Церковь Аль-Калис, Сана
Церковь Аль-Калис | |
---|---|
![]() Остатки церкви 1942 года. | |
Религия | |
Принадлежность | Восточно-православный |
Расположение | |
Расположение | Искусство |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Завершенный | 6 век |
Церковь Аль-Калис — христианская церковь миафизитов, построенная где-то между 527 и концом 560-х годов в городе Санаа на территории современного Йемена . Щедрое убранство церкви сделало ее важным местом паломничества, ставя ее в конкуренцию Каабе в Мекке . По данным Национального музея Саудовской Аравии в Эр-Рияде , Абраха построил Аль-Куллайс в Сане . Он также построил подобный в Наджране для Бани аль-Хариса, Дом Аллата в Таифе для племени Сакифа, Дом Ярима и Дом Гамдана в Йемене .
Фон
[ редактировать ]После резни христианской общины Наджрана , устроенной правителем Зу Нувасом Химьяритского королевства , миафизитский король Калеб Аксумский . стремился отомстить за смерть своих братьев по вере, начав карательную экспедицию (520 г.) в Йеменское королевство . Дху Нувас был свергнут и убит, что побудило Калеба назначить своим наместником христианина-химьярита Сумьяфу Ашву (Эсимифайоса). Однако около 525 г. этот наместник был свергнут аксумским генералом Абрахой при поддержке эфиопов, обосновавшихся в Йемене и удерживавших дань Калебу. Когда Калеб послал еще один поход против Абрахи, эти силы дезертировали, убив своего командира и присоединившись к Абрахе. Еще одну экспедицию, посланную против них, постигла та же участь, оставив Йемен под властью Абрахи. [ 1 ] [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]Абраха стремился продвигать христианство в преимущественно еврейском королевстве, а также пытался противодействовать Каабе в Мекке, главному религиозному центру приверженцев арабского политеизма . Поэтому Абраха приказал построить церковь Аль-Калис (также известную как Аль-Кулайс и Аль-Куллайс, от греческого ekklēsía ). [ 3 ] в Сане. Письма были отправлены как в Аксум, так и в Византийскую империю с запросами на мрамор, мастеров и мозаику . Отсутствие традиции изготовления мозаики в доисламской Аравии и Эфиопии в то время, а также частое использование византийцами мозаичистов для достижения дипломатических целей подтверждают, что византийцы подчинялись. Историк Прокопий сообщает, что во время правления императора Юстиниана I к Абрахе был отправлен посланник , что позволяет отнести строительство церкви к периоду между 527 и концом 560-х годов. [ 4 ]
Церковь была построена из зеленого, желтого, белого и черного камня, привезенного из старого замка, расположенного в Марибе . В церковь вела мраморная лестница, а дверь была сделана из бронзы или меди. Церковь объединила в себе три отдельных архитектурных элемента, известных как байт, айван и кубба. Иван и кубба, для первых состояли из мозаичного орнамента из растительных мотивов и золотой звезды, – полихромных для вторых мозаичных крестов из серебра и золота. Принимая во внимание византийский указ 427 года, запрещавший ставить кресты в местах, где на них можно наступить, вполне вероятно, что кресты располагались на стенах. Остальная часть декора состояла из резного дерева и слоновой кости в сочетании с золотыми панелями, инкрустированными драгоценными камнями и крестами. Летописцы не упоминают фигуративные изображения — стиль, часто встречающийся в аниконических сирийских и палестинских мозаичных традициях. [ 5 ]
Влияние церкви как места паломничества могло быть причиной действий мекканских язычников, пытавшихся осквернить церковь. Между 552 и 555 годами Абраха в ответ на этот инцидент организовал карательную экспедицию. [ 6 ] В 685 году претендент на престол Омейядского халифата Абдаллах ибн аз-Зубайр вынес из церкви три колонны вместе с рядом мозаик, с намерением использовать их при косметическом ремонте Великой мечети Мекки . Этот инцидент знаменует собой первое зарегистрированное использование мозаики в исламской архитектуре . Говорят, что церковь сохранилась по крайней мере до правления аббасидского халифа Аль -Мансура (714–775), после чего она была снова разграблена. [ 5 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Манро-Хей 1991 , с. 57.
- ^ Кинг 1980 , с. 37.
- ^ Уллендорф 1960 , с. 56.
- ^ Кинг 1980 , стр. 37–39.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1980 , стр. 37–40.
- ^ «Похороненная христианская империя в Йемене проливает новый свет на ранний ислам» .
- ^ Гидетти 2009 , с. 9.
- Источники
- Гуидетти, Маттиа (2009). «Византийское наследие в Дар аль-Исламе : церкви и мечети в Ар-Рухе между шестым и двенадцатым веками» (PDF) . Мукарнас . 26 : 1–36. дои : 10.1163/ej.9789004175891.i-386.5 . JSTOR 27811133 . S2CID 191479491 . Проверено 20 сентября 2021 г.
- Кинг, GRD (1980). «Некоторые христианские настенные мозаики в доисламской Аравии». Материалы семинара по арабистике . 10 : 37–43. JSTOR 41222963 .
- Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности (PDF) . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-0106-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2003 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- Уллендорф, Эдвард (1960). Эфиопы: введение в страну и людей (PDF) (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета . Проверено 20 сентября 2021 г.