Османский Крит
Османский Крит Эялет-и Гирит (1667–1867) Провинция Крит (1867–1898) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1667–1898 | |||||||||
Флаг | |||||||||
![]() Крит в составе Османской империи в 1895 году. | |||||||||
Капитал | Ираклион (1669–1850) Лампа (1850–1898) 35 ° 20' с.ш. 25 ° 8' в.д. / 35,333 ° с.ш. 25,133 ° в.д. | ||||||||
Все еще | |||||||||
• 1693-1695 | Челеби Исмаил-паша | ||||||||
• 1898 | Шакир Паша | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1667 | ||||||||
1898 | |||||||||
Область | |||||||||
1876 [ 1 ] | 7800 км 2 (3000 квадратных миль) | ||||||||
Население | |||||||||
• 1870 [ 2 ] | 280,000 | ||||||||
• 1876 [ 1 ] | 220,000 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | ![]() |

Остров Крит ( османский турецкий язык : كریت , латинизированный : Гирит ) [ 3 ] был объявлен османской провинцией ( эялет ) в 1646 году, после того как османам удалось завоевать западную часть острова в рамках Критской войны , [ 4 ] но венецианцы сохраняли контроль над столицей Кандии до 1669 года, когда Франческо Морозини сдал ключи от города. [ 4 ] Прибрежные островные крепости Суда , Грамбуса и Спиналонга оставались под властью Венеции до 1715 года, когда они также были захвачены османами . [ 4 ]
Крит принимал участие в греческой войне за независимость , но местное восстание было подавлено с помощью египетского Мухаммеда Али . Остров оставался под контролем Египта до 1840 года, когда он был восстановлен под полной властью Османской империи. После Критского восстания (1866–1869 гг.) и особенно Халепского пакта 1878 г. остров получил значительную автономию, но османские нарушения статутов автономии и стремление Крита к возможному союзу с Королевством Греции привели к Критскому восстанию (1897–1869 гг.) 1898) и Греко-турецкая война (1897) . Несмотря на победу Османской империи в войне, Крит стал автономным государством в 1898 году из-за вмешательства европейских держав в пользу Греции и был объединен с Грецией после Балканских войн .
История
[ редактировать ]Во время Критской войны (1645–1669) Венеция была вытеснена с Крита Османской империей . Большая часть острова пала в первые годы войны, но столица Кандия ( Ираклион ) выстояла во время длительной осады , продолжавшейся с 1648 по 1669 год, возможно, второй по продолжительности осада в истории, на два года короче Первой осада. из Сеуты . Последние венецианские форпосты, островные крепости Суда , Грамвуса и Спиналонга , пали в Османско-венецианской войне (1714–1718) .
Восстания против османского владычества
[ редактировать ]Были значительные восстания против османского владычества, особенно в Сфакии .
Даскалогианнис был известным лидером повстанцев, который в 1770 году возглавил героическое, но обреченное восстание, не получившее помощи от русских, которые его спровоцировали (см. Орловское восстание ).
Война за независимость Греции началась в 1821 году, и участие Крита в ней было активным. Восстание христиан встретило жестокую реакцию со стороны османских властей и казнило нескольких епископов, считавшихся главарями. Между 1821 и 1828 годами остров был ареной неоднократных военных действий. Мусульман загнали в большие укрепленные города на северном побережье, и, похоже, до 60% из них умерли там от чумы или голода. Критские христиане также сильно пострадали, потеряв около 21% своего населения. Во время великой резни в Ираклионе 24 июня 1821 года, которую в этом районе запомнили как «великое опустошение» («ο μεγάλος αρπεντές», «o megalos arpentes»), турки также убили критского митрополита Герасима Пардалиса и еще пятерых человек. епископы. [ 5 ]
Поскольку у османского султана Махмуда II не было собственной армии, он был вынужден обратиться за помощью к своему мятежному вассалу и сопернику Мухаммеду Али из Египта , который отправил экспедицию на остров. В 1825 году сын Мухаммеда Али, Ибрагим, высадился на Крите и начал резню греческого населения. [ 6 ]
Великобритания решила, что Крит не должен становиться частью нового Греческого королевства после обретения им независимости в 1830 году, очевидно, из опасения, что он станет центром пиратства, как это часто бывало в прошлом, или российской военно-морской базой в Восточном Средиземноморье. . Вместо того, чтобы быть включенным в новое греческое государство, Крит находился под управлением албанца из Египта Мустафы Наили-паши (известного как Мустафа-паша), чье правление пыталось создать синтез мусульманских землевладельцев и зарождающихся христианских коммерческих классов.
Хотя последующая греческая националистическая историография изображала пашу как репрессивную фигуру, как сообщают наблюдатели британских и французских консульств, он, похоже, в целом был осторожен и пробритански настроен и старался изо всех сил завоевать поддержку критских христиан (женившись дочь священника и позволил ей оставаться христианкой), чем критские мусульмане. Однако в 1834 году в Афинах был создан критский комитет, целью которого было объединение острова с Грецией.
вынудил Египет В 1840 году Пальмерстон вернуть Крит под прямое управление Османской империи. Мустафа-паша безуспешно пытался стать полунезависимым принцем Греции, но критяне-христиане вместо того, чтобы поддержать его, восстали и снова вынудили мусульман временно осадить города. Англо-османская военно-морская операция восстановила контроль над островом, и Мустафа-паша был утвержден губернатором острова, но под командованием из Константинополя. Он оставался там до 1851 года, когда его вызвали в Константинополь, где, несмотря на относительно преклонный возраст (ему было около пятидесяти лет), он сделал успешную карьеру и становился великим визирем несколько раз .
После того как Греция добилась независимости, Крит стал объектом раздора, поскольку христианская часть его населения несколько раз восставала против османского владычества . Восстания 1841 и 1858 годов обеспечили некоторые привилегии, такие как право на ношение оружия, равенство христианского и мусульманского вероисповедания и создание христианских советов старейшин, обладающих юрисдикцией в отношении образования и обычного права . Несмотря на эти уступки, критяне-христиане сохранили свою конечную цель - союз с Грецией, и напряженность между христианской и мусульманской общинами нарастала. В 1866 году Критское восстание началось .
В восстании, продолжавшемся три года, приняли участие добровольцы из Греции и других европейских стран, где оно было встречено с немалой симпатией. Несмотря на первые успехи повстанцев, которые быстро ограничили османов северными городами, восстание провалилось. Великий османский визирь Аали-паша лично взял на себя контроль над османскими войсками и начал методичную кампанию по возвращению сельских районов, которая сочеталась с обещаниями политических уступок , в частности, введением Органического закона, который дал критским христианам равные права ( на практике из-за своего численного превосходства большинство) контролирует местную администрацию. Его подход принес свои плоды: лидеры повстанцев постепенно подчинились. К началу 1869 года остров снова оказался под контролем Османской империи. Остров получил вилайет с особым статусом на основании фирмана от 18 сентября 1867 года. [ 1 ]
Во время Берлинского конгресса летом 1878 года произошло новое восстание, которое было быстро остановлено вмешательством британцев и адаптацией Органического закона 1867-8 годов к конституционному урегулированию, известному как Пакт Халепы . Крит стал полунезависимым парламентским государством в составе Османской империи под руководством османского губернатора, который должен был быть христианином. Ряд высокопоставленных «христианских паш», в том числе Фотиадес-паша и Костис Адосидис-паша, правили островом в 1880-х годах и возглавляли парламент, в котором за власть боролись либералы и консерваторы. Однако споры между двумя державами привели к новому восстанию в 1889 году и краху договоренностей Пакта Халепа. Международные державы, возмущенные тем, что казалось фракционной политикой, позволили османским властям послать войска на остров и восстановить порядок, но не ожидали, что османский султан Абдул Хамид II использует это как предлог для прекращения действия Конституции Пакта Халепа и ввести на острове военное положение. Это действие привело к международной симпатии к критским христианам и к утрате среди них любого оставшегося согласия с продолжением османского правления.
Когда в сентябре 1895 года началось небольшое восстание, оно быстро распространилось, и к лету 1896 года османские войска потеряли военный контроль над большей частью острова.
привело Новое восстание к отправке на остров греческого экспедиционного корпуса, кульминацией которого стала греко-турецкая война 1897 года , в которой Греция потерпела тяжелое поражение. В феврале 1897 года великие державы направили на Крит многонациональные военно-морские силы, Интернациональную эскадру , и вынудили греческую армию покинуть остров. Он также подверг бомбардировкам критские повстанческие силы, высадил на берег моряков и морских пехотинцев и установил блокаду Крита и ключевых портов Греции, что положило конец организованным боям на острове к концу марта 1897 года. [ 7 ] Тем временем старшие адмиралы Международной эскадры сформировали «Совет адмиралов», который временно управлял Критом до разрешения критского восстания и в конечном итоге решил, что Крит должен стать автономным государством в составе Османской империи. [ 8 ]
Интернациональная эскадра вынудила османские войска покинуть Крит в ноябре 1898 года. Сельские турки и башибузуки (нерегулярные турецкие войска), подстрекаемые назначением Стилианоса М. Алексиу первым христианским директором налоговой службы , 6 сентября 1898 года (25 августа) 1898 год по юлианскому календарю, который тогда использовался на Крите, что на 12 дней отставало от современного григорианского календаря в XIX веке), когда новые служащие собирались приступить к работе в городской таможне, напали на них и британский отряд. сопровождая их. Турецкая мафия быстро распространилась по городу: дома и магазины критских греков были разграблены, а здания подожжены, особенно в районе, тогда известном как Везир Чарши, современной улице 25 Августа. Около 700 критских греков, 17 британских солдат и британский консул на Крите были убиты. Великие державы приказали быстро судить и казнить критских мусульман, зачинщиков беспорядков. После резни в Кандии великие державы решили, что все османское влияние на Крит должно быть прекращено. 6 ноября 1898 года по приказу держав последние османские войска покинули остров, что ознаменовало конец 253-летнего правления Османской империи. [ 9 ] Критское государство , автономное, но находящееся под сюзеренитетом султана и под международной оккупацией, было создано по прибытии его первого Верховного комиссара , принца Греции и Дании Георга , 21 декабря 1898 года (9 декабря по юлианскому календарю). [ 10 ] [ 11 ]
Демография
[ редактировать ]
Османы никогда не переводили колонистов на Крит. [ 12 ] [ 13 ] Мусульманские тюркокритики имели критское происхождение и в основном говорили исключительно на критском диалекте. [ 14 ] После османского завоевания 1669 года значительная часть населения постепенно приняла ислам. Были также чернокожие критяне-мусульмане африканского происхождения к югу от Сахары, которых звали Галикутес. [ 15 ] и Туркогифти (турецкие цыгане). [ 16 ] По словам английского дипломата и историка 17-го века Поля Рико , православное население приветствовало османов как освободителей от «репрессивного правления римско-католических итальянцев» и «начало подвергаться обращению в ислам в значительном количестве». [ 17 ] Современные оценки различаются, но накануне войны за независимость Греции до 45% населения острова могли быть мусульманами. [ 18 ] Многие из них были криптохристианами , которые снова обратились в христианство; другие бежали с Крита из-за беспорядков. По данным последней переписи населения Османской империи 1881 года, христиане составляли 76% населения, а мусульмане (обычно называемые «турками», независимо от языка, культуры или происхождения) — 24% населения, но мусульмане составляли более 60% в трех крупных городах на острове. северное побережье и Монофаци. Христиане составляли 93% населения в 1923 году районов Крита. Остальные мусульмане были вынуждены уехать в Турцию в результате обмена населением по религии между Грецией и Турцией. [ 19 ]
Административное деление
[ редактировать ]
Санджаки Османского Крита в 17 веке: [ 20 ]
Санджакс, около 1876 года: [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Паве де Куртей, Абель (1876). Современное состояние Османской империи (на французском языке). Ж. Дюмен. стр. 107–108.
- ^ Доклады секретарей посольства и дипломатической миссии Ее Величества о... Великобритании. Министерство иностранных дел. 1870. с. 176.
- ^ «Некоторые провинции Османской империи» . Geonames.de. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Энциклопедия Османской империи , с. 157, в Google Книгах. Габор Агостон, Брюс Алан Мастерс.
- ^ Доктор Деторакис, Теохарис «Краткий исторический обзор Священной Критской архиепархии»
- ^ Пикок, История современной Европы , с. 220
- ^ Мактирнан, стр. 13-23.
- ^ Мактирнан, с. 28.
- ^ Китромилидес М. Пасхалис (редактор) Элефтериос Венизелос: Испытания государственного управления , Edinburgh University Press, 2008 стр. 68
- ^ Энозис: Союз Крита с Грецией. Архивировано 25 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Мактирнан, стр. 35-39.
- ^ П. Хупер, Диссертация, Университет Нью-Мексико, с. 27
- ^ Грин Молли (2000) Общий мир: христиане и мусульмане в Средиземноморье раннего Нового времени, Princeton University Press. п. 87.
- ^ Барбара Дж. Хайден, История поселений в районе Врокастро и соответствующие исследования , том. 2 « Отчетов о районе Врокастро», Восточный Крит , с. 299
- ^ «Черные критяне и 1922 год» . 5 мая 2022 г.
- ^ «Сделано в Греции: исследования популярной музыки [1-е изд.] 113881198X, 9781138811980, 9781138489523, 9781315749075» . 17 сентября 04.10.
- ^ Набиль Матар . Ислам в Британии, 1558-1685 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 25.
- ^ Выдержки из книги Уильяма Йеля, Ближний Восток: современная история (Анн-Арбор, Мичиганский университет Press, 1958).
- ^ А. Лили Макракис, критский мятежник: Элефтериос Венизелос на Османском Крите , доктор философии. Диссертация, Гарвардский университет, 1983.
- ^ Рассказ о путешествиях по Европе, Азии и Африке в ..., Том 1 , с. 90, в Google Книгах. Авторы: Эвлия Челеби , Йозеф фон Хаммер-Пургшталь.
- ^ Паве де Куртей, Абель (1876). Современное состояние Османской империи (на французском языке). Ж. Дюмен. стр. 91–96.
Библиография
[ редактировать ]- Чидироглу, Павлос (1980). «Исламизация на Крите» [Исламизация на Крите]. Материалы 4-й Международной кретологической конференции, Ираклион, 29 августа - 3 декабря 1976 г. Том C 'Neoteroi Chrononi (на греческом языке). Афины: Критский университет. стр. 336–350.
- Деторакис, Теохарис Э. (1986). История Крита [ История Крита ] (на греческом языке). Афины. OCLC 715204595 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мактирнан, Мик, действительно очень плохое место для солдата. Участие Великобритании на ранних этапах европейской интервенции на Крите. 1897–1898 гг., Королевский колледж, Лондон, сентябрь 2014 г.