Палеоарабский
Палеоарабский (или палеоарабский , иногда также называемый доисламским арабским или древнеарабским [1] ) — это сценарий, который представляет собой доисламскую фазу эволюции арабского письма, после чего он становится узнаваемо похожим на исламский арабский сценарий. Он предшествует классическому арабскому письму , но также является узнаваемой формой арабского письма, возникшей после переходной фазы набатейского арабского языка , когда набатейское письмо постепенно превратилось в современное арабское письмо. [2] [3] [4] Он появляется в конце пятого и шестого веков и, хотя первоначально был известен только в Сирии и Иордании , теперь он также засвидетельствован в нескольких дошедших до нас надписях с Аравийского полуострова , например, в христианских текстах на месте Хима в Южной Аравии . [5] Совсем недавно дополнительные примеры палеоарабского языка были обнаружены недалеко от Таифа в Хиджазе. [6] и в районе Табук на северо-западе Саудовской Аравии . [7]
Термин «палео-арабский» впервые был использован Кристианом Робином в форме французского выражения «палео-арабский». [8]
Классификация
[ редактировать ]Палеоарабский язык относится к арабской письменности, существовавшей за несколько столетий до стандартизации арабского языка в исламскую эпоху. По мнению Ахмада Аль-Джаллада и Хайтема Сидки, палеоарабский язык можно отличить от письма, которое встречается в более поздние периоды, по ряду орфографических особенностей, в том числе: [9]
- Вавация
- Использование арамеограмм
- Отсутствие алифа для обозначения длинного ā.
- Окказиональное фонетическое написание определенного артикля
- Случайное реликтовое использование точек, чтобы отличить дал от ре.
Жанры
[ редактировать ]Известные палеоарабские надписи попадают в одну из трех категорий: [6]
- простые подписи без исповедальных заявлений
- монотеистические призывы
- конкретно христианские тексты
По сути, они отражают доминирование, достигнутое распространением монотеизма в доисламской Аравии с четвертого по шестой век в доисламский период. [6]
Терминология
[ редактировать ]Бог
[ редактировать ]В палеоарабских надписях «Бог» чаще всего упоминается как « аль-Ила» или его орфографический вариант «иллах » , хотя термин Рабб , обозначающий «Господь», также появляется, как это видно в надписи Абд-Шамса , надписи Джебель-Дабуба и Ри аль- Надпись Заллала . [6]
Вводные формулы
[ редактировать ]Настоящий корпус палеоарабских надписей свидетельствует о следующих вводных формулах: [10]
- б-см-к рб-н` / Во имя твое, господин наш
- брк-[к]м рб-н' / Да благословит тебя Господь наш
- b-sm-k ʾllhm / Во имя Твое, Боже
- б-см лх румн / Во имя Аллаха, Рахмана
Календарь
[ редактировать ]Несколько палеоарабских надписей, в том числе надпись Джебель Усайс и палеоарабские надписи Хима , обычно датируют события согласно бостранской эпохе , начало которой соответствует 106 году по григорианскому календарю . Однако по крайней мере одна, надпись Забад (известная из Сирии), использует эпоху Селевкидов .
Список палеоарабских надписей
[ редактировать ]Текущий список известных палеоарабских текстов и надписей приведен в таблице и приложении к статье, написанной совместно Ахмадом Аль-Джалладом и Хайтемом Сидки. [6]
Имя | Расположение | Количество текстов | Дата | Публикация |
---|---|---|---|---|
Забадская надпись | Забад, Сирия | 1 | 512 | [11] |
Надпись Джебель-Усайс | Джебель-Усайс , Сирия. | 1 | 528 | [11] |
Харранская надпись | Харран , Сирия | 1 | 562 | [11] |
Умм аль-Джималь Палеоарабская надпись | Умм-эль-Джималь , Иордания | 1 | без даты | [12] |
Язидская надпись | Каср Бурк , Иордания | 1 | без даты | [13] |
Хима Палеоарабские надписи | Хима, Саудовская Аравия | 25 | 470, 513 | [3] |
Надпись Ри аль-Заллала | Ри аль-Заллала, Саудовская Аравия | 1 | без даты | [6] |
Никто | Медина , Саудовская Аравия | 2 | без даты | Неопубликовано но посмотри [1] |
Надпись Умм Бурайра (Абд Шамс) | Северо-Западный Хиджаз , Саудовская Аравия | 9 + 2 | без даты | [7] [14] |
Dumat al-Jandal inscription | Dumat al-Jandal , Saudi Arabia | 2 | 548 | [12] [15] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Линдстедт 2023 , стр. 49–50.
- ^ Неме 2010 , с. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Робин, аль-Габбан и аль-Саид 2014 .
- ^ Неме 2020 .
- ^ Фишер 2020 , с. 186–187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аль-Джаллад и Сидки 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б Альхатлани и Аль-Отиби 2023 .
- ^ Робин, аль-Габбан и аль-Саид 2014 , стр. 1039.
- ^ Аль-Джаллад и Сидки 2024 , с. 4.
- ^ Аль-Джаллад и Сидки 2024 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Фиема и др. 2015 , с. 377.
- ^ Перейти обратно: а б Неме и др. 2018 .
- ^ аль-Шадайфат и др. 2017 .
- ^ «Арабские надписи с набатейским акцентом!» . 05.09.2019.
- ^ Неме 2017 .
Источники
[ редактировать ]- Аль-Джаллад, Ахмад; Сидки, Хайтем (2021). «Палеоарабская надпись на маршруте к северу от Таифа» . Арабская археология и эпиграфика . 33 (1): 202–215.
- Аль-Джаллад, Ахмад; Сидки, Хайтем (2024). «Палеоарабская надпись сподвижника Мухаммеда?» . Журнал ближневосточных исследований . 83 (1): 1–14. дои : 10.1086/729531 .
- аль-Шдайфат, Юнис; Аль-Джаллад, Ахмад; аль-Саламин, Зейад; Хараше, Рэйф (2017). «Раннехристианское арабское граффито с упоминанием «короля Язида» » . Арабская археология и эпиграфика . 28 (2): 315–324.
- Альхатлани, Абдулла Саад; Аль-Отиби, Аджаб Мохаммад (2023). «Палеоарабская надпись из пустыни Хисма (регион Табук)» . Арабская археология и эпиграфика . 34 (1): 183–193. дои : 10.1111/aae.12235 .
- Фиема, Збигнев; Аль-Джаллад, Ахмад; Макдональд, Майкл, Калифорния; Неме, Лейла (2015). «Провинция Аравия: Набатея, появление арабского языка как письменного языка и греко-арабика» . Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 373–433.
- Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-74090-5 .
- Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Брилл.
- Неме, Лейла (2010). «Взгляд на развитие набатейского письма в арабский язык на основе старого и нового эпиграфического материала» . В Макдональде, Майкл Калифорния (ред.). Развитие арабского языка как письменного языка: материалы специальной сессии семинара по арабским исследованиям, состоявшегося 24 июля 2009 г. Археопресс. стр. 47–88.
- Неме, Лейла (2017). «Новые датированные надписи (набатейские и доисламские арабские) с места недалеко от Аль-Джауфа, древняя Дума, Саудовская Аравия» . Арабская археология и эпиграфика . 3 : 121–164.
- Неме, Лейла; Брикель-Шатонне, Франсуаза; Дерёмо, Ален Жак Поль; Аль-Габбан, Али I; Макдональд, Майкл; Вильнев, Франсуа Ф. (2018). Дарб аль-Бакра. Караванный путь в северо-западной Аравии, открытый Али И. аль-Габбаном. Каталог надписей . Саудовская комиссия по туризму и национальному наследию.
- Неме, Лейла (2020). «Религиозный ландшафт Северо-Западной Аравии, отраженный в набатейских, набатейско-арабских и доисламских арабских надписях» . Семитика и классика . 13 : 127–154. дои : 10.1484/J.SEC.5.122984 .
- Робин, Кристиан; аль-Габбан, Али Ибрагим; аль-Саид, Саид Файиз (2014). «Древние надписи из региона Наджран (юг Саудовской Аравии): новые вехи истории арабской письменности, языка и календаря» . Доклады Академии надписей и изящной словесности . 158 (3): 1033–1128.