Jump to content

Гавайская религия

Изображение королевского хейау (гавайского храма) в заливе Килакекуа , ок. 1816 г.

Гавайская религия относится к местным религиозным верованиям и обычаям коренных гавайцев , также известным как система капу . Гавайская религия основана в основном на религии тапу , распространенной в Полинезии и, вероятно, зародилась среди таитян и других жителей островов Тихого океана , которые высадились на Гавайях между 500 и 1300 годами нашей эры. [1] Это политеизм и анимизм , с верой во многих божеств и духов, включая веру в то, что духи встречаются в нечеловеческих существах и объектах, таких как другие животные, волны и небо. Только во время правления Камехамеха I правитель острова Гавайи попытался навязать всем гавайским островам особую «гавайскую» религию, отличную от христианства . [2]

Сегодня религиозные обычаи Гавайев защищены Законом о свободе вероисповедания американских индейцев . [3] Традиционная гавайская религия не имеет отношения к современной практике Нью Эйдж , известной как « Хуна ». [4] [5]

Убеждения [ править ]

Божества [ править ]

Кайлуа-Кона, остров Гавайи
Ку , гавайский бог войны

Гавайская религия является политеистической , со многими божествами, наиболее известными из которых являются Кане , Ку , Лоно и Каналоа . [6] Другие известные божества включают Лаку , Кихвахине , Хаумеа , Папаханаумоку и, самое известное, Пеле . [6] Кроме того, считается, что в каждой семье есть один или несколько духов-хранителей, известных как аумакуа , которые защищают семью. [6]

Один распад гавайского пантеона [7] состоит из следующих групп:

  • четыре бога ( четвертый ) — Ку, Кане, Лоно и Каналоа.
  • сорок мужских богов или аспекты Кейна ( сорок )
  • четыреста богов и богинь ( ка лау )
  • великое множество богов и богинь ( ке кини акуа )
  • духи nā ʻunihipili
  • опекуны nā ʻaumākua

Еще одна поломка [8] состоит из трех больших групп:

  • четыре бога или акуа: Ку, Кане, Лоно, Каналоа.
  • множество меньших богов, или купуа , каждый из которых связан с определенными профессиями
  • духи-хранители, или аумакуа , связанные с определенными семьями

Атеизм [ править ]

Не все древние гавайцы верили в божеств. Некоторые древние гавайцы были атеистами , которых называли «айа». [9]

Создание [ править ]

Один из гавайских мифов о сотворении мира воплощен в « Кумулипо» , эпическом песнопении, связывающем алии , или гавайскую королевскую семью, с богами. Кумулипо , причем первая разделен на две части: ночь, или по , и день, или ао соответствует божественности, а вторая — человечеству . После рождения Лаилаи , женщины, и Кии , мужчины, мужчине удается соблазнить женщину и произвести потомство до того, как у бога Кане появится шанс, тем самым делая божественную линию богов моложе и, таким образом, подчинившуюся линии происхождения богов. мужчина. Это, в свою очередь, иллюстрирует переход человечества из символа богов (буквальное значение кии ) в хранителя этих символов в виде идолов и тому подобного. [10] Кумулипо читали во времена Макахики в честь бога плодородия Лоно. [11]

Кахуна и Капу [ править ]

Король Камехамеха II

Кахуна макаайнане были уважаемыми, образованными людьми, составлявшими класс социальной иерархии, который служил королю и придворным и помогал ( простым людям). Избранные для служения многим практическим и государственным целям, Кахуна часто были целителями, мореплавателями, строителями, пророками/храмовыми работниками и философами.

Они также разговаривали с духами. Кахуна Купайулу с Мауи в 1867 году описал ритуал противодействия колдовству, направленный на исцеление человека, больного из-за хоопиопио , чужих злых мыслей. Он сказал, что капа (ткань) была потрясена. Были произнесены молитвы.Затем: «Если злой дух внезапно появляется ( пуохо ) и овладевает пациентом, то его или ее можно немедленно спасти разговором между практикующим и этим духом». [12]

Пукуи и другие считали, что кахуна не обладал мистическим трансцендентным опытом, описанным в других религиях. Хотя одержимый ( нохо ) человек впадал в состояние, подобное трансу , это было не экстатическое переживание, а просто общение с известными духами. [ нужна ссылка ]

Капу означает систему табу , призванную отделить духовно чистое от потенциально нечистого. Предполагается, что он прибыл вместе с Паао, священником или вождем с Таити, который прибыл на Гавайи где-то около 1200 года нашей эры. [13] Капу . наложило ряд ограничений на повседневную жизнь Запреты включали:

  • Разделение мужчин и женщин во время еды (ограничение, известное как айкапу )
  • Ограничения на сбор и приготовление пищи
  • Женщины отделились от общества во время менструации
  • Ограничения на просмотр, прикосновение или пребывание в непосредственной близости от вождей и лиц, обладающих известной духовной силой.
  • Ограничения на чрезмерный вылов рыбы

Гавайская традиция показывает, что Айкапу был идеей, выдвинутой кахуной , чтобы Вакеа, отец неба, мог остаться наедине со своей дочерью Хоохокукалани так, чтобы его вахине или жена Папа, мать-земля, этого не заметила. Духовно чистые, или лаа , что означает «священные», и нечистые, или хаумия, должны были быть разделены. `Айкапу включал:

  • Использование разных печей для приготовления еды для мужчин и женщин.
  • Различные места питания
  • Женщинам запрещалось есть свинину, кокосы, бананы и некоторые красные продукты из-за их мужского символизма. [14] [15]
Гавайское жертвоприношение из Жака Араго отчета . о кругосветных путешествиях Фрейсине с 1817 по 1820 год
  • Во время войны первых двух убитых мужчин приносили богам в жертву . [16]

Среди других капу были Малама Аина , что означает «забота о земле», и Ниаупио . Традиция гласит, что маламаайна произошла от первого ребенка Вакеи и Хоохокукалани, который был деформирован, поэтому они закопали его в землю, и то, что проросло, стало первым кало , также известным как таро. Все Гавайские острова являются детьми Папы, Вакеи и Хоохокукалани, что по сути означает, что они являются старшими братьями и сестрами гавайских вождей. [17] Второй ребенок Вакеи и Хоохокукалани стал первым Али Нуи , или «Великим вождем». Это стало называться Ниаупио , главным образом инцестом, направленным на создание «благочестивого ребенка». [18]

Наказание за нарушение капу могло включать смерть, хотя, если бы кто-то мог сбежать в пуухонуа (например, Национальный исторический парк Пуухонуа о Хонаунау ), город-убежище, он мог бы быть спасен. [19] Кахуна нуи предписывал длительные периоды времени, когда во всей деревне должна была соблюдаться абсолютная тишина. Ни один ребенок не мог плакать, собачье выть или петушиное кукареканье под страхом смерти.

Человеческие жертвоприношения не были чем-то неизвестным. [20] [ нужны разъяснения ]

Система капу действовала до 1819 года (см. ниже).

Молитва и хэйау [ править ]

Одна сторона Пуукохола Хейау , гавайского храма, используемого как место поклонения и жертвоприношения.

Молитва была неотъемлемой частью гавайской жизни, ее использовали при строительстве дома, изготовлении каноэ и массаже ломиломи . Гавайцы обращались с молитвами к разным богам в зависимости от ситуации. Когда целители собирали травы для лекарств, они обычно молились Ку и Хине, мужчинам и женщинам, правым и левым, стоящим и лежачим. Люди поклонялись Лоно во время Макахики сезона и Ку во время войны. [ нужна ссылка ]

В историях XIX века описывается молитва в течение дня, причем конкретные молитвы связаны с повседневными делами, такими как сон, еда, питье и путешествие. [21] [22] Однако было высказано предположение, что молитвенная деятельность отличалась от подчиненных стилей молитвы, часто наблюдаемых в западном мире:

...обычная поза для молитвы – сидение прямо, с высоко поднятой головой и открытыми глазами – предполагает отношения, отмеченные уважением и самоуважением. Боги, возможно, и велики, но аумакуа преодолели разрыв между богами и людьми. Боги обладали великой маной ; но у человека тоже есть немного маны . Все это, возможно, не было правдой во времена Паао , но в остальном гавайец не казался ниц перед своими богами. [23]

Хейау служил центром молитвы на Гавайях. Подношения, жертвоприношения и молитвы приносились в этих храмах, тысячах коа ( святынь ), множестве вахи пана (священных мест) и на небольших куаху (алтарях) в отдельных домах.

История [ править ]

Фигура Лоно

Происхождение [ править ]

Хотя неясно, когда поселенцы впервые прибыли на Гавайские острова , есть убедительные доказательства того, что острова были заселены не позднее 800 г. н.э., а иммиграция продолжалась примерно до 1300 г. н.э. [24] Поселенцы прибыли с Маркизских островов и Большой Полинезии . значительный приток таитянских В какой-то момент на Гавайские острова высадился поселенцев, принесших с собой свои религиозные верования .

Ранняя гавайская религия напоминала другие полинезийские религии тем, что она была в основном сосредоточена на природных силах, таких как приливы , небо и вулканическая активность , а также на зависимости человека от природы в плане существования. Основные ранние боги отражали эти характеристики, поскольку ранние гавайцы поклонялись Кане (богу неба и творения), Ку (богу войны и мужских занятий), Лоно (богу мира, дождя и плодородия) (богу мира, дождя и плодородия) и Каналоа . бог океана).

гавайская Ранняя религия

Поскольку культура коренных народов распространена на восьми островах, с волнами иммиграции на протяжении сотен лет из разных частей южной части Тихого океана , религиозные практики развивались с течением времени и от места к месту по-разному.

Гавайская ученая Мэри Кавена Пукуи , выросшая в Кау, Гавайи , утверждала, что ранние гавайские боги были добрыми. [25] Одна традиция Молокаи следует этому направлению мысли. Писатель и исследователь Пали Дже Ли пишет: «В те древние времена единственной «религией» была религия семьи и единства со всем сущим. Люди были в гармонии с природой, растениями, деревьями, животными, айнами и друг с другом. Они уважали все и заботились обо всем. Все было поно ». [26]

«В доминирующем течении западной мысли существует фундаментальное разделение между человечеством и божественностью. ... Однако во многих других культурах таких различий между человеком и божеством не существует. Некоторые народы не имеют понятия о «Высшем Существе» или «Бог-Творец», который по своей природе «отличен» от своего творения, однако они утверждают, что испытывают духовный мир, в котором существа, более могущественные, чем они, заботятся о них и могут быть призваны на помощь». [27]

«Наряду с предками и богами, духи являются частью семьи гавайцев. [ нужны разъяснения ] «Есть много видов духов, которые помогают во благо, и многие, которые помогают во зле. Некоторые лгут и обманывают, а некоторые правдивы... Удивительно, как духи ( ухане мертвых и «ангелы» ( анела ) ) аумакуа могут обладать живыми людьми. Для бого-духов нет ничего невозможного, акуа ». [28]

Опубликовать контакт [ править ]

Хула исполняется во время церемонии во дворце Иолани , где ВМС вернули контроль над Кахоолаве штату Гавайи в 2003 году.

Король Камехамеха Великий умер в 1819 году. Впоследствии две его жены, Каахуману и Кеопуолани , тогда два самых влиятельных человека в королевстве, совещались с кахуна нуи , Хевахева . Они убедили молодого Лихолихо, Камеамеа II , свергнуть систему капу . Они приказали людям сжечь деревянные статуи и снести каменные храмы.

Без иерархической системы религии некоторые отказались от старых богов, а другие продолжили культурные традиции поклонения им, особенно своей семье аумакуа .

Протестантские христианские миссионеры прибыли из Соединенных Штатов с 1820 года и в конечном итоге приобрели большое политическое, моральное и экономическое влияние в Королевстве Гавайи. Большинство алии обратились в христианство , в том числе Каахуману и Кепуолани, но Каахуману потребовалось 11 лет, чтобы провозгласить законы против древних религиозных практик:

Поклонение идолам, таким как палки, камни, акулы, мертвые кости, древние боги и все ложные боги, запрещено. Есть только один Бог, Иегова. Он Бог, которому нужно поклоняться. Запрещены хула, пение ( олиоли ), песни удовольствия ( меле ), нецензурная лексика и купание женщин в общественных местах. Посадка авы запрещена. Ни вожди, ни простолюдины не должны пить ава. [29]

Подношения, представленные гавайскими религиозными практикующими в Улупо Хейау , 2009 г.

Несмотря на то, что традиционные гавайские религиозные обряды были объявлены вне закона, ряд традиций выжил за счет интеграции, практики сокрытия или практики в сельских общинах на островах. Сохранившиеся традиции включают поклонение семейным богам предков или аумакуа , почитание иви или костей и сохранение священных мест или вахи пана . Хула , когда-то запрещенная как религиозная практика, сегодня исполняется как в духовном, так и в светском контексте.

Наряду с сохранившимися традициями некоторые гавайцы практикуют христианизированные версии старых традиций. Другие исповедуют старую веру как единую религию .

В 1930-х годах американский писатель Макс Фридом Лонг создал философию и практику, которые он назвал «Хуна» . [30] Хотя Лонг и его последователи представляют это изобретение как разновидность древнего гавайского оккультизма , [30] ученые Ротштейн и Чай считают это в стиле Нью-Эйдж . смесью культурного присвоения и фантазии [4] [5] и не является представителем традиционной гавайской религии. [4] [5]

Современная практика [ править ]

Традиционные верования также сыграли роль в политике Гавайев после контакта. В 1970-х годах гавайская религия пережила возрождение во время Гавайского Возрождения . В 1976 году члены группы «Защити Кахоолаве Охана » подали иск в федеральный суд по поводу использования Кахоолаве ВМС США для стрельбы по мишеням . в том, что эта практика нанесла ущерб важным культурным и религиозным объектам. Обвинив Алули и др. против Брауна вынудили ВМС обследовать и защищать важные объекты, проводить природоохранные мероприятия и разрешать ограниченный доступ на остров в религиозных целях. [31]

Возмущение по поводу раскопок 1000 могил (датированных 850 годом нашей эры) во время строительства отеля Ritz-Carlton на Мауи в 1988 году привело к перепланировке и перемещению отеля вглубь страны, а также к объявлению этого места государственным историческим памятником. место. [32]

продолжающаяся серия протестов и демонстраций С 2014 года на острове Гавайи проходит по поводу выбора Мауна-Кеа для размещения Тридцатиметрового телескопа . Эти протесты стали известны как протесты против Тридцатиметрового телескопа. Некоторые гавайцы считают Мауна-Кеа самой священной горой коренной гавайской религии и культуры. Представители коренных жителей Гавайских островов неоднократно не смогли доказать в суде, что эти практики [ который? ] до 1893 года (порог защиты в соответствии с законодательством штата Гавайи). Протесты начались на местном уровне в штате Гавайи 7 октября 2014 года, но приобрели глобальный характер в течение нескольких недель после ареста 2 апреля 2015 года 31 человека, которые заблокировали проезжую часть, чтобы не допустить строительных бригад к вершине. [33]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Кэрролл, Брет (2000). Исторический атлас религии Рутледжа в Америке . Рутледж. стр. 18–19. ISBN  0-415-92131-7 .
  2. ^ «Исторический контекст священности, титула и принятия решений на Гавайях: последствия для ТМТ на Маунакеа» (PDF) .
  3. ^ Корнелл.edu. «Акт AIRFA 1978 года» . Проверено 9 июля 2010 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ротштейн, Микаэль, у Льюиса, Джеймса Р. и Дарена Кемпа. Справочник Нью Эйдж . Издательство Brill Academic, 2007 г. ISBN   978-90-04-15355-4
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чай, Макана Риссер (2011). «Хуна, Макс Фридом Лонг и идеализация Уильяма Бригама». Гавайский исторический журнал . 45 : 101–121.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Люси Ямамото; Аманда С. Грегг (2009). Одинокая планета Кауаи . Одинокая планета. п. 239. ИСБН  978-1-74104-136-1 .
  7. ^ Гутманис, июнь (1983). Древние гавайские молитвы: Древние гавайские молитвы . Издания ограниченные. стр. 4–14. ISBN  0-9607938-6-0 .
  8. ^ Каука, Джей. Религиозные верования и практики.
  9. ^ Мало, Д. (1903). Гавайские древности (Мулело Гавайи) (Том 2). Гавайская газета Company, Limited.
  10. ^ Валери, Валерио (1985). Царство и жертвоприношение: ритуал и общество на древних Гавайях . Перевод Паулы Виссинг. Издательство Чикагского университета. стр. 4–8. ISBN  0-226-84560-5 .
  11. ^ Беквит, Марта Уоррен. «Лоно из Макахики». Кумулипо, гавайское песнопение творения (Чикаго: Чикагский университет, 1951), 18.
  12. ^ Чун, Малкольм Нэа; Медицинская ассоциация (1994). Мы должны ждать в отчаянии . Первые народные постановки. стр. 179.
  13. ^ Пукуи, Нана и Куму: Посмотрите на источник, Том. II, 1972, с. 296
  14. ^ Лиликала Камеэлейхива, Родная земля и чужие желания: как должно быть? (Гонолулу: Bishop Museum Press, 1992), 23.
  15. ^ Малкольм Наэа Чун; Гавайский университет в Маноа. Педагогический колледж. Группа исследований и разработок учебных программ; Пихана на Мамо (Проект) (2006). Капу: гендерные роли в традиционном обществе . КРДГ. стр. 4–. ISBN  978-1-58351-044-5 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  16. ^ Мало, Дэвид, Гавайские древности. Специальное издание 2 Музея Бернис П. Бишоп, Второе издание. (Гонолулу: издательство Bishop Museum Press, 1951)
  17. ^ Лиликала Камеэлейхива, Родная земля и чужие желания: как должно быть? (Гонолулу: Bishop Museum Press, 1992), 24.
  18. ^ Лиликала Камеэлейхива, Родная земля и чужие желания: как должно быть? (Гонолулу: Bishop Museum Press, 1992), 25.
  19. ^ «Есть религия?» . Гавайи-guide.info . Проверено 18 августа 2008 г.
  20. ^ Валери, Валерио (1985). Царство и жертвоприношение: ритуал и общество на древних Гавайях . Издательство Чикагского университета. п. 231. ИСБН  9780226845609 .
    Акана, Алан Роберт (2014). Вулкан — наш дом: девять поколений гавайской семьи на вулкане Килауэа . Бальбоа Пресс. п. 51. ИСБН  978-1-4525-8753-0 .
  21. ^ Камакау, Самуэль Манайакалани; Мэри Кавена Пукуи; Дороти Б. Баррер (1993). Сказки и традиции древних людей: рассказы древних . Книжные линии Hawaii Ltd. стр. 64. ИСБН  0-930897-71-4 .
  22. ^ Кепелино (2007) [1932]. Марта Уоррен Беквит (ред.). Гавайские традиции Кепелино . Издательство Музея епископа. п. 56. ИСБН  978-1-58178-060-4 .
  23. ^ Казначей Мэри Кавена ; Э. У. Хертиг; Кэтрин А. Ли (1972). Посмотрите на Источник: Посмотрите на Источник . Том. 2. Гонолулу: Хуэй Ханай. стр. 135. ИСБН  978-0-9616738-2-6 .
  24. ^ Кирх, Патрик; Роджер Кертис Грин (2001). Гавайки, Наследственная Полинезия: очерк исторической антропологии . стр. 80 . ISBN  0-521-78879-Х .
  25. ^ Казначей Мэри Кавена ; Э. В. Хертиг; Кэтрин А. Ли (1972). Посмотрите на Источник: Посмотрите на Источник . Том. 2. Гонолулу: Хуэй Ханай. стр. 122. ИСБН  978-0-9616738-2-6 .
  26. ^ Ли, Пали Джэ (2007). Справедливость . Источник Молнии Inc. стр. 28. ISBN  978-0-9677253-7-6 .
  27. ^ Дадли, Майкл Киони; Кеони Кеалоха Агард (1990). Гавайская нация: человек, боги и природа . Иллюстрировано Дэниелом К. Сан Мигелем. Мужчины Королевства Пресс. стр. 32. ISBN  1-878751-01-8 .
  28. ^ Камакау, Самуэль Манайакалани; Мэри Кавена Пукуи; Дороти Б. Баррер (1964). Люди древности: Люди древности . Перевод Мэри Кавена Пукуи. Издательство Музея епископа. стр. 53–54. ISBN  0-910240-32-9 .
  29. ^ Смит, 1992, с. 298-301
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонг, Макс Фридом (2009) [1954]. Тайная наука, стоящая за чудесами . Уайлдсайд Пресс. ISBN   1-4344-0499-4 .
  31. ^ «Защита семейного страхования >> История» . Защитите поддержку семьи. Архивировано из оригинала 22 июля 2007 года . Проверено 24 июня 2008 г.
  32. ^ Значок закрытого доступаСонг, Джеймс (27 мая 2007 г.). «Бурное развитие Гавайев тревожит мертвых» . Окленд, Калифорния, США: Окленд Трибьюн . Архивировано из оригинала 10 июня 2013 года . Проверено 30 июня 2012 г. (требуется подписка)
  33. ^ «Интернет-петиция с требованием остановить проект Тридцатиметрового телескопа собрала 100 тысяч подписей» . Гонолулу Стар-Рекламодатель . 18 июля 2019 года . Проверено 3 мая 2020 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11e340adc9c67617dc3e9763b06ca7bc__1718638500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/bc/11e340adc9c67617dc3e9763b06ca7bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawaiian religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)