Jump to content

Ранневизантийские мозаики на Ближнем Востоке

Иерусалим на карте Мадабы

Ранние византийские мозаики на Ближнем Востоке представляют собой группу христианских мозаик, созданных между 4 и 8 веками в древней Сирии , Палестине и Египте , когда эта территория принадлежала Византийской империи . Восточные провинции Восточной Римской империи и ее продолжения, Византийской империи , унаследовали сильную художественную традицию от языческой поздней античности . Традиция изготовления мозаики продолжалась в эпоху Омейядов до конца VIII века. Подавляющее большинство этих произведений искусства позже было уничтожено, но археологические раскопки обнаружили множество сохранившихся образцов.

Святая Земля (Палестина)

[ редактировать ]
Грузинская надпись из Бир-эль-Кутта на византийском мозаичном полу.

Иерусалим, Иудейская горная страна и Шефела

[ редактировать ]

В Иерусалиме с его многочисленными святыми местами, вероятно, была самая высокая концентрация покрытых мозаикой церквей, но очень немногие из них пережили последующие волны разрушений. Нынешние руины не отражают первоначального богатства города. Наиболее важной из них является мозаика «Птицы» , известная в народе как «Армянская мозаика», которая была обнаружена в 1894 году возле Дамасских ворот . На нем изображена виноградная лоза со множеством ветвей и гроздьями винограда, вырастающая из вазы. На ветвях виноградной лозы обитают павлины, утки, аисты, голуби, орел, куропатка и попугай в клетке. Надпись гласит: «В память и спасение всех тех армян, чье имя знает Господь». Символика мозаики указывает на то, что помещение использовалось для поминовения умерших как погребальная часовня.

В 2017 году во время раскопок перед прокладкой телефонного кабеля археологи обнаружили редкую греческую мозаику примерно в километре к северу от Старого города на дороге, ведущей к Дамасским воротам . Надпись на мозаике гласит: «Во времена нашего благочестивейшего императора Флавия Юстиниана , и все это здание Константина, боголюбивейшего священника и игумена, поставлено и воздвигнуто в 14-м индикте». Археологи назвали находку «чрезвычайно захватывающей», заявив, что «не каждый день можно найти надпись — «прямое письмо» от кого-то — датированное 1500 лет назад». Слово « индикт » — это древний метод подсчета лет для целей налогообложения. Судя по историческим источникам, мозаику можно датировать 550/551 годом нашей эры. [1] [2]

В церкви Доминус Флевит на Елеонской горе в 1955 году была раскопана византийская часовня VII века. Пол богато украшен пересекающимися кругами и изображениями фруктов, листьев, цветов и рыб. В греческой надписи упоминается Симон, который «украсил это место молитвы в честь Иисуса».

В соседней церкви Агонии (первоначально построенной в последние десятилетия IV века) в 1920 году был обнаружен красочный мозаичный пол, имеющий геометрический рисунок.

Фрагменты подобного геометрического мозаичного пола сохранились в базилике Св. Стефана (за Дамасскими воротами), построенной императрицей Элией Евдокией в первой половине V века.

На окраине современного Иерусалима, в Крестовоздвиженском монастыре , сохранилась часть сложного мозаичного пола V века, включающего изображения павлинов, растений и геометрических узоров.

Ранневизантийские мозаики сохранились в церкви Иоанна Крестителя в Эйн-Кереме , монастыре Бейт-Джималь (в V веке церковь гробницы святого Стефана, мозаики обнаружены в 1916 году), церкви Сидения Марии (Кафисма). ) (V-VIII вв., цветочные и геометрические узоры, рога изобилия, обнаружены в 1992-1997 гг.) и нижняя церковь на Пастушьем поле (или Бейт-Сахур , греческий православный памятник, пол с крестами, следовательно, должен быть датирован ранее 427 г.). ).

Исключительно хорошо сохранившийся мозаичный пол, похожий на ковер, был обнаружен в 1949 году в Вифании , в ранневизантийской церкви Лазария, построенной между 333 и 390 годами. Из-за своего чисто геометрического рисунка пол церкви следует сгруппировать с другими мозаики того времени в Палестине и соседних регионах, особенно мозаики Константинова периода в центральном нефе Вифлеема. [3] Вторая церковь была построена над старой в VI веке с еще одним, более простым геометрическим мозаичным полом.

В 2003 году во время строительных работ на израильском барьере на Западном Берегу в Абу-Дисе рабочие повредили остатки византийского монастыря, который впоследствии был раскопан. Монастырская церковь имела тщательно продуманный мозаичный пол, украшенный изображениями животных, в том числе оленя и осьминога. [4]

В селе Байт-Джибрин (древний Элевтерополис) обнаружены руины трех византийских церквей. Один из них был украшен изысканной мозаикой с изображением четырех времен года, но был испорчен во время арабо-израильской войны 1948 года . Другая церковь к северу от вади была раскопана в 1941–1942 годах. Его напольная мозаика состоит из восьмиугольников с изображениями птиц, четвероногих и сцен из истории Ионы, изображающих пророка, выброшенного из лодки или отдыхающего. [5]

Деталь мозаичного пола церкви Эммаус Никополь.

В соседнем Эммаусе Никополе две византийские базилики были построены в VI-VII веках над традиционным домом Клеопы , почитавшимся христианами как место преломления хлеба воскресшим Христом. Оба были украшены мозаичными полами. В северном нефе южной базилики нилотская мозаика изображала птиц, животных и цветы. [6] В Абу-Гоше в современной церкви Ковчега Завета сохранился мозаичный пол V века.

были обнаружены две крупные византийские церкви В 1995-99 годах в Хирбет-Яттире (древняя Иефира) в южной части Иудейских холмов, недалеко от северного Негева, . Они принадлежали монашеским общинам и были вымощены прекрасной мозаикой в ​​VI-VII веках. В мозаичном полу церкви C можно выделить две фазы. Первая была украшена четырьмя птицами и медальонами из виноградных лоз, а вторая была разделена на 23 полосы, содержащие магические символы и святые имена. Дарственная надпись датирует эту мозаику 631/32 годом.

Иудейская пустыня

[ редактировать ]
Деталь мозаичного пола византийской церкви в Масаде . Монашеская община жила здесь в V-VII веках.

Монашеские . общины и города Иудейской пустыни также украшали мозаичными полами свои церкви и монастыри С точки зрения византийского периода, западная часть нижней долины реки Иордан возле Иерихона входила в тот же регион, хотя географически ее можно рассматривать как отдельную.

Монастырь Мартириус был основан в конце V века и вновь открыт в 1982-85 годах. Самым важным произведением искусства здесь является сохранившийся геометрический мозаичный пол трапезной, хотя сильно поврежденный церковный пол был не менее богат. [7]

Мозаики в церкви близлежащего Евфимиева монастыря более поздние (обнаружены в 1930 г.). Они были заложены в эпоху Омейядов, после разрушительного землетрясения в 659 году. Самыми важными сохранившимися объектами являются две шестиконечные звезды и красная чаша. Пол церкви позже был заменен грубым opus sectile (вероятно, крестоносцами ) .

В Аршелаи (ныне Хирбет эль-Бейюдат), на западном берегу нижней долины реки Иордан , в 560-х годах, как указано в вотивных надписях, византийская церковь была вымощена мозаикой.

Трансиордания с Мадабой

[ редактировать ]

Лекарства

[ редактировать ]
Верхняя часть мозаики Ипполита в Мадабе

Самым важным произведением византийского христианского мозаичного искусства на Востоке является карта Мадабы , созданная между 542 и 570 годами в качестве пола церкви Святого Георгия в Мадабе , Иордания . Она была вновь открыта в 1894 году. Карта Мадабы — старейшее из сохранившихся картографических изображений Святой Земли . На нем изображена территория от Ливана на севере до дельты Нила на юге и от Средиземного моря на западе до Восточной пустыни . Самый крупный и детальный элемент топографического изображения — Иерусалим , расположенный в центре карты. Карта обогащена множеством натуралистических объектов, таких как животные, рыбацкие лодки, мосты и пальмы.

Город Мадаба оставался важным центром изготовления мозаики на протяжении V-VIII веков. В церкви Апостолов записано даже имя мастера-мозаичиста Саломия (с 568 г.). В середине главной панели можно увидеть Талассу, богиню моря, окруженную рыбами и другими морскими существами. Также были добавлены местные ближневосточные птицы, млекопитающие, растения и фрукты. Церковь Ильи Пророка была построена в 607 году. Ее ковровую центральную панель в нефе обрамляет ряд медальонов с изображением местных животных. Мозаика использовалась в качестве украшения не только церквей, но и богатых частных резиденций, таких как Зал Ипполита и Сгоревший дворец (оба начала VI века). Они следуют классической греко-римской традиции с мифологическими и аллегорическими сценами, такими как «Времена года», «Федра и Ипполит», Венера и Адонис, «Три грации» и городские богини Мадабы, Рима и Грегории (в зале «Ипполитос»); сцены охоты, борьбы быка и льва (в Сожжённом дворце). [8]

Гора Нево

[ редактировать ]
Мозаичный пол церкви на горе Нево (баптистерий, 530 г.)

Один из самых ранних примеров византийского мозаичного искусства в регионе можно найти на горе Нево , месте паломничества в византийскую эпоху, где умер Моисей . Среди множества мозаик VI века в церковном комплексе в местности, известной как Сияга (обнаруженной после 1933 года), самая интересная находится в баптистерии. Нетронутая напольная мозаика византийского монастыря, построенная на фундаменте еще более ранней часовни третьего или четвертого века нашей эры, была заложена около 530 года. Она занимает площадь 9 х 3 м и изображает монашеское времяпровождение за вином. изготавливающие, а также охотники с богатым ассортиментом ближневосточной флоры и фауны. [9]

Церковь Св. Лот и Прокопий был основан в 567 году в деревне Нево под горой Нево (ныне Хирбет аль-Мухайят ). На мозаике пола изображены повседневные дела, например, сбор винограда. Еще две впечатляющие мозаики были обнаружены в разрушенной церкви проповедника Иоанна неподалеку. Одна из мозаик была помещена над другой, которая была полностью закрыта и неизвестна до современной реставрации. Таким образом, фигуры на старой мозаике ускользнули от иконоборцев. [10]

Скажи Мар Элиасу

[ редактировать ]

Церковный комплекс начала VII века в Телль-Мар-Элиасе , месте рождения пророка Илии , (на территории современной Иордании , недалеко от Аджлуна ) был обнаружен в 1999 году. Пол крестообразной главной церкви украшен чудесно сохранившейся разноцветной мозаикой. с растительными и геометрическими мотивами (цветы, листья, завитки, плетеные узоры, амфоры) без изображений животных и человека. Одна большая мозаичная надпись на полу белыми буквами на красном фоне гласит, что пресвитер Саба и его жена предложили церковь Богу как выражение своей веры в 622 году. [11]

Место крещения

[ редактировать ]

Другое святое место, Вифания за Иорданом (Аль-Махтас), место крещения Иисуса , было раскопано после 1994 года. Напольные мозаики были обнаружены в церкви Арки 5-6 веков, церкви Троицы, а также церкви 5-го века. век Монастырь Роториос (с греческими надписями). Пол здесь был покрыт цветной мозаикой с рамкой и крестиками, изображавшими геометрические узоры. [12] [13]

Пещера Лота

[ редактировать ]

Монастырский комплекс над пещерой Лота (недалеко от южной оконечности Мертвого моря ), который был обнаружен после 1988 года, содержал пять мозаик, одна датированная апрелем 606 года, другая — маем 691 года. [14]

Еще одним важным местом мозаики вокруг Мадабы является древний Эсбус, современный Телль-Хесбан , где были обнаружены две византийские церкви. Обе церкви сохранили впечатляющие остатки мозаичных полов, что неудивительно, учитывая тот факт, что Эсбус был церковным центром со своим собственным епископом. [15] Особый интерес представляет нилотская мозаика пресвитерия Северной церкви, где мозаичисты создали мотив горлицы, сидящей на гнезде из воображаемого цветка. [16]

Маин и Массух

[ редактировать ]

Христианские мозаики были также обнаружены в других поселениях в окрестностях Мадабы, таких как Маин и Массух , что свидетельствует о широкой популярности этого ремесла в византийские времена и важности района Мадабы как художественного центра. Церковь в Массуе имеет двухслойную напольную мозаику. Нижний слой VI века не имеет иконоборческих повреждений, а верхний слой VII века систематически изменялся иконоборцами. Фигуры осторожно заменялись крестами или цветочными и архитектурными мотивами. [17]

Наиболее важные византийские мозаики в Самарии были обнаружены в Шило , где были обнаружены три базилики. Большой мозаичный пол Церкви Ковчега (завершен в 420 году, вновь открыт в 2006 году) содержит геометрические узоры, изображения флоры и три греческие надписи, среди которых приветствие жителям Сейлуна (Шило). [18]

Галилея более широкий регион

[ редактировать ]

Два мозаичных памятника были обнаружены в окрестностях современной Нагарии в Западной Галилее. Та церковь, которая сейчас принадлежит мошаву Шавей-Цион, представляла собой церковь V-VI веков, стоявшую сразу на берегу моря. Основным мотивом коврового декоративного пола являются красные свастики на белом фоне. Другая церковь расположена на холме под названием Хирбет Иттайм. Трехапсидальная базилика была построена в 555 году епископом Тира и разрушена в 614 году персами. Замечательный мозаичный пол украшен образными сценами, такими как охотник, нападающий на тигра в южной апсиде, человек с лошадью, сидящий мужчина, играющий на флейте, и два прекрасных павлина, пьющих из источника жизни.

В 1940 году на территории современной Ханиты была обнаружена византийская церковь VI века . Среди преимущественно декоративных мотивов его мозаичного пола есть две анималистические сцены: кабан, пасущийся на поле, и заяц, поедающий виноград (последний встречается очень редко). Оба считаются символом искупления. [19]

Мозаичное убранство церкви Благовещения в Назарете , которая была одной из величайших константиновских базилик Святой Земли, было полностью разрушено в течение столетий вместе с большей частью базилики. Археологические данные доказывают, что до середины IV века на этом месте стояла еще одна небольшая церковь. От этого здания сохранилась мозаичная надпись, посвященная диакону Конону. [20] Существование крупной византийской церкви на месте нынешнего монастыря сестер Назаретского было доказано в 2006-2007 годах. Эта церковь была архитектурно сложной и богато украшенной, она была покрыта полихромной мозаикой (от которой сохранились лишь очень скудные остатки), а также имела полихромную настенную мозаику. К югу от церкви располагались дальнейшие византийские постройки с мозаичными полами. Эти свидетельства указывают на то, что византийский Назарет содержал две большие церкви, доминирующие в его центре, а вокруг них - другие каменные постройки с мозаичными полами и колоннадами. Таким образом, город должен был стать важным центром византийского паломничества. [21]

На вершине близлежащей горы Фавор , которая почиталась как место Преображения Господня, до 422 года была построена еще одна великая церковь. Сохранилась небольшая часть ее мозаичного пола.

Монастырь Леди Марии недалеко от Бет-Шеана был основан в 567 году. Многие комнаты и сама церковь были украшены мозаикой, среди них большой зодиак, круг из 12 фигур, обозначающих месяцы, с богом солнца Гелиосом и богиней луны Селеной. в центре. Подобные мозаичные зодиаки были найдены в современных еврейских синагогах. Другие мозаики изображают усики виноградной лозы, охотников, животных и птиц.

В Курси на восточном берегу Галилейского моря находится церковь V века. Это место связано с библейской Гергесой как местом, где Иисус изгнал легион бесов из одержимого человека. Видимые сегодня мозаики включают геометрические узоры, птиц, огурцы, тыквы, дыни и гроздья винограда.

Средиземноморское побережье

[ редактировать ]

Несколько мозаик были обнаружены вокруг Газы , которая была важным центром христианства в византийскую эпоху. Наиболее известные из этих открытий были сделаны в 1917 году австралийскими войсками, сражавшимися против османов при Шеллале . Церковь стояла на небольшом холме над Вади-Гуззе, а ее искусно выполненный пол украшен медальонами экзотических животных и двумя красивыми павлинами. Он был датирован 561–562 годами и считается выдающимся произведением мозаичного искусства эпохи Юстиниана. Менее известная мозаика церкви была также обнаружена во время военных действий летом 1917 года в Умм-Джераре , к югу от Газы. Два этажа имеют много общего в дизайне.

В районе Барнеа порта Ашкелон были раскопаны две большие византийские церкви. В первом только остатки стеклянной мозаики свидетельствуют о том, что его стены были украшены мозаикой, а в другом сохранился почти неповрежденный геометрический пол с тремя надписями, датируемыми 493 и 498 годами.

Пустыня Негев

[ редактировать ]

Покрытые мозаикой церкви доказывают, что города вдоль Набатейской дороги специй в пустыне Негев процветали в христианскую эпоху. В Мамшите сохранились две великие церкви. Восточная церковь (или Церковь мучеников), вероятно, была построена в конце IV века и имеет геометрический пол с крестами. Мозаики Западной (или Нильской) церкви более сложны, на них изображены птицы, корзина с фруктами, свастики и цветы. Надпись на медальоне гласит: «Боже, спаси раба Твоего Нила, возлюбленного Иисуса, основавшего это здание. Сохрани его и его семью».

Деталь мозаичного пола церкви Петра.

Мозаичное искусство также процветало в христианской Петре , где были обнаружены три византийские церкви. Самый главный из них был обнаружен в 1990 году. Известно, что стены также были покрыты мозаикой из золотого стекла, но сохранились только панели пола. Мозаика времен года в южном нефе относится к этому первому периоду строительства середины V века. В первой половине VI века были установлены мозаики северного нефа и восточного конца южного нефа. На них изображены как местные, так и экзотические или мифологические животные, а также олицетворения времен года, океана, земли и мудрости. [22] [23]

Преображение Господне в Екатерининском монастыре.

Важные мозаики эпохи Юстиниана украшали монастырь Святой Екатерины на горе Синай . В целом настенные мозаики в регионе не сохранились из-за разрушения зданий, но монастырь Святой Екатерины является исключением. На верхней стене Моисей изображен в двух панно на пейзажном фоне. В апсиде мы видим Преображение Иисуса на золотом фоне. Апсида окружена полосами с медальонами апостолов и пророков, а также двух современных фигур: «Аббата Лонгина» и «Иоанна Диакона». Мозаика, вероятно, была создана в 565/6 году.

Будучи частью древнего региона Сирии , современный Ливан разделял те же великие традиции римского и византийского мозаичного искусства, что и соседние регионы. В недавнем прошлом в городах и церквях по всей стране было обнаружено множество важных находок. Важная коллекция византийской мозаики была собрана во дворце Бейт-Дин , в основном благодаря находкам в прибрежном городе Джийе (древний Порфирион). Они датируются V-VI веками. Узоры часто геометрические и стилизованные, но встречаются и интересные изображения животных, в том числе леопардов, газелей, львов, зайцев и птиц, а также религиозных деятелей.

Большой геометрический мозаичный пол был обнаружен в церкви Святого Иоанна Крестителя в Библосе .

Сирия имела высокий статус в византийский период, когда во многих ее городах были школы мозаичного искусства и прекрасные фрески . Мозаики и фрески украшали многие общественные здания, такие как церкви и соборы, в том числе одну из крупнейших мозаик в мире, найденную в руинах церкви Святых мучеников в Тайбат аль-Имаме . Сотни замечательных изображений были найдены в разных местах, многие из них хранятся в музеях, таких как музей в Апамее , музей Хамы с «Мозаикой музыкантов» из Марьямина и музей Мааррат ан-Нумана . Помимо мозаик византийского периода, в Сирии было обнаружено множество более старых мозаик римского периода, в таких местах, как город Шахба , родная деревня императора Филиппа Араба . Известные произведения искусства были также найдены в древнем сирийском городе Антиохия (ныне на территории современной Турции ) и в районе Хауран .

Омейяды и ранние периоды Аббасидов

[ редактировать ]

Современная Иордания

[ редактировать ]

Арабское завоевание Ближнего Востока в VII веке не прервало искусство изготовления мозаики. Арабы изучили и приняли это ремесло как свое собственное и продолжили классическую традицию. В эпоху Омейядов христианство сохраняло свое значение, церкви строились и ремонтировались, а некоторые из наиболее важных мозаик христианского Востока были созданы в 8 веке, когда регион находился под властью ислама.

Основной

[ редактировать ]

Мозаичные полы церкви Акрополя в Маине (древняя Белемаунта), датированные надписью 719–20 гг., включают изображения 11 зданий, представляющих города Святой Земли, определенные греческими топонимами. Все фигуры были повреждены иконоборцами и тщательно заменены различными мотивами.

Лекарства

[ редактировать ]

Последняя крупная мозаика в Мадабе была создана в 767 году в церкви Девы Марии (обнаружена в 1887 году). Это шедевр геометрического стиля с греческой надписью в центральном медальоне.

Умм ар-Рас

[ редактировать ]

Мозаики церкви Святого Стефана в древнем Кастрон-Мефаа (ныне Умм-ар-Расас ) выполнены в 785 году (обнаружены после 1986 года). Прекрасно сохранившийся мозаичный пол является самым большим в Иордании. На центральной панели изображены сцены охоты и рыбалки, а на другой панели изображены наиболее важные города региона (в том числе Кастрон-Мефаа, Филадельфия, Мадаба, Эсбунта, Белемаунта, Ареополис, Харак-Моаба, Иерусалим, Наблус, Кейсария и Газа). Рамка мозаики особенно декоративна. Работу подписали шесть мастеров мозаики: Стаурахиос из Эсбуса, Евремиос, Элиас, Константин, Герман и Абдела. Он перекрывает другой, поврежденный мозаичный пол более ранней (587 г.) «Церкви епископа Сергия». Рядом были раскопаны еще четыре церкви со следами мозаичного убранства.

Упадок и кончина

[ редактировать ]

С падением династии Омейядов в 750 году Ближний Восток претерпел глубокие культурные изменения. После конца 8-го века не было создано больших мозаик, и большинство церквей постепенно пришли в упадок и в конечном итоге были разрушены. Традиция изготовления мозаики угасла среди христиан, а также среди исламского сообщества.

См. также

[ редактировать ]
Общие темы
Люди
  • Микеле Пиччирильо (1944–2008), эксперт по ранней византийской мозаике в Иордании, Палестине и Сирии.
  1. За пределами Старого города Иерусалима — уникальная находка древнегреческой надписи.
  2. Важная древняя надпись обнаружена возле Дамасских ворот в Иерусалиме.
  3. ^ да. «Вифания в византийские времена I» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  4. ^ «Безопасность против археологии в Израиле» . 21 октября 2003 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  5. ^ Лука, Эухенио Аллиата - Стефано де. «Обсуждение: 83. Морасти, откуда был Миха Пророк - (аль-Бассаль)» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  6. ^ emmaus.nicopolis - Византийский период (324-637 гг. н.э.) [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ Монастырь Мартирия
  8. ^ «Мозаики Иордании» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  9. ^ BOC, Консультанты по оптимизации бизнеса. «Иордания – Туристические объекты – К югу от Аммана» . Проверено 24 декабря 2016 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  10. ^ http://www.jordanjubilee.com/visitjor/sites2.htm#Khirbet. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine al Mukhayat.
  11. ^ Особенности работы ASOR: Раскопки Расскажите Мару Элиасу. Архивировано 2 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  12. ^ «Место Крещения Иисуса Христа – История и археология – 10 000 фильмов» . Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  13. ^ «Место Крещения Иисуса Христа – Археология» . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г. Проверено 5 июля 2008 г.
  14. ^ «Грубые гиды-» . Проверено 24 декабря 2016 г.
  15. Сохранение и реставрация. Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  16. ^ Лука, Эухенио Аллиата - Стефано де. «Статья: Река Нил и Египет в мозаиках Ближнего Востока (Басема Хамарне)» . Проверено 24 декабря 2016 г.
  17. ^ MWNF - Музей без границ
  18. ^ «Шилох» . 17 июля 2007 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  19. ^ Орлинский, Гарри М. (1 января 1981 г.). «Читатель журнала исследований Израиля» . Издательский дом КТАВ, ООО . Проверено 24 декабря 2016 г.
  20. ^ да. «Назарет: Археологические раскопки» . Проверено 24 декабря 2016 г.
  21. ^ ВИЗАНТИЯ - Общество содействия византийским исследованиям в Интернете. Архивировано 4 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  22. ^ «Церковь Петры – Мозаичные полы – Петра, Иордания» . 21 января 2007 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
  23. ^ BOC, Консультанты по оптимизации бизнеса. «Иордания – Туристические объекты – К югу от Аммана» . Проверено 24 декабря 2016 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  24. ^ «Византия / Персонификация Ктисиса (Основания) / первая половина VI века» . Проверено 24 декабря 2016 г.
  25. ^ Лекут, Фредерик (2020). Персонификации КТИСИСа в ранневизантийских мозаиках . По состоянию на 22 ноября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 862832998c9f76f24e2c1f1cae6c959c__1707983700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/9c/862832998c9f76f24e2c1f1cae6c959c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early Byzantine mosaics in the Middle East - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)