Шарифский халифат
Шарифский халифат | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1924–1931 | |||||||||
![]() Карта, на которой королевство отмечено зеленым цветом, а текущий регион — красным. | |||||||||
Статус | Халифат | ||||||||
Капитал | Мекка ( де-факто ) | ||||||||
Общие языки | арабский | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Правительство | Халифат | ||||||||
Шарифский халиф | |||||||||
• 1924 | Хусейн бин Али | ||||||||
Историческая эпоха | Межвоенный период | ||||||||
• Фундамент | 3 марта 1924 г. | ||||||||
• Упразднено | 4 июня 1931 г. | ||||||||
Валюта | Хиджаз Риял | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Саудовская Аравия |
Шарифский халифат ( араб . ٱلْخِلَافَةُ ٱلشَّرِيفِيَّة , букв. «аль-Хилафау аль-Шарифийя») — халифат , провозглашенный шарифскими лидерами Хиджаза в 1924 году. заменил Османский халифат , который был упразднен Мустафой Кемалем Ататюрком . Несмотря на то, что Бану Хашим владел халифатом в различные моменты истории, Хусейн бин Али , Шариф Мекки , был первым и последним халифом этой линии. [1]
В арабском мире это стало кульминацией долгой борьбы за возвращение халифата из рук Османской империи. Первые арабские восстания, бросившие вызов действительности Османского халифата и требовавшие, чтобы халифом был выбран арабский сейид , можно отнести к 1883 году, когда шейх Хамат-ад-Дин захватил Сану и призвал к созданию халифата в качестве сейида. [2]
Однако только после конца Османского халифата , упраздненного кемалистами , Хусейн бин Али был провозглашен халифом в марте 1924 года. Его позиция по отношению к Османскому халифату была неоднозначной, и хотя он был к нему враждебен, [3] он предпочел дождаться его официальной отмены, прежде чем принять этот титул, чтобы не сломать Умму путем создания второго халифа рядом с османским халифом . Он также финансово поддерживал покойную Османскую династию в изгнании, чтобы избежать ее разорения. [4]
Его халифату противостояли Британская и Французская империи, сионисты и ваххабиты . [5] но он получил поддержку значительной части мусульманского населения того времени. [6] [7] [8] [9] а также от Мехмеда VI . [10] Хотя он потерял Хиджаз и был сослан, а затем заключен в тюрьму британцами на Кипре , [11] Хусейн продолжал использовать этот титул до своей смерти в 1931 году. [12] [13]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Исторические прецеденты
[ редактировать ]Бану Хашим , из которого произошли хашимиты , владели суннитским халифатом в различные эпохи, самая известная из которых приходилась на халифат Аббасидов . [14]
Идея Шарифского халифата витает в воздухе, по крайней мере, с 15 века. [15] Шарифы Мекки были важными фигурами в суннитском исламе. [16] [17] потому что, помимо того, что они были сайидами и контролировали две самые важные мечети в исламе , они также гарантировали свободный проход для совершения хаджа и защищали маршрут паломничества от различных набегов бедуинов , направленных против паломников. [18]
К концу XIX века перспективы потенциального Шарифского халифата стали более реалистичными из-за упадка Османской империи , которая потерпела тяжелое поражение в русско-турецкой войне 1877–1878 годов . Первые арабские восстания, бросившие вызов власти Османского халифата и выступавшие за назначение арабского сейида халифом, можно проследить до 1883 года, когда шейх Хамат-ад-Дин захватил контроль над Саной и открыто призвал к созданию халифата под руководством от Сайида. [2] В этот период все большее число мусульманских и арабских мыслителей стали выступать за идею возвращения халифата к курайшитам , такие как Абд ар-Рахман аль-Кавакиби . [14]
По словам израильского историка Джошуа Тейтельбаума, [14] существует мало свидетельств того, что идея шарифского халифата когда-либо получила широкую поддержку широких масс на Ближнем Востоке или где-либо еще, если уж на то пошло. [15] Однако саудовский исследователь Май Ямани утверждает, что эта идея «стала широко обсуждаться в арабском мире в последние годы существования Османской империи». [19]
Возвышение Хусейна
[ редактировать ]
Когда османы, осознавая его религиозное значение, попросили Хусейна бин Али присоединиться к ним в провозглашенном ими джихаде против держав Тройственного согласия, он отказался, посчитав этот джихад нелегитимным. [22] 1 ноября 1916 года, когда британцы пытались узнать позицию Хусейна бин Али по вопросу халифата, он через своего сына выразил, что поддерживает мнение улемов Мекки , которые сочли бы его незаконным. [23] Однако он заявил, что предпочитает оставить решение за улемами . [23]
В 1917 году, после провозглашения независимости Арабского королевства , улемы Мекки Османский объявили ряд причин, по которым халифат будет нелегитимным, а Хусейн бин Али будет легитимным: [24] [25] [26]
Что говорит мусульманский мир о Бени Османах , которые претендуют на роль халифов ислама , хотя на протяжении многих лет они были марионетками в руках янычар ? разбросаны, свергнуты и убиты ими вопреки законам и доктринам, установленным в религиозных книгах о восшествии на престол и низвержении халифов, – какие факты записаны в их истории? (...) Мы хотим, чтобы присутствующие здесь сказали вам, кто находится далеко, что мы исповедуем перед Всемогущим Богом в последний день, что сегодня мы не знаем ни одного мусульманского правителя, более праведного и богобоязненного, чем сын Его Пророка, который сейчас находится на троне арабской страны . Мы не знаем никого более ревностного, чем он, в религии, более соблюдающего закон Божий в словах и делах и более способного управлять нашими делами так, как угодно Богу. Народ Святой Земли провозгласил его своим королем просто потому, что, поступив таким образом, он послужит своей религии и стране.

Несмотря на это, Хусейн продолжал атаковать Комитет Союза и Прогресса (CUP), пощадив при этом османского халифа. [27] Например, в заявлении, опубликованном в 1917 году, Хусейн заявил: «Это будет началом нашего отхода от него, за исключением имени его султана , которое мы до сих пор храним священным из уважения к наследию его предков и в надежде, что кто-то появится, чтобы спасти свою страну от доминирования Туранской фракции . И Аллах — тот, кто контролирует ситуацию и имеет последнее слово». [27]
Прежде чем официально принять этот титул, в марте 1919 года он получил признание мусульманских жителей Яффо , когда освободил город. В своем заявлении жители подтвердили: «Мусульманские жители Яффо собрались в своей большой мечети и присягнули на верность Вашему Величеству, Исламскому халифату. Они прочитали доброжелательные молитвы в поддержку вашего славного арабского трона и выразили благодарность Всевышнему, который восстановил священный халифат его законным владельцам». [28]
Упразднение Османского халифата
[ редактировать ]Османский султанат был упразднен 1 ноября 1922 года, по окончании турецкой войны за независимость . Однако должность халифа сохранялась еще на шестнадцать месяцев, в течение которых ее занимал Абдул-Мецид II . Он служил халифом под патронажем недавно основанной Турецкой Республики до 3 марта 1924 года, когда Великое Национальное Собрание Турции официально упразднило халифат . После изгнания Мехмеда VI Хусейн бин Али выступил с заявлениями в поддержку Османской династии разорившейся и изгнанной из Турции . В связи с этим он заявил: [4]
Услуги, оказанные османской семьей исламу и мусульманам, неоспоримы; их героизм нельзя умалить. Недавнее решение относительно семьи [изгнания] пронзило сердца и опечалило дух мусульман. Поэтому мы рассматриваем обязанность исламского братства удовлетворить потребности семьи и не допустить, чтобы они испытывали финансовые трудности. Те, кто желает принять участие в этом великом начинании, должны сообщить о своих намерениях нашим представителям в Мекке.
С той же точки зрения он финансово поддерживал членов изгнанной Османской династии, чтобы предотвратить их разорение. Несмотря на свое сложное финансово-экономическое положение, он предоставил им 2400 лир. [4] Пока существовал Османский халифат, Хусейн не хотел присваивать себе этот титул, чтобы избежать разделения уммы. [29]
Халифат
[ редактировать ]События
[ редактировать ]После упразднения Халифата Великим Национальным Собранием Турции Хусейн был провозглашен халифом. Сведения об официальной дате и процедурах различаются: некоторые относят начало Халифата к 3 марта 1924 года, когда Хусейн объявил себя халифом в своего сына Абдаллы зимнем лагере в Шуне, Трансиордания . [30] В других сообщениях, таких как сообщение Reuters , вместо этого указывается дата 7 марта 1924 года и описывается избрание Хусейна бин Али халифом мусульманами из «Месопотамии, Трансиордании и Хиджаза». [31] В этот период он посетил множество ученых, путешествуя по своей территории. Так, 10 марта 1924 года он посетил Высший исламский совет в Иерусалиме , в мечети Аль-Акса. Под председательством Амина аль-Хусейни и Аль-Таджи они обсудили этот вопрос. Наконец, они провозгласили документ о верности халифату Хусейна бин Али, в котором заявили: [32]
Мы, муфтии, судьи, высокопоставленные лица и представители палестинской земли , люди власти и контракта, присягаем на верность Его Величеству, хашимитскому королю арабов Хусейну бин Али бин Ауну аль-Хашеми и Исламскому халифату. , при условии, что вопрос будет решаться путем консультации, как повелел Всевышний Аллах. Также оговаривается, что никакие действия не противоречат общественным интересам мусульман и что решения относительно дел Палестины, ее правительственной структуры и ее мнений принимаются только с согласия ее народа.
Третий отсчет официальной даты происходит, когда он получил дань уважения большинства арабского населения Аммана как халиф, 11 марта 1924 года. [33] 12 марта 1924 года он принял верность Великого муфтия Иерусалима и Греческого православного патриарха Иерусалима , согласно арабской газете «Аль-Рихлат». [34] Наконец, четвертая версия датирует пятницу, 14 марта 1924 года, когда Хусейн, очевидно, был возведен на трон халифа в Багдаде во время пятничной молитвы. [31] В любом случае, все источники сходятся во мнении, что это март 1924 года, вскоре после отмены Османского халифата Мустафой Кемалем Ататюрком . [30] [31] [33]
Кувейтская газета «Аль-Рай» также относит дату создания халифата к марту 1924 года и упоминает провозглашение, сделанное Хусейном в Аммане : [32] после чего последовала клятва верности со стороны мусульман. В нем они заявили: [32]
Акт правительства Анкары об упразднении халифата побудил выдающихся богословов святых мест Мекки и Медины , а также мечети Аль-Акса и соседних стран удивить нас и заставить нас с большим энтузиазмом присягнуть на верность Великое руководство и Великий Халифат. Это было сделано вместо соблюдения религиозных ритуалов и поста, предписанных четким законодательством, в связи с недопустимостью для мусульман оставаться без имама более трех дней, о чем прямо сказано в рекомендациях почтенного Фарука [= прозвище Умара ибн аль -Хаттаб ].
Он также начал программу реставрации религиозных зданий, начиная с мечетей Палестины, в первую очередь мечети Аль-Акса , на которую он профинансировал 26 672 лиры. [28] [35]
Признание
[ редактировать ]Мусульманский мир
[ редактировать ]
Даже если некоторые его не поддержали, похоже, что его притязания на этот титул были признаны значительной частью хиджази , левантийцев . [9] [36] и в более общем плане арабское мусульманское население. [33] Он также получил поддержку Мехмеда VI , 18 марта 1924 года одного из последних османских халифов и последнего османского султана , согласно The Times и Vatan , который сообщил, что поддерживает его как нового халифа. [10]
арабские издания, такие как «Аль-Кибла» , «Алиф Ба » и «Аль-Нахда» . Его поддержали [37] и мечети Дамаска , [38] Иерусалим , Бейрут , [38] Мекка , Багдад , Амман , Медина и Алеппо. [38] организовал за него публичные молитвы. [39] В регионе Хайфы британский губернатор отметил, что как христиане, так и арабы-мусульмане сплотились вокруг новой декларации. [40] По данным газеты Аль-Ахрам» , Хусейн также получил поддержку мусульман-шиитов Ирака « , которые были удовлетворены тем, что Халифат перешел в руки курайшитов . [41] Газета «Аль-Ирак» сообщила, что школа Джафари согласилась считать его законным халифом ислама, даже если он был суннитом. [41]
Чтобы подкрепить свое провозглашение и создать правовые основы своего халифата, Хусейн созвал Исламский конгресс в Мекке в 1924 году. [7] в него вошли как мусульмане-сунниты , так и шииты мусульмане- , и поэтому он, возможно, был одним из самых инклюзивных исламских конгрессов в истории. [42] Конгресс провел двенадцать сессий, а затем был отложен на неопределенный срок из-за наступления саудовских войск. [7] Однако халифат Хусейна получил весьма неоднозначное признание со стороны арабского мира, все еще находившегося под колониальным правлением. Например, ситуация в Египте была иной, [42] Король Египта Фуад попытался принять этот титул, организовав Исламский конгресс в Каире в 1925 году при поддержке Университета Аль-Азхар . [36] который выбрал бы его новым халифом, но этот план в конечном итоге был отменен, поскольку он не имел всеобщей поддержки. [42] и привело к протестам, [43] отчасти потому, что его считали монархом, тесно связанным с британцами . [43]
Другие
[ редактировать ]Французы лучше подходит для французских интересов , рассматривали это провозглашение как «наихудшее возможное решение», по словам Юбера Лиоте , который также утверждал, что Османский халифат чем Шарифский халифат. [44] Они считали, что появление нового влиятельного халифа может привести к возрождению панисламизма , вызвать нестабильность во французских мусульманских колониях в случае конфликта и потенциально отдать Красное море британцам. [44] В результате французы были настроены резко против этого Халифата. [38] В период французского мандата в Сирии и Ливане , хотя первая реакция была положительной, они использовали различные стратегии борьбы с этим. [38] Сначала в Бейруте , Дамаске и Алеппо французским губернаторам было приказано следить за местными муфтиями и улемами . [38] Впоследствии они заставили местную прессу публиковать статьи с нападками на халифат как «проплаченные британцами». [38] Наконец, сторонники, отказавшиеся покинуть халифат, были арестованы, а затем депортированы. [38] Между тем, у них был султан Марокко, готовый принять титул халифа в случае необходимости, предложив французам халифа, который больше соответствовал их интересам, хотя и менее значимым. [44]
В Веймарской республике мусульманские общины поддерживали Хусейна и выступали против отмены Османского халифата . [45]
Последние годы и конец
[ редактировать ]На практике халифат быстро распался, когда Хашимитская семья была вынуждена бежать из Хиджаза после его захвата ихванскими силами Ибн Сауда , основателя Саудовской Аравии, в 1924-1925 годах, что помешало его долговременному созданию. [15] Тем не менее, несмотря на его изгнание и заключение британцами на Кипре , [11] он продолжал использовать титул халифа [12] до его смерти. [13]
Хусейн бин Али был похоронен в Иерусалиме в 1931 году, так как он не мог быть похоронен в Мекке , как он хотел и как это было до тех пор нормой для шарифов Мекки , поскольку Ибн Сауд не хотел, чтобы его похоронили там. . [11] Таким образом, местные высокопоставленные лица и лидеры хотели, чтобы он был похоронен на территории мечети Аль-Акса. [46] Как последний халиф суннитского ислама , он был похоронен в медресе Аль-Аргунийя на территории комплекса мечети Аль-Акса (Аль-Харам аш-Шариф ). На окне над его могилой написана следующая надпись: по-арабски : هَذَا قَبْرُ أَمِيرِ ٱلْمُؤْمِينَ ٱلْحُسَيْنْ بْنُ علِي , . Хада кабру амири аль-муминина аль-Хусейн бну Али, что переводится как «Это могила повелителя правоверных Хусейна бин Али». [47] [48]
Наследие
[ редактировать ]Религиозное значение
[ редактировать ]Некоторые считают Шарифский халифат последним «традиционным» халифатом суннитского ислама. [9] [49] [50] [51] [52] до недавних заявлений различных джихадистских группировок, начавшихся в 1990-х годах, особенно Исламского государства . [53]
Другие
[ редактировать ]Несколько мечетей носят его имя и по сей день, например, мечеть Хусейна бин Али в Акабе , [54] мечеть Хусейна бин Али в Маане [55] или мечеть аль-Хусейни Аммане в [56] В 2020 году о нем и его жизни снял документальный фильм Аль-Араби . [57] более пяти миллионов раз по состоянию на май 2023 года его посмотрели на YouTube . [58]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архитектор Великого арабского восстания: Сайид Хусейн бин Али, король арабов и король Хиджаза (1854 – 4 июня 1931)» . Сайид Ахмед Амируддин . 10 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 06 октября 2022 г. Проверено 06 октября 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Новая серия Том 7 № 6 (1 мая 1917 г.)» . Трове . Проверено 9 октября 2022 г. .
- ^ «Источники Великой войны. Провозглашение независимости Шарифа Хусейна от Турции, 27 июня 1916 года» . archive.wikiwix.com . Архивировано из оригинала 14 декабря 2023 г. Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с экинчи, экрем. «КАК ОСМАНСКАЯ ДИНАСТИЯ ВЫЖИЛА В ИЗГНАНИИ?» . www.ekrembugraekinci.com (на турецком языке). Архивировано из оригинала 13 декабря 2023 г. Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Аль-Момани, Нидал Дауд Мохаммад (2014). «Аль-Шариф, Аль-Хусейн бин Али между сионистами и палестинцами в 1924 году. Решающий год в политической истории Аль-Хусейна» . Журнал гуманитарных наук . 2014 (2): 312–335. дои : 10.12785/jhs/20140213 .
- ^ Британская секретная служба (29 марта 1924 г.). Отчет о Джидде, 1–29 марта 1924 года . Джидда: Британская секретная служба. п. ФО 371/100CWE 3356. .
- ^ Перейти обратно: а б с Крамер, Мартин (1986). Ислам собрал появление Мусульманских Конгрессов . Издательство Колумбийского университета. ISBN 1-59740-468-3 . OCLC 1113069713 . [ нужна страница ]
- ^ Нидал Дауд Аль-Момани (1996). Шариф Хусейн бин Али и халифат .
- ^ Перейти обратно: а б с газета «Аль-Ватан»; веб-мастер (05.05.2020). « Королевство Хиджаз… и история вооруженного вторжения » . Газета Аль-Ватан (на арабском языке). Архивировано из оригинала 16 мая 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Центральный файл: десятичный файл 867.9111, Внутренние дела государств, общественная пресса, газеты, Турция, вырезки и предметы, 22 марта 1924 г. - 12 марта 1925 г.». Турция: Отчеты Государственного департамента США, 1802-1949 гг . 22 марта 1924 г. Гейл C5111548903 .
- ^ Перейти обратно: а б с Штромайер, Мартин (3 сентября 2019 г.). «Изгнание Хусейна ибн Али, бывшего шерифа Мекки и бывшего короля Хиджаза, на Кипр (1925–1930)». Ближневосточные исследования . 55 (5): 733–755. дои : 10.1080/00263206.2019.1596895 . S2CID 164473838 .
- ^ Перейти обратно: а б Сазонов Владимир; Эспак, Петер; Мёльдер, Хольгер; Саумец, Андрес (2020). Культурный перекресток на Ближнем Востоке: историческое, культурное и политическое наследие межкультурного диалога и конфликтов от Древнего Ближнего Востока до наших дней . Издательство Тартуского университета. ISBN 978-9949-03-520-5 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Бар, Шмуэль (январь 2016 г.). «Последствия Халифата». Сравнительная стратегия . 35 (1): 1–14. дои : 10.1080/01495933.2016.1133994 . S2CID 157012525 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кей 2020 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с Тейтельбаум, Джошуа (2001). Взлет и падение Хашимитского королевства Аравия . Херст. ISBN 978-1-85065-460-5 . [ нужна страница ]
- ^ Дидье, Шарль (1857). Пребывание с великим шерифом Мекки / Шарль Дидье (на французском языке). Архивировано из оригинала 10 октября 2022 г. Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ Мортель, Ричард Т. (ноябрь 1987 г.). «Зайдитский шиизм и хасанидские шарифы Мекки». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 19 (4): 455–472. дои : 10.1017/S0020743800056518 . S2CID 161236719 .
- ^ Мастерс, Брюс (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. п. 61. ИСБН 978-1-107-03363-4 .
- ^ Ямани, Май (2004). Колыбель ислама: Хиджаз и поиски арабской идентичности . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-85043-710-9 .
- ^ Невежанс, Пьер (10 мая 2017 г.). «Агрегация истории, совокупность географии и КАПЫ истории-географии Ближнего Востока с 1876 по 1980 годы» . Агрегация истории, агрегация географии и история-география CAPES (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
Шариф Хусейн сопровождает свое повстанческое движение официальным заявлением, в котором он обвиняет османов в нечестии, но не затрагивает вопрос арабского национализма.
- ^ редакционная статья (01.10.2020). «Хашимиты и Великое арабское восстание» . Обзор религий . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Ламеер, Джоп; Виткам, Джей Джей (2016). История арабской письменной традиции. Том 1 . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-32626-2 . OCLC 958141263 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Шаукат Таха Шахин. Шариф Хусейн бин Али и халифат .
Принц Абдалла бин Аль-Хусейн выразил позицию Хиджаза по поводу халифата в телефонном разговоре с полковником Уилсоном (британским атташе в Джидде) 1 ноября 1916 года, в котором он объявил, что Его Величество оставил вопрос о халифате на усмотрение исламского мира. но ученые Мекки не согласились на халифат тюрков. Сам король Хусейн в разговоре с Фейсалом Гоном об арабской революции сказал: «Ученые Мекки задавались вопросом о халифате и его условиях?»
- ^ «Первичные документы — Провозглашение улемов о независимости от Турции, март 1917 года» . Сайид Ахмед Амируддин . 07.12.2015. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Арабское восстание против турецкого правления: Заявление улемов Мекки, осуждающее «янычар» в Константинополе». Текущая история . 6 (2): 306–308. 1917. JSTOR 45328357 .
- ^ Тейтельбаум, Джошуа (2016). «Человек, который хотел бы стать халифом». В Цюрхере, Эрик-Ян (ред.). Джихад и ислам в Первой мировой войне: исследования османского джихада к столетию книги Снука Хургронье «Священная война, сделанная в Германии» . Издательство Лейденского университета. стр. 275–304. ISBN 978-94-006-0233-5 . Проект MUSE, глава 2794181 .
- ^ Перейти обратно: а б Шаукат Таха Шахин. Шариф Хусейн бин Али и халифат .
Это было бы началом нашего отделения от него, если бы не имя его султана, которое мы до сих пор сохранили в честь следов его предков, и в надежде на появление спасителя, который освободит его страну от владычества. класса Туранский. Бог — Тот, Кто имеет власть превыше всего, и Ему принадлежит окончательное решение.
- ^ Перейти обратно: а б «Палестина осталась присутствовать в биографии Шарифа Хусейна бин Али… картины » . Ройя Новости (на арабском языке). Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Шаукат Таха Шахин. Шариф Хусейн бин Али и халифат .
После отмены Османского халифата из Турции 4 марта Аль-Хиджаз вновь разъяснил позицию Хусейна в отношении Халифата, основываясь на том, что он не занимал эту позицию до тех пор, пока существовал Османский халифат, и Хусейн верил в единство исламской нации до тех пор, пока турки отменили его.
- ^ Перейти обратно: а б Тейтельбаум, 2001, с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с «Correspondence d'Orient: экономический, политический и литературный обзор / режиссеры: Шекри-Ганем, доктор Жорж Самне» . Галлика . 1 апреля 1924 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аль-Абади, Мухаммад Юнус (2023). «Халифат Шарифа Хусейна бин Али и клятва верности народа Палестины мечети Аль-Акса » . газета «Альране» (на арабском языке). Архивировано из оригинала 07 февраля 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бани Исса, Мохаммад Салех (ноябрь 2023 г.). «Факторы стабильности и устойчивого развития Иордании в ее первое столетие 1921–2021 гг. (аналитическое описательное исследование)» . Гелион . 9 (11): e20993. Бибкод : 2023Heliy...920993B . дои : 10.1016/j.heliyon.2023.e20993 . ПМЦ 10623165 . ПМИД 37928029 .
- ^ Лоуренс, Генри (2002). Вопрос о Палестине, том 2: Священная миссия цивилизации (1922–1947) (на французском языке). Фаярд. ISBN 978-2-213-70358-9 . [ нужна страница ]
- ^ «Великое арабское восстание… лидер и история » . Ультрасавт (на арабском языке) . Проверено 12.05.2024 .
- ^ Перейти обратно: а б Невежанс, Пьер (10 мая 2017 г.). «Агрегация истории, совокупность географии и КАПЫ истории-географии Ближнего Востока с 1876 по 1980 годы» . Агрегация истории, агрегация географии и история-география CAPES (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
Он получил преданность значительной части левантийских улемов, которые признавали его качество курайшита и помнили о его действиях в пользу независимости арабов во время войны. В Египте улемы аль-Азхара, центра мусульманского образования в Каире, предложили созвать конгресс, который будет отвечать за назначение нового халифа. Король Фуад (1917-1936), очевидно, видел в этом прекрасную личную политическую возможность: почему не он?
- ^ (арб) Аль-Кибла, « », Аль-Кибла , 10 марта 1924 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кокс, Стивен Томас (2003). Идея арабского халифата в британской ближневосточной политике в эпоху Великой войны (Докторская диссертация). Даремский университет. Архивировано из оригинала 04 сентября 2021 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Британская секретная служба. Отчет о Джидде, 1–29 марта 1924 года . Джидда: Британская секретная служба. п. ФО 371/100CWE 3356. .
- ^ Рассел (11 марта 1924 г.). Расселу (Алеппо) – FO, нет. 2,11 Марс; Е 2660 . Хайфа: Британская дипломатическая служба. п. Е 2660. .
- ^ Перейти обратно: а б Шаукат Таха Шахин. Шариф Хусейн бин Али и халифат . п. 755.
В комментарии Аль-Ахрама о клятве народа Ирака на верность Хусейну было сказано: «Что важно в этом вопросе, так это то, что шиитская община в Ираке присягнула на верность королю Хусейну за халифат, который не признали». Халифат, потому что они считали, что его основные условия должны быть среди людей Дома. Этот инцидент считался крупнейшим инцидентом в исламе с концом халифата Али бин Аби, и иракская газета опубликовала его под заголовком: «Союз Аль-Хусейна и клятва верности ему Джафарийи». Ученые Джафарии поклялись принести присягу на верность Хусейну, зная, что ранее они воздерживались от присяги на верность семье Османа; Это потому, что они нашли в нем условия, необходимые для халифата. Он — персидский араб-алавит.
- ^ Перейти обратно: а б с Бруннер, Райнер; Бруннер, Райнер (2004). Исламский экуменизм в ХХ веке: Азхар и шиизм между сближением и сдерживанием . Социальные, экономические и политические исследования Ближнего Востока и Азии. Перевод Гринмана, Джозефа. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-12548-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Кейн, Эйлин; Кирасирова, Маша; Литвин, Маргарет, ред. (07.06.2023). Русско-арабские миры: Документальная история (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк. дои : 10.1093/oso/9780197605769.001.0001 . ISBN 978-0-19-760576-9 . Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
Вместе с Шарифом Хусейном ученые каирского университета Аль-Азхар призвали созвать конгресс для выбора нового халифа; их попытка присвоить титул пробританскому королю Фуаду I в мае 1926 года - за месяц до Конгресса в Мекке - вызвала внутренние и международные протесты, в том числе со стороны советского мусульманского лидера Риды ад-Дина б. Фахр ад-Дин.
- ^ Перейти обратно: а б с Ле Наур, Жан-Ив (2017). Джихад 1914-1918 годов: Франция столкнулась с панисламизмом . Пэрис: Перрен. ISBN 978-2-262-07083-0 .
- ^ Шерстюков, Сергей (2023). «Реакция мусульман Веймарской Германии на отмену халифата» . Журнал современной европейской истории . 21 (4): 474–491. дои : 10.1177/16118944231202150 . ISSN 1611-8944 .
- ^ «Великое арабское восстание… лидер и история » . Ультрасавт (на арабском языке) . Проверено 12.05.2024 .
- ^ Мухаммад Рафи (1964). La Mecque au XIVème siècle de l'Hégire / Мекка в четырнадцатом веке хиджры (на арабском языке). Ла Мек: /. п. 291.
- ^ ИсламКотоб. Шариф Хусейн ар-Ради и Халифат Нидал Дауд аль-Мумани (на арабском языке). ИсламКотоб.
- ^ Боннефуа, Лоран (2016). «Грозненская конференция: суннизм без ваххабизма?» . Бюллетени Международной религиозной обсерватории (на французском языке) (2). Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ «Газета «Аммон»: Исламский Халифат… от Абу Бакра до Хусейна бин Али». Информационное агентство Аммон . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Шаукат Таха Шахин. Шариф Хусейн бин Али и халифат .
- ^ И халифы, Истории Исламского Халифата (31 марта 2023 г.). Истории Исламского Халифата и халифов . Издательство Остина Маколи. ISBN 978-1-3984-9251-6 .
- ^ «Абу Бакр аль-Багдади, жизнь джихада» . RFI (на французском языке). 07.07.2014. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г. Проверено 5 октября 2022 г. .
- ^ «Масджид Аль-Хусейн бин Али» . акаба.джо . Архивировано из оригинала 28 января 2022 г. Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Газета «Аммон»: Король посещает мечеть Шарифа Хусейна бин Али в Маане (фотографии) » . Информационное агентство Аммон . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 г. Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Иорданский (Петра), информационное агентство. «Король посещает мечеть Аль-Хусейни по возвращении в Иорданию, чтобы проверить последствия недавнего пожара » . Петра-Иорданское информационное агентство . Архивировано из оригинала 13 декабря 2023 г. Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ газета «Аль-Ватан»; веб-мастер (05.05.2020). « Королевство Хиджаз… и история вооруженного вторжения » . Газета Аль-Ватан (на арабском языке). Архивировано из оригинала 16 мая 2023 г. Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Королевство Хиджаз | Документальные фильмы Аль-Араби , заархивировано из оригинала 17 мая 2023 г. , получено 17 мая 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Кей, Шари (2020). Arabia Infelix: Великобритания, Шариф Хусейн и упущенные возможности англо-арабских отношений, 1916–1924 (Диссертация). OCLC 1228848499 . ПроКвест 2451400709 .