Княжество Трансильвания (1570–1711)
Княжество Трансильвания Княжество Трансильвания | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1570–1711 | |||||||||
Статус | Вассальное государство Османской империи ; Венгерская коронная земля ; Польская вотчина | ||||||||
Капитал | Альба Юлия (Дьюлафехервар) 1570–1692 гг. Цибиниум (Великий Сибиу/Германштадт/Сибиу) 1692–1711 гг. | ||||||||
Общие языки | Латынь (в управлении, науке и политике) Венгерский (разговорный язык, язык Сейма и законодательства [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ) Немецкий (разговорный, деловой, некоторые официальные функции и инструкции) Румынский , русинский ( разговорный ). | ||||||||
Религия | Католицизм (как латинский , так и румынский греко-католицизм ), кальвинизм , лютеранство , восточное православие , Унитаризм , Иудаизм | ||||||||
Демон(ы) | трансильванский | ||||||||
Правительство | Выборное княжество | ||||||||
Правители | |||||||||
• 1570–1571 (первый) | Иоанн II Сигизмунд Заполя | ||||||||
• 1704–1711 (последний) | Франциск II Ракоци | ||||||||
Законодательная власть | Трансильванская диета | ||||||||
История | |||||||||
16 августа 1570 г. | |||||||||
28 сентября 1604 г. – 23 июня 1606 г. | |||||||||
23 июня 1606 г. | |||||||||
31 декабря 1621 г. | |||||||||
16 октября 1690 г. | |||||||||
26 января 1699 г. | |||||||||
15 июня 1703 г. - 1 мая 1711 г. | |||||||||
29 апреля 1711 г. | |||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Румыния Венгрия Словакия Украина |
Княжество Трансильвания ( венгерский : Erdélyi Fejedelemség ; латинский : Principatus Transsilvaniae ; немецкий : Fürstentum Siebenbürgen ; румынский : Principatul Transilvaniei / Principatul Ardealului ; турецкий : Erdel Voyvodalığı / Transilvanya Prensliği ) было полунезависимым государством, управляемым в первую очередь Венгерские принцы. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Ее территория, помимо традиционных трансильванских земель , включала также другой крупный компонент, называемый Партиумом , который в некоторые периоды был сравним по размерам с собственно Трансильванией. Основание княжества было связано с Шпейерским договором . [ 11 ] [ 12 ] Однако статус Стефана Батори как короля Польши также помог постепенному появлению названия Княжество Трансильвания . [ 13 ] Хотя княжество было по существу независимым, оно существовало как вассальное государство Османской империи на протяжении большей части XVI и XVII веков, находящееся под надзором османских турецких султанов, но управляемое венгерскими принцами. В разные моменты этого периода Габсбурги также обладали определенной сюзеренитетом в регионе. [ 14 ] [ 15 ]
Княжество продолжало оставаться в составе Земель Венгерской Короны. [ 16 ] и был символом выживания венгерской государственности. [ 17 ] Он представлял венгерские интересы против посягательств Габсбургов на управляемое Габсбургами Венгерское королевство . [ 18 ] В княжестве необходимо было неукоснительно соблюдать традиционные венгерские законы; [ 14 ] более того, государство было преимущественно протестантским. [ 19 ] После неспокойного периода войны за независимость Ракоци он был подчинен монархии Габсбургов.
История Венгрии |
---|
Венгерский портал |
История Румынии |
---|
Портал Румынии |
Фон
[ редактировать ]Восточно-Венгерское королевство и семья Заполя
[ редактировать ]29 августа 1526 года армия султана Сулеймана Османской империи нанесла решающее поражение венгерским войскам при Мохаче . Джон Заполя направлялся на поле боя со своей значительной армией, но по неизвестным причинам не участвовал в битве. Юный король Венгрии и Богемии Людовик II пал в бою, как и многие его солдаты. Когда Заполя был провозглашен королем Венгрии, Фердинанд из дома Габсбургов также претендовал на трон. В завязавшейся борьбе Ян Заполя получил поддержку Сулеймана, который после смерти Заполи в 1540 году оккупировал Буду и центральную Венгрию в 1541 году под предлогом защиты сына Заполи, Иоанна II Сигизмунда . Венгрия теперь была разделена на три части: Королевская Венгрия на западе и севере, Османская Венгрия и Восточно-Венгерское королевство под османским сюзеренитетом, которое позже стало Княжеством Трансильвания, где австрийское и турецкое влияние боролись за господство в течение почти двух столетий. Венгерские магнаты Трансильвании прибегли к политике двуличия, чтобы сохранить независимость.
Трансильванией управляла Изабелла, мать Джона Сигизмунда, с 1541 по 1551 год, когда она на пять лет попала под власть Габсбургов (1551–1556). Дом Заполья восстановил контроль над Трансильванией в 1556 году. [ 20 ] когда сейм Сасебеша избрал Сигизмунда принцем Трансильвании.
Трансильвания теперь была вне досягаемости католической религиозной власти, что позволяло лютеранской и кальвинистской процветать проповеди. В 1563 году Джорджио Бландрата был назначен придворным врачом, и его радикальные религиозные идеи все больше влияли как на молодого короля Иоанна II, так и на кальвинистского епископа Франциска Давида , [ 21 ] в конечном итоге они обратились в антитринитарное (унитарное) кредо. В официальном публичном диспуте Франциск Давид одержал победу над кальвинистом Петром Мелиусом ; что привело в 1568 году к формальному утверждению индивидуальной свободы религиозного выражения в соответствии с Эдиктом Торда . Это была первая подобная правовая гарантия религиозной свободы в христианской Европе, но только для лютеран, кальвинистов, унитаристов и католиков; Восточно-православных христиан «терпят» без каких-либо юридических гарантий.
Княжество Трансильвания
[ редактировать ]Княжество Трансильвания было основано в 1570 году, когда Иоанн II отказался от своих претензий на пост короля Венгрии по Шпейерскому договору (ратифицированному в 1571 году). [ 12 ] [ 22 ] и стал трансильванским принцем. [ 23 ] В договоре также признавалось, что Княжество Трансильвания принадлежало Венгерскому королевству в смысле публичного права. [ 24 ] После смерти Иоанна II в 1571 году к власти пришел королевский дом Батори и правил Трансильванией как князья под властью османов и некоторое время под сюзеренитетом Габсбургов до 1602 года. Их приход к власти ознаменовал начало княжества Трансильвании как полу- независимое государство.
Принц Стефан Батори был первым могущественным принцем независимой Трансильвании. [ 21 ] венгерский католик, который позже стал королем Польши под именем Стефан Батори. [ 21 ] Он обязался поддерживать религиозную свободу, предоставленную Тординским эдиктом, но интерпретировал это обязательство во все более ограниченном смысле. В последний период правления Батори Трансильвания находилась под властью Сигизмунда Батори – принца Священной Римской империи. [ 21 ] – вступить в Долгую войну четырехсторонний конфликт с участием Трансильвании, Габсбургов, Османов и воеводы Валахии в , которая началась как христианский союз против турок и превратилась Михаила Храброго . После 1601 года княжество на короткое время находилось под властью Рудольфа II , который инициировал германизацию населения, а с целью вернуть княжество католицизму инициировал Контрреформацию . С 1604 по 1606 год венгерский дворянин Стефан Бочкай возглавил успешное восстание против австрийского правления. Бочкай был избран принцем Трансильвании 5 апреля 1603 года и принцем Венгрии два месяца спустя. Он добился Венского мира в 1606 году. [ 21 ] который предоставил религиозную свободу и политическую автономию, восстановление всех конфискованных владений, отмену всех «неправедных» приговоров и полную амнистию задним числом для всех венгров в Королевской Венгрии , а также его собственное признание в качестве независимого суверенного принца расширенной Княжество Трансильвания. гарантировал Венский договор (1606 г.) право трансильванцев избирать своих независимых князей, но Георг Кеглевич , который был главнокомандующим, генералом, вице- баном Хорватии, Славонии и Далмации, с 1602 г. был бароном Трансильвании. . Это был очень трудный и сложный мирный договор после долгой войны.
При преемниках Бочкая Трансильвания переживала свой золотой век. [ 25 ] особенно во времена правления Габора Бетлена и Георга I Ракоци . Габор Бетлен, правивший с 1613 по 1629 год, постоянно препятствовал всем попыткам императора притеснять или обойти своих подданных и завоевал репутацию за границей, отстаивая протестантское дело. Трижды он вел войну с императором, дважды был провозглашен королем Венгрии и по Никольсбургскому миру (31 декабря 1621 г.) добился для протестантов подтверждения Венского договора, а для себя еще семи графств на севере. Венгрия. Преемник Бетлена, Георг I Ракоци, добился такого же успеха. мир Его главным достижением стал Линцский (16 сентября 1645 г.), последний политический триумф венгерского протестантизма, в котором император был вынужден еще раз подтвердить статьи Венского мира. Габриэль Бетлен и Георг I Ракоци также много сделали для образования и культуры, и их эпоху справедливо называют золотой эрой Трансильвании. Они тратили деньги на украшение своей столицы, Алба-Юлия , ставшая главным оплотом протестантизма в Восточной Европе . Во время их правления Трансильвания была также одной из немногих европейских стран, где католики , кальвинисты , лютеране и унитарии жили во взаимной толерантности, причем все они принадлежали к официально признанным религиям – receptae , в то время как к православной церкви, однако, относились лишь терпимо. . [ нужна ссылка ]
Падение Надьварада перед экспансионистскими османами 27 августа 1660 года ознаменовало упадок княжества. Чтобы противостоять османской угрозе, Габсбурги решили получить влияние и, возможно, контроль над этой территорией. При принце Кемени сейм Трансильвании провозгласил отделение суверенной Трансильвании от османов (апрель 1661 г.) и обратился за помощью к Вене, но тайное соглашение Габсбургов с Османской империей привело к дальнейшему усилению влияния Габсбургов. После поражения османов в битве при Вене в 1683 году Габсбурги постепенно начали навязывать свою власть бывшей автономной Трансильвании. По Карловицкому договору 1699 года Трансильвания была официально присоединена к контролируемой Габсбургами Венгрии. [ 26 ] [ 27 ] и подчинялся прямому правлению императорских наместников. С 1711 года контроль Габсбургов над Трансильванией был консолидирован, а князья Трансильвании были заменены губернаторами.
Демография
[ редактировать ]Правящая система
[ редактировать ]До 1691 года Трансильванией управлял Unio Trium Nationum , три составляющие государство социально-этнические образования, называемые «нациями», состоящие из венгерской знати, саксонских городских поселенцев и солдат-крестьян Секели, в то время как значительная часть населения в целом Россия, состоявшая из православных румын, оставалась лишенной каких-либо гражданских и политических прав. [ 28 ] [ 29 ]
Состав Парламента
[ редактировать ]Unio Trium Nationum ( лат. «Союз трёх наций») — договор о взаимопомощи, кодифицированный в 1438 году тремя сословиями Трансильвании ) : ( в основном венгерским , дворянством классом саксонских ( немецких ) патрициев, [ 30 ] и свободный военный Секелис . [ 31 ] Союз был направлен против всего крестьянства, независимо от этнической принадлежности, в ответ на Трансильванское крестьянское восстание . [ 31 ] В этом феодальном сословном парламенте крестьяне (будь то венгерское, саксонское, секейское или румынское происхождение) не были представлены и не получали никакой выгоды от его действий. [ 32 ] поскольку простолюдины не считались членами этих феодальных «наций». [ 33 ]
Коалиция «Трех наций» сохранила свою законную представительскую монополию при князе, как и до раскола средневекового Венгерского королевства, вызванного османским вторжением. По словам Денниса П. Хупчика, хотя время от времени происходили столкновения между венгерскими равнинными жителями и горцами Секели, они были объединены под отчеством «мадьяры» и при поддержке саксонцев сформировали общий фронт против преимущественно румынского крестьянства. [ 14 ]
Демографическая эволюция
[ редактировать ]Между венгерскими и румынскими историками продолжаются научные дебаты относительно средневекового населения Трансильвании . В то время как некоторые румынские историки заявляют о постоянном румынском большинстве, венгерские историки утверждают, что румыны постоянно заселялись в Венгерское королевство . Официальные переписи населения с информацией о населении Трансильвании проводятся с 18 века, но этнический состав был предметом различных современных оценок.
Николаус Олахус , примас Венгрии, заявил в книге Hungaria et Athila в 1536 году, что в Трансильвании «живут четыре нации разного происхождения: венгры, секелис, саксы и влахи». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Основанный на произведении Антуна Вранчича (1504–1573), Expeditionis Solymani in Moldaviam et Transsylvaniam libri duo. De situ Transsylvaniae, Moldaviae et Transalpinae liber tertius существует больше оценок, поскольку оригинальный текст переводится/интерпретируется по-разному, особенно румынскими и венгерскими учеными. Согласно венгерским интерпретациям, Вранчич писал о жителях Трансильвании и о румынах: «Страну населяют три народа: секелиш , венгры и саксы ; я должен также добавить румын, которые – хотя они легко равны любому из других в количестве – [ 37 ] не имеют ни свободы, ни аристократии, ни собственных прав, за исключением небольшого числа людей, живущих в районе Хацег, где, как полагают, находилась столица Децебала , и которые во времена Иоанна Хуньяди , уроженца тех мест, получили аристократический статус, поскольку всегда принимали участие в борьбе против турок. Остальные - все простолюдины, крепостные венгры, не имеющие своих мест, разбросаны по всей территории, по всей стране, малонаселены в открытых местностях, горах и лесах, в основном доживают свою жалкую жизнь, скрываясь вместе. со своими стадами». [ 38 ] [ 39 ] В румынских интерпретациях отмечается, что правильный перевод первой части предложения будет таким: «...Я бы, тем не менее, добавил румын , которые – хотя они легко равны другим по численности –…» [ 40 ]
Румынские историки Иоан Болован и Сорина-Паула Болован утверждают, что румыны составляли большинство при жизни Антуна Вранчича. Судя по их работам, в 1690 году абсолютное румынское большинство составляло, и никаких существенных демографических изменений не произошло между Средневековьем и 1750 годом, когда австрийская администрация отслеживала вновь прибывших, что также объясняло опасения по поводу отъезда трансильванских румын в Валахию и Молдавию, включая императора Иосифа. II . [ 41 ]
Карой Кочиш и Эстер Кочишне Ходоши утверждают, что венгры были самой многочисленной этнической группой до второй половины 17 века, когда их уступили румыны. Они утверждают следующую структуру населения: в 1595 г. из общей численности населения в 670 000 52% составляли венгры, 28% румыны, 19% немцы. [ 42 ] Около 1650 года в письме султану молдавский князь Василе Лупу утверждает, что численность румын составляла одну треть населения. [ 43 ] [ 44 ] К 1660 году, по словам Миклоша Мольнара, в княжестве проживало 955 000 человек ( включая Партиум ), а население состояло из 500 000 венгров (в том числе 250 000 секели), 280 000 румын, 90 000 немцев и 85 000 сербов, украинцев и других и достигло конца своего существования. -вековой уровень. [ 45 ]
С другой стороны, по словам Денниса П. Хапчика, румыны составляли большинство населения в регионе во время правления Стефана Батори (16 век). [ 46 ] По данным Джорджа Уайта, в 1600 году румыны, которые были в основном крестьянами, составляли более 60 процентов населения. [ 47 ] Эту теорию поддерживает Ион Арделяну, который утверждает, что румынское население составляло «подавляющее большинство» в эпоху Михаила Храброго . [ 48 ] По словам Луи Романа, различные работы XVII века утверждают, что румыны были самой многочисленной этнической группой в Трансильвании того времени, в том числе Иоганнес Трёстер, Григоре Уреке и Мирон Костен . [ 49 ]
Период 1567–1661 гг. оказал глубокое демографическое влияние на страну. Между 1657 и 1661 годами Трансильвания неоднократно подвергалась опустошению войной. Эвлия Челеби , сопровождавший армию Али-паши в Трансильванию в 1661 году, сообщил, что обширные территории, сравнимые по размеру с графствами, были превращены в пепел, целые деревни были преданы мечу, а группы из 3000 человек –8000 пленных. Население Трансильвании понесло огромные потери, Партиум и графства Бельсё-Сольнок , Добока , Коложс , Кёзеп-Сольнок и Красна были опустошены. Согласно диете Надьсинка 1664 года: «На территории в пять или шесть миль вокруг деревни нельзя найти ни одной уцелевшей хижины, ни одного живого человека, поскольку они были похищены, убиты или срублены чумой». ... в то время как большинство беднейших людей умерло от голода». [ 50 ]
По официальным оценкам австрийского административного органа ( Verwaltungsgericht ) с 1712 по 1713 год, этническое распределение населения в Трансильвании следующее: 47% венгры , 34% румыны , 19% саксы . [ 51 ] По оценкам Бенедека Янчо , в начале 18 века в Трансильвании проживало 250 000 румын, 150 000 венгров и 100 000 саксов. [ 52 ] В 1720 году, по данным Кароя Кочиша и Эстер Кочишне Ходоши, из общей численности населения в 806 221 человек 50% составляли румыны, 37% венгры, 12% немцы. [ 42 ]
Иммиграция и эмиграция румын
[ редактировать ]Изменение этнического состава Княжества Трансильвания и влияние миграций также являются предметом споров среди историков. Венгерская историография утверждает, что в Княжество Трансильвания произошла крупная иммиграция этнических румын, в то время как румынская историография утверждает, что эмиграция в Молдавию и Валахию была большей, чем наоборот. [ 53 ]
Трансильвания выжила как государство, и этот мир способствовал ее восстановлению и постепенному экономическому восстановлению, что само по себе привлекло в Трансильванию новых поселенцев из соседних стран. Кроме того, плотность населения Трансильвании была ниже, чем в королевской Венгрии. Эти обстоятельства благоприятствовали иммиграции: за эти десятилетия в княжество в значительном количестве переселялись люди, в основном из Молдавии, но также и из Валахии. [ 50 ] В результате двух десятилетий мирного правления и экономической политики князя Михаила I Апафи население Трансильвании увеличилось. Нехватка рабочей силы, возникшая в результате хороших экономических условий, также способствовала иммиграции. Терпеливая и понимающая религиозная политика принца предоставила убежище всем группам людей, преследуемым из-за своей религии. Все трансильванские князья этой эпохи стремились с помощью религиозной реформы привлечь трансильванское румынское население на дело развития и прогресса, сделать румынский этнический элемент столь же полезным для Трансильвании, как и три другие нации: венгерская, секейская и Саксонский. Усилия этих венгерских князей оказались настолько успешными, что трансильванские румыны стали творцами, основателями, а затем и передатчиками румынской культуры для своих братьев, живших за Карпатами. По словам Арпада Коштина, пользуясь полной помощью княжеской власти, трансильванские румыны смогли вырасти численно. [ 54 ]
Эвлия Челеби (1611–1682) был османским исследователем, который путешествовал по территории Османской империи и соседних земель в течение сорока лет, записывая свои комментарии в путеводитель под названием « Сеяхатнаме » «Книга путешествий». Его поездка в Венгрию состоялась между 1660 и 1666 годами. Состояние развития Трансильвании в 17 веке было настолько хорошим, что это привлекало чужеземцев, жаждущих ее территории. Эвлия Челеби писал в своей книге, что румынские крепостные массово переселились в Трансильванию из-за крайней безжалостности правителей румынских земель, а также справедливости, законного порядка и низких налогов в Трансильвании. [ 43 ]
В Валахии беи были очень тираничны по отношению к ним, поэтому эти райи, говоря: «Пусть справедливость будет справедливостью», все перебрались в Трансильванию и платили королю одну золотую дань, и никаких других обязанностей у них нет.
При различных турецких, татарских и казачьих набегах, и особенно из-за постоянных притеснений и вымогательств греков, являвшихся арендаторами доходов двух соседних румынских воеводств, все население некоторых деревень бежало в Трансильванию. В грамоте принца Габриэля Бетлена : «Саксонские священники, принадлежащие к капитулу Кезди, сообщают нам, что раньше деревня под названием Кёвешд была населена всеми саксами, но теперь из-за многих войн она настолько разрушена, что влахов стало больше. жить в нем, как саксонец». В 1648 году князь Георгий I. Ракоци писал в письме: «Наш саксонский епископ созвал нас вместе со своими старшими под его епископством, сообщив, что с тех пор число саксов в Ретене сильно уменьшилось, а валахов, наоборот, сильно умножилось» . [ 57 ] В 1663 году валашский воевода Гика написал Михаилу I Апафи , принцу Трансильвании, о беглых румынских крепостных боярина Филипеску. [ 57 ] В 1668 году население нескольких румынских деревень переселилось в Трансильванию, и румынские воеводы притесняли князя Михаила I Апафи требованиями репатриировать «беглых вилланов», причем воевода Гика говорила о целых румынских группах. [ 50 ] В 1668 году воевода Валахии писал Михаилу I Апафи о большом количестве сбежавших румынских деревень: «Из нашего королевства пара деревень бежала в царство вашего величия, некоторые в графство Фогарас (Фэгэраш), некоторые в Брассо. (Брашов), некоторые в Себен (Сибиу), и они бежали не из-за своего подлости, а только из-за тяжесть налога». А в 1676 году молдавский воевода Розетти дважды писал трансильванскому князю по поводу его беглых крепостных. [ 57 ] Румынское крестьянство, хлынувшее таким образом в Трансильванию, могло без каких-либо трудностей занять место венгерского, секейского и саксонского населения, истребленного перипетиями войны, и оставшейся у них недвижимости и имущества. [ 57 ]
В результате высоких налогов и тяжелых повинностей многие крепостные из княжеств Молдавии и Валахии мигрировали в Трансильванию , где законы были более благоприятными. По оценкам Венгрии, 350 000–500 000 румын мигрировали в Трансильванию в 18 веке. [ 51 ]
После смерти принца Михаила I Апафи , между 1690 и 1703 годами, многие люди эмигрировали из Трансильвании из-за налогового бремени правительства, не учитывавшего местные обстоятельства. Кроме того, между 1703 и 1711 годами армии императоров Габсбургов и Франциска II Ракоци сражались друг с другом во время войны Ракоци за независимость . Побеги, сопровождавшие войну, голод и эпидемии – главным образом, чумы – также сильно истребили население. Испытания Контрреформации, осуществленные военной силой, также способствовали убыли населения. Многие протестантские семьи и группы – венгры , секеши и саксы – были вынуждены бежать.
Многие румыны также мигрировали из Трансильвании в Молдавию и Валахию. Это явление, существовавшее также в средние века при основании Молдавии и Валахии, [ 58 ] [ 59 ] усилилась после восстания Дьёрдя Дожи в 1514 году, религиозных преследований и ухудшения уровня жизни румынских трансильванцев. [ 58 ] Фискальная политика Молдавского княжества, снисходительная к приезжим, позволила многим из них переселиться туда, создав новые поселения, например те, которые называются Унгурень . [ 58 ] Юридическая дискриминация румынских трансильванцев усилилась со времени сейма 1502 года, а их экономическое положение ухудшилось. Например, согласно сейму 1552 года, по сравнению с венграми и саксами, этническим румынам было легче быть обвиненным перед законом. [ 59 ] Подобную дискриминацию заметили и иностранные гости в Трансильвании. [ 59 ]
В 1552 году венгерская знать в районе Девы жаловалась на «массовое бегство» в Валахию из-за грабежей, совершаемых армией Кастальдо . Клужский сейм 1593 г. устанавливал, что «наши надменные крепостные, собранные в большие группы и воспитанные, немедленно могут отправиться в румынские страны, даже если они совершат какие-либо противозаконные действия, они идут туда свободно». В 1602 году Джорджио Баста приказал жителям Бистрицы охранять дороги, перевалы и пути, ведущие в Молдавию, чтобы не допустить захвата княжества трансильванскими крепостными. В 1607 году Трансильванский сейм призвал принца Трансильвании потребовать от молдавского воеводы возвращения беглых крепостных крестьян их первоначальным лордам. В 1609 году Трансильванский сейм потребовал, чтобы «следовали принять меры, чтобы остановить их (трансильванских крепостных) переход к принципатам». [ 53 ] В 1635 году делегаты Василе Лупу добились переезда крепостных крестьян из Клужа в Молдавию. Точно так же в 1662 году Михаил I Апафи призвал жителей Бистрицы остановить движение обедневших людей в Молдавию. [ 59 ] [ 60 ]
С 16 века некоторые этнические румыны начали переселяться из Трансильвании в Польшу, Силезию и Моравию, где образовали этнорегион Моравской Валахии . [ 58 ]
По словам Арпада Костинда, румын не затронула Контрреформация , и ни один румын не был вынужден бежать по религиозным причинам. [ 54 ] С другой стороны, по мнению Болована Иоана и Штефана Метеша, тот факт, что румыны принадлежали к Православной церкви, а не к какой-либо западнохристианской конфессии, был причиной того, что они сохраняли политическую, экономическую и культурную неполноценность по сравнению с венграми, секелями и саксами, что делало их более склонны эмигрировать в сторону Молдовы и Валахии. [ 41 ] [ 58 ] Не случайно значительная часть румынской элиты, а иногда и простого народа, эмигрировала, пройдя на юг и восток от Карпат в румынские государства Молдавию и Валахию, где они смогли беспрепятственно самоутвердиться на всех уровнях. Верно также и то, что небольшая часть румынской знати, сохранившаяся после попыток венгерской королевской семьи католицизироваться в предыдущие века, в некоторых местах приняла одну из новых реформатских конфессий. [ 41 ]
Нехватка продовольствия, голод 1684–1686 годов, вызванные ростом цен на зерно, вынудили часть жителей покинуть Трансильванию, и многие деревни в Fundus Regius остались заброшенными. Сейм Васархея от декабря 1694 года утверждает, что одна треть населения страны Фэгараш эмигрировала в Валахию. 7 мая 1699 года австрийский император Леопольд I обвинил правящий класс Трансильвании в бегстве населения в сторону Дунайских княжеств и других территорий, контролируемых Османской империей. [ 49 ] К 18 веку эмиграция румын в Молдавию и Валахию еще больше увеличилась. [ 49 ] [ 58 ] [ 41 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Раздел средневекового Венгерского королевства между Османской и Габсбургской империями длился более 150 лет. [ 61 ] после битвы при Мохаче в 1526 г.
-
Княжество Трансильвания, преемник Восточно-Венгерского королевства (1570 г.). Партиум изображен более темным цветом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тамашне Сабо, Чилла, язык в эпоху Княжества Трансильвания. Юрисдикционный
- ^ Аттила Сабо Т., словарь Исторический трансильванско-венгерского словаря.
- ^ Составленные конституции Королевства Трансильвания (1671 г.)
- ^ Утвержденные конституции Королевства Трансильвания (1677 г.)
- ^ Хельмут Дэвид Баер (2006). Борьба венгерских лютеран при коммунизме . Издательство Техасского университета A&M. стр. 36–. ISBN 978-1-58544-480-9 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Эрик Роман (2003). Австро-Венгрия и государства-преемники: справочник от эпохи Возрождения до наших дней . Издательство информационной базы. стр. 574–. ISBN 978-0-8160-4537-2 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Дж. Аттикус Райан; Кристофер А. Маллен (1998). Организация непредставленных наций и народов: ежегодник . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 85–. ISBN 978-90-411-1022-0 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Иван Болдизар (1987). НШК; новый венгерский ежеквартальный журнал . Газетный паб. Дом. п. 41 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Маршалл Кавендиш (2009). «Греция и Восточные Балканы» . Мир и его народы: Европа . Том. 11. Маршалл Кавендиш. п. 1476. ИСБН 978-0-7614-7902-4 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Пол Лендвай (2003). Венгры: тысяча лет победы в поражении . К. Херст. стр. 106–. ISBN 978-1-85065-673-9 . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Ричард К. Фрухт, Восточная Европа: Введение в людей, земли и культуру , Том 1 , ABC-CLIO, 2004, с. 408
- ^ Перейти обратно: а б Диармайд МакКаллох, Реформация , Викинг, 2004, с. 443
- ^ Каталин Петер, Любимые дети: история аристократического детства в Венгрии в эпоху раннего Нового времени , Central European University Press, 2001, стр. 27
- ^ Перейти обратно: а б с Деннис П. Хапчик, Конфликт и хаос в Восточной Европе , Пэлгрейв Макмиллан, 1995, с. 62
- ^ Питер Ф. Шугар, Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг ., University of Washington Press, 1993, стр. 150–154.
- ^ Мартин Рэди, Обычное право в Венгрии: суды, тексты и трехстороннее соглашение , Oxford University Press, 2015, стр. 141, ISBN 978-0198743910
- ^ Карой Кочиш, Эстер Кочишне Ходоси, Этническая география венгерских меньшинств в Карпатском бассейне [ постоянная мертвая ссылка ] , Simon Publications LLC, 1998, с. 106
- ^ Статья о Трансильвании в Британской энциклопедии
- ^ Иштван Лазар, Венгрия, Краткая история , 1989, ISBN 963-13-4483-5
- ^ Питер Ф. Шугар, Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 , с. 332
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ричард Бонни; Дэвид Дж. Б. Трим (2006). Преследования и плюрализм: кальвинисты и религиозные меньшинства в Европе раннего Нового времени, 1550–1700 гг . Питер Лэнг. стр. 99–. ISBN 978-3-03910-570-0 . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Instytut Historii (Польская академия наук), Исторический институт (Академия наук Чешской Республики), Политическая культура в Центральной Европе: средние века и раннее Новое время , Институт истории Академии наук Чешской Республики, 2005, стр. . 338
- ^ Иштван Кеул, Религиозные общины раннего Нового времени в Восточно-Центральной Европе: этническое разнообразие, конфессиональное плюрализм и корпоративная политика в Княжестве Трансильвания (1526–1691) , Brill, 2009, стр. 61
- ^ Энтони Эндри, Святая Корона Венгрии , Венгерский институт, 1978, стр. 70
- ^ «Солдаты времен Габора Бетлена» (PDF) . Венгерская электронная библиотека . 31 декабря 2017 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Трансильвания» . Британская энциклопедия . Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ Трансильвания ; Электронная энциклопедия Колумбии, издательство Колумбийского университета.
- ^ Энико Бага (2007). На пути к румынской Силиконовой долине?: Местное развитие в постсоциалистической Европе . Кампус Верлаг. стр. 46–. ISBN 978-3-593-38126-8 . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Religiones и Nationes в Трансильвании в 16 веке: между принятием и исключением
- ^ Мирча Догару; Михаил Захариаде (1996). История румын: От истоков до современности, Том. 1 Истории румын . Амко Пресс . п. 148. ИСБН 978-9739675598 .
- ^ Перейти обратно: а б Ласло Фостто: Ритуальное возрождение после социализма: сообщество, личность и обращение цыган в трансильванской деревне , Галле-Виттенберг, 2007 г. [1]
- ^ Стефан Паску (1990). История Трансильвании . Дорсет Пресс . п. 101. ИСБН 978-0880295260 .
- ^ Лучиан Леуштян (2014). Православное христианство и национализм в Юго-Восточной Европе девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета . п. 132. ИСБН 978-0823256068 .
- ^ Чуковиц, Энико (2005). Изображение Трансильвании в описаниях позднего средневековья [ Образ Трансильвании в описаниях позднего средневековья ] (PDF) (на венгерском языке).
In hac sunt quatuor diverso Genere Nations: венгры, сикули, саксонцы, валачи.
- ^ Олахус, Николас Венгрия и Атила (PDF) (на латыни).
- ^ Сигети, Габор (2003). Олах Миклош: Венгрия (на венгерском языке).
- ^ Карой Р. Ньяради - История населения Трансильвании ок. его рукописной работы. Издано: Историко-демографические буклеты Института народонаселения Главного статистического управления. № 3 Будапешт, 1987. 7–55. с., Трансильванский музей. ЛИКС, 1997. 1–2. ива. 1–39. п.
- ^ Нации и конфессии в Трансильвании (13–16 века), Universita di Pisa, Dipartimento di Storia. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine . (PDF) . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Поп, Иоан-Аурел (2009) - Румыны и трансильванские народы (Nationes) в 16 и 17 веках: между исключением и принятием
- ^ Поп, Иоанн-Аурел (2010). Свидетельства об этноконфессиональной структуре средневековой Трансильвании и Венгрии (9-14 вв.) (PDF) . Трансильванское обозрение, 2010, том. 19, приложение № 1, стр. 9–41 . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Трансильвания до Первой мировой войны
- ^ Перейти обратно: а б Карой Кочиш, Эстер Кочишне Ходоши, Этническая география венгерских меньшинств в Карпатском бассейне, Simon Publications LLC, 1998, стр. 102 (табл. 19)
- ^ Перейти обратно: а б Коштин, Арпад (2003). Потеря Венгрией пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании [ Потеря Венгрии пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании ] (на венгерском языке). Семья Биро. п. 77. ИСБН 963-9289-60-4 .
- ^ Шандор, Силадьи (1890). Трансильвания и Северо-Восточная война – Письма и дипломы (PDF) (на латыни). Будапешт. стр. 255–256.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Миклош Молнар, Краткая история Венгрии , Cambridge University Press, 2001, стр. 113
- ^ Деннис П. Хапчик. Конфликт и хаос в Восточной Европе с. 64
- ^ Джордж Уайт (2000). Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе . Роуман и Литтлфилд. стр. 132–. ISBN 978-0-8476-9809-7 . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Ион Арделяну; Государственный архив (Румыния); Центральная государственная библиотека Социалистической Республики Румыния (1983). Михай Витязул в европейском сознании: издание документов . Издательство Академии Социалистической Республики Румыния . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Луи Роман (1999). «Трансильванские румыны в XVI–XVII веках: демо-исторический подход». Историческое обозрение, том IX, вып. 3–4 (на румынском языке). Издательство Румынской академии. стр. 188, 192–193, 196.
- ^ Перейти обратно: а б с Варкони, Агнес Р. (2001). «Демографические изменения» . История Трансильвании Том II. С 1606 по 1830 год – VI. Последние десятилетия Независимого княжества (1660–1711) – 2. Экономическая реорганизация и социальные преобразования . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета (венгерский оригинал, выпущенный Институтом истории Венгерской академии наук). ISBN 0-88033-491-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Трочани, Жолт (2001). «Демографические изменения» . История Трансильвании Том II. С 1606 по 1830 год – VII. Новый режим и измененная этническая модель (1711–1770) – 2. Общество и экономика после Сатмарского мира . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета (венгерский оригинал, выпущенный Институтом истории Венгерской академии наук). ISBN 0-88033-491-6 .
- ^ Демографические изменения . Мек.нииф.ху. Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Флорин Пинтеску (2004). Румыны из Трансильвании в конце 16 - начале 17 веков (на румынском языке). Сучава: Издательство Сучавского университета. стр. 36, 38, 42–43, 112–113.
- ^ Перейти обратно: а б Коштин, Арпад (2003). Потеря Венгрией пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании [ Потеря Венгрии пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании ] (на венгерском языке). Будапешт. п. 82. ИСБН 963-9289-60-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Челеби, Эвлия. Эвлия Челеби Путешествие турецкого путешественника по Венгрии (на турецком языке).
- ^ Рождество, Имре. Seyahatnâme (PDF) (на венгерском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д Коштин, Арпад (2003). Потеря Венгрией пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании [ Потеря Венгрии пространства, завоевание Румынией пространства в Трансильвании ] (на венгерском языке). Будапешт. п. 83. ИСБН 963-9289-60-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стефан Метеш (1925). Румынская эмиграция из Трансильвании в XIII–XX веках. (Историко-демографические исследования) (на румынском языке). стр. 35–41, 102, 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д Влад Георгеску (1995). История румын от начала до наших дней (на румынском языке). Бухарест: Издательство Humanitas. стр. 34–35. ISBN 9789732805480 .
- ^ Дэвид Продан (1968). Крепостное право в Трансильвании в XVI веке (на румынском языке). Том. 2. Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство.
- ^ Страновое исследование: Венгрия . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса . Проверено 11 января 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этнические и религиозные менталитеты в Трансильвании во времена Николая Олаха на bcucluj.ro
- История Трансильвании, том I–III (2001–2002 гг .)
- Княжество Трансильвания (1570–1711)
- 1570 заведений в Европе
- 1711 закрытие в Европе
- 16 век в Венгрии.
- 17 век в Венгрии.
- Ранняя современная история Венгрии
- Ранняя современная история Украины
- Бывшие страны Европы
- Бывшие княжества
- История Трансильвании
- Османский период в Венгрии
- Штаты и территории упразднены в 1711 году.
- Вассальные государства Османской империи