Язидская надпись
Надпись Язида представляет собой раннехристианскую палеоарабскую наскальную резьбу из региона Ас-Самрунийат, в 12 км к юго-востоку от Каср-Бурку на северо-востоке Иордании .
Он был обнаружен иорданскими эпиграфистами во время первого сезона археологического и эпиграфического исследовательского проекта Эль-Хери и опубликован в 2017 году. Он состоит всего из четырех слов и христианского креста . Примечательно, что в нем упоминается некая фигура, известная как «царь Язид» ( yzydw ʾl-mlk ), который, скорее всего, является Омейядов правителем Язидом I. [ 1 ]
Текст
[ редактировать ]Следующая транслитерация и перевод взяты из надписи Язида 2017 года. [ 1 ]
Транслитерация
1. † дкр ʾl-ʾlh
2. йзидвль-млк
Перевод
1. †Пусть Бог вспомнит о
2. Язид - царь
Личность Язида
[ редактировать ]Личность фигуры по имени Язид в надписи открыта для интерпретации, особенно в свете недатировки надписи. Во-первых, термин млк ( малик ) в надписях этого периода не обязательно обозначает царя, правившего определенной территорией. Например, надпись Джебель-Усайс применяет этот титул к аль-Харису ибн Джабале , правителю Гассанидов , ему дал возможно, в связи с титулом филарха , который византийский император Юстиниан I. Если фигура, упомянутая в надписи, соответствует фигуре из известных источников, она может относиться к Язиду, сыну аль-Асвада (единственная фигура из классических арабских источников по имени Язид, связанная с Гасанидами), Язид, сын Кайса Худжрида ( упомянутый Фотием I Константинопольским, упомянутым в его «Библиотеке» ), или Язид, сын Кабашата (упомянутый в позднем сабаическом надпись CIH 541 как фигура, назначенная южноаравийским правителем Абрахой ). Из исламского периода это может относиться к Омейядам. правитель Язид I , [ 1 ] точка зрения, которой все больше придерживаются, [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и связано с вероятным присутствием арабских христиан в ранних исламских армиях. [ 7 ]
Лингвистика
[ редактировать ]Формула, которая появляется в надписи, dkr ʾl-ʾlh («Пусть Бог помнит» или «Пусть Бог помнит»), также встречается в надписи Забад и DaJ144PAr. [ 4 ] Элемент dkr , прося Бога помнить о том-то и о том-то, вероятно, является арабизацией выражения, распространенного в набатейских граффити, dkyr («пусть запомнится то-то и то-то»). [ 2 ]
Надпись Язида имеет некоторые лингвистические особенности с надписью Абд Шамса. [ 4 ]
Надпись Язида - одна из двух надписей исламской эпохи, которые сохраняют практику вавации, когда-то широко распространенную в доисламском арабском языке, наряду с PERF 558 (22 г. хиджры / 643 г. н.э.). [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Аль-Джаллад, Ахмад (2021). « Да помилует Бог о царе Язиде»: дальнейшие размышления о надписи Язида и развитии арабской письменности» . В Ван ден Брент, Жозефина; Ван ден Эйнде, Флорис; Вестстейн, Йохан (ред.). Поздние античные ответы на арабские завоевания . Брилл. стр. 195–211. дои : 10.1163/9789004500648_009 . ISBN 978-90-04-50064-8 .
- аль-Шдайфат, Юнис; Аль-Джаллад, Ахмад; аль-Саламин, Зейад; Хараше, Рэйф (2017). «Раннехристианское арабское граффито с упоминанием «короля Язида» » . Арабская археология и эпиграфика . 28 (2): 315–324. дои : 10.1111/aae.12105 .
- Альхатлани, Абдулла Саад; Аль-Отиби, Аджаб Мохаммад (2023). «Палеоарабская надпись из пустыни Хисма (регион Табук)» . Арабская археология и эпиграфика . 34 (1): 183–193. дои : 10.1111/aae.12235 .
- Демикелис, Марко (2021). «Арабские христианские конфедерации и верующие Мухаммеда: об истоках джихада» . Религии . 12 (9): 710. дои : 10.3390/rel12090710 .
- Линдстедт, Илкка (2020). «Обзор Николая СИНАИ, Дающего дождь, Костелома, Сводящего счеты: Аллах в докоранической поэзии» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 6 (6): 58–73. дои : 10.1515/jiqsa-2020-06s106 .
- Неме, Лейла (2020). «Религиозный ландшафт Северо-Западной Аравии, отраженный в набатейских, набатейско-арабских и доисламских арабских надписях» . Семитика и классика . 13 : 127–154. дои : 10.1484/J.SEC.5.122984 .
- Ван Путтен, Марин (2023). «Развитие орфографии хиджази» . Миллениум . 20 (1): 107–128. дои : 10.1515/mill-2023-0007 . HDL : 1887/3715910 .