Jump to content

Абраха

Абраха
Король Химьяра
иллюстрация XIV века Персидская , изображающая Абраху о его попытке разрушения Каабы, взятая из «Тарихнамы» (исторической книги).
Срок владения 535–553/570
Предшественник Сумьяфа Ашва
Преемник Яксум ибн Абраха
Умер в. 570
Жена Райхана бинт Дхи Джадан
Проблема Яксум , Масрук
Религия христианство

Абраха ( геэз (также пишется Абреха , умер предположительно в 570 году н. э.) был эфиопским наместником Аксумского королевства , который правил Химьяритским королевством Йемен : አብርሃ ) и большей частью Аравийского полуострова в 6 веке . Он известен своей традицией попытки разрушить Каабу , почитаемый религиозный объект в Мекке , с использованием армии, в которую входили боевые слоны, событие, известное как Год Слона .

Византийский историк Прокопий идентифицировал Абраху как бывшего раба римского купца, который вел дела в Адулисе , а мусульманский историк ат-Табари говорит, что он был родственником аксумской царской семьи. [1] Позже Абраха был либо одним из командиров, либо членом одной из армий под предводительством короля Аксума Калеба против Зу Нуваса. [2] В истории ат-Табари говорится, что Абраха был командующим второй армией, посланной Калебом из Аксума после того, как первая, возглавляемая Ариатом , потерпела поражение.

Сообщается, что Абраха возглавил свою армию численностью в 100 000 человек, чтобы успешно подавить любое сопротивление йеменской армии, а затем, после самоубийства Зу Нуваса , захватил власть и обосновался в Сане . Однако он вызвал гнев Калеба, удерживая дань. В ответ Калеб послал своего генерала Ариата занять пост губернатора Йемена. Одна из версий того, что затем произошло, заключалась в том, что Абраха дрался на дуэли с Ариатом, в результате чего Ариат был убит, а Абраха получил травму, за что получил прозвище аль-Ашрам «Лицо со шрамом». [3] Говорили также, что нос Абрахи либо был потерян в бою, либо был серьезно поврежден из-за болезни. [4]

По словам Прокопия , Абраха захватил контроль над Йеменом у Сумьяфы Ашвы , христианского наместника, назначенного Калебом, при поддержке диссидентских элементов среди аксумских солдат, которые стремились поселиться в Южной Аравии , тогда богатой и плодородной земле. Армия, посланная Калебом, чтобы подчинить Абраху, вместо этого решила вступить в его ряды и убила командира (возможно, это отсылка к Ариату), а вторая армия потерпела поражение. После этого Калебу пришлось де-факто признать Абраху; он заслужил более формальное признание при преемнике Калеба в обмен на номинальную дань. [3] [1] Стюарт Манро-Хей, который предлагает дату возвышения Зу Нуваса в 518 году, датирует это событие 525 годом. [5] в то время как по хронологии, основанной на приходе к власти Зу Нуваса в 523 году, это событие должно было произойти около 530 года, хотя Жак Рикманс постулировал дату 543 года. [3]

Правление Абрахи задокументировано в шести надписях, четыре из которых записаны самим царем. Самый подробный датирован 548 годом н.э. и посвящен подавлению восстания губернатором Кинда , Язидом, сабейскими и химьяритскими князьями, а также восстановлению Марибской плотины и проведению международной конференции, на которой присутствовали делегации из , в Мариб пришли Аксумское царство Сасанидская империя , Византийская империя , Лахмидское царство и Гасаниды . Причина этой конференции неизвестна. [6]

Вторая надпись Абрахи, датированная 552 годом, упоминает военные кампании в Центральной Аравии. Двум колоннам арабских вспомогательных сил было поручено подавить восстание Бану Амира, а сам Абраха отправился в Халибан, примерно в 300 км к юго-западу от Эр-Рияда . Племя Маадд потерпело поражение, оно присягнуло на верность и передало заложников. В то время как Насрид Амр, сын аль-Мундхира , предложил своего собственного сына, который ранее занимал пост губернатора Маадда. [7] Надписи гласят:

Могуществом Рахманана и его Мессии царь Абраха Зибман, царь Сабы, Зу-Райдана, Хадрамаута и Ямната, а также их арабов в Верхней стране и на побережье, написал этот текст во время своего набега Маад в четвертый раз, в месяце дха-табатан {= апреле}, когда восстали все Бану Амир; царь послал Абу Джабра с Киндой и Али, а также Бишра, сына Хисн, с Саадом и Мурадом ; два военачальника армии начали сражаться против Бану Амира, Кинда и Али в долине Зу Мурах, а Мурада и Саада в долине у источника Турабан , и они убили, взяли в плен и захватили добыча в изобилии; король провел собрание в Халибане, и они присягнули на верность повстанцам Маадда, сдавшим заложников; После этого Амр, сын Мундхира, подчинился {Абрахе}, он отдал своего сына в заложники, пока он был назначен губернатором Маада. {Абраха} вернулся из Халибона с силой Рахманана в месяце зу- 'Аллан {= сентябрь} шестьсот шестьдесят два. [8]

Последняя примечательная надпись Абрахи прославляет консолидацию власти над значительной частью Аравийского полуострова и перечисляет различные регионы и племена, подчинившиеся ему. Считается, что эта надпись, известная как Мурайган 3, была создана после предыдущей надписи (Ry 506). В этой надписи изложены два важных факта. Во-первых, это указывает на то, что Абраха потерял контроль над великой племенной конфедерацией Маад . Абраха хвалит себя за успешное завоевание Маадда. Во-вторых, это подчеркивает завоевание значительной части Аравийского полуострова. [9] Надпись гласит:

Царь Абраха ЗИБМН, царь Сабы, Зу-Райдана, Хадрамота и Яманата и их арабы в Верхней стране и на побережье, написал эту надпись, когда он вернулся из земли Маад, когда он захватил арабов Ма. 'Адди из Мундхира и изгнал 'Амра, сына Мундхира, и захватил всех арабов Маадда, Агари , Хатта , Тайя , Йасриба и Гузама . [10]

Все различные места были точно идентифицированы, за исключением «Гузама», который, по мнению Кристиана Робина, является отсылкой к племени Иудхам. [11]

В последних двух надписях времен правления Абрахи говорится о последнем ремонте плотины Мариб и, возможно, о строительстве знаменитой церкви Аль-Калис , хотя это сомнительно и, возможно, это были строительные работы во дворце Гумдан . [12] Он датирован 559/60 годом, что делает его последним известным датированным химьяритским текстом. [13]

Хишам ибн аль-Кальби упоминает одного из курайшитов , аль-Хариса ибн Алькаму, который был заложником курайшитов и был передан Абиссинцу Абрахе. Курайшиты выдали его Абрахе, который взамен согласился не разрывать торговые отношения между его королевством и Меккой. Необходимость сдачи заложников возникла после того, как в Мекке были ограблены несколько торговцев из страны Абрахи. Еще один заложник вместе с Абрахой, Утбан б. Малик из племени Сакиф был родом из Таифа , расположенного к востоку-юго-востоку от Мекки . Аль-Кальби также сообщает некоторые подробности о потомках Абрахи. Говорят, что Райхана, «дочь аль-Ашрама аль-Хабаши [абиссинца]», родила Абраху ибн аль-Каббаха, «царя Тихамы [на побережье Красного моря]». Его братом был Хайр ибн аль-Саббах. Другой дочерью Абрахи, сестрой Масрука, была Басбаса. Говорят, что племянник аль-Ашрама по имени Яксум подарил Пророку Мухаммеду какое-то оружие. [14]

Год Слона

[ редактировать ]

Исламский взгляд

[ редактировать ]
Наскальные рисунки из Наджрана, южная Аравия. Датировка патины подтверждает их древность, но точную дату резьбы установить невозможно. На резьбе изображены слоны с погонщиками. [15]

Абраха наиболее известен в исламских источниках своей печально известной попыткой нападения на Каабу в Мекке. Он стремился заменить Каабу, построив величественную церковь под названием Аль-Калис (от греческого Экклесия ) в Сане . [16] [17] Он также построил церковь в Наджране для Бани аль-Хариса, Дом Аль-Лата в Таифе для племени Сакифа, Дом Ярима и Дом Гамдана в Йемене . Чтобы противостоять упадку Мекки как центра паломничества, жители североаравийских племен, в частности кинана и наса (ответственные за внедрение), осквернили церковь Абрахи. В ответ на этот поступок Абраха решил начать нападение на Мекку с помощью слона с намерением разрушить Каабу. Слона предположительно предоставил Негус. Говорят, что в армию Абрахи входили силы южноаравийских племен, в том числе Акк, аль-Ашар и Хасам. Говорят, что на пути на север Абраха проезжал через поселения различных арабских племен, из которых он брал пленных, которых заставляли выступать в качестве его проводников. Сообщается, что армия Абрахи в конце концов переправилась через Таиф , где Бану Сакиф предоставил ему проводника по имени Абу Ригал. Когда они приблизились к аль-Мугаммасу, на небольшом расстоянии от В Мекке Абу Ригал умер и был похоронен там, а его могила позже была забита камнями арабами (которые в то время были в основном язычниками) после провала экспедиции Абрахи.

Абраха послал экспедицию, чтобы подчинить своей армии племена азд , а также открыть дорогу в Мекку , но армия Абрахи потерпела поражение от вождя аздов по имени Абд Шамс ибн Масрух , поэтому Абраха был вынужден пойти другим путем в Мекку . [18] Память о кампании в Мекке заключена в «Годе Слона», обычно датируемом 570 годом нашей эры, который служит отправной точкой для хронологии доисламской истории Мекки. Некоторые традиции связывают рождение Мухаммеда (обычно указываемое как 570 г. н.э.) с этим годом, в то время как другие относят его рождение либо через 23, либо через 40 лет после года Слона, предполагая диапазон дат примерно между 530 и 547 гг. н.э. Ученые Ибрагим Зейн и Ахмед эль-Вакиль заявляют, что неделя нападения, согласно мусульманским комментариям, началась в воскресенье, 14 февраля 572 г. (13 мухаррама 51 года до хиджры ), а рождение Мухаммеда произошло в понедельник, 11 апреля 572 г. -Авваль 51 БХ). [19]

Самое раннее исламское упоминание о нападении Абрахи на Мекку можно найти в Аль-Филе (Коран 105), где описывается божественное вмешательство против «Народа Слона». Говорят, что Бог расстроил их злой план, послав стаи птиц, которые обрушивали на них камни, превратив их в «съеденную солому». Мусульманские учёные сходятся во мнении, что «Люди Слона» — это войска Абрахи, напавшие на Каабу. В экспедиционном корпусе Абрахи было около 13 боевых слонов. [20] Дед Мухаммеда по отцовской линии, Абд аль-Мутталиб , отдал битву в руки Бога, понимая, что он не сможет противостоять силам Абрахи. История гласит: Когда силы Абрахи подошли к городу:

На следующий день, готовясь к бою, они обнаружили, что их слон (по имени Махмуд) отказался приближаться к Мекке. Хуже того, с моря прилетели птицы, каждая из которых принесла по три маленьких камня, которые они сбросили на воинов Абрахи. Все, кого ударили эти камни, погибли. Абраха получил несколько ударов и медленно расчленился. К тому времени, когда он добрался до Саны, он представлял собой всего лишь жалкий обрубок тела. Сердце его вырвалось из груди, и он умер. Итак, год Войны Слона был годом смерти. Но это был также год жизни, поскольку в этом же году родился Мухаммед. [21]

Более ранние упоминания появляются в доисламской поэзии, особенно в некоторых касидах, которые, как считается, имеют несомненное доисламское происхождение, например, Абу Кайс Сайфи б. аль-Аслат. Этот поэт восхваляет Бога за Его помощь «в день абиссинского слона» и рассказывает о неповиновении слона, когда абиссинцы пытались прогнать его вперед с помощью крюков и ножей. Бог послал ветер, посыпавший сверху камешки, заставив их в беспорядке отступить. В стихах другого поэта упоминается «простодушное испытание», в ходе которого армии Бога вынудили курайшитов с сожалением отступить, забросав их и покрыв пылью. Лишь немногие из них добрались до своих домов, а в стихах Туфайла аль-Ганави упоминается место недалеко от Мекки, где «слон не повиновался своим хозяевам». [14]

Неисламский взгляд

[ редактировать ]

За пределами более поздней исламской традиции нет никаких упоминаний об экспедиции Абрахи в Мекку, в том числе в собственных надписях Абрахи. Историки рассматривают эту историю как более позднюю исламскую традицию, призванную объяснить появление «людей-слонов» в Коране 105:1-5. [21] Однако недавние находки химьяритских надписей описывают до сих пор неизвестную экспедицию Абрахи, что впоследствии побудило Ивону Гайду определить эту экспедицию как неудавшееся завоевание Мекки. [22] Кроме того, ученый Кристиан Жюльен Робин отмечает, что историчность неудавшейся экспедиции вполне правдоподобна, учитывая, что курайшиты, несмотря на свою небольшую численность, в последующие годы быстро приобрели известность, о чем свидетельствует великая ярмарка курайшитов, проходившая в Аль-Аль-Хане. ʿUkaẓ, а также культурное объединение Хумс , которое связывало представителей племен Западной Аравии со святилищем в Мекке. [23]

Гайда принял датировку экспедиции 552 годом нашей эры, что не совпало с рождением Пророка, которое традиционно датируется 570 годом нашей эры. Также было отмечено, что в надписи не упоминается Мекка. [24] С другой стороны, Дэниел Бек утверждает, что в этой истории есть несколько проблем и что африканские боевые слоны не использовались в регионе более 600 лет. Также трудно объяснить, как Абраха получил африканских боевых слонов в Аравии. Он также утверждает, что сура аль-Фил , по-видимому, относится к 2 Маккавеям и 3 Маккавеям , а не к какой-либо экспедиции со стороны Абрахи. [25] Однако Майкл Чарльз опубликовал исследование, в котором подробно описал, как Аксумское королевство использовало слонов для войны и имело к ним доступ в VI веке, когда, как утверждается, состоялась экспедиция. [26] Следует также отметить, что, хотя во 2-й книге Маккавеев слоны упоминаются как боевые звери и сорванная военная экспедиция, в ней не упоминаются летающие существа. Однако ангелов, защищающих летающих существ, мешающих армии слонов, можно найти в 3 Маккавейской 5 и 6:18-21. [25] [27] [28] [29]

Мунро-Хей датирует свою смерть где-то после 553 года, основываясь на надписи в Мурайгане. [30] Исламская традиция считает, что он умер сразу после экспедиции в Мекку.

Между 570 и 575 годами проперсидская группа в Йемене вступила в контакт с царём Сасанидов через князей Лахмидов в Аль-Хире . Затем Сасаниды послали войска под командованием Вахриза , который помог (полулегендарному) Сайфу ибн Зи Язану изгнать аксумитов из Йемена и Южной Аравии. В результате Южная Аравия и Йемен попали под контроль империи Сасанидов . [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Прокопий (1914). Прокопий, с английским переводом Х.Б. Дьюинга . Том. 1. Перевод Дьюинга, Генри Бронсона. Лондон: Уильям Хайнеманн. п. 191.
  2. ^ Кобищанов, Юрий М. (1990). Аксум . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 91. ИСБН  0271005319 .
  3. ^ Jump up to: а б с «Абраха». Архивировано 13 января 2016 г. в Wayback Machine словаре африканских христианских биографий . 2007 г. (последний доступ 11 апреля 2007 г.)
  4. ^ Брилл (2019). Азанское трио: три восточноафриканских арабских исторических документа . БРИЛЛ. ISBN  9789004258600 .
  5. ^ SC Munro-Hay (1991) Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Университетское издательство. п. 87. ISBN   0748601066
  6. ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
  7. ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
  8. ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег . п. 169.
  9. ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» : 65. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  11. ^ Робин, Кристиан Жюльен. «Робин Пиплс за пределами арабских границ, 2014.pdf» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  12. ^ Хатке, Джордж. «Южноаравийское христианство: перекресток позднеантичных культур» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ Фишер Грег (2015). Арабы и империи до ислама Фишер Грег .
  14. ^ Jump up to: а б Рубин, Ури (1 июня 2009 г.). «Абраха» . Энциклопедия ислама, ТРИ – через referenceworks.brillonline.com.
  15. ^ Робин, Кристиан (2015). «Аравия в Коране. Переосмысление некоторых терминов в свете доисламских надписей» . academia.edu . п. 47 . Проверено 20 августа 2022 г.
  16. ^ Эдвард Уллендорф (1960) Эфиопы: введение в страну и людей . 2-е издание. Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 56.
  17. ^ Авраам | вице-король Йемена Британская энциклопедия.
  18. ^ Аль-Абайджи, Мейсун (25 августа 2023 г.). «Усилия Аль-Хатиба Аль-Багдади (ум. 463 г.х./1071 г. н.э.) по записи новостей ученых Мосула » . Журнал кондуктивных исследований . 16 (68): 1–24. дои : 10.33899/дм.2023.180311 . ISSN   2664-293X .
  19. ^ Зейн, Ибрагим; Эль-Вакиль, Ахмед (8 января 2021 г.). «О происхождении календаря хиджры: многогранная перспектива, основанная на заветах Пророка и проверке конкретной даты» . Религии . 12 (1): 12. дои : 10.3390/rel12010042 .
  20. ^ Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 235. ИСБН  978-0-7914-4355-2 .
  21. ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Габриэль Саид. Возникновение ислама: классические традиции в современной перспективе. Фортресс Пресс, 2012, 16-17.
  22. ^ Ивона Гайда: Королевство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Аравии с конца IV века до появления ислама. Париж 2009, стр. 142–146 .
  23. ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд. п. 152. ISBN   978-0-19-965452-9 .
  24. ^ Ретсо, январь (2011). «Обзор Ивоны Гайды: Королевство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца 4 века христианской эры до появления ислама, Париж, 2009 г.» . academia.edu . п. 479 . Проверено 19 августа 2022 г.
  25. ^ Jump up to: а б Бек, Дэниел. «Маккавеи, а не Мекка: библейский подтекст и апокалиптический контекст суры аль-Фил (вопрос 105)» в книге «Эволюция раннего Корана», 2018, Питер Ланг.
  26. ^ Чарльз, Майкл (2018). «Слоны Аксума: в поисках кустарникового слона в поздней античности». Журнал поздней античности . 11 (1): 166–192. дои : 10.1353/jla.2018.0000 . S2CID   165659027 .
  27. ^ Рейнольдс, Габриэль Саид «Коран и Библия: текст и комментарии», издательство Йельского университета, 2018, стр. 929.
  28. ^ 3 Маккавеи 5: 1–2.
  29. ^ 3 Маккавеи 6: 18–21.
  30. ^ Стюарт Манро-Хей (2003) «Абраха» в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica: AC . Висбаден: Harrassowitz Verlag.
  31. ^ Вальтер В. Мюллер (1987) «Очерк истории древней Южной Аравии», архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine в Вернере Дауме (редактор), Йемен: 3000 лет искусства и цивилизации в Аравии Феликс . Пингвин-Верлаг. ISBN   9068322133

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39bc5d55523a35899fd6895f935e6dda__1720708740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/da/39bc5d55523a35899fd6895f935e6dda.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abraha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)