Панарабизм
Часть серии о |
Политика арабского мира |
---|
Панарабизм ( араб . الوحدة العربية , латинизированный : al-wiḥda al-arabīyyah ) — паннационалистическая идеология, пропагандирующая объединение всего арабского народа в единое национальное государство , состоящее из всех арабских стран Западной Азии и Северной Африки. от Атлантического океана до Аравийского моря , которое называют арабским миром . [1] [2] Оно тесно связано с арабским национализмом , который утверждает, что арабы составляют единую нацию . Он зародился в конце 19 века среди арабских регионов Османской империи , а его популярность достигла пика в 1950-х и 1960-х годах. Сторонники панарабизма часто поддерживали арабские социалистические принципы и решительно выступали против политического вмешательства Запада в арабский мир. Он также стремился расширить возможности арабских государств в борьбе с внешними силами путем формирования альянсов и, в меньшей степени, экономического сотрудничества. [3]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Истоки панарабизма часто приписывают движению Нахда (арабское пробуждение или просвещение), которое процветало в арабских регионах Османской империи в конце 19 века. [4] Видной фигурой был Джурджи Зайдан (1861–1914), сыгравший ключевую роль в закладке интеллектуального фундамента панарабизма. [5] Зайдан оказал решающее влияние на принятие модернизированной версии коранического арабского языка ( современный стандартный арабский язык ) в качестве универсального письменного и официального языка во всем арабском мире вместо принятия местных диалектов в различных странах. В начале 20-го века Зейдан написал несколько статей, в которых подчеркивалось, что арабоязычные регионы, простирающиеся от Магриба до Персидского залива, составляют один народ с общим национальным сознанием и что эта языковая связь превосходит религиозные, расовые и конкретные территориальные связи, частично вдохновленные его статус левантийского христианского эмигранта в Египте XIX века. В своих исторических романах он также популяризировал светское понимание арабской истории, объединяющее доисламский и исламский периоды в общую историю, которую все арабы могли считать своей собственной. Как политический проект панарабизм впервые был выдвинут Шарифом Хусейном ибн Али , шерифом Мекки , который добивался независимости арабов Машрика от Османская империя и создание единого арабского государства в Машрике. В 1915 и 1916 годах переписка Хусейна-МакМагона привела к соглашению между Соединенным Королевством и Шарифом о том, что, если арабы Машрика успешно восстанут против османов, Соединенное Королевство поддержит претензии на независимость арабов Машрика. Однако в 1916 году Соглашение Сайкса-Пико между Соединенным Королевством и Францией определило, что части Машрека будут разделены между этими державами, а не станут частью независимого арабского государства. Когда Османская империя капитулировала в 1918 году, Великобритания отказалась соблюдать букву своих договоренностей с Хусейном. [6] и эти две страны взяли на себя опеку над Месопотамией, Ливаном , Палестиной и территорией, которая стала современной Сирией. стал королем только Хиджаза , на тогда менее стратегически важном юге, но потерял свой трон Халифата , когда королевство было разграблено силами Наджди Ихван саудитов В конечном итоге Хусейн и насильственно включено в состав недавно созданного Королевства Саудовская Аравия .
Более формализованная панарабская идеология, чем идеология Хусейна, была впервые поддержана в 1930-х годах, особенно сирийскими мыслителями, такими как Константин Зурейк , Сати аль-Хусри , Заки аль-Арсузи и Мишель Афлак . Афлак и аль-Арсузи были ключевыми фигурами в создании арабской партии Баас (Возрождение) , а первый долгое время был ее главным идеологом, сочетая элементы марксистской мысли с национализмом, в значительной степени напоминающим европейскую романтическую партию XIX века. национализм. Было сказано, что Арсузи был очарован нацистской идеологией «расовой чистоты» и оказал влияние на Афлака . [7] [8] [9]
Абдалла I из Иордании мечтал объединить Сирию , Палестину и Иорданию под своим руководством в то, что он назвал Великой Сирией . Он безуспешно предложил план на этот счет Соединенному Королевству , которое контролировало Палестину в то время . Этот план не был популярен среди большинства арабов и усилил недоверие среди лидеров других стран Ближнего Востока к Абдулле. Недоверие к экспансионистским устремлениям Абдуллы было одной из основных причин основания Лиги арабских государств в 1945 году. [10] После того как Абдулла был убит в палестинским националистом 1951 году, идея Великой Сирии была исключена из повестки дня Иордании. [3]
Хотя панарабизм зародился во время Первой мировой войны , Египет (самая густонаселенная и, возможно, самая важная арабская страна) не интересовался панарабизмом до 1950-х годов. Таким образом, в 1930-х и 1940-х годах египетский национализм , а не панарабизм, был доминирующим способом выражения египетских политических активистов. Джеймс Янковски тогда писал о Египте:
Что наиболее важно, так это отсутствие арабского компонента в раннем египетском национализме. Направленность политического, экономического и культурного развития Египта на протяжении девятнадцатого века работала скорее против «арабской» ориентации, чем в пользу нее. ... Эта ситуация — ситуация расхождения политических траекторий египтян и арабов — усилилась после 1900 года. [11]
Попытки арабского союза
[ редактировать ]Лишь после Гамаля Абдель Насера арабский национализм (в дополнение к арабскому социализму ) стал государственной политикой и средством определения положения Египта на Ближнем Востоке и в мире. [12] [13] обычно формулируется по отношению к сионизму в соседнем государстве Израиль.
Многие известные арабские лидеры предприняли несколько попыток создать панарабское государство, но все они в конечном итоге закончились неудачей. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден призывал к арабскому единству в 1940-е годы, за чем последовали конкретные предложения со стороны пробританских лидеров, в том числе короля Трансиордании Абдаллы и премьер-министра Ирака Нури аль-Саида , а также предложения Египта о более широкой группировке независимых арабских стран. Государства одержали победу с созданием Лиги арабских государств, региональной международной организации, в 1945 году. Во многом это отражает популярность, которую Насер приобрел среди масс в арабском мире после Суэцкого кризиса , Объединенная Арабская Республика (ОАР) в 1958 году. стал первым случаем фактического слияния двух ранее независимых арабских стран. Спешно сформированная под руководством президента Насера, но по инициативе сирийских лидеров, которые опасались захвата власти коммунистами или «реакционерами» и надеялись возглавить новое образование, ОАР была унитарным государством, а не федеральным союзом, и ее критики считали это едва ли возможным. больше, чем маленькая страна, аннексированная более крупной страной. Это продолжалось до 1961 года, когда офицеры сирийской армии совершили государственный переворот и вышли из союза. Поскольку политики почувствовали давление со стороны широкой общественности с целью поддержать идею единства, Египет, Сирия и Ирак в 1963 году заключили неудавшееся соглашение о создании Объединенной Арабской Республики, которая должна была быть «федеративной по структуре, оставляя каждому государству-члену свою идентичность и учреждения». [3] К 1961 году Египет стал единственным оставшимся членом, но продолжал называть себя «ОАР» (тем самым подразумевая, что он открыт для объединения с другими арабскими странами), но в конечном итоге в 1973 году он переименовал себя в «Арабскую Республику Египет». [14]
Также в 1958 году хашимитами , возглавляемая Арабская федерация была основана между Иорданией и Ираком . Напряженность в отношениях с ОАР и революция 14 июля привели к краху Арабской федерации всего через шесть месяцев. Другая попытка — Соединенные Арабские Штаты — существовала как конфедерация между Объединенной Арабской Республикой и мутаваккилитским королевством Йемен , но распалась в 1961 году.
Две последующие попытки отражали энтузиазм ливийского Муаммара Каддафи , Федерации арабских республик , которая просуществовала пять лет, и Арабской Исламской Республики с Тунисом , которая также стремилась включить Алжир и Марокко , но так и не была реализована на практике. Муаммар Каддафи вел переговоры с Чадли Бенджедидом в 1988 году о создании союза Алжира и Ливии. [15] Вместо этого в 1989 году был сформирован Союз арабского Магриба. Помимо насильственного объединения большей части Аравийского полуострова саудовскими правителями Неджда в 1920-е годы, единство семи арабских эмиратов , образующих Объединенные Арабские Эмираты , а также объединение Северного Йемена и Южный Йемен сегодня представляет собой редкий пример фактического объединения. Нынешнее сирийское правительство, а прежнее правительство Ирака возглавляли конкурирующие фракции партии Баас , которая продолжает поддерживать панарабизм и организована в ряде других стран. [ когда? ]
Отклонить
[ редактировать ]Упадок панарабизма объясняется несколькими факторами. Проблемы сохранялись по широкому кругу вопросов с момента зарождения панарабистской философии в конце 1800-х годов, которая до своего упадка удерживала панарабизм на пути к причинному провалу. К факторам относятся: пропаганда панисламизма , сектантские и социальные различия внутри различных арабских обществ; конкуренция между различными арабскими лидерами за право быть ведущим голосом арабского и исламского мира; и, в меньшей степени, военное поражение сил противника.
Продвижение панисламизма было ключевым аспектом в арабском и мусульманском обществах. Такая философия требовала единой исламской «уммы» или тесного объединения всех исламских общин для поддержания и развития сущности одной семьи, одного дела. Философия панарабизма противоречила философии панисламизма, как это разъясняли религиозные ученые и шейхи в различных арабских странах, особенно в Персидском заливе. По мнению критиков, панарабизм отделился от уммы тем, что он продвигал только арабское единство и идеалы, а не исламские. Религиозный консерватизм внутри общества подтолкнул панисламизм к победе над альтернативными идеями, такими как панарабизм.
Различные религиозные и социальные различия внутри различных арабских обществ стали еще одним фактором, способствующим упадку панарабизма. Спорадические религиозные распри между суннитами и шиитами , усугубленные внутренними и внешними факторами, вызвали в арабских кругах пересмотр вопроса о том, жизнеспособен ли панарабизм, хотя этот вопрос был религиозно ориентированным. Социальные различия действовали по той же линии. Такие страны, как Ливан и Сирия, считавшиеся светскими, привели к столкновению взглядов с такими религиозными странами, как Саудовская Аравия , чья давняя пропаганда религии противоречила, например, целям светской иерархии внутри двух левантийских стран.
Различные арабские лидеры боролись за то, чтобы стать ведущими голосами арабского и исламского мира. Такая конкуренция время от времени приводила к трениям между лидерами этих арабских стран. Объединенная Арабская Республика , которая была сформулирована Египте в Гамалем Абдель Насером и Сирии в Шукри аль-Куватли , позиционировалась как коллективный голос арабского мира и острие панарабизма. Будучи единственным физическим воплощением панарабизма, он не получил ожидаемой похвалы со стороны других арабских стран, особенно в Персидском заливе, что еще больше усугубило упадок панарабизма.
В меньшей степени военное поражение «заклятого врага» Израиля заставило оба видных источника панарабизма пересмотреть такую философию. Объединенная Арабская Республика , состоящая из Египта и Сирии , получила идеологическую нагрузку из-за неблагоприятного исхода, поставив тем самым панарабизм под вопрос. Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года и неспособность Египта и Сирии обеспечить экономический рост в той или иной форме также подорвали доверие к панарабизму. «К середине 1970-х годов», согласно Политической энциклопедии Ближнего Востока «Континуум» , «идея арабского единства становилась все менее и менее очевидной в арабской политике, хотя она оставалась желаемой целью среди масс». [3]
К концу 1980-х годов панарабизм начал затмеваться как националистической , так и исламистской идеологией. Хотя панарабизм потерял привлекательность к 1990-м годам, он продолжал осуществлять интеллектуальную гегемонию во всем арабском мире. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рубин, Барри (1991). «Панарабский национализм: идеологическая мечта как непреодолимая сила» . Журнал современной истории . 26 (3/4): 535–551. дои : 10.1177/002200949102600310 . ISSN 0022-0094 . JSTOR 260659 .
- ^ «панарабизм» . Оксфордский справочник . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Арабское единство». Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . Эд. Авраам Села . Нью-Йорк: Континуум, 2002. стр. 160–166.
- ^ «Панарабизм | История, значение и возникновение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Сивантос, Кристина (21 ноября 2017 г.). Загробная жизнь Аль-Андалуса: мусульманская Иберия в современных арабских и латиноамериканских повествованиях . СУНИ Пресс. п. 23. ISBN 978-1-4384-6669-9 .
- ^ Современная политика на Ближнем Востоке , Беверли Милтон-Эдвардс, Polity Press, 2006, с. 57-59
- ^ Сирийская Арабская Республика: справочник , Энн Синай, Аллен Поллак, 1976, с. 45
- ^ Google Книги
- ^ Панарабизм и арабский национализм: продолжающиеся дебаты Тауфика Фараха, издательство Westview Press, 1987, стр. 37
- ^ Села, Авраам . «Лига арабских государств». Села. Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . 147-150.
- ^ Янковски, Джеймс. «Египет и ранний арабский национализм» Рашида Халиди, изд. Истоки арабского национализма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1990, стр. 244–45.
- ^ Для получения дополнительной информации см. Абуриш, Саид К. (2004), Насер, последний араб, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN 978-0-312-28683-5
- ^ «До Насера Египет, которым управляла Великобритания с 1882 года, больше склонялся к территориальному египетскому национализму и был далек от панарабской идеологии. Египтяне часто не идентифицировали себя в первую очередь как арабы, и показательно, что когда Лидер египетских националистов Саад Заглул встретился с арабскими делегатами в Версале в 1918 году, он настаивал на том, что их борьба за государственность не связана между собой, заявляя, что проблема Египта была египетской, а не арабской проблемой». Макропулу, Ифигения. Панарабизм: что разрушило идеологию арабского национализма? Архивировано 2 октября 2018 г. в Wayback Machine . Греческий центр европейских исследований. 15 января 2007 г.
- ^ «Объединенная Арабская Республика (ОАР)». Села. Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . 873-874.
- ^ Райх, Бернард (1990). Политические лидеры современного Ближнего Востока и Северной Африки: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-26213-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арабский национализм: ошибочная идентичность Мартина Крамера
- Арабский национализм в двадцатом веке». Образец главы из книги А. Давиши «
- «Панарабизм на марше?: Израиль взвешивает новый вызов», Ниссим Рейван