Йозеф Стржиговский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
Йозеф Рудольф Томас Стржиговский (7 марта 1862 - 2 января 1941) был польско-австрийским историком искусства, известным своими теориями, способствующими влиянию искусства Ближнего Востока на европейское искусство, например, раннехристианской армянской архитектуры раннего периода. Средневековая архитектура Европы, изложенная в его книге Die Baukunst der Armenier und Europa . [1] Он считается членом Венской школы истории искусств .
Жизнь
[ редактировать ]Стржиговский родился в Бяле , Королевство Галиция и Лодомерия (ныне часть Польши ). Его мать, Эдле Трасс фон Фридельфельдт, происходила из мелкой дворянской семьи, а отец был фабрикантом тканей. Первоначально Стржиговский намеревался заняться той же профессией, начав обучение на ткацкой фабрике в 1880 году, однако в 1882 году он отказался от этой карьеры и поступил в Венский университет . Вскоре он перевелся в Мюнхенский университет , где изучал историю искусств и защитил диссертацию по иконографии Крещения Христа, опубликованную в 1885 году под названием Iconographie der Taufe Christi. [2]
Следующие три года Стржиговский жил в Риме , где завершил исследование Cimabue und Rom (1887) ( Чимабуэ и Рим ), в котором подчеркивались византийские истоки творчества итальянского живописца. В конце жизни он заявил, что эта работа привела к вопросу, который определил все его последующие исследования: «Что такое Рим, что на самом деле такое итальянское и европейское искусство?» [3]
После своего пребывания в Риме Стржиговский побывал в Салониках , Афоне , Санкт-Петербурге и Москве , таким образом лучше познакомившись с византийским и русским искусством. он был назначен на факультет Университета Граца , но в 1894 и 1895 годах жил в Каире , где изучал раннее византийское и исламское искусство Египта В 1892 году , а также составил каталог коптского искусства в Каирском музее . По возвращении он вступил в период интенсивной научной деятельности, опубликовав множество статей о византийском и исламском искусстве, областях, в которых он считал себя пионером. Фотографии, приписываемые Стржиговскому, хранятся в библиотеке Конвея в Института искусств Курто Лондоне, чей архив, в основном архитектурные изображения, находится в процессе оцифровки в рамках более широкого проекта Courtauld Connects. [4]
Именно в разгар этой деятельности Стржиговский опубликовал свой первый полемический труд « Восток или Рим » (1901) : вклад в историю позднеантичного и раннехристианского искусства . Опираясь на такие разнообразные материалы, как искусство и скульптура Пальмирены , анатолийские саркофаги, позднеантичную слоновую кость из Египта и коптский текстиль, Стржиговский в откровенно расовых и часто расистских терминах утверждал, что изменение стиля в поздней античности было продуктом подавляющего «восточного» стиля. или «семитское» влияние. В одной из современных характеристик как аргумента, так и его риторического тона, «Стржиговский [представил] Элладу как прекрасную девушку, которая продала себя «старому семиту», чтобы сохранить ее как драгоценность его гарема». [5]
Orient oder Rom был явно сформулирован как атака на Die Wiener Genesis (1895) венским историком искусства Францем Викхоффом , который постулировал римское происхождение позднеантичного стиля , тезис, который далее развивал Алоис Ригль в его Spätrömische Kunstindustrie. , который также появился в 1901 году. Последовавшие за этим споры продолжались десятилетиями и, если они не привели к четкому разрешению, значительно повысили известность позднеантичного искусства как академической области исследования.
В начале 1900-х годов Стржиговский был приглашен Вильгельмом фон Боде в Германию, чтобы помочь с расширением византийских и других коллекций в берлинских музеях. [6]
Однако в 1909 году, после смерти Викхофа, Стржиговский был назначен его преемником в Венском университете, отчасти в результате широты его исследований, а отчасти в результате сложной академической политики и (возможно) защиты эрцгерцога Франца. Фердинанд . Его назначение привело к устойчивому расколу среди венских историков искусства, в результате которого Стржиговский противостоял Максу Дворжаку и Юлиусу фон Шлоссеру , который усугубился, когда Стржиговский основал свой собственный исследовательский институт в университете ( Винерский институт или Erstes kunsthistorisches Institut ).
В Вене Стржиговский продолжал публиковаться на различные темы, уделяя особое внимание искусству Византии и ислама, а также рассматривая , среди прочего, армянские , скандинавские и славянские темы. Он также читал частые и посещаемые публичные лекции перед аудиторией, «состоящей частично, но не исключительно из радикальных пангерманских студентов и подхалимов». [7] Радикальный пангерманизм Стржиговского уже стал ясен в его популярной книге Die bildende Kunst der Gegenwart (1907) ( «Изобразительное искусство будущего» ), в которой он восхвалял живопись Арнольда Бёклина и призывал нового немецкого художника-героя отвергнуть наследие классической античности и эпохи Возрождения.
Невозможно суммировать все тезисы, выдвинутые Стржиговским за время его карьеры. Можно кратко упомянуть его полемику с Эрнстом Герцфельдом по поводу происхождения фасада Мшатты , в которой позиция Герцфельда в конечном итоге оказалась правильной; и его двухтомный Die Baukunst der Armenier und Europa (1918) ( «Архитектура армян и Европы »), в котором он утверждал, что проследил истоки готической архитектуры в Армении.
Стржиговский ушел из Венского университета в 1933 году, но в 1934 году основал Gesellschaft für vergleichende Kunstforschung (Общество сравнительной истории искусства), которое послужило платформой для своих теорий. «В последние годы Стржиговский принял нацистские настроения расизма и национализма, хотя они казались скорее логическим завершением его ранних теорий, чем какой-либо попыткой ухаживать за политическими властями». [8] Он умер в 1941 году в Вене.
Наследие
[ редактировать ]В целом работа Стржиговского характеризовалась опорой на формальные сравнения в ущерб историческому контексту и повсеместным превознесением народов «Севера» и «Востока» с сопутствующим пренебрежением к «средиземноморской» культуре.
Если беспорядочная методология Стржиговского в значительной степени дискредитировала его собственную ученость, то широта его географических интересов помогла утвердить исламское искусство (что, кстати, Эрнст Гомбрих отрицал в своих беседах с Дидье Эрибоном) и еврейское искусство как законные области исследования. [ нужна ссылка ] . Некоторые из его учеников (особенно Отто Демус , Фриц Новотны и Эрнст Диц) смогли успешно реализовать эти интересы, не присоединяясь к идеологии своего учителя. [9]
Работает
[ редактировать ]- Малая Азия, новая территория в истории искусства (при участии Джона Уинтера Кроуфута и Дж. И. Смирнова), Лейпциг, 1903 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь искусствоведов, Йозеф Стржиговский , по состоянию на 17 мая 2009 г.
- ^ «Стжиговский, Йозеф Рудольф Томас» . Маркванд, Аллан. «Стжиговский и его теория раннехристианского искусства». Гарвардское теологическое обозрение (июль 1910 г.): 357–365; Кляйнбауэр, В. Юджин. Современные перспективы в истории западного искусства: антология сочинений 20-го века о изобразительном искусстве. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971, с. 23; Уоткин, Дэвид. Подъем архитектурной истории. Лондон: Архитектурная Пресса, 1980, стр. 91; Базен, Жермен. «История истории искусства»; де Вазари сегодня. Париж: Альбин Мишель, 1986, стр. 155, 165–171; Маршан, Сюзанна. «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского». в Графтон, Энтони, и Маршан, Сюзанна Л., ред., «Доказательство и убеждение в истории». Мидлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета, 1994, стр. 117; Уортон, Аннабель. «Научная основа: ориентализм и построение истории позднего древнего искусства». глава 1 книги «Реконфигурация постклассического города». Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995, стр. 1–14; Эдвин Лахнит, «Йозеф Стржиговский». Художественный словарь 29: 795-6; Маранчи, Кристина. Средневековая армянская архитектура в историографии: Йозеф Стржиговский и его наследие. Диссертация, Принстонский университет, 1998, стр. 89–99; Metzler Kunsthistoriker Lexikon: zweihundert Porträts deutschsprachiger Autoren aus vier Jahrhunderten. Штутгарт: Мецлер, 1999, стр. 400–403; Маранчи, Кристина. Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации. Стерлинг, Вирджиния: Питерс, 2000; Олин, Маргарет. «История искусства и идеология: Алоис Ригль и Йозеф Стржиговский». в Голде, Пенни Шейн и Саксе, Бенджамин К., ред. Культурные видения: Очерки истории культуры. Амстердам: Родопи, 2000, стр. 151–172; Эльснер, Ясь. «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году». История искусств 25 вып. 3 (2002): 358-79; [некролог:] Диц, Эрнст. «Йозеф Стржиговский, Биографические». Фельсефи Аркиви (Стамбул) 2 нет. 1 (1947): 13–25; Зах, Александр. «Стжиговский, Йозеф, историк искусства». Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon XLI (2020), стр. 1239–1246. СТРЖИГОВСКИЙ, Йозеф, историк искусств . 21 февраля 2018 г. Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ С. Маршан, «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского», History and Theory 33 (1994), 117.
- ^ «Кто создал библиотеку Конвея?» . Цифровые медиа . 30 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ Дж. Эльснер, «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году», Art History 25 (2002), 372.
- ^ Берлин, государственные музеи. «Йозеф Стржиговский и берлинские музеи» . www.smb.museum (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ С. Маршан, «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского», History and Theory 33 (1994), 121.
- ^ Л. Соренсен, «Стржиговский, Йозеф Рудольф Томас», Словарь искусствоведов .
- ^ Словарь искусствоведов, Йозеф Стржиговский , по состоянию на 17 мая 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дж. Эльснер , «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году» , Art History 25 (2002), стр. 358–79.
- Ф. Леонелли. Йозеф Стржиговский (1861–1942), Дмитрий Айналов (1862–1939) и вопрос о географических границах в теории искусства: возможность «географического глаза» . Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей. Том. 10. Под ред.: А.В. Захарова, С.В. Мальцева, Е.Ю. Станюкович-Денисова. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб: НП-Принт, 2020. С. 609–617.
- К. Маранчи , Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации (Лувен, 2001).
- С. Маршан , «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского», History and Theory 33 (1994), стр. 106–30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1862 рождения
- 1941 смертей
- Люди из Бялы
- Люди из Австрийской Силезии
- Австрийцы XIX века
- Австрийские люди 20-го века
- Австрийские историки искусства
- Австрийские историки архитектуры
- Историки исламского искусства
- Австрийцы польского происхождения
- Ученые-арменоведы
- Члены-корреспонденты Средневековой академии Америки
- Историки византийского искусства
- Исследователи Западной Азии
- Историки Австро-Венгрии.