Jump to content

Йозеф Стржиговский

Стржиговский в Вене.

Йозеф Рудольф Томас Стржиговский (7 марта 1862 - 2 января 1941) был польско-австрийским историком искусства, известным своими теориями, способствующими влиянию искусства Ближнего Востока на европейское искусство, например, раннехристианской армянской архитектуры раннего периода. Средневековая архитектура Европы, изложенная в его книге Die Baukunst der Armenier und Europa . [1] Он считается членом Венской школы истории искусств .

Стржиговский родился в Бяле , Королевство Галиция и Лодомерия (ныне часть Польши ). Его мать, Эдле Трасс фон Фридельфельдт, происходила из мелкой дворянской семьи, а отец был фабрикантом тканей. Первоначально Стржиговский намеревался заняться той же профессией, начав обучение на ткацкой фабрике в 1880 году, однако в 1882 году он отказался от этой карьеры и поступил в Венский университет . Вскоре он перевелся в Мюнхенский университет , где изучал историю искусств и защитил диссертацию по иконографии Крещения Христа, опубликованную в 1885 году под названием Iconographie der Taufe Christi. [2]

Следующие три года Стржиговский жил в Риме , где завершил исследование Cimabue und Rom (1887) ( Чимабуэ и Рим ), в котором подчеркивались византийские истоки творчества итальянского живописца. В конце жизни он заявил, что эта работа привела к вопросу, который определил все его последующие исследования: «Что такое Рим, что на самом деле такое итальянское и европейское искусство?» [3]

После своего пребывания в Риме Стржиговский побывал в Салониках , Афоне , Санкт-Петербурге и Москве , таким образом лучше познакомившись с византийским и русским искусством. он был назначен на факультет Университета Граца , но в 1894 и 1895 годах жил в Каире , где изучал раннее византийское и исламское искусство Египта В 1892 году , а также составил каталог коптского искусства в Каирском музее . По возвращении он вступил в период интенсивной научной деятельности, опубликовав множество статей о византийском и исламском искусстве, областях, в которых он считал себя пионером. Фотографии, приписываемые Стржиговскому, хранятся в библиотеке Конвея в Института искусств Курто Лондоне, чей архив, в основном архитектурные изображения, находится в процессе оцифровки в рамках более широкого проекта Courtauld Connects. [4]

Именно в разгар этой деятельности Стржиговский опубликовал свой первый полемический труд « Восток или Рим » (1901) : вклад в историю позднеантичного и раннехристианского искусства . Опираясь на такие разнообразные материалы, как искусство и скульптура Пальмирены , анатолийские саркофаги, позднеантичную слоновую кость из Египта и коптский текстиль, Стржиговский в откровенно расовых и часто расистских терминах утверждал, что изменение стиля в поздней античности было продуктом подавляющего «восточного» стиля. или «семитское» влияние. В одной из современных характеристик как аргумента, так и его риторического тона, «Стржиговский [представил] Элладу как прекрасную девушку, которая продала себя «старому семиту», чтобы сохранить ее как драгоценность его гарема». [5]

Orient oder Rom был явно сформулирован как атака на Die Wiener Genesis (1895) венским историком искусства Францем Викхоффом , который постулировал римское происхождение позднеантичного стиля , тезис, который далее развивал Алоис Ригль в его Spätrömische Kunstindustrie. , который также появился в 1901 году. Последовавшие за этим споры продолжались десятилетиями и, если они не привели к четкому разрешению, значительно повысили известность позднеантичного искусства как академической области исследования.

Письмо (1907)

В начале 1900-х годов Стржиговский был приглашен Вильгельмом фон Боде в Германию, чтобы помочь с расширением византийских и других коллекций в берлинских музеях. [6]

Однако в 1909 году, после смерти Викхофа, Стржиговский был назначен его преемником в Венском университете, отчасти в результате широты его исследований, а отчасти в результате сложной академической политики и (возможно) защиты эрцгерцога Франца. Фердинанд . Его назначение привело к устойчивому расколу среди венских историков искусства, в результате которого Стржиговский противостоял Максу Дворжаку и Юлиусу фон Шлоссеру , который усугубился, когда Стржиговский основал свой собственный исследовательский институт в университете ( Винерский институт или Erstes kunsthistorisches Institut ).

В Вене Стржиговский продолжал публиковаться на различные темы, уделяя особое внимание искусству Византии и ислама, а также рассматривая , среди прочего, армянские , скандинавские и славянские темы. Он также читал частые и посещаемые публичные лекции перед аудиторией, «состоящей частично, но не исключительно из радикальных пангерманских студентов и подхалимов». [7] Радикальный пангерманизм Стржиговского уже стал ясен в его популярной книге Die bildende Kunst der Gegenwart (1907) ( «Изобразительное искусство будущего» ), в которой он восхвалял живопись Арнольда Бёклина и призывал нового немецкого художника-героя отвергнуть наследие классической античности и эпохи Возрождения.

Невозможно суммировать все тезисы, выдвинутые Стржиговским за время его карьеры. Можно кратко упомянуть его полемику с Эрнстом Герцфельдом по поводу происхождения фасада Мшатты , в которой позиция Герцфельда в конечном итоге оказалась правильной; и его двухтомный Die Baukunst der Armenier und Europa (1918) ( «Архитектура армян и Европы »), в котором он утверждал, что проследил истоки готической архитектуры в Армении.

Стржиговский ушел из Венского университета в 1933 году, но в 1934 году основал Gesellschaft für vergleichende Kunstforschung (Общество сравнительной истории искусства), которое послужило платформой для своих теорий. «В последние годы Стржиговский принял нацистские настроения расизма и национализма, хотя они казались скорее логическим завершением его ранних теорий, чем какой-либо попыткой ухаживать за политическими властями». [8] Он умер в 1941 году в Вене.

Наследие

[ редактировать ]

В целом работа Стржиговского характеризовалась опорой на формальные сравнения в ущерб историческому контексту и повсеместным превознесением народов «Севера» и «Востока» с сопутствующим пренебрежением к «средиземноморской» культуре.

Если беспорядочная методология Стржиговского в значительной степени дискредитировала его собственную ученость, то широта его географических интересов помогла утвердить исламское искусство (что, кстати, Эрнст Гомбрих отрицал в своих беседах с Дидье Эрибоном) и еврейское искусство как законные области исследования. [ нужна ссылка ] . Некоторые из его учеников (особенно Отто Демус , Фриц Новотны и Эрнст Диц) смогли успешно реализовать эти интересы, не присоединяясь к идеологии своего учителя. [9]

Работает

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Словарь искусствоведов, Йозеф Стржиговский , по состоянию на 17 мая 2009 г.
  2. ^ «Стжиговский, Йозеф Рудольф Томас» . Маркванд, Аллан. «Стжиговский и его теория раннехристианского искусства». Гарвардское теологическое обозрение (июль 1910 г.): 357–365; Кляйнбауэр, В. Юджин. Современные перспективы в истории западного искусства: антология сочинений 20-го века о изобразительном искусстве. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971, с. 23; Уоткин, Дэвид. Подъем архитектурной истории. Лондон: Архитектурная Пресса, 1980, стр. 91; Базен, Жермен. «История истории искусства»; де Вазари сегодня. Париж: Альбин Мишель, 1986, стр. 155, 165–171; Маршан, Сюзанна. «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского». в Графтон, Энтони, и Маршан, Сюзанна Л., ред., «Доказательство и убеждение в истории». Мидлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета, 1994, стр. 117; Уортон, Аннабель. «Научная основа: ориентализм и построение истории позднего древнего искусства». глава 1 книги «Реконфигурация постклассического города». Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995, стр. 1–14; Эдвин Лахнит, «Йозеф Стржиговский». Художественный словарь 29: 795-6; Маранчи, Кристина. Средневековая армянская архитектура в историографии: Йозеф Стржиговский и его наследие. Диссертация, Принстонский университет, 1998, стр. 89–99; Metzler Kunsthistoriker Lexikon: zweihundert Porträts deutschsprachiger Autoren aus vier Jahrhunderten. Штутгарт: Мецлер, 1999, стр. 400–403; Маранчи, Кристина. Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации. Стерлинг, Вирджиния: Питерс, 2000; Олин, Маргарет. «История искусства и идеология: Алоис Ригль и Йозеф Стржиговский». в Голде, Пенни Шейн и Саксе, Бенджамин К., ред. Культурные видения: Очерки истории культуры. Амстердам: Родопи, 2000, стр. 151–172; Эльснер, Ясь. «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году». История искусств 25 вып. 3 (2002): 358-79; [некролог:] Диц, Эрнст. «Йозеф Стржиговский, Биографические». Фельсефи Аркиви (Стамбул) 2 нет. 1 (1947): 13–25; Зах, Александр. «Стжиговский, Йозеф, историк искусства». Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon XLI (2020), стр. 1239–1246. СТРЖИГОВСКИЙ, Йозеф, историк искусств . 21 февраля 2018 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  3. ^ С. Маршан, «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского», History and Theory 33 (1994), 117.
  4. ^ «Кто создал библиотеку Конвея?» . Цифровые медиа . 30 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  5. ^ Дж. Эльснер, «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году», Art History 25 (2002), 372.
  6. ^ Берлин, государственные музеи. «Йозеф Стржиговский и берлинские музеи» . www.smb.museum (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
  7. ^ С. Маршан, «Риторика артефактов и упадок классического гуманизма: случай Йозефа Стржиговского», History and Theory 33 (1994), 121.
  8. ^ Л. Соренсен, «Стржиговский, Йозеф Рудольф Томас», Словарь искусствоведов .
  9. ^ Словарь искусствоведов, Йозеф Стржиговский , по состоянию на 17 мая 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 738b0c9f87c247c7164af3d0e4cd3e28__1706287260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/28/738b0c9f87c247c7164af3d0e4cd3e28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Josef Strzygowski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)