Паназиатство
Паназиатство ( также известное как азиатизм или Большой азиатизм ) — идеология, направленная на создание политического и экономического единства среди азиатских народов. различные теории и движения паназиатизма Были предложены , особенно из Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. Мотивом движения было противостояние ценностям западного империализма и колониализма , а также то, что азиатские ценности превосходят европейские ценности . [1]
Японский паназиатизм
[ редактировать ]Первоначально японский паназиатизм считал, что азиаты имеют общее наследие и поэтому должны сотрудничать в победе над своими западными колониальными хозяевами. Однако японский азиатизм в основном сосредоточился на территориях Восточной Азии, время от времени упоминая Юго-Восточную Азию и Западную Азию. [2]
Их идеологами были Токити Таруи (1850–1922), который выступал за равноправное объединение Японии и Кореи в профсоюзы для совместной защиты от европейских держав. [3] и Кентаро Ои (1843–1922), которые пытались провести социальные реформы в Корее и создать конституционное правительство в Японии. [ нужна ссылка ] Паназиатская мысль в Японии получила дальнейшее распространение после поражения России в русско-японской войне (1904–1905). Это вызвало интерес со стороны индийских поэтов Рабиндраната Тагора и Шри Ауробиндо , а также китайского политика Сунь Ятсена . [ нужна ссылка ]
Растущий официальный интерес к более широким азиатским проблемам проявился в создании возможностей для индийских исследований. В 1899 году Токийском императорском университете была открыта кафедра санскрита и кави еще одна кафедра сравнительного религиоведения а в 1903 году была открыта в . , Ассоциация в 1900 году. Их антибританская политическая деятельность вызвала ужас у индийского правительства после сообщения в лондонской газете Spectator .
Окакура Какудзо , учёный и искусствовед, также высоко оценил превосходство азиатских ценностей после победы Японии в русско-японской войне : [4]
АЗИЯ одна. Гималаи для того , чтобы подчеркнуть две могущественные цивилизации: китайскую с ее коммунизмом Конфуция разделяют и индийскую с ее индивидуализмом Вед лишь . Но даже снежные барьеры не могут ни на мгновение прервать тот широкий простор любви к Абсолютному и Вселенскому , который является общим мыслительным наследием каждой азиатской расы, позволяющим им создавать все великие религии мира и отличающим их от других. те морские народы Средиземноморья и Балтики , которые любят останавливаться на частностях и искать средства, а не цель жизни. [5]
При этом Какудзо использовал японскую концепцию сангоку , которая существовала в японской культуре до того, как концепция Азии стала популяризированной. Сангоку буквально означает «три страны»: Хонсю (самый большой остров Японии), Кара (Китай) и Тендзику (Индия). [6]
Однако японский паназиатизм превратился в более националистическую идеологию, которая отдавала приоритет интересам Японии. Это было очевидно по росту тайных обществ, таких как Общество Черного океана и Общество Черного Дракона , которые совершали преступную деятельность, чтобы обеспечить успех японского экспансионизма. В исключительных случаях Рёхей Учида (1874–1937), который был членом Общества Черного Дракона, был японо-корейским профсоюзным деятелем и поддерживал филиппинскую и китайскую революции . Кроме того, азиатские территории рассматривались как резервуары экономических ресурсов. [7] [8] и места проявления «славы» Императора. Это было очевидно в правительственной политике, такой как программы «Хакко-итиу» и «Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии» . [9] Даже Какудзо критиковал экспансионизм Японии после русско-японской войны, считая его ничем не отличающимся от западного экспансионизма. Он ожидал, что другие азиаты назовут их «воплощениями Белой катастрофы». [10] [11]
Историк Торстен Вебер сравнивает эти противоречия с доктриной Монро , которая выступала против европейского империализма, чтобы способствовать беспрепятственному росту американского империализма. [2]
Китайский паназиатизм
[ редактировать ]С китайской точки зрения японский паназиатизм интерпретировался как идеология, конкурирующая с китаецентризмом, а также как рационализация японского империализма (см. «Двадцать одно требование »). [2] Сунь Ятсен , несмотря на постоянную похвалу Японии как культурного партнёра, [12] задавался вопросом, пойдут ли они в будущем по пути эксплуатации, как западные державы, в его последние годы. [13] Сунь был сторонником паназиатизма. Он сказал, что Азия была «колыбелью древнейшей цивилизации мира» и что «даже древние цивилизации Запада, Греции и Рима, возникли на азиатской почве». Он считал, что только в последнее время азиаты «постепенно деградировали и ослабели». [14] По мнению Суня, «паназиатство основано на принципе правила справедливости и оправдывает месть за обиды, причиненные другим». Он выступал за свержение западного «Правила Силы» и «стремление к цивилизации мира, равенства и эмансипации всех рас». [15] Тем не менее китайский паназиатизм возник и был столь же империалистическим, как и его японский аналог. Его успех был ограничен политической нестабильностью Китая и слабым международным статусом. [2]
С 2000-х годов у китайских учёных появился более тонкий взгляд на паназиатизм, особенно на его японскую разновидность. Историк Ван Пин предложил систему оценки, основанную на хронологии: кооперативный классический азиатизм (до 1898 года), экспансивный Большой азиатизм (до 1928 года) и агрессивная японская « Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии » (до 1945 года). [2]
Словенский философ Славой Жижек заявил, что Китай следует паназиатству уже более века. Он считал китайского мыслителя Ван Хуэя главным пропагандистом коммунистического паназиатизма . Ван Хуэй утверждал, что, если социал-демократия основана на азиатских цивилизационных традициях, это дает возможность избежать многопартийной демократии западного типа и установить социальный порядок с гораздо более активным участием людей. [16]
Турецкий паназиатизм
[ редактировать ]Паназиатство в Турции еще не до конца изучено. [17] неизвестно, сколько людей придерживаются этой идеологии и насколько она распространена. Однако турки , которые поддерживали Японию во Второй мировой войне и придерживаются идеологии паназиатизма, используют обновленный турецкий флаг, основанный на флаге Японии во Второй мировой войне. [18] [19]
Паназиатство и азиатские ценности
[ редактировать ]Идея « азиатских ценностей » — это своего рода возрождение паназиатизма. [ нужна ссылка ] Одним из главных энтузиастов этой идеи был бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. В Индии . Рам Манохар Лохия мечтал об объединенной социалистической Азии [20] Ряд других азиатских политических лидеров, от Сунь Ятсена в 1910-х и 20-х годах до Махатхира Мохамада в 1990-х, аналогичным образом утверждают, что политическим моделям и идеологиям Европы не хватает ценностей и концепций, присущих азиатским обществам и философиям. Европейские ценности, такие как права и свободы личности, не подходят азиатским обществам в такой крайней формулировке паназиатизма. [ нужна ссылка ]
Основание Азиатских игр , которые сейчас являются вторым по величине спортивным событием после Олимпийских игр , [21] был частично вдохновлен индийским видением азиатской солидарности и появлением постколониального мирового порядка. [22] [23]
См. также
[ редактировать ]- Конференция Большой Восточной Азии
- Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии
- Азиоцентризм
- АСЕАН (с 1967 г. по настоящее время)
- Азиатский совет
- Азиатский банк развития
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
- Конференция по азиатским отношениям
- Бандунгская конференция (1955 г.)
- Инициатива «Пояс и путь»
- Восточноазиатское сообщество
- Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества
- Диалог азиатского сотрудничества
- Региональное всестороннее экономическое партнерство
- Паннационализм
- Фусао Хаяси
- Сюмей Окава
- Получить Мацуи
- Большая Европа , аналогичное движение в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шпильман, Кристофер В.А.; Заалер, Свен (25 апреля 2011 г.). «Паназиатство как идеал азиатской идентичности и солидарности, 1850 – настоящее время» . Азиатско-Тихоокеанский журнал . 9 (17).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер, Торстен (2020). «Паназиатство» . Энциклопедия империализма и антиимпериализма Пэлгрейва . стр. 1–11. дои : 10.1007/978-3-319-91206-6_259-1 . ISBN 978-3-319-91206-6 . S2CID 240929911 — через Springer Link.
- ^ Таруи, Токичи (1893) Дайто Гаппо-рон [ нужна страница ]
- ^ Харпер, Тим (12 января 2021 г.). Подземная Азия: глобальные революционеры и нападение на империю . Издательство Гарвардского университета. п. 40. ИСБН 978-0-674-72461-7 .
- ^ Окакура, Теншин (1904) Идеал Востока
- ^ Бялок, Дэвид (2007). Эксцентричные пространства, скрытые истории: повествование, ритуалы и королевская власть от «Хроник Японии» до «Повести о Хэйке» . Издательство Стэнфордского университета. п. 186. ИСБН 978-0-8047-6764-4 .
- ^ Брайан Доллери; Зейн Спиндлер; Крейг Парсонс (2003). «Наньсин: поведение по максимизации бюджета, Императорский флот Японии и истоки войны на Тихом океане» (PDF) . Серия рабочих документов по экономике . Школа экономики Университета Новой Англии: 4 и 12 . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Фланк, Ленни (25 ноября 2014 г.). «Халхин-Гол: Забытая война между Японией и СССР» . Ежедневный Кос . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Герберт П. Бикс , Хирохито и создание современной Японии, стр. 11 ISBN 0-06-019314-X
- ^ Окакура, Какудзо (1904). Пробуждение Японии . Нью-Йорк: The Century Co., стр. 107.
- ^ Окакура, Какудзо (2008). Книга чая . Книги Эпплвуда. п. 7. ISBN 978-1-4290-1279-9 .
- ^ Ихара, Китиносукэ (июль 1983 г.). «Моя тридцатитрехлетняя мечта Миядзаки Тотена (рецензия на книгу)». Японский ежеквартальный журнал . 30 (3): 316. ПроКвест 1304281243 .
- ^ Речь 1924 года о Большом Азиатстве
- ^ Паназиатство. Документальная история, 1920 – настоящее время . Издательство Rowman & Littlefield. 2011. с. 78.
- ^ Паназиатство. Документальная история, 1920 – настоящее время . Издательство Rowman & Littlefield. 2011. с. 85.
- ^ Славой Жижек (15 мая 2023 г.). «[Колонка] Проблема с паназиатством Ван Хуэя» . Ханкёре .
- ^ «Паназиатство | Insight Turkey» . www.insightturkey.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Теллиэль, Юнус Доган (1 июня 2011 г.). «Джемиль Айдын, Политика антизападничества в Азии: видение мирового порядка в панисламской и паназиатской мысли» . Османлы Араштырмалары . 37 (37): 249–253.
- ^ «Отюкен Китап | От панисламизма к великому азиатизму А. Мертан Дюндар» . otuken.com.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ Имлей, Талбот Чарльз (21 июня 2021 г.). «Определение азиатского социализма: Азиатская социалистическая конференция, азиатские социалисты и пределы глобального социалистического движения в 1953 году» . Международное обозрение социальной истории . 66 (3): 415–441. дои : 10.1017/S0020859021000250 . ISSN 0020-8590 . S2CID 237902320 .
- ^ «Что такое Азиатские игры? Определение Азиатских игр, их значение» . Экономические времена . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Мехта, Налин (18 сентября 2014 г.). «История о том, как Азиада изменила город» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Как Индия подарила Азии свои Игры» . Таймс оф Индия . 2010-11-12. ISSN 0971-8257 . Проверено 4 сентября 2023 г.
- Чен, Цзянь (1994). Путь Китая к корейской войне: создание китайско-американской конфронтации . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-10025-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Заалер, Свен и Дж. Виктор Кошманн , ред., Паназиатство в современной японской истории : колониализм , регионализм и границы. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2007. ISBN 0-415-37216-X
- Заалер, Свен и К.В.А. Шпильман, ред., Паназиатство: документальная история, Rowman & Littlefield, 2011. Два тома (1850–1920, 1920 – настоящее время). ISBN 978-1-4422-0596-3 (т. 1), ISBN 978-1-4422-0599-4 (т. 2)
- Шпильман, Кристофер В.А. (2017). «Япония и Азия». В Заале, Свен (ред.). Справочник Рутледжа по современной истории Японии . стр. 25–46. дои : 10.4324/9781315746678-3 . ISBN 978-1-315-74667-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Камаль, Нирадж (2002) Восстань, Азия : ответ на белую опасность . Нью-Дели: Мастер слов ISBN 81-87412-08-9 .
- Старрс, Рой (2001) Азиатский национализм в эпоху глобализации . Лондон: RoutledgeCurzon ISBN 1-903350-03-4 .
- Старрс, Рой (2002) Нации в осаде: глобализация и национализм в Азии. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан ISBN 0-312-29410-7 .
- «Идея регионализма Сунь Ятсена и его наследие». Сунь Ятсен, Наньян и революция 1911 года . 2011. стр. 44–60. дои : 10.1355/9789814345477-007 . ISBN 9789814345477 .