Jump to content

Советско-китайский конфликт (1929 г.)

Советско-китайский конфликт (1929 г.)
Часть межвоенного периода

Советские солдаты с трофейными знаменами Гоминьдана.
Дата Июль – декабрь 1929 г.
Расположение
Результат

Советская победа

  • Положения соглашения 1924 г. оставлены в силе; Хабаровский протокол подписан
  • Советско-российская военная оккупация всего острова Большой Уссурийский до 2004 г. [2]
Воюющие стороны
 Китайская Республика
Белое движение России. [1]
 Советский Союз
Командиры и лидеры
Чжан Сюэлян Василий Блюхер
Kliment Voroshilov [3]
Задействованные подразделения

Северо-Восточная армия

Белые партизанские отряды

Особая Краснознаменная Дальневосточная армия

Советский ВМФ и пограничные отряды [8]
Сила

в. 200 000 [9]

  • 3000+ белых русских [10]
в. 113 000 (пик) [6]
Жертвы и потери
Официальные китайские аккаунты:
2000 убитых, 1000 раненых, 8550 взятых в плен [11]
Современная оценка:
в. 5000 потеряно [1]
Официальные советские отчеты:
812 убитых, [12] 665 раненых, 4 пропавших без вести [11] [13]
Современная оценка:
Гораздо больше, чем официально сообщается [12]

Советско -китайский конфликт 1929 года ( китайский : 中東路事件 , русский : Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге ) был вооруженным конфликтом между Советским Союзом и китайским военачальником Чжан Сюэлян из Китайской Республики из-за Китайско-Восточной железной дороги (также известный как CER).

Конфликт стал первым крупным боевым испытанием реформированной Советской Красной Армии , организованной по новейшим профессиональным принципам и завершившейся мобилизацией и переброской 156-тысячного военнослужащего к границе с Маньчжурией . Сочетая действующие силы Красной Армии и пограничников с призывом дальневосточных резервов, примерно каждый пятый советский солдат был отправлен на границу, что стало крупнейшей боевой силой Красной Армии, развернутой в период между Гражданской войной в России. (1917–1922) и вступление Советского Союза во Вторую мировую войну . [14]

В 1929 году Северо-восточная армия Китая взяла под свой контроль Китайско-Восточную железную дорогу, чтобы восстановить над ней единоличный контроль. Советский Союз быстро отреагировал военной интервенцией и в конечном итоге вынудил китайцев вернуть железную дорогу в прежний формат совместного управления. [15] Во время конфликта Советский Союз получил полный контроль над островом Большой Уссурийский ( китайский : 黑瞎子岛 ) со стороны Китая, и его военная оккупация острова продолжалась до 1991 года, когда было заключено советско-китайское соглашение о границе , в котором Россия согласилась вернуть западную половину острова. остров Китаю в 2004 году. [2]

25 июля 1919 года заместитель наркома иностранных дел СССР Лев Карахан направил китайскому правительству манифест, в котором обещал вернуть Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) под контроль Китая без финансовых затрат. [16] 26 августа в советской прессе был опубликован « Караханский манифест» , однако в документе не упоминалось ни о возврате КВЭР китайцам, ни об отсутствии финансовой компенсации. [16]

Наряду с оригинальной телеграммой Карахана в качестве доказательства у китайцев была брошюра Виленского. [16] Брошюра Виленского также показала китайцам, что Советы готовы передать КВЖД китайцам без компенсации. Телеграмма Карахана от 25 июля показала, что первоначальным намерением Советов было вернуть КВЖД под контроль Китая без компенсации. Телеграмма от 25 июля удовлетворила дипломатические требования китайского правительства, а телеграмма от 26 августа была опубликована с целью поддержать требования советской пропаганды. [16]

Первый важный шаг в раскрытии враждебного захвата КВЖД китайцами в 1929 году начался с понимания Секретного протокола от 14 марта 1924 года и Секретного соглашения от 20 сентября 1924 года. В Секретном протоколе говорилось, что все прежние конвенции, договоры, протоколы, контракты и документы между Советским Союзом и Китаем будут аннулированы до созыва конференции. [17] Это поставило все договоры, пограничные и торговые отношения в зависимость от предстоящей конференции. Это, в свою очередь, дало Советам время обратиться к Чжан Сюэляну в Маньчжурии , который был там самым сильным военачальником. Он контролировал правительство Мукдена в городе, который сейчас известен как Шэньян . Советы были первыми, кто предложил совместное управление КВЖД с китайцами, но Чжан встал на пути совместного управления. Советы решили заключить сделку с Чжаном. [18]

31 мая 1924 года Лев Карахан и доктор В.К. Веллингтон Ку, министр иностранных дел Китайской Республики, подписали китайско-советский договор, который включал несколько статей, которые играли на руку Советам, поскольку в статье V говорилось: что «прием лиц на различные отделения железной дороги осуществляется в соответствии с принципом равного представительства граждан Союза Советских Социалистических Республик и граждан Китайской Республики». [16] Советы добавили: «При осуществлении принципа равного представительства нормальный ход жизни и деятельности Железной дороги ни в коем случае не должен прерываться или нарушаться, то есть трудоустройство представителей обеих национальностей должно осуществляться в соответствии с опытом, личными квалификациями». и пригодность заявителей». [16]

Хотя переговоры с китайцами были завершены, Советы решили заключить сделку с Чжаном. Они пообещали ему полный контроль над выбором китайских чиновников, которые войдут в совет совместного китайско-советского управления КВЖД, что дало бы ему половину контроля над КВЖД. 20 сентября 1924 года он подписал Секретное соглашение, не зная, что китайское правительство подписало Секретный протокол ранее в том же году. Поскольку изначально КВЖД контролировался Советским Союзом, большая часть позиций будет находиться под советским контролем. Затем Советы заявили, что они должны сохранить контроль большинства, потому что любое другое решение приведет к остановке или повреждению железной дороги. [16]

Советы также были кукловодами президента КВЖД. Они восстановили контроль над большинством КВЖД, переиграв друг друга секретными протоколами и перехитрив китайцев. Советы позволили китайцам думать, что они набирают рабочих, лояльных своему правительству. Однако на самом деле Советы создавали больше рабочих мест на железной дороге и нанимали советских рабочих. В итоге Советы контролировали 67% всех позиций на КВЖД. [16]

Китайцы осуществляли совместное управление до середины 1929 года. Переход от советского контроля к китайскому начался, когда китайские власти предприняли радикальный шаг, пытаясь сместить советское руководство. Китайские власти штурмовали советское консульство в Харбине , арестовали генерального директора КВЖД, его помощника и других советских граждан и отстранили их от власти в КВЖД. Советы в ответ арестовали китайских граждан в Советском Союзе. 13 июля 1929 года Советы направили китайцам официальные требования по поводу происходящего на КВЖД.

19 июля Советы разорвали дипломатические отношения с Китаем, приостановили железнодорожное сообщение и потребовали, чтобы все китайские дипломаты покинули советскую территорию. [19]

К 20 июля Советы переводили свои средства в Нью-Йорк. В городах Суйфэньхэ и Лахусуса Советы терроризировали китайское гражданское население, направляя орудия своих военных кораблей на город и заставляя свои самолеты пролетать мимо них. [19] Многие члены советского руководства, такие как Климент Ворошилов, призывали к военному вмешательству, но генеральный секретарь Иосиф Сталин поначалу колебался, опасаясь реакции Японии на советское вторжение в Маньчжурию . Однако советский генеральный консул в Токио получил информацию, согласно которой Япония останется в стороне от конфликта, если Советы ограничит любые вторжения в северную Маньчжурию, и поэтому Сталин решил действовать. [3]

6 августа Советский Союз создал Особую Краснознаменную Дальневосточную армию под командованием Василия Блюхера . [1] при содействии Ворошилова. около пятой части всех Советских Вооруженных Сил . Для участия или оказания помощи в операции было мобилизовано [3] Поступив таким образом, они были готовы сделать все возможное, чтобы вернуть КВЖД под свой контроль. Китайское руководство было удивлено таким поворотом событий, поскольку оно не ожидало, что Советы отреагируют столь агрессивно. [8]

Чжан быстро мобилизовал дополнительные войска, в первую очередь тысячи русских-антикоммунистов, которые жили как белые эмигранты в Маньчжурии. [3] Некоторые из белых русских даже организовали партизанские отряды, чтобы перенести войну на Советский Союз. [1]

Конфликт

[ редактировать ]
Военные действия в районе Китайско-Восточной железной дороги в 1929 году.

Небольшие стычки вспыхнули в июле, но их нельзя считать первой крупной военной акцией. Первое сражение произошло 17 августа 1929 года, когда Советы атаковали Чалайнор . Китайские войска отошли к окопам, которые поддерживались пулеметами. Советы понесли тяжелые потери в битве, единственной, в которой Советы понесли такие потери. [19]

В результате Блюхер разработал план наступления, состоящего из двух быстрых операций: первая нацелена на китайские военно-морские силы, а вторая - на уничтожение китайских сухопутных войск путем быстрых операций по окружению. [12] Морское наступление началось в октябре, когда Советы форсировали свои военно-морские флоты вверх по рекам Амур и Сунгари и захватили Лахасусу . Маневр заставил китайцев переместиться в другое место. По пути в Фуджин китайские войска убивали всех встреченных мирных жителей и совершали набеги на все магазины. [19]

Советы заявили, что не будут трогать гражданское население, и призвали мирных жителей Китая сражаться вместе с ними против китайской армии. Они также отрицали убийство мирных жителей и, как утверждается, брали только военные товары. Все гражданские личные вещи следовало оставить на месте, и это условие строго соблюдалось. [19]

17 ноября Советы решили взять десять дивизий и разделить атаку на два этапа. Первым этапом было пройти мимо Маньчжурии и атаковать район Чалайнор. Захватив регион, советские войска нацелились на Маньчжурию. [19]

Достигнув Маньчжурии, они обнаружили, что китайцы не готовы к бою и что китайские войска грабят дома и магазины, крадут гражданскую одежду и пытаются бежать. Советская стратегия увенчалась успехом. 26 ноября китайцы были готовы подписать договор с Советами. 13 декабря, после долгих дебатов, китайцы подписали Хабаровский протокол, который восстановил мир и статус-кво до войны , советско-китайский договор 1924 года. [19]

Победа над Китаем открыла миру глаза. Во время конфликта Советы использовали пропаганду, чтобы способствовать распространению коммунистической идеологии и сбить с толку китайскую армию, используя радио и листовки. Они сделали это, обманув китайское командование в городе, который был следующей целью Советов: «Его вооруженные силы сочетали тщательно вымеренное использование глубины и разнообразия, скоординированные в стиле быстрых действий для достижения точной цели уничтожения наступления под сложных условиях» против сил противника». [19]

Сталин хвастался Вячеславу Молотову , что «наши ребята из Дальневосточной армии хорошенько напугали [китайцев]». [12] Конфликт вернул ощущение военного престижа в азиатский регион. Победе СССР аплодировали также такие западные страны, как США , Франция и Великобритания . Это показало Западу, что Советы могут использовать как дипломатию, так и военную мощь для достижения своей цели.

Однако, хотя некоторые, возможно, аплодировали Советам за использование этих методов, другие опасались их, испытывая вполне обоснованную озабоченность. Западные страны были напуганы тем, что Советский Союз однажды сможет победить западную страну в ее собственной игре. [19]

В результате конфликта регион оказался в вакууме власти, что дало возможность японцам взять регион под свой контроль. Увидев, как легко советские войска разгромили китайцев, японцы применили аналогичную технику, чтобы победить китайцев и оккупировать Маньчжурию после Мукденского инцидента в 1931 году. [19] [12]

Последствия

[ редактировать ]

Когда Япония вторглась в Маньчжурию в 1931 году и оккупировала советскую сферу влияния , Советский Союз все еще не был достаточно силен на Востоке, чтобы противостоять японцам. [20] Сталин принял политику строгого нейтралитета , и 23 марта 1935 года Советский Союз продал свои права на Китайско-Восточную железную дорогу правительству Маньчжоу- Го. [21]

Депортация китайцев

[ редактировать ]

В 1928 году Арсеньев Михаил Михайлович ( Арсеньев Михаил Михайлович штабной полковник штаба Красной Армии докладную записку ) представил в Дальневосточное бюро , в которой советовал прекратить свободную миграцию из Китая и Кореи в приграничные со странами районы и вместо этого заполниться мигрантами из Сибири и Европы . [22] [23]

Поскольку советско-китайский конфликт из-за Китайско-Восточной железной дороги ухудшил двусторонние отношения, советское правительство начало препятствовать пересечению границы китайцами с 1931 года. [24] Все советские дипломаты в Китае были отозваны, все китайские дипломаты в Советском Союзе были высланы, а поезда между обеими странами были прекращены. [25]

Советы вынудили китайцев переселиться в Северо-Восточный Китай . Тысячи китайцев в Иркутске , Чите и Улан-Удэ были арестованы за нарушение местных порядков, уклонение от уплаты налогов и по другим причинам. Когда они покидали Россию, любой китаец, пересекавший границу с суммой более 30 рублей наличными, должен был выплатить излишки властям. Если бы у них было хотя бы 1000 рублей наличными, их бы арестовали и конфисковали все деньги.

По данным шанхайской газеты «Шен Бао» от 24 июля 1929 года, было задержано большое количество китайцев, в которых говорилось, что «около тысячи китайцев, живших во Владивостоке, были задержаны советскими властями. Все они были названы буржуазией ». [26] 12 августа газета сообщила, что во Владивостоке по-прежнему находятся 1600-1700 китайцев, которым ежедневно выдают кусок ржаного хлеба и которые подвергаются различным пыткам. [27] 26 августа газета сообщила, что задержанным в Хабаровске ежедневно на еду давали только хлебный суп, а многие люди повесились из-за невыносимого голода. [28] 14 сентября газета сообщила, что во Владивостоке арестована 1000 китайцев, а китайцев в городе почти не осталось. [29] 15 сентября газета продолжила, что за 8 и 9 сентября во Владивостоке было арестовано более 1000 китайцев и что в городе в тюрьмах находится более 7000 китайцев. [30] 21 сентября газета сообщила, что «правительство Дальнего Востока России обмануло арестованных китайцев и заставило их построить железную дорогу между Хэйхэ и Хабаровском. Подневольным рабочим приходилось есть только два куска ржаного хлеба в день. Если они работают с любая задержка, они будут выпороты, поставив их на грань жизни и смерти». [31] [25] : 31 

Хотя после подписания Хабаровского договора [ ж ; ру ] , советское правительство освободило большую часть арестованных китайцев. Китайцы подвергались жестоким пыткам со стороны советского правительства, конфискованное имущество китайцев не было возвращено, среди рабочих и предпринимателей возникло тяжелое положение, были высокие цены на товары и непосильная стоимость жизни. Эти факторы заставили всех освобожденных китайцев вернуться в Китай. [25] : 31 

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Ранее (2005 г.) , с. 298.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бруно Масаеш (5 мая 2016 г.). «Знаки и символы на китайско-российской границе» . Дипломат . Архивировано из оригинала 19 декабря 2020 года . Проверено 13 февраля 2022 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коткин (2017) , с. 30.
  4. ^ Джоуэтт (2017) , стр. 63, 64.
  5. ^ "Нечаев Константин Петрович" [Нечаев, Константин Петрович]. Hrono.ru (в Russian) . Retrieved 13 июля 2018 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джоуэтт (2017) , с. 65.
  7. ^ Джоуэтт (2017) , с. 66.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коткин (2017) , стр. 30–31.
  9. ^ Джоуэтт (2017) , с. 62.
  10. ^ Джоуэтт (2017) , с. 63.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джоуэтт (2017) , с. 76.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Коткин (2017) , с. 31.
  13. ^ Кривошеев, Г.Ф. (1997). «Советские потери и боевые потери в ХХ веке». Стр. 370, Таблица 111.
  14. ^ Майкл М. Уокер, Советско-китайская война 1929 года: война, о которой никто не знал (Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, 2017), стр. 1.
  15. Коллективная безопасность. Архивировано 5 июля 2008 г. в Wayback Machine.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эллеман; Брюс А.; Секретная дипломатия Советского Союза относительно Китайско-Восточной железной дороги, 1924–1925 гг.; Журнал азиатских исследований, Vol. 53 (1994), С. 461
  17. ^ Эллеман; 468
  18. ^ Эллеман; 471
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Патрикеев, Феликс; Российская политика в изгнании: баланс сил в Северо-Восточной Азии, 1924–1931 гг . в: Маньчжурские железные дороги и открытие Китая: международная история, Бейзингсток, 2002 г., ISBN   0-333-73018-6
  20. ^ Стюарт Гольдман (15 апреля 2012 г.). Номонган, 1939 год: Победа Красной Армии, определившая Вторую мировую войну . ISBN  9781612510989 . Проверено 28 мая 2019 г.
  21. ^ «Китайско-Восточная железная дорога, Китай» . Британская энциклопедия . Проверено 11 декабря 2016 г.
  22. ^ Лю Тао, Бу Цзюньчжэ (2010). «Развитие российского Дальнего Востока и заморских китайцев (1860-1941)» Журнал Яньбянского университета: издание социальных наук (на китайском языке).
  23. ^ Се Цинмин (2014). «Исследование китайских рабочих в России и связанной с этим политики в Советской России до и после Октябрьской революции» Цзянхань Академик (на китайском языке) (2).
  24. ^ Маленкова А. А. (2014). "Политика советских властей в отношении китайской диаспоры на Дальнем Востоке СССР в 1920— 1930 -Е ГГ" . Проблемы Дальнего Востока (in Russian) (4): 129.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бу Цзюньчжэ (2003). Исследование зарубежного китайского общества в Сибири и на Дальнем Востоке в современной России (1860-1931)» PDF) . « (
  26. ^ «Заграничные китайцы, задержанные во Владивостоке» (на китайском языке. Декларация от 24 июля 1929 г. стр. Шестое издание).
  27. ^ «Жестокое обращение с китайцами, заключенными в тюрьму Министерством обороны» (на китайском языке. Декларация от 12 августа 1929 г., стр. Седьмое издание).
  28. ^ «С заморскими китайцами в Хабаровске обращались плохо» (на китайском языке Декларация от 26 августа 1929 г., стр. 8-е издание).
  29. ^ «Зарубежные китайцы в Вейбу были снова арестованы» (на китайском языке. Декларация от 17 сентября 1929 г., стр. Четвертое издание).
  30. ^ «Массовый арест Советской Россией китайцев за границей» (на китайском языке. Декларация от 15 сентября 1929 г., стр. Восьмое издание).
  31. ^ «Жестокое обращение с китайцами, заключенными в тюрьму Министерством обороны» (на китайском языке. Декларация от 21 сентября 1929 г., стр. Четвертое издание).

Источники

[ редактировать ]
  • Бишер, Джейми (2005). Белый террор: казачьи военачальники Транссиба . Лондон , Нью-Йорк : Рутледж .
  • Эллеман; Брюс А.; «Секретная дипломатия Советского Союза относительно Китайско-Восточной железной дороги, 1924–1925»; Журнал азиатских исследований , Vol. 53 (1994), С. 459–68.
  • Джоветт, Филип С. (2017). Горький мир. Конфликт в Китае 1928–37 . Страуд : Издательство Amberley. ISBN  978-1445651927 .
  • Ленсен, Джордж Александр; Проклятое наследство. Советский Союз и маньчжурский кризис. 1924–1935 , Анн-Арбор, 1974.
  • Патрикеев, Феликс; Эллеман, Брюс А.; Коткин, Стивен; Железная дорога как политический катализатор: Китайско-Восточная железная дорога и советско-китайский конфликт 1929 года , в: Маньчжурские железные дороги и открытие Китая: Международная история, Бейзингсток, 2002, ISBN   0-333-73018-6
  • Патрикеев, Феликс; Российская политика в изгнании: Баланс сил в Северо-Восточной Азии, 1924–1931 гг ., В: Маньчжурские железные дороги и открытие Китая: Международная история , Бейзингсток, 2002 г., ISBN   0-333-73018-6
  • Уокер, Майкл; Советско-китайская война 1929 года; Лоуренс Ка. 2017 (Университетское издательство Канзаса).
  • Коткин, Стивен (2017). Сталин: В ожидании Гитлера, 1929-1941 гг . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN  978-1-59420-380-0 .
«Тайм» Журнал
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d4b53a316407cc3c667a07866a3721a__1715410080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/1a/0d4b53a316407cc3c667a07866a3721a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sino-Soviet conflict (1929) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)