульптуры. Помимо бронзы (а иногда золота и серебра), распространенным материалом для скульптур был известняк, особенно алебастр и мрамор. Типичными чертами древней южноаравийской скульптуры являются кубические формы основания, полная общая форма и очень сильный акцент на голове. Остальная часть тела часто изображается лишь схематично и в уменьшенном виде; часто вообще изображается только верхняя часть тела. Для большей части южноаравийского искусства характерно минимальное внимание к реалистичным пропорциям, что проявляется в больших ушах и длинном узком носе. В большинстве случаев скульптуры круглой формы и рельефы обращены прямо к зрителю; фронтальная перспектива в рельефах изредка встречается типичная для древнеегипетского искусства , в которой голова и ноги изображены сбоку, а туловище спереди. Зрачки были сделаны из цветного материала, который вставлялся в отверстия в глазах. Первоначально драпировка не изображалась, но позже она обозначилась глубокими бороздками или слоями. Общих особенностей в расположении рук и ног нет.

в натуральную величину надпись на бронзовой статуе сына сабейского царя Дхамарали Юхабира [ де ] Примеров крупных древних южноаравийских скульптур очень мало, поэтому особый интерес представляет . Выясняется, что статуя была создана греческим художником и его арабским помощником. Гораздо чаще встречаются небольшие алебастровые статуи, портреты и рельефы, изображающие обычно людей, реже животных или чудовищ (драконов и крылатых львов с человеческими головами), а в случае плоских рельефов - целые сцены. Особенно популярная сцена показывает виноградную лозу с виноградом, грызущими ее животными или птицами, и человека, который целится в животное из лука (или его вариации). В рельефах изображаются и сцены из жизни: пиры, битвы, музыкальные представления, а также сцены встречи умершего с божеством.

Малые искусства

[ редактировать ]
Геометрическая настенная роспись храма аль-Хукка (I век до н.э.)

Помимо более крупных произведений искусства, древняя Южная Аравия также производила целый ряд различных более мелких артефактов. Как и везде, основным носителем была керамика, но упорядочить этот материал ни типологически, ни хронологически пока не удалось, поэтому, в отличие от остального Ближнего Востока, она не помогает датировать отдельные стратиграфические слои. Однако некоторые общие утверждения все же возможны. Изготовление керамики было очень простым; только часть сосуда была выточена на гончарном круге . Распространены кувшины и чаши разных размеров, чаще всего украшенные гравированными или точечными мотивами, но встречаются и расписные узоры, прикрепленные шишки, зубцы или даже головы животных. Помимо этих бытовых керамических предметов были найдены также керамические фигурки.

Каменные артефакты меньшего размера включают бутылки, масляные лампы, вазы и сосуды с головами животных в качестве ручек. Инталии и имитации египетских скарабеев . В дополнение к этому, к различным частям зданий прикреплены различные фризы, которые включают зигзагообразные узоры, мозаику, перпендикулярные линии, зубцы, ниши, небольшие ложные двери и меандры, а также цветочные и фигурные элементы, в том числе серии козлов. головки и виноградные лозы. Другие распространенные художественные элементы в зданиях включают розетки и волюты , початки кукурузы и гранаты. В двух раскопках также были обнаружены настенные росписи: геометрические картины в храме аль-Хукка и фигурные картины из французских раскопок в Шабвате. Деревянные артефакты не сохранились, но каменные изображения мебели позволяют нам получить некоторое представление о древней обработке дерева в Южной Аравии.

Хадрамитовая металлическая чаша (2–3 века нашей эры)

С другой стороны, распространены небольшие бронзовые и медные артефакты, в том числе вазы и другие чеканные медные или бронзовые сосуды, лампы, ручки и фигурки животных. Также распространены украшения, в том числе частично золотые ожерелья, золотые пластины с изображениями животных и небольшие золотые скульптуры.

Нумизматика

[ редактировать ]
Химьяритская монета Амдан Байин Райдана (Тип 9)

Как и в других культурах древней «периферии», чеканивших монеты, древние южноаравийские монеты были созданы по образцу древнегреческих монет . Чеканка серебряных монет хорошо известна в Южной Аравии, тогда как чеканка бронзовых и золотых монет сравнительно редка. Следующая типология в целом соответствует типологии Гюнтера Дембски . [10] Нумерация типов монет лишь частично отражает определенную хронологию.

  1. Самая старая чеканка южноаравийских монет, вероятно, была отчеканена около 300 г. до н.э. старого стиля Он состоит из имитаций афинских тетрадрахм с головой Афины на лицевой стороне и совой, полумесяцем и оливковой веткой на реверсе. Однако, в отличие от своих моделей, южноаравийские монеты были отмечены указанием их номинала: полные единицы были отмечены буквой , половинки — буквой g , четверти — буквой t , а восьмые — буквой s2 n .
  2. Несколько более поздняя серия имеет на реверсе различные монограммы и/или буквы, значение которых еще не изучено.
  3. Третья, катабанская группа, на обеих сторонах изображена голова, а на реверсе - название государства чеканки - Хариб в Тимне.
  4. Следующая группа, вероятно, тоже катабанская. На реверсе снова появляется сова, имя Шахр Хилал , буквы и и «монограмма Януф».
  5. Где-то во II веке до нашей эры появляется следующий тип, имитирующий афинские тетрадрахмы нового стиля, сохраняя при этом легенды и монограммы более ранних монет.
  6. Шестой тип отличается от предыдущего тем, что на нем нет надписи, есть только символы или монограммы.
  7. Возможно, в связи с экспедицией Элия Галла в 25 г. до н.э. в этой чеканке появляются элементы римской чеканки .
  8. Одна группа хадрамитов кажется совершенно иной. названный богом Сином, именем дворца 2qr , На них изображены бык , голова с сияющей короной или орел в различных аранжировках. [11]
  9. Этот тип имеет особое значение для истории Южной Аравии. На реверсе монеты изображена голова с именем короля и государства чеканки (обычно Райдан ) и монограммами.
  10. Есть несколько отдельных бронзовых монет, у которых есть голова с буквами на лицевой стороне и орел на реверсе. Вероятно, они из Хадрамаута.

Конец чеканки южноаравийских монет точно не датирован, но, вероятно, это произошло где-то около 300 г. н.э.

  1. ^ Jump up to: а б с д и Искусство Брокгауза. Художники, эпохи, термины. 3-е исправленное и дополненное издание. Ф. А. Брокгауз. Мангейм 2006 г.
  2. ^ Датируется по длинной хронологии .
  3. ^ Гас В. Ван Бик, «Незначительно составленная, проклеванная каменная кладка», в: Ричард Ле Барон Боуэн младший; Фрэнк П. Олбрайт: Археологические открытия в Южной Аравии ( Публикации Американского фонда изучения человека , том 2) Хопкинс, Балтимор, 1958, стр. 287–299.
  4. ^ Громанн, Аравия, стр. 210–214.
  5. ^ Громанн, Аравия , стр. 143–144.
  6. ^ Жан-Франсуа Бретон: Укрепления южной Аравии с 7 по 1 века до нашей эры ( Archeologische Berichte aus dem Yemen , 8) Филипп фон Заберн, Майнц, 1994 г. ISBN   3-8053-1487-6
  7. ^ например, Герман фон Виссманн , Мария Хёфнер : Вклад в историческую географию доисламской Южной Аравии (трактаты класса гуманитарных и социальных наук Академии наук и литературы в Майнце, 1952 год, № 4). Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur в Майнце, Майнц, 1953, стр. 137–139 и фотография 15, где описан разрушенный замок Хусн эль-Урр в Хадрамауте.
  8. ^ Юрген Шмидт, «Старые культовые здания Южной Аравии». Вернер Даум (ред.): Йемен . Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт a. М. 1987, стр. 81–101. Это заменило типологию Адольфа Громана [ де ] , которая учитывала только различные типы планов этажей; Справочник классических исследований, История культуры Древнего Востока, Третий раздел, Четвертый подраздел: Аравия (Мюнхен, 1963), стр. 157 и далее.
  9. ^ Шиппманн, История древних южноаравийских империй , с. 112. См. также Седов Александр В. Храмы древнего Хадрамаута. Аравия Антика, 3 место ПЛЮС, Пиза, 2005 г. ISBN   88-8492-211-9
  10. ^ Гюнтер Дембски, Монеты Феликса Аравии. В: Вернер Даум (ред.): Йемен. Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт a. М. 1987, стр. 132–135, ISBN   3-7016-2251-5 .
  11. ^ Об этом типе и его вариантах: SCH Munro-Hay, «Чеканка Шабвы (Хадрамаута) и других древних южноаравийских монет в Национальном музее, Аден», Сирия 68 (1991) 393-418.

Источники

[ редактировать ]
  • Адольф Громанн : Справочник классических исследований, История культуры Древнего Востока, Третий раздел, Четвертый подраздел: Аравия. Мюнхен 1963.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кристиан Дарлес, «Гражданская архитектура в Шабве». Сирия. Журнал восточного искусства и археологии. 68 (1991) стр. 77 и далее. ISSN   0039-7946
  • Гюнтер Дембски , «Монеты Феликса Аравии». В Вернере Дауме (ред.), Йемен . Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт a. М. 1987, стр. 132–135, ISBN   3-7016-2251-5 .
  • Альмут Гауптман фон Гладисс , «Проблемы древней южноаравийской скульптуры». Багдадские коммуникации. 10 (1979), стр. 145–167. ISSN   0418-9698 .
  • Клаус Шиппман : История древних южноаравийских империй. Научное книжное общество, Дармштадт, 1998 г., ISBN   3-534-11623-2 .
  • Юрген Шмидт , «Старые культовые здания Южной Аравии». В Вернере Дауме (ред.), Йемен . Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт a. М. 1987, стр. 81–101, ISBN   3-7016-2251-5 .
  • Пол Алан Юл : Химьяр - Поздняя античность в Йемене / Поздний античный Йемен , Linden Soft Verlag, Айхвальд 2007, ISBN   978-3-929290-35-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5832ce426ba5a02e3d843056a7c26283__1714418400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/83/5832ce426ba5a02e3d843056a7c26283.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient South Arabian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)