Кепелино
Кепелино | |
---|---|
Рожденный | в. 1830 г. |
Умер | в. 1878 г. |
Род занятий | Историк, Педагог, Писатель |
Известный | Написание Гавайских традиций Кепелино |
Зеферин «Кепелино» Кахоали Кеауокалани ( ок. 1830 – ок. 1878 ) был коренным гавайцем, историком культуры, написавшим «Традиции Гавайев Кепелино» . Кепелино родился в семье, происходящей как из гавайского священника, так и из дворянства, обратился в католицизм и вместе со своей семьей в раннем возрасте . Он получил образование у католических миссионеров и ненадолго присоединился к миссии на Таити, прежде чем вернуться, чтобы закончить образование в Гонолулу . Он стал редактором газеты для гавайских католиков на гавайском языке и написал множество письменных работ по истории и культуре Гавайев. Будучи личным секретарем королевы Гавайев Эммы , он поддержал ее кандидатуру на престол на монархических выборах 1874 года против Калакауа . После поражения королевы на выборах и восшествия Калакауа на престол Кепелино оказался вовлеченным в попытку свергнуть нового короля в пользу королевы Эммы, что привело к его суду и тюремному заключению за измену.
Имя
[ редактировать ]Кепелино — это гавайское произношение его христианского имени Зеферин (написанного во французской форме) или Зефирин . Его имена передаются во многих формах. Что сбивает с толку, он использовал имена Кахоалии (что было сокращением от Кахоалиикумаиеивакамоку) и Кеауокалани как синонимы в качестве своей фамилии. Он подписал свои имена как З. Теуоталани , Зеферин Кеуокалани , Джон П. Зефирина Кахоалии и другие альтернативные формы. Наиболее полное имя, которое он использовал, было Зеферин Кухопу Кахоалии Камеиамоку Куикаувай . [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Кайлуа-Коне , на острове Гавайи , около 1830 года. Его назвали Кахоали'икумаиеивакамоку , что означает «быть главой девяти округов», в честь традиционных районов (моку). ) Хило , Пуны , Кау , Северной Коны , Южной Коны , Северной Кохалы , Южной Кохалы , Хамакуа и Мокуолы . [ 3 ] Его отец Намики был потомком священнического рода Паао , а его мать Кахива Канекаполей была дочерью короля Камехамеха I , основателя Королевства Гавайи . Сестра по имени Пуахау вышла замуж за Пиимауна. [ 4 ] [ 5 ] В 1853 году Кепелино встретил французского писателя Жюля Реми и предоставил ему генеалогию священнической линии Паао. Реми также использовал неопубликованные работы Намики в своем повествовании Récits d'un vieux sauvage pour servir à l'histoire ancienne de Havaii (Вклад почтенного дикаря в древнюю историю Гавайских островов). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
До Указа о терпимости 1839 года римский католицизм был запрещен, французские миссионеры были депортированы, а новообращенные гавайцы преследовались во время правления ультрапротестантской королевы Каахуману , которая правила в качестве регента короля Камехамеха III . Французское военное вмешательство в 1839 году в конечном итоге вынудило Камеамеа III прекратить преследование и позволить католическим миссионерам основать миссию на Гавайских островах . [ 9 ] 26 июня 1840 года католические миссионеры отец Арсениус Уолш и отец Эрнест Хёртель прибыли из Гонолулу в Кайлуа, чтобы основать миссию на острове Гавайи, которая впоследствии стала церковью Святого Архангела Михаила . [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Кепелино и его родители были одними из первых гавайцев Кайлуа, принявших католическую веру. После обращения ему дали имя Зеферин или Кепелино, возможно, в честь папы второго века Зефирина . Отправленный в Гонолулу , Кепелино получил образование у католических миссионеров и стал учителем-мирянином, а также получил базовое образование по чтению, письму, географии и арифметике. В 1847 году он сопровождал отца Хёртеля в качестве помощника миссионера на Таити , в надежде, что ему удастся привлечь молодых таитян, обращенных в католицизм. Его проезд оплатил епископ Луи Дезире Мегрэ , апостольский викарий Сандвичевых (Гавайских) островов . Эртель и Кепелино отправились 5 июня и прибыли на Таити 6 июля после тридцати одного дня путешествия. Католическая миссия Таити оказалась в основном безуспешной. Конкуренция со стороны установленной протестантской миссии, основанной в 1797 году Лондонским миссионерским обществом , оказалась слишком жесткой, и протестантское духовенство приказало семьям и детям таитянских протестантов не общаться с Кепелино. Без поставленной цели беспокойный юноша стал бездельничать и причинять вред миссии. Отец Эртель, опасаясь, что молодой гавайец «затеряется в этом нашем Вавилоне», 25 августа написал письмо епископу Мегре, в котором просил отправить Кепелино обратно на Гавайи: [ 5 ]
Что-то еще. Я взял с собой Зеферина, чтобы попытаться привлечь детей канака в школу, и ему бы это прекрасно удалось, если бы это было возможно. Есть дети, которым он очень нравился, но протестантские священники на Таити так же плохи, как и на Сандвичевых [островах], и они приказали снести то, что он хотел построить. Они сказали родителям, что если они позволят детям пойти к Папе, они перестанут принадлежать церкви. Запуганные родители запретили своим детям приходить к нам, и они все ушли. С тех пор Зеферину, которому больше нечем было заняться, стало скучно; он начал проказничать, и так как я боюсь, что безделье может стать причиной того, что [он] заблудится в этом нашем Вавилоне, я решил отправить его обратно к родителям. Прошу вас, епископ, при первой же возможности отправить его на Гавайи. [ 12 ]
Карьера
[ редактировать ]
Когда он вернулся на Гавайи, о его жизни какое-то время ничего не было известно. Между 1861 и 1869 годами он продолжил свое образование в колледже Ауиману , основанном в 1846 году Конгрегацией Святых Сердец Иисуса и Марии . Изучая английский, французский, латынь и греческий, он обучался у епископа Мегрэ. С 1860 по 1861 год он писал для гавайской католической газеты «Ка Хэ Киритиано» , где опубликовал так называемые «спорные письма» под именем «З. Кахоалии». В 1869 году он написал письма для другой газеты «Ка Хэ Католика» и сочинил три панихиды по отцу Уолшу. Все эти публикации были датированы Гоноулиули, Оаху , возможно, там, где он жил. [ 5 ] В этот период Кепелино также жил с изучающим гавайские знания по имени Коха и стал частью небольшой группы гавайцев, которые встречались, чтобы обсудить гавайскую историю, культуру и традиции прошлого. [ 5 ] [ 13 ]
К 1874 году Кепелино служил личным секретарем королевы Эммы , вдовы короля Камехамеха IV, правившего с 1855 года до своей смерти в 1863 году, помогая ей составлять прокламации на гавайском языке и выступая в качестве королевского эмиссара между королевой и ее политическими сторонниками. [ 14 ] Историк Альфонс Л. Корн отмечает: «Его деятельность в качестве секретаря Эммы лишь поверхностно отражена в письменных записях того периода, но кажется вероятным, что он помогал как в вопросах генеалогии, так и в риторике, а также составил некоторые из ее воззваний к ее родной аудитории. " [ 13 ]
Заключён в тюрьму за измену
[ редактировать ]Кепелино был стойким сторонником права Эммы стать преемником короля Луналило на королевских выборах 1874 года против Калакауа . [ 14 ] За несколько дней до выборов он написал королю Италии и королеве Виктории с просьбой предоставить военные корабли для поддержки требований королевы Эммы. Эти письма были перехвачены Калакауа в качестве генерального почтмейстера. [ 5 ] После объявления о победе Калакауа над Эммой 12 февраля 1874 года ее сторонники спровоцировали бунт в здании суда Гонолулу , в результате которого была разрушена государственная собственность и нападено на нескольких законодателей, проголосовавших против королевы. Чтобы подавить гражданские беспорядки, с разрешения правительства Гавайев были высажены американские и британские войска, а участники беспорядков были арестованы. [ 15 ] Позже Кепелино утверждал, что сыграл роль в подавлении беспорядков и пытался заставить королеву спуститься из Ханайакамаламы, чтобы остановить ее сторонников. [ 16 ] После беспорядков Кепелино продолжил политическую поддержку своего работодателя и эммаитов или Партии королевы Эммы , которая сформировалась для противостояния новому королю. Летом 1874 года он подал петицию комиссару французскому Тео Балье с просьбой о вмешательстве Франции с целью свержения Калакауа. [ 17 ] [ 18 ] В петиции, датированной 14 июля и подписанной именем «Джон П. Зефирина Кахоалии», утверждалось: «Д. Калакауа не является законным королем. Поэтому мы скорбим о нарушенном мире и потере нашей независимости. Потому что это ложный король делает то, что разрушит нашу независимость и вызовет большие беспорядки в будущем, поскольку этот ложный король (Д. Калакауа) очень хочет заложить правительство какому-то иностранному правительству за миллион долларов». [ 19 ] [ 20 ]

7 и 8 августа король приказал арестовать Кепелино и еще четырех гавайцев по обвинению в государственной измене. Четверо других были освобождены после предварительного слушания 15 августа, а Кепелино был обвинен в государственной измене на более позднем слушании. [ 19 ] Измена была определена в разделе 1 главы 6 Уголовного кодекса Гавайских островов следующим образом: «Измена настоящим определяется как любой заговор или попытка свергнуть или уничтожить короля, или развязывание войны против правительства короля, или присоединение к его врагам, оказывая им помощь или утешение, то же самое делает человек, преданный Королевству». [ 16 ] Суд над ним в Верховном суде 6 октября стал первым судебным процессом по делу о государственной измене в королевстве со времени подписания Конституции 1840 года . Его защищали Капахей Кауаи , окружной судья, коренной гавайец из Ваймеа, Кауаи , и Дж. Портер Грин, адвокат из Гонолулу, происходящий из американской миссионерской семьи. Несмотря на аргумент его адвоката о том, что петиция не была секретом и что она никогда не доходила до французского чиновника, которому она была адресована, присяжные, состоящие из коренных гавайцев, вынесли единогласный обвинительный приговор менее чем за двадцать минут. [ 19 ] [ 17 ] [ 18 ]
12 октября Кепелино был приговорен к смертной казни через повешение председательствующим судьей Верховного суда Чарльзом Коффином Харрисом . [ 17 ] [ 18 ] Кепелино и Грин, как его адвокат, обратились в суд с просьбой о помиловании короля. В заявлении судье Кепелино заявил: «У Его Величества нет более лояльного подданного, чем я; я был бы готов рискнуть своей жизнью ради него. 12 февраля меня попросили использовать свое влияние для подавления беспорядков, и Я так и сделал. Меня попросили попытаться убедить королеву Эмму приехать и подавить бунт, и я попросил ее приехать». Обращение было направлено королю и его Тайному совету. [ 16 ] [ 21 ] Его поместили в тюрьму Оаху в ожидании казни через повешение, которая была назначена на первую пятницу марта 1875 года. [ 21 ] Незадолго до отъезда Калакауа с государственным визитом в Соединенные Штаты 13 ноября Королевским ордером приговор был заменен смертной казнью на десять лет тюремного заключения. [ 16 ] [ 22 ] [ 23 ] Ему предстояло отбыть почти два года своего заключения в тюрьме Оаху. Благодаря заступничеству епископа Мегре король Калакауа и его Тайный совет помиловали и освободили Кепелино 23 сентября 1876 года. [ 5 ] [ 24 ] [ 25 ] Пятеро других заключенных, помилованных в тот же день, первоначально были участниками беспорядков, участвовавшими в выборах 1874 года. [ 26 ]
В сохранившихся письмах королевы Эммы не говорится подробно об испытаниях, связанных с арестом и заключением Кепелино. о Кепелино сделаны лишь краткие записи В письмах, которые ее кузен Питер Каео написал Эмме, , а сохранившиеся письма в основном показывают заботу Каэо о нем. В письме от 8 августа 1874 года, вскоре после ареста и перед судом, Каэо заявил: «Я искренне надеюсь, что Кепелино избежит всякого вреда и одержит победу во всех отношениях». [ 27 ] 26 октября, узнав о постановлении, Каэо заметил о судьбе Кепелино: «Мне жаль Кепелино за то, что он претерпел такие трудности. для тебя." [ 28 ] Корн прокомментировал расчетливую манеру Эммы и ее продолжающиеся политические амбиции, несмотря на то, что случилось с ее сторонниками:
К сожалению, из-за утраты важных писем (как черновиков, так и оригиналов), на которых можно было основывать выводы, трудно описать, не говоря уже о попытках оценить, поведение королевы в этот период. Менее склонная к вспышкам брани, чем ее обычно кроткая кузина, она, тем не менее, кое-где обнаруживает нотки злобы, даже яда. Как будто полярные черты ее характера, учение ее англиканской веры и ее средне-викторианская женственная преданность долгу и гражданским добрым делам смешались с ее стремлением как алии обладать политической властью: завоевать Камехамеха возглавит трон и сыграет свою законную роль, как она это видела, на арене предков. В любом случае, пока бедняга Кепелино томился в тюрьме, подавленные, но беспокойные заговорщические порывы королевы продолжали тревожно искать удовлетворения. [ 29 ]
Кепелино так и не был женат и умер примерно в 1878 году, вскоре после выхода из тюрьмы, в возрасте от сорока пяти до пятидесяти лет. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Известный историк культуры, Кепелино много писал о культуре и истории своего народа. был знаком с традициями кахуна ( священников) и алии Из-за своего семейного происхождения он с раннего возраста (вождей). Между 1858 и 1860 годами он написал Hooiliili Hawaii («Гавайский сборник») в серии из четырех частей. [ 2 ] Первая часть этой работы была переведена и переиздана Бэсилом Ф. Киртли и Эстер Т. Мукини в 1977 году. [ 30 ] В 1868 году он написал свою более известную работу «Мулело Гавайи», не перевела ее которая оставалась неопубликованной до тех пор, пока после его смерти Марта Уоррен Беквит в 1932 году под названием «Традиции Гавайев Кепелино» . [ 5 ] В его произведениях сочетались как гавайские, так и западнохристианские элементы, и, что свидетельствует о его миссионерском воспитании, он изображал древнюю гавайскую политическую систему как форму деспотизма. [ 7 ] Среди других его публикаций — «Ка Мулело О на ла Гавайи» («История гавайских рыб») 1867 года и «Хе Вахи Хули-Тоа Ману Хавайи» («Описание гавайских птиц»). [ 30 ] Работы Кепелино ставят его в ряд других ранних гавайских писателей, таких как Дэвид Мало , Джон Папа Ии , Сэмюэл Камакау и С. Н. Халеоле . [ 31 ]
Комментируя биографию Кепелино, Альфонс Л. Корн отмечает:
Знания о его происхождении и интересах во многом основаны на работе отца Реджинальда Изендора, историка Римско-католической церкви на Гавайях, который был основным источником биографической информации, использованной Мартой Уоррен Беквит в ее введениях к двум работам Кепелино: «Традиции Кепелино». Гавайских островов (Бюллетень музея епископа, № 9, Гонолулу, 1932 г.); и «Кумулипо», гавайское песнопение творения (Гонолулу: Университетское издательство Гавайев, 1972). [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кепелино 2007 , стр. iv, viii.
- ^ Jump up to: а б Форбс 2001 , с. 226.
- ^ Кепелино 2007 , с. 4.
- ^ МакКинзи 1986 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кепелино 2007 , с. 3–7.
- ^ Реми 1859 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Валерий 1985 , с. xxv–xxvi
- ^ Форбс 2001 , с. 250.
- ^ Куйкендалл 1965 , стр. 137–147, 163–167.
- ^ Изендорн 1927 , с. 148.
- ^ Бансон 1977 , стр. 174.
- ^ Кепелино 2007 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Каео и королева Эмма 1976 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Каео и королева Эмма 1976 , стр. 165–166.
- ^ Куйкендалл 1967 , стр. 9–11; Канахеле 1999 , стр. 288–292; Осорио 2002 , стр. 154–157; Каео и королева Эмма 1976 , стр. 165–166
- ^ Jump up to: а б с д Каео и королева Эмма 1976 , стр. 249–250.
- ^ Jump up to: а б с Канахеле 1999 , стр. 302–305.
- ^ Jump up to: а б с Осорио 2002 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Каео и королева Эмма 1976 , с. 229.
- ^ «Суд за измену» . Тихоокеанский коммерческий рекламодатель . Гонолулу. 10 октября 1874 г. с. 3. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Приговор Кахоалии за измену» . Тихоокеанский коммерческий рекламодатель . Гонолулу. 17 октября 1874 г. с. 2. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ «Отсрочка» . Гавайская газета . Гонолулу. 28 октября 1874 г. с. 3. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ «Коммутировал» . Тихоокеанский коммерческий рекламодатель . Гонолулу. 14 ноября 1874 г. с. 3. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Кепелино 2007 , с. vi–viii.
- ^ «Сессионные законы 1876 года» . Гавайская газета . Гонолулу. 4 октября 1876 г. с. 2. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ «Протокол Тайного совета 1875–1881 гг.» (PDF) . Цифровые архивы Ка Хули Ао . стр. 71–81. Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2018 г. Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Каео и королева Эмма 1976 , с. 227.
- ^ Каео и королева Эмма 1976 , с. 251.
- ^ Каео и королева Эмма 1976 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Кепелино 1977 , с. 39–41.
- ^ Валерий 1985 , с. xxiii–xxvii
Библиография
[ редактировать ]- Бансон, Мэгги (1977). Вера в рай: полтора века Римско-католической церкви на Гавайях . Бостон: Издания Святого Павла. ISBN 9780819804143 . ОСЛК 2896226 .
- Forbes, Дэвид В., изд. (2001). Гавайская национальная библиография, 1780–1900 гг . Том. 3. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2503-4 . OCLC 314293370 .
- Каео, Питер ; Королева Эмма (1976). Корн, Альфонс Л. (ред.). Новости с Молокаи, Письма между Питером Кео и королевой Эммой, 1873–1876 гг . Гонолулу: Университетское издательство Гавайев. hdl : 10125/39980 . ISBN 978-0-8248-0399-5 . ОСЛК 2225064 .
- Канахель, Джордж С. (1999). Эмма: Замечательная королева Гавайев . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2240-8 . OCLC 40890919 .
- Кепелино (2007) [1932]. Гавайские традиции Кепелино . Перевод Марты Уоррен Беквит. Издательство Музея епископа. ISBN 978-1-58178-060-4 . OCLC 16791517 .
- Кепелино (1977). «Гавайская коллекция» Кепелино: его «Hooiliili Havaii», документ 1, 1858 г.». Гавайский исторический журнал . 11 . Перевод Бэсила Ф. Киртли и Эстер Т. Мукини. Гонолулу: 125–151. hdl : 10524/184 . OCLC 60626541 .
- Куйкендалл, Ральф Симпсон (1965) [1938]. Гавайское королевство 1778–1854 гг., Основание и преобразование . Том. 1. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-87022-431-7 . OCLC 47008868 .
- Куйкендалл, Ральф Симпсон (1967). Гавайское королевство 1874–1893 гг., Династия Калакауа . Том. 3. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-87022-433-1 . OCLC 500374815 .
- МакКинзи, Эдит Кавелохи (1986). Стагнер, Измаил В. (ред.). Гавайские генеалогии: извлечено из газет на гавайском языке . Том. 2. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 48. ИСБН 978-0-939154-37-1 . ОСЛК 12555087 .
- Осорио, Джон Камакавивооле (2002). Расчленение Лахуи: история гавайской нации до 1887 года . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2549-2 . OCLC 48579247 .
- Реми, Жюль (1859). Рассказы о старом дикаре, участвовавшем в древней истории Гавайев . Шалон-сюр-Марн: Э. Лоран. OCLC 154668936 .
- Валери, Валерио (1985). Царство и жертвоприношение: ритуал и общество на древних Гавайях . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-84560-9 . ОСЛК 11399030 .
- Изендорн, Реджинальд (1927). История католической миссии на Гавайских островах . Гонолулу: Гонолулу Star-Bulletin. OCLC 5524024 .
- рождение 1830-х годов
- Смерти 1870-х годов
- Коренные жители Гавайев
- Историки Гавайских островов
- Писатели с Гавайев
- Жители Каилуа-Кона, Гавайи
- Католики Гавайского королевства
- Обращается в католицизм
- Получатели помилования
- Люди, осужденные за государственную измену
- Люди, оправданные в государственной измене
- Римско-католические миссионеры во Французской Полинезии
- Выпускники школы Сент-Луиса