Абраха
Абраха | |
---|---|
Король Химьяра | |
Срок владения | 535–553/570 |
Предшественник | Сумьяфа Ашва |
Преемник | Яксум ибн Абраха |
Умер | в. 570 |
Жена | Райхана бинт Дхи Джадан |
Проблема | Яксум , Масрук |
Религия | христианство |
Абраха ( геэз (также пишется Абреха , умер предположительно в 570 году н. э.) был эфиопским наместником Аксумского королевства , который правил Химьяритским королевством Йемен : አብርሃ ) и большей частью Аравийского полуострова в 6 веке . Он известен своей традицией попытки разрушить Каабу , почитаемый религиозный объект в Мекке , с использованием армии, в которую входили боевые слоны, событие, известное как Год Слона .
Жизнь
[ редактировать ]Византийский историк Прокопий идентифицировал Абраху как бывшего раба римского купца, который вел дела в Адулисе , а мусульманский историк ат-Табари говорит, что он был родственником аксумской царской семьи. [1] Позже Абраха был либо одним из командиров, либо членом одной из армий под предводительством короля Аксума Калеба против Зу Нуваса. [2] В истории ат-Табари говорится, что Абраха был командующим второй армией, посланной Калебом из Аксума после того, как первая, возглавляемая Ариатом , потерпела поражение.
Сообщается, что Абраха возглавил свою армию численностью в 100 000 человек, чтобы успешно подавить любое сопротивление йеменской армии, а затем, после самоубийства Зу Нуваса , захватил власть и обосновался в Сане . Однако он вызвал гнев Калеба, удерживая дань. В ответ Калеб послал своего генерала Ариата занять пост губернатора Йемена. Одна из версий того, что затем произошло, заключалась в том, что Абраха дрался на дуэли с Ариатом, в результате чего Ариат был убит, а Абраха получил травму, за что получил прозвище аль-Ашрам «Лицо со шрамом». [3] Говорили также, что нос Абрахи либо был потерян в бою, либо был серьезно поврежден из-за болезни. [4]
По словам Прокопия , Абраха захватил контроль над Йеменом у Сумьяфы Ашвы , христианского наместника, назначенного Калебом, при поддержке диссидентских элементов среди аксумских солдат, которые стремились поселиться в Южной Аравии , тогда богатой и плодородной земле. Армия, посланная Калебом, чтобы подчинить Абраху, вместо этого решила вступить в его ряды и убила командира (возможно, это отсылка к Ариату), а вторая армия потерпела поражение. После этого Калебу пришлось де-факто признать Абраху; он заслужил более формальное признание при преемнике Калеба в обмен на номинальную дань. [3] [1] Стюарт Манро-Хей, который предлагает дату возвышения Зу Нуваса в 518 году, датирует это событие 525 годом. [5] в то время как по хронологии, основанной на приходе к власти Зу Нуваса в 523 году, это событие должно было произойти около 530 года, хотя Жак Рикманс постулировал дату 543 года. [3]
Правление Абрахи задокументировано в шести надписях, четыре из которых записаны самим царем. Самый подробный датирован 548 годом н.э. и посвящен подавлению восстания губернатором Кинда , Язидом, сабейскими и химьяритскими князьями, а также восстановлению Марибской плотины и проведению международной конференции, на которой присутствовали делегации из , в Мариб пришли Аксумское царство Сасанидская империя , Византийская империя , Лахмидское царство и Гасаниды . Причина этой конференции неизвестна. [6]
Вторая надпись Абрахи, датированная 552 годом, упоминает военные кампании в Центральной Аравии. Двум колоннам арабских вспомогательных сил было поручено подавить восстание Бану Амира, а сам Абраха отправился в Халибан, примерно в 300 км к юго-западу от Эр-Рияда . Племя Маадд потерпело поражение, оно присягнуло на верность и передало заложников. В то время как Насрид Амр, сын аль-Мундхира , предложил своего собственного сына, который ранее занимал пост губернатора Маадда. [7] Надписи гласят:
Могуществом Рахманана и его Мессии царь Абраха Зибман, царь Сабы, Зу-Райдана, Хадрамаута и Ямната, а также их арабов в Верхней стране и на побережье, написал этот текст во время своего набега Маад в четвертый раз, в месяце дха-табатан {= апреле}, когда восстали все Бану Амир; царь послал Абу Джабра с Киндой и Али, а также Бишра, сына Хисн, с Саадом и Мурадом ; два военачальника армии начали сражаться против Бану Амира, Кинда и Али в долине Зу Мурах, а Мурада и Саада в долине у источника Турабан , и они убили, взяли в плен и захватили добыча в изобилии; король провел собрание в Халибане, и они присягнули на верность повстанцам Маадда, сдавшим заложников; После этого Амр, сын Мундхира, подчинился {Абрахе}, он отдал своего сына в заложники, пока он был назначен губернатором Маада. {Абраха} вернулся из Халибона с силой Рахманана в месяце зу- 'Аллан {= сентябрь} шестьсот шестьдесят два. [8]
Последняя примечательная надпись Абрахи прославляет консолидацию власти над значительной частью Аравийского полуострова и перечисляет различные регионы и племена, подчинившиеся ему. Считается, что эта надпись, известная как Мурайган 3, была создана после предыдущей надписи (Ry 506). В этой надписи изложены два важных факта. Во-первых, это указывает на то, что Абраха потерял контроль над великой племенной конфедерацией Маад . Абраха хвалит себя за успешное завоевание Маадда. Во-вторых, это подчеркивает завоевание значительной части Аравийского полуострова. [9] Надпись гласит:
Царь Абраха ЗИБМН, царь Сабы, Зу-Райдана, Хадрамота и Яманата и их арабы в Верхней стране и на побережье, написал эту надпись, когда он вернулся из земли Маад, когда он захватил арабов Ма. 'Адди из Мундхира и изгнал 'Амра, сына Мундхира, и захватил всех арабов Маадда, Агари , Хатта , Тайя , Йасриба и Гузама . [10]
Все различные места были точно идентифицированы, за исключением «Гузама», который, по мнению Кристиана Робина, является отсылкой к племени Иудхам. [11]
В последних двух надписях времен правления Абрахи говорится о последнем ремонте плотины Мариб и, возможно, о строительстве знаменитой церкви Аль-Калис , хотя это сомнительно и, возможно, это были строительные работы во дворце Гумдан . [12] Он датирован 559/60 годом, что делает его последним известным датированным химьяритским текстом. [13]
Хишам ибн аль-Кальби упоминает одного из курайшитов , аль-Хариса ибн Алькаму, который был заложником курайшитов и был передан Абиссинцу Абрахе. Курайшиты выдали его Абрахе, который взамен согласился не разрывать торговые отношения между его королевством и Меккой. Необходимость сдачи заложников возникла после того, как в Мекке были ограблены несколько торговцев из страны Абрахи. Еще один заложник вместе с Абрахой, Утбан б. Малик из племени Сакиф был родом из Таифа , расположенного к востоку-юго-востоку от Мекки . Аль-Кальби также сообщает некоторые подробности о потомках Абрахи. Говорят, что Райхана, «дочь аль-Ашрама аль-Хабаши [абиссинца]», родила Абраху ибн аль-Каббаха, «царя Тихамы [на побережье Красного моря]». Его братом был Хайр ибн аль-Саббах. Другой дочерью Абрахи, сестрой Масрука, была Басбаса. Говорят, что племянник аль-Ашрама по имени Яксум подарил Пророку Мухаммеду какое-то оружие. [14]
Год Слона
[ редактировать ]Исламский взгляд
[ редактировать ]Абраха наиболее известен в исламских источниках своей печально известной попыткой нападения на Каабу в Мекке. Он стремился заменить Каабу, построив величественную церковь под названием Аль-Калис (от греческого Экклесия ) в Сане . [16] [17] Он также построил церковь в Наджране для Бани аль-Хариса, Дом Аль-Лата в Таифе для племени Сакифа, Дом Ярима и Дом Гамдана в Йемене . Чтобы противостоять упадку Мекки как центра паломничества, жители североаравийских племен, в частности кинана и наса (ответственные за внедрение), осквернили церковь Абрахи. В ответ на этот поступок Абраха решил начать нападение на Мекку с помощью слона с намерением разрушить Каабу. Слона предположительно предоставил Негус. Говорят, что в армию Абрахи входили силы южноаравийских племен, в том числе Акк, аль-Ашар и Хасам. Говорят, что на пути на север Абраха проезжал через поселения различных арабских племен, из которых он брал пленных, которых заставляли выступать в качестве его проводников. Сообщается, что армия Абрахи в конце концов переправилась через Таиф , где Бану Сакиф предоставил ему проводника по имени Абу Ригал. Когда они приблизились к аль-Мугаммасу, на небольшом расстоянии от В Мекке Абу Ригал умер и был похоронен там, а его могила позже была забита камнями арабами (которые в то время были в основном язычниками) после провала экспедиции Абрахи.
Абраха послал экспедицию, чтобы подчинить своей армии племена азд , а также открыть дорогу в Мекку , но армия Абрахи потерпела поражение от вождя аздов по имени Абд Шамс ибн Масрух , поэтому Абраха был вынужден пойти другим путем в Мекку . [18] Память о кампании в Мекке заключена в «Годе Слона», обычно датируемом 570 годом нашей эры, который служит отправной точкой для хронологии доисламской истории Мекки. Некоторые традиции связывают рождение Мухаммеда (обычно указываемое как 570 г. н.э.) с этим годом, в то время как другие относят его рождение либо через 23, либо через 40 лет после года Слона, предполагая диапазон дат примерно между 530 и 547 гг. н.э. Ученые Ибрагим Зейн и Ахмед эль-Вакиль заявляют, что неделя нападения, согласно мусульманским комментариям, началась в воскресенье, 14 февраля 572 г. (13 мухаррама 51 года до хиджры ), а рождение Мухаммеда произошло в понедельник, 11 апреля 572 г. -Авваль 51 БХ). [19]
Самое раннее исламское упоминание о нападении Абрахи на Мекку можно найти в Аль-Филе (Коран 105), где описывается божественное вмешательство против «Народа Слона». Говорят, что Бог расстроил их злой план, послав стаи птиц, которые обрушивали на них камни, превратив их в «съеденную солому». Мусульманские учёные сходятся во мнении, что «Люди Слона» — это войска Абрахи, напавшие на Каабу. В экспедиционном корпусе Абрахи было около 13 боевых слонов. [20] Дед Мухаммеда по отцовской линии, Абд аль-Мутталиб , отдал битву в руки Бога, понимая, что он не сможет противостоять силам Абрахи. История гласит: Когда силы Абрахи подошли к городу:
На следующий день, готовясь к бою, они обнаружили, что их слон (по имени Махмуд) отказался приближаться к Мекке. Хуже того, с моря прилетели птицы, каждая из которых принесла по три маленьких камня, которые они сбросили на воинов Абрахи. Все, кого ударили эти камни, погибли. Абраха получил несколько ударов и медленно расчленился. К тому времени, когда он добрался до Саны, он представлял собой всего лишь жалкий обрубок тела. Сердце его вырвалось из груди, и он умер. Итак, год Войны Слона был годом смерти. Но это был также год жизни, поскольку в этом же году родился Мухаммед. [21]
Более ранние упоминания появляются в доисламской поэзии, особенно в некоторых касидах, которые, как считается, имеют несомненное доисламское происхождение, например, Абу Кайс Сайфи б. аль-Аслат. Этот поэт восхваляет Бога за Его помощь «в день абиссинского слона» и рассказывает о неповиновении слона, когда абиссинцы пытались прогнать его вперед с помощью крюков и ножей. Бог послал ветер, посыпавший сверху камешки, заставив их в беспорядке отступить. В стихах другого поэта упоминается «простодушное испытание», в ходе которого армии Бога вынудили курайшитов с сожалением отступить, забросав их и покрыв пылью. Лишь немногие из них добрались до своих домов, а в стихах Туфайла аль-Ганави упоминается место недалеко от Мекки, где «слон не повиновался своим хозяевам». [14]
Неисламский взгляд
[ редактировать ]За пределами более поздней исламской традиции нет никаких упоминаний об экспедиции Абрахи в Мекку, в том числе в собственных надписях Абрахи. Историки рассматривают эту историю как более позднюю исламскую традицию, призванную объяснить появление «людей-слонов» в Коране 105:1-5. [21] Однако недавние находки химьяритских надписей описывают до сих пор неизвестную экспедицию Абрахи, что впоследствии побудило Ивону Гайду определить эту экспедицию как неудавшееся завоевание Мекки. [22] Кроме того, ученый Кристиан Жюльен Робин отмечает, что историчность неудавшейся экспедиции вполне правдоподобна, учитывая, что курайшиты, несмотря на свою небольшую численность, в последующие годы быстро приобрели известность, о чем свидетельствует великая ярмарка курайшитов, проходившая в Аль-Аль-Хане. ʿUkaẓ, а также культурное объединение Хумс , которое связывало представителей племен Западной Аравии со святилищем в Мекке. [23]
Гайда принял датировку экспедиции 552 годом нашей эры, что не совпало с рождением Пророка, которое традиционно датируется 570 годом нашей эры. Также было отмечено, что в надписи не упоминается Мекка. [24] С другой стороны, Дэниел Бек утверждает, что в этой истории есть несколько проблем и что африканские боевые слоны не использовались в регионе более 600 лет. Также трудно объяснить, как Абраха получил африканских боевых слонов в Аравии. Он также утверждает, что сура аль-Фил , по-видимому, относится к 2 Маккавеям и 3 Маккавеям , а не к какой-либо экспедиции со стороны Абрахи. [25] Однако Майкл Чарльз опубликовал исследование, в котором подробно описал, как Аксумское королевство использовало слонов для войны и имело к ним доступ в VI веке, когда, как утверждается, состоялась экспедиция. [26] Следует также отметить, что, хотя во 2-й книге Маккавеев слоны упоминаются как боевые звери и сорванная военная экспедиция, в ней не упоминаются летающие существа. Однако ангелов, защищающих летающих существ, мешающих армии слонов, можно найти в 3 Маккавейской 5 и 6:18-21. [25] [27] [28] [29]
Смерть
[ редактировать ]Мунро-Хей датирует свою смерть где-то после 553 года, основываясь на надписи в Мурайгане. [30] Исламская традиция считает, что он умер сразу после экспедиции в Мекку.
Между 570 и 575 годами проперсидская группа в Йемене вступила в контакт с царём Сасанидов через князей Лахмидов в Аль-Хире . Затем Сасаниды послали войска под командованием Вахриза , который помог (полулегендарному) Сайфу ибн Зи Язану изгнать аксумитов из Йемена и Южной Аравии. В результате Южная Аравия и Йемен попали под контроль империи Сасанидов . [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Прокопий (1914). Прокопий, с английским переводом Х.Б. Дьюинга . Том. 1. Перевод Дьюинга, Генри Бронсона. Лондон: Уильям Хайнеманн. п. 191.
- ^ Кобищанов, Юрий М. (1990). Аксум . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 91. ИСБН 0271005319 .
- ^ Jump up to: а б с «Абраха». Архивировано 13 января 2016 г. в Wayback Machine словаре африканских христианских биографий . 2007 г. (последний доступ 11 апреля 2007 г.)
- ^ Брилл (2019). Азанское трио: три восточноафриканских арабских исторических документа . БРИЛЛ. ISBN 9789004258600 .
- ^ SC Munro-Hay (1991) Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Университетское издательство. п. 87. ISBN 0748601066
- ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
- ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
- ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег . п. 169.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» : 65.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Хатке, Джордж. «Южноаравийское христианство: перекресток позднеантичных культур» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
- ^ Jump up to: а б Рубин, Ури (1 июня 2009 г.). «Абраха» . Энциклопедия ислама, ТРИ – через referenceworks.brillonline.com.
- ^ Робин, Кристиан (2015). «Аравия в Коране. Переосмысление некоторых терминов в свете доисламских надписей» . academia.edu . п. 47 . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Эдвард Уллендорф (1960) Эфиопы: введение в страну и людей . 2-е издание. Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 56.
- ^ Авраам | вице-король Йемена Британская энциклопедия.
- ^ Аль-Абайджи, Мейсун (25 августа 2023 г.). «Усилия Аль-Хатиба Аль-Багдади (ум. 463 г.х./1071 г. н.э.) по записи новостей ученых Мосула » . Журнал кондуктивных исследований . 16 (68): 1–24. дои : 10.33899/дм.2023.180311 . ISSN 2664-293X .
- ^ Зейн, Ибрагим; Эль-Вакиль, Ахмед (8 января 2021 г.). «О происхождении календаря хиджры: многогранная перспектива, основанная на заветах Пророка и проверке конкретной даты» . Религии . 12 (1): 12. дои : 10.3390/rel12010042 .
- ^ Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 235. ИСБН 978-0-7914-4355-2 .
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Габриэль Саид. Возникновение ислама: классические традиции в современной перспективе. Фортресс Пресс, 2012, 16-17.
- ^ Ивона Гайда: Королевство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Аравии с конца IV века до появления ислама. Париж 2009, стр. 142–146 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд. п. 152. ISBN 978-0-19-965452-9 .
- ^ Ретсо, январь (2011). «Обзор Ивоны Гайды: Королевство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца 4 века христианской эры до появления ислама, Париж, 2009 г.» . academia.edu . п. 479 . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бек, Дэниел. «Маккавеи, а не Мекка: библейский подтекст и апокалиптический контекст суры аль-Фил (вопрос 105)» в книге «Эволюция раннего Корана», 2018, Питер Ланг.
- ^ Чарльз, Майкл (2018). «Слоны Аксума: в поисках кустарникового слона в поздней античности». Журнал поздней античности . 11 (1): 166–192. дои : 10.1353/jla.2018.0000 . S2CID 165659027 .
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид «Коран и Библия: текст и комментарии», издательство Йельского университета, 2018, стр. 929.
- ^ 3 Маккавеи 5: 1–2.
- ^ 3 Маккавеи 6: 18–21.
- ^ Стюарт Манро-Хей (2003) «Абраха» в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica: AC . Висбаден: Harrassowitz Verlag.
- ^ Вальтер В. Мюллер (1987) «Очерк истории древней Южной Аравии», архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine в Вернере Дауме (редактор), Йемен: 3000 лет искусства и цивилизации в Аравии Феликс . Пингвин-Верлаг. ISBN 9068322133
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сидней Смит, «События в Аравии в VI веке нашей эры» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 16 (1954), стр. 425–468.