Jump to content

Коренные гавайцы

Коренные гавайцы
Настоящие люди , настоящие гавайцы
Общая численность населения
527 077 (перепись 2010 г.) [1]
156 456 (только коренные гавайцы) [2]
Регионы со значительной численностью населения
Соединенные Штаты 527,077
Канада 3,300 [3]
Новая Зеландия 429 [4]
Языки
Религия
Родственные этнические группы
Американцы с островов Тихого океана , таитяне , другие полинезийцы

Коренные гавайцы (также известные как коренные гавайцы , канака маоли , аборигены гавайцев или просто гавайцы ; гавайцы : канака , канака ойви , канака маоли и гавайские маоли ) — коренные полинезийцы Гавайских островов .

Гавайи были заселены по крайней мере 800 лет назад полинезийцами, приплывшими с островов Общества . Поселенцы постепенно оторвались от своей родины и развили в своем новом доме особую гавайскую культуру и самобытность. Они создали новые религиозные и культурные структуры в ответ на новые обстоятельства и для передачи знаний от одного поколения к другому. Следовательно, гавайская религия фокусируется на способах жизни и отношении к земле, а также прививает чувство общности.

Гавайское королевство было образовано в 1795 году, когда Камехамеха Великий с тогдашнего независимого острова Гавайи завоевал независимые острова Оаху , Мауи , Молокаи и Ланаи , чтобы сформировать королевство. В 1810 году к Королевству присоединились Кауаи и Ниихау , последние населенные острова, присоединившиеся к нему. Королевство приняло много иммигрантов из США и Азии . Движение за суверенитет Гавайев стремится к автономии или независимости Гавайев.

По данным переписи населения США 2010 года , люди коренного гавайского происхождения проживали во всех 50 штатах США, а также в Вашингтоне, округ Колумбия, и Пуэрто-Рико. [1] В США в 2010 году только 540 013 жителей сообщили о своем происхождении от коренных жителей Гавайских островов или других островов Тихого океана, из которых 135 422 человека проживали на Гавайях. [1] В целом в Соединенных Штатах 1,2 миллиона человек идентифицируются как коренные жители Гавайских островов и других островов Тихого океана, либо по отдельности, либо в сочетании с одной или несколькими другими расами. [1] Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана было одной из самых быстрорастущих групп в период с 2000 по 2010 год. [1]

История [ править ]

Король Камехамеха II

Историю Канака Маоли , как и историю Гавайев, обычно делят на четыре основных периода:

Происхождение [ править ]

Одна из теорий состоит в том, что первые полинезийцы прибыли на Гавайи в III веке с Маркизских островов , путешествуя группами вака , а в 1300 году нашей эры за ними последовали таитяне , которые завоевали коренных жителей. Другая причина заключается в том, что острова были заселены в течение одного длительного периода заселения. [5] Свидетельствами завоевания Таити являются легенды о Гавайлоа и мореплавателе-священнике Паао , который, как говорят, совершил путешествие между Гавайями и островом «Кахики» (Таити) и ввел множество обычаев. Ранние историки, такие как Авраам Форнандер и Марта Беквит , поддерживали эту теорию вторжения на Таити, но более поздние историки, такие как Патрик Кирх , не упоминают о ней. Король Калакауа утверждал, что Паао был родом из Самоа .

Некоторые авторы утверждают, что более ранние поселенцы на Гавайях были вынуждены перебраться в отдаленные долины вновь прибывшими. Они утверждают, что истории о менехуне , маленьких людях, построивших хейау и пруды для разведения рыбы , доказывают существование древних народов, заселивших острова до гавайцев, хотя подобные истории существуют по всей Полинезии. [6]

Демография [ править ]

Гавайцы исполняют хулу

На момент прибытия капитана Кука в 1778 году население, по оценкам, составляло от 250 000 до 800 000 человек. Это был пик численности коренного гавайского населения. В течение первого столетия после контакта канака-маоли были почти уничтожены болезнями, принесенными иммигрантами и посетителями. Канака Маоли не имел устойчивости к гриппу , оспе , кори или коклюшу , среди других. Эти болезни были столь же катастрофическими для коренного населения Америки .

В число нынешних 293 000 человек входят коренные гавайцы двойного происхождения и люди смешанного происхождения / многорасовые люди. Это было самое большое количество канака-маоли, проживавших на острове до 2014 года, то есть за почти 226 лет. Это длительное распространение было отмечено первоначальным вымиранием 1 из 17, которое постепенно увеличилось почти до 8–10 человек, умерших от контакта до нижней точки в 1950 году.

Перепись населения США 1900 года выявила 37 656 жителей полного или частичного коренного гавайского происхождения. Перепись 2000 года в США выявила 283 430 жителей коренных жителей Гавайских островов или островов Тихого океана , что демонстрирует устойчивую тенденцию роста на протяжении столетия.

Диаспора [ править ]

Некоторые гавайцы покинули острова в период существования Гавайского королевства . Например, Гарри Мэйти стал первым гавайцем в Пруссии .

Коренное население Гавайских островов увеличилось за пределами штата Гавайи , при этом в таких штатах, как Калифорния и Вашингтон, наблюдается резкий рост общей численности населения. Из-за заметного присутствия гавайцев в Лас-Вегасе , город иногда называют «Девятым островом» в честь восьми островов Гавайев. [7] [8] [9]

Культура и искусство [ править ]

Гавайец с двумя детьми, ок. 1890 г.

Было создано несколько обществ и организаций по сохранению культуры. Самым крупным из них является Бернис Пауахи Музей епископа , основанный в 1889 году и получивший название Гавайского государственного музея естественной и культурной истории. В музее хранится самая большая коллекция местных гавайских артефактов, документов и другой информации. Музей поддерживает связи с крупными колледжами и университетами по всему миру для облегчения исследований.

Общество полинезийских путешествий возродило интерес к полинезийским методам парусного спорта, как в судостроении, так и в навигации без инструментов. Общество построило несколько каноэ с двойным корпусом, начиная с Хокулеа , а затем Макалии, Алингано Майсу и Моокиха О Пиилани. [10] Каноэ и их путешествия по всему миру способствовали обновлению и пониманию гавайской культуры. [11]

Религия и общество [ править ]

Изображение королевского хейау (гавайского храма) в заливе Килакекуа , ок. 1816 г.

Коренная гавайская культура выросла из своих полинезийских корней, создав местную религию и культурные традиции. Это новое поклонение было сосредоточено на идеях земли ( айна ) и семьи ( охана ). Земля стала священной частью жизни и семьи. [12] Гавайская религия политеистична , но в основном сосредоточена на богах Вакеа и Папаханаумоку , матери и отце Гавайских островов. Их мертворожденный ребенок сформировал глубокие корни Гавайев, а второй ребенок, Халоа , является богом, от которого произошли все гавайцы. [12]

Гавайская культура ориентирована на касты , с определенными ролями, основанными на социальном положении. Кастовые роли отражаются в том, как контролировалась земля.

Землевладение [ править ]

Каждый остров был разделен на моку , которые отдавались высокопоставленным людям и хранились в семье. Каждый моку был разделен на меньшие ахупуаа , каждый из которых простирался от моря до вершины ближайшей горы. Это было сделано для того, чтобы каждый ахупуа предоставил все необходимые ресурсы для выживания, включая лиственные породы и источники пищи. [13] Каждым ахупуаа управляли менеджеры, которым вождь острова поручил собирать дань с жителей. Разделение ахупуаа основывалось на уровне дани. Основными подразделениями были «Илийские» . Каждый Или дал дань вождю ахупуаа , а другой - вождю острова. В отличие от европейской системы феодализма , [13] Гавайские крестьяне никогда не были привязаны к земле и могли свободно передвигаться по своему усмотрению. [14]

Канака Маоли называют себя камаайна , слово, означающее «народ земли», из-за их связи с землей и управления ею. Это также было частью духовной системы верований, которая приписывала их происхождение самой земле. [15] Это подкрепляется выращиванием таро , растения, которое считается проявлением Халоа. Символ представляет глубокие корни, которые привязывают гавайцев к островам, а также символизирует разветвленные сети, созданные гавайцами. [15]

Хула [ править ]

Хула – одна из самых известных форм искусства коренных народов Гавайев. Традиционно хула представляла собой ритуальный танец, исполняемый в честь богов и богинь. [16] Хула обычно классифицируется как Хула Кахико или Хула Ауана . Каждая хула рассказывает историю посредством своих движений и жестов. [ нужна ссылка ]

Хула Кахико – традиционный стиль. Его интерпретирующий танец известен своей грацией и романтическим чувством. Танцы сопровождаются ударными инструментами и традиционными песнопениями . Традиционные инструменты включают барабан , килу или пуниу , ипу , хано или пхе хано иху , ка , ту , оеэ , мешок мешок- , хокойо и ви . Танцоры усиливают эффект, используя uli , puili , iliili , papahehi и kala'au . [17]

Хула Ауана находилась под влиянием более поздних западных факторов. Его сопровождают нетрадиционные музыкальные инструменты и яркие наряды. Он стал популярен среди туристов, и именно эта форма наиболее широко практикуется за пределами островов. Гавайские гитары и гитары распространены.

Праздники [ править ]

Гавайцы отмечают традиции и праздники. Самая популярная форма празднования на Гавайях — Луау . Луау — это традиционный гавайский банкет, на котором обычно представлены такие блюда, как пои , поке , ломи-ломи лосось , калуа свинья , хаупия , а также такие развлечения, как музыка на гавайской гитаре и хула. [18]

Одним из самых важных праздников является День принца Кухио . Праздник отмечается ежегодно с 1949 года в день его рождения (26 марта). Праздник посвящен принцу Ионе Кухио Каланианаоле , конгрессмену, которому удалось помочь семьям коренных жителей Гавайских островов стать землевладельцами. Его отмечают гонками на каноэ и луау по островам. [19] Ежегодно 11 июня Канака Маоли празднует день короля Камехамеха . Камеамеа I был королем, который объединил острова и основал Королевство Гавайи. Он был известен как бесстрашный воин, мудрый дипломат и самый уважаемый лидер в истории Гавайской монархии. Праздник отмечается парадами и церемониями драпирования леев , во время которых Канака Маоли приносит леи (цветочные ожерелья) к статуям короля Камехамеха, расположенным на разных островах, и навешивает их на его литые бронзовые руки и шею, чтобы отметить его вклад в жизнь народа Гавайев. [20]

культурное возрождение Гавайское

Родная гавайская культура пережила возрождение , начиная с 1970-х годов. Частично это было вызвано Конституционным съездом штата Гавайи в 1978 году , состоявшимся через 200 лет после прибытия капитана Кука. На съезде правительство штата взяло на себя обязательство изучать и сохранять гавайскую культуру, историю и язык.

Гавайская культура была внедрена в государственные школы Гавайев, где преподавали гавайское искусство, образ жизни, географию, хулу и гавайский язык. В средних и старших школах было поручено преподавать историю Гавайев всем своим ученикам.

Многие аспекты гавайской культуры были коммерциализированы, чтобы привлечь посетителей со всего мира. [21] Это включает в себя хулу, использование слова «Алоха», лей и ассимиляцию гавайской культуры в образ жизни чужеземцев. Это обеспечило значительную финансовую поддержку культурным практикам, одновременно подчеркнув аспекты, которые более популярны среди тех, кто уважает традиции.

Были приняты поправки к законам и уставу, признающие политику предпочтения гавайских названий мест и улиц. Например, с закрытием военно-морской авиабазы ​​Барберс-Пойнт в 1990-х годах регион, ранее занимаемый базой, был переименован в Калаэлоа .

Активизм [ править ]

Хотя протесты коренных гавайцев имеют долгую историю, начавшуюся сразу после свержения Гавайского королевства , многие заметные протесты произошли во время или после гавайского культурного возрождения. К ним относятся протесты в долине Калама , борьба Вайахоле-Вайкане , протесты на острове Кахоолаве и протесты по поводу присутствия и управления астрономическими обсерваториями на вершинах Гавайских гор, в первую очередь протесты против Тридцатиметрового телескопа . [22]

Гавайский язык [ править ]

Гавайский язык традиционный

Гавайский язык (или Олело Гавайи ) когда-то был языком коренных жителей Гавайских островов; сегодня канака маоли преимущественно говорят по-английски . Основным фактором этого изменения стал закон 1896 года, который требовал, чтобы английский язык «был единственным средством и основой обучения во всех государственных и частных школах». Этот закон исключил гавайский язык из школ. Несмотря на это, некоторые канака маоли (а также неканака маоли ) выучили «Олело Гавайи» . [23] Как и другие местные жители Гавайев, Канака Маоли обычно говорит на гавайском креольском английском (называемом местными пиджинами в повседневной жизни ). Пиджин — это креольский язык , который развился в эпоху плантаций в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, смешивая слова и дикцию различных этнических групп, живших тогда на Гавайях. [24]

Олело Гавайи позже стал официальным языком штата Гавайи наряду с английским . В 1978 году штат принял программу сохранения культуры. Программы включали школы с погружением в гавайский язык и отделение гавайского языка в Гавайском университете в Маноа . С тех пор уровень владения гавайским языком среди представителей всех рас возрос. [25]

В 2006 году Гавайский университет в Хило учредил магистерскую программу на гавайском, [26] а в 2006 году - докторская программа. Это была первая докторская программа, созданная для изучения любого языка до контакта в Соединенных Штатах . [27]

Гавайский язык является основным языком жителей Ниихау . [28]

жестов Гавайский язык

Помимо «Олело Гавайи» , некоторые маоли говорили на малоизученном гавайском языке жестов. [29]

Образование [ править ]

На Гавайях системой государственных школ управляет Департамент образования штата Гавайи , а не местные школьные округа. Под управлением губернатора Бенджамина Дж. Каэтано с 1994 по 2002 год в системе образования штата были созданы школы с погружением в гавайский язык . В этих школах все курсы преподаются на гавайском языке и включают гавайские предметы. Эти школы предназначены не только для коренных гавайцев. [23]

Канака Маоли имеют право на получение образования в школах Камеамеа (KS), основанных по последней воле и завещанию Бернис Пауахи, епископа династии Камеамеа . Самая большая и богатая система частных школ в Соединенных Штатах, KS, была предназначена для помощи сиротам и нуждающимся, причем предпочтение отдавалось Канака Маоли . В школах обучаются тысячи детей коренных гавайских предков, а также предлагаются летние программы и программы за пределами кампуса, не ограниченные происхождением. Практика KS по приему в первую очередь одаренных студентов вызвала споры в коренном гавайском сообществе. Многие семьи считают, что одаренные ученики могут преуспеть где угодно и что гавайскому сообществу будет лучше, если дать образование обездоленным детям, чтобы помочь им стать ответственными общественными деятелями. [30]

Многие канака маоли посещают государственные или другие частные школы.

Управление по делам Гавайев [ править ]

Управление по делам Гавайев (OHA) — это самоуправляющийся корпоративный орган штата Гавайи, созданный Конституционным съездом штата Гавайи в 1978 году . [31] [32]

Мандат OHA заключается в развитии образования, здравоохранения, жилья и экономики ( Kānaka Maoli ) коренных гавайцев. он опирается на охану , моомеу и аину Для осуществления изменений . OHA проводит исследования и пропаганду для формирования государственной политики. OHA работает с сообществами для обмена информацией и обеспечения общественной поддержки проблем Гавайев. [33]

OHA получило контроль над некоторыми государственными землями и приобрело другие земельные владения для обеспечения жильем, поддержки сельского хозяйства и поддержки культурных учреждений. [34] Земли, первоначально переданные OHA, изначально были землями короны Королевства Гавайи, которые после свержения Гавайского королевства перешли в различные формы государственной собственности.

OHA — это полуавтономный правительственный орган, которым управляет попечительский совет из девяти членов, избираемый народом штата Гавайи посредством всенародного голосования.

Федеральные разработки [ править ]

Аннексия США [ править ]

В 1893 году, во время гавайских восстаний 1887–1895 годов и после восшествия королевы Лилиуокалани на гавайский престол в 1891 году, Сэнфорд Доул создал «Комитет безопасности», свергнувший монархию . Частично это произошло из-за отказа королевы от Конституции 1887 года, которая серьезно ограничивала ее власть. [35] Это ослабило традиционное управление и привело к созданию правительства, поддерживаемого США и возглавляемого плантациями. [36] Одной из причин свержения было нежелание Калакауа подписать измененный Договор о взаимности, который нанес бы ущерб гавайской торговле и открыл бы часть острова Оаху для военной базы Перл-Харбор . [37]

Это событие было оспорено Гровером Кливлендом , но в конечном итоге было поддержано президентом Уильямом МакКинли в его плане «Явная судьба», который нанес ущерб коренным народам континентальной части Соединенных Штатов и Гавайев. В результате этого изменения Канака Маоли осталась единственной крупной коренной группой, не имеющей статуса переговоров между нациями и без какой-либо степени самоопределения. [38]

программах коренных Закон американцев о

В 1974 году в Закон о программах для коренных американцев были внесены поправки, включившие Канака Маоли . Это открыло Канаке Маоли возможность получить право на участие в некоторых федеральных программах помощи, первоначально предназначенных для коренных американцев континентальной части страны . Сегодня раздел 45 CFR, часть 1336.62, определяет коренного гавайца как «человека, любой из предков которого был уроженцем территории, состоящей из Гавайских островов, до 1778 года». [39]

США извинениях Резолюция об

23 ноября 1993 года президент США Билл Клинтон подписал Публичный закон США 103–150, также известный как Резолюция об извинениях , который ранее был принят Конгрессом. Эта резолюция «приносит извинения Канаке Маоли от имени народа Соединенных Штатов за свержение Королевства Гавайи». [40]

о реорганизации правительства коренных жителей Гавайских островов г. 2009 Закон

В начале 2000-х годов делегация штата Гавайи в Конгрессе представила законопроект о федеральном признании коренных жителей Гавайских островов (законопроект Акака), попытку признать и сформировать правительственное учреждение коренных жителей Гавайских островов для ведения переговоров с правительствами штата и федеральным правительством. Законопроект впервые установит формальные политические и юридические отношения между коренным населением Гавайских островов и правительством США. Сторонники считают этот закон признанием и частичным исправлением прошлых несправедливостей. В их число входила делегация Конгресса Гавайев, а также бывший губернатор Линда Лингл . В число противников входят Комиссия США по гражданским правам (которая сомневалась в конституционности создания правительства, основанного на расовой принадлежности), либертарианские активисты (которые оспаривали точность заявлений о несправедливости) и другие активисты за суверенитет коренных жителей Гавайских островов (которые утверждали, что закон помешало бы полной независимости от США). [ нужна ссылка ]

Опрос Ward Research, проведенный в 2003 году Управлением по делам Гавайев, показал, что «восемьдесят шесть процентов из 303 жителей Гавайских островов, опрошенных Ward Research, сказали« да ». Только 7 процентов сказали «нет», при этом 6 процентов не уверены... Из 301 опрошенного негавайца почти восемь из 10 (78 процентов) поддержали федеральное признание, 16 процентов выступили против него, а 6 процентов не уверены». [41] Опрос Zogby International, проведенный в 2009 году Массовым институтом Гавайев, показал, что большинство (39%) жителей Гавайев выступили против этого и что 76% указали, что они не желают платить более высокие налоги, чтобы компенсировать любые возникающие в результате потери налоговых поступлений из-за этого закона. . [42]

Законопроект не прошел.

: Центр передового опыта в области местного права гавайского Ка Хули Ао

В 2005 году при поддержке сенатора США Дэниела Иноуе в рамках федерального финансирования в рамках Закона об образовании коренных гавайцев был создан Центр передового опыта в области права коренных гавайцев при юридической школе UH Mānoa Уильяма С. Ричардсона . Программа стала известна как Ка Хули Ао: Центр передового опыта в области местного гавайского права.

Ка Хули Ао специализируется на исследованиях, стипендиях и работе с общественностью. Ка Хули Ао поддерживает присутствие в социальных сетях и предоставляет студентам-юристам летние стипендии. Выпускники юридических факультетов имеют право подать заявку на получение стипендии после получения степени доктора права.

самоуправления Предложение внутреннего Департамента

В 2016 году Министерство внутренних дел (DOI) под руководством министра Салли Джуэлл начало процесс признания права гавайцев на самоуправление и возможности ведения переговоров о статусе и правах между странами. [43] Это вызвало сопротивление со стороны движения за суверенитет Гавайев, которое считало, что Канаке Маоли не следует ориентироваться в структурах США для восстановления суверенитета, и считало этот процесс незавершенным. [44] Результат в конечном итоге позволил установить отношения между странами, если Канака Маоли создаст свое собственное правительство и будет стремиться к таким отношениям. [45] Процесс формирования правительства был остановлен судьей Энтони Кеннеди . [ нужна ссылка ] используя свой более ранний прецедент в деле Райс против Каэтано, согласно которому «родословная была показателем расы» на выборах на основе происхождения, но само голосование не было остановлено .

насилии в отношении женщин о Закон

В декабре 2022 года в Закон о насилии в отношении женщин были внесены поправки, включающие в грантовое финансирование лиц из канака-маоли, переживших гендерное насилие, и организации коренных жителей Гавайских островов. [46]

коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана азиатского происхождения Месяц наследия американцев ,

Правительство Соединенных Штатов навсегда провозгласило май Месяцем наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана ; [47] до 2021 года он был известен как Месяц американского наследия Азиатско-Тихоокеанского региона . [48]

Известные реальные люди

В 1873 году первые канака маоли получили разрешение от короля Луналило (предыдущая эмиграция канака маоли не разрешалась) на постоянную эмиграцию в Соединенные Штаты (Солт-Лейк-Сити, штат Юта). Это были Киха Каава и Кахана Пукахи. По прибытии Киха был усыновлен президентом мормонского миссионера Джорджем Небекером, в результате чего Киха Каава (Небекер) стал первым уроженцем Гавайских островов, ставшим гражданином США в 1873 году.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: 2010 г. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США, 2012 г. https://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-12.pdf.
  2. ^ Хиксон, Линсдей; Хеплер, Брэдфорд; Оук Ким, Мён (май 2012 г.). Краткая информация о переписи населения 2010 года, Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: 2010 год (PDF) (Отчет). Бюро переписи населения США . п. 15. C2010BR-12 . Проверено 10 марта 2019 г. «Было 156 000 человек, которые сообщили о коренных гавайцах без дополнительной подробной группы NHPI или расовой группы, и еще 371 000 человек, которые сообщили о коренных гавайцах в сочетании с одной или несколькими другими расами и / или подробными группами NHPI. Таким образом, всего сообщили 527 000 человек. Коренной гавайец отдельно или в любой комбинации».
  3. ^ «Профиль переписи населения, перепись 2016 года» . Статистическое управление Канады .
  4. ^ «Сводные данные переписи населения 2018 года | Статистика Новой Зеландии» .
  5. ^ Кирч, Патрик Винтон; Грин, Роджер К.; Грин, Роджер Кертис (2001). Гавайки, исконная Полинезия: очерк исторической антропологии (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-78309-5 . OCLC   57218655 .
  6. ^ Беквит, Марта Уоррен (1976). Гавайская мифология . Гонолулу: Университетское издательство Гавайев. ISBN  0-8248-0514-3 . OCLC   5773353 .
  7. ^ Голдфилд, Ханна (27 мая 2024 г.). «Роман Лас-Вегаса и Гавайев длиной в десятилетия» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
  8. ^ Фосетт, Элиза (20 мая 2023 г.). «Океана не видно. Но многие гавайцы делают Лас-Вегас своим домом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
  9. ^ Летурно, Кристиан (24 мая 2022 г.). «Как этот город на материке стал известен как «Девятый остров Гавайев» » . Фодора . Архивировано из оригинала 18 июня 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
  10. ^ Гольдман, Рита (21 сентября 2013 г.). «Гавайское плавающее каноэ | Каноэ Мауи | Моокиха» . Журнал Мауи Но Ка Ои . Проверено 4 февраля 2024 г.
  11. ^ Без указания авторства (25 июля 2007 г.). «Гавайское культурное наследие» . Национальный морской памятник Папаханаумокуакеа (на американском английском и гавайском языках). США Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г. Обсуждается путешествие Хокулеа «Навигационные изменения» , которое также повысило осознание взаимозависимости гавайцев, их окружающей среды и их культуры.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Взгляд на коренную гавайскую культуру, историю и верования» . США Travelia . 11 мая 2015 года . Проверено 7 ноября 2020 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «2. Гавайи» , «Приключения на Гавайях» , University of Hawaii Press, стр. 37–134, 31 декабря 2017 г., doi : 10.1515/9780824845179-003 , ISBN  978-0-8248-4517-9 , получено 7 ноября 2020 г.
  14. ^ Стил, Клэр Хивахива (2015). Земля — король; Хе Каува ке Канака (Земля — вождь; человек — ее слуга): Традиционное гавайское управление ресурсами и трансформация землевладельца . Гонолулу, Гавайи: магистерская диссертация, Гавайский университет в Маноа. стр. 21.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Траск, Хаунани-Кей (июль 1991 г.). «Создание коалиции между коренными и некоренными жителями» . Стэнфордский юридический обзор . 43 (6): 1197–1213. дои : 10.2307/1229037 . ISSN   0038-9765 . JSTOR   1229037 .
  16. ^ «История танца Хула» . EverydayHealth.com . Проверено 1 сентября 2019 г.
  17. ^ «Инструменты | Научные исследования Гавайского института» . Проверено 1 сентября 2019 г.
  18. ^ «Гавайский луау» . www.to-гавайи.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
  19. ^ «День принца Ионы Кухио Каланианаоле 2024 года в США» . www.timeanddate.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
  20. ^ «День короля Камеамеа» . Гавайи.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
  21. ^ Траск, Хаунани-Кей (1991). «Прекрасные земли Хула: корпоративный туризм и проституция гавайской культуры» . Граница/Линии (23).
  22. ^ «Мауна-Кеа — последнее событие в долгой истории протестов коренных жителей Гавайских островов» . Гражданский ритм Гонолулу . 30 августа 2019 г. Проверено 6 августа 2021 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорнер, Сэм Л. (1996). Что язык живет через детей: приобретение гавайского языка детьми в школе Кайапуни [Что язык живет через детей: приобретение гавайского языка детьми в школе погружения.] (доктор философии). Гавайский университет. ПроКвест   304242908 . (Требуется подписка.)
  24. ^ Коллинз, Кэти (январь – февраль 2008 г.). «Язык Да Мудда» . www.mauinokaoimag.com – Журнал Maui no kaʻoi . Вайлуку, Гавайи, США. OCLC   226379163 . Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 18 октября 2012 г.
  25. ^ Гу, Сара Кехаулани (22 июня 2019 г.). «Гавайский язык почти умер. Радиошоу послужило толчком к его возрождению» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 6 августа 2021 г.
  26. ^ Хансен, Лиана (23 мая 2002 г.). «Степень магистра гавайского языка» . npr.org .
  27. ^ Томпсон, Род (2 января 2007 г.). «UH предлагает первую докторскую степень на родном языке» . archives.starbulletin.com . Проверено 6 августа 2021 г.
  28. ^ Левин, Анатоль В. (1997). Знакомство с языками мира . Нью-Йорк Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-508116-9 .
  29. ^ «Лингвисты говорят, что гавайский язык жестов признан отдельным языком» . Вашингтон Пост . 1 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  30. ^ Рот, Рэндалл В. (2002). «Экономика некоммерческого учета: споры о политике приема в школы Камеамеа» . Международный журнал некоммерческого права . 5 (1).
  31. ^ Линн Хинтон; Кеннет Хейл (8 октября 2001 г.). Зеленая книга возрождения языка на практике . БРИЛЛ. п. 143. ИСБН  978-90-04-26172-3 .
  32. ^ № 07-1372 Штат Гавайи против OHA Краткая информация о Суверенных советах Ассамблеи Гавайских земель, Нааахухива, Коллегии адвокатов коренных жителей Гавайских островов Хуэй Како'о Айна Хо'о Пула'пулай и 'ахахуи о Гавайи в качестве AMICI CURIAE в поддержку респондентов (Отчет). Библиотека юридического факультета Гавайского университета. Сноска 4. Верховный суд Гавайев назвал OHA «самоуправляющейся корпоративной организацией»…
  33. ^ «Что мы делаем» . Управление по делам Гавайев (OHA) . Проверено 4 февраля 2024 г.
  34. ^ Бойд, Ману (3 июля 2006 г.). «ОНА получает титул Ваймеа Вэлли» . Гонолулу, Гавайи, США: Управление по делам Гавайев . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  35. ^ «Американцы свергают гавайскую монархию» . ИСТОРИЯ . Проверено 18 сентября 2020 г.
  36. ^ Руссо, Карла Эррерия (31 мая 2018 г.). «Земля, потеря и любовь: потери вестернизации для коренных гавайцев» . ХаффПост . Проверено 18 сентября 2020 г.
  37. ^ «Документ без названия» . www.dartmouth.edu . Проверено 18 сентября 2020 г.
  38. ^ «Манифест Судьбы и Тихий океан» . gorhistory.com . Проверено 18 сентября 2020 г.
  39. ^ «42 USC 2992c: Определения» . Управление адвоката по пересмотру Кодекса законов США . Проверено 3 ноября 2021 г.
  40. ^ с: Публичное право США 103-150.
  41. ^ Аполиона, Хаунани (3 апреля 2005 г.). «Другая перспектива: научный опрос показывает, что большинство отдает предпочтение гавайским программам» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Гонолулу, Гавайи, США: Black Press Group Ltd. ISSN   0439-5271 . OCLC   9188300 , 433678262 , 232117605 , 2268098 . Проверено 2 июня 2012 г.
  42. ^ Корн, Шерил (24 ноября 2009 г.). «Результаты интерактивного опроса Zogby International, проведенного по заказу Массового института Гавайев» (PDF) . Grassrootinstitute.org . Зогби Интернэшнл . Гонолулу, Гавайи: Массовый институт Гавайев . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2010 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  43. ^ «Министерство внутренних дел окончательно доработало правило о признании правительства коренных жителей Гавайских островов» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 18 сентября 2020 г.
  44. ^ Бит, Чад Блэр Сивил (23 сентября 2016 г.). «Федералы прокладывают «путь» к самоуправлению коренных жителей Гавайев» . ХаффПост . Проверено 18 сентября 2020 г.
  45. ^ «Коренные гавайцы разделились по поводу федерального признания | Голос Америки – английский» . www.voanews.com . Проверено 18 сентября 2020 г.
  46. ^ Лу, Алисия (31 декабря 2022 г.). «Коренные жители Гавайских островов, пережившие домашнее насилие, теперь имеют право на федеральное финансирование» . Гражданский ритм Гонолулу .
  47. ^ Тиангко, Ариэль (25 апреля 2022 г.). «APA, AAPI, APIDA или AANHPI? История и значение кризиса идентичности «американцев азиатского происхождения»» . Оптимист Дейли . Проверено 25 марта 2024 г. Ранее известный как Месяц наследия американцев азиатского происхождения и жителей островов Тихого океана, в апреле 2021 года название было официально изменено на Месяц наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана, после подписания президентом Джо Байденом Прокламации 10189.
  48. ^ «О Месяце американского наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» . Библиотека Конгресса. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 18 августа 2014 г.
    Джордж Буш: «Заявление о подписании закона об учреждении Месяца американского наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе», 23 октября 1992 г. Интернет, Герхард Питерс и Джон Т. Вулли, Проект американского президентства. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=21645 Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c921c3d2d1270e63bdec9a39c44155de__1718717880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/de/c921c3d2d1270e63bdec9a39c44155de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Native Hawaiians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)