Шарифат Мекки
Шарифат Мекки Шарафат Мекка | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
967–1916 | |||||||||
Флаг | |||||||||
Статус | при Аббасидском халифате (967–969) Фатимидский халифат (969–1171) Зенгидский султанат (1171–1174) Айюбидский султанат (1174–1254) Аббасидский халифат ( Мамлюкский султанат ) (1254–1517) Османский халифат (1517–1783) Эмират Дирия (1783–1818) Османский халифат (1818–1916) | ||||||||
Капитал | Мекка | ||||||||
Официальные языки | арабский | ||||||||
Религия | Zaydi Islam Суннитский ислам (позже) | ||||||||
Шариф | |||||||||
• 967–980 | Джафар ибн Мухаммад | ||||||||
• 1916 | Хусейн бин Али | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Саудовская Аравия |
Шарифат Мекки ( арабский : شرافة مكة , латинизированный : Шарафат Макка ) или Эмират Мекки [1] было государством, не суверенным на протяжении большей части своего существования, управляемым Шарифом Мекки . Шариф — потомок Хасана ибн Али , . внука Мухаммеда [2] В западных источниках принц Мекки был известен как Великий Шериф , но арабы всегда использовали имя « Эмир ». [3]
Шарифат существовал примерно с 967 по 1916 год, когда он стал Королевством Хиджаз . [4] С 1201 года потомки шарифского патриарха Катады правили Меккой , Мединой и Хиджазом в непрерывной преемственности до 1925 года. [5] Первоначально зайдитский шиитский эмират, Хасанидские Шарифы обратились в шафиитский обряд суннитского ислама в конце мамлюкского или раннего османского периода. [6] [7] Их -хусайниды родственники , которые традиционно правили Мединой, исповедовали двунадесятный шиизм . И хасанидские шарифы в Мекке, и хусейнидские шарифы в Медине обратились в суннизм в период мамлюков, однако мамлюкские и османские источники намекают на продолжающиеся симпатии к шиитам среди правящих хасанидов и хусейнидов после их обращения в суннизм. [8]
Доосманская история
[ редактировать ]Первоначально шарифы Хиджаза . обычно избегали участия в общественной жизни [9] Ситуация изменилась во второй половине X века с возникновением секты карматов . Карматы совершали племенные набеги на Ирак, Сирию и большую часть Аравии, прерывая поток паломников в Мекку. [9] В 930 году налетчики Карамиты разграбили Мекку и украли священный Черный камень из Каабы , поставив в серьезное замешательство халифа Аббасидов в Багдаде. [9] Карматы вернули Черный камень в 951 году и пришли к соглашению с Багдадом, прекратив нападения на караваны паломников в обмен на деньги для их защиты, но распространение карматской власти в середине 9 века фактически перерезало пути между Ираком. и Хиджаз. [10] В результате священные города обратились за поддержкой к Египту, откуда они получали большую часть своего зерна; Во время правления Абу аль-Миска Кафура , номинально вассала Аббасидов, но де-факто независимого, даже прерогатива халифа Аббасидов посылать церемониальную корону, шамсу , для повешения перед Каабой, была узурпирована египетским правителем. [11] В качестве меры по повышению безопасности паломников он выбрал одного из шарифов Хиджаза и назначил его эмиром Мекки примерно в 964 году. [9] Египетский сюзеренитет над мусульманскими святыми местами укрепился после завоевания Египта Фатимидами в 969 году, когда фатимидские халифы восстановили безопасность маршрутов хаджа и ежегодно посылали богатые дары шарифам Хиджаза. [12]
В 1012 году эмир Мекки Абуль-Футух аль-Хасан объявил себя халифом, но в том же году его уговорили отказаться от своего титула. [9] Первый правитель Сулейхидов завоевал весь Йемен в 1062 году и двинулся на север, чтобы занять Хиджаз. На какое-то время они назначали эмиров Мекки. [9] Поскольку власть суннитов начала возрождаться после 1058 года, мекканские эмиры сохраняли двойственную позицию Фатимидами и сельджуками Исфахана между . [9] После того, как Саладин сверг Фатимидов в 1171 году, Айюбиды стремились установить свой суверенитет над Меккой. Однако их постоянные династические споры привели к периоду, свободному от внешнего вмешательства в Хиджазе. [9]
Примерно к 1200 году шариф по имени Катада ибн Идрис захватил власть и был признан эмиром султаном Айюбидов. [13] Он стал первым представителем династии Бану Катада , которая управляла эмиратом до его упразднения в 1925 году. [9] Мамлюкскому султанату удалось захватить Хиджаз и после 1350 года сделать его регулярной провинцией своей империи. [14] Джидда стала базой мамлюков для их операций в Красном море и Индийском океане, что привело к замене Янбу в качестве главного центра морской торговли на побережье Хиджаза. Настраивая членов шарифского дома друг против друга, мамлюки сумели добиться высокой степени контроля над Хиджазом. [14]
Османская эпоха
[ редактировать ]В период Османской империи Эмират не передавался по наследству и был обязан своим преемством прямому назначению Османской Порты . [3] Большую часть этого периода в Хиджазе существовала двойная система правления. [15] Правящая власть была разделена между эмиром, членом ашрафа или потомками Мухаммеда, и османским вали или губернатором. [15] Эта система продолжалась до арабского восстания 1916 года. [15] Помимо эмиров Мекки, османская администрация в Хиджазе сначала находилась в руках губернатора Египта , а затем губернаторов Джидды . Эялет Джидды позже был преобразован в Хиджазский вилайет с губернатором в Мекке . [16]
На протяжении большей части XIX века самым северным местом эмирата был Аль-Ула , тогда как южной границей обычно был Аль-Лит , а иногда и Аль-Кунфуда ; на востоке он никогда не простирался дальше оазиса Хайбар . [17] Мекка, Медина и Джидда были его крупнейшими городами. Часть населения этих городов состояла из мусульман неарабского происхождения, в том числе бухарцев , яванцев , индийцев , афганцев и выходцев из Центральной Азии . [17]
Ранний период
[ редактировать ]Регион Хиджаз ранее находился под властью мамлюкского султаната до его поражения и захвата власти османами в 1517 году. [18] В том же году Шариф Баракат из Мекки признал османского султана халифом . [1] Когда Шарифы признали суверенитет Османской империи, султан подтвердил их положение правителей Хиджаза. [19] Османская власть была лишь косвенной, поскольку реальная власть оставалась за эмиром. [1] Султан принял титул «Хадимюль-Харемейниш-Шерифейн», или Хранитель Двух Святынь . [20]
В 1630 году Мекку захлестнуло наводнение, практически полностью разрушившее Каабу. Он был восстановлен к 1636 году. [21] В 1680 году около 100 человек утонули во время очередного наводнения в Мекке. [21]
Первоначально османы управляли Хиджазом под эялетом Египта . [22] Эмиры назначались султаном с учетом выбора шарифов , а также мнения валиев Египта , Дамаска и Джидды (после его учреждения), а также мнения кади Мекки . [22] Эмир Мекки всегда был из хашимитского рода Мухаммеда. [23] Эта ситуация закончилась в 1803 году, когда фундаменталисты -ваххабиты свергли правящего эмира Мекки Галиба ибн Мусаида . [1]
Саудовское вторжение в Хиджаз (1802–1806 гг.)
[ редактировать ]Саудиты начали представлять угрозу Хиджазу с 1750-х годов. Придерживаясь салафитско - ваххабитского вероучения, религиозный истеблишмент саудовцев возник как религиозное движение в Дирии в Неджде в 1744–1745 годах. [24] Их доктрина нашла мало сторонников в Хиджазе, и муфтий Мекки объявил их еретиками. [24] Им удалось взять два священных города в 1801 году. [24] В 1803 году ваххабиты во главе с Абдулазизом Аль Саудом напали на Мекку. [25] Шариф Галиб бежал в Джидду, которая вскоре после этого была осаждена. Шариф Галиб был отправлен обратно в Мекку как вассал Саудовской Аравии. [25]
Возвращение Османской империи Хиджаза (1811–1814 гг.)
[ редактировать ]Первый Тусун-паша возглавил армию в 1811 году и оккупировал Медину в 1812 году и Мекку в 1813 году. После его смерти Ибрагим-паша , который сопровождал личный визит Мухаммеда Али в Хиджаз в 1814 году, взял на себя управление после запаздывающего успеха при неоднократном сопротивлении Саудовской Аравии и сумел оттеснить ваххабитов обратно в Неджд к 1818 году. [26] Узнав о победе, Махмуд II назначил Ибрагима-пашу губернатором Джидды и Хабеша . Он был номинальным правителем Хиджаза от имени османов с 1811 по 1840 год. [26] вынудила Лондонская конвенция 1840 года Мухаммеда Али уйти из Хиджаза. [27]
Провинция Хиджаз
[ редактировать ]После того, как Хиджаз был возвращен османам, администрация провинции была реструктурирована, и она была организована как вилайет Хиджаз . [28] Это привело к созданию двух параллельных политических и административных органов: Эмирата и Вилайета. [28] После того, как губернатор начал проживать в Мекке, Вилайет в некотором смысле взял эмират под свою юрисдикцию, что привело к ситуации двойного правительства. [16]
Реформа предусматривала потерю почти автономии эмира, что привело к конфликту между эмиром и вали, который длился до конца XIX века. [29] Даже тогда эмир Мекки не был низведен до положения, при котором он подчинялся бы вали. [30] Эмиры Мекки продолжали иметь право голоса в управлении Хиджазом наряду с губернаторами. [29] У них было непростое параллельное сосуществование: управляя одной и той же географией, они делили власть сложным образом, что приводило к постоянным переговорам, конфликтам или сотрудничеству между ними. [30]
Еще в 1880-х годах ходили разговоры о британской оккупации Хиджаза при поддержке шарифов. [31] султана, Британцы также бросили вызов халифату заявив, что Британия должна назначить эмира, поскольку она управляла в четыре раза большим количеством мусульман, чем османы. [32]
Королевство Хиджаз
[ редактировать ]Хусейн бин Али , Шариф и Эмир Мекки с 1908 года, возвел себя на престол как король Хиджаза после провозглашения Великого арабского восстания против Османской империи и продолжал занимать обе должности Шарифа и короля с 1916 по 1924 год. В конце своего правления он также ненадолго претендовал на должность шарифского халифа ; он был -м поколении прямым потомком Мухаммеда в 37 , поскольку принадлежал к хашимитской семье. Член клана Дхаву Аун ( Бану Хашим ) из эмиров Катадидов Мекки, он был замечен в мятежных наклонностях и в 1893 году был вызван в Стамбул , где содержался в Государственном совете. В 1908 году, после Младотурецкой революции назначил его эмиром Мекки , османский султан Абдул-Хамид II .
В 1916 году, пообещав Великобритании поддержать независимость арабов, он провозгласил Великое арабское восстание против Османской империи, обвинив Комитет Союза и Прогресса в нарушении принципов ислама и ограничении власти султана-халифа. Вскоре после начала восстания Хусейн объявил себя «королем арабских стран». Однако его панарабские устремления не были приняты союзниками , признавшими его лишь королём Хиджаза. Королевство Хиджаз было провозглашено независимым суверенным королевством в июне 1916 года во время Первой мировой войны , чтобы быть независимым от Османской империи, на основе союза с Британской империей для изгнания Османской армии с Аравийского полуострова во время Великое арабское восстание.
После Первой мировой войны Хусейн отказался ратифицировать Версальский договор в знак протеста против Декларации Бальфура и установления британских и французских мандатов в Сирии , Ираке и Палестине . Позже он отказался подписать англо-хашимитский договор и тем самым лишил себя британской поддержки, когда его королевство подверглось нападению Ибн Сауда . После того, как в Королевство Хиджаз вторглись Аль-Сауд - ваххабитские армии Ихвана , 23 декабря 1925 года Али ибн Хусейн сдался саудитам, положив конец как Королевству Хиджаз, так и Шарифату Мекки. [33]
Список Шарифов
[ редактировать ]Неполный список шарифов Мекки: [34]
- Мухаммад Абу'л-Джафар аль-Талаб (967–980)
- Иса ибн Джафар (976/977–994)
- Абуль-Футух аль-Хасан ибн Джафар (994–1010)
- Шукр ад-Дин (1010–1012)
- Абу Тайеб Дауд бин Абдул Рахман (1012–1039)
- Мухаммад ибн Абдул Рахман (1039–1048)
- Хамза ибн Вахас (1058–1062)
- Абу Хашим Мухаммад ибн Джафар (1063–1094)
- Касим ибн Аби Хашим (1094 – 1123/24)
- Фулайта ибн Касим (24/1123 – июнь/июль 1133)
- Хашим ибн Фулайта (1133–1155)
- Касим ибн Хашим (1155–1161)
- Иса ибн Фулайта (1161 – август/сентябрь 1162)
- Касим ибн Хашим (август/сентябрь 1162 г.)
- Иса ибн Фулайта (август/сентябрь 1162 г. - ок. 30 сентября 1170 г.)
- Малик ибн Фулайта (? – ?)
- Иса ибн Фулайта (ок. 30 сентября 1170 г. - ок. 5 марта 1175 г.)
- Дауд ибн Иса (ок. 5 марта 1175 г. - ок. 5 февраля 1176 г.)
- Мукатсир ибн Иса (ок. 5 февраля 1176 г. - ок. 3 июля 1176 г.)
- Дауд ибн Иса (июль 1176 - 1176/77)
- Мукатсир ибн Иса (1176/77 – ?)
- Дауд ибн Иса (? – 1191/92)
- Мукатсир ибн Иса (1191/92 – 1201)
- Катада ибн Идрис аль-Алави аль-Хасани (1201–1220)
- Ибн Катада аль-Хашими (1220–1241)
- аль-Хасан абул-Саад (1241–1254)
- Мухаммед Абу'л-Нубай (1254–1301)
- Румаита Абу'л-Рада (1301–1346)
- Алджан Абу'л-Сарджа (1346–1375)
- Зазор
- аль-Хасан II (1394–1425)
- Баракат I (1425–1455)
- Малик аль-Адил Мухаммад (III) ибн Баракат (1455–1497)
- Баракат (II) ибн Мухаммад (1497–1525)
- Мухаммад Абу Нумай (II) Назим ад-Дин (1525–1583)
- Аль-Хасан (III) ибн Мухаммад Абу Нумай (1583–1601)
- Идрис (II) Абу Аун ибн Хасан (1601–1610)
- Мухсин (I) ибн Хусейн (1610–1628)
- Ахмад ибн Абу Талиб аль-Хасан (1628–1629)
- Масуд (I) ибн Идрис (1629–1630)
- Абдулла (I) ибн Хасан (1630–1631)
- Зейд ибн Мухсин (1631–1666)
- Совместное правительство Саада ибн Зейда (1666–1672); Ахмад ибн Зейд (1669–1671); Мухсин ибн Ахмад (1667–1668); Хамуд ибн Абдулла ибн Хасан (1670 г.)
- Баракат (III) ибн Мухаммад (1672–1682)
- Ибрагим ибн Мухаммад (1682 г.)
- Саид (I) ибн Баракат (1682–1683)
- Ахмад ибн Зейд (1684–1688)
- Совместное правительство Ахмада ибн Галиба (1688–1690) и Мухсина ибн Ахмада (1689–1690)
- Мухсин (II) ибн Хусейн (1690–1691)
- Саид (II) ибн Саад (1691–1694)
- Саад ибн Зейд (1693–1694)
- Абдулла (II) ибн Хашим (1694 г.)
- Саад ибн Зейд (1694–1702)
- Саид (II) ибн Саад (1702–1704)
- Абдул Мухсин ибн Ахмад (1704 г.)
- Абдул Карим ибн Мухаммад (1704–1705)
- Саид (II) ибн Саад (1705 г.)
- Абдул Карим ибн Мухаммад (1705–1711)
- Саид (II) ибн Саад (1711–1717)
- Абдулла (III) ибн Саид (1717–1718)
- Али ибн Саид (1718 г.)
- Яхья (I) ибн Баракат (1718–1719)
- Мубарак ибн Ахмад (1720–1722)
- Баракат ибн Яхья (1722–1723)
- Мубарак ибн Ахмад (1723–1724)
- Абдулла (III) ибн Саид (1724–1731)
- Мухаммад ибн Абдулла (1731–1732)
- Масуд ибн Саид (1732–1733)
- Мухаммад ибн Абдулла (1733–1734)
- Масуд ибн Саид (1734–1752)
- Масаад ибн Саид (II) (1752–1759)
- Джафар ибн Саид (1759–1760)
- Масаад ибн Саид (II) (1760–1770)
- Ахмад ибн Саид (1770 г.)
- Абдулла (IV) ибн Хусейн (1770–1773)
- Сурур ибн Масаад (1773–1788)
- Абдул Муин ибн Масаад (1788 г.)
- Галиб ибн Масаад (1788–1803)
- Яхья (II) ибн Сурур (1803–1813)
- Галиб ибн Масаад (1813–1827)
- Абдул Муталиб ибн Галиб (1827 г.)
- Мухаммад ибн Абдул Муин (1827–1836)
- Должность вакантна в связи с возникновением Второго саудовского государства.
- Мухаммад ибн Абдул Муин (1840–1851)
- Абдул Муталиб ибн Галиб (1851–1856)
- Мухаммад ибн Абдул Муин (1856–1858)
- Абдулла Камил-паша ибн Мухаммад (1858–1877)
- Хусейн ибн Мухаммад (1877–1880)
- Абдул Муталиб ибн Галиб (1880–1882)
- Аун ар-Рафик Паша ибн Мухаммад (1882–1905)
- Али-паша ибн Абдулла (1905–1908)
- Хусейн-паша ибн Али (1908–1916)
- Али Хайдар-паша (1916)
- Хусейн ибн Али (1916–1924)
- Али ибн Хусейн (1924–1925)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рэндалл Бейкер (1979). Король Хусейн и королевство Хиджаз . Олеандр Пресс. п. 2. ISBN 978-0-900891-48-9 . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Герхард Бёверинг; Патрисия Кроун; Махан Мирза (2011). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 190. ИСБН 978-0-691-13484-0 . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Джордж Хогарт (1978). Хиджаз до Первой мировой войны: Справочник . Олеандр Пресс. стр. 49–50. ISBN 978-0-902675-74-2 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Джошуа Тейтельбаум (2001). Взлет и падение Хашимитского королевства Аравия . Издательство C. Hurst & Co. п. 9. ISBN 978-1-85065-460-5 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Иордания: Ключи от Королевства . Иорданская медиагруппа. 1995. с. xvi.
- ^ Мир ислама: Журнал Немецкого общества исламских исследований . Д. Реймер. 2008.
- ^ Ричард Т. Мортель «Зайдитский шиизм и хасанидские шарифы Мекки», Международный журнал исследований Ближнего Востока 19 (1987): 455–472, стр. 462–464.
- ^ «Зайдийская деноминация (хасанидских) шарифских правителей Мекки и имамито-шиитские наклонности (хусайнидских) эмиров Медины были хорошо известны средневековым суннитским и шиитским наблюдателям. Эта ситуация постепенно изменилась под властью мамлюков (для развития в течение несколько столетий, вплоть до конца периода мамлюков, см. статьи Мортеля, упомянутые в библиографии ниже). Ряд шиитских и суннитских источников намекают на (предполагаемую или реальную) симпатию к шиитам среди хашимитских (официально суннитских) семей. Чеджаз или, по крайней мере, некоторые из их членов». Энциклопедия Ираника . www.iranicaonline.org/articles/shiites-in-arabia
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Камаль С. Салиби (15 декабря 1998 г.). Современная история Иордании . ИБТаурис. стр. 53–55. ISBN 978-1-86064-331-6 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Хальм 2003 , стр. 113.
- ^ Хальм 2003 , стр. 113–114.
- ^ Хальм 2003 , стр. 114–116.
- ^ Протеро, GW (1920). Аравия . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 31.
- ^ Jump up to: а б Камаль С. Салиби (15 декабря 1998 г.). Современная история Иордании . ИБТаурис. п. 56. ИСБН 978-1-86064-331-6 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Э. Лонг (1979). Хадж сегодня: обзор современного паломничества в Мекку . СУНИ Пресс. стр. 37–38. ISBN 978-0-87395-382-5 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 61-62.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 15.
- ^ Хиджаз (регион, Саудовская Аравия) - Энциклопедия религии
- ^ Нуман 2005 , стр. 33.
- ^ Нуман 2005 , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Винбрандт (2010). Краткая история Саудовской Аравии . Издательство информационной базы. п. 101. ИСБН 978-0-8160-7876-9 . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 35.
- ^ Брюс Мастерс (29 апреля 2013 г.). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. п. 61. ИСБН 978-1-107-03363-4 . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Нуман 2005 , стр. 37.
- ^ Jump up to: а б Ясин Т. Аль-Джибури (1 сентября 2011 г.). Кербала и за ее пределами: эпопея бессмертного героизма . АвторДом. п. 189. ИСБН 978-1-4670-2613-0 . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 39.
- ^ Нуман 2005 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б Нуман 2005 , стр. 82.
- ^ Нуман 2005 , стр. 56.
- ^ Нуман 2005 , стр. 58.
- ^ Питерс, Фрэнсис Э. (2017) [1994]. Мекка: Литературная история мусульманской Святой Земли . Библиотека наследия Принстона. Принстон, Нью-Джерси и Вудсток, Оксфордшир : Издательство Принстонского университета . п. 397. ИСБН 9781400887361 . OCLC 468351969 .
- ^ «Шарифы Мекки» . Файлы истории . Проверено 12 июня 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Мортель, Ричард Т. (1987). «Зайдитский шиизм и хасанидские шарифы Мекки». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 19 (4): 455–472. дои : 10.1017/S0020743800056518 . JSTOR 163211 . S2CID 161236719 .
- Мортель, Ричард Т. (1991). «Происхождение и ранняя история Мединского эмирата Хусейнидов до конца периода Айюбидов». Студия Исламика . 74 (74): 63–78. дои : 10.2307/1595897 . JSTOR 1595897 .
- Мортель, Ричард Т. (1994). «Хусайнидский эмират Медины в период мамлюков». Студия Исламика . 80 (80): 97–123. дои : 10.2307/1595853 . JSTOR 1595853 .
- Нуман, Нуртач (ноябрь 2005 г.), Эмиры Мекки и османское правительство Хиджаза, 1840–1908 гг ., Институт последипломного образования в области социальных наук
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шарифат Мекки
- История Хиджаза
- Правительство Фатимидского халифата
- Династия Сулейхидов
- Правительство Мамлюкского султаната
- Штаты и территории упразднены в 1925 году.
- Государства и территории, основанные в 960-х годах.
- Вассальные государства Османской империи
- Переходит в суннитский ислам из шиитского ислама
- Бывшие эмираты
- Айюбидский султанат