Jump to content

Каркадан

Каркаданн (из Каргадана)
На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображен Каркаданн.
Группировка Легендарное существо
Похожие объекты Цилинь , Реем , Индрик , Шадхавар , Камахуэто , Единорог
Фольклор Средневековая персидская традиция
Область Индия , Персия

Каркаданн (араб . كركدن karkadann или каркаддан от Каргадана , персидский : كرگدن) — мифическое существо , которое, как говорят, жило на травянистых равнинах Индии и Персии .

Слово «каргадан» также означает «носорог» на персидском и арабском языках.

Изображения каркаданна встречаются также в Северной Индии . искусстве [1] Как и единорог , его могут подчинить девственницы, и он жестоко обращается с другими животными. [1] Первоначально основанный на индийском носороге (одно из значений этого слова) и впервые описанный в 10-11 веках, в произведениях более поздних писателей он превратился в мифическое животное «с призрачным предком-носорогом». [2] наделенный странными качествами, например, рог с лечебными свойствами.

Эволюция описаний

[ редактировать ]

Раннее описание каркаданна принадлежит персидскому ученому X/XI веков Абу Райхану аль-Бируни (Аль-Бируни, 973–1048). Он описывает животное, имеющее «сложение буйвола… черная чешуйчатая кожа; подвес, свисающий под кожей. У него по три желтых копыта на каждой ноге… Хвост небольшой. Глаза лежат низко. , ниже по щеке, чем у всех других животных. На вершине носа есть единственный рог, загнутый вверх». Фрагмент Аль-Бируни, сохранившийся в работе другого автора, добавляет еще несколько характеристик: «рог конический, загнут назад к голове, длиннее пяди... уши животного выступают с обеих сторон, как у осла, и... его верхняя губа имеет форму пальца, наподобие выступа на конце хобота слона». Эти два описания не оставляют сомнений в том, что индийский носорог . основой животного является [2] Но будущая путаница между носорогом и единорогом уже возникла, поскольку в персидском языке для мифологического животного используется одно и то же слово каркаданн , как и для носорога, и эта путаница очевидна также в изображениях этого существа. [3]

После Аль-Бируни персидские ученые взяли его описание и сформировали еще более причудливые версии зверя, чему способствовало отсутствие непосредственных знаний и трудности чтения и интерпретации старого арабского письма. Решающий сдвиг в описании коснулся рога: там, где Аль-Бируни придерживался короткого изогнутого рога, более поздние писатели сделали его длинным прямым рогом, который в изображениях художников был смещен от носа животного к его лбу. [2]

Персидский врач Закария аль-Казвини (Аль-Казвини, ум. 1283) — один из писателей, который в конце тринадцатого века связывает рог каркаданна с ядом, [2] в его «Аджаиб аль-махлюкат ва гараиб аль-мауджудат» . Он перечисляет несколько полезных эффектов: удерживание рога открывает кишечник, облегчает запоры, может излечить эпилепсию и хромоту. [4] У более поздних авторов рог потел при наличии яда, предполагая, что рог является противоядием и связывает его с аликорном , хотя эту связь отмечают не все авторы. [2]

В XIV веке Ибн Баттута в своем путешествии называет увиденного им в Индии носорога каркаданном и описывает его как свирепого зверя, отгоняющего со своей территории животных величиной со слона; [5] это легенда, рассказанная в «Тысяче и одной ночи» во «Втором путешествии Синдбада-морехода» . [6] [7]

Элмер Зур называет каркаданна «персидской версией единорога». [8] Это имя также появляется в средневековых европейских бестиариях , например, в Эскориале и Париже, где имя каркаданн появляется в подписях к иллюстрациям единорогов. [9]

Аль-Казвини, один из первых авторов, заявивших, что рог является противоядием от яда, также отмечает, что он используется при изготовлении рукояток ножей. Согласно Крису Лаверсу, «Естественной истории единорогов» , хуту , несколько загадочному материалу, возможно, состоящему из слоновой кости или кости, приписывались алексифармические свойства. Оба этих «загадочных рога», утверждает Лаверс, использовались при изготовлении столовых приборов и поэтому стали ассоциироваться; именно так в 13 веке Аль-Казвини мог рассматривать рог каркаданна как противоядие, и именно так каркаданн стал ассоциироваться с единорогом. [2]

Имя Каркаданн является вариацией курдского имени, которое означает осел с одним рогом [Кар Кит Дан]. Персидский каргадан , или санскритский картаян , что, как говорят, означает «повелитель пустыни». [10] Фриц Хоммель подозревает, что это слово вошло в семитские языки через арабов из Абиссинии . [11] Другие варианты написания и произношения включают каркаддан , [4] Кардунн , [9] Каркадан и Каркенд . [6] [12]

Было высказано предположение, что мифический каркаданн может иметь происхождение из Махабхараты . [13]

Начальная часть персидского kargadan напоминает санскритское слово «khaRga», обозначающее «носорог», также означающее меч, где «R» представляет собой звук ретрофлексного взмаха. Носорог «мечерогатый».

Каркаданн в современной науке и культуре

[ редактировать ]

Стипендия на Каркаданне

[ редактировать ]

Большая часть доступного материала о каркаданне была собрана Ричардом Эттингхаузеном в его публикации 1950 года «Единорог» . [14] Книга получила высокую оценку и часто упоминается как стандартный справочник по единорогу. [15] [16]

Известные выступления и ссылки

[ редактировать ]

Каркаданн является темой длинного стихотворения Тауфика Сайиха (ум. 1971) «Несколько вопросов, которые я задаю единорогу», которое Джабра Ибрагим Джабра назвал «самым странным и замечательным стихотворением на арабском языке». [17] [18]

В современном Ираке до сих пор существует традиция «слез каркадана», думиу аль-каркадан , представляющих собой красноватые бусины, используемые в Мисбаха , мусульманских четках ( субухат ). Сопутствующая легенда гласит, что носорог целыми днями проводит в пустыне в поисках воды; когда он это делает, он сначала плачет «от усталости и боли от жажды». Эти слезы, попадая в воду поилки, превращаются в бусинки. [17]

Питер Бигл (автор книги «Последний единорог ») написал рассказ «Мой сын Хейдари и Каркаданн» в журнале The Overneath (c) 2017.

  1. ^ Jump up to: а б Зур, Элмер Г. (1964). «Интерпретация единорога». Фольклор . 75 (2): 91–109. дои : 10.1080/0015587x.1964.9716952 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Лаверс, Крис (2010). Естественная история единорогов . РэндомХаус. стр. 107–109. ISBN  978-0-06-087415-5 .
  3. ^ Райс, Д.С. (1955). «Преподобный Эттингхаузен, Единорог ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (1): 172–74. дои : 10.1017/s0041977x00106470 .
  4. ^ Jump up to: а б Хис, Сиринкс фон (2002). Энциклопедия как зеркало мировоззрения . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 205–208. ISBN  978-3-447-04511-7 .
  5. ^ Эттингхаузен, Ричард (1950). Единорог . Художественная галерея Фрира. Периодические статьи 1. стр. 12–21.
  6. ^ Jump up to: а б Лейн, Эдвард Уильям (1841). «Тысяча и одна ночь», обычно называемые в Англии «развлечениями арабских ночей» . п. 95 Примечание 29.
  7. ^ Бертон, Ричард (1885). Книга тысячи ночей и одной ночи . Digireads.com. п. 69. ИСБН  9781420936377 .
  8. ^ Зур, Элмер Г. (1965). «Интерпретация Медузы». Фольклор . 76 (2): 90–103. дои : 10.1080/0015587x.1965.9716995 .
  9. ^ Jump up to: а б Контадини, Анна (2003). «Бестиарий: текст и изображение единорога в Китаб нат аль-хайаван (Британская библиотека, или. 2784)» (PDF) . Мукарнас . 20 :17–33. дои : 10.1163/22118993-90000037 . JSTOR   1523325 .
  10. ^ Лундский университет. Исторический музей и Монетно-медаленный кабинет (1973 г.). Сообщения из исторического музея Лундского университета: Mémoires du Musée historique de l'Université de Lund . CWK Глируп. стр. 193.
  11. ^ Гоммель, Фриц (1879). Названия млекопитающих у южносемитских народов . стр. 328–29.
  12. ^ Мангель, Альберто; Джанни Гуадалупи (2000). Словарь воображаемых мест . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 109. ИСБН  978-0-15-600872-3 .
  13. ^ Эттингхаузен, Ричард (1955). Исследования поздней классики и средневековья в честь Альберта Матиаса Френда-младшего . Принстон, UP. п. 286.
  14. ^ Вайда, Жорж (1971). Два караимских комментария к Экклезиасту . Светить. п. 86 примечание 3. ISBN  978-90-04-02658-2 .
  15. ^ Сартон, Джордж; Фрэнсис Сигел (1951). «Семьдесят седьмая критическая библиография по истории и философии науки и истории цивилизации (на март 1951 г.)». Исида . 42 (4): 309–95. дои : 10.1086/349357 . S2CID   143834095 .
  16. ^ Сушаль, Женевьева (1980). «Преподобный Фримен, Гобелены с единорогами ». Художественный вестник . 62 (2): 313–16. дои : 10.2307/3050007 . JSTOR   3050007 .
  17. ^ Jump up to: а б Стеткевич, Ярослав (2002). «В поисках единорога: Онагр и Орикс в арабской оде». Журнал арабской литературы . 33 (2): 79–130. дои : 10.1163/157006402320379371 .
  18. ^ Захра, А. Хусейн Али (1999). «Эстетика диссонанса: отголоски Ницше и Йейтса в поэзии Тауфика Сайиха». Журнал арабской литературы . 30 (1): 1–54. дои : 10.1163/157006499x00054 .
[ редактировать ]
  • Изображение Каркаданна из MS Мюнхен Cod. Араб. 464, содержащий книгу Аль-Казвини «Аджаиб аль-махлюкат ва гараиб аль-мауджудат».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05f4ed43f1373ee6e5316d55daa5074d__1715850840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/4d/05f4ed43f1373ee6e5316d55daa5074d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karkadann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)