Культура Кирибати
Современная культура Кирибати сосредоточена на семье, церкви и море.
Музыка
[ редактировать ]Народная музыка Кирибати обычно основана на пении или других формах вокала, сопровождаемых перкуссией тела . Публичные выступления в современном Кирибати обычно исполняются сидячим хором в сопровождении гитары. Однако во время официальных представлений стоячего танца ( Те Кайматоа ) или танца бедра ( Те Буки ) в качестве ударного инструмента используется деревянный ящик. Этот ящик сконструирован таким образом, чтобы издавать глухой и гулкий звук, когда по нему одновременно ударяет хор сидящих вокруг него мужчин. Традиционные песни часто имеют любовную тематику, но есть также конкурсные, религиозные, детские, патриотические, военные и свадебные песни. [1] Есть также танцы с палками (которые сопровождают легенды и полуисторические рассказы). [2] Эти танцы с палками, или «тирере» (произносится как «серере»), исполняются только во время крупных фестивалей.
Танец
[ редактировать ]Уникальность Кирибати по сравнению с другими формами танцев тихоокеанских островов заключается в акценте на вытянутых руках танцора и внезапных птичьих движениях головы. Птица Фрегата ( Fregataminor ) на флаге Кирибати относится к этому птичьему стилю танца Кирибати. Большинство танцев выполняются в положении стоя или сидя с ограниченными и шаткими движениями. Улыбка во время танца, как это видно в современной гавайской хуле , обычно считается вульгарной в контексте танцев Кирибати. Это связано с тем, что оно возникло не исключительно как форма развлечения, а как форма рассказывания историй и демонстрации мастерства, красоты и выносливости танцора. [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]Литературных писателей Кирибати было мало опубликованных. Терезия Теайва выделяется как одна из самых заметных. [3]
Праздник крови и костей
[ редактировать ]В культуре Кирибати после рождения ребенка проводится праздник, который называется «бвака ни буто». Это когда пуповину перерезают. [4] Существуют специальные предметы, созданные женщинами, такие как «те инаи», тканый коврик, гирлянды для родителей «те итера» и браслет для ребенка. Церемония включает в себя танцы и пиршество. [4]
Система будет улучшаться
[ редактировать ]Система бубути возникает, когда человек нуждается в каком-то предмете и может одолжить его у друга, родственника или соседа. С культурной точки зрения отказывать в такой просьбе стыдно, но ситуация и контекст действительно влияют на результат. [5] [6] [7]
Материальная культура
[ редактировать ]В 1963 году немецкий антрополог Герд Кох провел исследование на островах Кирибати , чтобы зафиксировать традиционные практики. [8] а в 1965 году он опубликовал «Материальную культуру островов Гилберта». [9] [10] В результате его полевой работы было снято 70 фильмов о традиционных практиках и материальной культуре. [11] В Этнологическом музее Берлина также хранятся фотографии и обширная коллекция аудиокассет (в том числе музыкально-этнологического материала), сделанных Кохом. [8]
Социальные проблемы
[ редактировать ]Употребление алкоголя является частью культуры, и широко распространено употребление тодди, ферментированного кокосового сока местного производства. [12] Алкоголизм — распространенная проблема, особенно на главном острове Тарава. Также распространено домашнее насилие. [13]
Дуэль
[ редактировать ]Кирибати имеет историю надуманных и ритуальных дуэлей . Доспехи были сделаны из толстого сеннита , разновидности кокосового волокна. Дуэлянты носили шлемы, сделанные из останков иглобрюхих рыб . Шлемы были упругими и благодаря строению иглобрюхих покрыты множеством точек, имевших возможность повреждать оружие. Оружие напоминало палаши с зазубренным краем, образованным множеством акульих зубов. Дуэли совершались преимущественно с целью разрешения споров и поддержания чести. Практичность дуэлей спорна. Из-за того, что в этой броне было трудно передвигаться, падение и невозможность встать было настолько обычным явлением, что требовались помощники на дуэлях.
Традиционные боевые искусства Кирибати
[ редактировать ]
Кирибати известна своими традиционными боевыми искусствами, которые на протяжении поколений хранились в секретах нескольких семей. Боевые искусства Кирибати, в отличие от азиатских боевых искусств, не часто упоминаются и даже не рекламируются для широкой публики. Хотя в принципе могут быть некоторые заметные параллели с азиатскими боевыми искусствами, они просто сильно отличаются. Например, как правило, здесь нет ударов ногами, как в каратэ или кунг-фу , и скорость важнее силы. Список некоторых из этих традиционных боевых искусств следующий: Набакай, Накара, Руабу, Табианг, Таборара, Тебания, Темата-ауа, Те Равараванимон и Теротауэа.
Суть традиционных боевых искусств Кирибати заключается в магической силе духов воинов-предков. Все эти навыки боевых искусств имеют одну общую черту. То есть они произошли от духа предков.
«Набакай» — боевое искусство с острова Абайанг, возникшее от человека по имени Набакай. Набакаи был членом клана крабов под названием «Табукаокао». Три исконных женских духа этого клана «Ней Тенаотарай», «Ней Темванай» и «Ней Тереятабуки», которые, как обычно полагают, проявляются в виде краба женского пола, пришли к нему и научили его боевому искусству.
Считалось, что «Те Равараванимон» произошел от трех женщин, а именно Мвангатаба, Ней Ванре и Ней Караойя, которые играли разные роли в выполнении магических обрядов, связанных с боевым искусством, включая их брата Тероа. Кладбище Тероа находится на земле под названием Теравараванимон со стороны кустарника, а останки трех сестер, которые имеют форму камня, скрюченной раковины и проделанной дыры в земле, находятся на стороне деревни одноименной земли, Теравараванимон. «Набакай» и «Те Равараванимон» демонстрируют схожее сходство техник, за исключением того, что «Набакай» обычно работает одной рукой и в основном использует только одну стойку, тогда как «Те Равараванимон» работает двумя руками и имеет более дюжины различных стоек. «Те Равараванимон» — боевое искусство с острова Северная Тарава.
«Табианг» — боевое искусство с острова Абемама. Его называют «Табиан», потому что он принадлежит каждому жителю деревни Табианг на острове Абемама. Он использует скорость и точность, чтобы одолеть противника. Общая формула, используемая в этом виде боевого искусства, звучит так: «Ты наносишь мне один удар, я наношу тебе четыре удара». Он произошел от духа предков по имени «Теренгеренге», широко известного в других версиях устных традиций как «Терака». Он проявился человеком по имени «Кароту-те-буай» с острова Абемама, и это было рождением «Табианга». Согласно устным преданиям, этот дух предков путешествовал в Азию и стал источником того, что сейчас известно как «каратэ», обратная письменная форма имени «Терака». Устные предания гласят, что «Каиту» и Уакея» завоевали все южные острова Гилберта и северные острова Гилберта. Мвеа, воин из Никунау, он завоевал Абемаму до прибытия Каиту и Уакея, и именно поэтому Кайту и Уакея не были очень серьезно относятся к Абемаме. Они пришли, чтобы подтвердить право собственности на Мвеа, которого основали его братья и сестры. королевство Абемама и потребовал еще больше, прежде чем покинуть остров. Это объясняет, почему тамошний король владеет большим количеством земли. На самом деле, имя Табианг происходит от Беру, таких как Табояки и Аотукия в Ноноути. «Накара» и «Руабу» произошли с острова Ниутао на островах Эллис (ныне Тувалу). Устные традиции гласят, что «Накара» и «Руабу» были заимствованы из стилей «Лупе» в Нютао, который заимствовал свои боевые искусства от духа своих предков через Тикитики, пришедшего из Беру.
Основы «Накара» и «Руабо» работают в основном на технике борьбы. «Руабу» больше применяет комбинацию борьбы и рукопашного боя, в то время как «Накара» в основном уделяет внимание технике борьбы, поскольку на Кирибати распространена поговорка: «Когда сражаешься с экспертом «Накара», никогда не вступай с ним в тесный контакт». Эти две формы боевых искусств практикуются на южных островах Гилберта, но первоначально они возникли на островах Тамана и Арораэ.
В 1963 году Герд Кох приемы самообороны каунрабата (борьба), равебити (защита от атак с применением колющего оружия) и равекоро (вооруженные нападения) снял на Ноноути , а также снял каунрабата (борцовская защита), оро (защита от невооруженных атак) и равекай. (защита от вооруженных нападений) на Онотоа . [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Традиционная музыка Кирибати» . Страница Джейн в Океании . Проверено 29 сентября 2005 г.
- ^ «Музыка Кирибати» . Энкарта . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 г. Проверено 29 сентября 2005 г.
- ^ «Профиль страны: Кирибати» , The Guardian , 22 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Хамфри, Луиза. «Rekerekeu ma Abau: Соединение с моей землей» . Пантографический пунш . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ pacificislandtravel.com. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Рао, Дорасвами, 2005. «Культура и предпринимательство: исследовательское эссе», Фиджийские исследования: журнал современных Фиджи, 3 (1): S. 57-86.
- ^ Рон Дункан, Культурные и социальные нормы и экономическое развитие в отдаленных общинах аборигенов: уроки Тихого океана, S. 4f
- ^ Jump up to: а б «Краткий портрет: Герд Кох» . Интервью с немецкими антропологами: История федеральной немецкой антропологии после 1945 г. 20 декабря 2012 г. Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Кох, Герд (1986). Materielle Kultur der Gilbert-Inseln . Берлин: Музей Фолькеркунде; английский перевод Гая Слэттера был опубликован под названием «Материальная культура Кирибати» Южно-Тихоокеанского университета в Суве. ISBN 9789820200081 .
- ^ Кох, Герд (1988). «Проект Кирибати: культура островов Гилберта». Визуальная антропология . 1 (3): 275–279. дои : 10.1080/08949468.1988.9966481 .
- ^ Jump up to: а б «70 немых фильмов Герда Коха с островов Гилберта» . Геттингенский университет.
- ^ Венеция Кинги и Майкл Рогуски, «Тихоокеанская программа по предотвращению домашнего насилия: обновление базового внутристранового отчета». Архивировано 14 января 2015 г. в Wayback Machine , январь 2011 г.
- ↑ Нужат Шахзади, «История Марии из деревни Темвайку, Кирибати» , Unicef Pacific, 10.11.2013