Крест в квадрате
Крест -в-квадрате или крестово-купольный план был доминирующей архитектурной формой среднего и позднего периода византийских церквей . Он имел квадратный центр с внутренней структурой в форме креста, увенчанного куполом.
Первые крестово-купольные церкви, вероятно, были построены в конце VIII века, и эта форма используется во всем православном мире до наших дней. На Западе Донато Браманте первый проект (1506 г.) для базилики Святого Петра представлял собой центрально спланированный крест-квадрат под куполом и четырьмя вспомогательными куполами.
По-немецки такая церковь называется Kreuzkuppelkirche , или «крестово-купольная церковь». По-французски это église à croix inscrite , «церковь с вписанным крестом».
Архитектура
[ редактировать ]Архитектурная форма
[ редактировать ]Крестообразная церковь сосредоточена вокруг квадратного наоса («квадрата»), который разделен четырьмя колоннами или опорами на девять пролетов (разделений пространства). Внутренние пять делений образуют форму квинконса («креста»). [1] Центральный пролет обычно больше остальных восьми и увенчан куполом, опирающимся на колонны. Четыре прямоугольных пролета, непосредственно примыкающие к этому центральному пролету, обычно перекрыты цилиндрическими сводами ; это ветви «креста», вписанного в «квадрат» наоса. Четыре оставшихся пролета в углу обычно имеют крестовые своды . Пространственная иерархия трех типов отсеков, от самого большого центрального пролета до самых маленьких угловых, отражается на фасаде здания; куполообразный центральный отсек выше поперечин, которые, в свою очередь, выше угловых отсеков. [2]
К западу от наоса находится притвор , или вестибюль, обычно образованный добавлением трех пролетов к самым западным пролетам наоса. На востоке стоит бема, или святилище, часто отделенное от наоса темплоном или , в более поздних церквях, иконостасом . Святилище обычно образовано тремя дополнительными бухтами, примыкающими к самым восточным бухтам наоса, каждая из которых заканчивается апсидой, увенчанной раковиной (полукуполом). Центральная апсида больше, чем северная и южная. Термин «бема» иногда используется для обозначения центральной части, тогда как северная часть известна как протез , а южная — как диаконикон . [3]
Хотя свидетельств византийской внутренней архитектуры мало, похоже, что основная часть крестообразной церкви (девять пролетов, разделенных четырьмя колоннами) также использовалась для строительства залов внутри жилых построек. [4]
Литургическое использование
[ редактировать ]Архитектурная артикуляция отдельных пространств крестово-купольной церкви соответствует их различным функциям в совершении литургии . Нартекс служит входным залом, а также для особых литургических функций, таких как крещение , и как почетное место захоронения (часто, как в случае с Мартораной в Палермо , основателей церкви). Наос – это место, где прихожане стоят во время службы. Святилище предназначено для священников. Алтарь стоит в центральном отсеке, или беме, который иногда снабжен синтроном или скамейкой, на которой может сидеть духовенство. Протез используется для приготовления Евхаристии , а в диакониконе хранятся богослужебные облачения и тексты, используемые при совершении Литургии. [5]
Распространенные варианты
[ редактировать ]Описанная выше архитектурная форма и литургическая функция соответствуют «классическому» типу крестово-купольной церкви, который представлен рядом значительных памятников (например, Мирелайоном в Константинополе ) . Однако этот классический тип представляет собой лишь один из множества возможных вариантов формы креста в квадрате.
В частности, в позднейшей византийской архитектуре ядро крестообразного плана могло быть дополнено добавлением периферийных структур. Примером может служить церковь Хора в Константинополе. Первоначальный квадратный крест XI века был расширен в XIV веке за счет добавления второго притвора на западе ( экзонартекса или внешнего притвора) и боковой часовни ( парекклесиона ) на юге, используемой для захоронений. [6] Окончательные планы многих других византийских церквей возникли в результате аналогичной диахронической последовательности дополнений к центральному крестообразному ядру; например, Календерхане Ками в Константинополе, [7] Колокольная церковь в Каппадокии , [8] и Марторана в Палермо. [9] Одной особенно распространенной вспомогательной постройкой, наблюдаемой, например, в Календерхане, церкви Хора и Марторане, была колокольня.
С другой стороны, существовала радикально сокращенная, «компактная» форма креста-квадрата, построенная без притвора и с тремя апсидами, примыкающими непосредственно к самым восточным нишам наоса. Этот план был особенно распространен в провинциях, например на юге Италии. [10] на Сицилии , [11] и в Каппадокии. [12] В церквях этого типа темплонный барьер часто возводился вдоль оси двух восточных колонн, таким образом ограничивая три самых восточных отсека внутри святилища.
Особенно важным вариантом креста в квадрате является так называемый «афонский» или «монастырский» план, в котором прямоугольные пролеты на севере и юге наоса также открывались на полукруглые апсиды, придавая церкви появление триконха . Этот план, который часто считают типичным для монашеских церквей, по-видимому, был разработан на Афоне в одиннадцатом веке; боковые апсиды служили местом для исполнения антифонной литургической музыки двумя монашескими хорами. [13] Важным примером этого типа за пределами Афона является церковь XIV века, известная как «Профитис Илия» в Салониках. [14]
Украшение
[ редактировать ]Внутреннее убранство крестово-купольной церкви, обычно выполненное мозаикой , но иногда и фреской , развивалось в тесной связи с ее архитектурой, и можно различить «классическую» систему декора, представленную, в частности, великими монастырскими церквями. одиннадцатого века (например, монастырь Дафни под Афинами и Осиос Лукас в Беотии ). Эта система была определена в классическом исследовании, опубликованном в 1940-х годах Отто Демусом , которое кратко изложено в следующем отчете. [15]
Мозаичное убранство крестово-купольной церкви можно разделить на три зоны, определяемые архитектурным членением интерьера: верхнюю зону, охватывающую купола, высокие своды и раковину апсиды; средняя зона, включающая косы , подвески и верхние части сводов; и самая нижняя зона, состоящая из нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. Тройное деление имеет космографическое значение: самая верхняя зона соответствует небу, средняя зона — раю или Святой Земле, а нижняя — земному миру. [16]
В самой верхней зоне представлены только самые святые фигуры христианства (например, Христос, Богородица и ангелы) или сцены, имеющие непосредственное отношение к небесам. Например, мозаики центрального купола почти всегда представляют одну из трёх сцен: Вознесения , Пятидесятницы или Христа Пантократора . [17] В средней зоне преобладают повествовательные сцены, изображающие великие христологические праздники (рождение, представление во храме и т. д.). [18] Самую нижнюю зону занимает «хор святых», в основном стоящие фигуры в полный рост, которые, по словам Демуса, «разделяют пространство» прихожан. [19]
В классической системе мозаики были составлены так, чтобы их можно было рассматривать с западной стороны церкви; то есть они были ориентированы на непрофессионала. [20] В соответствии с этим взглядом, изогнутые пространства сводов были использованы для создания иллюзии пространства, если смотреть под заданным углом. Поэтому украшение крестово-купольной церкви было неразрывно связано с ее архитектурой: «Сама византийская церковь есть «картинное пространство» икон. Это идеальный иконостас; она сама в целом является иконой. придавая реальность концепции божественного миропорядка». [21]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Можно сказать, что крестово-купольная церковь представляет собой уникальное художественное произведение средневизантийского периода. Ранние византийские церкви были преимущественно базиликами или централизованными (например, крестообразные церкви -тетраконхи , восьмиугольники). Таким образом, вопрос о происхождении формы креста в квадрате интересует историков искусства со второй половины XIX века, хотя ни один из них никогда не получал единодушного одобрения научного сообщества.
Наиболее влиятельные направления в более ранних исследованиях пытались вывести крестово-квадратную церковь либо из раннехристианской базилики (точка зрения, первоначально отстаиваемая Оскаром Вульфом и которой придерживались многочисленные ученые, в том числе Александр ван Миллинген и Чарльз Диль) [22] или из крестообразных церквей поздней античности (теория, впервые выдвинутая Йозефом Стржиговским , а затем в различных модах ей последовали , среди прочих, Габриэль Милле и Андре Грабарь). [23] Согласно базилической теории, решающими промежуточными постройками были так называемые «крестово-купольные» церкви седьмого и восьмого веков (например, собор Святой Софии в Салониках и церковь Коймесиса в Никее ), [24] тогда как согласно последней теории углы крестообразных церквей были просто «засыпаны» (как, например, в Осиосе Давиде в Салониках).
По мере того как дисциплина истории искусств отошла от эволюционного подхода, вопрос о «происхождении» крестообразной церкви несколько отступил, и внимание переключилось на датировку первых полностью разработанных примеров этого типа. Важными в этом отношении являются церковь, сегодня известная как Фатих-Джами в Триле , Вифиния (датируемая началом девятого века) и так называемая «Церковь H» в Сиде (вероятно, до 800 г.). Было высказано предположение, что этот тип был разработан в монашеском контексте в Вифинии в конце восьмого и начале девятого веков; [25] например, церковь, построенная в монастыре Саккудион в 780-х годах Феодором Студитом и его дядей Платоном, хотя и известна только по литературным источникам, по-видимому, представляла собой квадратный крест. [26]
Влияние Неа Экклесии (Новой церкви) в Большом Константинопольском дворце , построенном около 880 года, часто описывается как решающее значение для доминирования крестообразного плана в средневековый период; [27] однако здание не сохранилось, его действительная форма вызывает много споров, и нет никакой уверенности в том, что это был настоящий крест-в-квадрате. [28] Каковы бы ни были причины, к концу девятого века крест стал доминировать в церковном строительстве. [29] возможно, отчасти потому, что его относительно небольшой масштаб соответствовал внутренне «частному» характеру византийского благочестия. [30] Достижения позднейшей византийской архитектуры были описаны как «разработка типа церкви, которая была по-своему совершенна». [31] Почти всеобщее признание плана креста в квадрате в византийском мире, однако, не означает стагнации художественного творчества, как показывают многочисленные вариации этого типа (описанные выше). Эти вариации, по-видимому, представляют собой не столько линейную эволюцию форм, сколько серию чувствительных реакций на различные местные факторы. [32]
Уже в средние века крест-квадратный план распространился далеко за пределы политических границ Византийской империи. Тип был принят и развит в Киевской Руси , а также в различных независимых королевствах северных Балкан (например, в Сербской империи). [33] ).
Крестово-купольная церковь пережила и политический распад Византийской империи, продолжая служить образцом церковного строительства как в России, так и на Османских («поствизантийских») Балканах и в Малой Азии. На Балканах этот план оставался распространенным до ок. 1700 г. , особенно «афонский» вариант, свидетельствует о важности монашеского покровительства в этот период. [34] Сохранение этой архитектурной традиции и ее сопротивление турецкому и западному влиянию рассматривалось как средство сохранения уникальной идентичности Православной Церкви. [35] Начиная с восемнадцатого века, для строительства церквей в Османской империи использовалось большее разнообразие архитектурных форм, включая возрождение раннехристианских типов (таких как базилика). [36] Хотя неовизантийская архитектура XIX и XX веков имела тенденцию опираться на эклектичный набор исторических отсылок, план креста в квадрате действительно сыграл роль в формировании «национальных стилей» в новых постосманских государствах. (например, в церквях Сербии конца 19 века [37] ).
См. также
[ редактировать ]- Тетраконх , ранневизантийский тип церкви в иной крестообразной форме.
- Список византийских изобретений
- Крестообразный архитектурный план : во многих западноевропейских соборах внешне крестообразный.
- Игра «Крест и круг» — семейство настольных игр с похожим дизайном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гроссман, Питер (1991). Атия, Азиз С. (ред.). Крест в квадрате . Нью-Йорк: Макмиллан.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 16.
- ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 13–14.
- ^ Мэтьюз и Мэтьюз, «Особняки в исламском стиле».
- ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 12–14.
- ^ Оустерхаут, Мечеть Хора .
- ^ Нападающий, Календарный Петух .
- ^ Оустерхаут, византийское поселение .
- ^ Чурчич, «Архитектура».
- ^ Например, Каттолика в Стило , Сан-Марко в Россано и Сан-Пьетро в Отранто . См. Уортон, Искусство империи , 139–45.
- ^ Первоначальная форма Мартораны в Палермо, Сан Николо Регале в Мадзара дель Валло и Сан Тринита ди Делия в Кастельветрано . См. Чурчич, «Архитектура», 29–30.
- ^ Например, первоначальная форма Чанлы Килисе, а также множество церквей, высеченных в скалах. См. Оустерхаут, византийское поселение .
- ^ Милонас, «Первоначальный план».
- ^ Папазотос, «Церковь».
- ^ Демус, Мозаичное украшение .
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 16.
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 16–17.
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 22.
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 26–27.
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 18 и 24.
- ^ Демус, Мозаичное украшение , 13.
- ^ Ланге, «Теории», 94–98.
- ^ Ланге, «Теории», 98–99.
- ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 32.
- ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 17–20; Манго, византийская архитектура , 178-80 гг.
- ^ Пратч, Теодорос , 72.
- ^ Дарк, Кен (ноябрь 1999 г.). «Византийская церковь и монастырь Святой Марии Перивлепта в Стамбуле». Журнал Берлингтон . 141 (1160): 662–63. JSTOR 888553 .
- ^ Оустерхаут, «Реконструкция», 118–24.
- ^ Оустерхаут, Мастера-строители , 15.
- ^ Оустерхаут, «Апология», 23.
- ^ Манго, Византийская архитектура , 249.
- ^ Оустерхаут, «Апология», 23–32.
- ^ См., например, Чурчич, «Салоники», 74–83.
- ^ Бурас, «Церковная архитектура», особенно. 108-9 и 114.
- ^ Бурас, «Церковная архитектура», 109 и 119.
- ^ О возрождении базилики, Мантопулу-Панагиотопулу, «Агиос Менас», 242 и н. 30.
- ^ Пантелич, «Национализм», 22.
Литература
[ редактировать ]- Ч. Бурас, «Византийская традиция в церковной архитектуре Балкан в шестнадцатом и семнадцатом веках», в изд. Дж. Дж. Янниаса, Византийская традиция после падения Константинополя (Шарлоттсвилль, 1991), 107–49. ISBN 0-8139-1329-2
- С. Чурчич, «Архитектура», в книге Э. Китцингера, Мозаики церкви Святой Марии Адмирала в Палермо (Вашингтон, 1990). ISBN 0-88402-179-3
- Чурчич, Слободан (2003). «Роль поздневизантийских Салоник в церковной архитектуре на Балканах». Документы Думбартон-Окса . 57 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 65–84. дои : 10.2307/1291876 . JSTOR 1291876 .
- О. Демус, Византийский мозаичный декор: аспекты монументального искусства Византии (Лондон, 1947).
- Ланге, Доротея (1986). «Теории возникновения византийской крестово-купольной церкви». Архитектура . 16 : 93–113.
- Калифорния Манго, Византийская архитектура (Нью-Йорк, 1976). ISBN 0-8109-1004-7
- Мантопулу-Панагиотопулу, Талия С. (1996). «Монастырь Святого Менаса в Салониках». Документы Думбартон-Окса . 50 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 239–62. дои : 10.2307/1291746 . JSTOR 1291746 .
- Мэтьюз, Томас; Мэтьюз, Энни Кристин Даскалакис; Мэтьюз, Даскалакис (1997). «Особняки в исламском стиле в Византийской Каппадокии и развитие перевернутого Т-плана». Журнал Общества историков архитектуры . 56 (3). Общество историков архитектуры: 294–315. дои : 10.2307/991243 . JSTOR 991243 .
- Милонас, Пол (1984). «Первоначальный план Католикона Великой Лавры на Афоне и генезис типа Афонского Католикона». Археологические тетради . 32 : 89–112.
- Оустерхаут, Роберт (1996). «Апология византийской архитектуры». Геста . 35 (1). Международный центр средневекового искусства: 21–33. дои : 10.2307/767224 . JSTOR 767224 . S2CID 193354724 .
- Р. Оустерхаут, Архитектура Карие-Джами в Стамбуле (Вашингтон, 1987). ISBN 0-88402-165-3
- Р. Оустерхаут, Византийское поселение в Каппадокии (Вашингтон, 2005). ISBN 0-88402-310-9
- Р. Оустерхаут, Мастера-строители Византии (Принстон, 1999). ISBN 0-691-00535-4
- Р. Оустерхаут, «Реконструкция Константинополя девятого века», в изд. Л. Брубейкера, Византия в девятом веке: мертвая или живая? (Гэмпшир, 1998), 115–30. ISBN 0-86078-686-2
- Пантелич, Братислав (1997). «Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия». Журнал Общества историков архитектуры . 56 (1). Общество историков архитектуры: 16–41. дои : 10.2307/991214 . JSTOR 991214 .
- Папазотос, Танасис (1991). «Идентификация церкви «Профитис Илиас» в Салониках». Документы Думбартон-Окса . 45 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 121–27. дои : 10.2307/1291696 . JSTOR 1291696 .
- Т. Прач, Теодорос Студиты (759–826): между догмой и прагмой (Франкфурт-на-Майне, 1998). ISBN 3-631-33877-5
- CL Striker, Calendar Hane в Стамбуле (Майнц, 1997). ISBN 3-8053-2026-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еще раз в разрезе Мирелайон , типичная крестово-квадратная церковь.