Jump to content

Сравнительное религиоведение

Сравнительное религиоведение — отрасль изучения религий, занимающаяся систематическим сравнением доктрин и практик, тем и влияний (включая миграцию ) мировых религий . В целом сравнительное изучение религии дает более глубокое понимание фундаментальных философских проблем религии, таких как этика , метафизика , а также природа и формы спасения . Он также рассматривает и сравнивает происхождение и сходства между различными религиями мира. Изучение такого материала способствует расширенному и более глубокому пониманию человеческих верований и практик относительно священного , сверхъестественного , духовного и божественного . [1]

В области сравнительного религиоведения существует общая географическая классификация. [2] Из основных мировых религий выделяют такие группы, как ближневосточные религии (включая авраамические религии и иранские религии ), индийские религии , восточноазиатские религии , африканские религии , американские религии , океанические религии и классические эллинистические религии . [2]

Существуют также различные социологические классификации религиозных движений .

История [ править ]

Статуя Ибн Хазма , отца современного сравнительного религиоведения, в Кордове, Испания .

Аль-Бируни (973 – ок. 1050 ) и Ибн Хазм (994 – 1064), оба из Золотого века ислама и считающиеся «отцами сравнительного религиоведения», сравнили изучение религиозного плюрализма, и их работы сыграли важную роль в областях теологии и философии. [3] [4] [5] [6] Перс Аль-Бируни изложил свою идею истории в «Оставшихся признаках прошлых столетий» ( ок. 1000 г. н.э.), которые были переведены Эдуардом Сахау в 19 веке. Это сравнительное исследование календарей разных культур и цивилизаций, переплетенное с математической, астрономической и исторической информацией, изучающее обычаи и религии разных народов. [7]

В семнадцатом веке такие антиквары, как Афанасий Кирхер и сэр Томас Браун, были пионерами сравнительного религиоведения.

Социологи XIX века проявили сильный интерес к сравнительной и «примитивной» религии благодаря работам Макса Мюллера , Эдварда Бернетта Тайлора , Уильяма Робертсона Смита , Джеймса Джорджа Фрейзера , Эмиля Дюркгейма , Макса Вебера и Рудольфа Отто . [8] [9] Николас де Ланге , профессор иврита и иудаики Кембриджского университета , говорит, что

Сравнительное изучение религий — это академическая дисциплина, разработанная на факультетах христианской теологии, и она имеет тенденцию загонять самые разные явления в своего рода смирительную рубашку, скроенную по христианскому образцу. Проблема не только в том, что другие «религии» могут мало или вообще ничего не сказать по вопросам, которые имеют первостепенное значение для христианства, но и в том, что они могут даже не считать себя религиями точно так же, как христианство видит себя религией. . [10]

Примерами, подтверждающими это, являются буддизм и китайские народные религии. Эти системы верований исторически не считались взаимоисключающими и со временем смешались с различными верованиями, такими как буддизм Чистой Земли . Это демонстрирует заметное отличие от западных концепций религий, которые рассматривают приверженность одной религии как исключение принадлежности к другой вере. [11]

Индуизм и буддизм дают другое понимание в форме сотериологии . Сравнительное изучение религий может подойти к религиям с базовой идеей спасения и вечной жизни после смерти, но такие религии, как индуизм или буддизм, не обязательно разделяют эту точку зрения. Вместо этого и индуизм, и буддизм Тхеравады говорят о возвращении в небытие и выходе из цикла реинкарнаций , а не о вечной жизни после смерти. [12] [13]

Географическая классификация

По мнению Чарльза Джозефа Адамса , в области сравнительного религиоведения общепринятая географическая классификация различает [2] основные мировые религии, а именно: [2]

  1. Религии Ближнего Востока, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм и различные древние культы;
  2. Религии Восточной Азии, религиозные общины Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, состоящие из конфуцианства, даосизма, различных школ махаяны («Великой колесницы»), буддизма и синтоизма ;
  3. Индийские религии, включая ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а иногда и буддизм Тхеравады («Путь старейшин»), а также индуистские и буддийские религии Южной и Юго-Восточной Азии;
  4. Африканские религии, древние системы верований различных коренных народов Африки, за исключением древнеегипетской религии , которая считается принадлежащей древнему Ближнему Востоку;
  5. Американские религии, верования и обычаи различных коренных народов двух американских континентов;
  6. Океанические религии, религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии; и
  7. Религии Древней Греции и Рима и их эллинистические потомки.

Религии Ближнего Востока [ править ]

западноазиатские Авраамические или религии

При изучении сравнительного религиоведения категория авраамических религий состоит из трех монотеистических религий: христианства , ислама и иудаизма , которые утверждают, что Авраам (иврит Авраам אַבְרָהָם; арабский Ибрагим إبراهيم) является частью своей священной истории. Меньшие религии, такие как Вера Бахаи , которые подходят под это описание, иногда включаются, но часто опускаются. [14]

Первоначальная вера в Бога Авраама в конечном итоге превратилась в строго монотеистический современный раввинистический иудаизм . Религиозные евреи считают иудаизм выражением завета , который Бог заключил с детьми Израиля . Евреи считают, что Тора является частью более крупного текста, известного как Танах или Еврейская Библия . Они также верят в дополнительную устную традицию, представленную более поздними текстами, такими как Мидраш и Талмуд . [15]

Христиане верят, что христианство является исполнением и продолжением еврейского Ветхого Завета . Христиане верят, что Иисус (ивр. Йешуа יֵשׁוּעַ) — это ожидаемый Мессия (Христос), предсказанный в Ветхого Завета пророчествах , и верят в последующие писания Нового Завета . [16] Христиане в целом верят, что Иисус является воплощением или Сыном Божьим . Их вероучения обычно сходятся в том, что воплощение, служение , страдания , смерть на кресте и воскресение Иисуса были предназначены для спасения человечества. [17]

Ислам считает, что нынешние христианские и еврейские писания со временем были искажены и больше не являются оригинальными божественными откровениями, данными еврейскому народу , а также Моисею , Иисусу и другим пророкам. Для мусульман Коран является последним, полным откровением от Бога (араб. الله Аллах ), которые верят, что он был ниспослан , только Мухаммеду которого мусульмане считают последним пророком ислама , и Хатаму ан-Набийину , означает последнего из пророков, когда-либо посланных Аллахом («печать пророков»).

Основываясь на мусульманском образе Махди , окончательного спасителя человечества и последнего имама Двенадцати Имамов, Али Мухаммад Ширази , позже известный как Баб, создал движение Баби, веря в то, что он был вратами Двенадцатого Имама. Это означало разрыв с исламом и начало новой религиозной системы — бабизма . Однако в 1860-х годах произошел раскол, после которого подавляющее большинство бабидов, считавших Мирзу Хусейна Али или Бахауллу духовным преемником Баба, основали Движение бахаи, в то время как меньшинство, последовавшее за Субхи-Азалем, стало по имени Азалис . [18] Подразделение бахаи со временем превратилось в полноценную собственную религию — Веру Бахаи . По сравнению с другими авраамическими религиями, иудаизмом, христианством и исламом, число приверженцев веры бахаи и других второстепенных авраамических религий не очень значительно.

Из трех основных авраамических религий христианство и иудаизм являются двумя религиями, которые больше всего расходятся в теологии и практике.

Историческое взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке нашей эры с зарождением и распространением ислама . Между исламом и иудаизмом есть много общих аспектов, и по мере развития ислама он постепенно стал основной религией, наиболее близкой к иудаизму. В отличие от христианства, возникшего в результате взаимодействия древнегреческой , римской и еврейской культур , иудаизм очень похож на ислам по своим фундаментальным религиозным мировоззрениям, структуре, юриспруденции и практике. [19] В исламе существует множество традиций, берущих начало из традиций еврейской Библии или из постбиблейских еврейских традиций. Эти практики известны под общим названием Исраилият . [20]

Историческое взаимодействие христианства и ислама связывает фундаментальные идеи христианства с аналогичными идеями ислама. Ислам принимает многие аспекты христианства как часть своей веры – с некоторыми различиями в интерпретации – и отвергает другие аспекты. Ислам верит, что Коран является последним откровением от Бога и завершением всех предыдущих откровений, включая Библию .

Мандеизм , иногда также известный как сабианство (в честь загадочных сабианцев, упомянутых в Коране , имя, исторически заявленное несколькими религиозными группами), [21] является гностической и монотеистической религией. [22] : 4  [23] Иоанн Креститель — их главный пророк, и частое крещение — часть их основных убеждений. По мнению большинства ученых, мандеизм зародился где-то в первых трех веках нашей эры либо на юго-западе Месопотамии , либо на сиро-палестинской территории . [24] Однако некоторые ученые придерживаются мнения, что мандеизм старше и восходит к дохристианским временам. [25] Мандеи утверждают, что их религия предшествует иудаизму, христианству и исламу как монотеистическая вера. [26] Мандеи верят, что они произошли непосредственно от Сима , Ноя . сына [27] : 182  а также от первых учеников Иоанна Крестителя. [28]

Иранские религии [ править ]

Несколько важных религий и религиозных движений зародились в Большом Иране , то есть среди носителей различных иранских языков . К ним относятся зороастризм , митраизм , Ацэг Дин , язданизм , Ахль-е Хакк , зурванизм , манихейство и маздакизм .

Изображение Фаравахара , популярного символа зороастризма.

Возможно, одной из самых важных религий, вышедших из Ирана, был зороастризм. Хотя, собственно говоря, и не являлась мировой религией, она получила широкое распространение в иранском мире, особенно через империи Ахеменидов и Сасанидов . Она пришла в упадок вместе со многими иранскими религиями с появлением ислама и халифатов . Эта религия до сих пор сохранилась в небольшом количестве, особенно ярким примером являются парсы в Индии и Пакистане. [29] [30]

Ученые часто отмечали сходство между зороастризмом и авраамическими религиями, особенно христианством. Они особенно отметили это в связи с историческими отношениями между евреями и зороастрийскими персидскими империями, а также отношениями между греческой философией, Персией и христианством. Они обсуждали, сыграл ли зороастризм влияние на эти религии или нет. Особую обеспокоенность вызывает общее ощущение двойственности между силами добра и зла или света и тьмы. В дополнение к этому существует общая вера в воскресение мертвых, а также упор на свободу воли и моральную ответственность человечества. Некоторые считают, что они оказали влияние на три основные авраамические религии, а также на гностицизм и веру бахаи. [30]

Манихейство — еще одна иранская религия, имеющая много общего с зороастризмом. Фактически, манихейство разделяет веру в пророчество Зороастра, но при этом поддерживает пророчество Гаутамы Будды и Иисуса Христа. Он разделяет дуалистическую космологию, которая противопоставляет добро и свет злу и тьме, а противник противостоит великодушному Богу. [31] Манихейство и мандеизм также разделяют общую веру во многие фигуры и истории авраамических верований, что подняло вопросы о влиянии и происхождении. [32]

Индийские религии [ править ]

Ригведа один из древнейших ведических текстов . Здесь показана рукопись Ригведы в Деванагари , начало девятнадцатого века.

В сравнительном религиоведении индийские религии — это все религии, зародившиеся в Южной Азии . Считается, что «родство религий Индии проистекает из того, что джайны, буддисты и сикхи смотрят на индуизм как на свою общую мать». [33] [12]

Аль-Бируни глубоко изучал ведические религии, и благодаря его работам были обнаружены важные подробности о религиях и культурах Индии до XI века. Ади Шанкарачарья был философом и теологом начала 8 века. [34] который закрепил учение Адвайта Веданты . [35] [36] [примечание 1] Гаутама Будда упоминается как Аватар Вишну текстах в пуранических индуизма. Большинство индуистов верят, что Будда принял и включил в свое учение многие принципы индуизма. [12] Выдающиеся современные индуистские реформаторы, такие как Махатма Ганди. [37] и Вивекананда [38] признать буддийское влияние. Как и индуисты, сам Ганди не верил, что Будда установил неиндуистскую традицию. Он пишет: «Я не считаю джайнизм или буддизм отдельными от индуизма». [39]

Восточноазиатские даосские или религии

Китайский иероглиф, изображающий Дао , центральную концепцию даосизма.

Даосская религия — это религия или религиозная философия, которая фокусируется на восточноазиатской концепции Дао («Путь»). Это образует большую группу восточных религий, включая даосизм , конфуцианство , Чжун Сан До , синтоизм , И-Куан Тао , Чондоге и Чэнь Тао . На большей части Восточной Азии буддизм приобрел некоторые даосские черты.

Грубо говоря, Дао можно назвать потоком вселенной или силой, лежащей в основе естественного порядка. Считается, что это влияние, которое поддерживает вселенную сбалансированной и упорядоченной и связано с природой, из-за веры в то, что природа демонстрирует Дао . Поток ци , как важнейшая энергия действия и существования, сравнивается с универсальным порядком Дао . Следование Дао также связано с «правильным» отношением, моралью и образом жизни. Это тесно связано со сложной концепцией Дэ , что буквально означает «добродетель» или «сила». Дэ — активное выражение Дао .

Даосизм и чань-буддизм на протяжении веков оказывали взаимное влияние друг на друга в Китае, Японии, Корее и Тайване. Эти влияния были унаследованы дзэн-буддизмом , когда чань-буддизм прибыл в Японию и адаптировался как дзэн-буддизм.

Несмотря на то, что они слишком далеки друг от друга, чтобы иметь какое-либо влияние, некоторые исторически отмечали сходство между традиционными китайскими религиозными верованиями и христианством. Это отметили миссионеры-иезуиты, ставшие известными как фигуристы . Фигуристы продвигали идею о том, что древние китайцы знали истину христианского откровения и что многие фигуры, описанные в китайских текстах, на самом деле являются фигурами и концепциями христианства. Отмеченные параллели включают общие мифы о потопе , сходство между Фуси и Енохом , а также параллели между Христом и мудрецами. [40] Существует также заметное сходство между Дао как «Путью» и Христом, утверждающим, что он «Путь». [41]

Хотя сегодня ученые отвергают эту точку зрения, в истории сравнительного религиоведения это была примечательная точка зрения. Эти убеждения в конечном итоге были отвергнуты и отвергнуты католической церковью в 18 веке. [40]

Внедрение несторианского христианства в Китай при династии Тан также привело к увеличению сходства между китайским буддизмом и несторианским христианством . Христиане начали использовать буддийские и даосские концепции для объяснения своей веры. В это время были созданы документы Цзинцзяо , иногда называемые сутрами , которые продемонстрировали смешение христианства с буддизмом. [42] [43] Эти двое также сформировали монашескую традицию, которая еще больше усиливала сходство. Это слияние стало настолько сильным, что, когда император Уцзун из династии Тан начал преследовать буддистов в 9 веке, он заявил, что христианство было просто ересью буддизма, а не его собственной религией. [44] Это уравнение двух привело к краху несторианского христианства в Китае наряду с преследованием буддизма. [43]

Сравнивая традиции [ править ]

Можно систематически понимать, что религиозные идеологии сформировали множество крупных групп с десятками тысяч ответвлений. Это форма культурной эволюции, которую можно интуитивно проиллюстрировать деревьями, показывающими исторические связи и разнообразие с течением времени различных традиций. [45] Одними из наиболее успешных были те религии, которые в начале своей истории объединялись с империями, королевствами или халифатами (например, христианство, ислам, индуизм, буддизм). Ниже приведены несколько основных групп религии.


Христианство [ править ]

Мормонизм

Иудаизм [ править ]

Ислам [ править ]

Сикхизм [ править ]

Индуизм [ править ]

Буддизм [ править ]

Джайнизм [ править ]

Язычество и неоязычество [ править ]

Конфуцианство [ править ]

Даосизм [ править ]

Вера Бахаи [ править ]

Зороастризм [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Современные ученые относят Шанкару к началу VIII века нашей эры (ок. 700–750). [36] Предыдущие поколения ученых предлагали 788–820 гг. н. э. [36] Другие предложения: 686–718 гг. Н. Э., [ нужна ссылка ] 44 г. до н.э., [ нужна ссылка ] или уже 509–477 гг. до н.э.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Отношение людей к тому, что они считают святым, священным, духовным и божественным» Британская энциклопедия (онлайн, 2006 г.), цитируется по «Определения религии» . Религиозные факты .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Классификация религий | Принципы и значение» . Британская энциклопедия .
  3. ^ Ибн Хазм. Кольцо голубя: Трактат об искусстве и практике арабской любви. Архивировано 30 октября 2004 г. в Wayback Machine (Предисловие). Пер. Эй Джей Арберри. Лузак Ориентал, 1997 г. ISBN   1-898942-02-1
  4. ^ Р. Арнальдез, Ибн Хазм. Архивировано 2 августа 2018 года в Wayback Machine . Энциклопедия ислама , второе издание. Brill Online, 2013. Справочник. 9 января 2013 г.
  5. ^ Джозеф А. Кечичян, Собственный разум. Архивировано 27 декабря 2013 года в Wayback Machine . Новости Персидского залива : 21:30, 20 декабря 2012 г.
  6. ^ «Сборник мусульманских текстов USC-MSA» . Usc.edu. Архивировано из оригинала 28 ноября 2008 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
  7. ^ МС Хан (1976). «Аль-Бируни и политическая история Индии», Oriens 25 , стр. 86–115.
  8. ^ Ханс Киппенберг, Открытие религиозной истории в современную эпоху (2001).
  9. ^ Бернер, Ульрих (5 августа 2021 г.). «Макс Мюллер, Чарльз Дарвин и наука о религии» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 77 (2): 8. дои : 10.4102/hts.v77i2.6730 . ISSN   2072-8050 .
  10. ^ Николас де Ланге, иудаизм , Oxford University Press, 1986.
  11. ^ Йонг, А. (2016). Много языков, много буддизмов в плюралистическом мире: христианская интерпретация на межрелигиозном перекрестке. Японский журнал религиоведения, 43 (2), 357-IV.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бэтчелор, С. (2012). Светский буддизм. Журнал глобального буддизма, 13 , 87–107. ПроКвест   2380027512
  13. ^ Осто, Д. (2018). НЕ-САМОСТЬ В САНКХЬЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ САНКХЬИ И ТХЕРАВАДА. Философия Востока и Запада, 68 (1), 201-222,III. ПроКвест   1980472798
  14. ^ Почему авраамический? Архивировано 8 сентября 2007 года в Wayback Machine Lubar при Университете Висконсина. Институте изучения авраамических религий
  15. ^ Айзекс, Алик (6 сентября 2011 г.). Пророческий мир . Издательство Университета Индианы. дои : 10.2307/j.ctt2005vfn . ISBN  978-0-253-00564-9 .
  16. ^ Вудхед, Линда (1 сентября 2005 г.), «4. Мистическое христианство», Христианство , Oxford University Press, стр. 71–88, doi : 10.1093/actrade/9780192803221.003.0005 , ISBN  978-0-19-280322-1
  17. ^ Гилпин, В. Кларк (19 декабря 2017 г.), «Американские рассказы о грехе и спасении», Оксфордская исследовательская энциклопедия религии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199340378.013.439 , ISBN  978-0-19-934037-8
  18. ^ «Но итог всего этого таков, что из каждой сотни Баби, вероятно, не более трех или четырех являются Эзелисами [так в оригинале], все остальные принимают Бехауллу [так в оригинале] как последнее и наиболее совершенное проявление правда." (Браун (1889) , стр. 351. Архивировано 10 марта 2007 г. в Wayback Machine )
  19. ^ Раввин Дэвид Розен , Еврейско-мусульманские отношения, прошлое и настоящее. Архивировано 16 июня 2007 г. в Wayback Machine , ноябрь 2003 г.
  20. Раввин Джастин Джарон Льюис, Ислам и иудаизм. Архивировано 5 апреля 2007 г. в Wayback Machine , октябрь 2001 г.
  21. ^ Де Блуа, Франсуа (1960–2007). «Саби». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 . Ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN  978-90-04-33943-9 . п. 5.
  22. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). «Часть I: Начало – Введение: Мандейский мир» . Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета от имени Американской академии религии . стр. 1–20. дои : 10.1093/0195153855.003.0001 . ISBN  9780195153859 . OCLC   57385973 .
  23. ^ Гинза Рабба . Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 1.
  24. ^ «Мандейство | религия» . Британника . Проверено 9 ноября 2021 г.
  25. ^ Митраистские исследования 1978 стр. 545 Жак Дюшен-Гиймен
  26. ^ «Люди Книги и иерархия дискриминации» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 9 ноября 2021 г.
  27. ^ Дроуэр, Этель Стефана. Мандеи Ирака и Ирана. Оксфорд в Clarendon Press, 1937 год.
  28. ^ Дроуэр, Этель Стефана (1953). Харан Гавайта и крещение Хибил-Зивы . Ватикан: Апостольская библиотека Ватикана.
  29. ^ Эльфенбейн, Дж. (2003). ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ И НАРОДЫ. под редакцией НИКОЛАСА СИМС-УИЛЬЯМСА. стр. viii, 296. Оксфорд, издательство Оксфордского университета, 2002. Журнал Королевского азиатского общества, 13 (3), 400–403. ПроКвест   218992785
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б СУНДЕРМАНН, В. (2008). Зороастрийские мотивы в незороастрийских традициях. Журнал Королевского азиатского общества, 18 (2), 155–165. дои : 10.1017/S1356186307008036
  31. ^ КРОНЕН, Д.Д., и МЕНССЕН, С. (2010). Защитность зороастрийского дуализма. Религиоведение, 46(2), 185–205. дои : 10.1017/S0034412509990357
  32. ^ Ямаути, EM (2004). Мандеи: Древние тексты и современные люди. Журнал Американского восточного общества, 124 (1), 136–137. ПроКвест   217141071
  33. ^ Религии мира С. Вернон Маккасленд, Грейс Э. Кэрнс, Дэвид С. Ю.
  34. ^ «Шанкара | Индийский философ» . Британская энциклопедия .
  35. ^ Шарма 1962 , стр. vi.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Команс 2000 , с. 163.
  37. ^ «Вечный долг благодарности этому великому учителю», Махатма Ганди и буддизм Ю. П. Ананд. Встреча с буддизмом http://www.iop.or.jp/0414/anand.pdf . Архивировано 10 июля 2012 г. в Wayback Machine.
  38. Он — идеальный Карма-Йог, действующий совершенно без мотива, и история человечества показывает, что он был величайшим человеком, когда-либо рожденным; вне всякого сравнения, величайшее сочетание сердца и мозга, которое когда-либо существовало, величайшая сила души, которая когда-либо была проявлена. Эссе «Идеальный карма-йог» http://www.geocities.com/Athens/Olympus/5208/karmayoga/ideal.html Архивировано 18 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Стр. 17 Ганди , Рональд Терчек.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пинг, Ю. (2020). Иезуитский перевод и интерпретация «Ицзин» (классики перемен) в историко-культурной перспективе. Международный форум преподавания и исследований, 16 (2), 47–53,76. ПроКвест   2447280664
  41. ^ Эндрю, СП (2001). Богословие пути (Дао): Журнал Библии и теологии. Интерпретация, 55 (4), 389–399. ПроКвест   202734112
  42. ^ Литтлджон, Р. (2003). Сутры Иисуса: открытие утраченных свитков даосского христианства. Журнал Церкви и государства, 45 (1), 167–168. ПроКвест   230045489
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чин Кен-па. (2019). Цзинцзяо под призмой китайской политической теологии. Религии, 10 (10) два : 10.3390/rel10100551
  44. ^ Филип, ТВ (1998). «Христианство в Китае». К востоку от Евфрата: раннее христианство в Азии. Дели: Индийское общество распространения христианских знаний и христианская Сахитья Самити, Тирувалла. стр. 123, ISBN   81-7214-441-5 .
  45. ^ Гранде, Лэнс (2024). Эволюция религий. История родственных традиций . Издательство Колумбийского университета.

Цитируемые работы [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Чопра, Р.М. Исследование религий (Анурадха Пракашан, Нью-Дели, 2015 г.) ISBN   978-9382339-94-6 .
  • Дэвис, Дж. Скотт. Верить и действовать: прагматический поворот в сравнительной религии и этике (Oxford University Press, 2012).
  • Истман, Роджер. Пути религии: введение в основные традиции. (3-е изд. Издательство Оксфордского университета, 1959 г.) ISBN   978-0-19-511835-3 .
  • Элиаде, Мирча. Образцы сравнительного религиоведения (1958) онлайн
  • Элиаде, Мирча. Священное и мирское: природа религии (1959) онлайн
  • Готони, Рене, Как заниматься сравнительным религиоведением: три пути, много целей (2005) онлайн
  • Джеймс, EO Comparative Religion (1961) онлайн-учебник
  • Джонс, Линдси, изд. Энциклопедия религии (2-е изд., 15 томов, Macmillan, 2004 г.)
  • Момен, Муджан (2009) [Первоначально опубликовано как «Феномен религии» в 1999 году]. Понимание религии: тематический подход . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. ISBN  978-1-85168-599-8 . ОЛ   25434252М .
  • Мухияддин, Массачусетс (1984) Сравнительное исследование современных религий . Вантедж Пресс, США. ISBN   978-0533059638 .
  • Паден, Уильям Э. «Сравнительное религиоведение». в «Спутнике Рутледжа по изучению религии» (Routledge, 2009). стр. 239–256. онлайн
  • Паден, Уильям Э. Новые модели сравнительного религиоведения: переход к эволюционной перспективе (Bloomsbury, 2016).
  • Паден, Уильям Э. Интерпретация священного: взгляд на религию (2003) , отрывок
  • Паден, Уильям Э. Религиозные миры: сравнительное исследование религии (2015) , отрывок
  • Сасо, Майкл Р. Мистик, Шаман, Оракул, Священник (MYSHOP): Молитвы без слов . (Китайско-Азиатский институт Америки, США, 2015 г.). ISBN   978-1624074059 .
  • Шарп, Эрик Дж. Сравнительное религиоведение: история , Лондон: Дакворт, 1975 (2-е исправленное издание, 1986 г.).
  • Шоу, Джеффри М. Иллюзии свободы: Томас Мертон и Жак Эллюль о технологиях и условиях жизни человека. (Випф и Сток, 2014). ISBN   978-1625640581 .
  • Умно, Ниниан. Измерения священного: анатомия мировых убеждений (1999) ISBN   0-520-21960-0
  • Смит, Хьюстон. Религии мира: наши великие традиции мудрости . (1991) HarperOne, США; Ред. Реп. ISBN   978-0062508119 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cc8d8d9373630e02a9d639f9ce79af8__1718391060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/f8/7cc8d8d9373630e02a9d639f9ce79af8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comparative religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)