Немецкий национализм в Австрии
Немецкий национализм ( нем . Deutschnationalismus ) — политическая идеология и историческое течение в австрийской политике . Оно возникло в 19 веке как националистическое движение среди немецкоязычного населения Австро-Венгерской империи . Он выступает за тесные связи с Германией, которую он рассматривает как национальное государство для всех этнических немцев , и за возможность включения Австрии в Великую Германию .
На протяжении австрийской истории, от Австрийской империи до Австро-Венгрии , Первой и Второй австрийских республик, несколько политических партий и групп выражали пангерманские националистические настроения. Национал-либеральные и пангерманистские партии были названы «Третьим лагерем» ( нем . Drittes Lager ) австрийской политики, поскольку они традиционно отставали от основных католических консерваторов и социалистов. [1] [2] Партия свободы Австрии , крайне правая политическая партия, представленная в австрийском парламенте , имеет пангерманистские корни. [3] После Второй мировой войны и пангерманизм, и идея политического союза с Германией стали непопулярными из-за их связи с нацизмом , а также из-за растущей волны гражданской австрийской национальной идентичности .
В имперский период
[ редактировать ]В контексте роста этнического национализма в 19 веке на территориях многоэтнической Австрийской империи «Немецкое национальное движение» ( нем . Deutschnationale Bewegung ) стремилось к созданию Великой Германии , наряду с проведением антисемитских программ. и антиклерикальная политика в попытке укрепить немецкую этническую идентичность. [4] Начиная с революций 1848 года , многие этнические группы, находившиеся под имперским правлением, в том числе сербы , чехи , итальянцы , хорваты , словенцы и поляки , среди прочих, требовали политического, экономического и культурного равенства. Традиционно немецкоязычное население Империи пользовалось социальными привилегиями, начиная с правления императрицы Марии Терезии и ее сына Иосифа II . Немецкий язык считался лингва-франка Империи, а элита Империи состояла в основном из немецкоязычных. [5] [6] Борьба между многими этническими группами Империи и немецкоязычными определяла социальный и политический ландшафт Империи с 1870-х годов, после Компромисса 1867 года , который предоставил обновленный суверенитет Венгерскому королевству , до распада Империи после Первая мировая война .
После поражения Австрии в битве при Кениггреце в 1866 году и объединения того, что тогда было известно как « Малая Германия » под управлением Пруссии в 1871 году, немецкие австрийцы в Австро-Венгерской империи почувствовали, что их ошибочно исключили из состава Германской империи. национальное государство , в то время как другие этнические группы внутри Империи разрывали его ткань. [7] Конфликт между немцами и чехами стал особенно напряженным в 1879 году, когда министр-президент виконт Тааффе не включил Немецко-либеральную партию ( нем . Deutschliberale Partei ) в правительство Цислейтании . Эта партия считалась главным представителем немецкоязычного среднего класса , и поэтому Немецкое национальное движение продолжало обвинять партию в том, что она не борется за права немецкоязычных жителей Империи. «Немецкая школьная лига» ( нем . Deutscher Schulverein ) была сформирована в 1880 году для защиты немецкоязычных школ в тех частях Империи, где немецкоязычные составляли меньшинство. [8] Он способствовал созданию школ с немецким языком обучения в общинах, где государственное финансирование использовалось для ненемецких школ.
Консорциум немецких националистических групп и интеллектуалов опубликовал в 1882 году Линцскую программу , которая требовала признания господства Германии в Империи, а также полной германизации Империи. Этот манифест подписали радикальный немецкий националист Георг фон Шёнерер , популистский, прокатолический и роялистский мэр Вены Карл Люгер и еврейский социал-демократ Виктор Адлер . [9] Среди подписавших Линцский манифест произошел идеологический раскол после того, как Шёнерер в 1885 году пересмотрел его и добавил « арийский параграф ». [10]
Шёнерер основал «Немецко-национальную ассоциацию» (Deutschnationaler Verein), а позже, в 1891 году, «Пангерманское общество». Он потребовал присоединения всех немецкоязычных территорий Австро-Венгрии к возглавляемой Пруссией Германской империи и отверг любую форму австрийской панэтнической идентичности. Его радикальный расистский немецкий национализм был особенно популярен среди образованной интеллигенции : профессоров, учителей гимназий и студентов. Школьная администрация пыталась противодействовать этим настроениям, поощряя гражданскую гордость, а также « культ личности » вокруг Императора , но эти усилия оказались в основном безуспешными. Мэр Вены Карл Люгер даже пытался уволить всех «шенерианцев» из администрации городских школ, но и это не удалось. [11] Национально мыслящие студенты скорее отождествляли себя с Германской империей, возглавляемой Пруссией, чем с многоэтнической двойной монархией. Многие боготворили канцлера Германии Отто фон Бисмарка , победителя в битве при Кениггреце. [12]
Члены пангерманского движения носили в петлицах синие васильки , известные как любимый цветок немецкого императора Вильгельма I , а также кокарды немецких национальных цветов (черного, красного и желтого). [13] Оба символа были временно запрещены в австрийских школах. [14] Как и Шёнерер, многие австрийцы надеются на связь с Германией. [15] Однако, хотя многие австрийцы принимали идеи различных пангерманских движений и чувствовали себя частью немецкой нации, они признавали существование Австро-Венгерской империи, были лояльны династии Габсбургов и хотели сохранить суверенитет Австрии. [16]
Немецкие националисты яростно протестовали против языкового указа министра-президента Казимира графа Бадени от 1897 года, который сделал немецкий и чешский языки официальными в Богемии и требовал, чтобы новые правительственные чиновники свободно владели обоими языками. На практике это означало, что на государственную службу будут наниматься почти исключительно чехи, поскольку большинство образованных чехов знают немецкий язык, но не наоборот. Поддержка этой реформы ультрамонтанскими католическими политиками и духовенством послужила толчком к запуску движения « Вдали от Рима » ( нем . Los-von-Rom ), которое было инициировано сторонниками Шёнерера и призывало «немецких» христиан покинуть Рим. Католическая церковь. [17]
С 1880-х годов пангерманистское движение было разделено на несколько отколовшихся партий и фракций. Наиболее радикальной была Немецкая рабочая партия , образованная в 1903 году, позже трансформировавшаяся в австрийское крыло нацистской партии . [18] Другие пангерманистские партии, участвовавшие в выборах в первое десятилетие 20-го века, включают Немецкую народную партию и Немецкую радикальную партию . Широкая коалиция всех этнических немецких национальных и либеральных политических партий, известная как Deutscher Nationalverband (букв. Немецкая национальная ассоциация), была сформирована для участия в выборах 1911 года в Цислейтанский императорский совет . [19] [20] В дальнейшем она получила большинство мест в нижней палате совета, Палате депутатов ( нем . Abgeordnetenhaus ), заменив ранее доминирующую Христианско-социальную партию . [21] Несмотря на эту победу, Немецкая национальная ассоциация всегда представляла собой очень рыхлую коалицию с небольшим единством в своих рядах и распалась в 1917 году, в разгар Первой мировой войны . [22] Она распалась на семнадцать разрозненных немецких либеральных и национальных партий. [19] Этот распад в сочетании с распадом Австро-Венгрии в конце Первой мировой войны привел к полной фрагментации пангерманистского движения.
Распад Австро-Венгрии (1918–1919)
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны , которая привела к распаду Австро-Венгерской империи , немецкоязычные части бывшей империи основали новую республику под названием « Немецкая Австрия » ( нем . Deutsch-Österreich ). Республика была провозглашена на основе принципа самоопределения , который был закреплен в американского президента Вудро Вильсона «Четырнадцати пунктах» . [23] 11 ноября было созвано временное национальное собрание, на котором была провозглашена Немецко-Австрийская республика. Собрание разработало конституцию, в которой говорилось, что «Немецкая Австрия является демократической республикой» (статья 1) и «Немецкая Австрия является составной частью Германской Республики» (статья 2). Эта фраза относилась к созданию Веймарской республики на бывших землях Германской империи и имела целью объединить немецкоязычных австрийцев с немецким национальным государством, завершив план Великой Германии . Плебисциты, проведенные в Тироле и Зальцбурге, дали большинство в 98% и 99% соответственно в пользу объединения с Германией. Однако Эрих Бьелка отмечает, что плебисциты были омрачены фальсификациями на выборах и манипулированием избирателями: [24] [25]
В дополнение к масштабной пропагандистской кампании и немалому влиянию Германии Рейха, избирательные бюллетени «Я» были заранее распечатаны и предоставлены на избирательных участках, а бюллетени должны были быть переданы сотруднику избирательной комиссии, что подрывало конфиденциальность избирателей. Кроме того, правила отбора избирателей были задуманы либерально и, следовательно, допускали злоупотребления. Не только тем, кто зарегистрировался на выборах Национальной крысы в октябре 1920 года, было разрешено голосовать, но и тем, кто зарегистрировался как проживающий в Тироле до апреля 1921 года, то есть менее чем за две недели до явки на избирательные участки, как и все те тирольцы, которые жили в Тироле до апреля 1921 года. за пределами государства; из Баварии даже был зафрахтован поезд, чтобы облегчить финансовое бремя поездки «домой». [24]
Для Тироля наиважнейшей заботой был не аншлюс, а воссоединение с Южным Тиролем . Тирольская элита яростно подтверждала свою культурную автономию от Австрии, а политика Тирольской народной партии , доминирующей партии в провинции после выборов 1919 года, заключалась в независимости Тироля, а не в объединении с Германией. [25] Тирольские политики однозначно отвергли политику аншлюса центрального правительства, рассматривая все мыслимые альтернативы, включая возможность независимого Тироля, связанного в свободном союзе со Швейцарией или Италией, или слияния «западных провинций». Некоторые консервативные фракции поддержали идею союза Тироля и Баварии или даже создания южногерманского государства. [24] [25] Что касается плебисцита в Зальцбурге, Эрих Белька утверждает, что Зальцбург был культурно и политически уникальным по сравнению с остальной Австрией, и его потенциальная поддержка аншлюса не отражала общее австрийское мнение того времени: [25]
Аналогичная ситуация сложилась и в провинции Зальцбург, где демократические принципы также грубо нарушались. Опять же, большинство правящей элиты поддержало аншлюс, но обстоятельства голосования делают его ненадежным индикатором общественных настроений, не говоря уже о пангерманских настроениях. Более того, Зальцбург ни в коем случае нельзя считать образцовым для остальной Австрии. Зальцбург, который был независимым до начала девятнадцатого века, провел кратчайшее время под властью Габсбургов; когда в 1816 году она наконец перешла к Австрии, часть провинции Рупертивинкель осталась за Баварией, которая управляла Зальцбургом в годы Наполеона. Поэтому для Зальцбурга объединение с Баварией было вполне логичным шагом, который мог бы фактически восстановить исторические границы провинции. [24]
Победители Первой мировой войны, разработавшие Версальский договор и Сен-Жермен-ан-Ле, строго запретили любые попытки немецкой Австрии объединиться с Германией. [26] Они также передали некоторые земли, на которые претендовала немецкая Австрия, недавно образовавшимся национальным государствам. Примером этого была передача провинций Германской Богемии и Судетской области Чехословацкой Республике . Эти земли, на которых проживало немецкоязычное большинство, не могли войти в состав своего собственного национального государства. Вместо этого они оказались в ловушке национальных государств других национальностей. [23] Это недовольство сыграло фундаментальную роль в подъеме пангерманизма в межвоенный период . Карл Реннер , член Социал-демократической рабочей партии , занимал пост канцлера немецкой Австрии. Сам Реннер был сторонником идеи «Великой Германии» и написал неофициальный гимн Deutschösterreich, du Herrliches Land («Немецкая Австрия, ты чудесная страна»). [27] [28] Реннер родился в южной Моравии , которая была одной из земель, на которые претендовала немецкая Австрия, но вместо этого была передана Чехословацкой Республике. Однако, несмотря на свое прошлое, он подписал Сен-Жерменский договор 10 сентября 1919 года, который установил границы новой Австрийской республики, проведенные союзниками, и официально запретил любые попытки объединить немецкоязычные земли бывшей Австро-Венгрии. с Германией. [27] Название «Немецкая Австрия» было изменено на «Австрия», убрав из названия государства любой намек на пангерманистские настроения. Тем не менее социал-демократы не забывали свои пангерманистские корни. Для них к Веймарской республике относились с «преувеличенной симпатией», тогда как к Чехословацкой республике относились с «преувеличенным подозрением». [29]
В период Первой республики и австрофашизма (1919–1938)
[ редактировать ]Во времена Первой Австрийской республики пангерманисты были представлены Великогерманской народной партией и аграрным Ландбундом . [30] [31] Хотя поначалу эти две группы были влиятельными, вскоре они потеряли большую часть своих избирателей, уступив Христианско-социальной партии и Социал-демократической партии . И христианские социалисты, и социал-демократы признали, что объединение Австрии и Германии запрещено Сен-Жерменским договором. Однако разовьется конфликт между теми, кто поддерживает австрийскую национальную идентичность, например, христианскими социалистами, и теми, кто придерживается немецкого национализма, например, социал-демократами.
Одной из основополагающих проблем Первой республики было то, что те, кто поддерживал концепцию демократической республики, начиная с периода немецкой Австрии, такие как социал-демократы, не считали себя «австрийцами», а вместо этого были немецкими националистами. [32] Те, кто поддерживал австрийскую национальную идентичность, Австрию без слова «немец», были консервативными и в значительной степени недемократичными по убеждениям: бывшие имперские бюрократы, армейские офицеры, священники, аристократы и члены Христианско-социальной партии. По словам историка А.Дж.П. Тейлора : «Демократы не были «австрийцами»; «австрийцы» не были демократами». [32] Эти две группы, немецкие националистические демократы и австрийские националистические консерваторы, ссорились на протяжении всего первого десятилетия Первой республики. В конечном итоге, австрийская националистическая фракция свергнет демократическую республику в 1934 году и установит режим, основанный на « австрофашизме » под защитой фашистской Италии . [32] [33]
Однако одним из исключений была Коммунистическая партия Австрии . КПÖ поддерживала независимую Австрию и отделение от Германии, при этом ведущий коммунистический интеллектуал Альфред Клар писал, что точка зрения о том, что австрийский народ является частью Германии, теоретически необоснованна. [34] Тот факт, что социалисты придерживались точки зрения, отличной от точки зрения социал-демократической партии Карла Реннера, был одним из факторов, приведших к краху левой коалиции, в результате чего во всех последующих правительствах доминировала Христианско-социальная партия, выступавшая против аншлюса. вместо этого под руководством Игнаца Зайпеля . [35] По мере того как экономическое положение Австрии улучшалось, настроения в пользу аншлюса вскоре снизились. [36] По словам Стефана Цвейга , Зайпель был категорически против объединения с Германией:
Зайпель находился в глубоко укоренившейся оппозиции немецкому и прусскому протестантскому милитаризму как несовместимому с традиционными идеями Австрии и ее католической миссии. Аншлюс неизменно будет означать превращение в провинцию среди провинций под руководством Пруссии. По мнению Зайпеля, эта прозападная концепция национального государства не только не подходила для немецкого контекста, но и не могла быть окончательным воплощением немецкой государственности именно потому, что Австрия пережила иной исторический опыт. [37]
В то время как большинство правых военизированных группировок Хаймверена, действовавших во время Первой республики, были укоренены в австрийском национализме и либо были связаны с консервативными христианскими социал-социалистами, либо вдохновлялись итальянским фашизмом , существовала также немецкая националистическая фракция. [38] Эта фракция была наиболее заметной в Штирийском Heimatchutz («Защита Родины»). Ее лидер, Вальтер Пфример , предпринял попытку путча против христианско-социального правительства в сентябре 1931 года. Путч был непосредственно смоделирован по образцу Марша Бенито Муссолини на Рим , но почти мгновенно потерпел неудачу из-за отсутствия поддержки со стороны других групп Хеймвера . Впоследствии Пфример основал «Немецкое Heimatschutz », которое позже влилось в нацистскую партию. [39]
Идея аншлюса ( союза Австрии и Германии с целью образования Великой Германии ) была одной из основных идей австрийского отделения Национал -социалистической (нацистской) партии. Нацизм можно рассматривать как произошедший от радикальных ветвей пангерманистского движения. [40] В 1933 году нацисты и Великая немецкая народная партия сформировали совместную рабочую группу и в конечном итоге объединились. [41] В период, когда нацистская партия и ее символика были запрещены в Австрии, с 1933 по 1938 год, австрийские нацисты возобновили прежнюю пангерманистскую традицию ношения синего василька в петлице. [42]
Нацисты решительно боролись с австрофашистским режимом канцлера Энгельберта Дольфуса и организовали его убийство. Они продолжили эту борьбу против его преемника Курта Шушнига . Австрофашизм решительно поддерживал Бенито Муссолини , лидер фашистской Италии . Поддержку Муссолини независимой Австрии можно увидеть в дискуссии, которую он провел с принцем Эрнстом Рюдигером Штархембергом , важным австрийским националистом и лидером Хеймвера. Он сказал, что «никогда нельзя допускать аншлюса с Германией... Австрия необходима для поддержания Европы... день, когда Австрия падет и будет поглощена Германией, ознаменует начало европейского хаоса». [43] Австрофашистская партия «Отечественный фронт » разделяла настроения Муссолини и продолжала борьбу за независимую Австрию. Нацисты как в Германии, так и в Австрии рассчитывали, что Германский рейх быстро аннексирует Австрию, родину своего лидера Адольфа Гитлера . Они пытались подкупить многих низкопоставленных руководителей Хеймвера , а также попытались привлечь Штархемберга в свои ряды, фактически объединив Хеймвер с нацистским фрайкорпсом . [44] В этом обвинении был обвинен Грегор Штрассер , один из первых видных нацистских деятелей. Когда Штархемберг, страстный сторонник независимой Австрии, отклонил его предложение о слиянии, Штрассер сказал: «Не говорите мне об Австрии. Австрии не существует… когда-то был живой труп, называвший себя Австрией… что это Крах Австрии в 1918 году был благословением... особенно для немецкого народа, который тем самым получил шанс создать Великую Германию». [44]
В феврале 1934 года поиски правительством оружия, принадлежащего Лиге защиты республиканцев , запрещенному военизированному подразделению социал-демократов, привели к началу короткой гражданской войны в Австрии . Еще до победы австрофашистского правительства Социал-демократическая партия была полностью объявлена вне закона. [45] Несколько месяцев спустя обострение напряженности между нацистами и австрофашистами достигло кульминации в июльском путче 1934 года, когда нацисты попытались свергнуть правительство. Хотя им удалось убить канцлера Энгельберта Дольфуса , путч был быстро подавлен полицией, армией и Хаймвереном. Это, в сочетании с продолжающейся кампанией насилия и пропаганды со стороны нацистов, дестабилизировало австрофашистский режим и сплотило многих в поддержку идеи аншлюса . [46]
Нацистская кампания в конечном итоге увенчалась успехом, и в 1938 году Гитлер аннексировал Австрию посредством аншлюса . Путешествие Гитлера по его родной стране, Австрии, стало триумфальным турне, которое достигло своей кульминации в Вене 15 марта 1938 года, когда около 200 000 ликующих немецких австрийцев собрались вокруг Хельденплац (Площади Героев), чтобы услышать, как Гитлер говорит: «Старейшая восточная провинция Германии с этого момента народ станет новейшим бастионом Германского Рейха». [47] за которым следует его «величайшее достижение» (завершение аннексии Австрии с образованием Великого немецкого рейха), когда он говорит: «Как лидер и канцлер немецкой нации и рейха, я объявляю немецкой истории о вступлении моей родины в состав Германского рейха. " [48] [49] После аншлюса Гитлер отметил в личной записке: «Я сам, как фюрер и канцлер, буду счастлив ходить по земле страны, которая является моим домом, как свободный гражданин Германии». [50] [51] Однако в случае справедливого плебисцита аншлюс поддержали бы лишь 20 % населения Австрии. [52] [53] По оценкам австрийского правительства, при избирательном возрасте 24 лет около 70% австрийцев проголосовали бы за сохранение независимости Австрии, в то время как только 25% поддержали НСДАП . [54]
Гитлер ответил иностранной прессе по поводу аншлюса словами: «Некоторые иностранные газеты писали, что мы напали на Австрию жестокими методами. Я могу только сказать: даже после смерти они не могут перестать лгать. В ходе моей политической борьбы я победил. много любви со стороны моего народа, но когда я пересек бывшую границу (в Австрию), меня встретил такой поток любви, какого я никогда не испытывал, мы пришли не как тираны, а как освободители». [55]
После аншлюса историческая цель немецких националистов, поддержавших союз Австрии и Германии, была достигнута. [9] Пангерманисты тогда были полностью поглощены нацистской партией (НСДАП). [56]
Во время Второй республики (с 1945 г.)
[ редактировать ]Часть серии о |
Консерватизм в Австрии |
---|
После окончания Второй мировой войны , когда Австрия была восстановлена как независимое государство, немецкое националистическое движение было дискредитировано из-за его связей с бывшим нацистским режимом. [56] Доминирующими партиями новой республики были христианско-консервативная Австрийская народная партия (ÖVP) и Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ). Оба выступали за независимость Австрии и считали идею «Великой Германии» анахронизмом . Всем бывшим членам нацистской партии была запрещена любая политическая деятельность и лишены избирательных прав. [57] Пангерманистский и либеральный «Третий лагерь» позже был возрожден в форме Федерации независимых ( нем . Verband der Unabhängigen , VdU), которая боролась с законами о денацификации, навязанными союзниками , и представляла интересы бывших нацистов. Вермахт и СС солдаты . В 1956 году Федерация была преобразована в Партию свободы Австрии (FPÖ). В 1950-х и 1960-х годах немецкое националистическое движение, представленное Партией свободы и дочерними организациями, было очень активно в университетах, где Burschenschaften , своего рода студенческое братство, способствовало распространению немецких националистических и либеральных взглядов. Внутри Партии свободы либеральное крыло выросло и обогнало пангерманистское крыло, и австрийский патриотизм постепенно стал частью идеологии партии. [56] [58] Во время партийного руководства Норберта Стегера в 1980–1986 годах и участия Партии свободы в коалиционном правительстве с социал-демократами пангерманистская фракция еще больше ослабла. [59]
Напротив, вступление Йорга Хайдера на пост лидера партии в 1986 году было расценено немецкой националистической фракцией как триумф. [58] [59] Хайдера Однако правый популизм не подчеркивал пангерманистские традиции, поскольку это стоило бы голосов. В 1987 году только шесть процентов австрийских граждан называли себя «немцами». [60] В то время как Хайдер заклеймил австрийскую национальную идентичность как идеологическую конструкцию, зайдя так далеко, что назвал ее «чудовищем» ( нем . Mißgeburt ) в 1988 году, в 1993 году он запустил петицию «Австрия прежде всего» , а два года спустя заявил, что Партия Свободы была «классической австрийской патриотической партией», категорически отказавшейся от своего предыдущего «чудовищного» заявления. [61] Однако влияние немецкого национализма все еще присутствовало, и его можно было увидеть во враждебных действиях против славянских меньшинств в Австрии, например, в конфликтах из-за двуязычных дорожных знаков с каринтийскими словенцами , а также во враждебности к иммиграции и европейской интеграции . [56] Таким образом, традиционные идеи Великой Германии были заменены немецко-австрийской концепцией (т.е. «настоящими» австрийцами считались только австрийцы немецкого происхождения и языка). [61] Это можно охарактеризовать как «объединение традиционного немецкого национализма с австрийским патриотизмом». [62]
В настоящее время пангерманистское крыло представляет собой лишь незначительную фракцию внутри Партии свободы. В 2008 году менее семнадцати процентов избирателей Партии свободы поставили под сомнение существование уникальной австрийской национальной идентичности. [63] Немецкие националисты, в том числе Андреас Мёльцер [64] и Мартин Граф , [65] [66] теперь называют себя «культурными немцами» ( Kulturdeutsche ) и подчеркивают важность своей идентичности как этнических немцев, в отличие от четко выраженной австрийской национальной идентичности . В 2006 году члены парламента от АПС подтвердили приверженность партии пангерманистской традиции, по крайней мере символически, надев в петлицы синие васильки и ленты национальных цветов Австрии (красный и белый) во время первого заседания Национального собрания . Совет . Это вызвало споры, поскольку СМИ интерпретировали цветок как бывший нацистский символ. [67]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Кампс, Стефан (2007). Партия свободы – реинкарнация нацизма или политическое обновление? (на немецком языке). Издательство ГРИН. стр. 27–31. ISBN 9783638715454 .
- ^ Фойтофер, Ричард (2000). Так что присоединяйтесь к Германии. (на немецком языке). Бёлау Верлаг. п. 17. ISBN 9783205992226 .
- ^ Пелинка, Антон (2000). «Свобода» Йорга Хайдера – проблема не только австрийская (по-немецки). Кенигсхаузен и Нейман. п. 233. ИСБН 9783826015540 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Das politische System in Österreich (Политическая система в Австрии)» (PDF) (на немецком языке). Вена: Федеральная пресс-служба Австрии. 2000. с. 24. Архивировано из оригинала (PDF) 23 апреля 2014 года . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Джон В. Мейсон (1985). Распад Австро-Венгерской империи, 1867–1918 гг . Гонконг: Лонгман. п. 10. ISBN 0-582-35393-9 .
- ^ AJP Тейлор (1976). Габсбургская монархия, 1809–1918: история Австрийской империи и Австро-Венгрии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 16. ISBN 0-226-79145-9 .
- ^ Бауэр, Курт (2008). Национал-социализм: истоки, начало, взлет и падение (на немецком языке). Бёлау Верлаг. п. 41. ИСБН 9783825230760 .
- ^ Суппан, Арнольд (2008). Инграо, Чарльз В.; Сабо, Франц А.Дж. (ред.). «Немцы» в империи Габсбургов: язык, имперская идеология, национальная идентичность и ассимиляция . Издательство Университета Пердью. п. 171. ИСБН 978-1557534439 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (1998). История Восточной Европы: кризис и перемены . Рутледж. п. 355. ИСБН 9780415161121 .
- ^ Владыка Михаил (2005). Поколение отцов Гитлера: истоки национал-социализма в Австро-Венгерской монархии (на немецком языке). Бёлау Верлаг. п. 157. ИСБН 9783205773375 .
- ^ Кламбауэр, Карл (2010). (...) предмет, посвященный восторженному обожанию! (на немецком языке). Бёлау Верлаг. п. 70. ИСБН 9783205784708 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Суппан (2008). «Немцы» в империи Габсбургов . стр. 171–172.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гилой, Ева (2011). Монархия, миф и материальная культура в Германии 1750–1950 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 161–162.
- ^ Уновски, Дэниел Л. (2005). Помпезность и политика патриотизма: имперские торжества в Габсбургской Австрии, 1848–1916 гг . Издательство Университета Пердью. п. 157 . ISBN 9781557534002 .
- ^ Лоу 1974 , с. 14.
- ^ Лоу 1974 , с. 15.
- ^ Суппан (2008). «Немцы» в империи Габсбургов . стр. 164, 172.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Роберт Крихбаумер (2001). Великие повествования о политике: политическая культура и партии в Австрии с начала века до 1945 года (на немецком языке). Бёлау Верлаг Вена. ISBN 3-205-99400-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Немецкий национальный вербанд» . Энциклопедия Австрии . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ «Новый австрийский рейхсрат» . Нация . Том. 93. 3 августа 1911 г., стр. 92–93 . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Инграо, Чарльз В.; Сабо, Франц А.Дж., ред. (2008). Немцы и Восток . Издательство Университета Пердью. п. 165. ИСБН 978-1557534439 .
- ^ Фредрик Линдстрем (2008). Империя и идентичность: биографии австрийской государственной проблемы в поздней Габсбургской империи . Издательство Университета Пердью. п. 244. ИСБН 978-1557534644 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Принц, Фридрих (1993). История Германии в Восточной Европе: Богемия и Моравия (на немецком языке). Берлин: Wolf Jobst Siedler Verlag GmbH. п. 381. ИСБН 3-88680-200-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэннинг, Джоди Эбигейл (2012). «Австрия на перепутье: аншлюс и его противники» (PDF) . Кардиффский университет. стр. 62–66 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Белька, Эрих (1989). «Референдум в Тироле в 1921 году и его история в: Акерль, Изабелла / Нек, Рудольф (ред.): Сен-Жермен 1919» . Журнал восточных исследований (на немецком языке). 40 (3): 303–326. дои : 10.25627/19914035379 .
- ^ «Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Австрией; Протокол, Декларация и Специальная декларация [1920] ATS 3» . Austlii.edu.au . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям М. Джонстон (1972). Австрийский разум: интеллектуальная и социальная история, 1848–1938 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 108. ИСБН 0-520-04955-1 .
- ^ Эрнст Панценбёк (1985). Немецкая мечта (на немецком языке). Европейское издательство. ISBN 3-203-50897-4 .
- ^ AJP Тейлор (1976). Габсбургская монархия, 1809–1918: история Австрийской империи и Австро-Венгрии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 257. ИСБН 0-226-79145-9 .
- ^ Поли, Брюс Ф. (1998). От предрассудков к преследованиям: история австрийского антисемитизма . Книги прессы UNC. п. 180. ИСБН 9780807847138 .
- ^ Стиммер, Гернот (1997). Элиты в Австрии (на немецком языке). Бёлау Верлаг. п. 648. ИСБН 9783205985877 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с AJP Тейлор (1976). Габсбургская монархия, 1809–1918: история Австрийской империи и Австро-Венгрии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 258. ИСБН 0-226-79145-9 .
- ^ Бергер, Питер (2003). Бишоф, Гюнтер; Пелинка, Антон; Ласснер, Александр (ред.). Лига Наций и межвоенная Австрия: критическая оценка партнерства в экономической реконструкции . Современные австрийские исследования. Том. 11. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers. п. 87. ИСБН 1-4128-2189-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Альфред Клар , также известный как «Рудольф». (1979). По национальному вопросу в Австрии; в: Путь и цель, 2-й курс (1937), № 3 (на немецком языке).
- ^ Мэннинг, Джоди Эбигейл (2012). «Австрия на перепутье: аншлюс и его противники» (PDF) . Кардиффский университет. стр. 68–69 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Мэннинг, Джоди Эбигейл (2012). «Австрия на перепутье: аншлюс и его противники» (PDF) . Кардиффский университет. п. 75 . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Цвейг, Стефан (1941). «Мир вчерашнего дня» (PDF) . Касселл и Ко. с. 99 . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Крихбаумер, Роберт (2005). Австрия! и Фронт Хайль!: Из архивов Генерального секретариата Отечественного фронта - Взгляды режима изнутри . Бёлау. п. 175.
- ^ Айхер, Мартина (2012). «Хаймверен (Австрия)». Организации, учреждения, движения . Справочник по антисемитизму. Том 5. де Грютер. п. 310.
- ^ Поли, Брюс Ф. (1998). От предрассудков к преследованиям: история австрийского антисемитизма . Книги прессы UNC. п. 189. ИСБН 9780807847138 .
- ^ Морган, Филип (2003). Фашизм в Европе, 1919–1945 гг . Рутледж. п. 72 . ISBN 0-415-16942-9 .
- ^ Достал, Томас (2002). «Коричневая сеть» в Линце: незаконная деятельность нацистов в период с 1933 по 1938 годы . Том 1. Архивы города Линца. п. 116.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эрнст Рюдигер, принц Штархембергский (1942). Между Гитлером и Муссолини . Лондон: Издательство Harper & Brothers. п. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрнст Рюдигер, принц Штархембергский (1942). Между Гитлером и Муссолини . Лондон: Издательство Harper & Brothers. стр. 36–45.
- ^ «Государство, которого не хотела элита» . Февраль 1934 года . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Гордон Брук Шеперд (2000). Австрия: тысячелетняя история . Хейн. ISBN 3-453-16343-5 .
- ^ Люлявичюс, Веяс Габриэль (2009). Немецкий миф о Востоке: с 1800 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 184. ИСБН 9780191610462 .
- ↑ На немецком языке: «Как лидер и канцлер немецкой нации и Рейха, я объявляю истории Германии о вхождении моей родины в состав Германского рейха».
- ^ «Видео: Гитлер провозглашает включение Австрии в состав Рейха (2 МБ)» . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Джеймс Гиблин (2002). Жизнь и смерть Адольфа Гитлера . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 110 . ISBN 0-395-90371-8 .
- ^ Джон Толанд (23 сентября 2014 г.). Адольф Гитлер: Полная биография . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 450. ИСБН 978-1-101-87277-2 .
- ^ Кнаур, Питер (1951). Международные отношения Австрии и аншлюса 1931–1938 гг . Университет Вайоминга. п. 370.
- ^ Халас, Иоахим (1938). Адольф Гитлер из речей 1933-1938 годов . Офис Террамаре. п. 23.
- ^ Кнаур, Питер (1951). Международные отношения Австрии и аншлюса 1931–1938 гг . Университет Вайоминга. стр. 367–369.
- ^ Уильям Л. Ширер, Взлет и падение Третьего Рейха: История нацистской Германии, стр.349
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пелинка, Антон (2002). «FPÖ в международном сравнении: между правым популизмом, немецким национализмом и австрийским патриотизмом» (PDF) . Конфликты и общение в Интернете (на немецком языке). 1 (1):7.
- ^ Русь, Ионас Аврелиан (2008). Переменные, влияющие на национальное построение: влияние этнической основы, системы образования, индустриализации и внезапных потрясений . п. 435. ИСБН 9781109059632 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гингрич, Андре; Бэнкс, Маркус (2006). Неонационализм в Европе и за ее пределами . Книги Бергана. п. 148. ИСБН 9781845451905 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пелинка, Антон (2000). «Свобода» Йорга Хайдера – проблема не только австрийская (по-немецки). Кенигсхаузен и Нейман. п. 235. ИСБН 9783826015540 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Брукмюллер, Эрнст (1998). Развитие австрийского сознания (PDF) . п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 года . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукмюллер, Эрнст (1996). Нация Австрии: Культурное сознание и социально-политические процессы . Бёлау. п. 40.
- ^ Пелинка, Антон; Сикингер, Хьюберт; Стёгнер, Карин (2008). Крайский-Хайдер: линии разлома в австрийских идентичностях . Браумюллер. п. 18.
- ^ Австрийцы сегодня чувствуют себя нацией (по-немецки). 12 марта 2008 года . Проверено 17 октября 2011 г.
{{cite book}}
:|newspaper=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Отправляемся в Брюссель?: Лучшие кандидаты на выборах в ЕС» . Пресса (на немецком языке) . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Регина Пёлль (4 июня 2012 г.). «Устойчивый поход графа» . Пресса (на немецком языке) . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ В настоящее время . Нет. 43. 2008. с. 2.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Отголоски нелегалов НСДАП» . ORF.at. 30 октября 2006 г.
Библиография
- Хаманн, Бриджит (2010). Гитлеровская Вена: обучение диктатора . Таурис Парк. ISBN 978-1848852778 .
- Лоу, Альфред Д. (1974). Аншлюсское движение в Австрии и Германии, 1918-1919 и Парижская мирная конференция . Американское философское общество. ISBN 0871691035 .