Токийская конвенция
Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушных судов | |
---|---|
Составлено | 1958–1963 |
Подписано | 14 сентября 1963 г. |
Эффективный | 4 декабря 1969 г. |
Состояние | Ратификация не менее 12 подписавших сторон |
Оригинал подписанты | 40 [1] |
Вечеринки | 187 [1] |
Депозитарий | Международная организация гражданской авиации |
Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту самолетов , обычно называемая Токийской конвенцией , представляет собой международный договор, заключенный в Токио 14 сентября 1963 года. Он вступил в силу 4 декабря 1969 года и по состоянию на 2022 год был ратифицирован 187 сторонами. . [1]
Конвенция применима к преступлениям против уголовного права и к любым действиям, ставящим под угрозу безопасность людей или имущества на борту гражданских самолетов во время полета и участия в международной аэронавигации. Охват включает совершение или намерение совершить правонарушения и некоторые другие действия на борту воздушного судна, зарегистрированного в Договаривающемся государстве, во время полета над открытым морем и любыми другими районами за пределами территории любого государства в дополнение к воздушному пространству, принадлежащему любому Договаривающемуся государству. . Уголовная юрисдикция может осуществляться Договаривающимися государствами, иными, чем государство регистрации, при ограниченных условиях, а именно, когда осуществление юрисдикции требуется в соответствии с многосторонними международными обязательствами, в интересах национальной безопасности и так далее.
Конвенция впервые в истории международного авиационного права признает определенные полномочия и иммунитеты командира воздушного судна, который на международных рейсах может ограничивать любое лицо (лиц), которое, как он имеет разумные основания полагать, совершает или собирается совершить правонарушение. может помешать безопасности людей или имущества на борту или ставит под угрозу порядок и дисциплину.
В сугубо внутренних случаях Конвенция не применяется. [2] [ нужна ссылка ] а действия и правонарушения, совершенные в воздушном пространстве государства регистрации, исключаются, за исключением случаев, когда пункт вылета или предполагаемая посадка находится за пределами этого государства или воздушное судно входит в воздушное пространство государства, отличного от государства регистрации, как, например, внутренний рейс, пересекающий границу другого государства.
Введение
[ редактировать ]Исследование вопроса о правовом статусе самолета было предметом дискуссий еще с новаторской работы французского юриста Поля Фошилла в 1902 году, и его часто посещали первые организации, такие как, среди прочего , Международный технический комитет. d'Experts Juridiques Aériens [3] (Международный технический комитет экспертов по авиационному праву), Институт международного права (Институт международного права), Международная комиссия уголовной полиции и Ассоциация международного права. [4] Этот вопрос оставался одной из наиболее важных правовых проблем до тех пор, пока 13-летние предзаконодательные усилия Международной организации гражданской авиации не увенчались Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушных судов вступлением в силу 4 декабря 1969 года .
Существует очень мало тем, связанных с воздушным правом, о которых юристы написали бы так много или которые они так часто обсуждали на международных конференциях, как о преступлениях на воздушных судах.
- Дж. Ричард Орм Уилберфорс, «Преступления в самолетах», 67 Журнал Королевского авиационного общества , стр. 175 (март 1963 г.)
ИКАО
[ редактировать ]Статья 43 Конвенции о международной гражданской авиации учредила Международную организацию гражданской авиации с целью и задачей, указанными в статье 44: «…разрабатывать принципы и методы международной аэронавигации и способствовать планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы чтобы... [p]повысить безопасность полетов в международной аэронавигации..."
Юридический комитет ИКАО, созданный Временным советом 24 июня 1946 года и одобренный Первой Ассамблеей 23 мая 1947 года, действуя по предложению представителя Мексики, включил вопрос о правовом статусе самолета в свою программу работы в 1950 году. . [5] : 10 Комитет назначил д-ра Энрике М. Лоаэсу (Мексика) докладчиком по этому вопросу. [5] : 32(г) 15 мая 1953 года Совет ИКАО поднял вопрос о правовом статусе и поручил Юридической комиссии начать работу по этому вопросу. [6] Соответственно, Юридический совет на своей 9-й сессии, состоявшейся в Рио-де-Жанейро с 25 августа по 12 сентября 1953 г., главным образом для изучения и пересмотра текста проекта конвенции. [7] намереваясь заменить Варшавскую конвенцию , учредил подкомитет по правовому статусу воздушных судов. [8]
Правовой статус Авиационного подкомитета
Подкомитет по правовому статусу самолетов, сформированный Юридическим комитетом ИКАО в ходе его 9-й сессии, состоявшейся в Рио-де-Хайнеро, был посвящен изучению проблем, связанных с преступлениями на воздушных судах. Во время 10-й сессии Юридического комитета в 1954 году Подкомитет провел заседания, чтобы определить наилучшую процедуру, которой следует следовать при дальнейшем рассмотрении правовых проблем, связанных с изучением правового статуса самолета. [9] : 2 Было установлено, что следует учитывать физические обстоятельства, где бы ни находилось воздушное судно в момент совершения преступления, а также их влияние на применимое право. [9] : 3
Одна из важных проблем связана с родами:
Выдержка из пресс-релиза ИКАО, [10] 30 августа 1956 г .:
По бельгийскому законодательству считается рождение на борту бельгийского самолета.должно было состояться в Бельгии. По британскому законодательству рождение на борту британского суднаСчитается, что действие самолета произошло в Великобритании. Однако, еслисамолет в это время находится над территорией Франции, рождение считается подФранцузское право имело место во Франции. В последнем случае ребеноктаким образом, иметь две национальности и, возможно, даже третью, национальность своего отца, еслипоследний является гражданином третьего государства, законы которого предусматривают, что ребеноквсегда принимает гражданство своего законного отца.
Однако ситуация была бы совершенно иной, если бы рождениепроизошло на борту французского самолета, пролетавшего над территорией другого государствачем Франция. Рождение на борту французского самолета над территорией Бельгии – этоСчитается, что это произошло во Франции в соответствии с бельгийским и французским законодательством.С другой стороны, если бы самолет пролетал над британской территорией вмомент рождения, во Франции считается, что рождение произошломесто на британской территории, а Великобритания должна была произойти во Франции.В этом случае ребенок не будет иметь гражданства, если только последнее не будет установлено.по мнению его родителей.
Аналогичные проблемы возникают и в случае совершения преступления. Совершенные правонарушенияна борту бельгийского самолета считаются совершенными в Бельгии.и, следовательно, регулируются Уголовным кодексом Бельгии. Однако, еслиБельгийский самолет летал над Швейцарией, когда было совершено преступление.последний также может подпадать под действие швейцарского уголовного законодательства, которое может полностью предусматриватьразные штрафы.
Помимо этих юридических трудностей, существуют также серьезные трудности физического характера. Когда установлено, что территориальное право должно применяться к действию, совершенному на борту воздушного судна и что последний пролетел последовательно над территорией нескольких государств, это может оказаться затруднительным, если не невозможным, ввиду нормальной крейсерской скорости. современных самолетов, чтобы установить точное географическое место, где на самом деле произошел акт. Аналогичным образом, когда преступление совершено на борту воздушного судна в полете и его совершение продолжается в течение определенного периода времени, может оказаться невозможным с уверенностью определить государство, над территорией которого были совершены различные части преступления, и указать место, где части, которые считаются решающими в соответствии с применимым законодательством, были выполнены.
Женевская сессия, 1956 г.
Подкомитет провел свое первое пленарное заседание в Женеве 3 сентября 1956 г., вооружившись списком наиболее важных проблем, требующих международного решения. Работа Подкомитета была значительно сокращена из-за его согласия ограничить сферу исследования уголовными аспектами:
(1) действия, являющиеся преступлениями по законам государств регистрации воздушного судна и законодательству государства, в котором это деяние произошло;
(2) действия, которые являются преступлениями по законодательству одного из государств, упомянутых в пункте (1) выше. [9] : 4
Хотя вопрос об ущербе, причиненном воздушным судном третьим лицам на земле, регулируется Римской конвенцией , такие проблемы, как гражданство воздушного судна, права на борту воздушного судна, рождения, смерти, браки, заключение договоров, составление завещаний на борту воздушного судна в полете и т.д. остались.
Монреальский драфт, 1958 год.
[ редактировать ]В результате исследования, проведенного в ходе полной второй сессии, состоявшейся в Монреале в сентябре 1958 года, Подкомитет разработал первый проект конвенции ИКАО о правовом статусе воздушных судов. [11] : 16–19 [12] уделяя особое внимание проблеме преступлений, совершаемых на борту самолетов.
Что касается коллизии законов, юрисдикция государства регистрации предусмотрена в статье 3(1), равно как и юрисдикция вышедших территориальных государств при соблюдении некоторых условий. [11] : 16
Мюнхенский драфт, 1959 год.
[ редактировать ]Юридический комитет на своей 12-й сессии, состоявшейся в Мюнхене, рассмотрел проект конвенции и отчет сессии Подкомитета в сентябре 1958 года. На Мюнхенской сессии планировалось также рассмотреть вопрос о правовом статусе командира воздушного судна и проект конвенции о воздушных столкновениях.
По итогам сессии в Мюнхене Юридический комитет разработал проект конвенции о преступлениях и других действиях, совершаемых на борту самолетов. [11] : 1–4 Проект был всеобъемлющим по своему охвату и содержал положения статьи 3 о принципе юрисдикции над преступлениями на воздушных судах, статьи 4 о защите от дважды судимого преступника, статей 5–8 об обязанностях и правах командира воздушного судна, членов летного экипажа и пассажиров, в статье 9 об иммунитете от определенных действий, совершаемых на борту воздушного судна, а также в статьях 10 и 11 об обязательствах и правах Договаривающихся государств. Проект предусматривал юрисдикцию территориального государства, на котором произошел пролет, государства приземления и государства регистрации воздушного судна.
Статья 3(1) предусматривала, что «[не]зависимо от какой-либо применимой юрисдикции государство регистрации воздушного судна компетентно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна». [11] : 1 Это положение соответствовало морскому праву и отдавало предпочтение неработоспособному . [13] и решил проблему lex loci delicti commissi в открытом море. Принцип закона флага был предложен Полем Фошиллем. [14] в 1902 и 1910 годах [15] и бельгийского историка права Фернана де Вишера. [16] в 1937 году.
Статья 3(2) касается юрисдикции территориального государства и государства приземления, предусматривая: [11] : 1–2
Уголовная юрисдикция государства, в воздушном пространстве которого было совершено преступление, если такое государство не является государством регистрации воздушного судна или государством, где приземляется воздушное судно, не осуществляется в связи с каким-либо преступлением, совершенным на воздушном судне в полете. за исключением следующих случаев:
- (a) если преступление имеет последствия на территории такого государства;
- (b) если преступление было совершено гражданином такого государства или против него;
- (c) если преступление направлено против национальной безопасности такого государства;
- (d) если преступление представляет собой нарушение каких-либо правил и положений, касающихся полета и маневрирования воздушных судов, действующих в таком государстве;
- (e) если осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения соблюдения любого обязательства такого государства по международному соглашению.
Если территориальное государство, над которым произошел пролет, не является ни государством регистрации, ни государством приземления, его юрисдикция ограничивается подпунктами (a)–(e). Подпункт (а) был предложен Фернаном де Виссером в статье 1(3) его доклада 1937 года. [16] Подпункт (b) был предложен в статье 23 непринятого проекта Парижской конвенции 1919 года на Мирной конференции. [17] Подпункт (с) о принципе национальной безопасности был предложен Полем Фошиллем в 1902 году. [18] Подпункт (d) соответствовал статье 23(2) проекта Парижской конвенции 1919 года. [17] Таким образом, подпункт (е) является единственной новой концепцией.
Статья 3(2) наделяла государство приземления полномочиями осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна. Хотя это было предложено Фернаном де Вишером в статье 1 (4) его доклада 1937 года, представленного на люксембургской сессии Института международного права . [19]
Таким образом, Мюнхенский проект установил средства для одновременной юрисдикции трех государств. «Предложения о включении системы приоритета в мюнхенский проект провалились, отчасти из-за трудности в достижении соглашения о порядке приоритета между заинтересованными государствами, а отчасти потому, что вопрос приоритета будет регулироваться в основном тем, в какой степени экстрадиция договоры существовали». [20]
В проекте впервые в истории международного воздушного права признается право командира воздушного судна принимать необходимые меры в случае, если безопасность его воздушного судна и его пассажиров окажется под угрозой из-за действий кого-либо на борту. Он также признал иммунитет командира, если он предпримет какие-либо разумные действия в данных обстоятельствах. Кроме того, оно признало право командира высадить любое лицо, угрожающее безопасности полета, или доставить такое лицо под стражу компетентным властям любого Договаривающегося государства, в котором оно может приземлиться; наряду с положением о том, чтобы страна высадки задержала правонарушителя в соответствии со своими законами, предала его суду, экстрадировала или освободила без промедления.
Дополнительные положения касались угонов самолетов. Государства согласились бы вернуть захваченный самолет любому лицу, имеющему на него законное право, и задержать угонщика(ов) в соответствии с национальным законодательством для предания суду в компетентной юрисдикции.
Монреаль Редрафт, 1962 г.
[ редактировать ]27 ноября 1961 года Совет ИКАО поручил председателю Юридического комитета назначить Подкомитет по правовому статусу самолетов для рассмотрения комментариев государств и международных организаций по Мюнхенскому проекту 1959 года. [21] Юридический комитет действовал соответствующим образом, и Подкомитет собрался в Монреале с 26 марта по 5 апреля 1962 года. Подкомитет внес некоторые изменения и предложил заменяющие положения в дополнение к новым.
Римский проект, 1962 год.
[ редактировать ]Во время своей 14-й сессии, состоявшейся в Риме в 1962 году, Юридический комитет после рассмотрения отчета Подкомитета дополнительно изучил и пересмотрел Монреальский новый проект. Был подготовлен окончательный проект «Проекта конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушных судов». [22] : XIX
Представитель США считал, что принцип ne bis in idem (двойная ответственность) не будет способствовать разрешению конфликтов юрисдикции. [22] : 199 что заставило комитет удалить это положение. Помимо некоторых других изменений и редакционных поправок, Монреальский новый проект был сохранен. Была введена новая статья, посвященная вопросу об угоне самолета. [22] : XXI
Юридический комитет счел свой последний проект пригодным для представления на дипломатической конференции и, в соответствии с разделом 1 процедуры одобрения проектов конвенций Юридическим комитетом, передал его вместе с отчетом совету. [22] : 204
Римский проект был представлен на рассмотрение Международной конференции по воздушному праву в Токио 20 августа 1963 года, завершив таким образом десятилетия дебатов и переговоров по некоторым из наиболее нерешенных проблем международного воздушного права.
Токийская конвенция, 1963 г.
[ редактировать ]Наконец, Конференция была созвана Советом ИКАО в Токио с 20 августа по 14 сентября 1963 года с целью дальнейшего рассмотрения, доработки, принятия и открытия для подписания Римского проекта. На Конференции было представлено шестьдесят одно государство и пять международных организаций. [23]
В ходе обсуждений были внесены некоторые изменения, а также добавлены некоторые положения, в том числе заключительные положения.
Токийская конвенция появилась в нынешнем виде 14 сентября 1963 года. [24] Конвенция вступила в силу 4 декабря 1969 года, завершив усилия ИКАО в этом вопросе с 1950 года и реализовав многие идеалы первых юристов-новаторов, присутствовавших на заре авиации.
Но сейчас у нас летает от одного до 200 человек, обычно по четыре-семь часов, иногда по 12-15 часов. Они летают в условиях безопасности и комфорта. У них есть место для передвижения. Они включают оба пола. Их в изобилии снабжают алкогольными стимуляторами... и чисто статистические шансы на ненормальное поведение, очевидно, значительно возрастают. Более того, самолеты быстро пересекают границы, которые на суше можно тщательно контролировать. Они открывают большие возможности для перемещения из одной страны в другую... товаров, за которые придется платить высокую цену и которые не могут быть доставлены на наиболее прибыльный рынок по суше или по морю: такие вещи, как золото, наркотики, алмазы, секретные планы. и дизайны. Для пассажиров этих самолетов и для их экипажей очень заманчиво заняться этими профессиями или стать их помощниками.
- Сэр Ричард Орм Уилберфорс, Международный технический комитет экспертов по воздушному праву , International LQ, стр. 175 (1947).
Ратификации
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год Токийскую конвенцию ратифицировали 187 государств. [1] В это число входят Острова Кука и Ниуэ, а также все государства-члены ООН, кроме девяти . (Восемь беспартийных государств Доминика ,
Восточный Тимор ,
Эритрея ,
Кирибати ,
Микронезия ,
Сомали ,
Южный Судан и
Тувалу .) Святой Престол подписал договор, но не ратифицировал его. [1]
Примечания
[ редактировать ]- Вайбо Хир, Международная библиография по воздушному праву 1900–1971 годов (Лейден: AW Sijthoff; Doobs Ferry, Нью-Йорк: Oceana Publications Inc, 1972)
- Wybo Heere, Международная библиография дополнения к воздушному праву, 1972–1976 годы (Лейден: AW Sijthoff; Doobs Ferry, NY: Oceana Publications Inc, 1976)
- Алона Эванс и Джон Фрэнсис Мерфи Правовые аспекты международного терроризма (Лексингтон, Массачусетс и Торонто: Lexington Books, 1978)
- Арнольд Кин (редактор) Очерки воздушного права Brill Academic Publishers (Лейден: Brill, 1982), Блэквелл
- Право и современные проблемы, Vol. 30, № 2, Унификация права , стр. 400–424 (Глава под названием: Международная унификация воздушного права , Питер Х. Сэнд) (весна 1965 г., юридический факультет Университета Дьюка)
- Ченг, Закон международного воздушного транспорта (1962 г.)
- Профессор Дженнингс, Международное воздушное право , 75 RCADI (1949 год).
- U.S. -v- Cordova: (1950) U.S. Av. R., p. 1; 87 F. Supp., p. 298.
- Р. -v- Мартин: (1956) 2 QB, с. 272; (1956) 2 WLR, с. 975.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту самолетов, подписанная в Токио 14 сентября 1963 года» (PDF) .
- ^ «Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушных судов» . 20 ноября 2008 г. doi : 10.18356/e14e354b-en .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Учрежден Первой Международной конференцией по частному воздушному праву, Париж, 1925 г.; действовал до 1947 года.
- ^ Лорд Уилберфорс, Международный технический комитет экспертов по воздушному праву , I International LQ, стр. 498 (1947).
- ^ Перейти обратно: а б 6-я сессия Юридического комитета, Монреаль, 30 мая — 17 июня 1950 г. См. ICAO Doc. 7035-ЛК/128.
- ^ Решение Совета, 19-я сессия, 1953 г. ИКАО Doc 7408-C/864, стр. 18.
- ^ Проект конвенции, подготовленный подкомитетом в Париже, январь 1952 г. См.: «Выпуск новостей ИКАО» (PDF) . 4 декабря 1952 года. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2011 года.
- ^ 9-я сессия Юридического комитета, Рио-де-Жайнеро, 25 августа - 12 сентября 1953 г. ИКАО Doc 7450-LC/136, том I, протокол, стр. XVIII, параграф 4 (b).
- ^ Перейти обратно: а б с Международная конференция по воздушному праву, август – сентябрь 1963 года, Токио, Документ конференции ИКАО № 5.
- ^ «Выпуски новостей ИКАО – 1956 год» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и 12-я сессия Юридического комитета, Мюнхен. Том I.
- ^ Пресс-релиз ИКАО от 19 августа 1959 г.
- ^ Лорд А.Д. Наир, Закон Воздуха (1964)
- ^ Поль Фошиль, 19 лет , стр. 19 (1902)
- ^ Поль Фошиль; Воздушное движение и права государств в мирное время , Revue Générale du droit International Public, № 1, 1910, стр. 55–62. OCLC 46280469 .
- ^ Перейти обратно: а б Фернан де Вишер, 40 Annuaire , стр. 11 (1937); Коллизии законов, касающихся аэронавигации (уголовное право) , Институт международного права, Люксембургская сессия (1937 г.), двадцатая комиссия (окончательный отчет, представленный Фернаном Де Вишером), OCLC 236099225 и 65504219 .
- ^ Перейти обратно: а б Альберт Ропер , Международная конвенция от 13 октября 1919 г., регулирующая аэронавигацию , стр. 155–156 (1930 г.). OCLC, в частности , 70941513 .
- ^ Поль Фошиль, 19 Annuaire , стр. 19 (1902); 23 Справочник, стр. 297.
- ^ См. 44 Annuaire, стр. 19.
- ^ Г.Ф. Фицджеральд, Разработка международных правил, касающихся правонарушений и некоторых других действий, совершаемых на борту самолетов , Канадский ежегодник международного права, CB Bourne (1963), стр. 283–239. НКЖ 063298
- ^ Действия Совета, 44-я сессия. ИКАО Doc 8217-C/935, стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Том I, Протокол 14-й сессии Юридического комитета ИКАО. ИКАО Doc 8302-LC/150-1, стр. XIX.
- ^ Годовой отчет Совета Ассамблее за 1963 год . ИКАО Doc 8402-A 15-с, стр. 96 (апрель 1964 г.)
- ^ ИКАО Doc 8364 ( Электронный магазин ИКАО, Международные конвенции и протоколы )
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст конвенции на английском языке (сайт ООН).
- Текст конвенции на французском языке (веб-сайт ООН).
- Текст конвенции на испанском языке (веб-сайт ООН).
- Договаривающиеся государства и даты ратификации (веб-сайт ИКАО).
- Краткое изложение Конвенции ООН.
- Юридическое бюро ИКАО – Сборник договоров
- Международные конвенции о борьбе с терроризмом (Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании)
- Конвенция Совета Европы о предотвращении терроризма (Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании)
- Инициатива по ядерной угрозе – перечень международных организаций и режимов по нераспространению
- История управления воздушным движением
- Договоры, заключенные в 1963 г.
- Договоры вступили в силу в 1969 году.
- 1963 год в Японии
- Договоры Международной организации гражданской авиации
- Авиационное право
- Авиационная безопасность
- Договоры о терроризме
- 1963 год в авиации
- 1969 год в авиации
- Договоры Республики Афганистан
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Андорры
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Багамских Островов
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Барбадоса
- Договоры Белорусской Советской Социалистической Республики.
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Бутана
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры военной диктатуры в Бразилии
- Договоры Брунея
- Договоры Народной Республики Болгария
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чада
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Коморских Островов
- Договоры Республики Конго
- Договоры Островов Кука
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Чехословакии
- Договоры Северной Кореи
- Договоры Заира
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Экваториальной Гвинеи
- Договоры Эстонии
- Договоры Дерга
- Договоры Фиджи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Западной Германии
- Договоры Восточной Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Королевства Греции
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гаити
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгерской Народной Республики
- Договоры Исландии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Пехлеви с Ираном
- Договоры баасистского Ирака
- Договоры Ирландии
- Договоры Израиля
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кении
- Договоры Кувейта
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Королевства Лаос
- Договоры Латвии
- Договоры Ливана
- Договоры Лесото
- Договоры Либерии
- Договоры Ливийской Арабской Республики
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Малайзии
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Маршалловых Островов
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Монако
- Договоры Монгольской Народной Республики
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Мьянмы
- Договоры Намибии
- Договоры Науру
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Никарагуа
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Ниуэ
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Палау
- Договоры Панамы
- Договоры Папуа-Новой Гвинеи
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польской Народной Республики
- Договоры Estado Novo (Португалия)
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Социалистической Республики Румыния
- Договоры Советского Союза
- Договоры Руанды
- Договоры Самоа
- Договоры Сан-Томе и Принсипи
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии и Черногории
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Сингапурские договоры
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры Южной Африки
- Договоры франкистской Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Сан-Марино
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Суринама
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Сирии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Того
- Договоры Тонги
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Уганды
- Договоры Украинской Советской Социалистической Республики
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Соединенных Штатов
- Договоры Уругвая
- Договоры Узбекистана
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йеменской Арабской Республики
- Договоры Югославии
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- Угон самолета
- Договоры распространены на Гренландию
- Договоры распространены на Фарерские острова
- Договоры распространены на Нидерландские Антильские острова
- Договоры распространены на Арубу
- Договоры распространены на Ангилью
- Договоры распространены на Острова Кука
- Договоры распространены на Суринам (голландскую колонию)
- События сентября 1963 года
- 1963 год в Токио.