Jump to content

Крест в квадрате

Панагия Халкеон — крестово-квадратная церковь XI века в Салониках . Вид с северо-востока.

Крест -в-квадрате или крестово-купольный план был доминирующей архитектурной формой среднего и позднего периода византийских церквей . Он имел квадратный центр с внутренней структурой в форме креста, увенчанного куполом.

Первые крестово-купольные церкви, вероятно, были построены в конце VIII века, и эта форма используется во всем православном мире до наших дней. На Западе Донато Браманте первый проект (1506 г.) для базилики Святого Петра представлял собой центрально спланированный крест-квадрат под куполом и четырьмя вспомогательными куполами.

По-немецки такая церковь называется Kreuzkuppelkirche , или «крестово-купольная церковь». По-французски это église à croix inscrite , «церковь с вписанным крестом».

Архитектура

[ редактировать ]

Архитектурная форма

[ редактировать ]
План типовой крестово-купольной церкви; X века на основе Мирелайона в Константинополе .

Крестообразная церковь сосредоточена вокруг квадратного наоса («квадрата»), который разделен четырьмя колоннами или опорами на девять пролетов (разделений пространства). Внутренние пять делений образуют форму квинконса («креста»). [1] Центральный пролет обычно больше остальных восьми и увенчан куполом, опирающимся на колонны. Четыре прямоугольных пролета, непосредственно примыкающие к этому центральному пролету, обычно перекрыты цилиндрическими сводами ; это ветви «креста», вписанного в «квадрат» наоса. Четыре оставшихся пролета в углу обычно имеют крестовые своды . Пространственная иерархия трех типов отсеков, от самого большого центрального пролета до самых маленьких угловых, отражается на фасаде здания; куполообразный центральный отсек выше поперечин, которые, в свою очередь, выше угловых отсеков. [2]

К западу от наоса находится притвор , или вестибюль, обычно образованный добавлением трех пролетов к самым западным пролетам наоса. На востоке стоит бема, или святилище, часто отделенное от наоса темплоном или , в более поздних церквях, иконостасом . Святилище обычно образовано тремя дополнительными бухтами, примыкающими к самым восточным бухтам наоса, каждая из которых заканчивается апсидой, увенчанной раковиной (полукуполом). Центральная апсида больше, чем северная и южная. Термин «бема» иногда используется для обозначения центральной части, тогда как северная часть известна как протез , а южная — как диаконикон . [3]

Хотя свидетельств византийской внутренней архитектуры мало, похоже, что основная часть крестообразной церкви (девять пролетов, разделенных четырьмя колоннами) также использовалась для строительства залов внутри жилых построек. [4]

Литургическое использование

[ редактировать ]

Архитектурная артикуляция отдельных пространств крестово-купольной церкви соответствует их различным функциям в совершении литургии . Нартекс служит входным залом, а также для особых литургических функций, таких как крещение , и как почетное место захоронения (часто, как в случае с Мартораной в Палермо , основателей церкви). Наос – это место, где прихожане стоят во время службы. Святилище предназначено для священников. Алтарь стоит в центральном отсеке, или беме, который иногда снабжен синтроном или скамейкой, на которой может сидеть духовенство. Протез используется для приготовления Евхаристии , а в диакониконе хранятся богослужебные облачения и тексты, используемые при совершении Литургии. [5]

Распространенные варианты

[ редактировать ]
План церкви Хора в Константинополе

Описанная выше архитектурная форма и литургическая функция соответствуют «классическому» типу крестово-купольной церкви, который представлен рядом значительных памятников (например, Мирелайоном в Константинополе ) . Однако этот классический тип представляет собой лишь один из множества возможных вариантов формы креста в квадрате.

В частности, в позднейшей византийской архитектуре ядро ​​крестообразного плана могло быть дополнено добавлением периферийных структур. Примером может служить церковь Хора в Константинополе. Первоначальный квадратный крест XI века был расширен в XIV веке за счет добавления второго притвора на западе ( экзонартекса или внешнего притвора) и боковой часовни ( парекклесиона ) на юге, используемой для захоронений. [6] Окончательные планы многих других византийских церквей возникли в результате аналогичной диахронической последовательности дополнений к центральному крестообразному ядру; например, Календерхане Ками в Константинополе, [7] Колокольная церковь в Каппадокии , [8] и Марторана в Палермо. [9] Одной особенно распространенной вспомогательной постройкой, наблюдаемой, например, в Календерхане, церкви Хора и Марторане, была колокольня.

Компактный крест-квадратный план, основанный на Каттолике в Стило . Наос является является центральной литургической зоной и святилищем .

С другой стороны, существовала радикально сокращенная, «компактная» форма креста-квадрата, построенная без притвора и с тремя апсидами, примыкающими непосредственно к самым восточным нишам наоса. Этот план был особенно распространен в провинциях, например на юге Италии. [10] на Сицилии , [11] и в Каппадокии. [12] В церквях этого типа темплонный барьер часто возводился вдоль оси двух восточных колонн, таким образом ограничивая три самых восточных отсека внутри святилища.

Особенно важным вариантом креста в квадрате является так называемый «афонский» или «монастырский» план, в котором прямоугольные пролеты на севере и юге наоса также открывались на полукруглые апсиды, придавая церкви появление триконха . Этот план, который часто считают типичным для монашеских церквей, по-видимому, был разработан на Афоне в одиннадцатом веке; боковые апсиды служили местом для исполнения антифонной литургической музыки двумя монашескими хорами. [13] Важным примером этого типа за пределами Афона является церковь XIV века, известная как «Профитис Илия» в Салониках. [14]

Украшение

[ редактировать ]
Христос Пантократор в куполе монастыря Дафни .

Внутреннее убранство крестово-купольной церкви, обычно выполненное мозаикой , но иногда и фреской , развивалось в тесной связи с ее архитектурой, и можно различить «классическую» систему декора, представленную, в частности, великими монастырскими церквями. одиннадцатого века (например, монастырь Дафни под Афинами и Осиос Лукас в Беотии ). Эта система была определена в классическом исследовании, опубликованном в 1940-х годах Отто Демусом , которое кратко изложено в следующем отчете. [15]

Мозаичное убранство крестово-купольной церкви можно разделить на три зоны, определяемые архитектурным членением интерьера: верхнюю зону, охватывающую купола, высокие своды и раковину апсиды; средняя зона, включающая косы , подвески и верхние части сводов; и самая нижняя зона, состоящая из нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. Тройное деление имеет космографическое значение: самая верхняя зона соответствует небу, средняя зона — раю или Святой Земле, а нижняя — земному миру. [16]

Крещение Христа в Дафни. Фигуры по обе стороны Иордана смотрят друг на друга через пустое пространство, ограниченное косой, которое становится пространством сцены.

В самой верхней зоне представлены только самые святые фигуры христианства (например, Христос, Богородица и ангелы) или сцены, имеющие непосредственное отношение к небесам. Например, мозаики центрального купола почти всегда представляют одну из трёх сцен: Вознесения , Пятидесятницы или Христа Пантократора . [17] В средней зоне преобладают повествовательные сцены, изображающие великие христологические праздники (рождение, представление во храме и т. д.). [18] Самую нижнюю зону занимает «хор святых», в основном стоящие фигуры в полный рост, которые, по словам Демуса, «разделяют пространство» прихожан. [19]

В классической системе мозаики были составлены так, чтобы их можно было рассматривать с западной стороны церкви; то есть они были ориентированы на непрофессионала. [20] В соответствии с этим взглядом, изогнутые пространства сводов были использованы для создания иллюзии пространства, если смотреть под заданным углом. Поэтому украшение крестово-купольной церкви было неразрывно связано с ее архитектурой: «Сама византийская церковь есть «картинное пространство» икон. Это идеальный иконостас; она сама в целом является иконой. придавая реальность концепции божественного миропорядка». [21]

Истоки и развитие

[ редактировать ]
Собор Святой Софии в Салониках (не путать с более крупной и известной церковью в Стамбуле), пример «крестово-купольного» типа, который часто называют предшественником квадратного креста. Эта фотография была сделана в 1890 году, когда церковь еще использовалась как мечеть во времена Османской империи .
Мечеть Фатих в Тириле

Можно сказать, что крестово-купольная церковь представляет собой уникальное художественное произведение средневизантийского периода. Ранние византийские церкви были преимущественно базиликами или централизованными (например, крестообразные церкви -тетраконхи , восьмиугольники). Таким образом, вопрос о происхождении формы креста в квадрате интересует историков искусства со второй половины XIX века, хотя ни один из них никогда не получал единодушного одобрения научного сообщества.

Наиболее влиятельные направления в более ранних исследованиях пытались вывести крестово-квадратную церковь либо из раннехристианской базилики (точка зрения, первоначально отстаиваемая Оскаром Вульфом и которой придерживались многочисленные ученые, в том числе Александр ван Миллинген и Чарльз Диль) [22] или из крестообразных церквей поздней античности (теория, впервые выдвинутая Йозефом Стржиговским , а затем в различных модах ей последовали , среди прочих, Габриэль Милле и Андре Грабарь). [23] Согласно базилической теории, решающими промежуточными постройками были так называемые «крестово-купольные» церкви седьмого и восьмого веков (например, собор Святой Софии в Салониках и церковь Коймесиса в Никее ), [24] тогда как согласно последней теории углы крестообразных церквей были просто «засыпаны» (как, например, в Осиосе Давиде в Салониках).

По мере того как дисциплина истории искусств отошла от эволюционного подхода, вопрос о «происхождении» крестообразной церкви несколько отступил, и внимание переключилось на датировку первых полностью разработанных примеров этого типа. Важными в этом отношении являются церковь, сегодня известная как Фатих-Джами в Триле , Вифиния (датируемая началом девятого века) и так называемая «Церковь H» в Сиде (вероятно, до 800 г.). Было высказано предположение, что этот тип был разработан в монашеском контексте в Вифинии в конце восьмого и начале девятого веков; [25] например, церковь, построенная в монастыре Саккудион в 780-х годах Феодором Студитом и его дядей Платоном, хотя и известна только по литературным источникам, по-видимому, представляла собой квадратный крест. [26]

Церковь Святой Параскевы, Чернигов , Украина . Построен ок. 1200 ; восстановлен в 20 веке.

Влияние Неа Экклесии (Новой церкви) в Большом Константинопольском дворце , построенном около 880 года, часто описывается как решающее значение для доминирования крестообразного плана в средневековый период; [27] однако здание не сохранилось, его действительная форма вызывает много споров, и нет никакой уверенности в том, что это был настоящий крест-в-квадрате. [28] Каковы бы ни были причины, к концу девятого века крест стал доминировать в церковном строительстве. [29] возможно, отчасти потому, что его относительно небольшой масштаб соответствовал внутренне «частному» характеру византийского благочестия. [30] Достижения позднейшей византийской архитектуры были описаны как «разработка типа церкви, которая была по-своему совершенна». [31] Почти всеобщее признание плана креста в квадрате в византийском мире, однако, не означает стагнации художественного творчества, как показывают многочисленные вариации этого типа (описанные выше). Эти вариации, по-видимому, представляют собой не столько линейную эволюцию форм, сколько серию чувствительных реакций на различные местные факторы. [32]

Уже в средние века крест-квадратный план распространился далеко за пределы политических границ Византийской империи. Тип был принят и развит в Киевской Руси , а также в различных независимых королевствах северных Балкан (например, в Сербской империи). [33] ).

Крестово-купольная церковь пережила и политический распад Византийской империи, продолжая служить образцом церковного строительства как в России, так и на Османских («поствизантийских») Балканах и в Малой Азии. На Балканах этот план оставался распространенным до ок. 1700 г. , особенно «афонский» вариант, свидетельствует о важности монашеского покровительства в этот период. [34] Сохранение этой архитектурной традиции и ее сопротивление турецкому и западному влиянию рассматривалось как средство сохранения уникальной идентичности Православной Церкви. [35] Начиная с восемнадцатого века, для строительства церквей в Османской империи использовалось большее разнообразие архитектурных форм, включая возрождение раннехристианских типов (таких как базилика). [36] Хотя неовизантийская архитектура XIX и XX веков имела тенденцию опираться на эклектичный набор исторических отсылок, план креста в квадрате действительно сыграл роль в формировании «национальных стилей» в новых постосманских государствах. (например, в церквях Сербии конца 19 века [37] ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гроссман, Питер (1991). Атия, Азиз С. (ред.). Крест в квадрате . Нью-Йорк: Макмиллан. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  2. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 16.
  3. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 13–14.
  4. ^ Мэтьюз и Мэтьюз, «Особняки в исламском стиле».
  5. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 12–14.
  6. ^ Оустерхаут, Мечеть Хора .
  7. ^ Нападающий, Календарный Петух .
  8. ^ Оустерхаут, византийское поселение .
  9. ^ Чурчич, «Архитектура».
  10. ^ Например, Каттолика в Стило , Сан-Марко в Россано и Сан-Пьетро в Отранто . См. Уортон, Искусство империи , 139–45.
  11. ^ Первоначальная форма Мартораны в Палермо, Сан Николо Регале в Мадзара дель Валло и Сан Тринита ди Делия в Кастельветрано . См. Чурчич, «Архитектура», 29–30.
  12. ^ Например, первоначальная форма Чанлы Килисе, а также множество церквей, высеченных в скалах. См. Оустерхаут, византийское поселение .
  13. ^ Милонас, «Первоначальный план».
  14. ^ Папазотос, «Церковь».
  15. ^ Демус, Мозаичное украшение .
  16. ^ Демус, Мозаичное украшение , 16.
  17. ^ Демус, Мозаичное украшение , 16–17.
  18. ^ Демус, Мозаичное украшение , 22.
  19. ^ Демус, Мозаичное украшение , 26–27.
  20. ^ Демус, Мозаичное украшение , 18 и 24.
  21. ^ Демус, Мозаичное украшение , 13.
  22. ^ Ланге, «Теории», 94–98.
  23. ^ Ланге, «Теории», 98–99.
  24. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 32.
  25. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 17–20; Манго, византийская архитектура , 178-80 гг.
  26. ^ Пратч, Теодорос , 72.
  27. ^ Дарк, Кен (ноябрь 1999 г.). «Византийская церковь и монастырь Святой Марии Перивлепта в Стамбуле». Журнал Берлингтон . 141 (1160): 662–63. JSTOR   888553 .
  28. ^ Оустерхаут, «Реконструкция», 118–24.
  29. ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 15.
  30. ^ Оустерхаут, «Апология», 23.
  31. ^ Манго, Византийская архитектура , 249.
  32. ^ Оустерхаут, «Апология», 23–32.
  33. ^ См., например, Чурчич, «Салоники», 74–83.
  34. ^ Бурас, «Церковная архитектура», особенно. 108-9 и 114.
  35. ^ Бурас, «Церковная архитектура», 109 и 119.
  36. ^ О возрождении базилики, Мантопулу-Панагиотопулу, «Агиос Менас», 242 и н. 30.
  37. ^ Пантелич, «Национализм», 22.

Литература

[ редактировать ]
  • Ч. Бурас, «Византийская традиция в церковной архитектуре Балкан в шестнадцатом и семнадцатом веках», в изд. Дж. Дж. Янниаса, Византийская традиция после падения Константинополя (Шарлоттсвилль, 1991), 107–49. ISBN   0-8139-1329-2
  • С. Чурчич, «Архитектура», в книге Э. Китцингера, Мозаики церкви Святой Марии Адмирала в Палермо (Вашингтон, 1990). ISBN   0-88402-179-3
  • Чурчич, Слободан (2003). «Роль поздневизантийских Салоник в церковной архитектуре на Балканах». Документы Думбартон-Окса . 57 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 65–84. дои : 10.2307/1291876 . JSTOR   1291876 .
  • О. Демус, Византийский мозаичный декор: аспекты монументального искусства Византии (Лондон, 1947).
  • Ланге, Доротея (1986). «Теории возникновения византийской крестово-купольной церкви». Архитектура . 16 : 93–113.
  • Калифорния Манго, Византийская архитектура (Нью-Йорк, 1976). ISBN   0-8109-1004-7
  • Мантопулу-Панагиотопулу, Талия С. (1996). «Монастырь Святого Менаса в Салониках». Документы Думбартон-Окса . 50 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 239–62. дои : 10.2307/1291746 . JSTOR   1291746 .
  • Мэтьюз, Томас; Мэтьюз, Энни Кристин Даскалакис; Мэтьюз, Даскалакис (1997). «Особняки в исламском стиле в Византийской Каппадокии и развитие перевернутого Т-плана». Журнал Общества историков архитектуры . 56 (3). Общество историков архитектуры: 294–315. дои : 10.2307/991243 . JSTOR   991243 .
  • Милонас, Пол (1984). «Первоначальный план Католикона Великой Лавры на Афоне и генезис типа Афонского Католикона». Археологические тетради . 32 : 89–112.
  • Оустерхаут, Роберт (1996). «Апология византийской архитектуры». Геста . 35 (1). Международный центр средневекового искусства: 21–33. дои : 10.2307/767224 . JSTOR   767224 . S2CID   193354724 .
  • Р. Оустерхаут, Архитектура Карие-Джами в Стамбуле (Вашингтон, 1987). ISBN   0-88402-165-3
  • Р. Оустерхаут, Византийское поселение в Каппадокии (Вашингтон, 2005). ISBN   0-88402-310-9
  • Р. Оустерхаут, Мастера-строители Византии (Принстон, 1999). ISBN   0-691-00535-4
  • Р. Оустерхаут, «Реконструкция Константинополя девятого века», в изд. Л. Брубейкера, Византия в девятом веке: мертвая или живая? (Гэмпшир, 1998), 115–30. ISBN   0-86078-686-2
  • Пантелич, Братислав (1997). «Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия». Журнал Общества историков архитектуры . 56 (1). Общество историков архитектуры: 16–41. дои : 10.2307/991214 . JSTOR   991214 .
  • Папазотос, Танасис (1991). «Идентификация церкви «Профитис Илиас» в Салониках». Документы Думбартон-Окса . 45 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 121–27. дои : 10.2307/1291696 . JSTOR   1291696 .
  • Т. Прач, Теодорос Студиты (759–826): между догмой и прагмой (Франкфурт-на-Майне, 1998). ISBN   3-631-33877-5
  • CL Striker, Calendar Hane в Стамбуле (Майнц, 1997). ISBN   3-8053-2026-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a52e07da3eb0d65a6cd9191ca9651509__1707718380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/09/a52e07da3eb0d65a6cd9191ca9651509.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cross-in-square - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)