Каркадан
![]() На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображен Каркаданн. | |
Группировка | Легендарное существо |
---|---|
Похожие объекты | Цилинь , Реем , Индрик , Шадхавар , Камахуэто , Единорог |
Фольклор | Средневековая персидская традиция |
Область | Индия , Персия |
Каркаданн (араб . كركدن karkadann или каркаддан от Каргадана , персидский : كرگدن) — мифическое существо , которое, как говорят, жило на травянистых равнинах Индии и Персии .
Слово «каргадан» также означает «носорог» на персидском и арабском языках.
Изображения каркаданна встречаются также в Северной Индии . искусстве [1] Как и единорог , его могут подчинить девственницы, и он жестоко обращается с другими животными. [1] Первоначально основанный на индийском носороге (одно из значений этого слова) и впервые описанный в 10-11 веках, в произведениях более поздних писателей он превратился в мифическое животное «с призрачным предком-носорогом». [2] наделенный странными качествами, например, рог с лечебными свойствами.
Эволюция описаний
[ редактировать ]Раннее описание каркаданна принадлежит персидскому ученому X/XI веков Абу Райхану аль-Бируни (Аль-Бируни, 973–1048). Он описывает животное, имеющее «сложение буйвола… черная чешуйчатая кожа; подвес, свисающий под кожей. У него по три желтых копыта на каждой ноге… Хвост небольшой. Глаза лежат низко. , ниже по щеке, чем у всех других животных. На вершине носа есть единственный рог, загнутый вверх». Фрагмент Аль-Бируни, сохранившийся в работе другого автора, добавляет еще несколько характеристик: «рог конический, загнут назад к голове, длиннее пяди... уши животного выступают с обеих сторон, как у осла, и... его верхняя губа имеет форму пальца, наподобие выступа на конце хобота слона». Эти два описания не оставляют сомнений в том, что индийский носорог . основой животного является [2] Но будущая путаница между носорогом и единорогом уже возникла, поскольку в персидском языке для мифологического животного используется одно и то же слово каркаданн , как и для носорога, и эта путаница очевидна также в изображениях этого существа. [3]
После Аль-Бируни персидские ученые взяли его описание и сформировали еще более причудливые версии зверя, чему способствовало отсутствие непосредственных знаний и трудности чтения и интерпретации старого арабского письма. Решающий сдвиг в описании коснулся рога: там, где Аль-Бируни придерживался короткого изогнутого рога, более поздние писатели сделали его длинным прямым рогом, который в изображениях художников был смещен от носа животного к его лбу. [2]
Персидский врач Закария аль-Казвини (Аль-Казвини, ум. 1283) — один из писателей, который в конце тринадцатого века связывает рог каркаданна с ядом, [2] в его «Аджаиб аль-махлюкат ва гараиб аль-мауджудат» . Он перечисляет несколько полезных эффектов: удерживание рога открывает кишечник, облегчает запоры, может излечить эпилепсию и хромоту. [4] У более поздних авторов рог потел при наличии яда, предполагая, что рог является противоядием и связывает его с аликорном , хотя эту связь отмечают не все авторы. [2]
В XIV веке Ибн Баттута в своем путешествии называет увиденного им в Индии носорога каркаданном и описывает его как свирепого зверя, отгоняющего со своей территории животных величиной со слона; [5] это легенда, рассказанная в «Тысяче и одной ночи» во «Втором путешествии Синдбада-морехода» . [6] [7]
Элмер Зур называет каркаданна «персидской версией единорога». [8] Это имя также появляется в средневековых европейских бестиариях , например, в Эскориале и Париже, где имя каркаданн появляется в подписях к иллюстрациям единорогов. [9]
Рог
[ редактировать ]Аль-Казвини, один из первых авторов, заявивших, что рог является противоядием от яда, также отмечает, что он используется при изготовлении рукояток ножей. Согласно Крису Лаверсу, «Естественной истории единорогов» , хуту , несколько загадочному материалу, возможно, состоящему из слоновой кости или кости, приписывались алексифармические свойства. Оба этих «загадочных рога», утверждает Лаверс, использовались при изготовлении столовых приборов и поэтому стали ассоциироваться; именно так в 13 веке Аль-Казвини мог рассматривать рог каркаданна как противоядие, и именно так каркаданн стал ассоциироваться с единорогом. [2]
Имя
[ редактировать ]Имя Каркаданн является вариацией курдского имени, которое означает осел с одним рогом [Кар Кит Дан]. Персидский каргадан , или санскритский картаян , что, как говорят, означает «повелитель пустыни». [10] Фриц Хоммель подозревает, что это слово вошло в семитские языки через арабов из Абиссинии . [11] Другие варианты написания и произношения включают каркаддан , [4] Кардунн , [9] Каркадан и Каркенд . [6] [12]
Было высказано предположение, что мифический каркаданн может иметь происхождение из Махабхараты . [13]
Начальная часть персидского kargadan напоминает санскритское слово «khaRga», обозначающее «носорог», также означающее меч, где «R» представляет собой звук ретрофлексного взмаха. Носорог «мечерогатый».
Каркаданн в современной науке и культуре
[ редактировать ]Стипендия на Каркаданне
[ редактировать ]Большая часть доступного материала о каркаданне была собрана Ричардом Эттингхаузеном в его публикации 1950 года «Единорог» . [14] Книга получила высокую оценку и часто упоминается как стандартный справочник по единорогу. [15] [16]
Известные выступления и ссылки
[ редактировать ]Каркаданн является темой длинного стихотворения Тауфика Сайиха (ум. 1971) «Несколько вопросов, которые я задаю единорогу», которое Джабра Ибрагим Джабра назвал «самым странным и замечательным стихотворением на арабском языке». [17] [18]
В современном Ираке до сих пор существует традиция «слез каркадана», думиу аль-каркадан , представляющих собой красноватые бусины, используемые в Мисбаха , мусульманских четках ( субухат ). Сопутствующая легенда гласит, что носорог целыми днями проводит в пустыне в поисках воды; когда он это делает, он сначала плачет «от усталости и боли от жажды». Эти слезы, попадая в воду поилки, превращаются в бусинки. [17]
Питер Бигл (автор книги «Последний единорог ») написал рассказ «Мой сын Хейдари и Каркаданн» в журнале The Overneath (c) 2017.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Зур, Элмер Г. (1964). «Интерпретация единорога». Фольклор . 75 (2): 91–109. дои : 10.1080/0015587x.1964.9716952 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лаверс, Крис (2010). Естественная история единорогов . РэндомХаус. стр. 107–109. ISBN 978-0-06-087415-5 .
- ^ Райс, Д.С. (1955). «Преподобный Эттингхаузен, Единорог ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (1): 172–74. дои : 10.1017/s0041977x00106470 .
- ^ Jump up to: а б Хис, Сиринкс фон (2002). Энциклопедия как зеркало мировоззрения . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 205–208. ISBN 978-3-447-04511-7 .
- ^ Эттингхаузен, Ричард (1950). Единорог . Художественная галерея Фрира. Периодические статьи 1. стр. 12–21.
- ^ Jump up to: а б Лейн, Эдвард Уильям (1841). «Тысяча и одна ночь», обычно называемые в Англии «развлечениями арабских ночей» . п. 95 Примечание 29.
- ^ Бертон, Ричард (1885). Книга тысячи ночей и одной ночи . Digireads.com. п. 69. ИСБН 9781420936377 .
- ^ Зур, Элмер Г. (1965). «Интерпретация Медузы». Фольклор . 76 (2): 90–103. дои : 10.1080/0015587x.1965.9716995 .
- ^ Jump up to: а б Контадини, Анна (2003). «Бестиарий: текст и изображение единорога в Китаб нат аль-хайаван (Британская библиотека, или. 2784)» (PDF) . Мукарнас . 20 :17–33. дои : 10.1163/22118993-90000037 . JSTOR 1523325 .
- ^ Лундский университет. Исторический музей и Монетно-медаленный кабинет (1973 г.). Сообщения из исторического музея Лундского университета: Mémoires du Musée historique de l'Université de Lund . CWK Глируп. стр. 193.
- ^ Гоммель, Фриц (1879). Названия млекопитающих у южносемитских народов . стр. 328–29.
- ^ Мангель, Альберто; Джанни Гуадалупи (2000). Словарь воображаемых мест . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 109. ИСБН 978-0-15-600872-3 .
- ^ Эттингхаузен, Ричард (1955). Исследования поздней классики и средневековья в честь Альберта Матиаса Френда-младшего . Принстон, UP. п. 286.
- ^ Вайда, Жорж (1971). Два караимских комментария к Экклезиасту . Светить. п. 86 примечание 3. ISBN 978-90-04-02658-2 .
- ^ Сартон, Джордж; Фрэнсис Сигел (1951). «Семьдесят седьмая критическая библиография по истории и философии науки и истории цивилизации (на март 1951 г.)». Исида . 42 (4): 309–95. дои : 10.1086/349357 . S2CID 143834095 .
- ^ Сушаль, Женевьева (1980). «Преподобный Фримен, Гобелены с единорогами ». Художественный вестник . 62 (2): 313–16. дои : 10.2307/3050007 . JSTOR 3050007 .
- ^ Jump up to: а б Стеткевич, Ярослав (2002). «В поисках единорога: Онагр и Орикс в арабской оде». Журнал арабской литературы . 33 (2): 79–130. дои : 10.1163/157006402320379371 .
- ^ Захра, А. Хусейн Али (1999). «Эстетика диссонанса: отголоски Ницше и Йейтса в поэзии Тауфика Сайиха». Журнал арабской литературы . 30 (1): 1–54. дои : 10.1163/157006499x00054 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображение Каркаданна из MS Мюнхен Cod. Араб. 464, содержащий книгу Аль-Казвини «Аджаиб аль-махлюкат ва гараиб аль-мауджудат».