Тайбэйский договор
Китайско -японский мирный договор ( китайский : Китайско-японский мирный договор ; японский : Японско-китайский мирный договор ), формально Мирный договор между Китайской Республикой и Японией. [1] (Китайский: Мирный договор между Японией и Китайской Республикой ; японский: Мирный договор между Японией и Китайской Республикой ), широко известный как Тайбэйский договор (китайский: Тайбэйский договор ), был мирным договором между Японией и Республикой. Китайской Республики (КР) был подписан в Тайбэе , Тайвань , 28 апреля 1952 года и вступил в силу 5 августа того же года, ознаменовав формальное окончание Второй китайско-японской войны (1937–1945).
Ни Китайская Республика, ни Китайская Народная Республика не были приглашены подписать Сан-Францисский мирный договор из-за разногласий других стран относительно того, какое правительство было законным правительством Китая во время и после гражданской войны в Китае . Под давлением США Япония подписала отдельный мирный договор с Китайской Республикой, чтобы формально завершить войну между двумя государствами победой Китайской Республики. Хотя сама Китайская Республика не была участницей Мирной конференции в Сан-Франциско из-за возобновления гражданской войны в Китае после 1945 года, этот договор во многом соответствует договору Сан-Франциско в отношении вопроса Тайваня. В 1972 году Япония в одностороннем порядке расторгла этот договор после установления дипломатических отношений с правительством КНР .
Ключевые статьи договора
[ редактировать ]- Статья 2
Признается, что в соответствии со статьей 2 Мирного договора с Японией, подписанного в городе Сан-Франциско в Соединенных Штатах Америки 8 сентября 1951 года (именуемого в дальнейшем Сан-Францисским договором), Япония отказалась от всех прав, титула и претензии на Тайвань (Формоза) и Пэнху (Пескадоры), а также на острова Спратли и Парасельские острова.
- Статья 3
Распоряжение имуществом Японии и ее граждан на Тайване (Формоза) и Пэнху (Пескадоры), а также их претензии, включая долги, к властям Китайской Республики на Тайване (Формоза) и Пэнху (Пескадоры) и их резидентов, а также распоряжение в Японии имуществом таких властей и жителей и их требованиями, включая долги, к Японии и ее гражданам, являются предметом специальных соглашений между Правительством Китайской Республики и Правительством Японии. Термины «граждане» и «резиденты», когда бы они ни использовались в настоящем Договоре, включают юридических лиц.
- Статья 4
Признано, что все договоры, конвенции и соглашения, заключенные до 9 декабря 1941 года между Китаем и Японией, в результате войны утратили силу.
- Статья 9
Китайская Республика и Япония будут стремиться как можно скорее заключить соглашение, предусматривающее регулирование или ограничение рыболовства, а также сохранение и развитие рыболовства в открытом море.
- Статья 10
Для целей настоящего Договора гражданами Китайской Республики считаются все жители и бывшие жители Тайваня (Формоза) и Пэнху (Пескадоры) и их потомки, имеющие китайское гражданство в соответствии с законы и постановления, которые были или могут в дальнейшем применяться Китайской Республикой на Тайване (Формоза) и Пэнху (Пескадоры); К юридическим лицам Китайской Республики относятся все лица, зарегистрированные в соответствии с законами и постановлениями, которые были или могут быть введены в действие Китайской Республикой на Тайване (Формоза) и Пэнху (Пескадорские острова).
Отношения с Сан-Францисским мирным договором
[ редактировать ]Прямые ссылки
[ редактировать ]В статьях 2 и 5 Тайбэйского договора есть прямые ссылки на Сан-Францисский мирный договор (SFPT), также известный как Японский мирный договор, который был подписан и ратифицирован большинством союзников с правительством Японии соответственно в 1951 и 1952 годах. [2] В статье 2 Япония подтверждает условия SFPT, в которых она отказалась от всех прав, титулов и притязаний в отношении острова Тайвань , Пескадорских островов , островов Спратли и Парасельских островов . [3] В Протоколе 1b Тайбэйского договора Китайская республика отказалась от преимуществ статьи 14a1 SFPT, а именно от услуг японского народа в производстве, утилизации и других работах по устранению ущерба, нанесенного во время войны. [4] В Протоколе 1c статьи 11 и 18 SFPT были исключены из действия статьи 11 Тайбэйского договора.
Даты
[ редактировать ]Сан-Францисский мирный договор был подписан 8 сентября 1951 года и ратифицирован 28 апреля 1952 года, в тот же день, когда был подписан Тайбэйский договор. Последний договор вступил в силу 5 августа 1952 года после обмена ратификационными грамотами между Токио и Тайбэем. [5] Британские официальные лица не считали, что суверенитет Тайваня будет передан Китаю в результате SFPT; Американские официальные лица не признали такой передачи ни в одном договоре. [номер 1] [номер 2] [8]
Политический статус Тайваня по отношению к Китайской республике
[ редактировать ]Статья 10 Договора гласит, что «для целей настоящего Договора гражданами Китайской Республики считаются все жители и бывшие жители Тайваня (Формоза) и Пэнху (Пескадорские острова) и их потомки, которые являются китайское гражданство в соответствии с законами и постановлениями, которые были или могут быть введены в действие Китайской Республикой на Тайване (Формоза) и Пэнху (Пескадорские острова)».
Нг Чиаутонг , председатель организации «Всемирные объединенные формозцы за независимость» (WUFI), утверждал, что статья 10 не является утвердительным определением китайской национальности тайваньского народа, а просто соглашением ради удобства об обращении с тайваньцами как с Китайской республикой. граждане Тайваня, поскольку в противном случае жители Тайваня, которые ранее были гражданами Японии, не смогли бы поехать в Японию. Он также утверждает, что Тайбэйский договор не называет тайваньцев «китайскими гражданами», а предпочитает термин «резиденты». [9]
Сторонники независимости утверждают, что Закон о гражданстве Китайской Республики был первоначально обнародован в феврале 1929 года, когда Тайвань считался де-юре частью Японии. [ нужна ссылка ] Закон о гражданстве был пересмотрен в феврале 2000 года; [10] однако статей, посвященных массовой натурализации тайваньцев в качестве граждан Китайской Республики, не было. Они также отмечают, что ни Сан-Францисский договор, ни Тайбэйский договор конкретно не предусматривают передачу суверенитета Тайваня от Японии к Китаю. Оба имеют положения об отказе Японии от претензий на суверенитет, но ни один из них не предусматривает механизма передачи Китаю. [ нужна ссылка ]
Поскольку Китайская республика оспаривался не . неоднократно официально объявляла об отмене Симоносекского договора, сторонники Китайской республики утверждают, что суверенитет Китая над Тайванем никогда Более того, Япония и Китайская Республика в Тайбэйском договоре далее «признали, что все договоры, конвенции и соглашения, заключенные до 9 декабря 1941 года между Японией и Китаем, стали недействительными в результате войны». Поэтому утверждалось, что Закон о гражданстве Китайской Республики, обнародованный в феврале 1929 года, распространялся на жителей Тайваня, и нет необходимости решать какие-либо вопросы гражданства в редакции, принятой в феврале 2000 года. [ нужна ссылка ]
С другой стороны, Лун-чу Чен и В.М. Райсман в статье в Йельском юридическом журнале в 1972 году утверждали, что право собственности на территорию Тайваня принадлежало Японии во время и/или в силу Симоносекского договора, поскольку язык Договора четко указан. Такой титул, поскольку он является титулом, перестает быть двусторонним договорным отношением и становится реальным отношением в международном праве . Хотя договор может быть способом передачи права собственности, право собственности не является договорным отношением. Следовательно, как только он переходит в силу, он больше не может быть подвержен денонсации со стороны участника договора. [11] Ю. Фрэнк Чан в статье в журнале Fordham International Law Journal в 2004 году развил этот аргумент и заявил, что не существует принципов международного права, которые могли бы служить подтверждением одностороннего заявления об отмене (или аннулировании) территориального договора, независимо от того, основано ли оно на обвинение в «неравноправии» или в результате последующей «агрессии» другой стороны договора или по любой другой причине. [12]
Согласно Тому 138 серии договоров Организации Объединенных Наций, полномочный представитель Японии Исао Кавада признал: «Настоящий Договор (Мирный договор) должен в отношении Китайской Республики применяться ко всем территориям, которые сейчас или которые могут быть в будущем находиться под контролем своего правительства», в которое вошли Тайвань (Формоза), Пэнху (Пескадоры) посредством обмена нотами № 1. [13] Что касается последствий обмена нотами № 1, в 1964 году министр иностранных дел Японии Масаеси Охира объяснил в Палате советников : «Эта нота не имеет ничего общего с территориальным суверенитетом Китайской Республики... Эффект этого положения является обязательным условием фактического управления Китайской Республикой этими территориями и явно не означает, что ее правительство обладает территориальным суверенитетом над этими территориями. Мы использовали слово «контроль», чтобы сделать такой смысл очевидным». [14]
Более поздние японские перспективы
[ редактировать ]29 сентября 1972 года Япония и Китайская Народная Республика установили официальные дипломатические отношения посредством Совместного японо-китайского коммюнике . В 1980 году при рассмотрении дела о гражданстве Высокий суд Токио написал, что договор должен утратить свое значение и прекратить свое действие в результате совместного коммюнике. [15]
Японские юристы также утверждают, что Тайбэйский договор и последующее Совместное китайско-японское коммюнике отменяют права китайских граждан требовать военной компенсации от японского правительства или корпораций, базирующихся в Японии. Почти все такие иски провалились, несмотря на поддержку потерпевших со стороны некоторых кругов японского общества. Между тем, в 1995 году Пекин заявил, что совместное коммюнике отменяет требования о репарациях только со стороны китайского правительства, но не со стороны частных лиц. Он может столкнуться с растущим давлением в поддержку требований частных репараций в качестве противодействия предполагаемому японскому национализму, историческому ревизионизму и вызову китайского суверенитета над Тайванем. [16]
См. также
[ редактировать ]- Договор о мире и дружбе между Японией и Китаем
- Вторая китайско-японская война (1937–45)
- Китайско-японские отношения
- Политический статус Тайваня
- Договор Сан-Франциско
- Японско-тайваньские отношения
Сноски и ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ «Согласно японскому мирному договору Япония отказалась от всякого суверенитета и прав на Формозу, но вопрос суверенитета остается под вопросом». -- Сэр Энтони Наттинг, государственный министр Великобритании [6]
- ^ «Ни в [Японском мирном договоре 1951 года, ни в Мирном договоре между Китайской Республикой и Японией 1952 года] Япония не уступила эту территорию [Формозы и Пескадорских островов] какому-либо конкретному субъекту. Поскольку Тайвань и Пескадорские острова не являются Суверенитет над этой территорией, охватываемый любым существующим международным соглашением, является нерешенным вопросом, подлежащим будущему международному решению. И Китайская Республика, и китайские коммунисты не согласны с этим выводом и считают, что Тайвань и Пескадорские острова являются частью суверенного государства Китая. Соединенные Штаты признают правительство Китайской Республики законно оккупирующим и осуществляющим юрисдикцию над Тайванем и Пескадорскими островами». [7]
Ссылки
- ^ «Мирный договор между Китайской Республикой и Японией» . Серия договоров Организации Объединенных Наций. 1952 год . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ «ЯПОНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР» . Нью-Йорк Таймс . 11 января 1952 года.
- ^ «Мирный договор между Китайской Республикой и Японией» . Тайбэй: Программа цифровых архивов Academia Historica. 1952. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ «Мирный договор с Японией» (PDF) . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Организация Объединенных Наций. п. 10 . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Тайбэй , Тайваньские документы .
- ^ Парламент (30 января 1956 г.), заседание палаты общин , том. 548, Великобритания: Hansard, стр. cc601–3 , получено 10 февраля 2010 г.
- ^ «Китай/Тайвань: эволюция политики «одного Китая» . Исследовательская служба Конгресса. 24 июня 2011 года . Проверено 06 октября 2022 г.
- ^ Международные отношения США, 1955–1957. Китай , вып. II (1955–1957), США: Государственный департамент, 1 июля 1955 г., стр. 619–20 , получено 10 февраля 2010 г.
- ^ «Исторические и правовые аспекты международного статуса Тайваня (Формоза)» . Всемирные объединенные жители Формозы за независимость. 1972 год . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ Текст Закона о гражданстве Китайской Республики.
- ^ Лун-чу Чен; В.М. Райсман (1972). «Кому принадлежит Тайвань: поиск международного титула» . Йельский юридический журнал . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ Ю. Фрэнк Чан (2004). «Политика одного Китая и Тайвань» . Фордхэмский журнал международного права . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ Договоры и международные соглашения, зарегистрированные или зарегистрированные в Секретариате Организации Объединенных Наций, том 138. (PDF) , ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, 28 апреля 1952 года .
- ^ Информация о протоколе Бюджетного комитета № 3 Палаты советников 046-го парламента. 12 февраля 1964 г., стр. 3–4 (на японском языке) .
- ^ «Высокий суд Токио, 12 июня 1980 г.» . Японский ежегодник международного права [No. 25]. 1982 год . Проверено 11 апреля 2012 г.
(5) . . . . следует понимать, что Мирный договор между Японией и Китайской Республикой должен утратить свое значение существования и прекратиться посредством нормализации дипломатических отношений между Японией и Китайской Народной Республикой на основе Совместного коммюнике.
- ^ «Высший суд Японии готов прекратить иски китайских жертв войны» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 12 июля 2007 г.
В 1995 году министр иностранных дел Китая заявил, что Совместное коммюнике отказалось только от требований китайского правительства о репарациях... оставив при этом права частных граждан Китая нетронутыми. Японские юристы, историки и гражданские активисты энергично поддержали... иски, поданные китайскими жертвами... они занимают твердую позицию против растущего японского национализма и исторического ревизионизма... усиление давления снизу вверх на китайское правительство с целью поддержать требования о репарациях. против Японии... особенно если... Токио будет рассматриваться как бросающий вызов китайскому суверенитету над Тайванем.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Договоры холодной войны
- История Холодной войны Японии
- Договоры Второй мировой войны
- Международные отношения послевоенной Японии
- Договоры Китайской Республики (1949–1971 гг.)
- Мирные договоры Японии
- 1952 год в Японии
- Договоры, заключенные в 1952 г.
- Договоры вступили в силу в 1952 году.
- Японско-тайваньские отношения
- События апреля 1952 года в Азии
- Китайско-японские договоры
- Закрытие 1972 года в Азии
- 1952 год в японской политике