Jump to content

Двадцать одно требование

Премьер-министр Японии Окума Сигэнобу , под руководством которого были разработаны «Двадцать одно требование»

Двадцать одно требование ( японский : 対華21ヶ条要求 , латинизированный : Тайка Ниджуиккадзё Ёкю ; упрощенный китайский : 二十一条/廿一条 ; традиционный китайский : 二十一條/廿一條 ; пиньинь : ийи тиао ) был набором требований, предъявленных во время Первой мировой войны под Японской империей руководством премьер-министра Окума Сигэнобу правительству . Китайской Республики 18 января 1915 года. Секретные требования значительно расширили бы японский контроль над Китаем Япония сохранит за собой бывшие немецкие территории, которые она завоевала в начале Первой мировой войны в 1914 году. Япония будет сильна в Маньчжурии и Южной Монголии . И роль Японии в железных дорогах будет возрастать. Самые крайние требования (в разделе 5) дадут Японии решающий голос в вопросах финансов, полиции и правительства. Последняя часть фактически сделает Китай протекторатом Японии и тем самым уменьшит влияние Запада.

Япония находилась в сильной позиции, поскольку западные державы находились в тупиковой мировой войне с Германией. Великобритания и Япония заключили военный союз с 1902 года , а в 1914 году Лондон предложил Токио вступить в войну. Пекин опубликовал секретные требования и обратился к Вашингтону и Лондону. Они проявили сочувствие и вынудили Токио отказаться от пятого раздела окончательного соглашения 1916 года. Япония немного выиграла в Китае, но потеряла значительную часть престижа и доверия в Великобритании и США. [1]

Китайская общественность ответила спонтанным общенациональным бойкотом японских товаров; Экспорт Японии в Китай резко упал. Великобритания была оскорблена и больше не доверяла Японии как союзнику. В разгар Первой мировой войны позиции Японии были сильными, а позиции Великобритании — слабыми; тем не менее, Великобритания (и Соединенные Штаты) вынудили Японию отказаться от пятого набора требований, который дал бы Японии значительную степень контроля над всей китайской экономикой, и положили конец политике открытых дверей . [2] Япония и Китай достигли серии соглашений, которые ратифицировали первые четыре набора целей 25 мая 1915 года.

Япония приобрела большую сферу влияния в северном Китае и Маньчжурии Благодаря своим победам в Первой китайско-японской войне и Русско-японской войне и, таким образом, присоединилась к рядам европейских империалистических держав в их борьбе за установление политического и экономического господства. над императорским Китаем при династии Цин . Со свержением династии Цин в ходе Синьхайской революции и последующим созданием новой Китайской Республики Япония увидела возможность дальнейшего расширения своих позиций в Китае. [3]

Германская империя контролировала провинцию Шаньдун в рамках концессии на залив Цзяучжоу с 1898 года. С началом Первой мировой войны Япония объявила войну Германии 23 августа 1914 года. Японские и британские войска быстро захватили все немецкие владения в Дальнем Востоке. Восток, после осады Циндао . [ нужна ссылка ]

Первоначальные переговоры

[ редактировать ]
Эки Хиоки

Япония под руководством премьер-министра Окума Сигэнобу и министра иностранных дел Като Такааки разработала первоначальный список «Двадцати одного требования», который был рассмотрен гэнро и императором Тайсё и одобрен Сеймом . Посол Хиоки Эки передал список президенту Юань Шикаю правительства Бэйян на частной аудиенции 18 января 1915 года. [4] [5] [6] [7] с предупреждениями о тяжелых последствиях, если Китай откажется от них.

Двадцать одно требование были разделены на пять групп: [8]

  • Группа 1 (четыре требования) подтвердила недавний захват Японией немецких портов и операций в провинции Шаньдун , а также расширила сферу влияния Японии на железные дороги, побережья и крупные города провинции.
  • Группа 2 (семь требований) относилась к японской зоне Южно-Маньчжурской железной дороги , продлевая аренду этой территории на 99 лет и расширяя сферу влияния Японии в южной Маньчжурии и восточной Внутренней Монголии , включив в нее права расселения и экстерриториальности , назначение финансовых и административных чиновников правительству и приоритет японских инвестиций в этих областях. Япония потребовала доступа к Внутренней Монголии для получения сырья, в качестве производственной площадки и в качестве стратегического буфера против российского вторжения в Корею. [9]
  • Группа 3 (два требования) передала Японии контроль над горно-металлургическим комплексом Хань-Е-Пин ( Ханьян , Дае и Пинсян ) в Центральном Китае; он был по уши в долгах перед Японией.
  • Группа 4 (одно требование) запретила Китаю предоставлять какие-либо дальнейшие прибрежные или островные уступки иностранным державам.
  • Группа 5 (семь требований) была самой агрессивной. Китай должен был нанять японских советников, которые могли бы взять под эффективный контроль финансы и полицию Китая. Японии будет предоставлено право построить три основные железные дороги, а также буддийские храмы и школы. Япония получит эффективный контроль над Фуцзянь , расположенной через Тайваньский пролив от Тайваня , который был передан Японии в 1895 году.

Зная, какую негативную реакцию вызовет «Группа 5», Япония сначала попыталась сохранить ее содержание в секрете. Китайское правительство пыталось тянуть как можно дольше и передало полное содержание Двадцати одного требования европейским державам в надежде, что из-за предполагаемой угрозы их собственным политическим и экономическим сферам интересов они помогут сдержать Японию.

Японский ультиматум

[ редактировать ]

После того, как 26 апреля 1915 года Китай отклонил пересмотренное предложение Японии, вмешался гэнро и удалил из документа «Группу 5», поскольку они оказались наиболее нежелательными для китайского правительства. Сокращенный пакет «Тринадцати требований» был передан 7 мая в форме ультиматума с двухдневным сроком ответа. Юань Шикай не мог рисковать войной с Японией и принял умиротворения тактику , которой следовали его преемники. Окончательная форма договора была подписана обеими сторонами 25 мая 1915 года. [10]

«Принятие китайцами двадцати одного требования», подписанное Юань Шикаем.

Като Такааки публично признал, что Юань предложил ультиматум, чтобы сохранить лицо перед китайским народом, уступив требованиям. Американский министр Пол Рейнш сообщил Госдепартаменту США, что китайцы были удивлены мягкостью ультиматума, поскольку он требовал гораздо меньшего, чем они уже обязались уступить. [ нужна ссылка ]

Последствия

[ редактировать ]

Результаты пересмотренной окончательной версии «Двадцати одного требования» (Тринадцать требований) оказались для Японии гораздо более негативными, чем позитивными. Без «Группы 5» новый договор дал Японии немногим больше, чем она уже имела в Китае. [ нужна ссылка ]

С другой стороны, Соединенные Штаты выразили резко негативную реакцию на отказ Японии от политики открытых дверей . В ноте Брайана, опубликованной госсекретарем Уильямом Дженнингсом Брайаном 13 марта 1915 года, США, подтвердив «особые интересы» Японии в Маньчжурии, Монголии и Шаньдуне, выразили обеспокоенность дальнейшими посягательствами на суверенитет Китая. [11]

Великобритания, ближайший союзник Японии , выразила обеспокоенность по поводу того, что было воспринято как властный и запугивающий подход Японии к дипломатии, и британское министерство иностранных дел, в частности, было недовольно попытками Японии установить то, что фактически стало бы японским протекторатом над всем Китаем. [12]

После этого Япония и США начали искать компромисс; в результате в 1917 г. было заключено Соглашение Лансинга-Исии. Оно было одобрено Парижской мирной конференцией 1919 г. [ нужна ссылка ]

В Китае общее политическое влияние действий Японии было крайне негативным, что создало значительную общественную неприязнь к Японии , способствовало Движению четвертого мая и значительному росту национализма . [13]

Япония продолжала настаивать на полном контроле над провинцией Шаньдун и добилась европейского дипломатического признания своих претензий по Версальскому договору (несмотря на отказ китайской делегации подписать договор). Это, в свою очередь, спровоцировало недоброжелательство со стороны правительства Соединенных Штатов, а также широкую враждебность внутри Китая; широкомасштабный бойкот японских товаров был лишь одним из последствий. В 1922 году США предложили решение: Китаю был предоставлен номинальный суверенитет над всей Шаньдуном, в то время как на практике экономическое доминирование Японии продолжалось. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Артур С. Линк, Уилсон, Том III: Борьба за нейтралитет, 1914–1915 (1960), стр. 267–308; онлайн .
  2. ^ (Гоуэн, 1971)
  3. ^ Рой Хидемичи Акаги, Международные отношения Японии 1542–1936 (1936), стр. 282–335.
  4. ^ Минохара, Тош; Хон, Це-ки; Доули, Эван (2014). Десятилетие Великой войны: Япония и весь мир в 1910-е годы . Брилл. п. 191. ИСБН  978-90-04-27427-3 . Проверено 16 января 2021 г.
  5. ^ Диллон, Майкл (2010). Китай: Современная история . Издательство Блумсбери. п. 154. ИСБН  978-0-85772-164-8 . Проверено 16 января 2021 г.
  6. ^ С уважением, Энтони; Фраттолилло, Оливьеро (2015). Япония и Великая война . Спрингер. п. 46. ​​ИСБН  978-1-137-54674-6 . Проверено 17 января 2021 г.
  7. ^ Сюй, Иммануэль CY (1970). Возникновение современного Китая . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 582 . Проверено 17 января 2021 г.
  8. ^ Ниш, (1977), стр. 98–99.
  9. ^ Ли Нарангоа, «Японская геополитика и монгольские земли, 1915–1945», Европейский журнал восточноазиатских исследований (2004) 3 № 1, стр. 45–67.
  10. ^ Норико Кавамура (2000). Турбулентность в Тихом океане: японо-американские отношения во время Первой мировой войны . Гринвуд. п. 27. ISBN  9780275968533 .
  11. ^ Уолтер Лафебер, Столкновение: американо-японские отношения на протяжении всей истории (1998), стр. 106–116.
  12. ^ Роберт Джозеф Гоуэн, «Великобритания и двадцать одно требование 1915 года: сотрудничество против стирания», Журнал современной истории (1971) 43 № 1, стр. 76–106.
  13. ^ Чжитиан Ло, «Национальное унижение и национальное утверждение - Китайский ответ на двадцать одно требование», Modern Asian Studies (1993) 27 № 2, стр. 297–319.
  14. ^ А. Уитни Грисволд, Дальневосточная политика Соединенных Штатов (1938), стр. 326–328.


Китай не был готов ответить на 21 требование Японии в 1915 году; Брэдли в Chicago Daily News 13 марта 1915 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Акаги, Рой Хидемичи. Международные отношения Японии 1542–1936 (1936), стр. 332–364. онлайн
  • Бикс, Герберт П. «Японский империализм и маньчжурская экономика, 1900–31». China Quarterly (1972): 425–443 онлайн.
  • Клубб, О. Эдмунд. Китай 20-го века (1965) онлайн, стр. 52–55, 86.
  • Дэвис, Кларенс Б. «Пределы стирания: Великобритания и проблема американского сотрудничества и конкуренции в Китае, 1915–1917». Тихоокеанский исторический обзор (1979): 47–63.
  • Дикинсон, Фредерик Р. Война и национальное возрождение: Япония в Великой войне, 1914–1919 (Азиатский центр Гарвардского университета, том 177, 1999).
  • Далл, Пол С. «Граф Като Комей и двадцать одно требование». Pacific Historical Review 19 № 2 (1950), стр. 151–161. онлайн
  • Дуус, Питер и др. ред. Японская неформальная империя в Китае, 1895–1937 (1989) онлайн
  • Гоуэн, Роберт Джозеф. «Великобритания и двадцать одно требование 1915 года: сотрудничество против стирания», Журнал современной истории (1971), 43 № 1, стр. 76–106 в JSTOR.
  • Грисволд, А. Уитни. Дальневосточная политика США (1938 г.)
  • Сюй, Иммануэль CY (1970). Возвышение современного Китая . Оксфорд УП. стр. 494, 502.
  • Хинсли, изд. FH. Британская внешняя политика при сэре Эдварде Грее (1977), стр. 452–465.
  • Янсен, Мариус Б. «Явата, Ханьепин и двадцать одно требование», Pacific Historical Review (1954) 23 № 1, стр. 31–48.
  • Лафебер, Уолтер. Столкновение: американо-японские отношения на протяжении всей истории (1998), стр. 106–16.
  • Линк, Артур С. Уилсон, Том III: Борьба за нейтралитет, 1914–1915 (1960), стр. 267–308, о роли Америки.
  • Ло, Чжитиан. «Национальное унижение и национальное утверждение - ответ Китая на двадцать одно требование» Modern Asian Studies (1993) 27 № 2, стр. 297–319 онлайн .
  • Нарангоа, Ли. «Японская геополитика и монгольские земли, 1915–1945», Европейский журнал восточноазиатских исследований (2004) 3 № 1, стр. 45–67.
  • Ниш, Ян Хилл. Внешняя политика Японии, 1869–1942: Касумигасеки - Миякезака (1977).
  • Вуд, Дж. Зей. Двадцать одно требование, Япония против Китая (1921) онлайн
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22cd316c6a789866dd2170c670bb4733__1719045300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/33/22cd316c6a789866dd2170c670bb4733.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Twenty-One Demands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)