Коренные гавайцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Настоящие люди , настоящие гавайцы | |
---|---|
Общая численность населения | |
527 077 (перепись 2010 г.) [1] 156 456 (только коренные гавайцы) [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты | 527,077 |
Канада | 3,300 [3] |
Новая Зеландия | 429 [4] |
Языки | |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
Американцы с островов Тихого океана , таитяне , другие полинезийцы |
Коренные гавайцы (также известные как коренные гавайцы , канака маоли , аборигены гавайцев или просто гавайцы ; гавайцы : канака , канака ойви , канака маоли и гавайские маоли ) — коренные полинезийцы Гавайских островов .
Гавайи были заселены по крайней мере 800 лет назад полинезийцами, приплывшими с островов Общества . Поселенцы постепенно оторвались от своей родины и развили в своем новом доме особую гавайскую культуру и самобытность. Они создали новые религиозные и культурные структуры в ответ на новые обстоятельства и для передачи знаний от одного поколения к другому. Следовательно, гавайская религия фокусируется на способах жизни и отношении к земле, а также прививает чувство общности.
Гавайское королевство было образовано в 1795 году, когда Камехамеха Великий с тогдашнего независимого острова Гавайи завоевал независимые острова Оаху , Мауи , Молокаи и Ланаи , чтобы сформировать королевство. В 1810 году к Королевству присоединились Кауаи и Ниихау , последние населенные острова, присоединившиеся к нему. Королевство приняло много иммигрантов из США и Азии . Движение за суверенитет Гавайев стремится к автономии или независимости Гавайев.
По данным переписи населения США 2010 года , люди коренного гавайского происхождения проживали во всех 50 штатах США, а также в Вашингтоне, округ Колумбия, и Пуэрто-Рико. [1] В США в 2010 году только 540 013 жителей сообщили о своем происхождении от коренных жителей Гавайских островов или других островов Тихого океана, из которых 135 422 человека проживали на Гавайях. [1] В целом в Соединенных Штатах 1,2 миллиона человек идентифицируются как коренные жители Гавайских островов и других островов Тихого океана, либо по отдельности, либо в сочетании с одной или несколькими другими расами. [1] Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана было одной из самых быстрорастущих групп в период с 2000 по 2010 год. [1]
История [ править ]
Историю Канака Маоли , как и историю Гавайев, обычно делят на четыре основных периода:
- период до объединения (до г. 1800 )
- период единой монархии и республики ( ок. 1800–1898 гг.)
- территориальный период США (1898–1959 гг.)
- период государственности США (с 1959 г. по настоящее время)
Происхождение [ править ]
Одна из теорий состоит в том, что первые полинезийцы прибыли на Гавайи в III веке с Маркизских островов , путешествуя группами вака , а в 1300 году нашей эры за ними последовали таитяне , которые завоевали коренных жителей. Другая причина заключается в том, что острова были заселены в течение одного длительного периода заселения. [5] Свидетельствами завоевания Таити являются легенды о Гавайлоа и мореплавателе-священнике Паао , который, как говорят, совершил путешествие между Гавайями и островом «Кахики» (Таити) и ввел множество обычаев. Ранние историки, такие как Авраам Форнандер и Марта Беквит , поддерживали эту теорию вторжения на Таити, но более поздние историки, такие как Патрик Кирх , не упоминают о ней. Король Калакауа утверждал, что Паао был родом из Самоа .
Некоторые авторы утверждают, что более ранние поселенцы на Гавайях были вынуждены перебраться в отдаленные долины вновь прибывшими. Они утверждают, что истории о менехуне , маленьких людях, построивших хейау и пруды для разведения рыбы , доказывают существование древних народов, заселивших острова до гавайцев, хотя подобные истории существуют по всей Полинезии. [6]
Демография [ править ]
На момент прибытия капитана Кука в 1778 году население, по оценкам, составляло от 250 000 до 800 000 человек. Это был пик численности коренного гавайского населения. В течение первого столетия после контакта канака-маоли были почти уничтожены болезнями, принесенными иммигрантами и посетителями. Канака Маоли не имел устойчивости к гриппу , оспе , кори или коклюшу , среди других. Эти болезни были столь же катастрофическими для коренного населения Америки .
В число нынешних 293 000 человек входят коренные гавайцы двойного происхождения и люди смешанного происхождения / многорасовые люди. Это было самое большое количество канака-маоли, проживавших на острове до 2014 года, то есть за почти 226 лет. Это длительное распространение было отмечено первоначальным вымиранием 1 из 17, которое постепенно увеличилось почти до 8–10 человек, умерших от контакта до нижней точки в 1950 году.
Перепись населения США 1900 года выявила 37 656 жителей полного или частичного коренного гавайского происхождения. Перепись 2000 года в США выявила 283 430 жителей коренных жителей Гавайских островов или островов Тихого океана , что демонстрирует устойчивую тенденцию роста на протяжении столетия.
Диаспора [ править ]
Некоторые гавайцы покинули острова в период существования Гавайского королевства . Например, Гарри Мэйти стал первым гавайцем в Пруссии .
Коренное население Гавайских островов увеличилось за пределами штата Гавайи , при этом в таких штатах, как Калифорния и Вашингтон, наблюдается резкий рост общей численности населения. Из-за заметного присутствия гавайцев в Лас-Вегасе , город иногда называют «Девятым островом» в честь восьми островов Гавайев. [7] [8] [9]
Культура и искусство [ править ]
Было создано несколько обществ и организаций по сохранению культуры. Самым крупным из них является Бернис Пауахи Музей епископа , основанный в 1889 году и получивший название Гавайского государственного музея естественной и культурной истории. В музее хранится самая большая коллекция местных гавайских артефактов, документов и другой информации. Музей поддерживает связи с крупными колледжами и университетами по всему миру для облегчения исследований.
Общество полинезийских путешествий возродило интерес к полинезийским методам парусного спорта, как в судостроении, так и в навигации без инструментов. Общество построило несколько каноэ с двойным корпусом, начиная с Хокулеа , а затем Макалии, Алингано Майсу и Моокиха О Пиилани. [10] Каноэ и их путешествия по всему миру способствовали обновлению и пониманию гавайской культуры. [11]
Религия и общество [ править ]
Коренная гавайская культура выросла из своих полинезийских корней, создав местную религию и культурные традиции. Это новое поклонение было сосредоточено на идеях земли ( айна ) и семьи ( охана ). Земля стала священной частью жизни и семьи. [12] Гавайская религия политеистична , но в основном сосредоточена на богах Вакеа и Папаханаумоку , матери и отце Гавайских островов. Их мертворожденный ребенок сформировал глубокие корни Гавайев, а второй ребенок, Халоа , является богом, от которого произошли все гавайцы. [12]
Гавайская культура ориентирована на касты , с определенными ролями, основанными на социальном положении. Кастовые роли отражаются в том, как контролировалась земля.
Землевладение [ править ]
Каждый остров был разделен на моку , которые отдавались высокопоставленным людям и хранились в семье. Каждый моку был разделен на меньшие ахупуаа , каждый из которых простирался от моря до вершины ближайшей горы. Это было сделано для того, чтобы каждый ахупуа предоставил все необходимые ресурсы для выживания, включая лиственные породы и источники пищи. [13] Каждым ахупуаа управляли менеджеры, которым вождь острова поручил собирать дань с жителей. Разделение ахупуаа основывалось на уровне дани. Основными подразделениями были «Илийские» . Каждый Или дал дань вождю ахупуаа , а другой - вождю острова. В отличие от европейской системы феодализма , [13] Гавайские крестьяне никогда не были привязаны к земле и могли свободно передвигаться по своему усмотрению. [14]
Канака Маоли называют себя камаайна , слово, означающее «народ земли», из-за их связи с землей и управления ею. Это также было частью духовной системы верований, которая приписывала их происхождение самой земле. [15] Это подкрепляется выращиванием таро , растения, которое считается проявлением Халоа. Символ представляет глубокие корни, которые привязывают гавайцев к островам, а также символизирует разветвленные сети, созданные гавайцами. [15]
Хула [ править ]
Хула – одна из самых известных форм искусства коренных народов Гавайев. Традиционно хула представляла собой ритуальный танец, исполняемый в честь богов и богинь. [16] Хула обычно классифицируется как Хула Кахико или Хула Ауана . Каждая хула рассказывает историю посредством своих движений и жестов. [ нужна ссылка ]
Хула Кахико – традиционный стиль. Его интерпретирующий танец известен своей грацией и романтическим чувством. Танцы сопровождаются ударными инструментами и традиционными песнопениями . Традиционные инструменты включают барабан , килу или пуниу , ипу , хано или пхе хано иху , ка , ту , оеэ , мешок мешок- , хокойо и ви . Танцоры усиливают эффект, используя uli , puili , iliili , papahehi и kala'au . [17]
Хула Ауана находилась под влиянием более поздних западных факторов. Его сопровождают нетрадиционные музыкальные инструменты и яркие наряды. Он стал популярен среди туристов, и именно эта форма наиболее широко практикуется за пределами островов. Гавайские гитары и гитары распространены.
Праздники [ править ]
Гавайцы отмечают традиции и праздники. Самая популярная форма празднования на Гавайях — Луау . Луау — это традиционный гавайский банкет, на котором обычно представлены такие блюда, как пои , поке , ломи-ломи лосось , калуа свинья , хаупия , а также такие развлечения, как музыка на гавайской гитаре и хула. [18]
Одним из самых важных праздников является День принца Кухио . Праздник отмечается ежегодно с 1949 года в день его рождения (26 марта). Праздник посвящен принцу Ионе Кухио Каланианаоле , конгрессмену, которому удалось помочь семьям коренных жителей Гавайских островов стать землевладельцами. Его отмечают гонками на каноэ и луау по островам. [19] Ежегодно 11 июня Канака Маоли празднует день короля Камехамеха . Камеамеа I был королем, который объединил острова и основал Королевство Гавайи. Он был известен как бесстрашный воин, мудрый дипломат и самый уважаемый лидер в истории Гавайской монархии. Праздник отмечается парадами и церемониями драпирования леев , во время которых Канака Маоли приносит леи (цветочные ожерелья) к статуям короля Камехамеха, расположенным на разных островах, и навешивает их на его литые бронзовые руки и шею, чтобы отметить его вклад в жизнь народа Гавайев. [20]
культурное возрождение Гавайское
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Родная гавайская культура пережила возрождение , начиная с 1970-х годов. Частично это было вызвано Конституционным съездом штата Гавайи в 1978 году , состоявшимся через 200 лет после прибытия капитана Кука. На съезде правительство штата взяло на себя обязательство изучать и сохранять гавайскую культуру, историю и язык.
Гавайская культура была внедрена в государственные школы Гавайев, где преподавали гавайское искусство, образ жизни, географию, хулу и гавайский язык. В средних и старших школах было поручено преподавать историю Гавайев всем своим ученикам.
Многие аспекты гавайской культуры были коммерциализированы, чтобы привлечь посетителей со всего мира. [21] Это включает в себя хулу, использование слова «Алоха», лей и ассимиляцию гавайской культуры в образ жизни чужеземцев. Это обеспечило значительную финансовую поддержку культурным практикам, одновременно подчеркнув аспекты, которые более популярны среди тех, кто уважает традиции.
Были приняты поправки к законам и уставу, признающие политику предпочтения гавайских названий мест и улиц. Например, с закрытием военно-морской авиабазы Барберс-Пойнт в 1990-х годах регион, ранее занимаемый базой, был переименован в Калаэлоа .
Активизм [ править ]
Хотя протесты коренных гавайцев имеют долгую историю, начавшуюся сразу после свержения Гавайского королевства , многие заметные протесты произошли во время или после гавайского культурного возрождения. К ним относятся протесты в долине Калама , борьба Вайахоле-Вайкане , протесты на острове Кахоолаве и протесты по поводу присутствия и управления астрономическими обсерваториями на вершинах Гавайских гор, в первую очередь протесты против Тридцатиметрового телескопа . [22]
Гавайский язык [ править ]
Гавайский язык традиционный
Гавайский язык (или Олело Гавайи ) когда-то был языком коренных жителей Гавайских островов; сегодня канака маоли преимущественно говорят по-английски . Основным фактором этого изменения стал закон 1896 года, который требовал, чтобы английский язык «был единственным средством и основой обучения во всех государственных и частных школах». Этот закон исключил гавайский язык из школ. Несмотря на это, некоторые канака маоли (а также неканака маоли ) выучили «Олело Гавайи» . [23] Как и другие местные жители Гавайев, Канака Маоли обычно говорит на гавайском креольском английском (называемом местными пиджинами в повседневной жизни ). Пиджин — это креольский язык , который развился в эпоху плантаций в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, смешивая слова и дикцию различных этнических групп, живших тогда на Гавайях. [24]
Олело Гавайи позже стал официальным языком штата Гавайи наряду с английским . В 1978 году штат принял программу сохранения культуры. Программы включали школы с погружением в гавайский язык и отделение гавайского языка в Гавайском университете в Маноа . С тех пор уровень владения гавайским языком среди представителей всех рас возрос. [25]
В 2006 году Гавайский университет в Хило учредил магистерскую программу на гавайском, [26] а в 2006 году - докторская программа. Это была первая докторская программа, созданная для изучения любого языка до контакта в Соединенных Штатах . [27]
Гавайский язык является основным языком жителей Ниихау . [28]
жестов Гавайский язык
Помимо «Олело Гавайи» , некоторые маоли говорили на малоизученном гавайском языке жестов. [29]
Образование [ править ]
На Гавайях системой государственных школ управляет Департамент образования штата Гавайи , а не местные школьные округа. Под управлением губернатора Бенджамина Дж. Каэтано с 1994 по 2002 год в системе образования штата были созданы школы с погружением в гавайский язык . В этих школах все курсы преподаются на гавайском языке и включают гавайские предметы. Эти школы предназначены не только для коренных гавайцев. [23]
Канака Маоли имеют право на получение образования в школах Камеамеа (KS), основанных по последней воле и завещанию Бернис Пауахи, епископа династии Камеамеа . Самая большая и богатая система частных школ в Соединенных Штатах, KS, была предназначена для помощи сиротам и нуждающимся, причем предпочтение отдавалось Канака Маоли . В школах обучаются тысячи детей коренных гавайских предков, а также предлагаются летние программы и программы за пределами кампуса, не ограниченные происхождением. Практика KS по приему в первую очередь одаренных студентов вызвала споры в коренном гавайском сообществе. Многие семьи считают, что одаренные ученики могут преуспеть где угодно и что гавайскому сообществу будет лучше, если дать образование обездоленным детям, чтобы помочь им стать ответственными общественными деятелями. [30]
Многие канака маоли посещают государственные или другие частные школы.
Управление по делам Гавайев [ править ]
Управление по делам Гавайев (OHA) — это самоуправляющийся корпоративный орган штата Гавайи, созданный Конституционным съездом штата Гавайи в 1978 году . [31] [32]
Мандат OHA заключается в развитии образования, здравоохранения, жилья и экономики ( Kānaka Maoli ) коренных гавайцев. он опирается на охану , моомеу и аину Для осуществления изменений . OHA проводит исследования и пропаганду для формирования государственной политики. OHA работает с сообществами для обмена информацией и обеспечения общественной поддержки проблем Гавайев. [33]
OHA получило контроль над некоторыми государственными землями и приобрело другие земельные владения для обеспечения жильем, поддержки сельского хозяйства и поддержки культурных учреждений. [34] Земли, первоначально переданные OHA, изначально были землями короны Королевства Гавайи, которые после свержения Гавайского королевства перешли в различные формы государственной собственности.
OHA — это полуавтономный правительственный орган, которым управляет попечительский совет из девяти членов, избираемый народом штата Гавайи посредством всенародного голосования.Федеральные разработки [ править ]
Аннексия США [ править ]
В 1893 году, во время гавайских восстаний 1887–1895 годов и после восшествия королевы Лилиуокалани на гавайский престол в 1891 году, Сэнфорд Доул создал «Комитет безопасности», свергнувший монархию . Частично это произошло из-за отказа королевы от Конституции 1887 года, которая серьезно ограничивала ее власть. [35] Это ослабило традиционное управление и привело к созданию правительства, поддерживаемого США и возглавляемого плантациями. [36] Одной из причин свержения было нежелание Калакауа подписать измененный Договор о взаимности, который нанес бы ущерб гавайской торговле и открыл бы часть острова Оаху для военной базы Перл-Харбор . [37]
Это событие было оспорено Гровером Кливлендом , но в конечном итоге было поддержано президентом Уильямом МакКинли в его плане «Явная судьба», который нанес ущерб коренным народам континентальной части Соединенных Штатов и Гавайев. В результате этого изменения Канака Маоли осталась единственной крупной коренной группой, не имеющей статуса переговоров между нациями и без какой-либо степени самоопределения. [38]
программах коренных Закон американцев о
В 1974 году в Закон о программах для коренных американцев были внесены поправки, включившие Канака Маоли . Это открыло Канаке Маоли возможность получить право на участие в некоторых федеральных программах помощи, первоначально предназначенных для коренных американцев континентальной части страны . Сегодня раздел 45 CFR, часть 1336.62, определяет коренного гавайца как «человека, любой из предков которого был уроженцем территории, состоящей из Гавайских островов, до 1778 года». [39]
США извинениях Резолюция об
23 ноября 1993 года президент США Билл Клинтон подписал Публичный закон США 103–150, также известный как Резолюция об извинениях , который ранее был принят Конгрессом. Эта резолюция «приносит извинения Канаке Маоли от имени народа Соединенных Штатов за свержение Королевства Гавайи». [40]
о реорганизации правительства коренных жителей Гавайских островов г. 2009 Закон
В начале 2000-х годов делегация штата Гавайи в Конгрессе представила законопроект о федеральном признании коренных жителей Гавайских островов (законопроект Акака), попытку признать и сформировать правительственное учреждение коренных жителей Гавайских островов для ведения переговоров с правительствами штата и федеральным правительством. Законопроект впервые установит формальные политические и юридические отношения между коренным населением Гавайских островов и правительством США. Сторонники считают этот закон признанием и частичным исправлением прошлых несправедливостей. В их число входила делегация Конгресса Гавайев, а также бывший губернатор Линда Лингл . В число противников входят Комиссия США по гражданским правам (которая сомневалась в конституционности создания правительства, основанного на расовой принадлежности), либертарианские активисты (которые оспаривали точность заявлений о несправедливости) и другие активисты за суверенитет коренных жителей Гавайских островов (которые утверждали, что закон помешало бы полной независимости от США). [ нужна ссылка ]
Опрос Ward Research, проведенный в 2003 году Управлением по делам Гавайев, показал, что «восемьдесят шесть процентов из 303 жителей Гавайских островов, опрошенных Ward Research, сказали« да ». Только 7 процентов сказали «нет», при этом 6 процентов не уверены... Из 301 опрошенного негавайца почти восемь из 10 (78 процентов) поддержали федеральное признание, 16 процентов выступили против него, а 6 процентов не уверены». [41] Опрос Zogby International, проведенный в 2009 году Массовым институтом Гавайев, показал, что большинство (39%) жителей Гавайев выступили против этого и что 76% указали, что они не желают платить более высокие налоги, чтобы компенсировать любые возникающие в результате потери налоговых поступлений из-за этого закона. . [42]
Законопроект не прошел.
: Центр передового опыта в области местного права гавайского Ка Хули Ао
В 2005 году при поддержке сенатора США Дэниела Иноуе в рамках федерального финансирования в рамках Закона об образовании коренных гавайцев был создан Центр передового опыта в области права коренных гавайцев при юридической школе UH Mānoa Уильяма С. Ричардсона . Программа стала известна как Ка Хули Ао: Центр передового опыта в области местного гавайского права.
Ка Хули Ао специализируется на исследованиях, стипендиях и работе с общественностью. Ка Хули Ао поддерживает присутствие в социальных сетях и предоставляет студентам-юристам летние стипендии. Выпускники юридических факультетов имеют право подать заявку на получение стипендии после получения степени доктора права.
самоуправления Предложение внутреннего Департамента
В 2016 году Министерство внутренних дел (DOI) под руководством министра Салли Джуэлл начало процесс признания права гавайцев на самоуправление и возможности ведения переговоров о статусе и правах между странами. [43] Это вызвало сопротивление со стороны движения за суверенитет Гавайев, которое считало, что Канаке Маоли не следует ориентироваться в структурах США для восстановления суверенитета, и считало этот процесс незавершенным. [44] Результат в конечном итоге позволил установить отношения между странами, если Канака Маоли создаст свое собственное правительство и будет стремиться к таким отношениям. [45] Процесс формирования правительства был остановлен судьей Энтони Кеннеди . [ нужна ссылка ] используя свой более ранний прецедент в деле Райс против Каэтано, согласно которому «родословная была показателем расы» на выборах на основе происхождения, но само голосование не было остановлено .
насилии в отношении женщин о Закон
В декабре 2022 года в Закон о насилии в отношении женщин были внесены поправки, включающие в грантовое финансирование лиц из канака-маоли, переживших гендерное насилие, и организации коренных жителей Гавайских островов. [46]
коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана азиатского происхождения Месяц наследия американцев ,
Правительство Соединенных Штатов навсегда провозгласило май Месяцем наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана ; [47] до 2021 года он был известен как Месяц американского наследия Азиатско-Тихоокеанского региона . [48]
Известные реальные люди
В 1873 году первые канака маоли получили разрешение от короля Луналило (предыдущая эмиграция канака маоли не разрешалась) на постоянную эмиграцию в Соединенные Штаты (Солт-Лейк-Сити, штат Юта). Это были Киха Каава и Кахана Пукахи. По прибытии Киха был усыновлен президентом мормонского миссионера Джорджем Небекером, в результате чего Киха Каава (Небекер) стал первым уроженцем Гавайских островов, ставшим гражданином США в 1873 году.
См. также [ править ]
- Культура Гавайев
- Гавайская родина
- Гавайское родство
- Движение за суверенитет Гавайских островов
- История Гавайев
- История населения коренных народов Америки
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: 2010 г. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США, 2012 г. https://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-12.pdf.
- ^ Хиксон, Линсдей; Хеплер, Брэдфорд; Оук Ким, Мён (май 2012 г.). Краткая информация о переписи населения 2010 года, Коренное население Гавайских островов и других островов Тихого океана: 2010 год (PDF) (Отчет). Бюро переписи населения США . п. 15. C2010BR-12 . Проверено 10 марта 2019 г. «Было 156 000 человек, которые сообщили о коренных гавайцах без дополнительной подробной группы NHPI или расовой группы, и еще 371 000 человек, которые сообщили о коренных гавайцах в сочетании с одной или несколькими другими расами и / или подробными группами NHPI. Таким образом, всего сообщили 527 000 человек. Коренной гавайец отдельно или в любой комбинации».
- ^ «Профиль переписи населения, перепись 2016 года» . Статистическое управление Канады .
- ^ «Сводные данные переписи населения 2018 года | Статистика Новой Зеландии» .
- ^ Кирч, Патрик Винтон; Грин, Роджер К.; Грин, Роджер Кертис (2001). Гавайки, исконная Полинезия: очерк исторической антропологии (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78309-5 . OCLC 57218655 .
- ^ Беквит, Марта Уоррен (1976). Гавайская мифология . Гонолулу: Университетское издательство Гавайев. ISBN 0-8248-0514-3 . OCLC 5773353 .
- ^ Голдфилд, Ханна (27 мая 2024 г.). «Роман Лас-Вегаса и Гавайев длиной в десятилетия» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Фосетт, Элиза (20 мая 2023 г.). «Океана не видно. Но многие гавайцы делают Лас-Вегас своим домом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Летурно, Кристиан (24 мая 2022 г.). «Как этот город на материке стал известен как «Девятый остров Гавайев» » . Фодора . Архивировано из оригинала 18 июня 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Гольдман, Рита (21 сентября 2013 г.). «Гавайское плавающее каноэ | Каноэ Мауи | Моокиха» . Журнал Мауи Но Ка Ои . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Без указания авторства (25 июля 2007 г.). «Гавайское культурное наследие» . Национальный морской памятник Папаханаумокуакеа (на американском английском и гавайском языках). США Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г. Обсуждается путешествие Хокулеа «Навигационные изменения» , которое также повысило осознание взаимозависимости гавайцев, их окружающей среды и их культуры.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Взгляд на коренную гавайскую культуру, историю и верования» . США Travelia . 11 мая 2015 года . Проверено 7 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «2. Гавайи» , «Приключения на Гавайях» , University of Hawaii Press, стр. 37–134, 31 декабря 2017 г., doi : 10.1515/9780824845179-003 , ISBN 978-0-8248-4517-9 , получено 7 ноября 2020 г.
- ^ Стил, Клэр Хивахива (2015). Земля — король; Хе Каува ке Канака (Земля — вождь; человек — ее слуга): Традиционное гавайское управление ресурсами и трансформация землевладельца . Гонолулу, Гавайи: магистерская диссертация, Гавайский университет в Маноа. стр. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Траск, Хаунани-Кей (июль 1991 г.). «Создание коалиции между коренными и некоренными жителями» . Стэнфордский юридический обзор . 43 (6): 1197–1213. дои : 10.2307/1229037 . ISSN 0038-9765 . JSTOR 1229037 .
- ^ «История танца Хула» . EverydayHealth.com . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ «Инструменты | Научные исследования Гавайского института» . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ «Гавайский луау» . www.to-гавайи.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «День принца Ионы Кухио Каланианаоле 2024 года в США» . www.timeanddate.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «День короля Камеамеа» . Гавайи.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ Траск, Хаунани-Кей (1991). «Прекрасные земли Хула: корпоративный туризм и проституция гавайской культуры» . Граница/Линии (23).
- ^ «Мауна-Кеа — последнее событие в долгой истории протестов коренных жителей Гавайских островов» . Гражданский ритм Гонолулу . 30 августа 2019 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорнер, Сэм Л. (1996). Что язык живет через детей: приобретение гавайского языка детьми в школе Кайапуни [Что язык живет через детей: приобретение гавайского языка детьми в школе погружения.] (доктор философии). Гавайский университет. ПроКвест 304242908 . (Требуется подписка.)
- ^ Коллинз, Кэти (январь – февраль 2008 г.). «Язык Да Мудда» . www.mauinokaoimag.com – Журнал Maui no kaʻoi . Вайлуку, Гавайи, США. OCLC 226379163 . Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Гу, Сара Кехаулани (22 июня 2019 г.). «Гавайский язык почти умер. Радиошоу послужило толчком к его возрождению» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Хансен, Лиана (23 мая 2002 г.). «Степень магистра гавайского языка» . npr.org .
- ^ Томпсон, Род (2 января 2007 г.). «UH предлагает первую докторскую степень на родном языке» . archives.starbulletin.com . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Левин, Анатоль В. (1997). Знакомство с языками мира . Нью-Йорк Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508116-9 .
- ^ «Лингвисты говорят, что гавайский язык жестов признан отдельным языком» . Вашингтон Пост . 1 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ Рот, Рэндалл В. (2002). «Экономика некоммерческого учета: споры о политике приема в школы Камеамеа» . Международный журнал некоммерческого права . 5 (1).
- ^ Линн Хинтон; Кеннет Хейл (8 октября 2001 г.). Зеленая книга возрождения языка на практике . БРИЛЛ. п. 143. ИСБН 978-90-04-26172-3 .
- ^ № 07-1372 Штат Гавайи против OHA Краткая информация о Суверенных советах Ассамблеи Гавайских земель, Нааахухива, Коллегии адвокатов коренных жителей Гавайских островов Хуэй Како'о Айна Хо'о Пула'пулай и 'ахахуи о Гавайи в качестве AMICI CURIAE в поддержку респондентов (Отчет). Библиотека юридического факультета Гавайского университета. Сноска 4.
Верховный суд Гавайев назвал OHA «самоуправляющейся корпоративной организацией»…
- ^ «Что мы делаем» . Управление по делам Гавайев (OHA) . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Бойд, Ману (3 июля 2006 г.). «ОНА получает титул Ваймеа Вэлли» . Гонолулу, Гавайи, США: Управление по делам Гавайев . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Американцы свергают гавайскую монархию» . ИСТОРИЯ . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Руссо, Карла Эррерия (31 мая 2018 г.). «Земля, потеря и любовь: потери вестернизации для коренных гавайцев» . ХаффПост . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Документ без названия» . www.dartmouth.edu . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Манифест Судьбы и Тихий океан» . gorhistory.com . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «42 USC 2992c: Определения» . Управление адвоката по пересмотру Кодекса законов США . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ с: Публичное право США 103-150.
- ^ Аполиона, Хаунани (3 апреля 2005 г.). «Другая перспектива: научный опрос показывает, что большинство отдает предпочтение гавайским программам» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Гонолулу, Гавайи, США: Black Press Group Ltd. ISSN 0439-5271 . OCLC 9188300 , 433678262 , 232117605 , 2268098 . Проверено 2 июня 2012 г.
- ^ Корн, Шерил (24 ноября 2009 г.). «Результаты интерактивного опроса Zogby International, проведенного по заказу Массового института Гавайев» (PDF) . Grassrootinstitute.org . Зогби Интернэшнл . Гонолулу, Гавайи: Массовый институт Гавайев . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2010 года . Проверено 2 июня 2012 г.
- ^ «Министерство внутренних дел окончательно доработало правило о признании правительства коренных жителей Гавайских островов» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Бит, Чад Блэр Сивил (23 сентября 2016 г.). «Федералы прокладывают «путь» к самоуправлению коренных жителей Гавайев» . ХаффПост . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Коренные гавайцы разделились по поводу федерального признания | Голос Америки – английский» . www.voanews.com . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Лу, Алисия (31 декабря 2022 г.). «Коренные жители Гавайских островов, пережившие домашнее насилие, теперь имеют право на федеральное финансирование» . Гражданский ритм Гонолулу .
- ^ Тиангко, Ариэль (25 апреля 2022 г.). «APA, AAPI, APIDA или AANHPI? История и значение кризиса идентичности «американцев азиатского происхождения»» . Оптимист Дейли . Проверено 25 марта 2024 г.
Ранее известный как Месяц наследия американцев азиатского происхождения и жителей островов Тихого океана, в апреле 2021 года название было официально изменено на Месяц наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана, после подписания президентом Джо Байденом Прокламации 10189.
- ^ «О Месяце американского наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» . Библиотека Конгресса. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 18 августа 2014 г.
Джордж Буш: «Заявление о подписании закона об учреждении Месяца американского наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе», 23 октября 1992 г. Интернет, Герхард Питерс и Джон Т. Вулли, Проект американского президентства. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=21645 Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Менетт К. Ни-Бенхэм и Рональд Х. Хек, Культурная и образовательная политика на Гавайях: замалчивание голосов коренных жителей, Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1998 г.
- Скотт Каннингем, Гавайская магия и духовность, Llewellyn Worldwide , Ltd., 2000 г.
- Рона Тамико Тамико Халуалани, Во имя гавайцев: коренная идентичность и культурная политика, University of Minnesota Press, 2002 г.
- Маршалл Д. Салинс, Как думают туземцы: например, о капитане Куке, University of Chicago Press, 1995.
- Томас Г. Трам, Гавайские народные сказки: сборник местных легенд, издательства по международному праву и налогообложению, 2001 г.
- Томас Г. Трам, Еще гавайские народные сказки: сборник местных легенд и традиций, Издательство по международному праву и налогообложению, 2001 г.
- Хьюстон Вуд, Вытеснение коренных жителей: риторическое производство Гавайев, Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1999 г.
- Каналу Дж. Терри Янг, переосмысливая прошлое гавайцев, Taylor & Francisco, Inc., 1998 г.
- Ханифин, Патрик (2002). «Жить на Земле в единстве: Райс, Аракаки и рост гражданства и избирательных прав на Гавайях» (PDF) . Гавайский барный журнал . 5 (13). Гонолулу, Гавайи, США: Коллегия адвокатов штата Гавайи : 15–44. ISSN 0440-5048 . OCLC 1775767 , 474805275 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 мая 2015 г. Проверено 19 мая 2012 г. Альтернативный URL
- Ханифин, Патрик В. (1982). «Гавайские репарации: ничего не потеряно и ничего не причитается» (PDF) . Гавайский барный журнал . XVII (2). Гонолулу, Гавайи, США: Коллегия адвокатов штата Гавайи . ISSN 0440-5048 . OCLC 1775767 , 474805275 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 мая 2015 г. Проверено 2 июня 2012 г. Альтернативный URL
- Кауано, Дерек; Бринн Суонн Нуухива (11 мая 2012 г.). «Мы те, кем мы себя считали: полномочия Конгресса признать коренное гавайское государство, объединенное общим происхождением». Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики . 13 (2): 117. ССН 2126441 .
- Гарсия, Райан Уильям Нохеа (14 апреля 2010 г.). «Кто гавайец, что дает федеральное признание и насколько важна кровь» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики . 11 (2). Гонолулу, Гавайи, США: Юридическая школа Уильяма С. Ричардсона : Гавайского университета 85. SSRN 1758956 .
Внешние ссылки [ править ]
- Управление по делам Гавайев (OHA)
- Совет по развитию коренных гавайцев
- Официальный сайт Центра передового опыта в области местного гавайского права Ка Хули Ао
- Облачный поиск по блогу
- Бюро переписи населения США . «Отдел новостей: факты о [ sic ] коренных жителях Гавайских островов и других островов Тихого океана» . Вашингтон, округ Колумбия, США: Бюро переписи населения США. Архивировано из оригинала 16 мая 2012 года . Проверено 2 июня 2012 г.