Jump to content

Паназиатство

Спутниковая фотография Азии в ортогональной проекции .

Паназиатство ( также известное как азиатизм или Большой азиатизм ) — идеология, направленная на создание политического и экономического единства среди азиатских народов. различные теории и движения паназиатизма Были предложены , особенно из Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. Мотивом движения было противостояние ценностям западного империализма и колониализма , а также то, что азиатские ценности превосходят европейские ценности . [1]

Японский паназиатизм

[ редактировать ]
Конференция Большой Восточной Азии в ноябре 1943 года, участниками были (слева направо): Ба Мау , представитель Бирмы , Чжан Цзинхуэй , представитель Маньчжоу-Го , Ван Цзинвэй , представитель Китая , Хидеки Тодзё , представитель Японии , Ван Вайтхаякон , представитель Японии. Таиланд , Хосе П. Лорел , представитель Филиппин , Субхас Чандра Бос , представитель Индии

Первоначально японский паназиатизм считал, что азиаты имеют общее наследие и поэтому должны сотрудничать в победе над своими западными колониальными хозяевами. Однако японский азиатизм в основном сосредоточился на территориях Восточной Азии, время от времени упоминая Юго-Восточную Азию и Западную Азию. [2]

Их идеологами были Токити Таруи (1850–1922), который выступал за равноправное объединение Японии и Кореи в профсоюзы для совместной защиты от европейских держав. [3] и Кентаро Ои (1843–1922), которые пытались провести социальные реформы в Корее и создать конституционное правительство в Японии. [ нужна ссылка ] Паназиатская мысль в Японии получила дальнейшее распространение после поражения России в русско-японской войне (1904–1905). Это вызвало интерес со стороны индийских поэтов Рабиндраната Тагора и Шри Ауробиндо , а также китайского политика Сунь Ятсена . [ нужна ссылка ]

Японский паназиатский писатель Сюмей Окава

Растущий официальный интерес к более широким азиатским проблемам проявился в создании возможностей для индийских исследований. В 1899 году Токийском императорском университете была открыта кафедра санскрита и кави еще одна кафедра сравнительного религиоведения а в 1903 году была открыта в . , Ассоциация в 1900 году. Их антибританская политическая деятельность вызвала ужас у индийского правительства после сообщения в лондонской газете Spectator .

Окакура Какудзо , учёный и искусствовед, также высоко оценил превосходство азиатских ценностей после победы Японии в русско-японской войне : [4]

АЗИЯ одна. Гималаи для того , чтобы подчеркнуть две могущественные цивилизации: китайскую с ее коммунизмом Конфуция разделяют и индийскую с ее индивидуализмом Вед лишь . Но даже снежные барьеры не могут ни на мгновение прервать тот широкий простор любви к Абсолютному и Вселенскому , который является общим мыслительным наследием каждой азиатской расы, позволяющим им создавать все великие религии мира и отличающим их от других. те морские народы Средиземноморья и Балтики , которые любят останавливаться на частностях и искать средства, а не цель жизни. [5]

При этом Какудзо использовал японскую концепцию сангоку , которая существовала в японской культуре до того, как концепция Азии стала популяризированной. Сангоку буквально означает «три страны»: Хонсю (самый большой остров Японии), Кара (Китай) и Тендзику (Индия). [6]

Однако японский паназиатизм превратился в более националистическую идеологию, которая отдавала приоритет интересам Японии. Это было очевидно по росту тайных обществ, таких как Общество Черного океана и Общество Черного Дракона , которые совершали преступную деятельность, чтобы обеспечить успех японского экспансионизма. В исключительных случаях Рёхей Учида (1874–1937), который был членом Общества Черного Дракона, был японо-корейским профсоюзным деятелем и поддерживал филиппинскую и китайскую революции . Кроме того, азиатские территории рассматривались как резервуары экономических ресурсов. [7] [8] и места проявления «славы» Императора. Это было очевидно в правительственной политике, такой как программы «Хакко-итиу» и «Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии» . [9] Даже Какудзо критиковал экспансионизм Японии после русско-японской войны, считая его ничем не отличающимся от западного экспансионизма. Он ожидал, что другие азиаты назовут их «воплощениями Белой катастрофы». [10] [11]

Историк Торстен Вебер сравнивает эти противоречия с доктриной Монро , которая выступала против европейского империализма, чтобы способствовать беспрепятственному росту американского империализма. [2]

Китайский паназиатизм

[ редактировать ]

С китайской точки зрения японский паназиатизм интерпретировался как идеология, конкурирующая с китаецентризмом, а также как рационализация японского империализма (см. «Двадцать одно требование »). [2] Сунь Ятсен , несмотря на постоянную похвалу Японии как культурного партнёра, [12] задавался вопросом, пойдут ли они в будущем по пути эксплуатации, как западные державы, в его последние годы. [13] Сунь был сторонником паназиатизма. Он сказал, что Азия была «колыбелью древнейшей цивилизации мира» и что «даже древние цивилизации Запада, Греции и Рима, возникли на азиатской почве». Он считал, что только в последнее время азиаты «постепенно деградировали и ослабели». [14] По мнению Суня, «паназиатство основано на принципе правила справедливости и оправдывает месть за обиды, причиненные другим». Он выступал за свержение западного «Правила Силы» и «стремление к цивилизации мира, равенства и эмансипации всех рас». [15] Тем не менее китайский паназиатизм возник и был столь же империалистическим, как и его японский аналог. Его успех был ограничен политической нестабильностью Китая и слабым международным статусом. [2]

С 2000-х годов у китайских учёных появился более тонкий взгляд на паназиатизм, особенно на его японскую разновидность. Историк Ван Пин предложил систему оценки, основанную на хронологии: кооперативный классический азиатизм (до 1898 года), экспансивный Большой азиатизм (до 1928 года) и агрессивная японская « Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии » (до 1945 года). [2]

Китайский паназиатский мыслитель Ван Хуэй

Словенский философ Славой Жижек заявил, что Китай следует паназиатству уже более века. Он считал китайского мыслителя Ван Хуэя главным пропагандистом коммунистического паназиатизма . Ван Хуэй утверждал, что, если социал-демократия основана на азиатских цивилизационных традициях, это дает возможность избежать многопартийной демократии западного типа и установить социальный порядок с гораздо более активным участием людей. [16]

Турецкий паназиатизм

[ редактировать ]

Паназиатство в Турции еще не до конца изучено. [17] неизвестно, сколько людей придерживаются этой идеологии и насколько она распространена. Однако турки , которые поддерживали Японию во Второй мировой войне и придерживаются идеологии паназиатизма, используют обновленный турецкий флаг, основанный на флаге Японии во Второй мировой войне. [18] [19]

Паназиатство и азиатские ценности

[ редактировать ]

Идея « азиатских ценностей » — это своего рода возрождение паназиатизма. [ нужна ссылка ] Одним из главных энтузиастов этой идеи был бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. В Индии . Рам Манохар Лохия мечтал об объединенной социалистической Азии [20] Ряд других азиатских политических лидеров, от Сунь Ятсена в 1910-х и 20-х годах до Махатхира Мохамада в 1990-х, аналогичным образом утверждают, что политическим моделям и идеологиям Европы не хватает ценностей и концепций, присущих азиатским обществам и философиям. Европейские ценности, такие как права и свободы личности, не подходят азиатским обществам в такой крайней формулировке паназиатизма. [ нужна ссылка ]

Основание Азиатских игр , которые сейчас являются вторым по величине спортивным событием после Олимпийских игр , [21] был частично вдохновлен индийским видением азиатской солидарности и появлением постколониального мирового порядка. [22] [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шпильман, Кристофер В.А.; Заалер, Свен (25 апреля 2011 г.). «Паназиатство как идеал азиатской идентичности и солидарности, 1850 – настоящее время» . Азиатско-Тихоокеанский журнал . 9 (17).
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер, Торстен (2020). «Паназиатство» . Энциклопедия империализма и антиимпериализма Пэлгрейва . стр. 1–11. дои : 10.1007/978-3-319-91206-6_259-1 . ISBN  978-3-319-91206-6 . S2CID   240929911 — через Springer Link.
  3. ^ Таруи, Токичи (1893) Дайто Гаппо-рон [ нужна страница ]
  4. ^ Харпер, Тим (12 января 2021 г.). Подземная Азия: глобальные революционеры и нападение на империю . Издательство Гарвардского университета. п. 40. ИСБН  978-0-674-72461-7 .
  5. ^ Окакура, Теншин (1904) Идеал Востока
  6. ^ Бялок, Дэвид (2007). Эксцентричные пространства, скрытые истории: повествование, ритуалы и королевская власть от «Хроник Японии» до «Повести о Хэйке» . Издательство Стэнфордского университета. п. 186. ИСБН  978-0-8047-6764-4 .
  7. ^ Брайан Доллери; Зейн Спиндлер; Крейг Парсонс (2003). «Наньсин: поведение по максимизации бюджета, Императорский флот Японии и истоки войны на Тихом океане» (PDF) . Серия рабочих документов по экономике . Школа экономики Университета Новой Англии: 4 и 12 . Проверено 27 июля 2015 г.
  8. ^ Фланк, Ленни (25 ноября 2014 г.). «Халхин-Гол: Забытая война между Японией и СССР» . Ежедневный Кос . Проверено 28 июля 2015 г.
  9. ^ Герберт П. Бикс , Хирохито и создание современной Японии, стр. 11 ISBN   0-06-019314-X
  10. ^ Окакура, Какудзо (1904). Пробуждение Японии . Нью-Йорк: The Century Co., стр. 107.
  11. ^ Окакура, Какудзо (2008). Книга чая . Книги Эпплвуда. п. 7. ISBN  978-1-4290-1279-9 .
  12. ^ Ихара, Китиносукэ (июль 1983 г.). «Моя тридцатитрехлетняя мечта Миядзаки Тотена (рецензия на книгу)». Японский ежеквартальный журнал . 30 (3): 316. ПроКвест   1304281243 .
  13. ^ Речь 1924 года о Большом Азиатстве
  14. ^ Паназиатство. Документальная история, 1920 – настоящее время . Издательство Rowman & Littlefield. 2011. с. 78.
  15. ^ Паназиатство. Документальная история, 1920 – настоящее время . Издательство Rowman & Littlefield. 2011. с. 85.
  16. ^ Славой Жижек (15 мая 2023 г.). «[Колонка] Проблема с паназиатством Ван Хуэя» . Ханкёре .
  17. ^ «Паназиатство | Insight Turkey» . www.insightturkey.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
  18. ^ Теллиэль, Юнус Доган (1 июня 2011 г.). «Джемиль Айдын, Политика антизападничества в Азии: видение мирового порядка в панисламской и паназиатской мысли» . Османлы Араштырмалары . 37 (37): 249–253.
  19. ^ «Отюкен Китап | От панисламизма к великому азиатизму А. Мертан Дюндар» . otuken.com.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 24 марта 2022 г.
  20. ^ Имлей, Талбот Чарльз (21 июня 2021 г.). «Определение азиатского социализма: Азиатская социалистическая конференция, азиатские социалисты и пределы глобального социалистического движения в 1953 году» . Международное обозрение социальной истории . 66 (3): 415–441. дои : 10.1017/S0020859021000250 . ISSN   0020-8590 . S2CID   237902320 .
  21. ^ «Что такое Азиатские игры? Определение Азиатских игр, их значение» . Экономические времена . Проверено 4 сентября 2023 г.
  22. ^ Мехта, Налин (18 сентября 2014 г.). «История о том, как Азиада изменила город» . Экономические времена . ISSN   0013-0389 . Проверено 4 сентября 2023 г.
  23. ^ «Как Индия подарила Азии свои Игры» . Таймс оф Индия . 2010-11-12. ISSN   0971-8257 . Проверено 4 сентября 2023 г.
  • Чен, Цзянь (1994). Путь Китая к корейской войне: создание китайско-американской конфронтации . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-10025-0 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e384d0fcfb79246586c80f5e0c7cc42__1713563520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/42/3e384d0fcfb79246586c80f5e0c7cc42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pan-Asianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)