Культура коренных гавайцев
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Культура коренных жителей Гавайев включает в себя социальное поведение , институты и нормы, практикуемые коренными жителями Гавайских островов, включая их знания , верования , искусство , законы , обычаи , способности и привычки . По оценкам, люди впервые заселили архипелаг между 124 и 1120 годами нашей эры, когда он был заселен полинезийцами , которые отправились туда и поселились там. [1] Полинезия состоит из нескольких групп островов, которые простираются от Гавайских островов до Новой Зеландии через Тихий океан. Эти путешественники разработали гавайскую кухню , гавайское искусство и коренную гавайскую религию .
Хула
[ редактировать ]Хула – танцевальная форма, зародившаяся на Гавайях. Он происходит от другой формы полинезийского танца. Он имеет две основные формы: Хула Кахико и Хула Ауана . Хула Кахико была разработана до контакта с европейскими культурами. [2] Хула Ауана отражает европейско-американское влияние и исполняется на музыкальных инструментах (например, гитарах), не родом из Гавайских островов.
Ежегодный фестиваль Merrie Monarch празднует Хулу и собирает Хула Халау со всего мира. Он был создан в честь короля Дэвида Калакауа , который был последним правящим королем Гавайев. Он был известен тем, что восстановил и возвысил Хулу на Гавайских островах после прибытия миссионеров Соединенных Штатов. Халау соревнуются и делятся своими знаниями о гавайской культуре. Победители награждаются в каждой категории, включая индивидуальную победительницу Мисс Алоха Хула.
Хула — это больше, чем танец, это форма искусства, передающая истории гавайской политики, культуры и традиций. Поскольку сейчас хула практикуется и признается во всем мире, в массовую культуру был внесен очень ограниченный репертуар. Большая часть мира рассматривает хулу как фитнес-тренд и культурный танец, но этот жанр имеет гораздо большее значение для гавайцев, рассказывая истории прошлых поколений. [3]
Путешествие
[ редактировать ]Полинезийцы путешествовали по Гавайям и всему Тихоокеанскому региону на каноэ собственной конструкции, ориентируясь только с помощью своих чувств, наблюдая за небом, ветром, водой и дикой природой вокруг себя.
Каноэ с выносными опорами было распространенным средством передвижения по островам и между ними. [4] Гребля на каноэ с выносными опорами распространилась с Гавайев и стала международным видом спорта, знакомя людей со всего мира с гавайской культурой.
Общество полинезийских путешествий работает над сохранением навыков строительства лодок и навигации. Они строят копии каноэ, похожих на традиционные каноэ с двойным корпусом, и путешествуют на них по всему миру, используя полинезийские методы навигации. Их цель — показать истинную силу полинезийских путешественников, дав понять, что путешественники попали на их землю не случайно. с двойным корпусом Каноэ Хокулеа было построено в 1970-х годах, чтобы отразить и сохранить эти знания, и с тех пор совершило кругосветное плавание по Земле, посещая общины и делясь знаниями. [5]
Религия
[ редактировать ]Традиционная гавайская религия — политеистическая анимистическая религия. Его верования включают присутствие духов в таких объектах, как волны и небо. Гавайская религия верит в четырех богов; Кане , Каналоа , Ку и Лоно . Кане — Бог творения, Каналоа — Бог океана, Ку — Бог войны и мужских занятий, а Лоно — Бог мира, дождя и плодородия. [6] Они также верят в сорок богов мужского пола (ка ха), четыреста богов и богинь (ке канаха), духов (на унихипили) и хранителей (на аумакуа). [7] Примечательно, что Пеле – богиня вулканов и огня. [8]
Гавайская религия породила множество центральных гавайских ценностей, в том числе уважение к айне (земле), которое проистекает из акцента на уважении к Лоно, Богу земли. Религия также направляла реакцию на извержения вулканов и потоки лавы. Когда происходит извержение вулкана, гавайцы верят, что это священный процесс возрождения Земли. Это время молиться, петь и приносить подношения Пеле, богине вулкана. [9]
Религия Гавайев защищена Законом о свободе вероисповедания американских индейцев . [10]
Музыка
[ редактировать ]Меле — гавайские стихи и песни. Оле – это песнопения. Меле и оле — важные части гавайских ритуалов. Португальцы, мексиканцы и испанцы привезли с собой такие музыкальные инструменты, как гавайская гитара и гавайская гитара , которые переняли гавайцы. По мере развития гавайской музыки музыка с использованием этих инструментов приобрела всемирную популярность, начиная с 1920-х годов. Гавайцы изобрели гитару с слабой клавишей и стальную гитару — инструменты, которые вскоре распространились по всему миру. [11] [12]
История
[ редактировать ]Западные контакты, колонизация и иммиграция
[ редактировать ]Первый контакт произошел в 1778 году с экспедицией под руководством Джеймса Кука , хотя, возможно, уже в 1542 году с экспедицией под руководством Руя Лопеса де Вильялобоса . [13] Христианские миссионеры прибыли в начале 1800-х годов и начали привлекать гавайцев к их вере и оказывать влияние на гавайскую культуру. [14] В 1830-х годах начались повторные взаимодействия между Гавайями и другими культурами, такими как мексиканская, португальская и испанская. [15] Немедленные изменения можно было заметить в гавайской культуре и повседневной жизни.
Многие миссионеры сложили негативное мнение о гавайской культуре. [14] После свержения Гавайского королевства в 1893 году в начале 20 века предпринималось множество попыток искоренить гавайский язык и культуру. Хула, гавайский язык, гребля и музыка — все это вызывало неодобрение. Гавайских детей отправляли в миссионерские школы, где их обучали на английском языке и запрещали говорить по-гавайски. Английский также стал языком бизнеса и правительства, хотя иммигранты из Японии, Португалии, Филиппин и других мест привезли с собой свои языки. [16]
В 1898 году США приняли Ньюлендскую резолюцию , аннексировавшую Гавайские острова. [17] В 1959 году после референдума, на котором более 93% жителей Гавайев проголосовали за государственность, Гавайи стали 50-м штатом. На пике своего развития на островах проживало около 683 000 коренных гавайцев. [18] К 1900 году коренное население упало ниже 100 000 человек. [18] Коренное население Гавайев сократилось до 20% от общей численности из-за болезней, смешанных браков и миграции. [19] Болезни, такие как оспа , холера , грипп и гонорея , распространялись из-за пределов Гавайских островов. В отличие от европейцев, гавайцы не сталкивались с этими заболеваниями, и их иммунная система была не готова к борьбе с ними. [20]
Свержение и влияние других культур вызвали радикальные изменения в образе жизни гавайцев. Внедрение христианства привело к свержению капу-системы социального расслоения. Изменения в традиционной гавайской диете и появление иностранных болезней не только резко сократили коренное население Гавайев. В результате этого обмена некоторые формы гавайской культуры стали гораздо более модернизированными и вестернизированными. Расцвет Хула Ауана удачно отмечает влияние западных инструментов и стилей на Хулу в целом. [21]
См. также
[ редактировать ]- Гавайское искусство
- гавайский язык
- Закон
- Музыка Гавайев
- Коренные гавайцы
- Первый Гавайский Ренессанс
- Второй Гавайский Ренессанс
- Рэй Джером Бейкер (1880–1972), американский фотограф, известный как фотограф-новатор, особенно своими исследованиями, изображающими жителей Гавайев.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Филиппа Мейн (2012). Краткая история Новой Зеландии . Издательство Кембриджского университета. п. 7. ISBN 978-1-107-40217-1 .
- ^ ООО «Твирл Реклама и Дизайн». «Хула Халау | О хуле | Фонд KIAKO | Отзывы | Гавайская культура | Танец хула | Гавайский язык | Гавайская история | Лиза Чанг | Hulaaloha.org» . hulaaloha.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2011 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Мы танцуем ради знаний» .
- ^ Капитан, Герхард (май 1989 г.). «Записи о местном ремесле в Шри-Ланке-I: Рыболовное каноэорува с одной выносной опорой. Часть 2.2: Гребля, весло и поледору». Международный журнал морской археологии . 18 (2): 137–149. дои : 10.1111/j.1095-9270.1989.tb00185.x . ISSN 1057-2414 .
- ^ «Путешественники: полинезийская история и происхождение» . www.pbs.org . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Религиозные верования на Гавайях» . Мировой Атлас . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ Гутманис, июнь (1983). Древние гавайские молитвы . Издания ограниченные. стр. 4–14. ISBN 978-0-9607938-6-0 .
- ^ 'Иолана, Патрисия (2006). «ТуТу Пеле: Живая богиня вулканов Гавайев» . Священная история .
- ^ Элберт, Сэмюэл Х. (1957). «Вождь в гавайской мифологии. 7. Вождь и религия» . Журнал американского фольклора . 70 (277): 264–276. дои : 10.2307/538326 . ISSN 0021-8715 .
- ^ «42 Кодекса США § 1996 – Защита и сохранение традиционных религий коренных американцев» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «На Лео Гавайи: Музыка Гавайев» . Смитсоновские народные записи . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Унтербергер, Ричи (1999). Музыка США: Грубое руководство . Лондон: Грубые гиды. стр. 465–473 . ISBN 1-85828-421-Х .
- ^ Феррейро, Мартин (1877). «Лас-Ислас-де-Сандвичевы или Гавайи; открыты испанцами» [Сандвичевы острова или Гавайи; Обнаружено испанцами]. Бюллетень Национального географического общества . Том II. – Первый семестр 1877 г. Мадрид: Т. Фортане: 347–9. OCLC 816980337 .
- ^ Jump up to: а б Гаван, Доус (1968). Мелководье времени; История Гавайских островов . Соединенные Штаты Америки: Компания MacMillan. стр. 65–73 . ISBN 978-0-8248-0324-7 .
- ^ «Мексиканский Вакеро» . www.hawaiihistory.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г. Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Бак, Элизабет (1993). Переделанный рай; Политика и история на Гавайях . Филадельфия: Издательство Университета Темпл, Филадельфия. стр. 105–123 . ISBN 978-0-87722-978-0 .
- ^ «Петиция 1897 года против аннексии Гавайев» . Национальный архив . 15 августа 2016 г. Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Гу, Сара Кехаулани (6 апреля 2015 г.). «Через 200 лет коренные гавайцы возвращаются» . Исследовательский центр Пью . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Кей-Траск, Хаунани (1991). Прекрасные земли Хула: корпоративный туризм и проституция гавайской культуры . Соединенные Штаты Америки: Контуры журнала. стр. 22–34.
- ^ Пири, Питер (1978). Последствия контактов Кука с Гавайями для местного населения . Маноа, Гавайи: Гавайский университет в Маноа. стр. 75–85.
- ^ «Историческая справка: вестернизация Гавайских островов» . Гериатрия . 18 марта 2014 г. Проверено 21 декабря 2023 г.