Jump to content

Австро-Венгерский компромисс 1867 г.

Разделение земель, которые будут управляться из Вены (темно-розовый), и земель, которые будут управляться из Будапешта (зеленый) в соответствии с о двойной монархии соглашением Ausgleich 1867 года . С 1878 года Босния и Герцеговина (желтая) находилась под совместным управлением.
Фотография коронационной присяги в Пеште перед приходской церковью Внутреннего города (Будапешт)
Коронация Франца Иосифа I и Элизабет Амалии в церкви Матьяша , в Буде 8 июня 1867 года.

Австро -Венгерский компромисс 1867 года ( нем . Ausgleich , венгерский : Kiegyezés ) установил двойную монархию Австро -Венгрии , которая представляла собой военный и дипломатический союз двух суверенных государств. [1] Компромисс восстановлен лишь частично. [2] прежний суверенитет и статус Венгерского королевства до 1848 года , отделенный от Австрийской империи и больше не подчинявшийся ей . Компромисс положил конец 18-летней военной диктатуре и абсолютистскому правлению в Венгрии, императором Францом Иосифом установленному после Венгерской революции 1848 года . Территориальная целостность Венгерского королевства была восстановлена. Соглашение также восстановило старую историческую конституцию Венгерского королевства. [3]

Венгерские политические лидеры преследовали две основные цели в ходе переговоров. Один из них заключался в восстановлении традиционного статуса (как юридического, так и политического) венгерского государства, который был утрачен после Венгерской революции 1848 года . Другой заключался в восстановлении серии законов о реформе (так называемых апрельских законов ) революционного парламента 1848 года, которые основывались на 12 пунктах , устанавливавших современные гражданские и политические права, экономические и социальные реформы в Венгрии. [4] Апрельские законы венгерского революционного парламента (за исключением законов, основанных на 9-м и 10-м пунктах) были восстановлены Францем Иосифом.

В соответствии с Компромиссом земли Дома Габсбургов были реорганизованы в реальный союз между Австрийской империей и Венгерским королевством, возглавляемый единственным монархом, который правил как император Австрии в австрийской половине империи и как король Венгрия в составе Венгерского королевства . Цислейтанское ( Австрийское ) и Транслейтанское (Венгерское) государства управлялись отдельными парламентами и премьер-министрами. Две страны проводили единую дипломатическую и оборонную политику. Для этих целей «общие» министерства иностранных дел и обороны находились под прямым руководством монарха, а также третье министерство финансов, ответственное только за финансирование двух «общих» портфелей.

Отношения Венгрии с Австрией до революции 1848 были личным союзом , тогда как после компромисса 1867 ее статус свелся к партнерству в реальном союзе . [5] Таким образом, венгерское общество широко рассматривало компромисс как предательство жизненно важных венгерских интересов и достижений реформ 1848 года. Компромисс оставался крайне непопулярным среди этнических венгерских избирателей: [6] Этнические венгры в целом не поддерживали правящую Либеральную партию на парламентских выборах в Венгрии. Таким образом, политическое поддержание Австро-Венгерского компромисса и, следовательно, самой Австро-Венгрии, было главным образом результатом популярности прокомпромиссной правящей Либеральной партии среди избирателей из числа этнических меньшинств в Королевстве Венгрия.

По словам австрийского императора Франца Иосифа I , «нас было трое, кто заключил соглашение: Деак , Андраши и я». [7]

Историческая справка

[ редактировать ]

В средние века Австрийское герцогство было автономным государством в составе Священной Римской империи, управляемым Домом Габсбургов , а Венгерское королевство было суверенным государством за пределами империи. В 1526 году Венгрия была разгромлена и частично завоевана Османской империей. Король Венгрии и Богемии Людовик II не имел законного наследника и умер молодым в битве при Мохаче . Шурин Людовика II, Фердинанд I Габсбургский , был избран королем Венгрии оставшимся парламентом в Пожонях (ныне Братислава) в декабре 1526 года. [8] [9] Впоследствии османы были изгнаны из Венгрии благодаря сотрудничеству международных западных христианских сил во главе с принцем Евгением Савойским в период с 1686 по 1699 год. С 1526 по 1804 год Венгрией управляла династия Габсбургов как короли Венгрии , но номинально и юридически оставалась отдельной. из других земель Габсбургской монархии .В отличие от других территорий, находящихся под властью Габсбургов, Венгерское королевство имело старую историческую конституцию . [10] что ограничило власть Короны и значительно увеличило авторитет парламента с 13 века. Золотая булла 1222 года была одним из первых примеров конституционных ограничений полномочий европейского монарха. [11] которое было навязано венгерскому королю примерно так же, как короля Англии Иоанна заставили подписать Великую хартию вольностей .

Венгерский парламент был самым важным политическим собранием с XII века, который с 1290-х годов стал высшим законодательным институтом Венгерского королевства . [12]


В 1804 году Франциск II, император Священной Римской империи , который также был правителем земель Габсбургской монархии , основал Австрийскую империю большинство его так называемых земель Эрбланде , в которую входило . Однако новый термин Эрбланде не применялся к Венгерскому Королевству. [13] При этом он создал формальную всеобъемлющую структуру Габсбургской монархии, которая функционировала как составная монархия около 300 лет. (Составные государства/монархии были наиболее распространенной/доминирующей формой государств в Европе раннего Нового времени. [14] ) Священная Римская империя была упразднена в 1806 году. Венгерское королевство всегда считалось отдельным королевством, статус страны был подтвержден статьей X, которая была добавлена ​​к конституции Венгрии в 1790 году на этапе составной монархии; он описал государство как Regnum Independents . С точки зрения двора, с 1723 года regnum Hungariae было наследственной провинцией трех основных ветвей династии по обеим линиям. С точки зрения ország (страны), Венгрия была regnum independents , отдельной землей, как это предусматривалось вышеупомянутой статьей X 1790 года. Однако суд заверил сейм, что принятие недавно принятого титула монарха (Император Австрии) никоим образом не повлияет на законы и конституцию на территории Венгерского королевства. [15] [16] Делами Венгрии по-прежнему управляли ее собственные институты (король, сейм и местные органы власти графств), как и раньше. Таким образом, согласно новым правилам, никакие австрийские имперские институты не были вовлечены в ее внутреннее управление. [17] Венгерская правовая и судебная система оставались отделенными и независимыми от единых правовых и судебных систем других территорий, находящихся под властью Габсбургов.

Соответственно, администрация и структуры центрального правительства Венгерского королевства также оставались отдельными от австрийской администрации и австрийского правительства до революции 1848 года. Венгрией управлял в большей степени Совет лейтенантов Венгрии (Губерниум) в Прессбурге (Позсони) и, в меньшей степени, Канцелярия Венгерского королевского двора в Вене, независимая от Императорской канцелярии Австрии. [18]

С 1526 по 1851 год Венгерское королевство сохраняло свои собственные таможенные границы, которые отделяли Венгрию от единой таможенной системы других территорий, управляемых Габсбургами.


Участие и интеграция Венгерского королевства в другое государство было юридически невозможным из-за положений старой венгерской конституции и венгерского публичного права. [19]

«В любой момент в прошлом Венгрия могла бы заключить мир с державой, с которой Австрия находилась в состоянии войны, если бы короли не сфальсифицировали свою присягу, не собрав венгерский парламент: поскольку Сейм всегда имел законное право [объявлять] Война и мир». [20]

Другой серьезной проблемой для Габсбургов были традиционно высокоавтономные графства Венгрии , которые оказались серьезным и серьезным препятствием на пути строительства абсолютизма в Венгрии. Округа были центрами местного государственного управления и местной политики в Венгрии и обладали признанным правом отказываться выполнять любые «незаконные» (неконституционные) королевские приказы. Таким образом, можно было поставить под сомнение законность удивительно высокой доли королевских приказов, исходивших из Вены. [21]

В то время как в большинстве западноевропейских стран (таких как Франция и Великобритания) правление короля начиналось сразу же после смерти его предшественника , в Венгрии коронация была абсолютно необходима, как если бы она не была проведена должным образом, королевство оставалось « сиротевшим ». Даже во время длительного личного союза между Венгерским королевством и другими областями, находившимися под властью Габсбургов, ни один монарх Габсбургов не мог издавать законы или осуществлять свои королевские прерогативы на территории Венгрии до тех пор, пока он не был коронован как король Венгрии . [22] [23] [24] [ самостоятельный источник ] Начиная с Золотой буллы 1222 года , все венгерские монархи должны были принести коронационную присягу во время процедуры коронации, где новые монархи должны были согласиться поддерживать конституционное устройство страны, сохранять свободы своих подданных и территориальную целостность страны. область. [25]

1849–1867 (военная диктатура)

[ редактировать ]

7 марта 1849 года была издана императорская прокламация от имени императора Франца Иосифа, устанавливающая единую конституцию для всей империи. Согласно новой декларации, традиционная территориальная целостность Венгерского королевства будет прекращена и разделена, и им будут управлять пять отдельных военных округов, а Княжество Трансильвания будет восстановлено. [26] Премьер-министр Австрии принц Феликс Шварценбергский и его правительство, действовавшие с ноября 1848 года, проводили радикально новую имперскую политику. Он хотел создать единую империю в духе имперской конституции, изданной Францем Иосифом I в Ольмюце 4 марта 1849 года, и в результате конституция и территориальная целостность Венгрии были бы отменены. Централистская мартовская конституция Австрии ввела неоабсолютизм на территориях, управляемых Габсбургами, и предоставила монарху абсолютную власть. [27] Австрийская конституция была принята Императорским сеймом Австрии , в котором Венгрия не имела представительства и традиционно не имела законодательной власти на территории Венгерского королевства; тем не менее, он также пытался отменить Сейм Венгрии , который существовал как высшая законодательная власть в Венгрии с конца 12 века. [28] Новая конституция Австрии также пошла вразрез с исторической конституцией Венгрии и попыталась аннулировать ее. [29]

Во время неудавшейся Венгерской революции 1848 года мадьяры были близки к прекращению связей с династией Габсбургов , но потерпели поражение от Австрийской империи только в результате военного вмешательства Российской империи . После восстановления власти Габсбургов в Венгрии было введено военное положение . [30] В Венгрии была создана военная диктатура .

Каждый аспект венгерской жизни будет поставлен под пристальное внимание и контроль правительства. [31]

Немецкий стал официальным языком государственного управления. Указ от 9 октября 1849 г. [32] поставил образование под государственный контроль, учебная программа предписывалась и контролировалась государством, преподавание национальной истории было ограничено, а история преподавалась с точки зрения Габсбургов. [33] Даже оплот венгерской культуры — Академия — находилась под контролем: учреждение комплектовалось иностранцами, в основном немцами, и учреждение практически не существовало до тех пор, пока [ нужны разъяснения ] конец 1858 года. [34] [35] [36] Венгры ответили пассивным сопротивлением. Антигабсбургские и антинемецкие настроения были сильны. В последующие годы империя провела несколько реформ, но не смогла решить проблемы. [37]

После Венгерской революции 1848—49 независимая таможенная система В. была упразднена. Венгрия стала частью единой имперской таможенной системы 1 октября 1851 года. [38] [39]

Австрийский военный и экономический кризис и усыновление

[ редактировать ]

Подавление революции 1848 года и российская интервенция имели очень высокую цену.В 1858 году уже 40 процентов расходов австрийского императорского правительства шло на обслуживание государственного долга. Дорогостоящая мобилизация во время Крымской войны (1853–1856) и катастрофическая кампания против Пьемонта-Сардинии в 1859 году поставили государство на грань банкротства. Угроза финансовой неплатежеспособности и требования кредиторов открытого и заслуживающего доверия бюджетного процесса вынудили несогласного Франца Иосифа санкционировать политическую реформу. [40]

В 1866 году Австрия потерпела полное поражение в австро-прусской войне . Ее положение как ведущего государства Германии поглощены Германской империей , созданной прусским закончилось, а оставшиеся второстепенные немецкие государства вскоре были Бисмарком . Австрия также потеряла большую часть своих оставшихся притязаний и влияния в Италии , которая была ее главным внешнеполитическим интересом.

После периода великих немецких амбиций , когда Австрия попыталась утвердиться в качестве ведущей немецкой державы, Австрии снова потребовалось переопределить себя, чтобы сохранить единство перед лицом национализма. [41]

В результате Второй итальянской войны за независимость и австро-прусской войны империя Габсбургов в 1866 году оказалась на грани краха, поскольку эти войны вызвали колоссальный государственный долг и финансовый кризис. [42] Габсбурги были вынуждены примириться с Венгрией, чтобы спасти свою империю и династию. Габсбурги и часть венгерской политической элиты устроили Австро-Венгерский компромисс 1867 года. Компромисс был организован и легитимирован очень небольшой частью венгерского общества (избирательное право было очень ограничено: менее 8% населения имели право голоса) и было воспринято очень большой частью населения как предательство венгерского дела и наследия войны за независимость 1848–1849 годов. Это вызвало глубокие и продолжительные трещины в венгерском обществе. [43]

Венгерский государственный деятель Ференц Деак считается интеллектуальной силой, стоящей за Компромиссом. Первоначально Деак хотел независимости Венгрии и поддержал революцию 1848 года, но он порвал с жесткими националистами и выступал за модифицированный союз под властью Габсбургов. Деак считал, что, хотя Венгрия имела право на полную внутреннюю независимость, условия Прагматической санкции 1723 года сделали вопросы обороны и иностранных дел «общими» как для Австрии, так и для Венгрии. Прагматическая санкция 1723 года оказала большое влияние на Австро-Венгерский компромисс 1867 года. [44] Как утверждал венгерский государственный деятель Ференц Деак , согласно Прагматической санкции 1723 года, конституционное управление Венгрией было фундаментальной предпосылкой правления Габсбургов над Венгрией . [45] Внешняя политика и оборона, а также их финансирование были наиболее важными совместными делами Австро-Венгрии , образовавшейся двойной монархии , основанной на Прагматической санкции 1723 года. [46] Он также чувствовал, что Венгрия выиграла от продолжения союза с более богатой и промышленно развитой Австрией и что Компромисс положит конец постоянному давлению на Австрию, заставляющему выбирать между мадьярами и славянами Венгерского королевства. [47] Имперский канцлер Беуст быстро заключил компромисс с венгерскими лидерами. [48] Беуст особенно стремился возобновить конфликт с Пруссией и считал, что быстрое урегулирование с Венгрией сделает это возможным. [49] Франц Иосиф и Деак подписали Компромисс, и он был ратифицирован восстановленным сеймом Венгрии 29 мая 1867 года. [50]

Месть Беуста Пруссии не осуществилась. Когда в 1870 году Беуст хотел, чтобы Австро-Венгрия поддержала Францию ​​против Пруссии, премьер-министр Венгрии Дьюла Андраши был «решительно против» и фактически наложил вето на австрийское вмешательство. [51]

Соглашение с Венгрией состояло тогда из трех частей: политического урегулирования, которое должно было быть постоянным и оставаться частью основной конституции монархии; периодическое финансовое урегулирование, определяющее распределение общих расходов, согласованное депутациями по квотам и утвержденное парламентами; и Таможенный союз и соглашение о валюте, добровольное обратимое соглашение между двумя правительствами и парламентами. [52]

Австро-Венгерский компромисс. Розовый: « Цислейтаниа »; зеленый: « Транслитания »; коричневый: кондоминиум Боснии и Герцеговины (добавлен в 1908 г.).

В рамках компромисса:

  • Старая историческая конституция Венгрии была восстановлена.
  • Был восстановлен венгерский парламент (который был высшей законодательной властью в Венгрии с XII века), как это было до 1849 года. Каждая часть монархии имела собственное правительство во главе со своим премьер-министром . «Двойная монархия» состояла из императора-короля и общих министров иностранных дел, обороны и министерства финансов только для расходов общей армии , флота и дипломатической службы.
  • На территории Венгерского королевства были восстановлены венгерская правовая система и венгерские законы. [53] В ходе переговоров о компромиссе даже апрельские законы венгерского революционного парламента (за исключением законов, основанных на 9-м и 10-м пунктах) также были приняты монархом.
  • Традиционно независимая и отдельная судебная система Венгрии была восстановлена.
  • Австро-Венгрия, как единое целое, не имела юрисдикции и законодательной власти, что определялось отсутствием общего парламента. Общими дипломатическими и военными делами управляли делегации Императорского совета и венгерского парламента. В состав делегаций входило 60 членов Императорского совета и 60 членов венгерского парламента, а соотношение различных политических фракций точно и пропорционально отражало их собственные политические партии в своих парламентах. Члены делегаций двух парламентов не имели права произносить речи, дискутировать или вносить новые идеи во время встреч; таким образом, они были не чем иным, как протянутыми руками своих собственных парламентов. Единственной функцией делегатов было проголосовать в соответствии с ранее принятыми решениями их политических фракций в австрийском и венгерском парламентах. Все общие решения должны были быть ратифицированы австрийским парламентом, чтобы иметь силу на территории Австрии, и венгерским парламентом, чтобы иметь силу на территории Королевства Венгрия. [54] Делегации Австрии и Венгрии проводят совместные встречи в Вене каждый нечетный год и в Пеште каждый четный год.
  • За исключением территории боснийского кондоминиума , Австрия и Венгрия не образовывали общую суверенную территорию в международном праве (т.е. Венгерское королевство и Австрийская империя были разными странами). Таким образом, в отношении территориальных изменений во время мирных договоров Австрийская империя и Венгерское королевство должны были действовать самостоятельно как независимые страны: делегат австрийского парламента имел право подписывать мирные договоры, связанные с территориальными изменениями Австрийской империи, и, соответственно, делегат венгерского парламента имел право подписывать мирные договоры относительно территориальных изменений Венгерского королевства. [55] См.: Сен-Жерменский договор и Трианонский договор.
  • Было создано общее Министерство иностранных дел, отвечающее за дипломатию и внешнюю политику. Дополнительная информация: Министерство иностранных дел Австро-Венгрии.
  • В Австро-Венгрии не было общего гражданства: каждый был либо гражданином Австрии, либо гражданином Венгрии, но никогда и тем и другим. [56] Австро-Венгрия использовала два отдельных паспорта: австрийский и венгерский. Общего паспорта не было. [57]
  • Было создано общее министерство финансов только для расходов Общей армии, флота и дипломатической службы, а также для выпуска банкнот. Его возглавил общий министр финансов. Все остальные расходы принадлежали Министерству финансов Австрии в Австрийской империи и Министерству финансов Венгрии в Королевстве Венгрия. Министр финансов Австрии подчинялся только министру-президенту Австрии в Австрийской империи, а министр финансов Венгрии подчинялся только премьер-министру Венгрии.
  • Денежные и экономические условия Компромисса и Таможенного союза приходилось пересматривать каждые десять лет.
  • Несмотря на то, что Австрия и Венгрия имели общую валюту, они были финансово суверенными и независимыми образованиями. [58]
  • Международные коммерческие договоры и торговые соглашения заключались независимо Австрией и Венгрией как независимыми государствами. [59] Общее министерство финансов не имело компетенции в отношении международных коммерческих договоров и торговых соглашений австрийского или венгерского государства.
  • Королевский венгерский Гонвед был восстановлен, и был создан Имперско-Королевский ландвер , но оба государства должны были продолжать финансировать Австро-Венгерскую общую армию , намного большую, чем обе. Общее австро-венгерское военное министерство было немедленно сформировано для большой общей армии, но оно не имело права напрямую командовать меньшими по размеру австрийским ландвером и венгерской армией Гонведа, которые были соответственно переданы под прямой контроль отдельных австрийских и венгерских министерств. Оборона. Министры обороны Австрии и Венгрии не находились под командованием и юрисдикцией Общего военного министерства; они подчинялись только своим премьер-министрам и соответствующим парламентам в Вене и Будапеште. [60] Венгерская армия Гонведа могла присоединиться к имперской армии только с явного разрешения венгерского правительства. [61] Дополнительная информация: Имперское и Королевское военное министерство.
  • Венгрия взяла на себя большую часть огромного государственного долга Австрии. [62]
  • Император-король имел всю власть над структурой, организацией и управлением трех армий. Он назначал высших должностных лиц, имел право объявлять войну и был главнокомандующим армией.
  • Император-король имел право объявлять чрезвычайное положение.
  • Император-король имел право предварительного королевского согласия на каждый законопроект, который Совет кабинета министров хотел представить Национальному собранию. Он имел право наложить вето на любой закон, принятый Национальными собраниями.
  • Император-король имел право распустить Национальные собрания и объявить новые парламентские выборы.
  • Император-король имел право назначать и увольнять членов кабинета министров.

Власть монарха значительно возросла по сравнению со статусом Венгрии до 1848 года. Это означало значительное сокращение венгерского суверенитета и автономии даже по сравнению со статус-кво до 1848 года.

Продолжающееся давление

[ редактировать ]

Доминирование этнических меньшинств избранной Либеральной партии в венгерском парламенте

[ редактировать ]

Австро-венгерский компромисс и поддерживающие его либеральные парламентские партии оставались крайне непопулярными среди этнических венгерских избирателей, а постоянные успехи этой прокомпромиссной Либеральной партии на венгерских парламентских выборах вызвали длительное разочарование среди венгров. Этнические меньшинства сыграли ключевую роль в политическом поддержании компромисса в Венгрии, поскольку они смогли проголосовать за компромиссные либеральные партии, получив позиции большинства/правящих партий венгерского парламента. Прокомпромиссные либеральные партии были наиболее популярными среди избирателей из числа этнических меньшинств, однако, например, партии словацких, сербских и румынских меньшинств оставались непопулярными среди своих избирателей из числа этнических меньшинств. Коалиции венгерских националистических партий, которых поддерживало подавляющее большинство этнических венгерских избирателей, всегда оставались в оппозиции, за исключением периода 1906–1910 годов, когда поддерживаемые Венгрией националистические партии смогли сформировать правительство. [63]

Этнические меньшинства

[ редактировать ]

До Первой мировой войны только три европейские страны провозгласили права этнических меньшинств и приняли законы, защищающие меньшинства: первой была Венгрия (1849 и 1868 гг.), второй — Австрия (1867 г.) и третьей — Бельгия (1898 г.). Напротив, правовые системы других европейских стран до Первой мировой войны не допускали использования языков европейских меньшинств в начальных школах, культурных учреждениях , в учреждениях государственного управления и в судах. [64]

Возникшая в результате система сохранялась до распада двойной монархии после Первой мировой войны . Фаворитизм, проявленный к мадьярам, ​​второй по численности этнической группе в двойной монархии после немцев, вызвал недовольство со стороны других этнических групп, таких как словаки и румыны . [65] Хотя «Закон о национальностях» был принят для защиты прав этнических меньшинств, два парламента придерживались совершенно разных подходов к этому вопросу. [ нужна ссылка ]

Основная проблема в последующие годы заключалась в том, что Компромисс с Венгрией лишь поощрял аппетиты невенгерских меньшинств в Венгрии, которые исторически находились в границах Венгерского королевства. Большинство венгров считали, что они приняли Компромисс только под принуждением. [ нужна ссылка ] Венгерские монархи всегда короновались как короли Венгрии ; из-за венгерской коронационной присяги они должны были согласиться поддерживать старые конституционные порядки страны и сохранять территориальную целостность Венгерского королевства. Эта коронационная присяга была обязательной для венгерских монархов во время процесса коронации со времен Золотой Быки 1222 года . [66] Венгры, которых после Компромисса считали равными, лишь частично согласились предоставить «своим» меньшинствам признание и местную автономию. [ нужна ссылка ]

В Венгерском королевстве несколько этнических меньшинств столкнулись с растущим давлением мадьяризации . [67] Кроме того, пересмотр условий, происходящий каждые десять лет, часто приводил к конституционным кризисам. В конечном итоге, хотя Компромисс надеялся решить проблемы, с которыми сталкивается многонациональное государство, сохраняя при этом преимущества большого государства, новая система по-прежнему сталкивалась с тем же внутренним давлением, что и старая. В какой степени двуединая монархия стабилизировала страну перед лицом национального пробуждения и в какой степени облегчила или усугубила ситуацию, спорят и сегодня. [ нужна ссылка ]

В письме министру иностранных дел Берхтольду ирредентизм от 1 февраля 1913 года эрцгерцог Франц Фердинанд заявил, что « в нашей стране... немедленно прекратится, если нашим славянам будет предоставлена ​​комфортная, справедливая и хорошая жизнь» вместо того, чтобы их попирали (как они были растоптаны венграми). [68]

Влияние в Ирландии

[ редактировать ]

Еще в середине 1880-х годов лорд Солсбери, лидер Британской консервативной партии , задумал использовать пример Австро-Венгрии 1867 года в качестве модели реформирования отношений между Великобританией и Ирландией. [69] В 1904 году Артур Гриффит опубликовал весьма влиятельную книгу « Воскрешение Венгрии: параллель Ирландии» , в которой изложил подробное предложение об англо-ирландской двойной монархии, аналогичной австро-венгерской. [70] Эта модель двойной монархии защищалась партией Гриффита Шинн Фейн в первые годы ее существования и оказала значительное влияние на развитие ирландского национализма - хотя после Пасхального восстания и последующего Ардфхейса в октябре 1917 года от нее отказались в пользу ирландского республиканизма .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мартин Мучлехнер: Двойная монархия: два государства в одной империи
  2. ^ Андре Герритс; Дирк Ян Вольфрам (2005). Политическая демократия и этническое разнообразие в современной европейской истории . Издательство Стэнфордского университета . п. 42. ИСБН  9780804749763 .
  3. ^ Роберт Янг (1995). Отделение Квебека и будущее Канады . McGill-Queen's Press . п. 138 . ISBN  9780773565470 . Конституция Венгрии была восстановлена.
  4. ^ Ференц Сакай (1980). Венгрия и Восточная Европа: Том 182 исследовательского отчета Studia Historicala Academiae Scientiarum Hungaricae . Академическое издательство. п. 178. ИСБН  9789630525954 .
  5. ^ Адам Коложси: (на венгерском языке) Смертельные угрозы и измена 150 лет назад: линии фронта и маркетинг вокруг австро-венгерского компромисса. ССЫЛКА: [1]
  6. ^ Андраш Сигер. Правительство на волоске - в прошлом веке (на венгерском языке)
  7. ^ Кожуховский, Адам. Загробная жизнь Австро-Венгрии: образ Габсбургской монархии в межвоенной Европе . Серия Питта в исследованиях России и Восточной Европы. Университет Питтсбурга Пресс (2013), ISBN   9780822979173 . п. 83
  8. ^ Роберт А. Канн (1980). История империи Габсбургов, 1526–1918 гг . Издательство Калифорнийского университета . п. 611. ИСБН  9780520042063 .
  9. ^ Миклош Молнар (2001). Краткая история Венгрии . Издательство Кембриджского университета . п. 88 . ISBN  9780521667364 . Фердинанд Мохач, которого я избрал.
  10. ^ Роберт Янг (1995). Отделение Квебека и будущее Канады . McGill-Queen's Press . п. 138 . ISBN  9780773565470 . Конституция Венгрии была восстановлена.
  11. ^ Фрэнсис Фукуяма: Что не так с Венгрией?
  12. ^ Элемер Хантос : Великая хартия английской и венгерской конституций (1904 г.)
  13. ^ Майкл Хохдлингер (2015). Возникновение Австрийских войн, 1683-1797 гг . Рутледж . п. XVII. ISBN  9781317887928 .
  14. ^ Роберт И. Фрост (2018). Оксфордская история Польши и Литвы . Оксфордская история Европы раннего Нового времени. Том. I: Создание Польско-Литовской унии, 1385–1569 гг. Издательство Оксфордского университета . п. 40. ИСБН  9780192568144 .
  15. ^ «До 1848 года Австрийская империя конституционно должна была рассматриваться как монархическое унитарное государство на дифференцированной федералистской основе, при этом особое положение Венгрии в рамках этого общего государства всегда было очевидным. Дальнейшая дифференциация федералистской основы произошло с 1815 года путем присоединения части империи к Германской Конфедерации». «До 1848 года Австрийскую империю можно было рассматривать в конституционном праве как унитарную монархию на дифференцированной федералистической основе, при этом особое положение Венгрии в рамках этого единого государства всегда было очевидным. Дальнейшая дифференциация федералистического положения последовала с 1815 года по присоединение части империи к Германской федерации». Цейльнер, Франц (2008), Конституция, конституционное право и доктрина публичного права в Австрии до 1848 года: представление материальной и формальной конституционной ситуации и доктрины публичного права , Франкфурт-на-Майне: Ланг, стр. 45
  16. ^ Йожеф Захар, Аустерлиц, 2 декабря 1805 года. Битва трех императоров - глазами венгерцев. [ постоянная мертвая ссылка ] , В: Идеи, революции, войны. Шандор Вадас, 80 лет, ELTE, Будапешт, 2010 г. р. 557
  17. ^ Ласло, Петер (2011), Длинный девятнадцатый век Венгрии: конституционные и демократические традиции , Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV, стр. 6
  18. ^ Балаж, Ева Х. Венгрия и Габсбурги, 1765–1800: эксперимент просвещенного абсолютизма . п. 320.
  19. ^ Джошуа Тулмин Смит (1861). Иллюстрации политических и дипломатических отношений независимого Венгерского королевства; и об интересе Европы к «Австрийскому Альянсу». . У. Джеффс . стр. 19–23.
  20. ^ Фрэнсис Уильям Ньюман . Выберите «Речи Кошута» .
  21. ^ Карлайл Эйлмер Макартни (2014). Империя Габсбургов, 1790-1918 гг . Фабер и Фабер . п. 29. ISBN  9780571306299 .
  22. ^ Йонг, Шарлотта (1867). «Корона Святого Стефана» . Книга золотых дел всех времен и всех земель . Лондон, Глазго и Бомбей: Блэки и сын . Проверено 21 августа 2008 г.
  23. ^ Немеш, Пол (10 января 2000 г.). «Венгрия: Святая Корона» . Обзор Центральной Европы . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 26 сентября 2008 г.
  24. Отчет об этой службе, написанный свидетелем графом Миклошем Банфи, можно прочитать в книге «Последняя коронация Габсбургов: Будапешт, 1916» . С веб-сайта Теодора «Королевская власть и монархия» .
  25. ^ Андраш А. Гергеи; Мате Габор (2000). Венгерское государство: тысяча лет в Европе: 1000–2000 . Корона. п. 66. ИСБН  9789639191792 .
  26. ^ Филлипс, Уолтер Элисон (1911). «Венгрия» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 918.
  27. ^ Вальтер Килли (2005). Шмидт-Тейер, Том 9 Немецко-биографического словаря . Вальтер де Грюйтер. п. 237. ИСБН  9783110966299 .
  28. ^ Юлиус Бартл (2002). История Словакии: хронология и лексика, G - серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 222. ИСБН  9780865164444 .
  29. ^ Венгерские государственные деятели судьбы, 1860–1960 гг . Том 58 «Атлантических исследований изменений в обществе», том 262 «Восточноевропейских монографий». Монография по общественным наукам. 1989. с. 23. ISBN  9780880331593 .
  30. ^ Хант, Линн. Создание Запада , Том C, стр. 683–684.
  31. ^ Янош Чохани: Церковная политика Лео Туна . В: Обзор истории церкви. 11/2. 2010 год
  32. ^ Принципы временной организации образования в Коронной земле Венгрии.
  33. ^ Влияние Entwurf на преподавание истории .
  34. Габор Болвари-Такач: Йожеф Телеки, Шарошпатак и Академия . Архивировано 31 октября 2019 года в Wayback Machine .
  35. ^ Ласло Векерди: Дома, достижения и проблемы библиотеки. Архивировано 14 марта 2014 года в Wayback Machine .
  36. ^ Воскресная газета. 19.XII.1858 .
  37. ^ Совардс, Стивен В. (23 апреля 2004 г.), Национализм в Венгрии, 1848–1867. Двадцать пять лекций по современной истории Балкан , получено 19 марта 2009 г.
  38. ^ Юлиус Бартл (2002). Словацкая история: хронология и лексика . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 102. ИСБН  9780865164444 .
  39. ^ Андреас Комлоси (2015). «Имперское сплочение, национальное строительство и региональная интеграция в Габсбургской монархии, 1804–1918» . , Стефан Бергер Алексей Миллер (ред.). Национализация империй . Исторические исследования в Восточной Европе и Евразии. Том. 3. Издательство Центрально-Европейского университета. п. 398. ИСБН  9789633860168 .
  40. ^ Джон Мерриман Европа с 1789 по 1914 год: Энциклопедия эпохи промышленности и империи, Страница: 143
  41. ^ Сетон-Уотсон, RW "Австро-Венгерский Ausgleich 1867 года". Славянское и восточноевропейское обозрение 19.53/54 (1939): 123–140.
  42. ^ Гуд, Дэвид Ф. Экономический подъем империи Габсбургов, 1750–1914 гг . 1984. с. 82.
  43. ^ Андраш ЦИГЕР: Правительство на волоске - в прошлом веке .
  44. ^ Сахар 1994 , с. 145.
  45. ^ Сахар 1994 , с. 245.
  46. ^ Сахар 1994 , с. 252.
  47. ^ Тихани, Лесли С. (1969). «Австро-венгерский компромисс, 1867–1918: полвека диагноза; пятьдесят лет вскрытия». Центральноевропейская история . 2 (2): 114–38. дои : 10.1017/s0008938900000169 . S2CID   145522363 .
  48. ^ Альбертини, Луиджи (1952), Истоки войны 1914 года, Том I , Oxford University Press, стр. 4
  49. ^ «Нетерпеливый, чтобы отомстить Бисмарку за Садову, он убедил Франца Иосифа принять требования мадьяр, которые он до сих пор отвергал. ... Беуст обманывал себя, что он сможет восстановить и Германскую Федерацию, и Священную Римскую империю, и заключил договор о Ausgleich как необходимая предварительная подготовка к реваншу против Пруссии... В качестве компромисса с Венгрией в целях мести Пруссии Ausgleich не могла быть ничем иным, как капитуляцией перед мадьярской олигархией». Альбертини, Луиджи (1952), Истоки войны 1914 года , том. Я, Издательство Оксфордского университета, стр. 4
  50. ^ Лакей, Скотт (1995). Возрождение армии Габсбургов: Фридрих Бек и возвышение Генерального штаба . АВС-КЛИО. п. 22. ISBN  9780313031311 .
  51. ^ Альбертини, Луиджи (1952), Истоки войны 1914 года , том. Я, Издательство Оксфордского университета, стр. 6
  52. ^ «Австро-Венгрия», Британская энциклопедия 1911.
  53. ^ Сабино Кассезе; Армин фон Богданди; Питер Хубер (2017). Справочники Макса Планка по европейскому публичному праву . Том. Я: Административное государство. Издательство Оксфордского университета. п. 294. ИСБН  9780191039829 .
  54. ^ Иштван Бибо (2015). Искусство миротворчества: политические очерки Иштвана Бибо . Издательство Йельского университета . п. 208. ИСБН  9780300210262 .
  55. ^ Андраши Дьюла (1896). О договоре 1867 года (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой год до нашей эры) . Общество Франклина. п. 321.
  56. ^ Эрик Роман (2003). Австро-Венгрия и государства-преемники: Справочник от эпохи Возрождения до наших дней . Факты о европейских странах из файловой библиотеки всемирной истории. Издательство информационной базы. п. 401. ИСБН  9780816074693 .
  57. ^ Савай, Тибор Ференц. «Рецензия на книгу: Моника Козари: Дуалистическая система (1867–1918) : Современные венгерские политические системы» . Венгерская наука (на венгерском языке). п. 1542 . Проверено 20 июля 2012 г.
  58. ^ Фландро, Марк (апрель 2006 г.). Европейский обзор экономической истории . Том. 10. Издательство Кембриджского университета. стр. 3–33. ASIN   B00440PZZC . дои : 10.1017/S1361491605001607 . S2CID   153255836 . 1361-4916.
  59. ^ « Австро-Венгрия » в Британской энциклопедии , 11-е изд. 1911.
  60. ^ Эрик Роман (2003)
  61. ^ Рошковский, Войцех (2015). Центрально-восточная Европа: краткая история . Институт политических исследований Польской академии наук, Ягеллонский институт. стр. 116. ISBN  978-8-36597-220-0 .
  62. ^ «Ежегодная статья XV о ежегодном взносе, который должны внести страны венгерской короны после государственных долгов» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 года . Проверено 1 января 2017 г.
  63. ^ Геро Андраш (2014) Национальности и венгерский парламент (1867-1918) [2] .
  64. ^ Йожа Хевизи (2004): Автономии в Венгрии и Европе, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, Региональная и церковная автономия меньшинств и национальных групп [3]
  65. ^ Корнуолл, Марк. Последние годы Австро-Венгрии: многонациональный эксперимент в Европе начала двадцатого века , 2-е изд. Эксетер: Эксетерский университет Press, 2002.
  66. ^ Андраш А. Гергеи; Мате Габор (2000). Венгерское государство: тысяча лет в Европе: [1000-2000] . Корона. п. 66. ИСБН  9789639191792 .
  67. ^ Сетон-Уотсон, RW (1925). «Трансильвания с 1867 года». Славянское обозрение . 4 (10): 101–23.
  68. ^ Валиани, Лео, Конец Австро-Венгрии , Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк (1973), стр. 9-10 [перевод: Распад Австро-Венгрии , Casa Editrice Il Saggiatore, Милан (1966), стр. 19-20]
  69. ^ «Питер Берресфорд Эллис в «Ирландском демократе» в 2003 году» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2005 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
  70. Книга Гриффита цитируется Taoiseach Берти Ахерном в 2005 году.

Источники

[ редактировать ]
  • Корнуолл, Марк (2002), Последние годы Австро-Венгрии: многонациональный эксперимент в Европе начала двадцатого века (2-е изд.), University of Exeter Press .
  • Сетон-Уотсон, RW (1925), «Трансильвания с 1867 года», The Славянское обозрение , том. 4, нет. 10, Ассоциация современных гуманитарных исследований, стр. 101–23, JSTOR   4201928 .
  • Сетон-Уотсон, Р.В. (1939), «Австро-Венгерский Ausgleich 1867 года», The Славянское и восточноевропейское обозрение , том. 19, нет. 19.53/54, Ассоциация современных гуманитарных исследований, стр. 123–40, JSTOR   4203588 .
  • Совардс, Стивен В. (23 апреля 2004 г.), Национализм в Венгрии, 1848–1867. Двадцать пять лекций по современной истории Балкан , Мичиганский государственный университет , получено 19 марта 2009 года .
  • Шугар, Питер Ф. (1994). История Венгрии . Издательство Университета Индианы. ISBN  025320867X .
  • Тейлор, AJP (1952), Габсбургская монархия, 1815–1918: история Австрийской империи и Австро-Венгрии. , Нью-Йорк: Макмиллан .
  • Тихани, Лесли К. (1969), «Австро-венгерский компромисс, 1867–1918: полвека диагноза; пятьдесят лет вскрытия», Central European History , vol. 2, нет. 2, Издательство Кембриджского университета, Центрально-Европейское историческое общество, стр. 114–38, doi : 10.1017/s0008938900000169 , JSTOR   4545523 , S2CID   145522363 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce3994e6bc3106179add0afa3c6fbdde__1720943040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/de/ce3994e6bc3106179add0afa3c6fbdde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Austro-Hungarian Compromise of 1867 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)